Социально-экономическое бремя гепатита с

Цель исследования

Провести оценку социально-экономического бремени, обусловленного вирусом гепатита С в РФ, для совершенствования в дальнейшем медико-социальной помощи больным гепатитом С.

Задачи исследования

1. Изучить эпидемиологию гепатита С в РФ (заболеваемость, болезненность, распространенность факторов риска).

2. Проанализировать оказание медицинской помощи больным гепатитом С в РФ.

3. Оценить экономическое бремя, обусловленное вирусом гепатита С в РФ с позиции системы здравоохранения и общества.

Методы исследования

Источниками информации о ценах на услуги в настоящем исследовании послужили:
· для расчета затрат на лечение ОГС и ХГС с позиции системы здравоохранения – финансовые затраты на единицу объема оказания медицинской помощи согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2008 г.;
· для расчета затрат на лечение ХГС с позиции пациента, оплачивающего оказание помощи из личных средств, - цены на платные медицинские услуги (прайс-лист Гепатологического центра НИИ физико-химической медицины Минздравсоцразвития РФ как организации, оказывающей медицинскую помощь релевантной группе пациентов; для услуг, отсутствующих в прайс-листе Гепатологического центра – прайс лист ЦКБ РАН).

Примечание [3] . Данные о стоимости услуг на проведение биопсии взяты из прейскуранта ЦКБ РАМН в связи с тем, что в Гепатологическом центре для определения степени фиброза печени используется другой метод - эластометрии с использованием прибора Fibro Scan (стоимость исследования в Гепатологическом центре 6000 руб.).

Такой подход позволил просчитать ожидаемые затраты на лечение ХГС с позиции пациентов, оплачивающих оказание помощи из личных средств, и с позиции системы здравоохранения.

Результаты

1. с 1994 года по 2000 год - период роста заболеваемости - с 3,2 до 20,9 на 100 тыс. населения ;

2. с 2000 по 2008 год - период выраженного снижения и стабилизации заболеваемости - уровень заболеваемости острым гепатитом С (ОГС) снизился в 7,5 раза и составил 2,84 на 100 тыс. населения против 20,9 ;

По данным Минздравсоцразвития России, в 2007-2008 гг. заболеваемость острым гепатитом С по округам была максимальна в Уральском федеральном округе – 5,37 на 100 тыс. населения в 2007 году и 4,2 на 100 тыс.населения в 2008 году, далее следовал Северо-Западный федеральный округ – 5,32 и 3,8, и Сибирский федеральный округ – 4,42 и 3,38 соответственно. В некоторых субъектах Российской Федерации показатели заболеваемости значительно выше среднего по России. Наиболее высокие показатели заболеваемости острым вирусным гепатитом С в 2008 г. зарегистрированы в Калужской (5,86), Московской (5,36), Сахалинской (5,58) областях, г. Санкт-Петербурге (5,54 на 100 тыс. населения).
Основной удельный вес в структуре заболевших острым гепатитом С (ОГС) составляют взрослые 95,0 %, на долю детей до 17 лет проходится 5,0 %. Показатель заболеваемости у детей до 17 лет в 2008 г. составил 0,77 на 100 тыс. детей.
Иначе складывается ситуация с хроническим гепатитом С (ХГС), вариабельность и контрастность показателей заболеваемости которым на отдельных территориях выявлена при анализе первичной регистрации хронических форм гепатита С за последнее десятилетие.
В структуре хронических гепатитов ХГС составляет 72,5 %. Наиболее типичным для РФ является генотип 1 (1а и 1 b), на долю которого при генотипировании приходится до 60 % в структуре генотипов ХГС, на долю генотипов 2, 3 остается 40% (Козлова А.В.,2000; Покровский В.И. и соавт., 2003; Lauer G.M., Walker B.D., 2001).

В целом по РФ динамика заболеваемости ХГС характеризуется тенденцией к росту.

1. за период с 2000 по 2008 гг. рост показателей заболеваемости ХГС составил 3,03 раз: с 12,9%ооо в 1999 году до 39.1%ооо в 2008 г ;

2. показатель кумулятивного количества зарегистрированных лиц с ХГС составил 306.1%ооо , (за 10 лет кумулятивное количество лиц с ХГС возросло в 23,7 раз).

Распределение больных острым и хроническим гепатитом С по полу и возрасту можно представить себе на примере гепатитного центра Клиники Челябинской государственной медицинской академии, который выполняет функции городского и отчасти областного центра. Среди зарегистрированных больных хроническим гепатитом С мужчин – 56%, женщин – 44%. Максимальная заболеваемость отмечалась в возрастной группе 21-30 лет:
→ 18 – 20 лет – 10%
→ 21 – 30 лет – 45%
→ 31 – 40 лет – 19%
→ 41 – 50 лет – 15%
→ Старше 50 лет – 11%

· стандарт медицинской помощи больным хроническим гепатитом В, хроническим гепатитом С, рекомендованный руководителям медицинских организаций для использования при оказании медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях (приказ Минздравсоцразвития России от 23.11.2004 № 260);

· стандарт медицинской помощи больным хроническим вирусным гепатитом, рекомендованный руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения для использования при оказании специализированной стационарной медицинской помощи (приказ Минздравсоцразвития России от 21.07.2006 № 571).

Необходимый объем финансирования только на лекарственное обеспечение зарегистрированных больных хроническим гепатитом С составлял в 2008 г. 29,6-37,6 млрд. руб. в зависимости от торговых наименований лекарств и дозировки рибавирина. К 2012 г. при сохраняющемся темпе прироста заболеваемости хроническим гепатитом С он должен возрасти до 32,1–40,7 млрд. руб. в год.

Выводы

4. Объективно оценить распространенность инфицирования вирусом гепатита С по имеющимся данным не представляется возможным, так как отчеты по распространенности не публикуются, а имеющиеся косвенные данные различаются в зависимости от источника. Так, в Государственном докладе о санитарно-эпидемиологической обстановке в России за 2 последовательных года приводятся оценочные данные, различающиеся в 2 раза: в 2007 г. упоминается, что за 6 лет в стране накопилось около 2 млн. носителей вируса гепатита C, а в 2008 г. указано, что за 10 лет выявлено около 1,1 млн. носителей.

5. Утвержденные стандарты медицинской помощи включают обобщенный объем помощи больным хроническим гепатитом В и хроническим гепатитом С, что без дополнительной экспертной оценки затрудняет их использование для расчета необходимых затрат на оказание медицинской помощи с конкретным видом гепатита. Предусмотренная в стандарте амбулаторной помощи частота назначения пегилированных интерферонов чрезвычайно низка (0,05%), в стандарте стационарной помощи в одной из моделей пациентов приводится существенно более высокая частота (30%), но оценить в целом рекомендуемую частоту назначения этих препаратов госпитализированным больным хроническим гепатитом С невозможно из-за неточного формирования моделей пациентов. Утвержденные на тарифы на оказание стационарной медицинской помощи в субъектах Федерации не покрывают расходов на лечение пегилированными интерферонами и рибавирином.

6. Затраты на комбинированную противовирусную терапию хронического гепатита С пегилированными интерферонами и рибавирином зависят от дозы рибавирина (которая, в свою очередь, определяется массой тела больного), генотипа вируса гепатита С и используемых торговых наименований препаратов и составляют от 322224 до 830208 руб. на 1 больного.

7. Затраты системы здравоохранения на ведение больных, инфицированных вирусом гепатита С, рассчитанные на основании фактических расходов по Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2008 г., составляют 0,4-0,6 % общего объема финансирования Программы государственных гарантий, включая затраты на: стационарное лечение ОГС – от 57,3 до 109,1 млн. руб., стационарное лечение ХГС – 621,7 – 1367,6 млн. руб., амбулаторную помощь больным с ХГС - 33,9 – 52,7 млн. руб., лекарственное лечение (из расчета обеспечения 15% больных ХГС за счет средств системы здравоохранения) – 4,5 - 5,6 млрд. руб.

Учитывая полученные результаты исследования, представляются необходимыми следующие мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи больным, инфицированным вирусным гепатитом C:

· совершенствование системы сбора и анализа данных о распространенности инфицирования вирусом гепатита С;

· разработка отдельных актуализированных федеральных стандартов диагностики и лечения больных, инфицированных вирусом гепатита С на основе принципов доказательной медицины, их поэтапное внедрение в практику здравоохранения;

· экономическое обоснование федеральных стандартов диагностики и лечения больных, инфицированных вирусом гепатита С, на основе расчета необходимого объема финансирования медицинской помощи таким больным и анализа возможного снижения экономического ущерба в будущем за счет предотвращения развития осложнений, ассоциированных с хроническим гепатитом С (цирроза печени и гепатоцеллюлярной карциномы);

· согласование финансирования здравоохранения с объемами медицинской помощи, предусмотренными федеральными стандартами;

[3] Данные о стоимости эластометрии и оценка стоимости данной процедуры в рамках данного исследования не использовалась

Оценка экономического бремени гепатита С в РФ

Посвящена вопросам определения экономической целессобразности широкого применения инновационных медикаментов для лечения хронического гепатита С.

Определение социально-экономического ущерба, наносимого алкоголизмом обществу, проведение сопоставительного экономического анализа применения двух схем медикаментозного лечения алкоголизма

Медико-экономические оценки различных способов лечения заболеваний широко используются в зарубежной научной литературе и практике. В России подобные методы еще мало распространены, и применительно к каждой конкретной решаемой задаче требуют адаптации соответственно специфике исследуемого заболевания. Целью исследования была оценка медицинской, социальной и экономической эффективности проводимой медикаментозной терапии хронических вирусных гепатитов с учетом социально-демографических характеристик и изменения качества жизни больных, на примере Самарской области. Исследование носит эмпирический характер и выполнено на собственной информационной базе. Использовался единый реестр больных хроническим гепатитом С, представляющий полные данные о течении заболевания (лечение, число госпитализаций и их продолжительность, количество выданных листков нетрудоспособности и их сроки, установление группы инвалидности и пр.), а также объективную информацию о пациенте. Дополнительно была разработана анкета для получения недостающей информации о качестве жизни больных, позволившая использовать в оценках показатели QALY. Для этой работы был выбран метод анализа издержек и выгод (cost-benefit analysis), поскольку имевшиеся данные позволяли оценить как затраты, так и результаты лечения пациентов в денежном выражении – через дни работы, пропущенные по болезни, и продолжительность госпитализаций. Анализ проводился с точки зрения государства, как экономического агента, финансирующего лечение за счет бюджетных средств. В работе были протестированы и подтверждены следующие гипотезы: факт получения пациентом специфического противовирусного лечения, при прочих равных условиях, (1) приводит к улучшению качества его жизни; (2) сокращает общую продолжительность госпитализаций в течение года; (3) сокращает продолжительность временной нетрудоспособности; и (4) снижает вероятность получения инвалидности, а также повышения активности вируса гепатита С. Проведенный анализ показал, что даже наиболее дорогостоящие, на первый взгляд, методы лечения, могут оказаться эффективными, если учесть по возможности все издержки и выгоды.

Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология

В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.

В статье проанализированы практические аспекты различных методов реализации правила передачи голосов, а именно, метода Грегори, включающего метода Грегори, взвешенного включающего метода Грегори.

Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.

Участники круглого стола, состоявшегося в рамках Всероссийского конгресса пациентов, констатировали: неблагополучная ситуация в России с заболеваемостью вирусными гепатитами и гепатитом С в частности, может усугубиться, проанализировали причины, почему это происходит, и подготовили предложения по нераспространению этой тяжелой инфекции, "конечным пунктом" в развитии которой становится цирроз и рак печени.

В России больных с гепатитом С много - от 3 до 5 миллионов, по данным Референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами Роспотребнадзора РФ. Но в регистре Референс-центра учтено менее миллиона зарегистрированных случаев. Это значит, что в реальности 2- 4 миллиона инфицированных не подозревают о своем диагнозе или знают, но не обращаются к врачу. И это - в редкой для большинства вирусных инфекций ситуации, когда существуют эффективные противовирусные препараты, способные полностью уничтожить вирус даже у больных с сильно пораженной печенью и другими серьезными заболеваниями.

Но такое реальное положение означает одно: вирус, передающийся через кровь, например, при манипуляциях инструментами с частицами вируса - при обычном маникюре, татуаже или у стоматолога, будет продолжать распространяться среди населения, прежде всего, у молодых, активных людей. Эксперты подсчитали, что социально-экономическое бремя гепатита С в России (с учетом расходов на медицинскую помощь больным, раннюю инвалидизацию и преждевременную смерть в молодом возрасте) составляет от 29 до 162 миллиардов рублей ежегодно.

Добиться ликвидации вируса нужно выявить инфицированных и обеспечить их современной диагностикой и лечением. ВОЗ поставила задачу ликвидировать вирусные гепатиты В и С к 2030 году, и возможности для этого есть: вакцинация против вируса гепатита В и эффективные лекарства против вируса гепатита С. Тем не менее на последнем Европейском Конгрессе по заболеваниям печени специалисты говорили, что с ситуацией к обозначенному сроку справятся в лучшем случае девять стран из числа развитых. Россия в этот список не попала.

Основных причин несколько. Вирусные гепатиты развиваются медленно, инфицированный человек долгое время не чувствует себя больным. Поэтому инфекция выявляется либо на поздней стадии, либо обнаруживается случайно, а человек, не знавший о том, что инфицирован, долгое время мог распространять вирус, заражая других. Другой неприятный момент - нередко пациента еще нужно убедить, что ему необходимо пройти лечение, потому что особых симптомов долгое время у гепатита С нет. Наконец, еще один ограничивающий фактор - современная терапия против гепатита С довольно дорогостоящая, хотя стоимость постоянно уменьшается и курс лечения обычно укладывается в 2-3 месяца.

Минздрав России сделал очередной важный шаг, включив с 2020 года два новых высокоэффективных лекарства против гепатита С в перечень жизненно необходимых и важнейших, в том числе, и препарат, который можно применять у детей с 12 лет. С 2016 года противовирусная терапия может проводиться за счет средств ОМС в рамках региональных программ госгарантий.



Тем не менее во многих регионах больных все еще лечат с применением устаревших интерферонов. А современные пангенотипные препараты больным доступны далеко не везде. В Москве, например, ситуация более-менее благополучная. Но есть проблемы с обследованием, которое необходимо для подбора терапии - анализы оплачивают сами пациенты. Региональные программы по обеспечению современной терапией гепатита С действуют и в других регионах: Санкт-Петербурге, Челябинской области и других. Все больше регионов переходят на лечение этой инфекции за счет средств ОМС. Как отметил директор Лечебно-реабилитационного центра Минздрава Игорь Никитин, сейчас в 33 регионах лечат гепатит С. Он подчеркнул, что ответственность за правильную работу первичного звена лежит на региональных властях. Именно главный специалист и губернатор должны правильно оценивать бремя и социально-экономическую значимость заболевания, учитывая затраты системы здравоохранения и смертность, связанные с циррозом печени, гепатоцеллюлярной карциномой (раком печени) и внепеченочными осложнениями гепатита С (сердечно-сосудистыми, онкологическими, аутоимунными и другими).

Еще одна проблема: организация лечения. В некоторых регионах (Свердловская и Тюменская области) пациентов с хроническим гепатитом С "ведут" не инфекционисты, а гастроэнтерологи, в результате медучреждение, не имеющее лицензии на оказание медпомощи при инфекционных болезнях, не вправе закупать необходимые лекарства по ОМС.

"Таким образом, нельзя сегодня говорить не только об элиминации, но хотя бы о приостановке распространения заболевания", - констатировал сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв.

По итогам обсуждения на круглом столе эксперты подготовили перечень предложений, которые помогут исправить ситуацию. Первоочередные меры, по их мнению, - создание регистра пациентов, включение современной диагностики в программу ОМС (это необходимо для подбора эффективно работающих препаратов), проведение тестирования населения на вирусные гепатиты так, как это делается в последние годы в отношении ВИЧ. Наконец, важный шаг - улучшение лекарственного обеспечения, увеличение доступности для больных препаратов последнего поколения.

Актуальность элиминации вирусного гепатита

В мае 2016 г. в рамках Ассамблеи Всемирной Организации Здравоохранения (далее – ВОЗ) Российская Федерация подписала Глобальную стратегию сектора здравоохранения по вирусному гепатиту на 2016–2021 гг., тем самым подняв вопрос борьбы с этой проблемой на государственный уровень.

Говорить об элиминации гепатита С в мире и в Российской Федерации в частности стало возможным благодаря появлению высокоэффективных лекарственных препаратов прямого противовирусного действия, что в корне изменило парадигму лечения гепатита С. Беспрецедентная эффективность 2 и 3 месячных схем лечения в 95-100% случаев позволяет говорить о полном излечении всей популяции пациентов больных гепатитом С, а также остановке дальнейшего распространения инфекции на территории Российской Федерации и в мире в целом.

Однако, для подавляющего большинства пациентов в нашей стране такие препараты до сих пор недоступны. Более того, в стране до сих пор, спустя 3 года после подписания Глобальной стратегии, отсутствует какой-либо план по снижению заболеваемости вирусным гепатитом С, который предусматривал бы создание координационного механизма для надзора за национальной деятельностью по борьбе с гепатитом С, выделение соответствующего бюджета, разработку и реализацию в его рамках комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня осведомленности населения о вирусном гепатите С, расширение скрининга и диагностики, формирование единого федерального регистра пациентов, что приведёт по мнению ВОЗ, к элиминации заболевания.

Бремя гепатита С

Участники круглого стола подчеркнули, что хронический гепатит С (ХГС) в Российской Федерации занимает одно из ведущих мест в инфекционной патологии человека вследствие высокой распространённости и заболеваемости, а также высокой частоты развития хронических форм.

Социальную значимость ХГС определяют ранняя инвалидизация и преждевременная смерть больных в трудоспособном возрасте и связанные с этим экономические потери. При оценке социально-экономического бремени гепатита C в РФ различными исследователями было выявлено, что общие суммарные затраты составляют от 29,0 млрд руб. до 162,4 млрд руб., достигая 0,108% ВВП.

Эксперты акцентировали внимание на том, что, помимо основных исходов ХГС (цирроз печени, печеночная недостаточность), хроническая вирусная инфекция, повышает риски смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (выше популяционного в 1,5 раза), сахарного диабета в 1,8 раза и заболеваний почек в 2,8 раза. Кроме того, факт инфицирования хроническим вирусным гепатитом С связан с риском развития и повышения смертности от различных злокачественных новообразований. Согласно бюджету на 2020 год на борьбу с сахарным диабетом, а также сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями планируется потратить более 128 млрд рублей. Между тем, во многих случаях это лишь симптоматическое лечение, которое может продолжаться всю жизнь пациента, в то время как устранение причины – вирусного гепатита – позволит полностью излечить большую часть пациентов.

Таким образом, элиминация гепатита С может существенно улучшить основные социально-демографические показатели за счет снижения смертности от заболеваний печени и сочетанных с ней патологий. Именно поэтому Министерству здравоохранения Российской Федерации необходимо решить вопросы о принятии неотложных мер по предотвращению дальнейшего ущерба экономике страны и достижения заявленных указом Президента РФ целей: увеличение продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году, где борьба с гепатитами может быть рассмотрена элементом стратегии достижения этих целей.

Вопросы учета пациентов с гепатитом С

Эксперты оценивают суммарное количество больных с ХГС, проживающих в Российской Федерации, от 2,5 до 5 млн человек. При этом, согласно различным исследованиям, основная когорта пациентов – это молодые, социально-активные трудоспособные люди в возрасте 30-55 лет, имеющие семью и воспитывающие детей. Усилия, направленные на излечение именно этой когорты пациентов с ХГС принесут максимальную отдачу в виде возврата налогов в казну Российской Федерации и будут способствовать росту ВВП и изменению негативного тренда в демографической ситуации в стране.

Эксперты уверены, что отсутствие точных данных о популяции пациентов является одним из барьеров при оценке реального бремени гепатита С. На сегодняшний день специалисты большей части регионов имеют возможность вести учет пациентов с использованием Регистра больных хроническими вирусными гепатитами, который с 2015 года реализован на базе референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора. Однако до сих пор обязанность регионов и подотчетных Министерству здравоохранения Российской Федерации учреждений вносить информацию о выявлении и контроле случаев инфицирования вирусом гепатита С и получаемом больными лечении в единый федеральный регистр не закреплена на федеральном уровне какими-либо нормативно-правовыми документами.

Необходимо отметить, что система автоматизации процессов административно-хозяйственной деятельности центрального аппарата Минздрава России (САП АХД ЦА МЗ РФ) при формировании заявок на лекарственные препараты для лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и вирусными гепатитами В и С также не учитывает пациентов, состоящих на диспансерном учете.

Эксперты отметили, что в ряде регионов регистр больных вирусными гепатитами не ведется вообще, а на большей части регионов ведется неудовлетворительно. Участники круглого стола поддержали внедрение единой государственной системы персонализированного учета лиц, инфицированных вирусным гепатитом. Это позволит стандартизировать статистику учета больных вирусными гепатитами в Российской Федерации, в онлайн режиме оценивать эпидемиологическую ситуацию, организовать мониторинг лечебно-диагностических и профилактических мероприятий, а также получать все сведения для планирования и реализации мероприятий по диагностике и обеспечению населения необходимыми лекарственными препаратами как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Вопросы диагностики гепатита С в РФ

По мнению участников круглого стола, на сегодняшний день существует ряд ограничений в проведении полного спектра диагностических процедур для выявления и лечения гепатита С. Стандарт лечения ХГС утвержден в 2006 году и с тех пор не обновлялся, эксперты отметили важность его актуализации.

Пациентам с подозрением на ХГС для подтверждения диагноза и выбора тактики лечения требуется полная диагностика с оценкой вирусной активности, генотипирования вируса и определением стадии фиброза (фиброэластометрией). В текущей клинической практике лишь единичные регионы включили этот набор исследований в их территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). Более того, даже в тех регионах, где необходимые анализы и инструментальные исследования включены в Территориальную программу госгарантий, эти услуги оказываются лишь в нескольких лечебных учреждениях региона и остаются фактически недоступны для жителей отдаленных и трудно доступных населенных пунктов. Это не только резко ограничивает права пациентов на доступность получения первичной медицинской помощи в отношении социально-значимого и опасного заболевания, но и лишает власти региона объективной информации о распространенности вирусных гепатитов, а также способствует дальнейшему распространению инфекции.

Эксперты поддержали важность внедрения указанных диагностических (лабораторных) исследований для пациентов с подозрением/диагнозом ХГС с оплатой за единицу объема медицинской помощи – медицинскую услугу, в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и соответствующих методических рекомендациях по способам оплаты в рамках ОМС на 2020 год.

Лекарственное обеспечение пациентов с гепатитом С в РФ

Предметом особого внимания участников круглого стола стала ситуация с уровнем доступности современных препаратов прямого противовирусного действия для лечения гепатита С.

На сегодняшний день в РФ зарегистрированы и являются доступными высокоэффективные и безопасные таблетированные препараты, способные за 2-3 месяца полностью уничтожить вирус гепатита С в организме человека вне зависимости от генотипа и стадии фиброза печени. Были отмечены значительные усилия Министерства здравоохранения Российской Федерации, направленные на повышение доступности таких лекарственных препаратов. В частности два новейших лекарственных препарата для проведения безинтерфероновой терапии были оперативно включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП), в том числе препарат, применяющийся у детей с 12-летнего возраста. Было отмечено, что цены на новые препараты, предложенные к регистрации в Российской Федерации, в 3-5 раз ниже цен в референтных странах. На протяжении последних трех лет средняя цена препаратов для лечения гепатита С снизилась в 2,5-3 раза, что, в частности, говорит о повышении социальной ответственности фармацевтических компаний-производителей таких препаратов.

На сегодняшний день обеспечение пациентов противовирусной терапией (далее – ПВТ) в Российской Федерации реализуется на федеральном и региональном уровнях. Возможности федеральной программы по обеспечению необходимыми лекарственными средствами льготных категорий граждан ограничены. Эксперты поддерживают инициативу Министерства здравоохранения Российской Федерации по пересмотру и дальнейшему формированию регионами РФ территориальных программ государственных гарантий стационарной и амбулаторной помощи в объеме, не менее перечня ЖНВЛП.

С 2016 г. лекарственная терапия пациентов с ХГС может проводиться за счет средств ОМС в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Как показывает практика, объем медицинской помощи пациентам с ХГС, согласованный на этапе формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий, от региона к региону варьируется, покрывая современной терапией препаратами прямого противовирусного действия единицы, редко – десятки пациентов.

В ряде субъектов РФ приняты и реализуются региональные программы по борьбе с гепатитом С, но это также не покрывает необходимые потребности в лечении пациентов даже с продвинутыми стадиями заболевания, которым терапия препаратами из перечня ЖНВЛП должна быть назначена по жизненным показаниям.

Несмотря на кажущийся широкий спектр возможностей в организации обеспечения пациентов терапией, количество получающих противовирусную терапию пациентов в стране крайне ограничено. Фактически каждый субъект РФ имеет свой лист ожидания на несколько лет вперед. Лишь некоторые регионы, такие как Москва и Московская область, имеют административные и финансовые ресурсы, чтобы достичь целей микроэлиминации гепатита С к 2030 г. В целом же по стране количество пациентов, получающих терапию, в несколько раз меньше количества новых случаев, регистрируемых ежегодно. Таким образом пока нельзя говорить не только об элиминации, но и об остановке распространения заболевания.

Эксперты считают, что расширение доступа пациентов с ХГС к диагностике и эффективной терапии является важнейшей задачей системы здравоохранения Российской Федерации, в том числе в контексте выполнения указов Президента РФ по достижению к 2024 г. средней продолжительности жизни 78 лет, а также снижения онкологической смертности.

Широкий охват лечением больных гепатитом С имеет экономический потенциал, поскольку у большого числа людей это позволит сохранить значительное количество трудоспособных и качественных лет жизни, а также в целом увеличит показатель средней продолжительности жизни в стране. В экономически развитых странах к пониманию этого факта уже пришли. Несмотря на относительно высокую стоимость противовирусной терапии экономические расчеты показали, что полный охват лечением позволит сократить потери ВВП за счет снижения неблагоприятных исходов гепатита С.

С учётом доказанной эффективности государственных инвестиций в направлении популяционного излечения от гепатита С, все эксперты отметили важность создания диалога между всеми заинтересованными в элиминации гепатита С сторонами, в первую очередь, между Министерством здравоохранения Российской Федерации, пациентскими организациями и представителями фармацевтической отрасли. Данное кросс-функциональное взаимодействие поможет определить этапы по оптимизации каналов финансирования и стоимости курсов терапии для массового обеспечения пациентов в РФ. ВОЗ предусматривает излечение не менее 7-8% общей популяции больных ХГС ежегодно для достижения целей элиминации ВОЗ к 2030 году.

Национальная стратегия элиминации гепатита С

Участники круглого стола отметили эффективность предпринимаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации шагов в направлении разработки стратегии элиминации вирусных гепатитов. Однако было подчеркнуто, что за 3 года, прошедшие с момента ратификации стратегии, предпринятых мер недостаточно. При этом национальные планы по борьбе с вирусными гепатитами были приняты к 2019 году уже в 124 странах мира, в том числе, в 32 странах Европы. С целью устойчивого снижения заболеваемости и смертности от инфекционных заболеваний, как фактора национальной угрозы, необходимо ускорить и придать данной работе системный характер.

В целях элиминации гепатита С в Российской Федерации к 2030 году эксперты предлагают реализовать следующие инициативы:

Направить резолюцию круглого стола Министру здравоохранения Российской Федерации Скворцовой Веронике Игоревне, Председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике Рязанскому Валерию Владимировичу, Председателю комитета Госдумы по охране здоровья Морозову Дмитрию Анатольевичу, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Москальковой Татьяне Николаевне с просьбой рассмотреть предложения резолюции и дать соответствующие поручения и рекомендации органам исполнительной власти в рамках компетенции по разработке Национальной стратегии противодействия распространению хронических вирусных гепатитов с ключевым показателем эффективности по излечению не менее 7-8% пациентов с ХГС ежегодно начиная с 2020 года. Резолюция включает в себя:

Главный внештатный специалист по инфекционным болезням Министерства здравоохранения Российской Федерации, заведующая кафедрой вирусологии РМАНПО Минздрава России, д.м.н.
Малинникова Елена Юрьевна

Президент Всероссийского общества гемофилии, сопредседатель Всероссийского союза пациентов
Жулёв Юрий Александрович

Профессор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, д.м.н.
Знойко Ольга Олеговна

Глава регионального офиса ВОЗ в РФ
Вуйнович Мелита

Профессор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова
Знойко Ольга Олеговна

Главный внештатный инфекционист Министерства здравоохранения Челябинской области, заведующая инфекционным отделением клиники Южно-Уральского государственного медицинского университета, д.м.н.,
Сагалова Ольга Игоревна

Главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции Министерства здравоохранения Самарской области, заведующая инфекционным отделением №2 клиники инфекционных болезней СамГМУ
Стребкова Елена Алексеевна

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции