Урок по теме вирусы по фгос

Конспект урока 9 класс биология

Раздел: Молекулярный уровень.

Тема урока: Вирусы.

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в жизни человека.

Рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов;

Рассмотреть роль вирусов в жизни человека;

Воспитать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока : комбинированный.

Методы обучения : объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, урок проводится с использованием компьютерных технологий.

Форма организации познавательной деятельности : индивидуальная, групповая.

Биология. Введение в общую биологию. 9 кл. : учебник/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. – М. : Дроа, 2014. – 288 с. : ил.

Дидактические материалы для самостоятельной работы школьников.

1. Организационный момент. Здравствуйте ребята, присаживайтесь.

2. Актуализация знаний.

Мы продолжаем разговор о клеточном строении живых организмов. Прежде, чем перейти к теме нашего сегодняшнего урока давайте вспомним, что нам уже известно о клетке и клеточном строении.

Все организмы можно разделить на две группы: прокариоты и эукариоты. Что лежит в основе этого деления? (Наличие или отсутствие ядра)

Какие организмы относят к прокариотам? (Клетки, которых не содержат ядра)

Приведите примеры прокариотов. (Бактерии и сине-зеленые водоросли)

Что называется эукариотами? ( ядерные организмы)

Приведите примеры эукариотов. (Животные, растения, грибы)

Прокариоты и эукариоты отличаются не только наличием или отсутствием ядра. В чем отличие клеток разных организмов и что общего в их строении выясним в ходе самостоятельной работы.

У вас на столах маршрутные листы. Подпишите их. Заполните сравнительную таблицу (Приложение 1). Работаем 2 минуты.

Ребята проверьте ответ и оцените его.

Итак, все живые организмы состоят из клеток, а клетки имеют общий план строения (слайд 2) покрыты мембраной, заполнены цитоплазмой, есть наследственный материал и рибосомы – синтезирующие белки данного организма.

Сомнений в клеточном строении живых организмов не было в нашем мире уже в конце 19 века.

Однако, в 1892 году русский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский, (слайд 3) изучая мозаичную болезнь табака (слайд 4) и, пытаясь выявить возбудителя, растер листья больного растения и пропустил вытяжку через фильтр, способный задержать все известные в то время микроорганизмы. Когда же ученый ввел полученный фильтрат в листья здорового растения, он снова вызвал у них мозаичную болезнь, то есть фильтрат сохранил инфекционные свойства, а значит, содержит источник болезни.

(Возбудители очень маленьких размеров)

Действительно, Ивановский пришел к выводу, что заболевание вызывают очень маленькие существа, которые, к тому же, не возможно выращивать на питательных срезах. Позже их назвали вирусами, что значит яд.

Долгое время частицы были неуловимы, так как очень малы. Рассмотреть их удалось лишь с изобретением электронного микроскопа, хотя к тому времени состав их был уже известен.

Значит кроме бактерий, грибов, растений и животных есть ещё какие – то неведомые пока нам живые существа и мы как истинные биологи не можем оставить этот факт без внимания.

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в жизни человека. (слайд 7)

- изучить строение и классификацию вирусов;

- познакомиться с особенностями жизнедеятельности вирусов, и их значением.

3. Изучение нового материала.

Ребята, а сейчас мы будем работать в группах. Задания для каждой группы будут разными.

Группа будет работать с учебником. Ваша задача, изучив параграф в учебнике. Ответить на вопросы в (Приложении3). Строение вирусов. (слайд10)

Группа также будет работать с текстом из интернета. Вам нужно изучить свойства вирусов и их классификацию. выполнить задание в (Приложении3). (слайд11)

Только средневековые лекари, надев на лицо маски, убирали тела умерших горожан. (слайд 14) Оставшиеся в живых создавали противочумные столбы, которые и сегодня напоминают нам о тех страшных временах. (слайд15)

Ребята, у вас на партах находится краткая информация о жизнедеятельности вирусов, я попрошу вас с ней ознакомиться. (слайд 16) Ответьте расскажите пожалуйста из чего состоит вирус? И кто такие бактериофаги? (слайд 17)

А сейчас мы переходим к (приложению 4) вам нужно заполнить таблицу. Сравнение строения клетки бактерий, растительной клетки и вируса. Вам это не составит большого труда с растительной клеткой и клеткой бактерий вы уже знакомы. (слайд18)

Ребята молодцы, а сейчас давайте вернемся к нашей таблице (приложение 2), которую мы заполняли в начале урока. Посмотрите ее ещё раз и проставьте ответы на вопросы во втором столбце. (слайд 19).

Самое главное, что мы должны изучить на этом уроке это роль вирусов в жизни человека. Также встречаются вирусы у животных, которые вызывают болезни, такие как: ящур, чуму свиней и птиц, птичий и свиной грипп и другие. (слайд 20).

Существуют и такие виды вирусов, которые вызывают болезнь у растений, такие как мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов и другие.

А как вы думаете какие заболевания вызывают вирусы у человека? (грипп, свинку, оспа, бешенство, корь, СПИД и многие другие). В Москве в XIII ВЕКЕ ОСПА УНИЧТОЖИЛА ПОЧТИ 80% НАСЕЛЕНИЯ. (слайд 21)

Ребята, как вы думаете какие вирусы получили большое распространение в последние годы? Это грипп и СПИД,

Грипп (слайд 23и 24). Ч еловек делает прививку от гриппа и у него вырабатываются антитела, они блокируют вирус, но к сожалению вирус мутирует и антитела не справляются. Поэтому каждый год вирусы гриппа застают нас врасплох. Как вы думаете в какое время года особенно активны вирусы гриппа. Ребята а как можно избежать заражение гриппом? Нужно заниматься спортом, укреплять иммунитет, а в случае заражения обратиться к врачу.

Ребята, а кто может рассказать, а таком заболевании как СПИД?

СПИД синдром приобретенного иммунодефицита человека, его возбудитель ВИЧ- вирус иммунодефицита человека. (слайд25) . ВИЧ проникает в клетки центральной нервной системы и повреждает их. Средняя продолжительность жизни инфекционного человека 7-10 лет. Кто является источником заражения? Человек. СПИД передается, только от человека к человеку. Ребята, как вы думаете какими способами?

От материк плоду. (во время родов и через молоко больной матери).

А как вы думаете, в каких секретах человеческого тела обнаруживается СПИД? (слюна, слеза, молоко), но нет доказательств передачи его при половом контакте.

Ребята, давайте сделаем вывод сегодняшнего урока. Вспомним цель нашего урока, нам нужно было Изучить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в жизни человека.

Итак вирусы это? Неклеточные формы жизни

Как иначе называют вирусную частицу? Вирион

Что по своему строению напоминают бактериофаги? Шприц

Какая роль вирусов в жизни человека?

А сейчас возьмите свои оценочные листы и посчитайте свои баллы.

Итог урока. Самооценка. Домашнее задание. Лист самооценки по итогам выполненных заданий.

Возможное количество баллов за выполнение задания

Технологическая карта урока по ФГОС в 10 классе по теме "Вирусы". Урок освоения новых знаний с применением групповой работы.

Познакомить обучающихся с историей открытия вирусов;

Изучить строение и классификацию вирусов;

Познакомить с особенностями жизнедеятельности вирусов

Сформировать знания о мерах предупреждения заболевания СПИДом.

Формировать умение учащихся работать с учебником и компьютерными средствами;

Развитие коммуникативных умений учащихся;

продолжить развитие памяти через работу с новыми понятиями;

Развитие логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги.

Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;

Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний;

Создать условия для формирования навыков работы в группе;

Научить учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу;

Воспитание культуры общения учащихся.

Предметные: Обучающиеся должны:

- знать строение вирусов и их роль в природе и жизни человека;

- характеризовать особенности внутриклеточного паразитизма;

- установить взаимосвязи взаимосвязи между строением вирусов и их жизнедеятельностью.

Познавательные. Обучающиеся должны уметь:

- применять логические приёмы анализа – синтеза, сравнения, систематизации для осмысления информации;

- выявлять причинно – следственные связи между строением организма и особенностями его жизнедеятельности на примере вирусов.

Регулятивные. Обучающиеся должны уметь:

- распределять рабочее время на выполнение различных заданий;

- корректировать правильность выполнения заданий
Коммуникативные: Обучающиеся должны уметь:

- давать устные ответы, формировать предположения в поиске ответов на проблемные вопросы, участвовать в дискуссии.

- работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Личностные: формирование у обучающихся научного мировозрения, включающего знания об особенностях строения и жизнедеятельности вирусов.

Тип урока: урок открытия и усвоения нового материала.

Технология обучения: проблемное обучение.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый

Ключевые понятия: вирус, вирусология, генетический материал (ДНК или РНК), капсид, бактериофаг, ВИЧ, гепетит, оспа, корь и др.

Технологическая карта урока

Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

Слушают, приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок

Личностные; формирование аккуратности, ответственности, доброжелательного отношения к людям, которые интересуются учебным процессом.

Мотивация и целеполагание

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней). Обнаружить не удавалось.

- Как вы думаете, почему? Кто же эти таинственные опасные существа? А может быть это совсем не существа, а вещества? О чем же идет речь?

- Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

- Вспомните, что вы знаете о вирусах из предыдущих курсов?

- Что нового хотите узнать?

- Какова ваша цель и задачи на уроке?

- Чем воспользуетесь, чтобы достичь этой цели?

Перед учениками ставиться проблема, они предлагают пути её решения. Таким образом, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цели.

Пробуют отвечать на вопросы.

целеполагание, планирование, способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: систематизируют материал, полученный на предыдущих уроках;

Открытие новых знаний

После завершения работы группы готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.

Работают в группах с информацией.

Формулируют и записывают выводы.

Представляют результаты работы групп всему классу. Ребята отвечают устно, используя презентацию учителя.

Вирусы и о вирусах

Познавательные: поиск и использование нужной информации, построение сообщений, умения анализа, сравнения, обобщения, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: планирование путей и средств достижения целей и способности ставить учебные задачи, способности к проектированию.

Коммуникативные: умение слушать и понимать своих сверстников, выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Личностные: развитие активности, быстродействия, доброжелательного отношения к одноклассникам, положительных эмоций, творческих способностей

Предлагает ответить на вопросы.

1.Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

2. Вирусы – это существа или вещества?

3. Тестирование (приложение 2)

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют тест и взаимопроверку.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выполнять тестовые задания

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка действий партнера.

Личностные: формирование нестандартного мышления при решении конкретных задач.

Предлагает вернуться к целям урока.

В рабочих листах, пожалуйста, проанализируйте таблицу (обведите нужный для вас ответ)

Узнал много нового

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль и коррекцию, самоанализ и самооценку.

Коммуникативные: умения слушать друг друга, речевую деятельность; умение выражать правильно и кратко свои мысли.

Познавательные: умения строить высказывания, анализировать и обобщать, находить и использовать необходимую информацию.

Признание ценности здоровья

Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа

Творческое задание, Написать памятки учащимся о профилактике различных видах вирусных заболеваний.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: соотносят полученное домашнее задание с изученным учебным материалом.

Познавательные: систематизируют, обобщают изученное; применяют знания в типичной и нестандартной ситуации

Коммуникативные: слушают объяснение учителя, задают уточняющие вопросы.

Задание 1. Пользуясь дополнительным материалом, выясните историю открытия вирусов.

В переводе с латинского "вирус" означает "яд". Он представляет собой особую форму жизни. Наука, которая изучает вирусы называется - вирусология.

Задание 1. Пользуясь п.20, и дополнительным материалом, выяснить классификацию вирусов. Информацию о вирусах занесите в тетрадь

Вирусы могут различаться:

Простые, или безоболочечные, вирусы состоят из нуклеиновой кисло­ты и белковой оболочки, называемой капсидом. Капсид состоит из повторяющихся морфологических субъединиц — капсомеров. Нуклеиновая кислота и капсид взаимодействуют друг с другом, образуя нуклеокапсид.

Сложные, или оболочечные, вирусы снаружи капсида окружены ли-попротеиновой оболочкой (суперкапсидом, или пеплосом). Эта оболоч­ка является производной структурой от мембран вирус-инфицированной клетки. На оболочке вируса расположены гликопротеиновые ши­пы, или шипики (пепломеры). Под оболочкой некоторых вирусов нахо­дится матриксный М-белок.

1. ДНК-содержащие (герпес, оспа)
2. РНК-содержащие (корь, бешенство)

1. С высокой специфичностью (грипп свиней)
2. Относительно универсальные (вирусные болезни млекопитающих)

1. Убивающие зараженную клетку (некоторые бактериофаги)
2. Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки (онковирусы, ВИЧ)

По химическому составу

По отношению к хозяину

Задание 1. Пользуясь п.20, рисунками учебника и дополнительным материалом, выявить характерные особенности вирусов: сходство с живыми организмами, отличие от живых организмов и специфические черты. Информацию о вирусах занесите в тетрадь.

Вирус (от лат. virus-яд) - микроскопическая частица, способная инфицировать

клетки живых организмов

Вирусы неклеточные формы жизни, т.е. имеют неклеточную природу

Вирусы являются облигатными внутриклеточными паразитами (ведут только паразитический образ жизни и не выживают без связи с хозяином)

Мельчайшие живые организмы

Размеры варьируют от 20 до 300нм

В среднем в 50 раз меньше бактерий

Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа

Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагментов генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочки, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки - хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения. В зависимости от того какой нуклеиновой кислотой представлена их генетическая информация они подразделяются на РНК и ДНК содержащие.

Вирусы являются самой распространенной формой существования органической материи на планете по численности своей популяции, и, по-видимому, одной из самых распространенных по биомассе: воды мирового океана содержат колоссальное количество бактериофагов (около 1011 частиц на миллилитр воды) (показываем пробирку с водой).

Согласно последним исследованиям, геном человека более чем на 30% состоит из информации, кодируемой вирусоподобными элементами.

Задание 1. Пользуясь п.20, рисунками учебника и дополнительным материалом, выясните, каковы основные этапы жизнедеятельности вирусов.

Этап 1. Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).

Этап 2. Проникновение вируса в клетку. Обратите внимание на экран. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.

Этап 3. Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.

Этап 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

Этап 5. Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

Задание 1. Пользуясь п.20 и дополнительным материалом, выясните, какие заболевания животных, растений и человека вызваны вирусной природой? Каковы основные пути передачи вирусов?

Задание 2. Какое значение имеют бактериофаги для человека? Информацию о вирусах занесите в тетрадь

Вирусы могут поражать разнообразные группы организмов от бактерий до человека. Вирусы, как возбудители заболеваний человека, животных, растений и микроорганизмов, известны со времен глубокой древности. Найден папирус с описанием оспы, бушевавшей в Древнем Египте около 4000 лет до нашей эры (демонстрация слайда). В истории нашей страны не раз случались повальные эпидемии оспы. В XIII веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. В средние века в одной только Европе ежегодно заболевало оспой 10 млн и умирало до 2 млн человек. Об искоренении оспы было объявлено только в 1980 г. на Ассамблее Всемирной организации здравоохранения.

Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время. Среди детских болезней частой является корь. В мире от кори ежегодно погибает около 2 млн детей. В странах с жарким климатом наиболее массовой причиной смерти детей первого года жизни являются вирусные желудочно-кишечные заболевания.

Характер эпидемий, повторяющихся из года в год, носит такое заболевание вирусной природы, как грипп (демонстрация слайда).

Вирусы вызывают у человека гепатит, краснуху, свинку, полиомиелит, клещевой энцефалит и др.

Вирусы не только вызывают инфекционные болезни, но и могут быть причиной доброкачественных и злокачественных опухолей, а также заболеваний крови (лейкозов).

Вирусные заболевания встречаются не только у людей, но и у животных и растений. Это ящур и лейкоз у крупного рогатого скота, рожистое воспаление у свиней, чума у птиц и свиней и др. У растений вирусное заражение вызывает опухолевые разрастания, задержку роста, морщинистость и карликовость побегов и листьев, нарушение окраски цветков (демонстрация слайда).

Основными путями передачи вирусной инфекции являются:

Пищевой путь, при котором вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания и водой (вирусный гепатит А, Е и др.)

Парентеральный (или через кровь), при котором вирус попадает непосредственно в кровь или внутреннюю среду человека. Главным образом это происходит при манипуляции зараженными хирургическими инструментами или шприцами, при незащищенном половом контакте, а также трансплацентарно от матери к ребенку. Таким путем передаются хрупкие вирусы, быстро разрушающиеся в окружающей среде (вирус гепатита В, ВИЧ, вирус бешенства и др.).

Дыхательный путь, для которого свойственен воздушно-капельный механизм передачи, при котором вирус попадает в организм человека вместе с вдыхаемым воздухом, который содержит частицы мокроты и слизи выброшенных больным человеком или животным. Это наиболее опасный путь передачи, так как с воздухом вирус может переноситься на значительные расстояния и вызывать целые эпидемии. Так передаются вирусы гриппа, парагриппа, свинки, ветряной оспы и др.

1981 году в Сан-Франциско были выявлены люди, пораженные тяжелыми формами разных заболеваний. Анализ крови показал, что у этих людей снижен иммунитет, что было вызвано поражением клеток крови. Этот вирус и был назван ВИЧ. Сейчас в мире болеют СПИДом более 4 миллионов человек, только в России - более 15 тысяч выявленных и столько же являются носителями.

Пути передачи ВИЧ-инфекции:

От матери к ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении,

Через кровь: при переливании крови, при пересадке органов, тканей,

При использовании загрязненных мед. инструментов (шприц наркомана)

Класс: 9

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения обучающимися образовательной программы [1]. Это невольно заставляет задуматься над тем, какие условия необходимо создать для развития у школьников системы ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса; как помочь ему осознать важность образования и самообразования; как зародить и поддержать в нём стремление осваивать различные способы познания окружающего мира, творческого преобразования его.

Основной и главной формой организации учебного процесса по-прежнему остаётся урок. Согласно Стандартам второго поколения, его элементарной структурной единицей становится учебная ситуация, то есть особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют, частично – запоминают [1]. На мой взгляд, это и есть верное средство достижения указанных результатов обучения, это веер возможностей для современного педагога, который позволяет сделать сегодняшний урок не таким, каков он был вчера и будет завтра.

Хочу поделиться собственным опытом создания на уроке учебных ситуаций: предлагаю вниманию коллег конспект урока по биологии в 9 классе “Вирусы – империя зла”.

Цель урока: создать условия для осмысления школьниками информации о вирусах, как неклеточной форме жизни.

Задачи урока:

  • Создать условия для достижения следующих предметных результатов: понимания значения биологических терминов - “вирион”, “капсид”, “бактериофаг”, “активная вирусная частица”, “внутриклеточный паразитизм”; умения находить и обозначать части вирусной частицы на рисунках; сравнивать особенности организации разных вирусов.
  • Способствовать достижению метапредметных результатов обучения: развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению; работать с различными источниками информации: текстом, схемой, рисунками, голосовой информацией, изменять форму предоставления информации, лаконично выражать информацию, выделяя в ней самое главное.
  • Создать условия для достижения личностных результатов обучения: понимания необходимости профилактических мероприятий по предотвращению вирусных инфекций, важности соблюдения правил личной гигиены; понимание идеи познаваемости окружающего мира.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Презентация), раздаточный материал: рабочие листы по количеству учащихся (Приложение 1), задания для работы в группах (Приложение 2); электронное учебное издание “Мультимедийное приложение к учебнику “Общая биология 10–11 класс” В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой” (Дрофа 2011).

Ход урока

Учитель: На протяжении нескольких предыдущих уроков мы изучали особенности организации клеток: познакомились с планом строения клеток эукариотических и прокариотических организмов (слайд 1). Вспомните, какие организмы называются прокариотами? Приведите примеры прокариот.

- Перечислите отличительные особенности клеток прокариот.

- Бактериология – наука, изучающая бактерий. С чем связано появление и интенсивное развитие этой науки (почему одноклеточные сравнительно просто организованные создания являются объектом пристального внимания учёных?)

Учитель: К концу 19 века бактериология достигла больших успехов. В этот период учёными были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулёза и других широко распространённых болезней. Однако что-то явно оставалось за гранью познания, болезни продолжали уносить жизни людей. Внимание на экран (слайд 2, демонстрируется видеофрагмент).

“Её называли божьей карой, ядом из материнской груди, чёрным мором. В науке она известна как натуральная оспа. Более шести тысячелетий оспа смертельным вихрем носилась по планете. Миллионы людей, заболев, погибали, а те, которые выживали, оставались обезображенными. Самые страшные эпидемии бушевали в 17-18 веках в Европе, когда ежегодно болело около 10 миллионов человек, полтора миллиона – погибали.

За несколько тысячелетия до нашей эры было известно заболевание полимиелит, эпидемии которого в разные годы в разных странах уносили многие тысячи преимущественно детских жизней. Из числа заболевших около 10% погибали, а еще 40% становились инвалидами.

Возбудители этих и других заболеваний долгое время оставались неизвестными. И только в 1892 года трудами отечественного учёного Дмитрия Иосифовича Ивановского было обнаружено болезнетворное начало.

Его называют веществом со свойствами существа, существом с признаками вещества, плохими новостями в белковой оболочке. Какое бы название ни было они – целая империя – империя зла”.

Учитель: Как вы думаете, о каких возбудителях болезней шла речь в видеофрагменте, и что мы будем изучать сегодня на уроке?

Учащиеся высказывают своё мнение

Учитель: Вы абсолютно правы. Тему я сформулировала так “Вирусы: империя зла” (слайд 3). В течение урока вам предстоит заполнить рабочий лист (Приложение 1). Запишите на нём сейчас число и тему. Вы можете записать формулировку, которую предложила я, можете написать просто “Вирусы”, а в конце урока предложить творческий вариат темы.

В настоящее время о вирусах известно многое, учёные остроумно дают им такие описания: существа с признаками веществ, вещества со свойствами существ, плохие новости в белковой упаковке, империя зла (слайд 4). Посоветуйтесь в течение полминуты со своими соседом по парте и объясните одну из предложенных характеристик.

Организуется работа в парах (0,5 мин.) с последующими объяснениями учеников.

Спасибо за ваши предположения, я предлагаю сегодня на уроке убедиться в их правильности и составить истинную характеристику вирусов. Как вы думаете, что для этого о вирусах нам необходимо узнать?

Учащиеся предлагают план изучения вирусов: узнать о строении, образе жизни, значении.

Учитель: Изучая живые организмы, мы, прежде всего, обращали внимание на особенности их строения, не будем делать искулючений и познакомимся для начала с особенностями организации вирусов.

Учёными установлено, что вирусы не имеют клеточного строения, их организацию можно схематично представить следующим образом (демонстрируется схема – слайд 5).

Пользуясь этой схемой, составьте, пожалуйста, рассказ о строении вирусов, обратите внимание на компоненты вирусной частицы, предположите, какие функции они могут выполнять. Вы можете работать самостоятельно или в паре со своим соседом по парте. На работу вам 1 минута.

Организуется работа в парах.

Учитель: О каких особенностях строения вирусов вы узнали из этой схемы? Предлагаю учащимся, сидящим за партами первого ряда друг за другом озвучить по одному предложению из вашего рассказа.

В случае затруднения организуется беседа по вопросам:

- Из каких компонентов состоит вирусная частица? (вирусная частица состоит из нуклеиновой кислоты и капсида)

- Выделяют ДНК и РНКсодержащие вирусы. На чём основана данная классификация? (вирусная частица содержит молекулу ДНК или РНК)

- Какова структура молекулы вирусной нуклеиновй кислоты? (это может быть двухцепочечная или одноцепочечная молекула)

- Какую функцию выполняет молекула нуклеиновой кислоты? (в ней хранится наследственная информация вируса)

- Что такое капсид? Какими структурными единицами он образован?

- Каковы функции капсида? (Капсид защищает наследственную информацию, способствует прикреплению вируса к мембране клетке, разрушению мембраны, обеспечивает проникновение вируса в клетку)

Учитель: Подобный план строения имеет вирус табачной мозаики (демонстрация рисунка – слайд 6). Но существуют и более сложноорганизованные вирусы. Обратите внимание на экран (слайд 7): перед вами схематический рисунок ВИЧ. В чём отличие этого вируса от вируса табачной мозаики?

Ученик: В отличие от вируса табачной мозаики ВИЧ кроме молекулы РНК и капсида имеет ещё и внешнюю мембрану, которая образована молекулами сложных липидов, углеводов и белков.

Учитель: Совершенно верно. Вирус СПИДа имеет более сложное строение и относится к сложноорганизованным вирусам. Несколько иной план строения имеет бактериофаг. Ознакомьтесь с текстом информационного листа (Приложение 2) и выясните, каковы особенности строения бактериофага (слайд 8).

Организуется самостоятельная работа с текстом с последующей беседой.

Учитель: О каких особенностях организации бактериофагов вы узнали?

Выполните задание № 1 на рабочем листе, озвучте ваши решения.

На рабочем листе с помощью ключевых слов опишите особенности строения вирусной частицы, выполняя задание № 2.

Учитель: Как нам известно, особенности строения всегда связаны с образом жизни того или иного организма. Что вы знаете об образе жизни вирусов?

Ученик: Вирусы – это только паразичиские формы.

Учитель: Действительно, вирусы – это внутриклеточные паразиты (слайд 9). Какие особенности строения вирусов предопределили именно такой образ жизни? Почему вирусы не способны к самостоятельному существованию?

В случае затруднения уместны следующие наводящие вопросы:

- Вспомните, какие организмы называются паразитами? (организмы, питающиеся готовыми органическими веществами других живых организмов)

- Почему вирусы не могут самостоятельно синтезировать нужные им вещества? (нет соответствующих структур)

Учитель: У вирусов нет собственного обмена веществ, в соответствии с этим у них различают две жизненные формы: покоящаяся внеклеточная - вирион и активно размножающаяся внутриклеточная форма. Вирионы демонстрируют отменную жизнеспособность. В частности, они выдерживают давление до 6000 атмосфер и переносят высокие дозы радиации, однако погибают при высокой температуре, облучении ультрафиолетовыми лучами, а также воздействии кислот и дезинфицирующих веществ.

У вирионов есть собственная наследственная информация, но реализовать её они не могут самостоятельно, у них нет собственного обмена веществ, именно поэтому вирусы обречены природой быть внутриклеточными паразитами.

Как же складывается взаимодействие вирусной частицы и клетки жертвы? Обратимся к информации цифрового образовательного ресурса: пользуясь анимационным фрагментом, постарайтесь выявить основные стадии жизненного цикла вируса и выполнить задание № 3 на рабочем листе.

Организуется просмотр анимационного фрагмента “Бактериофаг” (Мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова Общая биология. 10-11 класс), выполнение задания на рабочем листе.

Учитель: О каких этапах жизненного цикла вируса вы узнали? Чтобы ещё раз проверить себя и письменно выполнить задание на рабочем листе, предлагаю снова обратиться к цифровому ресурсу и выполнить интерактивное задание.

Организуется выполнение интерактивного задания “Жизненный цикл бактериофага” (Мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова Общая биология. 10-11 класс), проверка выполнения задания № 3 на рабочем листе.

В случае отсутствия мультимедийного приложения демонстрируется слайд 10, с последующей проверкой задания – слайд 11.

Ученик: Этапы развития вируса (бактериофага):

  1. Бактериофаг присоединяется к клетке и вводит в неё полый стержень
  2. Бактериофаг вводит в клетку свой генетический материал
  3. ДНК бактериофага встраивается в ДНК клетки и блокирует её
  4. Самовоспроизведение (репликация) ДНК вируса
  5. В цитоплазме клетки начинается синтез белков вируса
  6. Самосборка вирусных частиц бактериофага
  7. Бактериальная клетка гибнет, новые бактериофаги выходят наружу.

Учитель: Активно размножающаяся внутриклеточная форма представляет собой адскую машину, которая продуцирует гигантское число вирусов (слайд 12). Каждая инфицированная одним вирусом клетка производит около 2 тыс. новых вирусов. Небольшая группа клеток (11) произведет примерно 22 тыс. вирионов, способных атаковать соответственно 22 тыс. здоровых клеток. В свою очередь эти клетки дадут 44 млн новых убийц. Во время следующего цикла размножения число вирусов возрастет уже до 88 млрд, каждый из которых может убить здоровую клетку. Впечатляющая цифра!

К каким последствиям приведёт эта атака, мы уже слышали – страшные эпидемии, волновавшие человечество на протяжении многовековой истории.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и узнать о вирусных заболеваниях (слайд 13). Для этого ребята, сидящие за нечётными партами (1,3,5) развернутся к тем, кто сидит за нечётными партами. У каждой группы на столе есть текстовая информация (Приложение 3). Ваша задача изучить её и подготовить лаконичное сообщение для одноклассников в виде биологической СМС с максимальным количеством слов – 12. На работу вам 3 минуты.

Организуется работа в группах.

Учитель: Пришло время отчитаться о проделанной работе. Зачитайте тексты ваших СМС.

Представители групп зачитывают свои СМС, демонстрируются слайды 14 – 17, если необходимо звучат комментарии учителя.

Учитель: Выполните задание № 4 рабочего листа: перечислите заболевания вирусной природы, о которых вы получили информацию.

Учитель: В начале урока прозвучала информация о том, что вирусы – это: существа с признаками веществ, вещества со свойствами существ, плохие новости в белковой упаковке, империя зла, были высказаны предположения (слайд18). Удалось ли вам убедиться в их правильности или объяснить названия по-другому?

Учитель: Есть ли у вас желание изменить формулировку темы? Моя формулировка верна, но не вся информация о вирусах прозвучала на уроке, поэтому я всё-таки внесу некоторые изменения: “Вирусы – империя зла?” (слайд 19).

Всегда ли вирусы – это только зла и болезни? Я предлагаю вам дома найти ответ на этот вопрос.

Домашнее задание (одно – на выбор учащихся): пользуясь дополнительными источниками информации:

  • Подобрать информация для оформления уголка безопасности на тему “Осторожно, грипп!”
  • Подготовить сообщение на тему “Способны ли вирусы на добрые дела?”
  • Составить информационный буклет “Вирусы”, посвятив его вирусам, поражающим не только человека, но и других живых организмов (слайд 20).

Источники информации

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 класс).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции