Вирусы 10 класс биология профильный уровень

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Образовательная : выявить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их происхождение, значение в природе и в жизни человека;

продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и появлении неклеточных форм жизни.

Развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в учебнике, дополнительной литературе, сравнивать и обобщать, делать выводы, раскрывать причинно-следственные связи;

стимулировать развитие познавательного интереса.

Воспитательная : с целью санитарного просвещения ознакомить учащихся с мерами профилактики заражения вирусными инфекциями и вирусом СПИДа;

подчеркнуть роль открытий М.Бейеринка и Д.И.Ивановского для дальнейшего развития микробиологии.

Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма урока : урок-лекция.

Методы урока : репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.

Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, наличие учащихся; ознакомление с темой, целями урока и планом лекции (план написан на доске).

1. Открытие вирусов. Вирусология.

2. Строение вирусов. Фаги.

3. Характерные особенности вирусов.

4. Проникновение вирусов и фагов в клетки хозяина, их цикл развития.

5. Многообразие вирусов, их значение.

6. ВИЧ, особенности строения, профилактика СПИДа.

7. Происхождение вирусов.

Учащиеся должны вести краткие записи по ходу лекции, выполнять задания учителя и работать с текстом учебника, рисунками и таблицами.

I .Изучение нового материала

1. Актуализация знаний о клеточном уровне жизни по вопросам:

(рассказы учащихся с использованием таблиц №1-3)

А) Перечислите царства живых организмов, имеющих клеточное строение

Б) Отметьте особенности прокариот и эукариот.

В) Какие процессы жизнедеятельности происходят в клетках?

Г) Какими свойствами обладают живые организмы?

Обобщение ответов учащихся.

Универсальной единицей жизни на Земле является клетка. Стратегия жизни клеточных организмов – обмен веществ, рост, развитие, размножение, адаптация. В клетках содержатся все виды нуклеиновых кислот. Носителем наследственной информации являются ДНК.

ДНК (и-РНК)----- (т-РНК)Рибосомы------Белки-------Свойства и признаки клетки

2. Вступительное слово учителя.

На рубеже XIX-XX веков было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений, животных и грибов, бактерий, возбудителей которых обнаружить не удавалось. Возбудители явно имели неклеточную природу.

(учащиеся делают краткие записи в тетрадях)

Вирусология – это наука о вирусах и фагах. Вирусы и фаги относятся к Царству -Vira, Империи - неклеточные организмы.

4. Строение вирусов. Фаги.

(рассказ учителя, беседа с использованием таблицы №4 и рис.38 учебника стр. 79, сам. рисунка 1, сам. работа учащихся с текстом п.20.)

А) Что общего в строении вирусов и фагов?

Б) Чем отличаются между собой различные вирусы?

В) Отличие вирусов от клеточных организмов, сходство с ними.

Характерные особенности вирусов.

(учащиеся заполняют таблицу в тетрадях).

Характерные особенности вирусов

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

1)Способность к размножению.

3) Изменчивость.
4) Приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.

1) Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого.

2) Не потребляют пищи.

3) Не вырабатывают энергию.

5) Нет обмена веществ.

6) Имеют неклеточное строение

1) Очень маленькие размеры.

2) Простата организации (нуклеиновая кислота +белки).

3) Занимают пограничное положение между живой и неживой природой).

4) Высокая скорость размножения.

5) Носитель наследственной информации или ДНК или РНК

Обобщение работы учащихся.

Вирусы – неклеточные организмы. У них нет мембран. Вирусы – переходная форма между живой и неживой природой. Они могут существовать в двух формах: внеклеточной (покоящейся) и внутриклеточной (размножающейся). Вирусы вне клеток имеют вид кристаллов (вирионы), не обнаруживают никаких признаков жизни. Вирус имеет капсид (или суперкапсид) из молекул белка и один вид нуклеиновых кислот (ДНК или РНК). Попав в организм, они переходят в размножающую форму и существуют в виде нуклеиновой кислоты, которая реплицируется за счет клетки хозяина. Вирусы – обязательные внутриклеточные паразиты ( на генетическом уровне). Стратегия жизни вирусов – безудержное размножение с использованием обмена веществ и ферментов клетки. Размеры вирусов от 20 до 200 нм.

5. Проникновение вирусов и фагов в клетки хозяина, их цикл развития.

(рассказ учителя с использованием сам. рисунка 2 и рис. учебника 39: рецепторный механизм и путем эндоцитоза, размножение и цикл развития).

6. Многообразие вирусов и их значение.

(рассказ учителя: больше всего вирусов у животных – 500 видов; у растений – 300 видов, вирусы вызывают инфекционные заболевания, опухоли – 50 видов вирусов, человек использует фаги для борьбы с болезнетворными бактериями, другие – в генной инженерии.)

7. ВИЧ, особенности строения, профилактика СПИДа.

( рассказ учителя с использованием сам. рисунка 1.)

ВИЧ поражает Т-лимфоциты (Т-хелперы), нервные клетки и клетки нейроглии, клетки кишечника и макрофаги. Иммунная система организма утрачивает свои защитные свойства и оказывается не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7-10 лет. ВИЧ – ретровирус с суперкапсидом и ферментами. Размер – 100-150 нм, сферической формы. Имеет две копии РНК (двухцепочечная)

СПИД передается половым путём, через кровь и ткани, содержащие ВИЧ, от инфицированной материи к плоду.

Беседа о мерах профилактики СПИДа. 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.

8. Происхождение вирусов – рассказ учителя.

Тестовая работа по вариантам.

Укажите правильные суждения.

1.Вирусы относятся к прокариотам

2. В сводном состоянии вирусы находятся в форме вириона.

3. Вирусы имеют ядро, в котором содержатся нуклеиновые кислоты.

4. Вирусы не имеют клеточного строения.

5. Вирион состоит из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и капсида.

6. Вирусы растут и размножаются половым путем.

7. Вирусы – клеточные паразиты.

8. СПИД передается половым путем.

Выберите один правильный ответ.

1.Организмы, которым свойственно неклеточное строение, относятся к группе:

А) бактерии Б) вирусы В) простейшие

2. Вирусы состоят из

А) нуклеиновых кислот одного вида и белков

А) свободноживущая форма вируса

Б) оболочка, состоящая из белков

4. Вирусы в клетках хозяина находятся

А) в виде вириона

Б) в виде молекул нуклеиновой кислоты

В) в виде капсида

5. Больше всего видов вирусов встречается

6. Вирус СПИДа – ВИЧ относится к

А) ретровирусам (РНК-вирусы)

7. Вирусы гриппа, герпеса и ВИЧ сходны тем, что они имеют

А) простой касид и молекулу ДНК

Б) суперкапсид и молекулу РНК

В) Суперкапсид и молекулу ДНК

8. Фаги – это вирусы

III. Подведение итогов урока.

Вирусы – неклеточные формы жизни на Земле, существуют за счет безудержного воспроизведения себе подобных, имеющие простую организацию ( нуклеиновую кислоту +белковый капсид).Происхождение вирусов пока неясно. Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают опасные заболевания.

IV. Домашнее задание.

п. 20, записи лекции, приготовить сообщения о вирусах, вызывающих заболевания организмов.

презентация к уроку "Вирусы" биология 10 класс

Скачать:

Вложение Размер
virusy.ppt 2.12 МБ

Подписи к слайдам:

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Презентация к уроку биологии 10 класс (профильный уровень), составлена учителем биологии МБОУ СОШ №2 г.Пыть-Ях, Усаниной Верой Владимировной

План урока: 1.История открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии 2.Строение и жизнедеятельность вирусов 2.1.Состав и строение вирусов. 2.2.Классификация вирусов 2.3.Механизм взаимодействия ви­русов с клеткой. 3.Бактериофаги — вирусы бактерий 4.Роль вирусов в природе и жизни людей. Вирусные заболевания. 5.Особенности функционирования вируса СПИДа. Меры профилактики. 6.Меры профилактики вирусных заболеваний. 7.Закрепление знаний. Работа с мини-тестом. 8.Итоги урока. Запись домашнего задания.

1.История открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии В 1852 году русский ботаник Ивановский Дмитрий Иосифович получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью

В 1901 г. было обнаружено первое вирусное заболевание человека - жёлтая лихорадка. Это открытие было сделано американским военным хирургом У. Ридом и его коллегами. В 1907 году открыт вирус натуральной оспы 1909 год – полиомиелита В 1911 г. Фрэнсис Раус доказал вирусную природу рака — саркомы кур Рауса.

Вирусы — неклеточные формы жизни. Вирусы очень мелких размеров, примерно в 50 раз меньше бактерий. Разглядеть их с помощью светового микроскопа практически невозможно. Размножаются вирусы только в клетках растений, животных и человека, вызывая различные заболевания. Вирусы имеют очень простое строение и состоят из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки и скорее напоминают частицу, нежели клетку. Вне клеток хозяина вирусная частица не проявляет никаких признаков жизни: не питается, не дышит, не растет, не размножается.

2.1.Состав и строение вирусов. Структура вируса на примере ВИЧ (1) РНК-геном вируса, (2) нуклеокапсид, (3) капсид, (4) белковый матрикс (5) липидную мембрану (6-7) гликопротеин -рецепторы (8—11) - белки

2.2.Классификация вирусов: дезоксивирусы рибовирусы ДНК двухнитчаиая ДНК однонитчатая РНК двухнитчатые РНК однонитчатые Без внешних оболочек: Аденовирусы Без внешних оболочек: Крысиный вирус- Без внешних оболочек: Вирусы раневых опухолей, растений Без внешних оболочек: Полиомиелит, Энтеровирусы, Риновирусы , Вирус табачной мозаики С внешними Оболочками: Герпес-вирусы Оспенные вирусы С внешними оболочками : Вирусы кори, свинки, гриппа, бешенства, Онкогенные РНК-содержащие

2.3.Механизм взаимодействия вирусов с клеткой. 1. Инфицирование - это путь проникновения вируса в клетку, методом рецепторного эндоцитоза Этапы : 1)прикрепление вируса к клеточным рецепторам; 2) образование вакуоли/эндоциоз/ . 3) выход вируса из вакуоли в цитоплазму путем слияния вирусной и клеточной мембран 2 . Размножение вируса /только в клетке хозяина/: 1) Репликация вирусной нуклеиновой кислоты (удвоение) 2) Синтез вирусных белков (клеточный материал клетки хозяина) 3) Сборка вирионов. По завершению сборки вирионы выходят из клетки.

3.Бактериофаги Вирусы, поражающие бактерии, называются бактериофагами. Все фаги имеют многогранную призматическую головку и хвост. Диаметр головки 60-95 нм, длина хвоста – 250 нм. Бактериофаги полностью разрушают бактериальные клетки и потому могут быть использованы для лечения бактериальных заболеваний, например дизентерии, брюшного тифа, холеры.

4.Роль вирусов в органическом мире Негативная роль Вызывают заболевания растений, животных и человека. Используются как биологическое оружие. Позитивная роль Регулируют численность живых организмов в биосфере. Являются объектом нанобиотехнологий .

4.Вирусы, вызывающие заболевания человека: герпес свиной грипп ВИЧ гепатит С полиомиелит

Грипп рак простаты ОРЗ Птичий грипп чума

Многие путают два совершенно различных понятия - ВИЧ- инфицированный и больной СПИДом. Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих. Вирус иммунодефицита человека Смертельно опасный вирус СПИДа Трехмерное изображение вируса СПИДа 5.СПИД. ВИЧ

6.Меры профилактики вирусных заболеваний: Соблюдение здорового образа жизни Меры по повышению иммунитета Повышение санитарной культуры населения Своевременное выявление и лечение больных Ношение марлевых повязок при контакте с больными Соблюдение санитарно-гигиенических правил Вакцинация населения

Проверим полученные знания 1.Вирусы – это: А) прокариотическая клетка Б)эукариотическая клетка В) неклеточная форма жизни Г) все верно 2. Вирусы состоят из А) белков и нуклеиновой кислоты Б) целлюлозы и белков В) ДНК и РНК Г) ядра и цитоплазмы 3. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется А. вирион Б. капсула В. вироид Г. капсид

4.Наследственная информация заключена в ДНК у вирусов, вызывающих следующие заболевания: А) СПИД Б) паротит В) герпес Г) корь 5. Вызывают заболевания А) туберкулез 1) вирусы Б) СПИД 2) бактерии В) грипп Г) сальмонеллез Д) корь Е) брюшной тиф А Б В Г Д Е

Сверим ответы Сверим ответы 1 – В 2 – А 3 – Г 4 – В 5 – 2 1 1 2 1 Если нет ни одной ошибки – 5, Если одна или две ошибки – 4, Если более двух ошибок – 3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций.

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи.

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. .

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях для пров.

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс".


Урок разработан с применением технологии моделирование как один из методов осмысления и преобразования учебной информации на уроках биологии.

Скачать:

Вложение Размер
moy_urok_virusy.doc 56.5 КБ
urok_virusy.ppt 1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме "Вирусы "

Тема урока : Вирусы.

Образовательные : сформировать представления о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, классификации, особенностях жизнедеятельности и значении.

Развивающие : развивать умение работать с текстом, формировать познавательный интерес обучающихся к теме посредством применения метода моделирования.

Воспитательные : воспитывать культуру общения, потребность в здоровом образе жизни.

  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

Конец ХIХ века. В 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он невидим в микроскоп даже при сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных искусственных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества - токсины. Шесть лет спустя независимо от Д.И.Ивановского такие же результаты получил нидерландский микробиолог М. Бейеринк. Правда, он сделал вывод, что мозаику табака вызывают не микробы, а "жидкое заразное начало", размножающееся лишь в живых организмах. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Возбудителем мозаики табака оказались не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не "жидкое заразное начало", как предполагал Бейеринк. (Слайд 1)

- Что это за существа? Каково ваше предположение? (ответы учащихся - вирусы)

Тема урока: Вирусы. Запишите тему урока в тетрадь (Слайд 2,).

Сегодня нам предстоит ответить на вопросы:

Как устроены вирусы?

Как они размножаются?

Каково их значение и каковы способы защиты от вирусов? ( Слайд 3)

-Работать мы будем по плану, который представлен на данном слайде. (Слайд 4)

- В какой форме структурирована учебная информация? ( ответы учащихся - модель). Она поможет нам увидеть главное в теме.

  1. Создание учебной ситуации

По выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара, « вирусы - это "плохие новости в упаковке из белка" .

- В чем смысл этого высказывания, как вы думаете? (гипотезы учащихся).

Прозвучали разные предположения, какое из них точнее – в этом нам предстоит разобраться.

Как вы думаете, почему он так сказал? В этом нам сегодня предстоит разобраться.

  1. Учебная деятельность.
  1. Проверка домашнего задания

(Учащиеся представляют свои модели и защищают их) (Слайды 6,7,8,9,10)

- Удалось ли отразить в модели специфические черты вирусов?

Ученые до сих пор спорят: вирусы - это существа или вещества?

- А как считаете вы?

- В чем сходны вирусы с живыми организмами, а чем отличаются?

- Какими специфическими чертами обладают вирусы? (отличия вирусов от живых организмов)

Выводы (формулируют учащиеся) записываем в тетради:

  • Вирусы имеют очень маленькие размеры, различимы в электронный микроскоп.
  • Имеют простое неклеточное строение: нуклеиновая кислота + белки.
  • Наследственный материал вирусов представлен либо ДНК, либо РНК.
  • Генетический материал вирусов, попав в клетку организма-хозяина, начинает синтезировать собственные и-РНК и белки.
  • Вирусы - внутриклеточные паразиты, вне клетки не способны к самовоспроизведению и осуществлению процессов обмена веществ.

  1. Знакомство с новой учебной информацией.

В переводе с латинского "вирус" означает "яд". Он представляет собой особую форму жизни. Наука, которая изучает вирусы, называется вирусология.

Международным Комитетом по Таксономии Вирусов в 1966 году была принята система классификации вирусов основанная на различии типа (РНК и ДНК), количества молекул нуклеиновых кислот (одно- и двух-цепочечные) и на наличии или отсутствии оболочки ядра. Система классификации представляет собой серию иерархичных таксонов:

Вид (-Virus) (Слайд 11)

А сейчас нам предстоит разобраться, каков механизм действия вирусов в живом организме.

  1. Смысловое чтение текста (Механизм действия вирусов).

-Вашему вниманию предложен научный текст. Внимательно прочитайте его и составьте схему механизма действия вируса

Проникновение вируса в клетку. На следующем этапе вирусу необходимо доставить внутрь клетки свою генетическую информацию. Некоторые вирусы переносят также собственные белки, необходимые для её реализации (особенно это характерно для вирусов, содержащих негативные РНК). Различные вирусы для проникновения в клетку используют разные стратегии: например, пикорнавирусы впрыскивают свою РНК через плазматическую мембрану, а вирионы ортомиксовирусов захватываются клеткой в ходе эндоцитоза, попадают в кислую среду лизосом, где происходит их окончательное созревание (депротеинизация вирусной частицы), после чего РНК в комплексе с вирусными белками преодолевает лизосомальную мембрану и попадает в цитоплазму. Вирусы также различаются по локализации их репликации, часть вирусов (например, те же пикорнавирусы) размножается в цитоплазме клетки, а часть (например, ортомиксовирусы) в её ядре.

От способности вируса преодолевать системы противовирусной защиты напрямую зависит его выживание. Неудивительно, что многие вирусы (например, пикорнавирусы, флавивирусы) в ходе эволюции приобрели способность подавлять синтез интерферонов, апоптозную программу и так далее. Кроме подавления противовирусной защиты, вирусы стремятся создать в клетке максимально благоприятные условия для развития своего потомства.

У многих вирусов существуют системы контроля, обеспечивающие оптимальное расходование биоматериалов клетки-хозяина. Например, когда вирусной мРНК накоплено достаточно, транскрипция вирусного генома подавляется, а репликация напротив — активируется.

Созревание вирионов и выход из клетки. В конце концов, новосинтезированные геномные РНК или ДНК одеваются соответствующими белками и выходят из клетки. Следует сказать, что активно размножающийся вирус не всегда убивает клетку-хозяина. В некоторых случаях (например, ортомиксовирусы) дочерние вирусы отпочковываются от плазматической мембраны, не вызывая её разрыва. Таким образом, клетка может продолжать жить и продуцировать вирус.

Попав в клетку, генетический материал вируса взаимодействует с ДНК хозяина таким образом, что клетка сама начинает синтезировать необходимые вирусу белки. Одновременно происходит копирование наследственного материала паразита, и в цитоплазме зараженной клетки начинается самосборка новых вирусных частиц. Готовые вирусные частицы покидают клетку или постепенно, не вызывая ее гибели, но изменяя работоспособность, или одновременно в большом количестве, что приводит к разрушению клетки.

Механизм действия вирусов:

1.Прикрепление вируса к клетке –хозяина;

2. Проникновение вируса в клетку;

3. Транскрипция вирусного генома — то есть синтез вирусной мРНК;

4. Её трансляция, то есть синтез вирусных белков;

5. Репликация вирусного генома (в некоторых случаях, когда генетическая информация вируса закодирована в виде РНК геномная РНК одновременно играет роль мРНК, и, следовательно, процесс транскрипции в паразитируемой клетке не происходит за ненадобностью);

6. Выход вируса из клетки. (Слайд 12)

6. Проверка (модель- слайд 13)

7. Практическая работа (Решение задачи на закрепление изученного материала)

Фрагмент молекулы ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ТТАГЦЦГАТЦЦГ. Данная молекула была поражена вирусом, имеющим молекулу ДНК ЦЦГААТГЦГАТТ .Установите нуклеотидную последовательность т-РНК, которая синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Решение : Заменяет исходную молекулу ДНК на вирусную и решаем задачу, используя алгоритм:

•Молекула т-РНК синтезируется на ДНК по правилу комплементарности.
•Не забудьте, что в состав РНК вместо тимина входит урацил.
•Антикодон – это последовательность из трех нуклеотидов, комплементарных нуклеотидам кодона в и-РНК. В состав т-РНК и и-РНК входят одни те же нуклеотиды.

  1. Практическая значимость темы.

- Какова практическая значимость темы?

Когда вирус поселяется в клетке, он заставляет работать её на себя и в результате этого в организме возникает то или иное заболевание. Вирусы вызывают огромное число заболеваний, как у растений, так и у животных и человека. Вирусных заболеваний человека очень много. Большинство из них у нас на слуху: полиомиелит, бешенство, ветрянка, герпес, гепатит, грипп, СПИД (демонстрация слайдов презентации) (Слайд 14).

Но самое страшное вирусное заболевание на сегодняшний день – это СПИД, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). (Слайд 15) СПИД – называют чумой XX века, почему? Об этом я попрошу вас дома написать эссе.

Итак, в начале урока мы услышали выражение английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара, « вирусы - это "плохие новости в упаковке из белка". Как вы думаете, почему же он так сказал? (Дискуссия)

Вирусы - это "плохие новости в упаковке из белка", так как:

  1. Вирус не имеет клеточного строения: главная часть вируса – это молекула ДНК или РНК, покрытая сверху капсодом – оболочкой из белка;
  2. Вирусы способны жить и размножаться только в живых клетках;
  3. Вирусы имеют простой механизм размножения:

1) Прикрепление вируса к клетке –хозяина;

2) Проникновение вируса в клетку;

3) Редупликация вирусного генома;

4) Синтез вирусных белков и самосборка капсида;

5) Выход вируса из клетки.

4. Вирусы очень быстро размножаются;

5. Вирусы вызывают опасные заболевания (Слайд 16)

- Можно ли защитить себя от вирусных заболеваний?

-Ответы учащихся: да и не всегда.

- С помощью профилактических прививок (Слайд 17) и выполнения простых гигиенических правил (Слайд 18).

  1. Домашнее задание ( по выбору учащихся) .

Вашему вниманию предлагаю следующие виды домашнего задания (Слайд 19, 20)

Подписи к слайдам:

Работы Д.И.Ивановского Дмитрий Иосифович Ивановский — русский физиолог растений и микробиолог. Окончил Петербургский университет (1888). Ассистент Ботанической лаборатории Петербургской АН (с 1890), приват-доцент Петербургского (1895—1901), профессор Варшавского(1901—15) и Донского (с 1915) университетов. Начав в 1887 изучение заболеваний табака на Ю. России, различил ранее смешиваемые так называемые рябуху и мозаичную болезнь. Выяснил (1892), что возбудитель последней, в отличие от бактерий, невидим в микроскоп при самом сильном увеличении, проходит через фарфоровые фильтры и не растет на обычных питательных средах. Обнаружил в клетках больных растений кристаллические включения ("кристаллы И."), открыв, таким образом, особый мир возбудителей заболеваний небактериальной и непротозойной природы, названных впоследствии вирусами. Д.И.Ивановский (1864-1920)

Цель: расширить знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, классификации, особенностях жизнедеятельности Задачи: 1.Как устроены вирусы; 2. Как они размножаются; 3. Каково их значение и каковы способы защиты от вирусов.

Вирусы Вирусы 2.Проникновение в клетку 3.Перепрограммирование клетки 4.Персистенция 5.Создание новых вирусных компонентов 6.Созревание вирионов и выход из клетки Простейшая форма жизни на нашей планете. Не способны размножаться вне клетки. Модель Теллы Веры 10 в 1.Присоединение к клеточной мембране

Неклеточная форма жизни Состоит из: Нуклеиновых к-т ( или ДНК, или РНК) и белка Размножаются путем эндоцитоза или вводит в клетку свою нуклеиновую к-ту Разнообразие: Вирус Герпеса, Вирус Табачной мозаики, Бактериофаг Вирус Вирусы, инфицирующие бактерий – бактериофагами Заболевания: Грипп, корь, краснуха, гепатит, ветряная оспа, бешенство, герпес, СПИД… Модель Константиновой Анастасии 10 в

Вирусы (неклеточная форма жизни) Прямое воздействие (воздействие на кл етку). Косвенное (путём уничтожения бактерий)- бактериофаги Сложные (нуклеиновая кислота, капсид и дополнительная белковая или липопротеидная оболочка.) Простые (нуклеиновая кислота и капсид) Модель Румянцева Никиты

Вирус Строение: Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК) Белковая оболочка, которую называют капсидом Дополнительная липопротеидная оболочка. ДЕЗОКСИВИРУСЫ РИБОВИРУСЫ 1. ДНК двухнитчатая 2. ДНК однонитчатая 1. РНК двухнитчатая 2. РНК однонитчатая 1.1. Кубический тип симметрии: 1.1.1. Без внешних оболочек: аденовирусы 1.1.2. С внешними оболочками: герпес-вирусы 1.2. Смешанный тип симметрии: Т-четные бактериофаги 1.3. Без определенного типа симметрии: оспенные вирусы 2.1. Кубический тип симметрии: 2.1.1. Без внешних оболочек: крысиный вирус Килхама, аденосателлиты 1.1. Кубический тип симметрии: 1.1.1. Без внешних оболочек: реовирусы, вирусы раневых опухолей растений 2.1. Кубический тип симметрии: 2.1.1. Без внешних оболочек: вирус полиомиелита, энтеровирусы, риновирусы 2.2. Спиральный тип симметрии: 2.2.1. Без внешних оболочек: вирус табачной мозаики 2.2.2. С внешними оболочками: вирусы, бешенства, онкогенные РНК-содержащие вирусы Модель Хачапуридзе Александры

Вирус Вирус По виду: 1)Фильтрующиеся 2)Нефильтрующиеся Состав вирусов Белковая оболочка Нуклокапсид Содержит ДНК или РНК Вирусные заболевания : Бешенство Оспа Грипп Полиомиелит Гепатит Корь Жизненный цикл вирусов Вироспора Прикреплении к клетке Внедрение в клетку Латентная стадия Образование вирусов нового поколения Выход в вироспор Фаги - группа вирусов, приспособившаяся к паразитированию в бактерии и вне этих клеток не проявляющие свойств Состав ДНК и белковый компонент Форма Головка и хвост Применение фагов С лечебной и профилактической целью против возбудителей х холеры, брюшного тифа Модель Сидельниковой Анастасии

Классификация вирусов Международным Комитетом по Таксономии Вирусов в 1966 году была принята система классификации вирусов основанная на различии типа (РНК и ДНК), количества молекул нуклеотических кислот (одно- и двух-цепочечные) и на наличие или отсутствие оболочки ядра. Система классификации представляет собой серию иерархичных таксонов: Отряд (- V irales) Семейство (- V iridae) Подсемейство (- V irinae) Род (- V irus) Вид (- V irus)

Механизм действия вирусов: 1. Прикрепление вируса к клетке –хозяина; 2. Проникновение вируса в клетку; 3. Редупликация вирусного генома; 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида; 5. Выход вируса из клетки. Вирусы – внутриклеточные паразиты, которые действуют на генетическом уровне.

Значение вирусов 1 Вирусы-возбудители тяжелых заболеваний : СПИДа Бешенства Полиомиелита Гепатита Гриппа Оспы Герпеса 2 Позитивные значения вирусов.

Строение вируса иммунодефицита человека .

Вирусы (по составу) ДНК – содержащие РНК – содержащие ретровирусы Оспа герпес Грипп, краснуха, бешенство ВИЧ, атипичная пневмония Вирусы (по строению) Простые Вирус табачной мозаики Сложные Грипп, ВИЧ Строение и состав вирусов Капсид Нуклеиновая кислота Химические вещества . ДНК РНК Белки Углеводы Липиды

Профилактика вирусных заболеваний

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками.

Разработка урока по праву 10 класс. Система органов власти. Федеральное собрание.

Календарно-тематическое планирование уроков информатики и ИКТ в 10 классе для физико-математического и информационно-технологичнеского профиля. Планирование составлено на основе рекомендаций автора уч.

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос.

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Саблина, 2008, государственного образовательного стандарта (Э.Д. Днепр.

материал урока расчитан на обобщение и систиматизацию знаний и для подготовки к ЕГЭ.

Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущ.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции