Синдром дауна и вирусы

— Спасибо, что согласились рассказать о своей личной истории.

— Большого секрета тут нет, просто я не очень люблю о себе говорить.

— О собственном опыте важно рассказывать — кому-то это поможет.

— Мне кажется, не очень честно говорить о моей семейной ситуации, перенося ее на все семьи, воспитывающие детей с синдромом Дауна, потому что моя дочка имеет больше возможностей, чем многие другие дети в России. Мы можем себе позволить дополнительные занятия, тьюторов, педагогов.

— Но при этом ваш пример говорит о том, что дети с синдромом Дауна могут родиться в любой семье, в том числе в успешной и состоятельной. Многие наши сограждане еще совсем недавно считали, что дети с синдромом Дауна рождаются у асоциальных родителей.

— Да, я понимаю, о чем вы.

— Сколько лет вашей дочери?

— Вере пять с половиной.

— Можете вспомнить, как это было? Скрининг, вам говорят, что у ребенка будет синдром.

Понятно, что сначала есть некоторый шок. Ты понимаешь, что твой ребенок будет отличаться от других, будет иначе развиваться, перечитываешь кучу разных статей в интернете. Но в целом наши опасения скорее были связаны с состоянием здоровья дочери. У детей с синдромом часто бывают пороки сердца. И нам тоже сразу сказали, что очень высокий риск и что, скорее всего, в раннем возрасте надо будет оперировать.

— И вот Вера родилась, были проблемы?

— Да, она родилась с пороком сердца. Поскольку мы знали, что могут быть осложнения, мы уехали в Европу, Вера родилась там. Через несколько дней нас выписали, а через три месяца мы туда вернулись на операцию. Сейчас все хорошо.

— Какое отношение было у персонала в родильном отделении к вашим жене и ребенку?

— Вообще не было никаких проблем. Там никак не меняется отношение от того, что у тебя родился ребенок с какой-то особенностью. Пришел человек в мир, поздравляем, молодцы. А врач нам сказал, что его родная сестра с синдромом Дауна всю свою жизнь работает на почте. Она уже в пожилом возрасте, ей за 60, и все нормально.

— То есть он вас так поддержал.

— Да, и это было очень естественно, спокойно.

— Многие родители рассказывают, что в первое время у них были мысли: почему, за что?

— Может быть, я такой сухарь, но я никогда не думал о какой-то каре небесной и не задавал вопросов, за что. А что такого, правда? Родился ребенок. Есть особенности. У нас всех есть особенности. То, что у моего ребенка синдром Дауна, не является для меня большой проблемой. Ну, если исключить операцию, конечно, но они бывают у разных детей. Я пока не вижу больших отличий между Верой и другими детьми. Да, ей сложнее с речью, с ней надо больше заниматься, но в остальном она ничем не отличается от обычных детей. Справедливости ради надо сказать, что с возрастом проблемы нарастают, и я понимаю, что скоро нам придется решать проблемы в школе, отношения со сверстниками, принятие со стороны других родителей, общества.


Фото: Александр Сергеев

— Вера ходит в детский сад?

— Да, это довольно старый инклюзивный московский детский сад, там много детей с разными особенностями развития.

— Когда Вера подросла, жена стала смотреть, какие в Москве есть программы для ее развития. Мы к тому времени уже поняли, что у нас в стране так мало взрослых людей с синдромом Дауна живет полноценной жизнью и интегрированы в общество по двум причинам: отношение общества и отсутствие программ раннего развития. С детьми с синдромом Дауна заниматься нужно больше, чем с обычными детьми. И все случаи успешной взрослой жизни с синдромом связаны именно с тем, что с детьми рано начинали заниматься.

Все известные люди (актеры, спортсмены и так далее) с синдромом Дауна, да и просто работающие и живущие полноценной жизнью люди получали раннюю помощь и программы раннего развития.

У нас в стране самая большая проблема — принятие обществом ребенка с синдромом, взрослого с синдромом. Появление таких детей все еще воспринимают как что-то сверхъестественное. И поскольку моя дочь будет расти, я бы хотел, чтобы обществом она не воспринималась как проблема. Чтобы она была в это общество интегрирована.

— Просто вы хотите, чтобы она была счастлива.

— Да. А я не думаю, что человек может быть счастлив, если он воспринимается всеми как проблема.

— Вы рассказали об отношении врача в европейском роддоме к вашему ребенку. А в России как к вам относятся в целом?

— Мне кажется, у нас самые распространенные реакции — это или полное неприятие, или жалость. Очень наглядно это видно в социальной рекламе. У нас любят на эту тему выдать жалостливую интонацию. Западные ролики больше информируют, а не давят на психику. Они просто говорят: есть такая проблема, и давайте ее решать. Мне это более близко.

Но у нас тоже меняется ситуация, хоть мы и отстаем. Сейчас значительно меньше отказников среди детей с синдромом Дауна. Если 20 лет назад отказов было абсолютное большинство, то сейчас их очень мало, а есть регионы, где их ноль. И все, кто этой проблемой занимался и занимается, большие молодцы.

— Есть первая волна отказов — в роддомах, а есть вторая — когда ребенку надо идти в школу, а его не берут. И семья отдает его в интернат.

— Да, но и по этому показателю стало сильно меньше отказов. По закону об образовании любого ребенка с любым диагнозом теперь должны взять в обычную школу. Другое дело, что закон не везде выполняется, и это большая проблема. В школах нет тьюторов, нет ресурсов. И в школах учатся обычные дети, родители которых часто не хотят видеть рядом с ними детей с особенностями. Они считают, что такой ребенок тормозит учебный процесс, что образование для этого ребенка — это не их проблема и не надо решать ее за их счет. И, наконец, сам ребенок с особенностями не всегда чувствует себя в школе хорошо. Ну доучился он до 5–6 класса, а дальше начинаются серьезные предметы, он перестает справляться, чувствует пренебрежение со стороны других детей и учителей. Адаптированные программы есть, но в школах нет специалистов, чтобы их применять.

Пока у нас это слабое место.

Так что мало просто оставить ребенка в семье. Нужно семье дать поддержку. А пока и с образованием проблемы есть, и с занятостью, и с трудоустройством. Мало кто говорит о жизни взрослых с синдромом Дауна. В основном все говорят о детях.

Сейчас главная проблема всех родителей, воспитывающих детей с особенностями,— это взрослая жизнь. У нас уже есть инклюзия в детских садах, кое-где есть в школах, но что будет дальше, после школы — непонятно. Маршрут обрывается. А каждый родитель хочет, чтобы его ребенок жил полноценной жизнью в обществе, а не в интернате за большим забором.

— А как вы видите маршрут взрослого человека с синдромом Дауна?

— От родителей тоже многое зависит. В Европе очень активные родительские сообщества. Многие законы принимаются, потому что этого требуют родительские организации. У нас тоже можно было бы лоббировать закон, по которому компании обязаны брать на работу людей с инвалидностью.

— Законы принимать можно, но будут ли они исполняться? На мой взгляд, все-таки основная проблема не в законах, а в общественном сознании. Ну примут закон, и каждая организация должна будет взять на работу одного сотрудника с инвалидностью. Но будет ли это работать? Возьмут этого сотрудника для галочки, но работы по факту ему не дадут, отношение будет негативным. Что это ему даст? Чем это лучше, чем дома сидеть? Для того чтобы такие законы работали, нужен другой уровень общественной реакции. Поэтому я снова и снова говорю, что нужно менять общественное мнение, отношение.

— Вы сейчас говорите как родитель, который заранее пытается оградить ребенка от возможных проблем. Но я знаю случаи, когда человек с инвалидностью приходит на работу и там вокруг него меняется среда, меняется отношение, люди становятся другими. Мне кажется, трудно изменить отношение общества к людям с особенностями развития, если в нем нет таких людей.

— Согласен, что такие люди должны быть видимыми — не сидеть дома, а выходить в общество.

У нас социальные ролики про людей с синдромом Дауна выходят на телевидении только 21 марта. Конечно, многие родители боятся выпускать куда-то своих детей.

— Вы, наверное, тоже боитесь, что Веру могут обидеть.

— Знаете, людей с синдромом Дауна легко обидеть, но они редко обижаются. Наша младшая дочь может задирать Веру. Другой ребенок убежал бы, заплакал, а Вера к ней поворачивается и обнимает ее. То есть обидеть таких людей сложно. Но для того, чтобы они интегрировались, их нужно научиться принимать. А с этим проблемы.

— Я, наверное, в другой среде нахожусь. Мои знакомые в основном говорят только о том, что люди с синдромом Дауна светлые, добрые, солнечные, талантливые.

— Вы работали в СМИ, были медиаменеджером. Наверное, знаете, как нужно менять такое отношение?

— Не так давно в соцсетях обсуждали фильм, где один из героев оскорбительно высказался о детях с синдромом Дауна. Вы считаете, такие фильмы нельзя снимать?

— Я совершенно не хочу ограничивать чью-то свободу. Я думаю, это просто должно быть не комильфо. В той истории, кстати, возмутились родители. Когда такое происходит в соцсетях, в публичном пространстве, это тоже влияет на отношение общества. Те, кто делает кино или снимает клипы, рано или поздно понимают, что использовать вот такую лексику неуместно.

— Вы сейчас занимаетесь программированием, работаете в большой корпорации. У вас есть сотрудники с инвалидностью?

— Говорят, что каждый ребенок чему-то учит своих родителей. Чему вас научила Вера?

— Она очень добрая. Я знаю, что люди с синдромом все такие: добрые, любвеобильные, тактильные. Вера все время подходит обниматься.


Фото: Александр Сергеев

И, наверное, она научила меня проще относиться к каким-то аспектам жизни. Если тебе уже сейчас нужно думать о том, что твой ребенок когда-то может остаться один на один с интернатом,— на фоне этой большой проблемы остальные кажутся незначительными. Ты не тратишь силы на пустяки, а выстраиваешь свою жизнь так, чтобы можно было решать и эту проблему тоже.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каплина С.П., Харит С.М., Скрипченко Н.В.

Представлена клинико-иммунологическая характеристика 54 детей с синдромом Дауна, проживающих в домах ребенка Санкт-Петербурга (35 мальчиков, 19 девочек), в возрасте от 0 до 6 лет. В качестве группы сравнения наблюдали и обследовали 76 практически здоровых детей, проживающих в тех же условиях. Показано, что в группе детей с синдромом Дауна достоверно чаще (Р научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каплина С.П., Харит С.М., Скрипченко Н.В.

Features of the Immunological Status of Children with Down Syndrome

The clinical and immunological characteristics of 54 children with Down syndrome are living in orphanages in St. Petersburg (35 boys, 19 girls) at the age of 0 to 6 years old is observed. The comparison group consisted of 76 children without Down syndrome . In group of children with Down syndrome the pathology of pregnancy and birth, congenital heart disease, the pathology of the organs of vision were significantly more likely (P Down syndrome is characterized by a significant decrease in the number CD3+, CD4+, CD8+ and absolute number of CD20+ and IgG antibodies. The number of activated cells (CD25+), natural killer cells (CD16+) have increased and IgE is significantly increased (1522.7 ± 350.7 compared to 60.39 ± 10.1 kE/l, P Down syndrome may be to take into consideration for treatment of acute diseases and vaccination of this group of children.

Особенности иммунологического статуса детей с синдромом Дауна

С.П. Каплина1 (s.Kaplina@mail.ru), С.М. Харит2, Н.В. Скрипченко2

1 Специализированный психоневрологический дом ребенка № 13, Санкт-Петербург

Представлена клинико-иммунологическая характеристика 54 детей с синдромом Дауна, проживающих в домах ребенка Санкт-Петербурга (35 мальчиков, 19 девочек), в возрасте от 0 до 6 лет. В качестве группы сравнения наблюдали и обследовали 76 практически здоровых детей, проживающих в тех же условиях. Показано, что в группе детей с синдромом Дауна достоверно чаще (Р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До 12 12 11 1 11 4 7

С 12 до 24 13 7 6 13 6 7

С 24 до 36 10 6 4 23 11 12

Старше 36 19 11 8 29 15 14

Всего детей 54 35 19 76 36 40

Тип используемой вакцины

Группы детей Кол-во детей Кол-во исследований Тип вакцины

АДС-М ЖКВ дивакцина

С синдромом Дауна 54 30/55,6% 13 11 6

Сравнения 76 49/64,5% 13 33 3

Всего 130 79/60,8% 26 44 9

Субпопуляцию лимфоцитов CD3+, CD4+, CD8+, CD16+, CD20+, CD25+, CD95+ определяли лим-фоцитотоксическим тестом и методом проточной цитометрии; пролиферативную активность лимфоцитов - в РБТЛ спонтанной и индуцированной ФГА; общий пул ЦИК - по Digeon; уровень цитокинов IL-ip, IL-4, IL-6, ИФН-g, ФНО-g в сыворотке крови - методом ИФА; содержание IgA, IgM, IgG - тур-бодиметрическим методом, IgE - методом твердофазного ИФА.

Статистическую обработку полученных результатов проводили на персональном компьютере с использованием стандартного статистического пакета программы Excel. Достоверность различий выявляли с помощью критерия Стьюдента (t), определения критерия различия х2. Критическим уровнем достоверности нулевой статистической гипотезы принимали Р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост при рождении 48,77 ± 0,57* 50,74 ± 0,63*

*Р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего детей 54 2 12 6 34

Сводная таблица развития адаптации, коммуникации и социализации детей с синдромом Дауна

Развитие моторики формирование речи навыки самообслуживания Социализация (личностно-

Возраст (координация) (коммуникация) и адаптация социальная сфера)

детей в норме при синдро- в норме при синдро- в норме при синдро- в норме при синдро-

(в месяцах) ме Дауна (в месяцах) ме Дауна (в месяцах) ме Дауна (в месяцах) ме Дауна

До года Поворачивает Поворачива- Лепет - 4 Лепет - 8 Держит буты- 8 - 18мес Осознает 6 - 12 мес

голову на ется - 8 Понимание Понимает лочку - 6 - 11 присутствие

звук - 0 - 3, Сидит - 10 речи - 5 - 6 несколько Ест твердую людей - 0 - 6

держит голо- Ползает на Вокализа- слов - 12 пищу рука- Улыбается

ву - 2 - 4 животе - 12 ции - 6 По просьбе ми - 7 - 12 в ответ, про-

Соединяет Знает «нель- может сится

донный за- первые сло- лению - 3 - 6

хват - 4 - 5 ва - 8 - 12 Выражает

Переворачи- эмоции, от-

вается - 4 - 5 зывается на

Сидит имя - 6 - 11

С года Ходит - 13 Ползает - 15 Словарь до Жесты и пер- Ест ложкой 12 - 30 мес Выражает Узнает близ-

до 2-х лет Переносит Стоит - 20 250 слов, вые 10 слов, самостоятель- симпатию, ких, по прось-

предмет, Ходит - 24 предложения соединяет но - 12 - 18 приносит бе кормит и

наклоняется, Плохо держит из 2 - 3 слов, слова и же- Пьет из чаш- книгу, показы- качает куклу,

приседает, равновесие, понимает сты - 24 ки - 12 - 18 18 - 36 мес вает картинку, ставит кубики

бросает мяч, не приседает слова «дей- Может пока- Понимает проявляет друг на дру-

С 2-х Формирова- Вместо дви- Словарь - Словарь - 30 Просится Просится Приветствует Понимает

пальцево- движение из 4 слов, ная фраза, Знает назна- с другими свое имя,

го захвата плеча и пред- грамматиче- сочетание чение пред- детьми, умеет узнает себя

предмета, плечья ские навыки, слов и жестов метов, делиться, в зерка-

линии, встает падежи из-под крана, Не понимает

на одну ногу, открывает цвет и форму,

спускается по дверь не знает гла-

ступенькам голы, не понимает вопросы

С 3-х до 6 лет Рисует, лепит, Сохраняется Понятийный Снижение Убирает Может помо- Отвечает на К 4 го-

конструирует, ладонный за- уровень восприятия и игрушки, гать убирать социальный дам - знает

пользуется хват предме- мышления, низкий объем умывается, игрушки, контакт, легко свою фами-

ножницами, та, не может мотивация, информации, раздева- частично расстается с лию, по подо-

прыгает на выполнить способность кратковре- ется - оде- раздеться, родителями, бию играет,

двух ногах, цепочку по- к обобщению, менная па- вается, подражает проявляет слушает сказ-

ходит по следователь- планированию мять - знает накладывает взрослому, энтузиазм, ки, не знает

ступенькам, ных действий только то, себе порцию не способен утешает, право-лево,

Характеристика показателей периферической крови у детей с синдромом Дауна

Показатели Группа сравнения (п = 76) Все дети с синдромом Дауна (п = 54) Возрастные группы

до года (n = 12) с года до 2-х лет (n = 13) с 2-х до 3-х лет (n = 10) старше 3-х лет (п = 19)

Лейкоциты, х 101/л 8,37 ± 0,33* 6,15 ± 0,37* 7,12 ± 0,09 6,47 ± 0,3 6,11 ± 0,83 7,48 ± 0,74

Лимфоциты, % 47,09 ± 1,80* 38,04 ± 2,31* 42,9 ± 4,12 30,0 ± 2,26 47,86 ± 7,46 30,33 ± 3,14

Лимфоциты, абс 3,68 ± 0,19* 1,89 ± 0,19* 2,8 ± 0,11 1,48 ± 0,19 2,63 ± 0,74 0,81 ± 0,09

П/я, % 3,27 ± 0,31 2,87 ± 0,28 4,25 ± 0,75 0 2,18 ± 0,37 1,25 ± 0,12

С/я, % 35,76 ± 1,84* 46,75 ± 1,54* 42,8 ± 3,07* 53,5 ± 0,42* 43,2 ± 4,99 41,7 ± 5,56

Э/ф, % 4,73 ± 0,44 2,69 ± 0,26 2,44 ± 0,52 2,5 ± 0,42 3,33 ± 0,69 3,25 ± 0,62

Моноциты, % 4,33 ± 0,37 4,74 ± 0,34 5,0 ± 0,77 4,5 ± 0,42 4,0 ± 0,92 4,0 ± 0,33

*Р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CD16+(%) 12,47 ± 1,08 18,3 ± 2,05 18,5 ± 3,67 17,0 ± 1,25

CD16+ (абс.) 0,78 ± 0,08 0,98 ± 0,12 1,16 ± 0,20 0,19 ± 0,01

CD20+(%) 20,53 ± 0,94 18,65 ± 1,16 24,0 ± 1,76* 17,3 ± 1,99

CD20+ (абс.) 1,16 ± 0,07* 0,51 ± 0,07* 0,54 ± 0,08* 0,17 ± 0,05*

CD25+(%) 13,94 ± 0,79 19,88 ± 1,52 21,5 ± 3,1 17,77 ± 1,16

CD25+ (абс.) 0,53 ± 0,07* 1,06 ± 0,12* 1,16 ± 0,10 0,398 ± 0,08

CD95+(%) 20,88 ± 0,84 21,83 ± 2,02 17,5 ± 1,96 30,5 ± 3,83

CD95+ (абс.) 1,25 ± 0,07 1,16 ± 0,10 1,26 ± 0,17 0,55 ± 0,01

*Р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика субпопуляций лимфоцитов у детей с синдромом Дауна при иммунизации против дифтерии

Динамика субпопуляций лимфоцитов у детей с синдромом Дауна при иммунизации против кори

60 _. 50 _ 40 _ 30 _ 20 _ 10 .

0 14 30 0 14 30 0 14 30 0 14 30 0 14 30

Динамика иммуноглобулинов при дифтерийном вакцинальном процессе у детей с синдромом Дауна

У детей с синдромом Дауна не выявлено дина- на вакцинацию против дифтерии в отличие от при-мики нарастания иммуноглобулинов М и А в ответ вивки против кори (рис. 3, 4).

Динамика иммуноглобулинов при коревом вакцинальном процессе у детей с синдромом Дауна

□ Синдром Дауна □ Группа сравнения

IgM до IgM - 30 д. IgG до IgG - 30 д. IgA до IgA - 30 д.

Средние значения цитокинов до вакцинации и на 30й день после прививки

также аллергическим проявлениям сопоставима с показателями ^Е.

В поствакцинальном периоде у детей с синдромом Дауна сохраняется снижение CD3+, CD4+, CD20+, CD16+ к 14-му и 30-му дню после прививки против дифтерии и повышение субпопуляций лимфоцитов к 30-му дню после вакцинации против кори, что характеризует позднюю активацию Т1л1- и Т1л2- звеньев иммунного ответа на неживые вакцины и достаточный иммунный ответ на введение живых вакцин.

1. Дети с синдромом Дауна являются особой группой детей, для которых характерны внутриутробная гипотрофия, врожденные пороки сердца, патология органов зрения. Все дети этой группы имеют аллергические проявления и являются часто болеющими.

2. Иммунный статус детей с синдромом Дауна отражает низкую противоинфекционную резистентность, предрасположенность к гуморальным, ^Е-зависимым реакциям, дефицит клеточных и гуморальных иммунных реакций.

3. Изменение иммунного статуса у детей с синдромом Дауна, возможно, следует считать одним из признаков данного синдрома и учитывать при терапии острых заболеваний и вакцинации этой группы детей.

1. Lejeune J., Gautier M., Turpin R. Le mongolism, premier exemple d'aberration autosomigue humaine // Ann. Genet. 1959; t.1: 41.

2. Down j. Langdon H. Observations on an ethnic classification of idiots // Clin. Lect. and reports by the med. and staff of the london Hospital. 1866; 3: 259.

3. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет / Под ред. Ю.И. Барашнева. - М.: Триада-Х, 2007. - 280 с.

5. Башина В.М., Красноперова М.Г., Симашкова Н.В. Классификация расстройств аутистического спектра у детей // Аутизм и нарушения развития. 2003; 26: 2 - 9.

Peeters M.A., Rethore M.O., Lejeune J. Metabolic anomalies in trisomy 21 a method for analyzing lymphocyte cultures // Bull. Acad. Natl. Med. 1992; 51 (6): 1240 - 50.

Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Дефектология. 2002; 3: 9 - 20.

Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна: Методическое пособие. - М.: Даунсайд Ап, 2002. С. 197.

Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни: Учебное пособие. - М., 1979. - 87 с.

11. Battelle Development Inventory, LINC Associates, 1988.

12. Lejeune J. Biochemical investigation and trisomi 21 // Ann. Genet. 1979. V. 422 (2). P. 67 - 75.

13. Железникова Г.Ф., Иванова В.В., Монахова Н.Е. Варианты иммунопатогенеза острых инфекций у детей. - СПб.: Фолиант, 2007.

14. Харит С.М., Лакоткина Е.А.,Черняева Т.В. и др. Тактика иммунизации ослабленных детей: Пособие для практического врача. - Спб.: НИИДИ, 2007. С. 43 - 89.

15. Nishida Y., Sano Y., Akaoka I. et al. Abnormal serum immunoglobulin levels in Down's syndrome patients // Am. J. Ment. Defic. 1978. V. 83 (1). P. 16 - 20.

16. Ram G., Chinen J. Infections and immunodeficiency in Down syndrome // Clin ExpImmunol. 2011. V. 164 (1). P. 9 - 16.

17. Jacobs PF., Burdash N.M., Manos J.P., Duncan R.S. Immunologic parameters in Down's syndrome // Ann. Clin. Lab Sci. 1978. V. 8. P. 17 - 22.

Совершенствование подходов к вакцинопрофилактике

Н.В. Медуницын1 (medunitsyn2012@yandex.ru), Т.В. Яковлева2

2 Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва

Обосновывается необходимость новых подходов к повышению эффективности и безопасности вакцинации на основе индивидуализации вакцинации и применения иммунологической коррекции развития иммунитета при введении вакцин. Описаны средства и методы такой коррекции. Сформулированы направления научных исследований в области персонализации вакцинации.

Ключевые слова: вакцины, вакцинация, коррекция иммунитета, защитные титры антител, индивидуализация вакцинации

Improve Approaches to Vaccination

N.V. Medunitsyn1 (medunitsyn2012@yandex.ru), T.V. Jakovleva2

2 The Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov, Moscow

The necessity of making adjustments to the current approach to vaccine is justified. Directions of scientific research to improve vaccines and immunization schemes. Highlights the importance and the need for mass vaccination of the population. Key words: vaccines, immunization, correction of immunity, protective antibody titers, individualization of vaccination

Инфекционные заболевания остаются одной из основных причин высокой смертности людей, несмотря на то что человечество располагает большим арсеналом лечебных и профилактических средств и научилось бороться с эпидемиями и вспышками инфекционных болезней.

Естественный и индуцированный иммунитет обеспечивает защиту от инфекций, но при этом предполагается, что иммунологическая активность человека со временем снижается, иммунная система начинает слабее реагировать на патогенные микроорганизмы. Общими причинами этого являются:

• сокращение циркуляции патогенной и условно-патогенной флоры в окружающей среде и как следствие - ослабление естественной иммунной защиты;

• ослабление естественного отбора;

• широкое применение дезинфицирующих средств, антибиотиков и других антимикробных препаратов;

• стерильная и рафинированная пища;

• действие других неблагоприятных факторов внутренней и внешней среды.

Наиболее эффективный метод борьбы с инфекционными заболеваниями - вакцинация населения. Каждая страна разрабатывает свой Календарь профилактических прививок, исходя прежде всего из особенностей эпидемиологической обстановки, наличия зарегистрированных вакцин, финансовых возможностей.

Во всех странах и крупных регионах используется дифференцированный подход к вакцинации определенных групп лиц и отдельных континген-тов с учетом:

  • Главная /
  • Пациентам /
  • Медицинская профилактика /
  • Синдром Дауна: причины, риски, признаки

Синдром Дауна: причины, риски, признаки


Синдром Дауна – самая распространенная хромосомная патология. Она возникает, когда в результате случайной мутации в 21-й паре появляется еще одна хромосома. Известно, что каждая клетка человеческого тела имеет ядро. В нем содержится генетический материал, который обусловливает вид и функции отдельной клетки и всего организма в целом. У человека 25 тысяч генов собраны в 23 пары хромосом, которые внешне напоминают палочки. Каждая пара состоит из 2-х хромосом. При синдроме Дауна 21-я пара состоит из 3-х хромосом. Один такой ребенок появляется на каждые 600-800 новорожденных или 1:700.

Лишняя хромосома вызывает у людей характерные симптомы: плоская переносица, монголоидный разрез глаз, уплощенное лицо и затылок, а также отставание в развитии и сниженную сопротивляемость к инфекциям. Совокупность этих симптомов называется синдром. Он получил название в честь врача Джона Дауна, который первым взялся за его исследование.

Малышей, рожденных с 47 хромосомами, еще называют "Дети солнца". Они очень добрые, ласковые и терпеливые. Многие родители, воспитывающие таких детей, утверждают, что дети не страдают от своего состояния. Они растут веселыми и счастливыми, никогда не лгут, не испытывают ненависти, умеют прощать. Родители таких малышей считают, что лишняя хромосома не болезнь, а особенность.

На сегодняшний день установлено только две причины возникновения синдрома Дауна. Первая – это возраст матери, причем, чем старше становится женщина, тем выше риск рождения ребенка с данной патологией (после 30 лет он составляет 1:1000, а после 42 лет - 1:60). Связано это со старением яйцеклеток: как известно, их количество закладывается еще в период формирования плода. Другой, более редкой, причиной является наследственность. Становится понятным, что определенное значение имеют и близкородственные браки, а также наличие в семье родственника с синдромом Дауна. Кроме того, ученые отмечают связь между возрастом бабушки, в котором она родила дочь, и шансом получить внука с синдромом Дауна. Чем старше была бабушка, тем выше риск рождения внука с данной аномалией. Не отрицается и значение возраста отца (фактор риска – мужчины старше 45 лет).

Синдром Дауна считается случайной генетической мутацией. Поэтому такие факторы риска, как инфекционные заболевания, проживание на территории с повышенным уровнем радиации, или потребление генетически модифицированных продуктов не повышают риска его появления. Не может вызвать синдром тяжелое течение беременности и сложные роды. Поэтому родители не должны винить себя, в том, что у ребенка обнаружен синдром Дауна.

Несколько десятилетий назад считалось, что дети с синдромом Дауна, это обуза для родителей и нагрузка для общества. Их изолировали в специальные интернаты, где развитие детей практически останавливалось. Сегодня положение начинает меняться. Если родители с первых месяцев занимаются развитием ребенка с использованием специальных обучающих программ, то это позволяет маленькому человеку превратиться в полноценную личность: жить самостоятельно, получить профессию, создать семью. Как правило, люди с синдромом Дауна получают среднее образование и работу.

От развития у ребенка синдрома Дауна не застрахована ни одна женщина. Эта случайная генетическая аномалия не зависит от психического и физического здоровья будущей матери. Но все же женщины в возрасте от 18 до 35 лет имеют больше шансов произвести на свет здорового малыша. Что необходимо делать, чтобы сберечь репродуктивное здоровье.

  • Своевременно обращаться к врачу для лечения различных патологий.
  • Вести здоровый образ жизни. Активное движение улучшает кровообращение и яйцеклетки защищены от кислородного голодания.
  • Правильно питаться. Питательные вещества, витамины и микроэлементы необходимы для поддержания гормонального равновесия и укрепления иммунитета.
  • Следить за своим весом. Чрезмерная худоба или ожирение нарушают баланс гормонов в организме. Гормональные нарушения могут вызвать сбой в процессе созревания половых клеток.
  • Проводить своевременное генетическое консультирование. Дородовая диагностика (скрининг) позволяет вовремя диагностировать серьезные нарушения у плода и принять решение о целесообразности прерывания беременности.

К осложнениям синдрома Дауна относятся: врожденные пороки сердца; инфекционные заболевания; лейкемия; ранняя деменция (болезнь Альцгеймера); остановка дыхания во время сна; ожирение. Продолжительность жизни людей с данной патологией невысока, около 49-50 лет, но за последнее время она увеличилась: еще в ХХ веке такие больные жили примерно 25 лет. Передача хромосомной аномалии осуществляется от матери к ребенку. Взрослые женщины с данной патологией могут вести полноценную сексуальную жизнь, беременеть и создавать семью. Но стоит помнить, что риск рождения малыша с аналогичными проблемами составляет 35 – 50 %. Также дети часто страдают от других генетических аномалий. Но есть у данной патологии и преимущества. Так, риск онкологических процессов у больных с лишней хромосомой значительно ниже, чем у простых людей. Причина такого явления пока не выяснена.

Ранняя диагностика и правильное лечение помогает детям с синдромом Дауна полнее реализовать себя, а также улучшает их здоровье и качество жизни. В развитых странах уже много лет действуют очень сильные программы помощи детям, больным синдромом Дауна. Программы эти могут отличаться, но в них обычно участвуют большие коллективы врачей, психологов и педагогов. Эти программы направлены на развитие у ребенка моторных навыков, речи, коммуникативных способностей и навыков по уходу за собой.

Надежных методов профилактики этой болезни нет. Единственное, что можно порекомендовать – своевременное генетическое консультирование, особенно если в роду были подобные проблемы или возраст матери превышает 35 лет.

Нужно понимать, что в рождении ребёнка с синдром Дауна родители не виноваты. Это всего лишь случайность, ошибка в геноме. Она приводит в наш мир солнечных, необыкновенных детей — добрых, наивных, очень доверчивых, всегда открытых и улыбающихся. В силу своих особенностей такие люди до конца жизни остаются невинными детьми, которые нуждаются в помощи, любви и понимании.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции