С какого возраста у ребенка формируются собственные антитела к вирусам

Едва появившись на свет, ребенок попадает в среду, населенную вирусами, бактериями и другими микроорганизмами. Жизнь в таком окружении была бы невозможна, если бы природа не установила на пути их проникновения в организм мощный щит – иммунную систему. Она начинает формироваться еще во время беременности и после рождения малыша проходит несколько стадий становления.

12 ноября 2013 · Фото: Shutterstock



Формирование иммунной системы начинается во время беременности. На 3−8-й неделе образуется печень, в ней появляются В-лимфоциты. На 5−12-й неделе образуется тимус, где после рождения малыша начинают созревать Т-лимфоциты. На этом же сроке образуется селезенка и лимфатические узлы. На 21-й неделе беременности селезенка также начинает вырабатывать лимфоциты. Лимфатические же узлы должны задерживать бактерии и другие инородные частицы и не пускать их дальше внутрь. Но эту барьерную функцию они начинают выполнять только к 7–8 годам. Если в I–II триместрах будущая мама перенесет инфекционное заболевание, будет несбалансированно питаться, возникнет риск неправильного формирования этих органов. В эти сроки женщине следует по возможности избегать контактов с больными гриппом и ОРВИ, переохлаждения.

Между 10-й и 12-й неделями вынашивания будущий ребенок начинает вырабатывать собственные иммуноглобулины, прежде всего класса G. Некоторое количество последнего он получает также через кровь мамы и плаценту практически сразу после зачатия. Но до 6-го месяца беременности материнские иммуноглобулины присутствуют в крови будущего ребенка лишь в очень незначительных количествах. По этой причине у сильно недоношенных детей очень велик риск инфицирования.

После 32-й недели беременности начинают интенсивно образовываться антитела, которые защитят малыша от болезней в первые месяцы жизни.

На этой стадии противостоять специфическим инфекциям ему помогают только мамины иммуноглобулины, полученные еще внутриутробно. Они защищают кроху от тех инфекций, которыми мама переболела или от которых была привита (дифтерии, полиомиелита, кори, краснухи, ветрянки). Также в это время кишечник начинает заселяться бактериями. Кроме того, полезные микроорганизмы и иммуноглобулины малыш получает с искусственной смесью или молоком мамы. Проникая в кишечник, эти вещества делают его слизистую недоступной для болезнетворных микроорганизмов, защищая таким образом кроху от многих инфекций и аллергии. Но получающие грудное молоко крохи защищены лучше. Ведь вместе с молоком они получают еще и антитела к тем инфекциям, которыми мама уже переболела.

Белки женского молока стимулируют развитие иммунной системы ребенка. Современные молочные смеси тоже содержат иммуноглобулины, но их дозы рассчитаны на средне­статис­ти­ческого ребенка. Материнское же молоко по своему составу подходит для конкретного малыша.

В этот период нужно, с одной стороны, строго соблюдать правила гигиены, а с другой – не переусердствовать. Иначе нужные микробы не смогут заселить кожу и слизистые, кроме того, стерильная атмосфера не даст возможности бороться с бактериями и развивать иммунную систему. Чтобы соблюсти баланс, достаточно 2−3 раза в неделю делать влажную уборку, пылесосить мягкую мебель и каждый раз, перед тем как подойти к новорожденному, тщательно мыть руки с мылом.

Усилить защиту помогут также водные процедуры. С 3 месяцев младенца после минутного купания в воде температурой 36−37 °С обливают водой, температура которой на 1–2 градуса ниже. Можно также осторожно обтирать кроху после принятия ванны варежкой, смоченной в воде температурой 33–36 °С. В течение 2 минут обтирают руки от кисти до плеча и ноги от ступни до колена, после чего насухо вытирают. Раз в 5 дней температуру воды понижают на градус и доводят постепенно до 28 °С.

Общая сопротивляемость организма малыша инфекциям от прививок практически не зависит. Ребенок, получивший полный набор прививок, может часто болеть ангиной, бронхитом, отитом, возбудителями которых являются обычные микробы.

В этом возрасте лучше обходиться без иммуностимулирующих препаратов. Их применение может ослабить иммунитет ребенка. Кроме того, иммуностимуляторы имеют противопоказания и побочные эффекты. Сбалансированный по витаминам и микроэлементам рацион питания, соблюдение режима дня, физическая активность и закаливающие процедуры будут иметь гораздо больший эффект.

Примерно на это время попадает и большинство ревакцинаций. Они направлены на поддержание иммунитета, который выработался во время предыдущих прививок.

В 5–7 лет (четвертый критический период) уровни иммуноглобулинов класса M и G приближаются к взрослому уровню, количество Т- и В-лимфоцитов также становится близким к их количеству у взрослого человека. Иммуноглобулин A по-прежнему в дефиците. Из-за этого заболевания верхних дыхательных путей в этом возрасте могут стать хроническими (хронический тонзиллит, хронический ларингит) или часто повторяться. Чтобы этого избежать, нужно очень тщательно и до конца их вылечивать. Также в осенне-зимний период рекомендуется давать ребенку поливитамины. За конкретными рекомендациями (курс приема и названия витаминных комплексов) следует обратиться к педиатру. А вот прежде чем назначать иммуностимулирующие средства, нужно знать, какое звено иммунной системы страдает и что именно нужно укреплять. Точную информацию об этом дает только развернутая иммунограмма.

Но большинство детей болеют уже намного реже и быстрее справляются с инфекциями. Величина иммуноглобулина E достигает максимума, поэтому нарастает частота аллергических реакций.

Дата публикации: 23 мая 2018 .

Врач лабораторной диагностики
(зав. лабораторией)
Г.Н. Полевечко

Бытовавшее ранее представления об ареактивности организма ребенка раннего возраста ныне отвергнуты, поскольку установлено, что на любом этапе развития организм обладает определенным набором иммунологических факторов, имеющих ряд особенностей, зависимых от возраста.

При этом различают процесс закладки иммунной системы,

реализацию её потенциальных возможностей в развертывании специфических реакций и достижения зрелости.

От того, как развивается иммунная система, зависит устойчивость организма ребенка или, наоборот, его подверженность различным заболеваниям бактериальной, вирусной, грибковой породы, а также иммунодефицитным состояниям и развитию аллергии.

Процесс созревания этой глобальной природной защиты длится многие годы, поскольку иммунологическая память не наследуется, а приобретается человеком.

Формирование иммунной системы у малыша начинается еще внутриутробно, когда устанавливаются сложные связи между организмом матери и плода.

Всего в организме человека вырабатывается 5 разновидностей антител (иммуноглобулинов), каждый из которых выполняет свою функцию.

Иммуноглобулин А защищает слизистые оболочки человека. Он связывает микробы и вирусы непосредственно в полости рта, в дыхательных путях, пищеварительном тракте и не дает им проникнуть во внутренние органы (легкие, сердце, печень). Однако он не запоминает вирусы и микробы, то есть не обладает иммунологической памятью, поэтому на каждое последующее поступление вирусов в организм вырабатываются свои антитела.

Иммуноглобулин М вырабатывается В-лимфоцитами в ответ на первое появление патогена и тоже не обладает иммунологической памятью. Однако при повторных встречах с одной и той же инфекцией антитела класса М способны запомнить микроб.

Иммуноглобулин G вырабатываются при появлении вирусов, микробов, аллергенов. Они запоминают эти патогены и предотвращают развитие инфекции. Причем иммуноглобулины G реагируют не только на вновь поступившие бактерии, но и на те микробы и вирусы, которые циркулируют в крови длительное время.

Иммуноглобулин Е появляются в ответ на размножение в организме паразитов (глистов) и контролируют развитие аллергических реакций.

Иммуноглобулин D участвует в синтезе В-лимфоцитов.

Первый критический период – период новорожденности (до 28 дней жизни). В это время иммунная защита ребенка подавлена. Поэтому младенец очень восприимчив к вирусным инфекциям и воздействию условно-патогенных микробов, которые способны вызывать заболевания в условиях сниженного иммунитета.

Второй критический период – 3-6 месяцев жизни – обусловлен разрушением материнских антител в организме малыша. Но на проникновение инфекции в организме ребенка все же развивается первичный иммунный ответ. Однако в этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ. Также в это время отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Кроме того, если на первом году жизни ребенок не получил материнские антитела (мама не болела и не была привита или не кормила грудью), тяжело и нетипично протекают детские инфекции (коклюш, ветряная оспа, краснуха и др.). И, к сожалению, в дальнейшем ребенок может заболеть ими вновь, поскольку пока у него еще не развита иммунологическая память. В этом же возрасте могут появляться пищевые аллергии.

Третий критический период – 2-3 года жизни ребенка. У малыша значительно расширяются контакты с окружающим миром. Основным в работе иммунной системы остается первичный иммунный ответ, хотя уже могут образовываться иммуноглобулины G. Система местного иммунитета (иммуноглобулины А) сохраняется незрелой. Дети все еще чувствительны к вирусам и бактериальным инфекциям, причем характерны повторные заболевания.

Четвертый критический период – 6-7 лет. У ребенка в этот период уровни иммуноглобулинов М и G соответствуют параметрам взрослых, однако иммуноглобулин А имеет еще низкие значения. В это же время величина иммуноглобулина Е достигает максимального уровня. В 6-7 лет формируются многие хронические болезни, нарастает частота аллергических заболеваний.

Пятый критический период – подростковый возраст (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков). Период бурного роста и гормональной перестройки сочетается с уменьшением лимфоидных органов (тканевых образований, в которых образуются иммунные клетки и где они приобретают иммунную специфичность). После периода спада отмечается новый подъем частоты хронических заболеваний.

Для укрепления защитных сил организма ребенка можно применять различные общеукрепляющие методики: закаливание, контрастные воздушные ванны, одевать малыша соответственно погоде, стараться максимально ограничить контакты с другими детьми в период вспышек сезонных вирусных заболеваний (например, не водить ребенка на различные массовые мероприятия во время эпидемии гриппа).

Достаточно эффективны средства народной медицины, например, чеснок и лук. Эти растения выделяют так называемые фитонциды – вещества, уничтожающие вирусы и бактерии. Обычно их измельчают и расставляют в стеклянных блюдцах в помещении. Нанизанный на ниточку зубчик чеснока можно повесить малышу на шею.

Когда нужно обратиться к иммунологу?

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, дети до 3 лет переносят 6-8 респираторных заболеваний в год. В среднем, в течение года при нормальном функционировании иммунной системы, ребенок может переболеть 1-2 раза достаточно тяжелыми вирусными инфекциями (грипп, аденовирусная инфекция); до 4-5 инфекций могут протекать легко, в виде насморка, покашливания, невысокой температуры.

В этих случаях родителям не стоит считать, что у малыша снижен иммунитет. Ведь единственный способ полноценно защититься от инфекционных заболеваний – выработать собственный иммунитет, который формируется при встрече с микробом. Частые ОРВИ ни в коей мере не стоит рассматривать как проявление несостоятельности иммунной системы ребенка и говорить об иммунодефиците.

  • Серьезным поводом для обращения к врачу-иммунологу может послужить: частые простудные заболевания, протекающие с осложнениями (ОРВИ, переходящая в бронхит, пневмонию и т.п.);
  • повторные заболевания инфекциями, к которым должен вырабатываться пожизненный иммунитет (ветряная оспа, корь, краснуха и т.д.). Однако здесь стоит учитывать, что если малыш переболел этими заболеваниями до года, то иммунитет к ним может быть не стоек, не давать пожизненной защиты;
  • длительное лечение острых или хронических заболеваний ребенка антибактериальными, противогрибковыми, гормональными препаратами, ослабляющими иммунитет.

Дети, посещающие детский сад, первое время болеют достаточно часто, так как возможность контакта с заболевшими людьми увеличивается. Этот период обычно длится 6-12 месяцев. Причиной повышенной заболеваемости может стать и стрессовая ситуация, нежелание ребенка находиться в дошкольном учреждении и т.п. Однако отмечено, что дети, не посещающие детский сад, болеют реже, но как только они начинают ходить в школу, частота вирусных инфекций у них резко возрастает.

Об особенностях иммунной системы детей в разном возрасте, об укреплении защитных сил детского организма, а также о том, как родители помогают или мешают иммунитету работать правильно, рассказывает Юлия Андронникова, врач-педиатр высшей категории.

Итак, что же скрывается под термином иммунитет? Иммунитет — это способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность от внешнего (вирусы, бактерии) или внутреннего чужеродного воздействия (например, опухолевые клетки). Иммунная система ребенка формируется постепенно. В созревании иммунитета можно выделить определенные критические этапы, знание особенностей которых может помочь родителям вырастить здоровых детей.

Первый критический период для иммунитета

Иммунитет ребенка начинает формироваться еще внутриутробно. Так, на четвертой-шестой неделе беременности появляются первые клетки костного мозга. Однако в данный период это не имеет столь важного значения, ведь на страже стоят мамины антитела. Перед родами мама передает малышу не только большое количество собственных антител — к ребенку переходит также огромное количество лизоцима (защитного антимикробного белка) и лактоферрина (белок с множеством функций, включая регулирование содержания железа в крови, антивирусную функцию и защиту слизистых от патогенов), которые будут защищать ребенка, когда он выйдет в агрессивную внешнюю среду.

Во время рождения начинается первый критический период для иммунной системы малыша, который длится 28 дней. В чем особенность этого периода? Кожа — наш естественный защитный барьер. Однако у новорожденных она не выполняет своей функции в полной мере, то же самое можно сказать и о слизистых. По этой причине любая царапина может стать входными воротами для инфекции, ведь организм младенца еще не умеет ограничивать инфекционный процесс. Поэтому если у ребенка постарше встреча с вирусом может остановиться на стадии насморка или фарингита, то для деток первого месяца жизни часто характерны пневмонии. Основной защитой для ребенка в этот период являются материнские иммуноглобулины (специфические антитела), которые он получает с грудным молоком. В первую очередь это секреторные иммуноглобулины А (IgА) — особенные иммуноглобулины, которые расселяются на слизистых и усиливают внешнюю защиту. Было доказано, что эти защитные белки в грудном молоке не разрушаются ферментами желудка ребенка.


Грудное молоко дает не только прямую защиту в виде антител, в нем также содержится очень много факторов, стимулирующих формирование иммунитета у маленьких детей (в кишечнике заселяется правильная бифидо- и лактофлора), а также вещества, влияющие на построение ферментов печени. Печень — наш детоксикационный орган, который также активно участвует в работе иммунной системы. Поэтому ребенок, находящийся на грудном вскармливании, значительно лучше защищен, чем искусственник. Согласно статистике, ребенок на грудном вскармливании в четыре раза меньше болеет ОРВИ и в 10 раз меньше — кишечными инфекциями.

Период трех-шести месяцев жизни

Родителям нужно знать, что в это время количество маминых антител становится меньше, а собственные еще практически не начали вырабатываться. Это не значит, что ребенка нужно срочно вакцинировать (ведь антителам нужно время, чтобы выработаться). Это означает, что малыша нужно оберегать от инфекций. Как происходит чаще всего? Месяц-полтора мама с ребенком сидит дома, а с трех начинает активно гулять по торговым центрам.

Особенностью данного периода является высокая проницаемость кишечника, поэтому именно в это время стартуют пищевые аллергии. Хочу заметить, что пищевая аллергия в течение первого года жизни не является истинной пищевой аллергией. Например, реакция ребенка на белок коровьего молока вовсе не означает, что такая проблема останется с ним на всю жизнь. Как правило, у большей части детей аллергические реакции проходят к двум-трем годам. По этой причине в указанный период жизни малыша очень важно уделять внимание его кишечнику, который также является одной из точек формирования иммунитета. Кормите ребенка грудью и обращайте внимание на правильное опорожнение кишечника.

Немного о вакцинации. На инфекцию у ребенка этого возраста развивается первичный иммунный ответ за счет синтеза IgM, которые не оставляют иммунологической памяти (эти иммуноглобулины быстро вырабатываются, но так же быстро и разрушаются). Вакцинация же построена на иммунологической памяти, это другие иммуноглобулины (IgG). Поэтому вакцинация в столь раннем возрасте не имеет смысла, ведь вырабатываемый класс антител не защитит ребенка в будущем.Оптимальным для начала вакцинации и получения иммунологической памяти является возраст 6–9 месяцев. Обратите внимание: в обычной эпидемиологической ситуации! В то же время при высоком риске заражения (например, родители болеют гепатитом В) ребенку показана вакцинация в более раннем возрасте.

Критический период двух-трех лет

В это время происходит расширение контактов с окружающим миром, малыш все больше выходит в социум. Пищевая аллергия в этот период, как правило, ослабевает, так как слизистая укрепляется, формируется микрофлора. Однако слизистые ребенка этого возраста еще недостаточно защищены, и система местного иммунитета остается неразвитой. Поэтому дети часто болеют респираторными заболеваниями, особенно склонны к повторным вирусным инфекциям и воспалительным заболеваниям органов дыхания. В организме маленького человечка происходит некий дисбаланс, например, лимфоидная ткань вместо выполнения защитных функций может разрастаться (об аденоидах многие знают не понаслышке). По этой причине немало специалистов советует отдавать ребенка в сад не ранее трех лет. Согласна с этим, однако мой многолетний опыт в педиатрии также говорит, что бывают исключения из правил.

Ребенок идет в школу (6–7 лет)

Не все иммунологи выделяют этот период, но, по моему мнению, он очень важен. В это время уровни иммуноглобулинов, как правило, соответствуют таковым у взрослых, однако местный иммунитет слизистых оболочек еще остается несовершенным.

Существует иммуноглобулин Е, отвечающий за формирование аллергических реакций. С одной стороны, он должен защищать от аллергенов, с другой, когда их много, эти белки провоцируют такие процессы, как бронхообструкция. В этом возрасте в плазме крови ребенка наблюдается максимальный уровень IgЕ в сравнении с другими возрастными периодами. На уровень этого белка сильно влияют стрессовые состояния. Дети идут в школу, как правило, начинают активно заниматься спортом, а значит, и участвовать в соревнованиях. Множество стрессов усиливают риск формирования у ребенка хронических заболеваний, прежде всего аллергического плана. Поэтому я не сторонник того, чтобы детей отдавали в школу слишком рано, во всяком случае, не раньше шести с половиной лет.


У детей этого возраста часто встречаются паразитарные инфекции: лямблиоз, гельминтозы. Это связано с активностью ребенка. Наличие таких инфекций может способствовать снижению иммунитета. Хочу заметить, что у детей, у которых наблюдается повышение IgЕ, нередко выявляются паразитарные инфекции. Есть немало специалистов, которые при наличии бронхиальной астмы в первую очередь лечат гельминтоз, и часто это приводит к очень хорошим результатам.

Подростковый возраст (12–13 лет у девочек, 14–15 лет у мальчиков)

В это время в организме ребенка происходит очень сложная перестройка. Могут давать о себе знать и старые заболевания. Всегда предупреждаю родителей своих пациентов, что все, с чем вы боролись в первые годы жизни, может напомнить о себе в подростковом возрасте. Например, если вы проходили лечение по поводу диэнцефального синдрома и благополучно с ним справились, то во время пубертатного периода могут снова появиться головные боли или другие симптомы. Тем не менее, дети могут перерасти хронические болезни. Перестройка организма позволяет многие заболевания оставить в детском возрасте.

В подростковом периоде секреция половых гормонов ведет к подавлению клеточного звена иммунитета. Содержание IgЕ в крови снижается, поэтому тяжесть атопических заболеваний (бронхиальная астма и др.) у многих детей ослабевает.

Как укрепить иммунитет

На иммунную систему оказывает влияние не только физиология, но и эмоциональная составляющая. Если ребенку комфортно, он будет болеть меньше. Бывает, что детский сад очень хороший, небольшое количество детей, прекрасные воспитатели, но малыш все равно болеет. Одним из главных моментов, который приносит стресс ребенку, является нарушение режима дня.

Иммунитет и режим дня имеют очень тесную связь. Когда вы готовите ребенка к детсаду, первое, что необходимо сделать, — за два-три месяца поменять ваш распорядок дня на режим детского сада. Это касается не только утренних подъемов, но и питания в одно и то же время, дневного сна. Самое главное — засыпание. Если в нашем детстве нас укладывали спать в 9 вечера, то, по моим наблюдениям, сегодня большинство детей ложится спать значительно позже. Гормоны, регулирующие иммунитет (и не только), — серотонин, соматотропный гормон, мелатонин — работают в основном с 10 часов вечера до 2-х ночи, когда ребенок крепко спит. Если этого не происходит, организм малыша будет испытывать стресс, а значит, иммунитет также будет работать плохо. Второй важный момент. Выработан режим по будням, но есть суббота-воскресенье, когда от него отступают. Это неправильно. Нужно придерживаться режима дня — это касается и выходных (хотя бы первые полгода, когда ребенок пошел в сад или школу).

Желательно спать в абсолютной темноте. Наличие дополнительного источника света сбивает работу гормонов, которые влияют не только на иммунитет, но и на эмоциональную составляющую. Идя в детский сад, школу, ребенок в любом случае испытывает стресс. Это и новые эмоции, и субординация в отношениях с воспитателем (учителем), много детей в классе. Серотонин и мелатонин — гормоны удовольствия, хорошего самочувствия и удовлетворения жизнью — вырабатываются, как мы уже говорили выше, когда мы спим, причем лучше всего в темноте. Кстати, все эти советы относятся и ко взрослым. Те, кто, ложась спать, надевают темную маску на глаза, поступают правильно.

Чтобы ребенок легче и быстрее засыпал, советую создать определенный ритуал перед ночным сном. За полтора часа до сна все должно быть спокойным и похожим изо дня в день. Нередко происходит наоборот: папа приходит поздно, соскучившись, начинает активно играть с ребенком, и тот впоследствии долго не может уснуть. Безусловно, общение также очень важно. Как вариант, можно пойти погулять на улице. Интересно, что уличные игры, как правило, хорошо влияют на сон.

Перед садом и школой желательно создать определенные защитные резервы организма ребенка. Мы не знаем, какая температура, например, в туалете детсада. Образно говоря, будущий детсадовец должен быть готов к тому, что станет босыми ногами на холодный пол. Не нужно растить ребенка в тепличных условиях. Очень часто сталкиваюсь с проблемой, когда родители жалуются, что ребенок кашляет только в детском саду. Оказывается, там очень сухо. Малыша нужно растить при температуре 21–22 градус и хорошей влажности воздуха. То есть в условиях, когда защитные барьеры работают хорошо.

Закаливание — отдельная большая тема. Оптимальный вариант — обливание ножек. Идеальный вариант к четырем-пяти годам — контрастный душ, который очень полезен для всех, а для детей особенно.

Подстегнуть иммунную систему — быть или не быть иммуномодуляторам?

Препараты для поддержки иммунитета (афлубин, арбидол и т. п.) у всех на слуху. Ни в одной стране мира нет такого количества подобных средств, как в странах бывшего СССР. Я не знаю ни одного препарата из этого большого списка, который прошел бы через доказательную медицину и подтвердил свою эффективность. Некоторые вообще имеют отрицательную доказательную базу. Исключение — бактериальные лизаты (содержат частицы бактерий, вирусов, с которыми чаще всего встречается детский организм). При их применении стимулируется выработка секреторных IgА, заселяющих слизистые ребенка. Эта группа препаратов доказала не только свою эффективность, но и безопасность.

Нередко родители отмечают, что прием того или иного иммуномодулятора привел к тому, что ребенок стал болеть меньше. Скорее всего, малыш просто прошел критический период. Что касается интерферонов, то это заместительная терапия. Мы замещаем выработку детским организмом интерферона искусственным аналогом, что тормозит собственный процесс. Я категорически против применения подобных препаратов! Здоровый ребенок должен научиться болеть. Если мы ему постоянно будем помогать, он будет учиться значительно дольше.


Что касается гомеопатии, то я хорошо к ней отношусь (хотя доказательной базы тоже нет). Моя доказательная база — это мой опыт. С одной существенной оговоркой: гомеопатия — это очень индивидуальный подход. Назначать самому себе препараты для повышения иммунитета не стоит. Гомеопатия эффективна, но эффективных врачей-гомеопатов мало. Поэтому ищите хорошего специалиста.

Есть еще биологически активные добавки, так называемые БАДы. Проработав много лет педиатром, я поняла, что обычных лекарственных препаратов, чтобы сохранить здоровье, мало. Человек ищет что-то новое. И первое — это БАДы. Некоторые из них бывают очень эффективны. Если вы доверяете своему врачу и он вам советует препарат, который, по его опыту, хорошо работает, почему бы и нет?

Температура как защитная реакция — когда сбивать

Повреждающая температура для большинства детей — выше 40,5 градусов. Если у ребенка есть проблемы с нервной системой, были судороги, то мы не допускаем такого подъема. 39 градусов — оптимальная температура для борьбы с инфекцией. При этом обращайте внимание на самочувствие ребенка, достаточно ли жидкости он может выпить (ведь потери жидкости идут очень большие). Тревожные факторы — голова горячая, а ручки-ножки холодные. Традиционно, когда температура, достигнув отметки 38,5 градусов, начинает ползти вверх, мы сбиваем.

В первую очередь используйте физические факторы охлаждения. Во всем мире лучшим способом снижения температуры являются ванны. В нашей традиции так сложилось, что когда ребенок заболевает, он ни в коем случае не купается и не гуляет. Температура воды в ванной должна примерно соответствовать температуре ребенка. Не нужно дополнительных стрессов и обливаний ледяной водой! Ванная длится 10–15 минут, водичка постепенно остывает. К тому же происходит увлажнение слизистых, и очень многие заболевания на этом этапе уходят. Принимать ванны рекомендую, но опять же, это индивидуально, если ребенок не против такой процедуры.

Что разрушает наш иммунитет

Важным фактором влияния на иммунитет является питание. Враг иммунитета — большое количество простых углеводов (сахар, кондитерские изделия, конфеты, шоколад и т. д.), на которых растет грибковая флора. Недостаток белка также приводит к проблемам, ведь именно из белковой пищи строится весь наш иммунитет, иммуноглобулины — это белки. На формирование иммунитета влияют, безусловно, микроэлементы, в первую очередь железо, магний, медь, цинк. Общаясь с мамами деток, которые много болеют, часто слышу, что их рацион смещен в сторону углеводных компонентов. Утром сладкие блинчики или сладкая каша, в лучшем случае с медом. Мясо мы не очень любим, поэтому в обед картошка, которая также углевод. В итоге ребенок не получает строительного материала для иммунитета.

Гемоглобин влияет не только на иммунитет, но и на формирование нервной системы (особенно у младенцев). Было проведено интересное исследование. Отобрали детей, которые не очень хорошо успевали в первом-втором классе. Оказалось, что большинство из них (около 85%) имели низкий гемоглобин на первом году жизни. То есть в то время, когда мозг требовал быстрого созревания, кровоснабжения. При необходимости гемоглобин будет забирать железо отовсюду, а этот элемент также входит в состав ферментов, которые работают на антимикробных белках. Поэтому если уровень железа в организме снижается, иммунитет может падать.

Если гемоглобин понижен не критически, чаще всего повысить его можно с помощью определенной диеты. Хорошим источником железа прежде всего служит красное мясо, а усваивается этот элемент лучше в присутствии витамина С. Не зря в различных кухнях мясо употребляют с подливами, например, скандинавы любят фрикадельки подавать с брусничным соусом, богатым витамином С. Иногда возникают проблемы с усвоением железа. Поэтому при снижении гемоглобина я часто назначаю L-карнитин. Эта аминокислота обладает огромным количеством полезных свойств, в том числе улучшает усвоение питательных веществ. Однако если у ребенка запасы железа невысоки и уровень быстро падает, без препаратов железа не обойтись.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции