Суханов александр правильное лечение простуды и гриппа







Описание книги "Правильное лечение простуды и гриппа как профилактика неизлечимых заболеваний"

Описание и краткое содержание "Правильное лечение простуды и гриппа как профилактика неизлечимых заболеваний" читать бесплатно онлайн.

В этой книге вы найдете комплекс новейших натуральных эффективных методов лечения заболеваний – не только простудных, но и многих других, являющихся их следствием. Вы узнаете, в чем первопричина болезней, и научитесь помогать своему организму на каждом рубеже обороны. Невероятно, но факт: можно избавиться от бронхиальной астмы в острой стадии за месяц-два!

Александр Иванович Суханов

Правильное лечение простуды и гриппа как профилактика неизлечимых заболеваний

Александр Иванович Суханов – практикующий врач с сорокалетним стажем, профессор, руководитель первой в мире клиники традиционной медицины, основанной в Ленинграде в 1980 году. Доктор Суханов отказался от применения химиопрепаратов, гормонов и других вредных для организма лекарственных средств. Его кредо – восстановление здоровья путем мобилизации природных резервов, заложенных в организме каждого человека.

Вступление Жизнь у человека одна. В чьих она руках?

Цель жизни – сама жизнь.

Когда человек напуган, когда ему больно, страшно и он уже приготовился отправляться на тот свет… ему нужен не собеседник и не исповедник, а руководитель. Некто, кто скажет: все будет так-то и так-то. в том смысле, что вот в эту минуту мы начинаем жить по другим правилам. И только врач знает, по каким именно. Он может быть жестким, неприятным, не слишком добрым, но в данный момент именно врач – единственный, кто знает, что можно сделать. Как помочь. Как спасти. Как избавиться от страха.

В XIX и первой половине XX века произошел прорыв, какого не бывало ранее, – в общественно-экономической жизни человечества, в науке, в искусстве и, в последнюю очередь, в медицине. Начиная со второй половины прошлого века различного рода политики, скрытые и публичные, стали постепенно разворачивать медицину против человека. Все достижения научной мысли, все наработки человечества, полученные в результате многовекового опыта и доказавшие на практике свою эффективность, были объявлены старьем. Из медицинской теории и практики последовательно изымались действенные способы лечения, проверенные лекарства – и все это заменялось фальшивками в виде химиопрепаратов, гормонов и прочих средств, ухудшающих здоровье человека. Только гомеопатам ежегодно без каких-либо объяснений запрещали употребление десятков эффективных натуральных лекарственных препаратов, а травников сажали в тюрьмы – и надолго. Вспомним высказывание Даллеса, который говорил, что в борьбе против России естественные ценности заменят искусственными и заставят нас в них поверить. Так и случилось, и сейчас мы видим результаты этой подмены.

В XXI веке человек дошел до крайней точки своего саморазрушения, люди только тем и занимаются, что под руководством властей различной степени глупости уничтожают друг друга.

Согласно официальной информации, исходящей из российских (Министерство здравоохранения), а также зарубежных источников, бронхиальная астма, полиартрит, системная красная волчанка, рассеянный склероз, детский церебральный паралич и целый ряд других заболеваний неизлечимы. А я утверждаю, что излечимы.

Лечение сложных хронических заболеваний – процесс творческий, требующий огромного внимания и терпения. Важно с самого начала все делать правильно, и тогда можно вылечить одни заболевания и предотвратить другие. Я не оговорился, когда сказал, что мы побеждаем так называемые неизлечимые недуги. Неизлечимых соматических заболеваний нет, их просто не должно быть! Причина такого большого количества тяжелых соматических болезней одна – неправильное лечение с самого начала. Мы в нашей клинике создаем все условия, чтобы пациент лечился столько времени, сколько надо. После нормализации состояния мы направляем его в специализированную группу здоровья (их у нас две), где как бы испытываем здоровье на прочность в условиях нагрузки. Здесь же пациент приобретает окончательные навыки поддержания не только собственного здоровья, но и здоровья своих близких.

Глава 1 Опасности, подводные камни, защита и нападение

Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечится от них.

Почему говорят, что медицина – искусство? Потому что каждый раз (каждый! – даже если это ангина, радикулит или насморк) врач имеет дело с неизвестным. Он: 1) вступает в неизвестное, 2) ищет причины, разрушившие гармонию человека, и 3) восстанавливает ее. Это путь искусства. Вот почему не вся медицина – искусство, а только та, которая идет этим путем… В медицину следует идти – как в монашество: по зову сердца. Врач выполняет миссию, и за счастье быть рукою Господа платит своей жизнью. Это тоже его собственный выбор, счастливый выбор, потому что такая жизнь наполнена смыслом.

Опасность неправильного лечения простуды

Сегодня мы очень мало знаем о механизмах жизнедеятельности живого организма, не умеем ими управлять и соответственно лечить. Когда по-настоящему занимаешься медициной – как теоретической, так и практической, – то восхищаешься природным арсеналом механизмов коррекции и саморегуляции, использование которых позволяет быстро и легко остановить патологический процесс и помочь организму выздороветь.

Лечение – сложный процесс, состоящий из многих этапов и занимающий немало времени, необходимого для восстановления структуры и функции пораженного органа. Заменить этот процесс несколькими уколами в ягодицу или приемом какого-то количества таблеток невозможно. При хроническом соматическом заболевании лечение в полном смысле этого слова предано забвению: то, что делается в поликлиниках и больницах, даже отдаленно не напоминает лечение – искусство врачевания, поэтому последние годы устрашающе растут заболеваемость, смертность, инвалидизация населения.

3 Содержание Об авторе 4 Вступление 5 Глава 1 7 Опасность неправильного лечения простуды 7 Строение и функции бронхиального дерева 10 Типы дыхания. Как надо дышать носом или ртом? 14 Защитные барьеры дыхательной системы. ЗБС и ЗБК 17 Как острое воспаление делают хроническим 28 Глава 2 30 Что делать, если вы простыли 30 Конец ознакомительного фрагмента. 35 3

4 Александр Иванович Суханов Правильное лечение простуды и гриппа как профилактика неизлечимых заболеваний Об авторе Александр Иванович Суханов практикующий врач с сорокалетним стажем, профессор, руководитель первой в мире клиники традиционной медицины, основанной в Ленинграде в 1980 году. Доктор Суханов отказался от применения химиопрепаратов, гормонов и других вредных для организма лекарственных средств. Его кредо восстановление здоровья путем мобилизации природных резервов, заложенных в организме каждого человека. 4

7 Глава 1 Опасности, подводные камни, защита и нападение Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечится от них. Китайская пословица Почему говорят, что медицина искусство? Потому что каждый раз (каждый! даже если это ангина, радикулит или насморк) врач имеет дело с неизвестным. Он: 1) вступает в неизвестное, 2) ищет причины, разрушившие гармонию человека, и 3) восстанавливает ее. Это путь искусства. Вот почему не вся медицина искусство, а только та, которая идет этим путем В медицину следует идти как в монашество: по зову сердца. Врач выполняет миссию, и за счастье быть рукою Господа платит своей жизнью. Это тоже его собственный выбор, счастливый выбор, потому что такая жизнь наполнена смыслом. Мак-Иов Риго Опасность неправильного лечения простуды Сегодня мы очень мало знаем о механизмах жизнедеятельности живого организма, не умеем ими управлять и соответственно лечить. Когда по-настоящему занимаешься медициной как теоретической, так и практической, то восхищаешься природным арсеналом механизмов коррекции и саморегуляции, использование которых позволяет быстро и легко остановить патологический процесс и помочь организму выздороветь. Лечение сложный процесс, состоящий из многих этапов и занимающий немало времени, необходимого для восстановления структуры и функции пораженного органа. Заменить этот процесс несколькими уколами в ягодицу или приемом какого-то количества таблеток невозможно. При хроническом соматическом заболевании лечение в полном смысле этого слова предано забвению: то, что делается в поликлиниках и больницах, даже отдаленно не напоминает лечение искусство врачевания, поэтому последние годы устрашающе растут заболеваемость, смертность, инвалидизация населения. Нестрашная и привычная на первый взгляд простуда давно уже является первопричиной развития многих заболеваний, в том числе так называемых неизлечимых: бронхиальной астмы, полиартрита, системной красной волчанки, хронических воспалительных синдромов позвоночника, головных и сердечных болей, хронического ринита и гайморита, энтероколита, отита, гломерулонефрита и других. Надо сказать, что с легкой руки медиков (которые намеренно или вынужденно все делают не так) неизлечимыми стали практически все заболевания, с которыми сталкивается человек. Некоторые из них слегка подлечиваются, но продолжают свое существование в подострой форме, когда хронический процесс медленно и неуклонно поражает одну систему органов за другой. Например, сегодня уже есть отработанная методика превращения человека с простудным заболеванием в тяжелобольного с системной красной волчанкой (это поражение сердечно-сосудистой системы, системы мелких сосудов, суставов и мышц). Делается это следующим образом. Пациент как правило, молодой человек или ребенок с ОРЗ и общей интоксикацией, попадает в поликлинику, а потом в больницу. (Надо отметить, что помещение в больницу 7

10 Строение и функции бронхиального дерева Как ни странно, но сегодня лечение острых инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей (см. рис. 1) остается большой проблемой не потому, что ее действительно трудно решить, а потому что, как мы уже говорили, ее наличие выгодно определенной части общества. Но каждый из нас в силах решить эту проблему, не дожидаясь указаний сверху. Только надо знать, как, поэтому, уважаемые читатели, наберитесь терпения: прежде чем познакомиться с практическими рекомендациями и методиками, вам нужно изучить основы анатомии и физиологии. Без этого вы просто не сможете понять, почему я советую лечиться именно так, а не иначе. Рис. 1. Строение дыхательной системы Основная функция легких поглощение кислорода и удаление из организма двуокиси углерода. На протяжении суток у взрослого человека через легкие проходит в среднем тысяч литров воздуха. Весь этот воздух согревается, очищается и обезвреживается в дыхательных путях. Первым поток входящего внутрь организма воздуха встречает носовая полость. Наружный нос это то, что мы видим на лице. Он состоит из хрящей, покрытых кожей. В области ноздрей кожа заворачивается внутрь носа и постепенно переходит в слизистую оболочку. Внутренний нос (носовая полость) разделен примерно на две равные половины. В каждой носовой полости расположены три носовые раковины: нижняя, средняя и верхняя (см. рис. 2). Эти раковины в каждой носовой полости образуют отдельные носовые ходы: нижний, средний и верхний. При этом каждый носовой ход помимо пропускания воздуха выполняет и дополнительные задачи. 10

12 Легкое состоит из 24 уровней деления бронхов (см. рис. 3), от трахеи до бронхиол (их около 25 миллионов). Бронхами называют ветви дыхательного горла (так называемое бронхиальное дерево). Бронхиальное дерево включает в себя главные бронхи правый и левый, долевые бронхи (1-го порядка), зональные (2-го порядка), сегментарные и субсегментарные (от 3-го до 5-го порядков), мелкие (от 6-го до 15-го порядков) и, наконец, терминальные бронхиолы, за которыми начинаются респираторные отделы легких (задача которых выполнять газообменную функцию). Рис. 3. Строение бронхиального дерева 12

13 Многоступенчатая структура бронхиального дерева играет особую роль в защите организма. Конечным фильтром, в котором осаждаются пыль, сажа, микробы и прочие частицы, являются мелкие бронхи и бронхиолы. Бронхиолы это тоненькие трубочки, в диаметре не превышающие 1 мм, которые находятся между бронхами и альвеолами. В отличие от трахеи бронхи имеют в составе стенки мышечные волокна. Причем с уменьшением калибра (просвета) мышечный слой становится сильнее развитым, а волокна идут в несколько косом направлении; сокращение этих мышц вызывает не только сужение просвета бронхов, но и некоторое укорочение их, благодаря чему они участвуют в выдохе. В стенках бронхов располагаются слизистые железы, покрытые мерцательным эпителием. Совместная деятельность слизистых желез, бронхов, мерцательного эпителия и мускулатуры способствует увлажнению поверхности слизистой оболочки, разжижению и выведению наружу вязкой мокроты при патологических процессах, а также выведению частиц пыли и микробов, попавших в бронхи с потоком воздуха. Пройдя весь описанный выше путь, воздух, очищенный и нагретый до температуры тела, попадает в альвеолы, смешивается с имеющимся там воздухом и приобретает 100 %- ную относительную влажность. Альвеолы это та часть легких, где кислород переходит в кровь через специальную мембрану. В обратном направлении, то есть из крови в альвеолы, поступает углекислый газ. Альвеол насчитывается свыше 700 миллионов; они покрыты густой сетью кровеносных капилляров. Каждая альвеола имеет диаметр 0,2 мм и толщину стенки 0,04 мм. Общая поверхность, через которую происходит газообмен, в среднем равна 90 м 2. Воздух попадает в альвеолы благодаря изменению объема легких в результате дыхательных движений грудной клетки. 13

16 Другая негативная сторона дыхания через рот состоит в том, что носовые каналы, оставаясь в относительном бездействии, загрязняются, засоряются и становятся восприимчивыми к разным заболеваниям, поэтому дыхание ртом способствует разрастанию аденоидов в носу. Кроме того, при дыхании через рот выключаются важнейшие механизмы рефлекторно-очистительный и защитный, которые своевременно и эффективно мобилизуют нижележащие дыхательные пути для защиты и очищения. 16

21 откуда у него взялось серьезное бронхолегочное заболевание, ведь он выполнял все рекомендации медика из поликлиники?! Дальше на пути инфекции стоит третий барьер дыхательной системы язычок, который препятствует потоку воздуха. Когда он открывается на вдохе, инфекция затягивается на язычок и уничтожается, а воздух, обходя его, поступает в гортань. Если инфекцию не удается остановить, она проникает в гортань вместе с воздухом. Это происходит, когда язычок воспаляется и отекает. Четвертый защитный барьер гортань важнейшая рефлекторно-защитная зона. (У астматиков мы наблюдаем хронические трахеоларингиты с массой спаечных, рубцовых изменений.) Сначала реагирует гортань, а следом за ней средние отделы легких. Начинаются разного рода одышки, появляются сипы и хрипы. Чем опасна суженная гортань? Она нарушает нормальный поток воздуха в легких, так как перестает участвовать в создании физиологически правильных перепадов давления, начиная с периферии легких. Гортань должна расширяться на вдохе, а она сужена, поэтому воздух в необходимом объеме не может пройти через нее. При этом нарушается и смешивание воздуха, что расстраивает саму по себе архитектонику вдоха-выдоха. Система воздухоносных пазух черепа (этмоидальные, гайморовы, лобные), лимфоэпителиальное кольцо Пирогова, зев, свод носоглотки, малый язычок, вход в гортань, гортань все эти анатомические образования совместно образуют многоярусную крепость на пути инфекции. И естественно, разрушив даже один из ее защитных барьеров, мы ослабляем всю оборону. Трахея и бронхи это пятый барьер на пути инфекции. Здесь матушка-природа подготовила надежнейшую защиту реснички. Начиная с сегментарных бронхов, они стоят, как солдатики, на страже. Когда в верхних отделах начинается воспаление, реснички сходятся, пропуская воздух, но задерживая инфекцию. Здесь тоже имеет место вихревое течение воздуха, и дальше сантиметра от разветвления сегментарных бронхов инфекция в них не пройдет. Что я наблюдаю у астматиков при первой процедуре санации? Я вижу главный бронх отечный, с кровоизлияниями, складками, микроспайками, со слизистой бледносинюшного цвета, с гнойным налетом, отечными устьями сегментарных бронхов, которые в данном случае берут на себя защитную функцию. Сегментарные бронхи до 5 6-го порядков шестой барьер на пути инфекции. Тут создана глухая защита. Даже если больному дали бронхолитики, то есть убрали защиту, и инфекция пошла вниз, все равно она далеко не пройдет: ее остановят вихреобразное течение воздуха и реснички благодаря своим электрическим свойствам и липкому секрету. Основная функция бронхов это обеспечение поступления в легкие необходимого для нормального дыхания потока воздуха, его очищение и регуляция. Эта функция обеспечивается слизистой и мышечной оболочками, а также соответствующими механизмами регуляции: мукоцилиарным эскалатором и изменением просвета бронхов с помощью сокращения гладкой мускулатуры. У здорового человека относительно постоянный диаметр дыхательных путей обеспечивает бесперебойное поступление воздуха в альвеолы и соответственно насыщение крови кислородом. Особую роль в защите организма от инфекции играет специальный механизм очистки, называемый мукоцилиарным. Мерцательный (реснитчатый) эпителий выстилает бронхиальное дерево на всем его протяжении от крупных бронхов до бронхиол включительно, обеспечивая очищение воздуха на всем протяжении до альвеолярных ходов. Мерцательный эпителий образует специальные выросты реснички, которые совершают непрерывные колебательные движения по направлению к трахее и вместе со слизью, находящейся на поверхности бронхов, выводят все вредные вещества вверх в гортань. Из гортани слизь удаляется выплевывается или незаметно проглатывается человеком. 21

22 Слизь, необходимая для нормальной работы мукоцилиарного защитного механизма, вырабатывается особыми клетками, которые из-за своей формы называются бокаловидными. Кроме бокаловидных клеток в образовании бронхиального секрета участвуют перибронхиальные железы серозные и слизистые. При попадании инфекции слизи вырабатывается больше. Серозные клетки и железы продуцируют жидкий секрет, а слизистые вязкий, поэтому бронхиальный секрет это смесь, состоящая из жидкой части золя и вязкой части геля. Бронхиальная слизь, образующая ленту эскалатора, состоит, таким образом, из двух слоев. Нижний слой, окружающий реснички, золь, а верхний, с которым взаимодействуют кончики ресничек, продвигая слизь, гель. Увеличение количества геля вызывает слипание ресничек и затрудняет их движение, а избыток золя вообще останавливает эскалатор, так как с поверхности ресничек слизистый слой, образующий его ленту, как бы сползает, и этот сложный механизм выходит из строя. Слизь не только выводит различные частицы из бронхов, но и осуществляет защитную функцию, предотвращая повреждение слизистой оболочки. Покрывая поверхность слизистой, она осуществляет механическую защиту. Гликопротеины слизи высокомолекулярные биологические полимеры способны абсорбировать химические агенты, например окислы серы, азота, защищая слизистую от химического повреждения. Антимикробные вещества лактоферрин и лизоцим разрушают бактерии, препятствуя развитию инфекционного воспаления, а интерферон, оказывающий противовирусное действие, защищает бронхиальное дерево от вирусов. Присутствующие в бронхиальном содержимом иммуноглобулины класса А оказывают защитное действие путем агглютинации (склеивания) бактерий и вирусов. Кроме гуморальных механизмов защиты в бронхиальном дереве существуют и клеточные: на поверхности эпителиальных клеток нередко обнаруживаются нейтрофильные лейкоциты, фагоцитирующие (пожирающие) различных микробов, и В-лимфоциты, продуцирующие антитела, в частности иммуноглобулины класса А. Мы подошли к рассмотрению одного из важнейших понятий защиты дыхательной системы. Это ЗБС защитный бронхоспазм или ЗБК защитная бронхоконстрикция. Почему возникает защитный бронхоспазм (ЗБС)? Как любой патологический рефлекс, он развивается на основе нормального рефлекса. Дело в том, что мукоцилиарный механизм очистки, работу которого мы уже объяснили, может не справиться с очищением большого объема сильно загрязненного воздуха, поэтому в процессе эволюции возникла необходимость регулировать поступление воздуха. Эту важную функцию выполняет мышечная оболочка. Она состоит из так называемой гладкой мускулатуры, сокращение которой вызывает спазм (сужение просвета) бронхиального дерева. Гладкая мускулатура воздухоносных путей, собранная в непрерывные пучки внутри соединительнотканой подслизистой прослойки, простирается от главных до дыхательных бронхов. Мышечные пучки проникают также в газообменные зоны, располагаясь в стенках у входа в альвеолы. С физиологической точки зрения некоторое сужение бронхов это защитная реакция, направленная на предотвращение попадания в легкие инородных частиц и уменьшение воздушного потока, загрязненного патологическими (вредными) примесями. Бронхоконстриктивная реакция это сужение бронхов, которое реализуется нервно-рефлекторным путем. Наверное, каждый из вас не один раз попадал в густой туман или задымленную атмосферу. И первое, что вы ощущали, это некоторый дискомфорт при дыхании с последующим появлением кашля. Это результат небольшого сужения бронхов, возникшего для того, чтобы предотвратить или ослабить воздействие на легкие неблагоприятных факторов внешней среды и препятствовать проникновению вредных веществ в глубокие отделы легких. Если раздражитель очень агрессивный (например, химические вещества: окислы серы, азота и другие или табачный дым), то одновременно с сужением гладкой мускулатуры стимулируется выделение бронхиального секрета, что приводит к ощущению дискомфорта, 22

23 затруднению дыхания, кашлю или желанию откашляться. Это защитные механизмы, и задача их не допустить попадания в дыхательные пути вредных веществ или частиц, а попавшие немедленно нейтрализовать, а затем эвакуировать. Устранение сужения бронхов, или бронходилатация (расширение бронхов), происходит в результате снижения тонуса блуждающего нерва и за счет стимуляции выброса надпочечниками адреналина вещества, оказывающего бронхорасширяющее действие путем расслабления спазмированных гладких мышц. Это происходит рефлекторно, без приема лекарственных средств. Таким образом, защитный механизм сужения бронхов реализуется нервно-рефлекторным путем с помощью вещества под названием ацетилхолин (это медиатор передатчик нервного возбуждения блуждающего нерва), а механизм бронходилатации гуморальным (химическим), с помощью адреналина. Между активностью этих механизмов существует определенный баланс, от которого и зависят степень сокращения и тонус бронхиальной мускулатуры. Следующий барьерный механизм, элемент защитной системы организма легочная лимфатическая система, обеспечивающая поддержание жидкостного баланса легких. Лимфатические сосуды располагаются на поверхности висцеральной плевры и в паренхиме легких, где они тесно прилегают к легочным артериям, венам и воздухоносным путям. При приеме бронхолитиков подавляется защитная бронхоконстрикция, расширяются бронхи и инфекция проникает в глубокие отделы дыхательных путей. В дистальных отделах легких развивается инфекционный процесс, локально образуется бронхиолит. Это еще не бронхиальная астма, но серьезное предупреждение об опасности. Уже в этом случае при массивном поражении сегментов легких с образованием множественных слизисто-гнойных пробок могут быть приступы удушья. Они не слишком мучительны и проходят при откашливании пробок из средних отделов легких, но хронический бронхит остается. Гипоксические зоны (гипоксия кислородное голодание) могут также исчезнуть с восстановлением проходимости бронхиального дерева. Это первая стадия хронического воспаления инфекционно-воспалительная. При прогрессировании инфекционно-воспалительного процесса (ИВП) мокрота застаивается на периферии, а воспалительный процесс переходит в подслизистый слой, который имеет большое количество капилляров, и часть мокроты, то есть клетки эпителия (аутоантиген), осколки бактерий (гетероантиген) всасываются в кровь, образуя агрессивно настроенный имунный комплекс. Его захватывают и фиксируют лейкоцит и лимфоцит (антитела), то есть формируется агрессивно настроенный к легочной ткани комплекс антиген антитело. Этот комплекс обязательно попадает в больной сегмент; там он вступает в реакцию с комплементом (белковой субстанцией) происходит микронекроз стенки бронха. Разрушенная клетка (аутоантиген) всасывается в кровь, его захватывает лейкоцит (аутоантитело), образуется комплекс антитело антиген, который реагирует на комплемент и возникает некроз круг замыкается. Есть устойчивое мнение, что эта стадия неизлечима. Неправда, излечима. Мы убираем пробки, мокроту, восстанавливаем нормальный кровоток в ткани легкого, и комплемент меняет электрический потенциал и кислородный индекс. После чего он не реагирует на агрессивный комплекс антитело антиген. Иммунно-патологический круг разрывается. Таким образом, формируется вторая стадия воспалительного процесса иммунологическая (ее описали Кромпфтон и Вильсон). Одновременно начинается вторая стадия гиперчувствительности. Количество реагентов, вызывающих удушье (к ним относятся животный белок, шерсть кошек, собак, лошади, рыба, куриный желток, шоколад, цитрусовые и т. д.), резко возрастает. 23




  • AH1N1 перешел границу: руководитель Роспотребнадзора Анна Попова: вакцина против гриппа сработала.–Российская газета.-2016.-20 января (№9).-С.1,7.
  • Андреева И.Г. Содержание образования в свете государственной политики сохранения здоровья нации/ И.Г.Андреева// Педагогика.-М., 2012.-№10.-С.31-39.-(Научные сообщения).
  • Амосов Н.М. Раздумья о здоровье/ Н.М.Амосов.-Москва: Молодая гвардия, 1978.-191с.: ил.-(Эврика).
  • Абаев А.М. Здоровьесберегающий подход к изучению образовательной среды/ А.М.Абаев// Педагогика.-М., 2012.-№3.-С.37-41.-(Вопросы обучения и воспитания).
  • Байер К. Здоровый образ жизни: пер. с англ./ К.Байер, Л.Шейнберг.-Москва: Мир, 1997.-368c.: ил.
  • Безруких М.М. Дети и здоровье: [беседа с директором Института возрастной физиологии Российской академии образования]/ М.М.Безруких; [беседовала] Лина Тархова// Нарконет: популярный журнал.-Москва., 2012.-№12.-С.40-42.-(Школьные коридоры).
  • Безруких М.М. Методические рекомендации. Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников: [по материалам Института возрастной физиологии РАО]/ М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева// ОБЖ.Основы безопасности жизни.-М., 2012.-№5.-С.51-64.-(В Минобрнауки России).
  • Ботузова И. Он ведет себя по-свински: жар кости ломит – таковы симптомы нынешнего гриппа / Ирина Ботузова.- Санкт-Петербургские ведомости.-2016.-19 января (№ 7).-С.1.
  • Варламова С.Н. Здоровый образ жизни - шаг вперёд, два назад/ С.Н.Варламова, Н.Н.Седова// Социологические исследования.-М., 2010.-№4.-С.75-88.-(Социология здоровья и медицины).
  • Гришина Е. На зарядку становись!: XXI веку - здоровое поколение/ Елена Гришина// Библиополе.-М., 2013.-№4.-С.48-52.-(Статус: муниципальная).
  • Гуллер Ю. Баня: [материалы номера посвящены традициям русской, грузинской, древней римской, греческой и японской бани]/ Юрий Гуллер// Детская энциклопедия. АИФ.-М., 2013.-№5.-С.1-55.
  • Гурьева Г.С. Нет - табаку, алкоголю, наркотикам!: мероприятие о вреде табака, алкоголя, наркотиков для учащихся 5-7-х классов/ Г.С.Гурьева// Читаем, учимся, играем.-М., 2009.-№1.-С.105-108.-(В здоровом теле - здоровый дух).
  • Гусева О. От улыбки станет всем светлей: [как правильно ухаживать за полостью рта]/ Ольга Гусева// Наука и жизнь.-М., 2009.-№3.-С.66-71.-(Ваше здоровье).
  • Дмитрук М.А. Где искать здоровье?/ М.А.Дмитрук.-Москва: Знание, 1992.-64с.
  • Ермолаева П.О. Основные тенденции здорового образа жизни россиян: [анализ взаимосвязи возраста, гендера, уровня образования и материального положения]/ П.О.Ермолаева, Е.П.Носкова// Социологические исследования.-М., 2015.-№4.-С.120-129.-(Социология здоровья и медицины).
  • Зайцев А. Призрак супервируса: [о возможности новой пандемии гриппа] / А. Зайцев // Знание-сила.-2014.-№5.-С.93-99.
  • Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки/ В.Г.Запорожченко.-Москва: Медицина, 1984.-32с.: ил.-(Научно-популярная медицинская литература).
  • Зверькова Ф.А. Как сохранить красоту и привлекательность: Рекомендации по уходу за кожей/ Ф.А.Зверькова, В.П.Качанов.-Ленинград: Лен. педиатрический мед. ин-т, 1990.-62с.
  • Ивлева Н.В. Защищаемся от гриппа/ Н.В.Ивлева // ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2014.-№10.-С.41-44.-(Здоровье учащихся).
  • Игонин А.Л. Об алкоголизме в диалогах/ А.Л.Игонин.-Москва: Медицина, 1989.-175с.-(Научно-популярная медицинская литература).
  • Исмуков Н.Н. Без наркотиков: Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости/ Н.Н.Исмуков.-Москва: Гранд, ИТД, 2001.— 375с.
  • Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни)/ Пер. с англ. Е.А.Кретова.-Москва: Медицина, 1990.-239с.: ил.
  • Калягин А.Н. Высокопатогенный грипп: помощь больным в домашних условиях/ А.Н.Калягин// ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2009.-№6.-С.55-57.
  • Кара В. П. Грипп и ОРЗ: лечение и профилактика народными средствами/ В.Кара.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.-235с.: ил.
  • Карпикова И.С. Качество и доступность медицинских услуг: мнение населения и специалистов сферы здравохранения/ И.С.Карпикова// Социологические исследования.-М., 2015.-№6.-С.53-57.-(Новые идеи в общественном сознании и социальной политике).
  • Китайская лечебно-оздоровительная гимнастика УШУ/ Пер. с кит. Хуан-Тенца.-Алма-Ата: Интербук, 1990.-80с.
  • Князев Ю.А. Ожирение у детей/ Предисл. Ю.А.Князева, А.В.Картелишева.-2-е изд., доп.-Москва: Медицина, 1982.-79с.: ил., табл.-(Научно-популярная медицинская литература, Для матерей).
  • Кнейпп С. Лечение водой: Современное чудо водотерапии/ С.Кнейпп.-Москва: Нова-пресс, 1992.-80с.
  • Когда был открыт вирус гриппа?// Вокруг света.-2015.-№1.-С.126.
  • Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников/ Д.В.Колесов.-Москва: Педагогика, 1982.-173с.-(Библиотека для родителей).
  • Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя/ Н.Б.Коростелев; Под ред. В.Н.Кардашенко.-Москва: Просвещение, 1986.-176с.: ил., табл.
  • Коростелев Н.Б. 50 уроков здоровья для маленьких и больших: Рассказы/ Н.Б.Коростелев; Худож. В.Левинсон.-Москва: Дет. лит., 1991.-111, [6]с.: ил.-(Библиотечная серия).
  • Коростелев Н.Б. От А до Я/ Н.Б.Коростелев.-2-е изд., перераб. и доп.-Москва: Медицина, 1987.—286с.: ил.-(Научно-популярная медицинская литература, Детям о здоровье).
  • Коростелев Н.Б. Шаг за шагом: Твой календарь здоровья/ Н.Б.Коростелев.-2-е изд., доп.-Москва: Молодая гвардия, 1987.-110с.: ил.
  • Крамских В.Я. Воздух закаливает и лечит/ В.Я.Крамских.-Москва: Медицина, 1974.—40с.: ил.—(Научно-популярная медицинская литература, Физическая культура и закаливание).
  • Красикова И.С. Гимнастика для ленивых/ И.С.Красикова.-Санкт-Петербург: Корона-принт РИФ, 2003.-141с.: ил.
  • Куценко Г.И. Книга о здоровом образе жизни/ Г.И.Куценко, Ю.В.Новиков.-Москва: Профиздат, 1987.-256с.
  • Лаптев А.П. Азбука закаливания/ А.П.Лаптев.-Москва: Физкультура и спорт, 1986.-96с.-(Физкультура и здоровье).
  • Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду/ А.П.Лаптев.-Москва: Медицина, 1988 .-143с.: ил.-(Научно-популярная медицинская литература) (Физическая культура и закаливание).
  • Леви В.Л. Везет же людям: (психология здоровья)/ В.Л.Леви.-Москва: Физкультура и спорт, 1988.-256с.: ил.
  • Левшинов А.А. Исправь судьбу свою!/ Предисл. А.А.Левшинова, В.М.Травинки; Ил. С.Корниенко, Л.Барсукова.—Санкт-Петербург: Питер, 1997.-216с.: ил., табл.-(Исцели себя сам).
  • Ленюшкин А.И. Мальчику - подростку/ А.И.Ленюшкин, И.С.Буров.-2-е изд., испр. и доп.-Москва: Медицина, 1991.-96с.: ил.-(Научно-популярная медицинская литература).
  • Лещинский Л.А. Берегите здоровье!: (О режиме здоровой жизни)/ Л.А.Лещинский.-Москва: Медицина, 1985.-62с.: ил.-(Научно-популярная литература).
  • Литвина И.И. Три пользы/ И.И.Литвина; Предисл. В.Леви.—Москва: Физкультура и спорт, 1989.-208с.
  • Лопусский Я. О чем хочет знать юноша/ Я.Лопусский; Пер. с польск. Ф.В.Городинского.-Москва: Медицина, 1967.-52с.: ил.-(Научно-популярная медицинская литература).
  • Макшиев В. Грипп не пройдет/ Владислав Макшиев // Здоровье школьника. - 2010. - N 2. - С. 38-40.
  • Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя/ В.Ф.Матвеев, А.Л.Гройсман.-Москва: Просвещение, 1987.—96с.
  • Маршак М.С. Питание и здоровье/ М.С.Маршак; Худож. Л.И.Ламма.—Москва: Медицина, 1967.—112с.-(Научно-популярная медицинская литература).
  • Маюров А.Н. Антиалкогольное воспитание: Пособие для учителя/ А.Н.Маюров.-Москва: Просвещение, 1987.-189с.
  • Медкова И.Л. Пища, которая лечит/ И.Л.Медкова, Т.Н.Павлова; Под ред. Е.В.Полиевктовой, М.Ю.Чиняковой.-Москва: Изд. дом "МСП", 1995.-511с.
  • Митина Е. В. Елена Митина: "От гриппа спасает профилактика"/ беседовала Марина Рудина// Здоровье школьника.-2010.-№9.-С.8-9.
  • Михайлов В. Д. Эпидемии прошлого и настоящего / В.Д.Михайлов// ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2013.-№11.-С.44-55.
  • Моисеева Г.Ф. Наши зеленые целители/ Г.Ф.Моисеева, С.Г.Макеенко.—Санкт-Петербург: Лениздат, 1992.—158с.
  • Мороз О.П. Группа риска/ О.П.Мороз.—Москва: Просвещение, 1990.—96с.: илл.
  • Нагорный В.Э. Здоровье. как его сберечь?/ В.Э.Нагорный и др.-Москва: Сов. Россия, 1974.—155с.: ил.-Перед загл. авт.: В.Э.Нагорный, С.М.Павленко, В.А.Фролов.
  • Никитин А.Т. Откуда берутся дети/ А.Т.Никитин.-Москва: Молодая гвардия, 1989.-254с.: ил.-(Эврика).
  • Николаев В. Почему мы здоровы?/ В.Николаев, К. Судаков.-Москва: Сов. Россия, 1971.-157с.: ил.
  • Окрепилов В.В. Экономика здоровья и качество жизни человека/ В.В.Окрепилов// Экология и жизнь: научно-популярный и образовательный журнал.-М., 2012.-№1.-С.14-21.-(Планета идей).
  • Пахомов Г.Н. Как сохранить зубы здоровыми и красивыми/ Г.Н.Пахомов, С.А.Дедеян.—Москва : Медицина, 1987.-80с.: ил.-(Научно-популярная медицинская литература).
  • Тихомиров С.М. Профилактика потребления алкоголя/ С.М.Тихомиров// ОБЖ.Основы безопасности жизни.-М., 2012 .— №3.— С.48-54; 2012.-№4.-С.49-56.-(Опасная зависимость).
  • Пахомов Г.Н. Как сохранить зубы здоровыми и красивыми / Г.Н.Пахомов, С.А. Дедеян .— Москва : Медицина, 1987.-80с.: ил.-(Научно-популярная медицинская литература).
  • Пилат Т.Л. Особенности питания жителя современного мегаполиса/ Т.Л.Пилат [и др.]// Экология и жизнь.-М., 2012.-№9.-С.87-91.-(Планета здоровья).
  • Пешкун Л.Г. Береги себя смолоду!: игровое мероприятие, посвящённое тому, как сохранить здоровье на долгие годы, для учащихся 5-7-х классов/ Л.Г.Пешкун// Читаем, учимся, играем.-М., 2012.-№9.-С.92-96.-(В здоровом теле - здоровый дух!).
  • Питание - путь к красоте/ Федерация здорового образа жизни.-Ленинград: Смарт СП, 1990.-46с.
  • Покровский А.А. Беседы о питании/ А.А.Покровский.-Москва: Экономика, 1966.-287с.
  • Петровский К.С. Азбука здоровья: О рациональном питании человека/ К.С.Петровский.-Москва: Знание, 1982.-112с.-(Народный университет, Естественнонаучный факультет).
  • Потапчук Л. Грипп без последствий/ Людмила Потапчук// Здоровье.-2012.-№2 (680).-С.94-95. Пять шагов против гриппа / Здоровье школьника.2010.-№10.-С.42-43.
  • Рыбакова Л.Н. Подростковое пьянство: восприятие проблемы в России и Германии/ Л.Н.Рыбакова// Педагогика: научно-теоретический журнал.-М., 2012.-№5.-С.101-106.-(Сравнительная педагогика).
  • Руденко Е.И. Наследство Жана Нико: О вреде курения/ Е.И.Руденко.-Изд. 2-е.-Москва: Медицина, 1986.—33с.-(Научно-популярная медицинская литература).
  • Ремизов А.А. Со всей планетой против табака/ А.А.Ремизов// ОБЖ.Основы безопасности жизни.-М., 2010.-№3.-С.17.-(В помощь педагогу).
  • Ремизов А.А. Со всей планетой против табака/ А.А.Ремизов// ОБЖ.Основы безопасности жизни.-М., 2010.-№3.-С.17.-(В помощь педагогу).
  • Сало В.М. Витамины и жизнь/ В.М.Сало.-Москва: Наука, 1969.-173с.
  • Смольников П.Н. Исповедь бывшего толстяка: Рассказ с лирич. отступлениями в методику похудения/ П.Н.Смольников.-Москва: Советский спорт, 1989.-46с.: ил.-(Физкультура против недуга).
  • Спирина В. П. Закаливайте детей / В. П. Спирина .— Москва : Просвещение, 1967 .— 134 с. : ил.
  • Спиридонов Н.И. Самовнушение, движение, сон, здоровье / Н. И. Спиридонов.-(3-е изд., перераб. и доп.).-Москва: Физкультура и спорт, 1987.-96с.: ил.-(Физкультура и здоровье).
  • Суханов А.И. Правильное лечение простуды и гриппа как профилактика неизлечимых заболеваний/ Александр Суханов.-2-е изд., испр. и доп.-Москва [и др.]: Питер, 2011.-293с.: ил.
  • Углов Ф.Г. Береги здоровье и честь смолоду/ Ф.Г.Углов.-Москва: Педагогика, 1988.-142с.: ил.—(Библиотечка Детской энциклопедии "Ученые - школьнику").
  • Травинка В.М. Тропинка к здоровью/ В.М.Травинка; Предисл. В.М.Травинки; Введение А.Левшинова.-3-е изд., испр.-Санкт-Петербург: Питер, 1995.-280с.: ил., портр.-(Исцели себя сам).
  • Хайрова Ю.А. Умеете ли вы отдыхать?/ Ю.А.Хайрова.-Москва: Физкультура и спорт, 1983.—103с.-(Физкультура и здоровье).
  • Хата З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке/ З.И.Хата.-Москва: Фаир-Пресс, 2001.-207c.: ил.-(Популярная медицина).
  • Чайковский А.М. Искусство быть здоровым / Авт.-сост. А.М.Чайковский, С.Б.Шенкман.-Москва: Физкультура и спорт, 1984.—375с.: ил.
  • Шелест С. Оздоровительные советы для всей семьи на каждый день/ С.Шелест.-Санкт-Петербург: Весь мир, 2002.-192с.—(Качественные книги о здоровье).
  • Эммер К. Здоровье женщины: Энциклопедический словарь/ К.Эммер.-Минск: Попурри. ООО, 1998.-720с.
  • Эвенштейн З.М. Популярная диетология/ З.М.Эвенштейн; Предисловие автора.-Москва: Экономика, 1989.-319с.: ил.

Ссылка на OPAC ЛОДБ сделана 22.01.16

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции