Святые отцы об эпидемии вируса


Коронавирус страшнее туберкулеза или гриппа?

Да, возможно Патриарх Кирилл прав, и мы действительно не до конца осознаем угрозы от коронавируса. Но мы точно также не осознаем угрозы от кори, туберкулеза или иных инфекционных заболеваний, сопоставимых или даже больших по заразности и смертности, чем коронавирус.

Святые отцы о посещении храма

Но, возможно, эти призывы относились, так сказать, к мирному времени, а во время эпидемий звучало другое? Возможно, когда на род человеческий обрушивались различные эпидемии, святые рекомендовали воздерживаться от посещения храмов или от крестных ходов? Нет, таких призывов найти не удалось. Наоборот.

О спасении вне храма

«В то время, когда у монахов–пустынников не было своих церквей, они ходили, когда могли, на литургию в ближайший от них храм. Когда же они построили свои церкви и служили уже там, есть все основания полагать, что они сохранили общее правило служить литургию два раза в неделю — по субботам и воскресеньям. Пахомианские источники ясно указывают на то, что обычай служить литургию в субботу и воскресенье существовал в монастырях Пахомия Великого. Мы располагаем многочисленными свидетельствами того, что в монашеских центрах Нижнего Египта в конце IV века также служили две литургии — в субботу и воскресенье.

Случай с преподобной Марией Египетской, которая 47 лет провела в пустыне без Святого Причастия и достигла святости, вероятно, вообще единичный в истории Церкви.

Подобное можно сказать и о затворниках Киево-Печерской Лавры. Несмотря на то, что они почти полностью оборвали свою связь с внешним миром и жили в пещерах (самый жесткий карантин, по-нашему), они тем не менее регулярно собирались в пещерных храмах для совершения Евхаристии. И даже тем немногим подвижникам, которые навсегда замуровывали себя в пещере, оставляя небольшое оконце, преподавались Святые Тайны. Случай же с преподобной Марией Египетской, которая 47 лет провела в пустыне без Святого Причастия и достигла святости, вероятно, вообще единичный в истории Церкви. Можно ли его предлагать в качестве примера для всех (!) верных чад Русской Православной Церкви, коих по официальной статистике насчитывается до 120 млн. человек?

Многие ли из нас способны отключить интернет, отказаться от новостей, соцсетей и фильмов, чтобы хоть на йоту приблизиться к духовному уровню монахов-затворников и отшельников? Мы затворяемся в келиях не для того, чтобы оградить себя от соблазнов, а для того, чтобы оградить, а точнее, попытаться оградить себя от коронавируса.

Действительно, существует огромная разница между духовным уровнем православных отшельников и нас, современных христиан. Огромная разница существует также и в возможности получения информации, и в количестве этой самой информации, которая совершенно не способствует уединенной молитве и разговору с Богом. Многие ли из нас способны отключить интернет, отказаться от новостей, соцсетей и фильмов, чтобы хоть на йоту приблизиться к духовному уровню монахов-затворников и отшельников?

Но все эти помыслы и воспоминания святая Мария отгоняла пламенной молитвой к Богу и Пресвятой Богородице, неимоверным постом, покаянными слезами и памятью смертной.

Спаслась бы Мария Египетская со смартфоном в руках? А теперь давайте немного пофантазируем и представим себе, что бы произошло, будь у нее в руках смартфон с выходом в интернет? Как у нас. Хватило бы у нее духовных сил бороться со страстями? Не поддаться искушению побродить по просторам интернета в качестве отдыха? Конечно, дивен Бог во святых своих, но у нас этих сил точно не хватает. Вместо того чтобы бить себя в грудь и проливать покаянные слезы, мы просматриваем ленту новостей, читаем сообщения в Вайбере, (особенно в церковных группах), просматриваем ролики на Ютуб и так далее. Где уж тут до борьбы со страстями. А если сидеть дома безвылазно, то все эти искушения возрастают многократно. Смотришь – и постепенно с чисто церковного контента съезжаешь на просто интересный, а там и до непотребного рукой подать.

Молитва наша – слабая, а поэтому единственное место, где мы можем черпать силы, чтобы бороться с грехом и просто для того, чтобы не впасть в уныние и отчаяние на фоне всеобщей паники – это храм Божий, это наша общая молитва, это Святая Евхаристия. Вот где мы можем получить то необходимое духовное врачевство и для душ, и для телес наших, которое нам так необходимо сегодня. Каждый христианин, который пытается вести духовную жизнь, знает, как трудно дается самодисциплина в духовном делании, как тяжело порой бывает себя заставить совершать свое домашнее молитвенное правило, как сильно тянет его чуточку сократить. А потом еще сократить, и еще…

И каждый знает, как благотворно в этом отношении действует на душу храмовое богослужение. Как оно помогает не расслабляться, не ослабевать в стремлении в Царство Небесное. Наверное, каждому знакомо чувство досады и недовольства, когда по каким-то причинам не удалось быть в воскресный день на Литургии. И это чувство не уходит даже с просмотром трансляции из храма по интернету. Насколько полноценна и возможна ли, в принципе, замена присутствия человека в храме просмотром службы с монитора компьютера – это вообще отдельный вопрос. Но Таинства онлайн точно не преподаются.

Вернутся ли люди в храм после карантина?

Поэтому призывы не приходить в храмы в условиях, когда власти не вводят жесткие запреты на выход из дома, представляются сомнительными. Никто ведь не призывает воздержаться от посещения продуктовых магазинов для того, чтобы насытить свое тело, или аптек – чтобы его лечить. А в храме мы насыщаем и излечиваем свою душу, вкушаем Хлеб Жизни, Источник Бессмертия.

Гораздо более правильной представляется та позиция, согласно которой воздержаться от посещения храма нужно не здоровым людям, а тем, кто плохо себя чувствует. Причем не только из-за коронавируса. Тем, кто находится в группе риска: пожилым, с хроническими заболеваниями и так далее. А тем, кто здоров необходимо соблюдать рекомендованный профилактический режим: не более 10 человек в помещении, по возможности совершение богослужения на улице, очередность при подходе к Исповеди и Причастию и другие меры.

Но необходимо задуматься вот о чем. Призыв не приходить в храмы, прозвучавший из уст Патриарха, – это уже некий прецедент. Прецедент того, что на церковных иерархов можно повлиять той информационной волной, которая создана сегодня по поводу коронавируса, а завтра, может быть, создана по какому-либо иному поводу. Если сегодня можно сделать так, чтобы люди не посещали храмы из-за коронавируса, то завтра обязательно найдется какая-либо иная причина для этого.

А может быть, истинная цель всего происходящего как раз и состоит в том, чтобы отдалить людей от Церкви? Да, сейчас такая мысль может выглядеть маргинальной конспирологией, но кто знает, как мы будет думать завтра?

Во времена любых бедствий люди всегда стремятся в храмы за утешением и помощью. А тут призыв воздержаться от этого. И ведь никто не знает, сколько времени продлятся ограничения, связанные с карантином. Наиболее часто звучит мнение, что при всех принимаемых мерах коронавирус будет гулять по планете в течении двух лет. Не факт, что от него найдут лекарство, как до сих пор нет действенного лекарства от гриппа. И что, в течении двух лет будет актуален призыв не приходить в храмы? А кто в храмы вообще вернется после этого срока?

Вопросы, на которые нам предстоит найти ответы

На самом деле, сегодняшняя ситуация ставит перед нами очень серьезные вопросы. Коронавирус может оказаться просто легкой разминкой перед действительно смертоносными заболеваниями, которые могут быть попущены Богом для вразумления человечества, погрязшего в грехах до крайности. И что мы будем делать тогда? Будут ли священники совершать Литургию и другие Таинства? Будем ли мы ходить в храмы или попробуем спасаться по домам? Будут ли священники причащать смертельно больных, рискуя заразиться сами и принести болезнь в свою семью? Не будет ли это равносильно невольному убийству или самоубийству? Будем ли мы помогать друг другу или станем в ужасе шарахаться от своего ближнего? Будем ли мы приводить многовековую церковную практику в соответствие с правилами карантина? Как мы будем исполнять заповеди Божии? И, наконец, если выбор будет стоять так: участвовать в Евхаристии и умереть, или не прийти в храм и продлить свое земное существование – что мы выберем? В первые века христианства выбор очень часто был именно таким.

Дай Бог мудрости и мужества и Святейшему Патриарху Кириллу, и каждому из нас найти правильные ответы.

Официальный сайт Московского Патриархата


Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Владыка, начать я хочу с коронавируса. Его распространение не останавливается по всему миру и набирает обороты в соседних с Россией странах. Например, если говорить об азиатских странах, то православная митрополия Кореи Константинопольского Патриархата была впереди остальных, огласив правила поведения в храмах на время эпидемии. В частности, эти правила включают: во время Литургии прихожанам необходимо надевать маски, они не целуют иконы, а кланяются им, были отменены огласительные беседы, то, что называется проповедью. Какие-то подобные меры Русская Православная Церковь не хочет принять на время распространения эпидемии?

Митрополит Иларион: Мы этот вопрос обсуждали на последнем заседании Высшего Церковного Совета и решили, что в превентивном порядке не будем издавать какие-то указы или постановления, но если беда коснется России или придет в другие страны канонического пространства Русской Православной Церкви, то, конечно, мы будем на нее реагировать, в том числе следовать рекомендациям органов здравоохранения. Например, наши приходы в некоторых областях Италии уже получили предписания от местных властей вплоть до того, что на какое-то время они должны быть закрыты и в них не должны совершаться богослужения.

Есть разные способы минимизировать угрозу заражения вирусом. В частности, мы верим в то, что никакие вирусы и никакие болезни не могут передаваться через причастие. Но если дело дойдет до каких-то запретов или рекомендаций, которым мы обязаны будем следовать, то я не исключаю того, что, например, в некоторых случаях будут использоваться одноразовые ложечки для причастия. Такое уже сейчас имеет место в тех случаях, когда священник посещает в больнице тяжелобольного человека с ослабленным иммунитетом, которому врачами предписана полная изоляция. Тогда священники причащают человека из одноразовой ложечки. Конечно, могут быть предусмотрены и другие меры, в том числе и ношение масок.

Е. Грачева: А не проще закрыть храмы на время эпидемии, как это сделали, например, в Италии?

Митрополит Иларион: Пока мы не рассматриваем такую опцию, кроме тех мест, куда уже пришла беда и где уже требуются безотлагательные действия. Естественно, Церковь будет реагировать на те требования, которые будут выдвигаться соответствующими государственными структурами.

Е. Грачева: Помимо непосредственно коронавируса, распространяется и другой, как выяснилось, куда более губительный вирус — вирус страха и паники. Он уже охватил Европу: север Италии полностью погружен в этот страх, перекрыты и маленькие населенные пункты на севере, и полностью остановлена туристическая жизнь половины Италии. И это имело последствия: на улицах итальянцы избивают китайцев, которые попадаются им на глаза, потому что известно, что многие семьи зависят от ресторанного, гостиничного бизнеса, а когда все остановилось — нет дохода. Украинцы паниковали, когда жгли покрышки и перерывали асфальт, они не хотели, чтобы под Полтавой разместили людей на карантин — даже не зараженных, но вернувшихся из зоны заражения. Как быть с вирусом паники, который толкает людей на преступление?

Митрополит Иларион: Как верующий человек, я хотел бы, прежде всего, сказать, что жизнь и смерть каждого человека находится в руках Божиих. Мы должны делать все от нас зависящее, чтобы не допустить распространения вируса. Каждая страна, которая с этим сталкивается, должна принимать исключительные, экстраординарные меры для того, чтобы воспрепятствовать распространению вируса. Но вирус паники распространяется в том числе через средства массовой информации, потому что об этом очень много говорят, пишут. И даже если вирус не дошел до какой-то конкретной страны, то уже из сообщений о том, что происходит в других странах, в том числе в соседних, может создаться атмосфера паники. И эта атмосфера создается.

Опять же, как верующий человек могу сказать, что паника никогда не помогает. Помогает эффективное использование медицинских средств, в том числе превентивного характера; помогают меры, которые принимают государственные структуры, в том числе отменяя авиасообщения с теми странами, где сейчас имеется вспышка вируса, и проверяя каждого, кто пребывает в страну из зараженных областей. Я сам недавно проходил такую проверку, когда посещал Италию. То есть прежде чем меня впустили на территорию страны, я должен был подойти к приборам, которые измеряли температуру. Если бы у меня была повышенная температура, то меня сразу забрали бы на обследование. Но я думаю, что такие меры необходимы, а паника не только не нужна, она очень вредна не только для внутреннего состояния тех людей, которые поддаются панике, но и для всего окружающего общества.

Я думаю, что нам не следует поддаваться панике. Я думаю, что нам, верующим людям, нужно молиться о том, чтобы эта эпидемия поскорее прекратилась, и чтобы те страны, которые она затронула, как можно скорее вернулись к нормальной жизни.

Митрополит Иларион: Это не мода. Это тоже эпидемия. Мы с Вами говорили про эпидемию коронавируса, про эпидемию паники. Это тоже эпидемия — эпидемия безумия, которая накрыла западный мир в результате потери духовно-нравственных ориентиров.

Что такое пол человека? Это то, что ему дано Богом. Если люди перестают верить в Бога, они начинают верить в разного рода фантомы. Например, в то, что у человека может быть один пол биологический, а другой пол — психологический. Если, например, какой-то человек в детстве, юности или в зрелом возрасте начинает себя осознавать принадлежащим к противоположному полу, то с нашей точки зрения это может быть какое-то духовное или психическое отклонение, которое, возможно, поддается лечению, в том числе при помощи психологов. Но сейчас на Западе выросло целое поколение психологов, которые, наоборот, говорят, что корректировать надо биологический пол. Эти психологи за такого рода консультации получают большие деньги и находятся в сговоре с представителями еще одной мощной и высокооплачиваемой индустрии — это индустрия операций по перемене пола. Такие операции сейчас становятся (хоть они и по-прежнему достаточно дорогостоящие) доступны лицам, принадлежащим к среднему классу. И это целая эпидемия такого рода операций, которые происходят сейчас на Западе.

Надо сказать, что очень многие люди, сделавшие такую операцию, раскаиваются в том, что они сделали, но их истории всячески замалчиваются, потому что их откровения наносят удары по этой индустрии и по идеологии, которая за ней стоит. А идеология эта не просто безбожная, она античеловеческая. Я в одной из передач рассказывал о том, как происходит операция по смене пола. Я не хотел бы повторять, но так называемая операция по смене пола — это ничто иное как уродование и искалечивание человека, который в результате не меняет свой пол, но просто создается видимость того, что он поменял пол. Поэтому я говорил и повторяю сейчас, что операция по смене пола — это обман и самообман.

Митрополит Иларион: Мое мнение, что это очень безвкусная, гадкая и омерзительная поделка, которая основана на том, что используются религиозные образы, в том числе образы из жизни католических монастырей, а также там присутствует некая пародия на изображение Богородицы и даже на распятие. Это не просто безвкусная и омерзительная поделка, она еще кощунственная и богохульная. Вот все, что я могу сказать об этом.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за эту беседу!

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина!

Вопрос: Владыка, как перестать доверять людям? Я от природы очень открытый и доверчивый человек, всегда стараюсь доверять людям, но в нашем мире эти качества не нужны, и я страдаю от этого, потому что иной раз ты видишь в человеке друга, хочешь довериться ему, поделиться чем-то сокровенным, но это никому не надо. Как научиться быть недоверчивым и закрыться от этого мира? Как сломать свой открытый характер?

Я очень часто ошибался в людях по своей, наверное, излишней доверчивости. Я всегда склонен верить людям. Я всегда склонен принимать за чистую монету то, что мне говорят. И даже более чем 50-летний жизненный опыт меня не научил тому, что людям верить не надо. Хотя обманывался я в людях множество раз и разочаровывался в них тоже множество раз. Но я все-таки думаю, что лучше ошибиться в эту сторону, чем ошибиться в другую сторону.

Если Вы станете замкнутой, подозрительной, если вы от всех будете ожидать только всяких гадостей, то Ваша жизнь превратится в сплошное мучение. А если Бог дал Вам открытый и доверчивый характер, то и живите с этим характером. Будьте открытой по отношению к людям, а если кто-то Вас обманет, если Вы в ком-то разочаруетесь, то постарайтесь это пережить и дальше идти по жизни с тем характером, который Вы получили от Бога.

Вопрос: В школе ребенку преподается теория Дарвина. Как относиться к теории Дарвина нам, православным людям?

Теория Дарвина не противоречит догмату о том, что у мира существует Творец. Эта теория не вписывается в рамки того мировоззрения, которое отражено на самых первых страницах Библии, где рассказывается о сотворении мира. Когда мы читаем эти первые страницы, мы видим, что Бог создает сначала материю, потом материальный свет, Он создает землю, Он отделяет сушу от воды, потом Он начинает создавать растения и различные виды животных. Причем никакая эволюция между видами в этом тексте не просматривается. Каждый вид создается Богом отдельно: животные отдельно, рыбы отдельно, пресмыкающиеся отдельно и, наконец, человек отдельно. То есть такая картина, которая бы предполагала, что человек произошел от обезьяны и что у обезьяны и человека был общий предок, действительно не вписывается в библейское повествование о том, как был сотворен мир, если только это повествование не воспринимать слишком расширительно.

Среди православных христиан есть те, которые полностью отвергают теорию Дарвина, есть те, которые ее частично отвергают, и есть те, которые ее принимают. Как правило, мы отвергаем то, что называется макроэволюцией, то есть представление о том, что один вид мог трансформироваться в другой, условно говоря, обезьяна в человека. Но то, что называется микроэволюцией, то есть некая эволюция внутри видов, ее мы не отвергаем. По крайней мере, мы не обязаны ее отвергать.

Если говорить о микроэволюции, то это тот аспект теории Дарвина, который имеет серьезную доказательную базу. А если говорить о макроэволюции, то это тот аспект, который не имеет серьезной доказательной базы, и по сути все, что говорится о возможности трансформации одного вида в другой, не более чем недоказанные спекуляции. Теория Дарвина до сих пор остается теорией, и в этом смысле, как и всякая теория, она уязвима, но в тех своих аспектах, в которых она противоречит библейскому откровению, не может быть принята христианским православным сознанием.

Вопрос: Меня предал близкий друг, которого я знала много лет. Он поступил так плохо, что даже думать об этом без слез не могу. Я смогла простить, но не забыть. Как пережить предательство? Молитва не помогает.

Митрополит Иларион: Прежде всего, я хотел бы напомнить о том, что Господь наш Иисус Христос тоже в Своей жизни пережил предательство, причем не одно, а очень много. Мы знаем, что Он был предан Своим собственным народом, которому Он не только не сделал никакого зла, но, наоборот, делал только добро. А еще Он был предан одним из Своих двенадцати ближайших учеников — это предательство описано во всех четырех Евангелиях. И мы знаем, что предателем был тот, кто ничем не отличался от других учеников и ничем не был обделен. Если такое могло произойти с Иисусом Христом, то такое, конечно, может произойти и с каждым человеком.

Как найти в себе силы пережить предательство? Прежде всего, конечно, нужно постараться найти в себе силы простить. Если у вас нет своих собственных внутренних сил для этого, то существуют такие проверенные средства, как исповедь и причащение. Вы можете прийти на исповедь к священнику, рассказать о том, что это вас тяготит, попросить, чтобы он за вас помолился. Если ваша собственная молитва не помогает, пусть за вас помолится священник, пусть за вас помолятся близкие вам люди. Постарайтесь, если вы с этим человеком, который вас предал, можете не встречаться, больше с ним не встречаться. Если он оказывается на вашем жизненном пути, постарайтесь не вспоминать о том, что он совершил. Живите своей собственной жизнью и помните о том, что прощение — это залог вашего собственного благополучия.

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь!

Всемирная организация здравоохранения признала вирус COVID-19 (коронавирус) пандемией. Некоторые страны ввели режим чрезвычайной ситуации и частично закрыли въезд, в других введены ограничительные меры в учебных заведениях и запрет на массовые мероприятия. Под вопросом остается участие верующих в общих богослужениях. Так, к примеру, Ватикан и Мекка закрыты для паломников.

Действительно ли нужно закрывать церкви и можно ли заразиться от икон или причастия? Что об этом думают богословы и священники, выяснял корреспондент Настоящего Времени.

Закрытие храмов и мечетей

В связи с распространением вируса уже закрыты собор Сан-Марко в Венеции, площадь Святого Петра и весь Ватикан, а также главные для мусульман места паломничества – Мекка и Медина в Саудовской Аравии. В Палестинской национальной автономии закрыли Церковь Рождества в Вифлееме, а в Южной Корее эпидемия вспыхнула в среде верующих религиозной группы "Храм скинии свидетельства Шинь-чонджи". Сообщается, что верующие заразили друг друга во время богослужения. Всего из 230 тысяч последователей на данный момент около 9 тысяч имеют синдромы коронавируса. Власти Сеула завели уголовное дело на лидера группы Ли Ман Хи.

В Иране, где зафиксирован один из самых высоких уровней заражения, несколько местных жителей облизывали ворота могилы одного из шиитских лидеров, демонстрируя тем самым отсутствие страха перед вирусом. Позже одного из этих шиитов арестовала полиция.

Папа римский Франциск отменил публичную мессу в воскресенье, 8 марта. Вместо этого закрытую службу транслировали верующим онлайн. В Италии запрещены публичные богослужения, а усопших будут временно хоронить без отпевания. Глава патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Дмитрий Смирнов заявил, что прихожане РПЦ имеют право не повиноваться властям Италии и не закрывать храмы, поскольку это противоречит их вере.

Между тем международное право позволяет ограничивать религиозную свободу, когда речь идет о защите здоровья населения. Об этом говорится в Международном пакте о гражданских и политических правах (статьи 4 и 18).


Дебаты православных

В странах, где много православных верующих, пока не обсуждаются вопросы закрытия храмов, но есть другая проблема – причастие общей ложкой. В Болгарской и Грузинской православных церквях заявили о том, что вирус не может передаваться через причастие, и поэтому верующим переживать не стоит. Правда, в Грузинской церкви позже все-таки согласились осуществить санитарную обработку храмов.

В РПЦ сдержанно высказались по поводу коронавируса. Призывают соблюдать санитарные нормы, дезинфицировать иконы, а вот про причастие ничего не сказали. В Румынской церкви разрешили причащать верующих одноразовыми ложками. В Православной церкви Украины и в Корейской митрополии посоветовали верующим не целовать иконы, а лишь кланяться им.

Среди православных идет дискуссия: может ли вирус передаваться через святыни – иконы и причастие? С иконами более-менее разобрались: многие вспомнили эксперимент московского дизайнера Дарьи Федоровой, которая в 2017 году собрала смывы с икон в московских храмах и посеяла образцы. На образах были обнаружены стафилококки, стрептококки, синегнойные и кишечные палочки. В целом, сейчас представители православных церквей не отрицают, что на иконах могут быть бактерии.


Споры ведутся вокруг причастия. Дело в том, что православные верующие причащаются из одной ложки – и получается, что после подачи причастия каждый человек эту ложку облизывает. У многих такой способ вызывает вопросы относительно его гигиеничности.

В греко-католических церквях и у православных в Европе несколько иная практика. Верующие, подходя к священнику, широко открывают рот, запрокидывают голову назад, и священник вкладывает причастие, не касаясь ложкой полости рта или губ.

Причастие как переносчик вируса

Из-за необходимости православным причащаться одной ложкой и иметь с ней контакт, возникают споры относительно того, можно ли из-за этого заразиться инфекцией. Согласно православному вероучению, считается, что в чаше под видом хлеба и вина находятся настоящие тело и кровь Иисуса Христа. Часть верующих и священников из этого делает вывод, что заразиться от причастия нельзя, ведь тело и кровь Господа не могут быть переносчиками вируса. Такую точку зрения занимают уже упомянутые Болгарская и Грузинская церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии.


Есть и другая позиция. Ее сформулировал, в частности, глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов: он утверждает, что причастие не обладает дезинфицирующими свойствами, поскольку сама по себе дезинфекция предусматривает уничтожение вирусов и бактерий, которые тоже являются творениями бога. А он не может уничтожать свое творение, заключает старовер.

Богослов Илья Бей в беседе с корреспондентом Настоящего Времени заявил: риск заражения через причастие все-таки есть. "Причастие всегда подразумевает физический контакт. В то же время предметом православного вероучения не является вера в то, что содержимое чаши обладает особыми дезинфицирующими свойствами", – подчеркивает он.

Ректор Открытого университета святой Софии священник Георгий Коваленко полагает, что Бог не должен работать фильтром по очищению воды на Крещение или дезинфектором во время пандемии. "Экология и собственное здоровье – сфера ответственности человека", – поясняет священник.


Директор Института Святого Фомы Аквинского, католический богослов Петр Балог подчеркивает, что причастие, хотя и является телом и кровью Иисуса Христа, не лишено свойств физических продуктов. Точно так же, как Иисус был и богом и человеком одновременно, причастие имеет свойства богочеловеческого организма, рассуждает богослов. Именно поэтому оно может быть переносчиком вирусов. Отец Петр поясняет: согласно католическому вероучению во время мессы происходит "пресуществление", то есть меняется сущность хлеба и вина, однако их материальные свойства остаются теми же самыми.

Балог также напоминает, что в истории были случаи отравления римских пап через причастие. В Ватикане существовал даже специальный дьякон, который должен был проверять хлеб и вино перед мессой – на предмет того, не отравлены ли они. По словам отца Петра, в XIV веке в Европе во время чумы умерло около половины членов монашеского ордена картузианцев и треть доминиканцев. Так что причастие не панацея от физических болезней.


Богослов и преподаватель Университета Лойла Меритайм (Лос-Анджелес, США) Кирилл Говорун также уверен, что через причастие могут передаваться вирусы. Более того, он считает, что думать иначе – значит впадать в ересь докетизма. Докетизм (последователи этого учения считают Иисуса только Богом, отрицая его человеческую сущность) был осужден Вселенскими соборами и отвергнут церковью.

Протодьякон РПЦ Андрей Кураев приводит в пример святого Никодима Святогорца, который жил в XVIII веке и еще тогда писал, что для причащения больных можно пользоваться индивидуальными ложками, которые потом должны быть помыты уксусом, то есть продизенфицированы, согласно тогдашним представлениям. Кураев также напоминает, что в 1970-е годы, во время вспышки холеры, будущий патриарх РПЦ Пимен по просьбе властей отменил богослужения в районах, охваченных эпидемией.


А бывший главред журнала Московской патриархии Сергей Чапнин предлагает написать коллективное письмо патриарху и членам Синода с предложением модернизировать практику причастия: перестать касаться общей ложкой губ, отказаться от целования чаши, а также от вытирания губ общим платком и от запивки причастия водой из общих емкостей.

Поделиться "Митрополит Иларион: Жизнь каждого человека находится в руках Божиих"











































Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

Затем Владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня весь мир замер в страхе перед коронавирусом. Каждый день мы слышим устрашающие цифры о новых заболевших, о новых умерших; слышим о том, как быстро распространяется эта эпидемия, и сердце многих замирает в страхе перед будущим.

Как нам нужно реагировать на все эти новости?

Прежде всего, мы должны помнить о том, что ежедневно на этой земле люди умирают от самых разных болезней, вирусов, инфекций. Ежегодно в зимний период тысячи человек умирают от гриппа. Но цифры эти никому не известны, ибо все привыкли считать, что грипп – это болезнь, от которой умирают немногие, а большинство все же исцеляется.

Почему мир охватила паника именно перед коронавирусом? Потому что этот вирус новый, неизвестный, против него не изобретена вакцина, а случаи заражения возникают все в новых и новых странах, в том числе и в нашей стране.

Деятельность многих людей, многих компаний сейчас парализована, потому что люди перестали путешествовать, перестали встречаться друг с другом.

Как нам, верующим людям, на все это отвечать и ко всему этому относиться?

Прежде всего, мы не должны поддаваться панике. Мы вообще не должны паниковать перед какими бы то ни было бедствиями – стихийными или иными. Важно помнить, что жизнь всякого человека, в том числе и каждого из нас, находится в руках Божиих. Если Господь нас не защитит, то нас не убережет никто. Если Господь захочет забрать у нас земную жизнь, Он ее заберет в любом случае, если необходимо, и найдет способ это сделать – при помощи вируса или нет.

Мы должны с полным смирением и послушанием воле Божией относиться к тому, что происходит с нами и вокруг нас. В то же время, не стоит пренебрегать предупреждениями и простыми советами, которые сегодня обращают ко всем медицинские работники. Мы слышим очень простые рекомендации: чаще мойте руки перед едой, после общения с людьми, после возвращения с улицы домой. Если у вас простудное заболевание, воздержитесь от выхода в город, не выходите на работу. Я бы к этому еще добавил – не приходите в храм, чтобы не заразить других людей и не передать им инфекцию.

В некоторых странах, где распространился коронавирус, закрыли храмы, чтобы воспрепятствовать совершению богослужения. Не думаю, что это правильный ответ, потому что богослужение еще никогда никому не повредило. Наоборот, когда люди приходят в храм, чтобы помолиться, они испрашивают милость Божию не только себе самим, но и всем тем, кто находится за порогом храма, в том числе и людям неверующим.

Неверующие думают, что мы собираемся в храм просто для того, чтобы удовлетворить свои религиозные нужды. Они считают, что ради того, чтобы воспрепятствовать распространению вируса, можно просто закрыть церковь на какое-то время, может быть, на несколько недель или месяцев, а потом, когда эпидемия пройдет, храмы можно открыть вновь. Они не понимают, что молитва, наоборот, защищает людей — и не только тех, кто молится, но и тех, кто находится вокруг. Ведь неслучайно многие святые отцы и старцы говорили, что мир стоит до тех пор, пока стоит Церковь. И что именно Церковь своими молитвами, свои присутствием в этом мире защищает людей от всякого зла.

Поэтому мы должны с полным спокойствием воспринимать то, что происходит вокруг.

Если кто-либо из нас по работе связан с зарубежными командировками (от них же первый есмь аз), то надо по возможности такие поездки сократить. Необходимо понимать, что всякие перелеты сейчас достаточно опасны, ибо в самолете находятся люди, которые дышат с вами одним воздухом. И на несколько сотен человек достаточно одного пассажира, чтобы если не инфицировать других, то, по крайней мере, поставить других в ситуацию, когда они вынуждены будут провести несколько дней или недель в карантине. Поэтому, если возможно сократить зарубежные поездки или вообще от них отказаться, лучше этим воспользоваться.

Но, прежде всего, будем молиться, уповать на волю Божию, причащаться Святых Христовых Таин и использовать время Великого поста для того, чтобы в духовной сосредоточенности проходить путем покаяния, который открыла для нас Святая Церковь. На этом пути нам помогает весь строй великопостных богослужений, в том числе и наипаче Литургия Преждеосвященных Даров, которая совершается по средам и пятницам и утром, и вечером для всех, кто пожелает прийти и причаститься в эти дни, дабы укрепить себя духовно и телесно.

Будем помнить о том, что причастие Святых Христовых Таин – Таинство, через которое Сам Господь укрепляет и исцеляет нас. Это Таинство мы принимаем для исцеления души и тела, и через него соединяемся с Самим Господом Иисусом Христом, Который ограждает нас от всякого зла, обоготворяет наше человеческое естество, живет в нас и через нас общается с другими людьми.

Поделиться "Митрополит Иларион: Жизнь каждого человека находится в руках Божиих"

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции