Вирус фантомас что это

Мне нужен труп, я выбрал вас.


До скорой встречи, Фантомас.

Европейская культура возвращается к декадансу начала века. Французы снова загадали себе детскую загадку о Фантомасе и пытаются ее разгадать.Причем, делают это совершено серьезно.

Во Франции существует даже "Общество друзей Фантомаса". Это не секта и даже не литературный кружок. Его участники заняты тем, что хотят узнать происхождение Фантомаса. По мнению "друзей Фантомаса", очень редко встречаются люди, такие, как, например, Фандор или Жюв, верящие, что могут разгадать тайну этого демонического героя.

Фантомас непостижим. Таким он и останется до самого конца. Он будет сопротивляться до последнего. А потом, возможно, превратится в вирус, который уничтожит человечество.

На днях в Париже в центре Помпиду завершился семинар, посвященный культовому фильму и культовой фигуре Фантомаса.

На семинарах были представлены книги и посвященные Фантомасу веб-сайты, демонстрировались старые фильмы Луи Фейлада и Клода Шаброля. Экспонировались даже рукописи журналистов Марселя Аллена и Пьера Сувестра, которые в 1911 году и создали героя, воспринимаемого европейцами олицетворением зла. Сувестр умер в 1914 году, Аллен прожил до 1969 года, но всегда находился во власти этого "сумеречного" образа.

Пристально изучив центральный образ литературного произведения и кинофильмов, ученые, критики и литераторы, пришли к выводу, что современные политики видят Фантомаса в бен Ладене, а меломаны обнаруживают его явное сходство с Daft Punk.

Поневоле вспоминается что-то из пародии на методы Фрейда - "если вам приснилась белая мышь, не смотрите на воду. "

В полицейском Жюве, ведущим бесперспективную охоту за преступником, участники семинаров увидели символ уже бесполезных репрессивных мер.

Главным объектом критики постепенно становится Ширак и его стремление поставить на колени пригороды Парижа и все пригороды Франции, позабыв о том, что именно из пригородов в первое десятилетие ХХ века вышли apaches, преступники, действовавшие вместе с Фантомасом, духовные отцы современных молодежных банд. Персонаж Фандор, журналист, который позднее узнает о том, что он сын Фантомаса, олицетворяет собой судьбу прессы, осознающую свое поражение и исчезновение. "Фантомас протягивает к нам руки через экраны компьютеров и душит нас", - воскликнул журналист, принимавший участие в семинарах в Бобуре (Центр Помпиду). В подруге бандита, Леди Бельтам, безумно влюбленной в "Проклятого ангела", человека, который убил ее мужа, психиатры видят трагическое проявление безнадежной страсти.

В России даже в глухие застойные годы к Фантомасу относились как к некой пародии, дети любили играть в Фантомаса, а дети в настоящее зло не играют.

Замечательно выразил российский пофигизм по отношению к "каину и манфреду французской культуры" наш бард Александр Дольский:

Поэты мы, поэты мы,

Мы песню сочинили -

И в ней без околичностей

Расскажем мы о личности

О личности по кличке Фантомас!

Мы сейчас разыщем вас!

Заглянем в черный гроб сейчас,

И для приманки купим колбасы!

Поймаем мы агрессора,

И нашего профессора

На всякий случай, дернем за усы!

Пейте кислый хлебный квас!

И ешьте кашу манную,

А ногу деревянную

Мы вам подарим, старый подлый шут!

Идем без пистолета мы

Наш комиссар - красавец смелый Жюв!

Мы вовсе не уверены,

Что все из нас проверены,

А может быть, он в ком-нибудь из нас.

Прокрался тихой сапою,

И даже мама с папою

Не знают, что их чадо - Фантомас!

Под маской безразличия

И подлость не показывает глаз.

А все ли вы уверены

И накрепко проверены,

Что вы - не Фантомас, не Фантомас?

Но его творчество в центре Помпиду не рассматривали сквозь призму влияния реминисценций образа Фантомаса на мировую культуру. А жаль – было бы очень полезно.

В этом году исполнилось 100 лет первому фильму о Фантомасе "Фантомас. В тени гильотины" режиссера Луи Фейада. Премьера прошла в "Гомон-Паласе", самом большом парижском кинотеатре, что на площади Клиши. Публика ломилась на встречу с любимым героем. Фантомаса знали и любили. С 1911 года вышли 32 романа о Фантомасе, созданные Пьером Сувестром и Марселем Алленом. Один другого успешнее: "Мертвец-убийца", "Объятие дьявола", "Трагический букет", "Отрезанная рука".

С этого фильма-юбиляра и началась огромная кинематографическая фантомасиада — 13 художественных фильмов с 1913 по 2012 год. Кроме того, было создано несметное количество комиксов, а также радио-спектакли и две пьесы для театра. Почему же Фантомас, этот жестокий монстр, воплощение зла, оказался столь живуч, в то время как многие другие любимые детища массовой культуры канули в небытие?

Вот, как объяснял в 1961 году феномен Фантомаса на страницах Le Figaro litteraire Жан Кокто: "Фантомас нас завораживает тем, что он не подчиняется никаким правилам. Обладая инстинктивным мужеством, он стоит выше разума, выше интеллекта. Интеллект опасен своим контролем над дерзостью. Он тормоз, парализующий стремительный бег гения. Наша эпоха испытывает тоску старости, которая обращается к образам прошлого. Переиздаются былые истории. Арсен Люпен и Рультабийль выходят из могил. Но Фантомас — под маской, в плаще, в который бы облачился и сам Растиньяк, чтобы завоевать Париж,— превосходит их всех. Этот легендарный монстр попирает ногой Париж, как Святой Георгий побежденного дракона".

Вряд ли сейчас кто-нибудь зачитывается книжками о Фантомасе. У нас они были переведены и издавались в изобилии в 1990-е годы в тщетной надежде попользоваться кинематографической славой героя, появившегося на советских экранах в 1960-х и оставившего о себе множество анекдотов, рассказ Виктора Драгунского и детский стишок "Мне нужен труп. Я выбрал вас. До скорой встречи, Фантомас". Это понятно. Фантомас давно бы почил, если бы не кино, вновь и вновь оживляющее его, вливающее в его жилы новую кровь. Именно кинематограф открыл нам лицо Фантомаса, до того скрытое под маской.


Фантомас пережил удивительные трансформации. Вот его первое лицо — лицо Рене Наварра в том самом первом фильме-юбиляре. Бедняжка Фантомас! Его внешность, на наш теперешний взгляд, оставляет желать лучшего. Какой же он щупленький, жалкий, с козлиной физиономией. Кроме улыбки, недоумения и жалости он никаких эмоций не вызывает. Где же инфернальность, мужественность, мускулы? А сам фильм показался бы теперь наивным даже маленьким детям. Они уже столько повидали на своем коротком веку — их таким Фантомасом не напугаешь.

Но в первой части четырехсерийного франко-германского телевизионного фильма, вышедшего в 1980 году, режиссер — ни много ни мало сам Клод Шаброль. Все та же страшная сказочка для взрослых, что и в фильме 1913 года, превращается благодаря таланту режиссера в изысканную историю, в реальность, в драму человеческих отношений. И если в фильме-юбиляре инспектор Жюв в последний момент спасает актера, загримированного Фантомасом, от гильотины, то в фильме Шаброля невиновный актер-двойник Фантомаса гибнет под ее ножом. Перед казнью подробно показывается, как собирают и устанавливают это изобретение Великой французской революции. И тут уж зло торжествует в полной мере. Лицо Фантомаса здесь — это лицо Хельмута Бергера. Он необыкновенно хорош собой, и Фантомасу едва ли ни сочувствуешь.

Следующие серии были сделаны Жуаном Бунюэлем, сыном великого режиссера. Они несколько запутанны по содержанию, но краткий сюжет таков. Вторая серия "Объятие дьявола". В ограбленной квартире находят тело женщины, у которой переломаны все кости. Инспектор Жюв убежден, что здесь замешан Фантомас. Третья серия "Мертвец-убийца". В городе происходит серия убийств, после того как из тюрьмы исчезает труп заключенного. Однако отпечатки пальцев свидетельствуют: убийства совершил он. За расследование берется журналист Фандор. Четвертая серия "Трамвай-призрак". Фантомас похищает короля Трансильвании и выпытывает, где хранится главное богатство королевства — красный бриллиант. Инспектора Жюва принимают за Фантомаса, а сам Фантомас благополучно исчезает с бриллиантом. Леди Бельтам посещает короля с предложением о выкупе камня.


Чтобы понять, что происходит, нужно разобраться, кто есть кто. Что за маски в этой комедии.

Жюв — инспектор полиции. Энергичный, умный, смелый (список качеств можно продолжать). Его главная цель в жизни — поймать монстра.

Жером Фандор — журналист. После того как Фантомас убил его родителей, он становится другом и союзником Жюва. Молод, спортивен, порывист.

Леди Мод Бельтам — светская львица. Выйдя, будучи еще очень молодой, замуж за лорда Бельтама, она становится любовницей Фантомаса, который под именем Гурн был адъютантом ее мужа во время англо-бурской войны. Красавицу раздирают противоположные страсти: фамильная честь и любовь к Фантомасу, убившему ее мужа.

Есть еще некая княгиня Соня — вероятно, русская аристократка, у которой Фантомас все время похищает драгоценности.

Дивная компания, что и говорить.

К советским зрителям неуловимый Фантомас пробрался через железный занавес в 1966 году. И его лицо — это лицо кумира того времени Жана Маре. Режиссер — Андре Юнебель. Причем сам фильм — это пародия на все предыдущие, но мы-то их не видели, ничего о Фантомасе не знали и принимали сюжет за чистую монету. Кассовый успех "Фантомаса" был огромен: его посмотрели более 45 млн зрителей, а два остальных фильма трилогии — "Фантомас разбушевался" и "Фантомас против Скотленд-Ярда" — соответственно 44,7 млн и 34,3 млн человек.

Милен Демонжо, исполнительница главной женской роли журналистки Элен, в своей книге "Мое кино. Одна жизнь и множество фильмов", вышедшей в Париже в 2011-м, уверяет, что после визита съемочной группы в 1964 году на ММКФ планировались съемки еще одной серии о Фантомасе — "Фантомас в Москве". Интересно, кто защищал эту идею в Госкино и какие приключения ожидали синюю маску в столице победившего социализма? Но проект не состоялся. Де Фюнес, исполнявший роль Жюва, хотел заняться чем-то другим, а Жан Маре и слышать об этом не хотел. Ему с избытком хватило роли марионетки и в предыдущих сериях. В довершение ко всему макияж зеленого цвета и резиновые маски Фантомаса портили ему кожу. Этого красавец любовник терпеть не захотел.


И все же при всем своем успехе фильмы о Фантомасе не произвели такого воздействия на умы, как трофейный послевоенный "Тарзан". Тогда многие несознательные пионеры привязывали к веткам канаты и, раскачиваясь, с Тарзановыми криками носились с дерева на дерево. А тут дело ограничилось подражанием зловещему смеху Фантомаса. Кстати, это мрачное "ха-ха-ха" с закрытым ртом появилось только в русской версии, дублированной на киностудии "Союзмульфильм". Что касается эксцессов среди подростков, то в 1974 году на наши экраны вышел двухсерийный фильм "Анискин и Фантомас" (режиссеры Михаил Жаров и Владимир Рапопорт), а это означает, что Фантомас спустя восемь лет еще жил в памяти народной. Действие "Анискина" происходит в деревне, где тамошний милиционер (стареющий гений советского кино Михаил Жаров) гоняется, как инспектор Жюв, за подростками, играющими в Фантомаса. Они действуют в масках — в черных чулках, натянутых на голову.

Последний раз Фантомаса реанимировали в 2012 году, но, хотя его сыграл красавец Венсан Кассель, прежней силы монстр зла не обрел. В наши дни слава Фантомаса явно померкла. Я провела маленький культурологический опрос среди своих студентов. Да, они слышали такое слово. Кажется, был такой фильм. Они видели какие-то фрагменты, но показалось скучно. Вот Фредди Крюгер из "Улицы Вязов" — это до сих пор круто, и потом появились прекрасные вампиры, затмившие пожилую нечисть.

Но самый главный показатель заката Фантомаса — отсутствие мюзикла. А мюзиклы создают тогда, когда авторы абсолютно уверены: книга и главный герой настолько известны, что с сюжетом и персонажами можно себе позволить всякие вольности. Существует же, например, мюзикл "Монте-Кристо". А ведь если вдуматься, Эдмон Дантес если не дедушка, то кузен Фантомаса. Между ними существует явное родство. Правда, Эдмон Дантес не носит маску. Но он сам маска. Действует он также под разными обличьями: то он аббат Бузони, то эксцентричный рыжий англичанин. Он тоже творит зло, но не ради зла как такового, а во имя мщения своим врагам. В анамнезе — трагическая любовь. Экзотика — албанская принцесса Гайде вся в шальварах и вуалях.

В истории Фантомаса даже больше компонентов для мюзикла. Он тоже превращается то в таинственного Гурна, то в холодного и неприступного доктора Челека, то в директора банка, то в маркиза при дворе короля Трансильвании. Есть и роковая любовь — леди Бельтам. И все равно, как назло легендарный носитель маски, этот дьявол во плоти, все время удостаивается не арии, а пародии.

И как последняя искра догоревшего фейерверка славы — клуб "Фантомас" в Москве. Интересно, какие реминисценции вызывает это название у посетителей? Ждут ли они новых встреч? Кто знает.

В начале февраля этого года бельгийские правоохранительные органы изъяли C&C-серверы печально известного шифровальщика Cryakl. После этого полиция передала приватные ключи нашим экспертам, которые обновили бесплатную утилиту RakhniDecryptor, предназначенную для восстановления зашифрованных зловредом файлов. Вымогатель, несколько лет атаковавший пользователей в России, а через партнеров — и в ряде других стран, наконец был остановлен.

Этой весной исполнилось четыре года с момента первых атак зловреда, и на фоне общего спада активности шифровальщиков-вымогателей (об этом вы можете прочитать в нашем отчете) мы решили вернуться к теме Cryakl и рассказать подробно о том, как менялся и совершенствовался один из ярких представителей этого вымирающего вида.

Впервые мы столкнулись с Cryakl, еще не зная, что он из себя представляет, весной 2014 года. Тогда шифровальщик начал активно распространяться, в основном посредством спам-рассылок. Сначала вредоносные вложения обнаруживались в письмах, отправленных якобы Высшим арбитражным судом РФ в связи с некими правонарушениями, а спустя какое-то время сообщения стали приходить и от других ведомств, в частности от ТСЖ.

В типичном вредоносном письме содержалось вложение одного из следующих типов:

  • Офисный документ с вредоносным макросом
  • JS-скрипт, загружающий троянца
  • PDF документ с ссылкой на исполняемый файл

Примерно тогда же зловред и обрел свое второе имя: одна из вариаций Cryakl (Trojan-Ransom.Win32.Cryakl.bo) после окончания шифрования файлов на диске пользователя меняла картинку на Рабочем столе на обращение от лица ретро-злодея Фантомаса из одноименного французского фильма:



Географическое распределение пользователей, атакованных Cryakl

Если посмотреть на данные об активности Cryakl в разные годы, становится видно, что первые заметные признаки жизни зловред начал подавать в 2014 году.


Количество уникальных пользователей, у которых был задетектирован Cryakl, 2014–2018 гг.

Cryakl написан на Delphi, при этом крайне плохо: это сразу бросилось нам в глаза, когда мы впервые изучили одну из его первых версий. Файловые операции производились чрезвычайно неэффективно, а алгоритм шифрования был элементарным и нестойким. Мы даже подумали, что имеем дело с тестовой сборкой (тем более, что внутренняя версия была обозначена как 0.0.0.0). В результате возникало впечатление, что автор Cryakl был не слишком опытным вирусописателем. Возможно, в силу возраста — как тут не вспомнить, что все начиналось с рассылок писем о военном призыве.

Первая обнаруженная версия зловреда не меняла имена зашифрованных файлов, но помещала в конец каждого файла текстовую структуру, содержащую MD5 от заголовка, MD5 от самого файла, его оригинальный размер, оффсеты и размеры зашифрованных кусков. Заканчивалась она маркером , необходимым, чтобы отличать зашифрованные файлы от незашифрованных.

Мы продолжали свои наблюдения и в последующие месяцы регулярно обнаруживали все новые и новые версии Cryakl: 1.0.0.0, 2.x.0.0, 3.x.0.0, …, 8.0.0.0. В разных версиях злоумышленники вносили изменения в алгоритм шифрования, а также в схему именования файлов (они стали получать расширения вида .id-<….08.2014 16@02@275587800>-email-mserbinov@aol.com-ver-4.0.0.0.cbf). Многократно изменялась и текстовая структура в конце файла, в нее добавлялись новые данные, участвующие в шифровании и расшифровке, а также разнообразная служебная информация.

После этого мы обнаружили версию Cryakl CL 0.0.0.0 (не путать с 0.0.0.0), заметно отличавшуюся от предыдущих модификаций: вдобавок к шифрованию некоторых частей файла самописным симметричным алгоритмом троянец по непонятным причинам стал шифровать другие его части алгоритмом RSA. Другим заметным изменением стала отправка ключевых данных, использующихся при шифровании, на командные серверы злоумышленников. Структура в конце зашифрованного файла стала обрамляться новыми тегами (, ), нужными для его определения.


Изображение в одной из модификаций Cryakl CL 0.0.1.0

В версии CL 1.0.0.0 троянец перестал пересылать ключи через интернет, вместо этого необходимые для расшифровки данные он стал шифровать RSA и помещать в структуру в конце файла.

В последующих версиях CL 1.1.0.0 — CL 1.2.0.0 принципиально ничего не менялось, только увеличивался размер используемых ключей RSA. Это в целом повысило уровень шифрования, но не изменило ситуацию кардинальным образом.


Изображение в одной из модификаций Cryakl CL 1.2.0.0

Начиная с версии CL 1.3.0.0 троянец — снова по непонятным причинам — перестал шифровать регионы в файлах алгоритмом RSA. Алгоритм стал использоваться только для шифрования ключей, а содержимое файлов обрабатывалось претерпевшим некоторые изменения самописным симметричным алгоритмом.


Изображение в одной из модификаций Cryakl CL 1.2.0.0

В качестве способа связи злоумышленники во всех версиях зловреда оставляли различные адреса электронной почты. Эти адреса содержатся в именах зашифрованных файлов (например, email-eugene_danilov@yahoo.com.ver-CL 1.3.1.0.id-….randomname-FFIMEFJCNGATTMVPFKEXCVPICLUDXG.JGZ.lfl) и на картинке, устанавливаемой троянцем в качестве обоев Рабочего стола. В ответ на письма жертвы получали сумму выкупа в Bitcoin и адрес криптовалютного кошелька.

После поступления средств на счет преступники отправляли пострадавшему утилиту-декриптор и ключевой файл.

Проблема с Cryakl заключалась в том, что в его наиболее свежих версиях применялось ассиметричное шифрование RSA. В теле зловреда содержались публичные ключи, которые использовались для шифрования данных пользователей. Без знания соответствующих приватных ключей мы не могли создать утилиту для расшифровки. Изъятые бельгийскими правоохранительными органами и переданные нам ключи позволили расшифровать несколько версий вымогателя.


Фрагмент приватных ключей RSA

Используя полученные ключи, мы добавили в утилиту Rakhni Decryptor функциональность для восстановления файлов, зашифрованных следующими версиями Cryakl:

Что же такого в этом фильме? В чем его магия, ключ к успеху?

Андрей Шарый: Классический цикл романов о Фантомасе - 32 тома, написанные Марселем Алленом и Пьером Сувестром в 1910-1913 годах.

Иван Толстой: А какого они объема, каждый?

Андрей Шарый: Страниц по 400. Дело в том, что они подписывали контракт на объем, поэтому приключения Фантомаса везде разноформатны, а формат романа - одинаковый. Поэтому есть и длинноты, ясно, что писатели "гнали строку", как говорится, надиктовывали довольно пустоватые места, где-то вдруг скачет сюжет. Но писатели были связаны коммерческими обязательствами. Парижский издатель Артем Файяр, который выпускал в 10-е годы прошлого века эти книги, хотел издавать ежемесячный журнал развлекательного чтения. В результате идея трансформировалась в выпуск вот этой серии романов, которые стали невероятно популярными, это народная литература. Потом, когда книги вышли, началась война, ситуация изменилась, и облик Фантомаса изменился. В 20-е годы Марсель Аллен, оставшись один, без соавтора - поскольку Сувестр неожиданно умер от воспаления легких в 1914 году - написал еще за 40 лет, до своей смерти в самом конце 60-х, еще 12 романов о Фантомасе. Там был другой Фантомас, более современный, там были даже какие-то космические приключения, ракеты какие-то. Но классическими являются первые 32 романа. Но и они не все издаются.

Иван Толстой: Мы дойдем и до сюрреалистов, а пока об образе Фантомаса у Аллена и Сувестра расскажет профессор Сорбонны, многолетний – в прошлом – президент Общества друзей Фантомаса Доминик Калифа.

Доминик Калифа: Фантомас – это криминальный гений, воплощение преступления. В литературе тех времен присутствует множество преступников злодеев, но Фантомас на ступеньку выше их всех. Он более жестокий, порочный. он - просто аллегория зла. И эта аллегоричность персонажа подчеркивается тем, что Фантомас не имеет лица. Он всегда носит маску, и стоит сорвать одну, под ней открываются все новые. Фантомас задуман как воплощение преступности и зла, как персонаж, способный поразить воображение французов тех времен. А страх перед преступлением во времена прекрасной эпохи весьма ощутим. Кинематограф и литература тех времен полны насилия. В те же годы, что и роман о Фантомасе, возникает громкое дело преступника анархиста Боно. И если Боно воплощает реальную преступность, то Фантомас является его воображаемым двойником, в его персонаже кристаллизуются все страхи и тревожные предчувствия его времени.

Иван Толстой: Профессор Сорбонны Доминик Калифа рассказывает о реакции французского общества начала ХХ века на романы Аллена и Сувестра.

Доминик Калифа: Это был феноменальный успех, что-то потрясающее. Романы выходят не в форме газетного фельетона, они продается в отдельных томах, и первый же том раскуплен моментально. Это настоящая бульварная литература, романы изданы на плохой бумаге и продавались очень задешево. Каковы были первые тиражи неизвестно. Согласно легенде, первый том был продан тиражом в 5 миллионов экземпляров. Правда это или нет, никто не знает. Но слава о Фантомасе разошлась по всей стране – кругом висели афиши с Фантомасом, книга продавалась во всех киосках. Аллен и Сувестр заработали кучу денег на Фантомасе. Чем объясняется такой успех? Думаю, что для общества Прекрасной эпохи, буквально одержимого преступлением, Фантомас стал настоящим символом зла.

Иван Толстой: Профессор Калифа, есть ли в Фантомасе что-то от Робин Гуда?

Доминик Калифа: Нет, совсем ничего общего. Фантомас - это абсолютно отрицательный персонаж. В романе роль позитивных персонажей исполняют репортер Фандор и комиссар Жюв. Так что, в отличие от Арсена Люпена или других персонажей тех времен, Фантомас – это абсолютное зло. Конечно, поскольку у него есть жена и дочь, то это несколько нюансирует его образ. Но в целом, Фантомаса нельзя назвать благородным и великодушным разбойником вроде Робина Гуда.

И это совершенно черный образ как раз очень привлекает сюрреалистов, которые видят в нем гротеск, карикатуру. Этот персонаж неправдоподобен, его преступления абсолютно невообразимы – он заставляет кровоточить стены, крадет купол здания Инвалидов, отравляет воду во всем Париже . Все эти одиозные деяния очень забавляет сюрреалистов, которые видят в Фантомасе сюрреалистического героя… Они развивают настоящий культ Фантомаса. Кроме того, Бретона и его друзей интересует то, что роман о Фантомасе не написан, а надиктован. Фантомас рожден в беспрерывном потоке воображения, и как таковой предвосхищает многие творения сюрреалистов созданные методом автоматического письма.

Иван Толстой: А что привнес в фантомасовскую историю режиссер первых, немых фильмов о злодее Луи Фейяд?

Доминик Калифа: Фейяд очень обогатил образ Фантомаса. Конечно романы Аллена и Сувестра – это первый источник информации о Фантомасе. Но они довольно примитивны. Фильмы Фейяда делают истории о Фантомасе более поэтичными. В них выступает образ Парижа времен прекрасной эпохи. Фейяд был прекрасным режиссером, и он смог сохранив дух романа дать Фантомасу дополнительные измерения, что-то лирическое, фантастическое. В фильмах оживают тени, силуэты, городской пейзаж. Виды Парижа присутствующие в фильмах Фейяда представляют собой большую ценность т.к. сегодня сохранилось не так иного съемок Парижа, его улиц, его метро, его жителей времен Прекрасной эпохи.

Фантомас получил популярность как у широкой публики, так и у французской интеллектуальной элиты. И представители последней вдохновляются даже больше фильмами Фейяда, нежели романами Аллена и Сувестра. Настоящий культ Фантомаса возникший в среде сюррелаистов опирается скорее на образы Фейяда нежели на романы Аллена и Сувестра.

Иван Толстой: Как повлиял Фантомас на русский кинематограф? Такой вопрос я задал историку кино Науму Клейману.

Наум Клейман: До революции, когда импортировали из Франции фильмы Фейяда, а на многих экранах России его видели (может быть, не везде одинаково, во всяком случае, в Прибалтике это показывали, и маленький Эйзенштейн видел Фантомаса на экране в детстве, в Риге), я думаю, что на публику это, безусловно, влияло, а вот на кинематограф - не очень. Наше кино вообще не слишком было искушено в таких жанрах, рассказывающих острый сюжет. Остросюжетность не присуща ни русской литературе того времени, ни кинематографу, тем более. И как ни удивительно, мне кажется, в России не очень на кинематограф повлиял этот фильм.

Иван Толстой: Но, тем не менее, вы сказали, что русский кинозритель все-таки был знаком с приключениями Фантомаса. Где-то это отразилось, кто об этом писал, вошел ли Фантомас как герой в какие-то реалии русского искусства, русской жизни, русского фольклора?

Иван Толстой: Наум Ихильевич, а вообще такой сюжет как черно-белое кино и его влияние на другие эстетики, на другие виды искусства. Где остался след?

Наум Клейман: След был, прежде всего, в авангардном искусстве, потому что кинематограф явно оказал влияние, он воспринял очень много идей от авангарда, он был осуществлением тех самых мечтаний, которые питали живописцы и графики о движении на холсте, которое, скажем, футуристы передавали восьмью или шестнадцатью ногами, у Бурлюка или у итальянцев, или такой несколько лихорадочный темп прозы и, особенно, поэзии, который был воспринят кинематографом. Есть очень серьезное исследование, что Маяковский во многом воспроизводил такую члененность на кадры, его знаменитая лесенка отчасти - это еще эстакада кинематографического движения. Безусловно, это сказалось на плакате, и плакат, с его разными ракурсами, с совмещением нескольких пространственных плоскостей - это монтаж, идущий во многом и от кинематографа. Есть и в живописи чрезвычайно любопытные следы черно-белого кинематографа, введения строгой гаммы. Хотя, надо сказать, и кинематограф не был всегда черно-белым, он даже в эпоху до цветной пленки раскрашивался разными способами. Только в 20-е годы была создана особая форма кинографики.

Иван Толстой: Слово сюрреализм уже звучало сегодня в нашей программе. Какое отношение сюрреалисты имели к Фантомасу? Профессор Доминик Калифа.

Доминик Калифа: В 1914 году поэты Аполлинер и Жакоб создают общество друзей Фантомаса. Они начинают публиковать в одном из авангардных журналов коротенькие заметки о Фантомасе. Конечно, это некий розыгрыш, игра. Но к ним присоединяются другие поэты и прочие любители Фантомаса, которые видят в нем нечто большее, чем персонаж из бульварного романа. Образ Фантомаса – источник вдохновения для множества сюрреалистов. Он присутствует в картинах Ренэ Магритта и Хуана Гриса, поэтов Андре Бретона и Робера Десноса.

Их привлекает абсурдность, гротеск Фантомаса. Писатель Раймон Кено создает инвентарь всех самых страшных убийств, придуманных Фантомасом. Сюрреалистов это забавляет, им нравится провоцировать добропорядочную буржуазию, но одновременно за этим восхищением стоит что-то большее. Фантомас – это в определенной степени отражение подсознания Франции той эпохи. Кроме того, сюрреалистов крайне интересует связь между народным творчеством, бульварной литературой и авангардом. По их мнению, время от времени они соприкасаются. И Фантомас – эта одна из точек, где встречаются массовая культура и авангард.

Иван Толстой: А дальше? Как эволюционирует интерес к этому образу?

Доминик Калифа: После такого всплеска интереса в 1910-1920-ые, увлечение Фантомасом постепенно иссякает, хотя кинематограф продолжает создавать в 30-ые годы немало фильмов о Фантомасе. Были, например, сняты фильмы Фейо и другие, не имевшие большого успеха. Собирались посвятить ему ленты такие режиссеры как Жан Виго и Алан Ренэ, но этого так и не произошло. Массовый интерес к Фантомасу возрождается благодаря фильмам Юнебеля в 1950-ые. Эти фильмы сделаны совсем не в духе авангарда, а в духе, верном изначальному роману, популярному и не слишком высокого художественного качества. Но они пользуются огромным успехом у зрителя. Пуристы не терпят фильмов Юнебеля, потому что он позволяет себе вольности при экранизации романа. Но вместе с тем судьба популярного романа, как и народной сказки - быть переписанным, пересказанным на свой лад. Юнебелю удалось вновь возбудить широкий интерес к Фантомасу. Лично я не люблю фильмов Юнебеля, но считаю, что он перенял творческий метода Аллена и Сувестра.

Конечно, в его фильмах появляется то, чего не было в романах. Например, некоторая комичность, которая не предполагается в романах о Фантомасе. Но не думаю, что этот комизм был продуманным, его невольно привносит Луи де Фюнес, играющий Жюва. Вразрез с романом идет и то, что Фандор становится двойником Фантомаса. У Юнебеля их играет один и тот же актер. В романе же они заклятые враги. Хотя в одном из последних томов романа Фантомас оказывается братом Жюва. Так что, может быть, эта идея Юнебеля не так уж абсурдна, как многим кажется.

Иван Толстой: Об истоках злодейского образа размышляет историк кино Наум Клейман.

Наум Клейман: Фантомас не просто фигура гениального преступника, придуманного двумя щелкоперами в Париже. Это закономерное явление, которое было связано с тем, что после средних веков, когда абсолютное зло приписывалось дьяволу, нечистой силе, возник готический роман, который уже сделал шаг в сторону реальности, возникли всякого рода вурдалаки вполне земного происхождения. Но, тем не менее, еще мистифицированные, с большой долей мистики. А вот Фантомас отразил этап абсолютной секуляризации, абсолютного зла, и это было связано с очень важными тенденциями в позитивизме, когда люди увидели за открытиями науки и достижениями техники и опасность. И одна из таких историй, скажем, доктор Джекил и мистер Хайд Стивенсона, когда внутри ученого просыпается абсолютное зло, абсолютный преступник, вот мистер Хайд – во многом предшественник Фантомаса. И тем более это окрепло уже в начале 20-го века, надвигалась Вторая мировая война. Естественно, в сюрреализме сидело, прежде всего, с неосознанными импульсами подсознание со всякого рода инстинктами, голосом крови и голосом пола, и он прямо должен был заинтересоваться сверхпреступником, который был воплощением этого подсознания, выросшего в преступную силу.

«Мне нужен труп, я выбрал вас,

Анекдоты распохабнейшие, связанные с Фантомасом, и несколько косвенных, но очень интересных переложений на советскую действительность. Потому что, скажем, в середине 70-х годов была знаменитая преступная группа "Ростовские Фантомасы" - братья Толстопятовы, Горшков и Самасюк. Они в первой половине 70-х годов терроризировали Ростов-на-Дону и совершили полтора десятка дерзких ограблений, например, ограбили кассу завода химических удобрений. Гибли люди. Это была банда, которую не могли обезвредить в течение нескольких лет. У них были маски из женских чулок, поэтому они получили прозвище "Ростовские Фантомасы". Было знаменитое уголовное дело в середине 70-х годов, о котором писала даже партийная пресса. Фантомаса-Самасюка убили при задержании, а трех остальных приговорили, между прочим, к высшей мере и расстреляли.

Иван Толстой: Андрей, что касается советских изменений, советской цензурной работы над оригиналами, насколько вам удалось, и в каком плане, заметить какие-то изменения?

Андрей Шарый: Я смотрел и три фильма в советском дубляже, и я смотрел оригиналы этих фильмов. Самое главное надругательство - это то, что произошло при дубляже. Потому что Жан Марэ и Фантомас (он же - журналист Фандор), говорит не своим голосом, а голосом одного из лучших театральных французских актеров Раймона Пеллегрина. И без этого голоса, конечно, теряется, теряется магия Фантомаса. Когда ты слушаешь французскую речь - это такой глубокий, ничуть не карикатурный, а страшный голос, который противоречит тому, что мы видим на экране, и он, конечно, свой художественный эффект создает. А на русском языке - голосом актера Дружникова, который воспринимался как персонажи, которых он сам играл, а он играл Данилу-мастера, он играл партизана Константина Заслонова. Вот его голосом говорил советский Фантомас. Титры, конечно, сделаны безобразно, нет упоминания о романах Сувестра и Аллена, по мотивам которых сняты эти фильмы.

Иван Толстой: Чем был обусловлен выбор режиссера Анри Юнебеля? Почему он пригласил на съемки именно этих актеров? Андрей Шарый.

Иван Толстой: Вот мы говорим о необычайной популярности Фантомаса, о вхождении его образа в фольклор. А не преувеличиваем ли мы его народность? Какие воспоминания у вас связаны с фильмом про Фантомаса? – Такой вопрос задавал петербуржцам наш корреспондент Александр Дядин.

- Артист Жан Марэ произвел яркое впечатление, и потом это первые такие фильмы. Мне было страшновато, даже я не совсем как комедию воспринимала. Сейчас – по другому. Забавно, может, и примитивно, отчасти.

- Фильм очень хороший. Во-первых, хорошие артисты Луи де Фюнес, Жан Марэ. И фильм хороший. Я недавно его смотрел с удовольствием, где-то год назад. Сюжет очень легкий. Никаких там злодеев нет. Нормальная, хорошая кинокомедия.

- В то время меня удивила летающая машина, когда Фантомас выпустил из нее крылья и полетел. Тогда это на грани фантастики было. А так - смешной артист, юморной, интересный сам Луи де Фюнес. А больше французских фильмов я, к сожалению, не смотрела, потому что я их не люблю, кроме этой серии комедий.

- Хорошие впечатления остались, много фантастики. Машинки летают. Просто интересный детский фильм

- Не помню его. Только что там Луи де Фюнес играл.

- Детский фильм, очень хороший и очень добрый. Фильм очень нравился. Техника, конечно, и вот этот злодейский сюжет. Тогда это в новинку было, тогда таких фильмов не было. Сейчас на экранах этот фильм не мелькает абсолютно. Я его не смотрел уже года четыре.

- Это зеленое лицо вспоминается. И все. Там кто-то за ним бегает, по-моему. Не помню ничего.

- Детство, мама, все хорошо, дома воскресный вечер, когда вся семья собирается. Мы с удовольствием смотрели. Я плохо помню, потому что мне особо интересно не было, но само ощущение очень комфортное при воспоминаниях. Очень забавно и интересно.

- У меня вызывает это воспоминания, прежде всего, о том, что у нас было светлое советское время, а там - гниющий капитализм. Но если я сейчас буду смотреть его, то воспоминания той поры будут приходить в голову.

- Вообще никаких. Я помню просто такое нашумевшее название, но про фильм я даже не помню, о чем он.

- Наверняка смотрела, но просто уже не помню. Я думаю, что это было давненько. Не зацепил.

- Нормальный фильм, очень хорошие актеры. Сейчас такого дерьма навыпускали, что тот фильм перед этими - просто шедевр.

Иван Толстой: Фантомас будущих кинопостановок. Каким он будет, если будет? Историк кино Наум Клейман.

Наум Клейман: Я уже упоминал Джеймса Бонда, который является, мне кажется, такой позитивной параллелью, правда, с правом на убийство, Фантомасу. Такой рыцарь без страха и упрека. Но, тем не менее, все технические изобретения, которые сопровождали Фантомаса и его адские преступления, они ведь служат Бонду на его, якобы, благородном пути служения Ее Величеству. Но чистого Фантомаса я пока не вижу. Я думаю, что Голливуд не слишком привержен этой фигуре. У них совершенно другая модель этого мирового зла. Может быть, сейчас линия Люка Бессона и попытка создать европейский Голливуд приведут к появлению нового Фантомаса, более современного. Я думаю, что этот образ еще не исчерпал заложенной в нем потенции. Как ни поразительно, то, что придумано было в начале прошлого века, в новых условиях снова стало актуальным. Например, немцы переделали Фантомаса в страшного доктора Мабузе. Это очень любопытная вариация, но, тем не менее, абсолютное зло, гениальный преступник, фашист, образ доктора Мабузе как прообраз будущего фюрера. И режиссер Фриц Ланг совершенно осознанно создавал этот образ, он очень многое угадал. Сегодня Фантомас может снова обрести, скажем, на почве терроризма в мире, какую-то новый цвет крови.

Иван Толстой: В живучести фантомасовского образа не сомневается профессор Сорбонны, многолетний – в прошлом – президент Общества друзей Фантомаса Доминик Калифа.

Доминик Калифа: Он жив, но конечно его не так часто можно встретить на страницах романов или в кино. Есть несколько Интернет-сайтов, посвященных Фантомасу. Вообще интерес к Фантомасу цикличен, он то угасает, то возвращается, но никогда не исчезает полностью.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции