Троя без регистрации вирус

Троянский царевич Парис похитил жену спартанского царя Менелая Елену Прекрасную. Менелай призвал на помощь своего брата - ахейского царя Агамемнона, вождя военного союза греческих городов, и больше тысячи кораблей направилось к стенам Трои, к берегу Малой Азии, чтобы отомстить. Так началась великая война народов.

Эта история привлекала кинематограф еще с "немых" времен. Неудивительно, что большая часть фильмов построена вокруг образа виновницы войны: "Елена" (Германия, 1924), "Частная жизнь Елены Троянской" (Великобритания, 1927), "Возлюбленная Париса" (Франция-Италия, 1954), "Елена Троянская" (США-Италия, 1956), "Троянский конь (Елена, царица Троянская)" (Италия-Франция, 1962). Наконец, совсем недавний телесериал, выпущенный на кассетах и DVD, - опять же "Елена Троянская" (Мальта-Греция-США, 2003), в котором наиболее полно и с наименьшими, весьма деликатными отклонениями воспроизведены перипетии мифа.

Режиссер Вольфганг Петерсен - признанный мастер постановочного кино ("Подводная лодка", "Бесконечная история", "Враг мой", "Идеальный шторм") - явно не предполагал создать очередную экранизацию мифа. Бюджет, превышающий 180 млн долларов, участие суперзвезд, новейшие компьютерные технологии - претензия на новое качество: с одной стороны, невиданное прежде киновоплощение античного эпоса, с другой - фильм уровня оскароносцев "Гладиатора" и "Властелина Колец".

Влияние последнего на визуальный образ "Трои" очевидно. Башни Трои, напоминающие Гондор не столько внешним видом, сколько головокружительными ракурсами; громадные армии, частично смоделированные на компьютере; впечатляющие сражения и брутальные поединки; даже преемственность актеров: Орландо Блум - Леголас - стал Парисом, а Шон Бин - Боромир - Одиссеем. Словом, посмотреть есть на что. А вот в музыке Джеймса Хорнера (композитора "Титаника") явственно отзывается звуковая дорожка "Гладиатора". Но все это легко могло стать ничем без сильной драматургии.

В титрах указано, что фильм основан на поэме Гомера "Илиада". Это не вполне верно. В "Илиаде" описан лишь один, очень важный и разветвленный эпизод Троянской войны - ссора греческого царя Агамемнона и героя Ахилла. О предшествующих и последующих событиях рассказывают другие греческие и римские тексты.

Серьезные отступления создателей "Трои" от литературных первоисточников бросаются в глаза. Десять лет войны уместились в сценарии всего в пятнадцать дней. Состав действующих лиц упрощен до минимума. Из многочисленных детей троянского царя Приама остались только сыновья Гектор и Парис и дочь Брисеида. Вопреки Гомеру в фильме Гектор убивает Менелая и Аякса.

Однако сама "Илиада", как убедительно показал российский ученый Л.С. Клейн в книгах "Бесплотные герои" (1994) и "Анатомия "Илиады"" (1998), представляет собой весьма противоречивую компиляцию поэтических преданий о совершенно разных войнах разных веков. Доскональный исторический и филологический анализ, проделанный петербургским археологом, разрушил не только древние мифы, но и некоторые научные (например, о том, что Генрих Шлиман раскопал именно Трою): "В гомеровском эпосе слились предания о походах на разные малоазийские города - Илион, Трою и Пергам. Троя находилась в другом месте, чем Илион, обнаруженный Шлиманом. Взятия Трои греками-ахейцами в реальности не было, как и взятия Илиона. Под сомнением и Троянская война как успешная экспедиция объединенных греческих царств на северо-запад Малой Азии в микенское время. Парис - вообще имя позднее, выдуманное. Агамемнон - не царь Микен. Ахилл - не из Фессалии, Одиссей - не с Итаки, Гектор - не вождь троянцев". Мифологический эпос вобрал в себя множество источников, объединил и переосмыслил их, сохранив противоречивые следы, позволяющие реконструировать историю.

К примеру, разные формы военных действий, описанные в "Илиаде", разделены чуть ли не тысячелетием. Поединки сильнейших воинов, вооруженных копьями и башенными щитами (как у Ахилла, Гектора и Аякса), уходят в глубочайшую древность, в XVI-XV века до н. э. Круглый щит и пара дротиков - вооружение воина гораздо более позднего времени, предназначенное для массовой битвы. Однако увлеченному постановщику это только на руку: можно показать и то, и другое. И это смешение мы в фильме видим. Вот боевая конница в кадре явно не на месте - она появилась у греков уже после гомеровских времен. При этом родовитые греки и малоазийцы сражались на колесницах - колесницы в фильме тоже есть.

Помня о неоднородности исходного материала, не будем придираться к кино. Что нам показывает современное преображение мифа о Троянской войне?

Во-первых, в мире фильма нет места богам. Люди - не игрушки высших существ. Ахилл сносит голову золотой статуи Аполлона и задиристо спрашивает у Гектора: "Ну почему же бог Солнца не поражает меня молнией?" А потом объясняет своей пленнице Брисеиде: "Боги завидуют нам, смертным. Наша жизнь конечна - это и делает ее настоящей". При этом у каждого из главных героев есть своя движущая сила, своя страсть или свой долг. У Агамемнона это Власть, у Ахилла - Слава, у Париса - Любовь, у Гектора - Честь. Эти четыре силы и направляют основной ход троянской драмы.

"Троя" - фильм о мужских играх. Женщины в нем - предмет раздора или предлог для разборок. Гречанка Елена - между греками и троянцами, троянка Брисеида - между греками Агамемноном и Ахиллом. Любовь соединяет мужчин и женщин, но Власть, Слава и Честь заставляют мужчин воевать, и в результате Любовь тоже порождает войну. Женщинам, в конечном счете, остается лишь мужественно принимать свою судьбу.

Агамемнон использует пленницу, чтобы утвердить свое главенство даже над лучшим из греческих царей и воинов. Для Ахилла игра амбиций - жалкая игра, и один день он позволяет себе заниматься любовью, а не войной. Но если не воюет он, то погибает его юный друг Патрокл, и дружба тоже обращается в месть.

Кульминационный эпизод - поединок Ахилла с Гектором - удивителен. Превосходство Ахилла как сверхчеловеческой машины убийства настолько очевидно, что все симпатии зрителей на стороне Гектора, обреченного и до конца безупречного героя.

"Илиада" заканчивается описанием похорон Гектора. О конце войны в ней нет ни слова, и общий мрачный тон поэмы не свидетельствует, что греки должны победить. Сказка о воинах, проникших в город в деревянном коне, намного позже рассказана в "Одиссее".

Можно по-разному относиться к красавчику Брэду Питту, сыгравшему Ахилла. Не буду спорить с теми, кто говорит, что при эффектных внешних данных ему не хватает мощи и глубины. Но его роль - стержень фильма, она написана мастерски и сыграна небесталанно. Питт проходит и фазу развенчания своего героя-сверхчеловека, глумящегося над телом побежденного врага, и вновь восстанавливает его благородный образ.

Для финала сценарист "Трои" Дэвид Беньофф придумал оригинальный ход. Согласно мифу Ахилл должен погибнуть от стрелы Париса, направленной в уязвимую пяту. Его смерть, роковая для греков, вынудит Одиссея придумать хитрость с конем. В фильме Ахилл тоже оказывается внутри коня. Но не для того, чтобы участвовать в резне (наоборот, он отправит корабли своих мирмидонян от берегов Трои домой). Его цель - спасти Брисеиду, отпущенную им из плена вместе с отцом. В тот момент, когда Ахилл окажется у цели, его настигнет стрела, которую выпустит брат его возлюбленной. Беньофф ввел в эпос элемент классической греческой трагедии - трагическую иронию, когда герои, думая одно, в реальности совершают прямо противоположное. Парис, царевич, рожденный для Любви, неспособный к единоборствам, но специально научившийся метко стрелять из лука, убивает главного противника, тоже преобразившегося из врага в друга, из единоборца Славы в защитника Любви.

Один момент мне показался уступкой голливудской традиции лепить идеально благообразные концовки - когда Брисеида закалывает Агамемнона. Это ослабляет финал. С пожара Трои тот, кто стремился к полной Власти и для этого принес в жертву героев и народы, должен уйти победителем. Тем более что грамотный зритель знает: по мифу дома Агамемнона ожидает смерть от рук неверной жены и ее любовника.

"Троя" Вольфганга Петерсена наверняка не закрывает тему "Илиады" и кино. Но это яркое, во многом незаурядное произведение, которое стоит посмотреть не только ради костюмов, батальных сцен и спецэффектов. Среди актеров нельзя не отметить великого Питера О'Тула в роли Приама, Эрика Бану в роли Гектора и Брайана Кокса в роли Агамемнона. Диана Крюгер (Елена Троянская) и Роз Бирн (Брисеида) хороши, однако самая выразительная среди женщин - Сэффрон Бэрроуз в скромной роли Андромахи.

Осада Трои длилась десять лет.

Осада Пушкинского музея, когда там Рафаэль, займет, кажется, не меньше.

А вы бы поверили, если бы вам сказали, что увидеть часть уничтоженного города еще все-таки можно? И это не так трудно, как пробиться к сеньору Рафаэлю, хотя находятся два по-настоящему золотых сокровища мировой истории и искусства по соседству. В Пушкинском.


О кладе, который долгое время оставался недоступным для большинства посетителей, нам рассказал заведующий Отделом искусства и археологии Античного мира Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Владимир Петрович Толстиков. А мы составили путеводитель из фактов, которые вы точно не найдете ни в популярных книгах, ни в героическом кино.










Клады, обнаруженные Шлиманом, относятсяк периоду ранней бронзы, то есть – 2400 – 2200 гг. до Рождества Христова. Все предметы происходят из раскопок единственного поселения на территории современной Турции, расположенного примерно в семи километрах от входа в пролив Дарданеллы – на его азиатском берегу.

В древности эта территория называлась Троада, и одним из центральных городов этой местности был Илион, или Троя, как называли его древние греки.

Тот слой, который изначально откопал Шлиман, относится к периоду гораздо более древнему – сформированному примерно за тысячу лет до Троянской войны (1200 – 1050 гг до н. э.).

Выучить русский за месяц

Генрих Шлиман – немецкий предприниматель-коммерсант, родился в 1822 году в семье священника в городе Анкерсхаген, земли Мекленбург-Померания.

Благодаря предприимчивости, умению разрекламировать любой товар и по-настоящему невероятной удачливости ему удалось вырваться из крайней бедности в миллионеры всего за несколько лет.

Свою карьеру он начал в конторе Шредера в Германии, потом стал представителем этой же компании в Москве и Санкт-Петербурге, где за несколько месяцев в совершенстве освоил наш язык, мог грамотно писать и разговаривать на нем.

Кстати, кроме родного немецкого языка Шлиман в совершенстве знал еще 14 других иностранных языков, в том числе английский, французский, итальянский, китайский, арабский, японский.

Именно в Петербурге Шлиман развил свое дело, стал очень богатым негоциантом, купцом первой гильдии и российским подданным.

Кстати, в России будущего археолога некоторые действительно считали немецким шпионом за то, что в годы Крымской войны (1853 – 1856 гг.) он втридорога продавал воюющим странам – России и ее противникам – стратегические товары: индиго, для окраски ткани мундиров, селитру для изготовления пороха, кожи для обуви и портупей для российских солдат. Так предприимчивый негоциант удвоил свой капитал.




Археологию основал шарлатан?

Шлиман никогда не был археологом, он был купцом, но очень способным человеком.

Примерно в 40 лет он понял, что бессмертную славу сможет получить только благодаря какому – то революционному открытию и отправился изучать историю искусств в университет Сорбонны, после чего, узнав о Золотой лихорадке в США, отправился туда, скупать по дешевке за наличные золотой песок.

Этот край, хранивший тайны мифологических времен – Микены, древнейшие развалины Коринфа, сама Троада – так увлекли немецкого исследователя, что он даже решил обручиться с гречанкой.

К слову, к этому времени Шлиман уже состоял в законном браке в России (прим. супругой его была дочь крупного купца Екатерина Петровна Лыжина).


Как археолог-самоучка чуть не уничтожил Трою


Шлиман был человеком судьбы: его открытию могли помешать сотни событий, но он выходил из всех трудностей живым, невредимым, да еще и с прибылью. Например, выбирая место для будущих раскопок на Гиссарлыке, он решил осмотреть место, где, согласно описанию Гомера, должен был находиться город, и ничего, к своему удивлению, там не нашел.

Именно Калверт, который на свои деньги выкупил половину Гиссарлыкского холма, указал немцу правильное направление работы, раскрыл секреты и способы проведения раскопок. При его участии в 1871 году началась судьбоносная шлимановская раскопочная компания.

Калверт, который был настоящим знатоком своего дела, в молодые годы работал в составе экспедиции российского ученого Петра Чихачева и приобрел опыт полевых исследований, предупредил Шлимана, что Троя – это многослойный памятник, и раскапывать его необходимо очень медленно и аккуратно.





Сокровища царя Приама


Кстати, в Пушкинском музее сегодня хранится большая и самая ценная часть коллекции – в основном это золотые изделия. Остальные предметы - в других музеях мира: Музее Университета Пенсильвании в США, Археологическом музее в Стамбуле и Музее первобытной и ранней истории в Берлине, где оно хранилось до начала Второй мировой войны.




О том, где находится бесценная коллекция, был осведомлен только узкий круг сотрудников Пушкинского музея – и, конечно, директор Ирина Александровна Антонова.

Причем изделия, которые попали в Россию, отличаются особенным декором и тончайшей, поражающей воображение работой: здесь, к примеру, можно найти крошечную булавку из золота, верхнюю часть которой украшают шесть миниатюрных сосудиков высотой 7 миллиметров.


При этом каждый из элементов такой амфоры спаян из отдельно выполненных частей – венчика, горла, тулова, профилированных ручек и донца, а значит, троянским мастерам была знакома технология использования увеличительных линз.

Кстати, позже, уже в другом кладе, были найдены и они – увеличительные стекла из горного хрусталя, которые помогали рассмотреть предмет в увеличении более чем в 2,5 раза.

Удивительный ювелирный экспонат коллекции - золотые сережки – корзиночки, над которыми работал древний ювелир III тысячелетия до н. э., используя техники тиснения, гравировки и ковки, а также золотой браслет и булавка с напаянными спиралями, золотой сосуд-соусник для ритуальных церемоний.

Одним из самых ценных экспонатов своей коллекции Генрих Шлиман считал четыре топора – молота, выполненных из лазурита и нефритоида, причем ни одного полностью аналогичного произведения современная археология так и не обнаружила до сих пор.

Как отмечает Владимир Петрович Толстиков, в XX веке нередко выдвигались теории о том, что три топора являются подделкой, или что сам археолог решил повысить значимость своей находки и заказал копии у греческих камнерезов, однако исследования этих топоров-жезлов с помощью галогенового источника света показало, что в углублениях их рельефного декора сохранились остатки тончайшего слоя золота - признак их подлинности.


Генрих Шлиман умер в 1890 году в Неаполе, твердо убежденный, что он открыл ту самую, гомеровскую Трою, и рассказал миру о сокровищах царя Приама, шестого и последнего царя легендарного города.


А что они, собственно, знают о Трое? Кадры из крупнобюджетных голливудских драм с Брэдом Питтом в роли Ахиллеса, где герои, одетые в доспехи, картинно и отрепетировано позируют оператору?

Просто представьте: целой эпохи, от которой остались только стихи, золото и легенды.

За организацию уникальной экскурсии в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина мы благодарим Елену Евгеньевну Наумову и Владимира Петровича Толстикова.

Автор статьи Dave Troy — исследователь онлайн-дезинформации и лжи, а также эксперт в области расчётов, связанных со статистикой болезней. В последнее время он отвечал на многие вопросы о Covid-19 в социальных сетях, пытался опровергнуть заблуждения и ложь. Здесь приведены наиболее распространенные ответы, в надежде, что так эта информация станет более доступной для других.

Дейв не является специалистом в области здравоохранения и медицины, однако приложил дополнительные усилия, чтобы привести все ответы в соответствие с официальными данными и медицинскими рекомендациями.

В мире официально объявлена пандемия COVID-19 — потенциально тяжёлой острой респираторной инфекции, вызываемой коронавирусом SARS-CoV-2 (2019-nCoV). На Хабре много информации по этой теме — всегда помните о том, что она может быть как достоверной/полезной, так и наоборот.

  • Cайт Министерства здравоохранения РФ
  • Cайт Роспотребнадзора
  • Сайт ВОЗ (англ)
  • Сайт ВОЗ
  • Сайты и официальные группы оперативных штабов в регионах

Если вы проживаете не в России, обратитесь к аналогичным сайтам вашей страны.

Мойте руки, берегите близких, по возможности оставайтесь дома и работайте удалённо.

Это правда, что среди здоровых людей в возрасте до 50 лет уровень смертности достаточно низкий, но он все еще в 20 раз выше, чем у гриппа. При этом, у пожилых пациентов уровень смертности гораздо выше. Приведённая ниже таблица показывает распределение оценки уровня смертности по возрастным группам для коронавируса и для гриппа. По оценкам ВОЗ, средний уровень смертности COVID-19 составляет 3,4%, что примерно в 100 раз выше, чем у гриппа. Но тем не менее, не следует забывать, что этот средний показатель не учитывает возрастные группы. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что коэффициент смертности от COVID-19 у пожилых людей и лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом и раком, а также у больных синдромом иммунодефицита выше — от 9% до 19% (брифинг ВОЗ 9 марта). Даже если вы сами не подвержены высокому риску, у нас всё ещё есть общественный долг принимать меры, которые позволят предотвратить распространение вируса, которое может привести к перегрузке системы здравоохранения, как это происходит сейчас в Италии.



Проблема не столько в смертности, сколько в общем воздействии вспышки. Хотя другие заболевания могут быть более смертельными, сочетание репродуктивного фактора (R0), восприимчивости популяции и иммунитета может сделать их более управляемыми. SARS-CoV-2 (вирус, вызывающий Covid-19) является совершенно новым для человечества, поэтому никто не застрахован. Организм человека уже привык к регулярным вспышкам гриппа, так как это заболевание появилось давно и многие проходят ежегодную вакцинацию. Для SARS-CoV-2 еще нет прошедшей клинические испытания вакцины. Такая вакцина станет широко доступной не раньше 1 квартала 2021 года. Поэтому следует ожидать, что очень большое количество людей будет заражено.

Мы не знаем, но кажется, количество зараженных удваивалось каждые несколько дней. Мы не знаем, как вирус реагирует на температуру или влажность окружающего воздуха (см. следующий вопрос). Здесь вы можете наблюдать за распространением коронавируса в вашей стране. И возможно, реальные цифры, на самом деле еще выше.

Мы ещё не знаем, хотя есть основания полагать, что эта болезнь может ослабевать при более высоких температурах. Тем не менее, он имеет высокий репродуктивный фактор (R0), высокий продромальный (бессимптомный) период около 14 дней, так что, это далеко не то же самое, что грипп. В более тёплых странах, таких как Сингапур, уже сейчас есть инфицированные. Мы наблюдаем за развитием событий в других тёплых странах, в которых также есть такие случаи. И не стоит забывать, что люди могут быть носителями без проявления симптомов. Вирус может перейти в спящий режим на время более тёплых летних температур, а также сместиться в Южное полушарие, где климат прохладней. Осенью он может продолжить с того места, где остановился, и поражать новых людей. Так что, не ждите, что это закончится к сентябрю.

Вакцины находятся в стадии разработки, но для выпуска работоспособной, проверенной вакцины на рынок потребуется время. Некоторые команды фармацевтов утверждают, что уже сейчас, в марте 2020 года, имеют вакцины, но в любом случае потребуется некоторое время для доработки, тестирования, производства, маркетинга и доставки этих препаратов. Производство достаточного количества вакцин для миллиардов людей не будет легкой задачей, и для этого потребуются время, капитал и согласование с правительствами. По оценкам экспертов, вакцины будут доступны не раньше 1-го квартала 2021 года.

Дезинфицирующее средство для рук может сделать вирус бессильным, но оставляет его на руках. Чаще мойте руки. Держитесь на расстоянии от других людей и старайтесь избегать ненужных путешествий и общественных мероприятий. Вот одна из рекомендаций федерального агентства министерства здравоохранения США: если вы где-то находитесь, и у вас нет свободного доступа к мылу и воде, отправляйтесь в другое место, где они есть, и оставайтесь там.

Правительства Китая и Кореи предприняли чрезвычайно решительные действия, чтобы минимизировать распространение этой болезни. В Китае авторитарный режим, который может в одностороннем порядке навязывать и обеспечивать массовую блокировку деятельности тех или иных лиц на несколько недель. Правительствам в США и Европе будет труднее сделать это, но мы, вероятно, увидим растущее количество закрытых школ, отмену мероприятий, ограничения на передвижение и другие меры социального дистанцирования. Италия только что ввела месячный карантин для 16 миллионов человек. Николас Кристакис, эксперт по вирусу гриппа “испанка”, предполагает, что чем раньше мы это сделаем, тем больше жизней сможем спасти.

Мы не знаем. Скорее всего, в марте, апреле, мае и июне 2020 года ситуация не изменится. Помимо этого, мы сможем зафиксировать определённую передышку в тех частях света, где погода теплее. Но учитывая, что вакцина в промышленных масштабах будет выпущена не раньше 2021 года, до этого времени вполне может произойти ещё несколько вспышек. С каждым месяцем мы стараемся делать эти оценки точнее. Не стоит ожидать, что всё вернётся на круги своя в ближайшем будущем. Осенью может произойти очередная вспышка.

Да! Паника, беспокойство и страх совершенно бесполезны. Вместо этого мы должны быть реалистами. Нужно быть готовым к разным последствиям. У нас должна быть рациональная основа для размышлений. Нужно понимать, как реагировать на это и иметь полную прозрачность со стороны правительства. Хотя мы можем не соответствовать идеалу, но мы, безусловно, можем успокоиться и понять статистику, стоящую за этим, и предпринять разумные действия, чтобы минимизировать риск. Наличие запасов еды на 2-3 недели и необходимых лекарств под рукой — отличная подготовка. Но набирать в больших количествах такие вещи, как маски для дыхания, нужно только тогда, когда есть риск частого контакта с больными людьми. Надеемся, что эти вопросы и ответы помогут расставить всё на свои места.

Министерство здравоохранения США предположило, что меры социального дистанцирования и ограничение поездок могут помочь замедлить распространение болезни. Многие организаторы конференций также сталкиваются с препятствиями со стороны участников, спонсоров и подрядчиков. В некоторых случаях отменить крупные мероприятия вынуждают местные органы власти.

По этой причине многие организаторы решают отложить мероприятия на более поздний срок или приостановить работу, пока эта ситуация решается. В общем, вы должны учитывать, что сведение к минимуму взаимодействия больших групп людей сейчас является для общества делом первостепенной важности. И если у вас всё-таки возникает необходимость в путешествии, вы можете подумать о том, какое транспортное средство выбрать: автомобиль, поезд или самолет.

Вот материалы (правда они англоязычные), которые помогут вам составить собственное мнение по этой теме:

Nav view search

Ход троянским конем

В наше время эта легенда известна каждому, а сам троянский конь давно стал нарицательным понятием — наши ироничные современники даже назвали его именем разрушительный компьютерный вирус. То, что Троя пала из-за коня, воспринимается как аксиома. Но если кого-нибудь спросить, а почему причиной гибели Трои стал именно конь, — человек, скорее всего, затруднится с ответом.

А в самом деле, почему?

Оказывается, этим вопросом задавались уже в древности. Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение легенде. Высказывались самые разнообразные предположения: к примеру, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что грекам удалось проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников. Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города.

Однако роль посвятительного дара могло сыграть практически любое священное изображение. Почему же был выбран именно конь?

Кстати, образы для священных статуй и жертвенных даров выбирались не случайно. У каждого божества были посвященные ему животные, их облик оно могло принимать: так, Зевс в мифах превращается в быка, Аполлон — в дельфина, а Дионис — в пантеру. В культурах Средиземноморья лошадь в одном из своих аспектов связывалась с плодородием полей, с обильным урожаем, с матерью-землей (в древнейшей мифологии богиня Деметра иногда превращалась в кобылу). Но в то же время прекрасное свободолюбивое животное часто ассоциировалось с буйной, стихийной и неконтролируемой силой, с землетрясениями и разрушением и в этом качестве было священным животным бога Посейдона.

Оказывается, это действительно произошло. Но только было это с другой Троей.

К сожалению, божественный гнев вряд ли имел отношение к троянскому коню. Троя Приама пала не из-за катаклизма (это доказано и археологами), а была захвачена и разграблена ахейцами. Кроме того, в Троянской войне Посейдон принимает сторону троянцев, а идею проникнуть в город с помощью коня подсказывает его извечная соперница Афина.

Итак, Посейдоном символика коня не исчерпывается.

В некоторых, особенно архаических, традициях лошадь символизирует переход в иное пространство, в другое качественное состояние, в недоступное для обычных средств место. На коне о восьми ногах шаман совершает свое мистическое путешествие, у этрусков лошадь перевозит души умерших в подземное царство, чудесный конь Бурак переносит Мухаммада на небо. Да что далеко ходить — вспомните нашего Конька-Горбунка, который переносит Иванушку и в Тридевятое царство, и в гости к Солнцу и Луне.

Но если следовать этой версии, то Троя, описанная Гомером, получает совершенно особое значение. Речь идет уже не о небольшой крепости на берегу Понта и даже не о столице древнего малоазийского государства. Гомеровская Троя получает статус некоего трансцендентного места, за которое ведется сражение. И битвы, происходящие под стенами и в стенах этой Трои, — отнюдь не вендетта между двумя племенами, а отражение событий, получающих мировое значение. Троянский же конь открывает последний акт этой мировой драмы.

Кстати, это подтверждается и размахом войны. Археологически Троя — всего лишь небольшая крепость. Почему же для ее взятия, согласно Гомеру, отправляются корабли из 160 городов-государств Греции — от 10 до 100 кораблей, то есть флот минимум в 1600 кораблей? А если умножить на 50 воинов на каждом — это армия более чем в 80 тыс. человек! (Для сравнения: Александру Македонскому потребовалось около 50 тыс. человек, чтобы завоевать всю Азию.) Даже если это авторская гипербола, она свидетельствует о том, что Гомер придавал этой войне исключительное значение.

Что же произошло под стенами гомеровской Трои?

И задуманное Зевсом свершается: под стенами Трои погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы. А из тех, кто выживет в войне, многие погибнут по дороге домой, кто-то, как царь Агамемнон, дома найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях. По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Миф о Трое имеет под собой историческую основу. Немецкий исследователь Генрих Шлиман в 1870 г. открыл место, где находилась легендарная Троя. В 1868 г. он приехал в местечко Бунарбаши на побережье современной Турции (где, по мнению немногих веривших в существование Трои, она могла находиться). Однако это место не совпадало с описанием Гомера. Тогда Шлиман стал обследовать все возвышенности по берегам реки Скимандр, пока не оказался на холме Гиссарлык, географически полностью совпадавшем с описанием гомеровской Трои.

Уже в 1872 г. он обнаружил, что холм скрывает девять древних городов, расположенных друг над другом пластами.

Самой старой была Троя I, которую он отнес к каменному веку (сейчас ученые датируют ее 3500 г. до н.э.). А последним слоем была римская Троя IX (Новый Илион).

Современные исследователи датируют гомеровскими временами две Трои: Трою VI и Трою VIIA. Первая была заселена предположительно в 1800 г. до н.э., скорее всего ахейскими племенами. Это была довольно большая крепость, погибшая в результате землетрясения. А Троя VIIA была разрушена и сожжена приблизительно в 1240 г. до н.э. Ее и соотносят с событиями Троянской войны. Площадь крепости и нижнего города составляла около 100 тыс. кв. метров, в них могло проживать около 5 500 жителей, а на акрополе, где жил царь с наиболее знатными людьми, – еще около 900 человек.

Кстати, любопытно, что конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

Наверное, неслучайно поэтому Одиссей станет идеалом наступающей эпохи — классической Греции. Вместе с Троей безвозвратно уйдет старый мир, а с ним уйдет что-то таинственное и сокровенное. Но родится нечто новое. Это будет мир, героем которого станет человек: мастер и путешественник, философ и гражданин, человек, больше не зависящий от сил Рока и игры богов, но создающий свою судьбу и свою историю сам.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции