С данными словами составьте словосочетания грипп гриб

Урок по русскому языку

Тема: Урок развития речи. Чтение по ролям сказки.

Я узнаю новую сказку.

распознавать в тексте прямое и переносное значение;

читать сказку по ролям.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.

Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.

Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

Словарь русского языка /С.И. Ожегов под редакцией Н.Ю. Шведовой - М., Русский язык, 1989

Электронные ресурсы по теме урока:

Прочитайте словосочетания: золотое кольцо, золотые руки, золотые серьги, золотая цепь.

Объясните значение каждого словосочетания.

Определите, какие слова употреблены в прямом значении, а какие в переносном значении. (Золотое кольцо, золотые серьги, золотая цепь - прямое значение, золотые руки - переносное значение.)

Прочитайте стихотворение Екатерины Серовой. Определите, какие слова употреблены в переносном значении.

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые нас руки растят.

(Рожь золотая (спелая, готовая к уборке рожь) - переносное значение; руки золотые (умелые руки) - переносное значение.)

Тема: Урок развития речи. Чтение по ролям сказки.

распознавать в тексте прямое и переносное значение;

читать сказку по ролям.

1.) Работа с правилом.

Вспомним, у каждого слова есть основное лексическое значение.

Например, игрушка – это вещь для игры, деревянный – это значит, сделанный из дерева, гореть – поддаваться действию огня.

Если слово точно называет предмет, его действие и признак, то это – прямое значение слова.

На основе прямого значения у слова может возникнуть несколько лексических значений. Новое лексическое значение слова появляется, когда звучание одного слова переносится на другой предмет, его признак или действие на основании сходства. Это переносное лексическое значение.

Лексическое значение слова

Прямо, указывает на предмет, действие, признак

переносит прямое значение слова на другой предмет, признак, действие на основании сходства.

Рассмотрим примеры прямого и переносного значения слов.

1) стеклянный (стеклянная дверь – стеклянный взгляд);

2) летит (летит воробей – летит воланчик);

3) одежда (зимняя одежда – одежда деревьев).

– Каким частями речи являются эти слова? (Прилагательное, глагол, существительное.)

– Какой вывод можно сделать? (Переносное значение могут иметь слова разных частей речи.)

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд.

В третий раз закинул он невод,

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, – золотою.

Если Вы сомневаетесь в объяснение переносного лексического значения слова, то за помощью обратитесь к толковому словарю.

В толковом словаре указывается не только прямое, но и переносное значение слов.

Например, узнаем в словаре русского языка С.И.Ожегова, сколько значений у слова золотой.

1. Цвета золота, блестяще-жёлтый. Золотая осень.

2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора.

3. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки.

4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!

(Слово переносное записано сокращённо: перен.)

Зачем нужно знать прямое и переносное значение слов?

Прямое и переносное значения слов нужно знать, чтобы понимать собеседника, чтобы правильно использовать их в своей речи. Уместное употребление слов в переносном значении делает нашу речь яркой, образной.

1.Напишите слово золотой и проверочные слова.

2.Пропишите буквы безударных гласных.

Мы знаем, что сказки – это произведения, в которых происходит что-то волшебное и добро всегда побеждает зло. Сказки бывают авторские и народные.

А.С. Пушкин написал много сказок. Такие сказки называются авторскими. Какие ещё авторские сказки вам знакомы?

Опираясь на название сказки, выскажите предположение, о чём или о ком она?

(В сказке может идти речь о животном лисичке или о грибе лисичке, или о хитром человеке.)

Это был необыкновенный осенний день! Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.

— Ты чего это? — спросил Ёжик.

— Не знаю, — сказал Медвежонок. — Плакать хочется.

— Я видел, — сказал Медвежонок. — Потому и плачу.

— Чего ж здесь плакать? Радоваться надо, — сказал Ёжик.

— Я от радости плачу, — сказал Медвежонок.

— Разве от радости плачут?

— Ещё бы! — И Медвежонок разрыдался.

— Успокойся, что ты! — Ёжик погладил Медвежонка лапой. — Завтра снова будет солнце, и снова будут лететь листья, и улетать птицы.

— Улетать, — всхлипнул Медвежонок. И разревелся ещё пуще.

— Но они прилетят, — сказал Ёжик. — Они вернутся. Пройдёт зима, снег растает, и они вернутся.

— Зима. — Медвежонок горько плакал и весь вздрагивал.

— Ну да, зима. Но она пройдёт, и всё будет снова.

— Не хочу! Не хочу, слышишь?

— Чего ты не хочешь?

— Чтобы всё уходило, улетало! — крикнул Медвежонок.

— Это же ненадолго, — сказал Ёжик. — Ты же сам знаешь. А как красиво зимой!

— Зимой я тоже буду плакать.

— Зимой? Да почему?

— Мне будет её жалко. — И Медвежонок уже так расплакался, что Ёжик понял: словами здесь не поможешь.

— Бежим! — крикнул он.

— Куда? — поднял зарёванные глаза Медвежонок.

— Бежим, говорю! — И Ёжик схватил Медвежонка за лапу и потащил в лес.

— Куда ты меня тащишь?!

Они пробежали мимо старой сломанной берёзы, перешли по сгнившему мостку ручей, перелезли через срубленную осину и, петляя между горелых пней, поднялись в гору.

— Смотри! — сказал Ёжик и показал Медвежонку гриб-лисичку.

Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.

— Видишь? — сказал Ёжик. — У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка, он совсем один — и не плачет.

4.) Разбор сказки.

Проверим высказанные предположения, о чём или о ком эта сказка.

Разберём прочитанный текст.

Главные герои сказки Ёжик и Медвежонок.

Рассмотрим отрывок текста:

«Это был необыкновенный осенний день! Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.

— Ты чего это? — спросил Ёжик.

— Не знаю, — сказал Медвежонок. — Плакать хочется.

— Я видел, — сказал Медвежонок. — Потому и плачу.

— Чего ж здесь плакать? Радоваться надо, — сказал Ёжик.

— Я от радости плачу, — сказал Медвежонок.

— Разве от радости плачут?

Почему плакал Медвежонок?

(В данном отрывке найдём слова, которые употреблены в переносном значении: синевы, огненных. Объясним их лексическое значение. Синева – это необъятное ясное небо синего цвета. Огненные листья – листья оранжево – красного цвета, цвета огня.)

Медвежонок увидел необъятное ясное, синее небо, сверкающие на солнце огненные листья. Необыкновенная красота осеннего леса его поразила до глубины души. Он не смог сдержать своих слёз и заплакал от радости.

Чего Медвежонок не хочет?

Давайте обратимся к тексту:

«— Успокойся, что ты! — Ёжик погладил Медвежонка лапой. — Завтра снова будет солнце, и снова будут лететь листья, и улетать птицы.

- Улетать, — всхлипнул Медвежонок. И разревелся ещё пуще.

— Но они прилетят, — сказал Ёжик. — Они вернутся. Пройдёт зима, снег растает, и они вернутся.

— Зима. — Медвежонок горько плакал и весь вздрагивал.

— Ну да, зима. Но она пройдёт, и всё будет снова.

— Не хочу! Не хочу, слышишь?

— Чего ты не хочешь?

Медвежонок не хочет, чтобы всё уходило. Медвежонку хотелось бы остановить время, хотя он и понимает, что это невозможно.

Что говорил Ёжик, успокаивая Медвежонка?

Медвежонок продолжал плакать. И Ёжик понял, что словами не поможешь. Что сделал Ёжик?

Ёжик потащил Медвежонка в лес в гору.

Проследим путь Ёжика и Медвежонка.

Автор перечисляет удручающие для жизни леса картины: старая сломанная берёза, сгнивший мостик, срубленная осина, горелые пни. Как вы думаете, зачем?

Можно ответить так: Медвежонка огорчает то, что проходит осень, улетают птицы, состарилась берёзка, сгнил мостик, погибла осина. Автор соглашается с ним и подтверждает: К сожалению, всё прекрасное разрушает время.

А теперь давайте прочитаем, что увидел Медвежонок после такой грустной картины?

«— Смотри! — сказал Ёжик и показал Медвежонку гриб-лисичку.

Что значит словосочетание золотой гриб? Золотой гриб – гриб, имеющий цвет и блеск золота; чудо в унылом лесу. Это словосочетание употреблено в переносном значении.

Такой приём в литературе называется приём контраста.

Ёжик вместе с автором хочет показать Медвежонку: старое разрушается и уходит из мира, а на его месте появляется новое. Старая берёзка, погибшая осина, сгнивший мостик и маленький золотой гриб. На смену старому всегда приходит новое, как этот маленький золотой гриб. Красота вечна!

Что ещё хочет сказать Ёжик Медвежонку?

Рассмотрим отрывок текста:

«Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.

Значит, маленькой лисичке одиноко неуютно и холодно в лесу, а она не унывает и радуется жизни.

Ёжик показывает, что Медвежонок счастливее лисички. Лисичка совершенно одна, а у медвежонка есть – Ёжик.

Мы можем сделать вывод, что Ёжик – настоящий друг.

Обратите внимание, автор относится к лисичке с уважением. Гриб смелый и стойкий.

Настоящие грибы лисички удивительны. Они выносливы и не поддаются гниению. После сбора долго сохраняют свежий вид.

Лисичка – это пример обновления мира и мужества.

Чему учит нас эта сказка? Время идёт, меняется мир, но мы не должны грустить, мы должны радоваться жизни. Ведь рядом с нами красота, дружба, доброта и мужество.

5.) Чтение по ролям.

Прежде чем приступить к выразительному чтению сказки по ролям, обсудим, как правильно читать реплики.

Медвежонок печален и сильно расстроен. Он эмоционален и впечатлителен. Ёжик спокоен, уравновешен, ласково успокаивает своего друга. В конце сказки он с восхищением говорит о лисичке.

Прочитайте это произведение по ролям. Покажите голосом настроение героев.

Часто в переносном значении употребляются названия животных.

Отгадайте и покажите животных.

  1. Трусливого человека, называют … . (заяц)
  2. Хитрого человека, называют … . (лиса)
  3. Упрямого человека, называют … .(осёл)
  4. Неуклюжего человека, называют … . (медведь)
  5. Смелого человека, называют … (лев)

4. Тренировочный модуль.

Красота, осень, радость, улица, доброта, города, время, гора, дружба, мужество, веселье, непогода, вечер, листья, дождь.

Красота, радость, доброта, время, дружба, мужество.

2). Спишите предложения и подчеркните имена прилагательные в переносном значении.

Это был необыкновенный осенний день! Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.

Это был необыкновенный осенний день! Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.

.— Успокойся, что ты! — Ёжик погладил Медвежонка лапой. — Завтра снова будет солнце, и снова будут лететь листья, и улетать птицы.

— Улетать, — всхлипнул Медвежонок. И разревелся ещё пуще.

— Но они прилетят, — сказал Ёжик. — Они вернутся. Пройдёт зима, снег растает, и они вернутся.

— Зима. — Медвежонок горько плакал и весь вздрагивал.

— Ну да, зима. Но она пройдёт, и всё будет снова.

— Не хочу! Не хочу, слышишь?

— Чего ты не хочешь?

— Чтобы всё уходило, улетало! — крикнул Медвежонок.

.Это был необыкновенный осенний день!

.— Бежим! — крикнул он.

— Куда? — поднял зарёванные глаза Медвежонок.

— Бежим, говорю! — И Ёжик схватил Медвежонка за лапу и потащил в лес.

— Куда ты меня тащишь?!

Они пробежали мимо старой сломанной берёзы, перешли по сгнившему мостку ручей, перелезли через срубленную осину и, петляя между горелых пней, поднялись в гору.

.— Это же ненадолго, — сказал Ёжик. — Ты же сам знаешь. А как красиво зимой!

— Зимой я тоже буду плакать.

— Зимой? Да почему?

— Мне будет её жалко. — И Медвежонок уже так расплакался, что Ёжик понял: словами здесь не поможешь.

.— Смотри! — сказал Ёжик и показал Медвежонку гриб-лисичку.

Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.

— Видишь? — сказал Ёжик. — У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка, он совсем один — и не плачет.

. Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.

— Ты чего это? — спросил Ёжик.

— Не знаю, — сказал Медвежонок. — Плакать хочется.

— Я видел, — сказал Медвежонок. — Потому и плачу.

— Чего ж здесь плакать? Радоваться надо, — сказал Ёжик.

— Я от радости плачу, — сказал Медвежонок.

— Разве от радости плачут?

— Ещё бы! — И Медвежонок разрыдался.

1. Это был необыкновенный осенний день!

2.Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.

— Ты чего это? — спросил Ёжик.

— Не знаю, — сказал Медвежонок. — Плакать хочется.

— Я видел, — сказал Медвежонок. — Потому и плачу.

— Чего ж здесь плакать? Радоваться надо, — сказал Ёжик.

— Я от радости плачу, — сказал Медвежонок.

— Разве от радости плачут?

— Ещё бы! — И Медвежонок разрыдался.

3.— Успокойся, что ты! — Ёжик погладил Медвежонка лапой. — Завтра снова будет солнце, и снова будут лететь листья, и улетать птицы.

— Улетать, — всхлипнул Медвежонок. И разревелся ещё пуще.

— Но они прилетят, — сказал Ёжик. — Они вернутся. Пройдёт зима, снег растает, и они вернутся.

— Зима. — Медвежонок горько плакал и весь вздрагивал.

— Ну да, зима. Но она пройдёт, и всё будет снова.

— Не хочу! Не хочу, слышишь?

— Чего ты не хочешь?

— Чтобы всё уходило, улетало! — крикнул Медвежонок.

4.— Это же ненадолго, — сказал Ёжик. — Ты же сам знаешь. А как красиво зимой!

— Зимой я тоже буду плакать.

— Зимой? Да почему?

— Мне будет её жалко. — И Медвежонок уже так расплакался, что Ёжик понял: словами здесь не поможешь.

5.— Бежим! — крикнул он.

— Куда? — поднял зарёванные глаза Медвежонок.

— Бежим, говорю! — И Ёжик схватил Медвежонка за лапу и потащил в лес.

— Куда ты меня тащишь?!

Они пробежали мимо старой сломанной берёзы, перешли по сгнившему мостку ручей, перелезли через срубленную осину и, петляя между горелых пней, поднялись в гору.

6. — Смотри! — сказал Ёжик и показал Медвежонку гриб-лисичку.

Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.

— Видишь? — сказал Ёжик. — У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка, он совсем один — и не плачет.

4.) Запишите словосочетания в два столбика. В первый столбик - словосочетания в прямом значении; во второй столбик - в переносном значении.

Пламя огня – пламя любви, тяжёлая сумка – тяжёлая утрата, гибкий ум – гибкий прутик, каменное здание – каменное лицо, молоть кофе – молоть чепуху, строить планы – строить дом, хранить верность – хранить деньги.

пламя огня пламя любви

тяжёлая сумка тяжёлая утрата

гибкий прутик гибкий ум

каменное здание каменное лицо

молоть кофе молоть чепуху

строить дом строить планы

хранить деньги хранить верность

5.) Составьте словосочетания. Запишите словосочетания в переносном значении. Составьте с одним из словосочетаний предложение.

Злой (мороз, пёс), чёрные (ручки, мысли), бежит (спортсмен, время), хвост (лисы, кометы), твёрдый (характер, карандаш).

Злой мороз, чёрные мысли, бежит время, хвост кометы, твёрдый характер.

Злой мороз не выпускал нас на улицу. Чёрные мысли лезли голову. Быстро бежит время. В небе промелькнул хвост кометы. У моего друга твёрдый характер.

6.) Составьте с данными словами и словами из справки словосочетания так, чтобы они употреблялись и в прямом, и в переносном смысле.

Корабль, копировать, металлический.

Слова из справки: военный, степной, чертёж, походка, звук, прут.

Например, змеиный яд, змеиная улыбка.

Военный корабль, степной корабль (комбайн); копировать чертёж, копировать походку; металлический прут, металлический голос.

Упражнение 1.

Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.

Упражнение 2.

1. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета

а) к материалу, из которого он сделан;

б) к месту его расположения;

в) к времени его существования;

г) к его назначению;

д) к причине его возникновения.

Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.

2. Дополните ряды словосочетаний своими примерами соответствующего значения.
3. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя на выбор словосочетания, над которыми вы работали.

Упражнение 3.

Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:

1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);
2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);
3) с наречием в роли главного слова (наречные).

Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.

Упражнение 4.

Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.

1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.

2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.

Упражнение 5.

Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.

Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило.

Упражнение 6.

Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.

Упражнение 7.

Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.
Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).

Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.

Упражнение 8.

Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.

В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.

Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе? Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании?

Упражнение 9.

Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

Согласование Управление Примыкание

Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

Упражнение 10.

Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.

1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.

Упражнение 11.

Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

Упражнение 12.

Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.

Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.

Упражнение 13.

Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).

Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).

Упражнение 14.

1) Спишите словосочетания, укажите какие они — именные или глагольные?

Рассчитать конструкцию; вагоноремонтный завод; ткацкий станок; работать по-новому; преодолеть препятствие; неизгладимое впечатление; претворять в жизнь; произвести расчет; составить расписание.

Упражнение 15.

Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их синтаксически.

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вмёсте с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших.

Упражнение 16.

Образуйте словосочетания разных видов связи с:

1) наречиями
2) глаголами
3) прилагательными
4) существительными

1) вьющиеся растения
2) любой человек,
3) изумительной красоты
4) в третьем классе

1) иди гулять
2) сделать случайно
3) ушел не попрощавшись
4) выбегая навстречу

1) крайне недовольный
2) практически не выполнимо
3) огорченно прошептал
4) (на улице) по-весеннему тепло

4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?

1) разговор по душам
2) прийти поговорить
3) близко от нас
4) руководить театром

5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?

1) яйца всмятку
2) вернуться к полуночи
3) приказал отступать
4) окончание школы

6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?

1) рисовать красиво
2) желание уехать
3) идти по бульвару
4) думать о друге

7. В каком словосочетании вид связи — согласование?

1) наши шефы
2) быстро доехать
3) прогулка верхом
4) выглянуло из-за туч

8. В каком словосочетании вид связи — управление?

1) немного странно
2) забыл рассказать
3) таять во мгле
4) рубашка навыпуск

9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?

1) бутылка из-под молока
2) говорить по-французски
3) тринадцатая глава
4) глядеть по сторонам

10. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.

11. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело - ценности нравственные.

12. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Впервые вижу его днем.

13. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

14. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав предложения?

Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.

15. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.

16. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Для России такой путь заказан.

17. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании СТЫДНО ПЕРЕД НИМИ из предложения

Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

как отличить грипп от простуды и как пережить эпидемию

Опасность гриппа недооценивают. Между тем он является одним из самых серьезных и массовых заболеваний среди прочих вирусных инфекций. Сезонный грипп, по данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно вызывает от 3 млн до 5 млн случаев тяжелой болезни и приводит к 250-500 тыс. смертей.

Из всех случаев инфекционных заболеваний грипп и ОРВИ составляют 95%.

Врачи постоянно предупреждают об опасности гриппа и призывают россиян делать прививки. Благодаря увеличению охвата вакцинацией почти в полтора раза за последние пять лет в России удалось снизить заболеваемость более чем в три раза. Тем не менее многие россияне не видят большой разницы между гриппом и обычной простудой и не спешат прививаться от вируса.

Чем грипп отличается от ОРВИ и ОРЗ

Как объясняет главный эпидемиолог Минздрава России Николай Брико, простуда - это бытовое народное название всех недомоганий, связанных или с переохлаждением, или с заболеванием верхних дыхательных путей, включая вирусные инфекции.

В Международной классификации болезней (МКБ 10) понятия "простуда" нет. Грипп - инфекционное заболевание, которое вызывается вирусами.

Острые респираторные заболевания и острые респираторные вирусные инфекции

Температура до 37,5-38,5 °C

Слабость и сонливость

Грипп

Температура от 38,5 °C до 40 °C

Сильные головные боли

Резь в глазах (симптом ярко выражен)

Боли в горле (симптом ярко выражен)

Кашель (симптом ярко выражен)

Озноб (симптом ярко выражен)

Слабость и сонливость (симптом ярко выражен)

Иногда дискомфорт в животе, рвота, диарея

Чем опасен грипп

Несмотря на развитие науки, человечеству до сих пор не удается полностью победить грипп. Это связано с его способностью быстро эволюционировать.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Правда ли, что за день вирус гриппа может измениться сильнее, чем человеческий геном за несколько миллионов лет?

Сравнивать скорость изменения вирусных и человеческих геномов напрямую некорректно: геном человека в миллионы раз больше (3 миллиарда "букв" у людей против 13 тысяч у вируса гриппа), а цикл размножения в десятки тысяч раз длиннее (25 лет у Homo sapiens против 6 часов у гриппа). При этом относительная скорость накопления мутаций у вируса гриппа как минимум в 100 раз выше, чем у человека.

На фото: штамм вируса гриппа под электронным микроскопом

Постоянно возникающие новые штаммы позволяют патогенам обходить защиту иммунной системы человека и обеспечивают устойчивость к лекарственным препаратам.

Высокая изменчивость вируса, способная вызвать болезнь у переболевших людей, способствует возникновению пандемий (глобальных эпидемий) гриппа. Считается, что с 1500 года человечество пережило минимум 15 пандемий.

Пандемии случаются, когда человеческий вирус гриппа получает фрагменты генома от вирусов, которые обычно размножаются в других видах, например в свиньях или птицах. Такие вирусы оказываются совершенно новыми для нашего иммунитета, поэтому болезнь распространяется среди огромного количества людей.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Правда ли, что свиньи являются идеальными инкубаторами для выращивания новых штаммов гриппа, так как восприимчивы ко всем его разновидностям?

Действительно, свиньи восприимчивы к собственным вирусам гриппа, а также к вирусам людей и птиц. Благодаря такой "неразборчивости", вирусы, специфичные для всех этих живых существ, в организме свиней могут встретиться и "перемешаться", создав новую разновидность.

Помимо высокой скорости мутации, грипп опасен легкой передачей. Вирусом можно заразиться через предметы обихода и воздушно-капельным путем, например при разговоре или чихании.

Но основная угроза гриппа заключается в осложнениях. На его фоне часто развиваются пневмонии, поражения сердца и сосудов, а также заболевания нервной системы, например менингит. Особенно уязвимы маленькие дети, пожилые или хронически больные люди.

Сезонный грипп

Ежегодно фиксируются сезонные эпидемии гриппа. По словам эпидемиологов, в России это период с ноября по май.

Период между инфицированием и заболеванием (инкубационный период) длится около двух дней, но может доходить и до пяти. Тяжесть болезни зависит от общего состояния здоровья, возраста, от того, контактировал ли больной с данным типом вируса ранее.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Правда ли, что в замороженном виде вирусы живут вечно?

Ответить на вопрос, может ли нечто сохраняться вечно, по понятным причинам невозможно. Но в холодной воде (около 4 °C) в лабораторных условиях вирусы гриппа сохраняют активность много месяцев, и теоретически их можно хранить в замороженном виде. Однако повторяющиеся циклы заморозки-разморозки, особенно в неоптимальных условиях вне лаборатории для вирусных частиц фатальны: в каждом таком цикле выживает не больше 10%.

Вакцинация - самая надежная защита

Основным и самым эффективным методом профилактики гриппа, по мнению врачей и эпидемиологов, является вакцинация. В организм вводят частицу инфекционного агента, которая стимулирует выработку антител, предотвращающих размножение вирусов.

Когда мы вводим живую вакцину - это как тренажер. Он позволяет иммунитету накачаться, как спарринг-партнер в боксе, который в ответ не ударит

- бывший главный санитарный врач Геннадий Онищенко

Прививка снижает риск заболеть на 70-80%. Как пояснил главный эпидемиолог Минздрава России Николай Брико, даже в случае заражения привитый человек перенесет заболевание в легкой форме и без осложнений. В связи с тем, что вирус постоянно мутирует, штаммовый состав вакцин ежегодно обновляется, добавил эксперт.

Прививаться нужно в сентябре-ноябре. Иммунитет сохраняется в течение 7-9 месяцев. Если вы пропустили время вакцинации, а эпидемия уже началась, не нужно бежать в прививочный кабинет – иммунитет формируется в среднем 21 день.

Кому надо прививаться

Вакцинация рекомендуется всем лицам старше 6 месяцев, у которых нет противопоказаний.

К основным противопоказаниям относятся:

• аллергические реакции на компоненты вакцины – куриный белок;

• тяжелая реакция на введение аналогичной вакцины ранее;

• обострение хронического заболевания или инфекционное заболевание в острой стадии. В этом случае прививку можно делать через 2-3 недели после выздоровления.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Правда ли, что иммунологическая память (о вирусах предыдущих эпидемий) позволяет пожилым людям успешнее бороться с новыми вирусами?

Совсем наоборот: именно люди старше 65 чаще всего становятся жертвами даже "обычного" вируса гриппа, а тем более его пандемических разновидностей – от 80 до 90% смертей от гриппа и его осложнений приходится на эту категорию. Дело в том, что с возрастом иммунная система начинает хуже справляться со своими "обязанностями", поэтому после 65 лет вакцинация от гриппа становится особенно важна. Более того, в последние годы разработаны специальные вакцины для пожилых людей, так как из-за сниженной активности иммунитета обычные вакцины могут не давать достаточной защиты.

Откуда в вакцине куриный белок

Для производства вакцин вирусные частицы впрыскивают в куриные яйца, внутри которых они хорошо размножаются. Затем вирусы собирают и инактивируют нагреванием. Для получения вакцины используют либо вирусную частицу целиком, либо ее части, либо отдельные белки вируса (прежде всего гемагглютинин и нейраминидазу).

Людям с легкой формой аллергии на белок куриных яиц перед вакцинацией необходимо проконсультироваться с врачом, людям с тяжелой аллергией делать прививку от гриппа традиционными вакцинами нельзя. Но уже разработаны технологии создания рекомбинантных вакцин от гриппа, которые в принципе не используют куриные яйца, и в некоторых странах, например в США, такие вакцины доступны на рынке.

Где можно привиться

Направление на бесплатную прививку можно получить у участкового терапевта. Если руководители предприятия заключили договор с государственным медицинским учреждением, вакцинация для сотрудников также будет бесплатной.

Кроме того, прививку можно сделать за свой счет в негосударственных медицинских центрах или по программе добровольного медицинского страхования.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции