Разработка по информатике по вирусам


Урок информатики в 8 классе по программе Угриновича. Тема"Компьютерные вирусы. Защита информации"

Скачать:

Вложение Размер
urok_v_8_kl._kompyuternye_virusy._zashchita_informatsii.docx 19.77 КБ

Предварительный просмотр:

2. Развивать логическое мышление, память, внимание.

3 . Воспитывать у учащихся аккуратность при записи в тетрадях, познавательный интерес к предмету.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, ПК.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Приемы обучения: рассказ, беседа, объяснение, показ слайдов.

2. Проверка ранее усвоенных знаний.

- Что такое операционная система?

- Чем является приложение?

- Что такое графический интерфейс?

- Каковы основные элементы рабочего стола?

3. Усвоение новых знаний.

Как вы понимаете, что такое компьютерные вирусы?

Компьютерный вирус – это программный код, встроенный в другую программу, или в документ, или в определенные области носителя данных и предназначенный для несанкционированных действий на компьютере. Это программы, которые могут самокопироваться (размножаться). (Слайд 2).

После заражения компьютера вирус может активизироваться и начать выполнять вредные действия по уничтожению программ и данных.

Основные типы компьютерных вирусов:

1. Файловые вирусы - Это блоки программного кода, внедренные внутрь других прикладных программ. Вирусный код запускается при запуске программы.

2. Макровирусы - Поражают документы, выполненные в некоторых прикладных программах (например, Word). Заражение происходит при открытии файла документа в окне программы, если в ней не отключена возможность исполнения макрокоманд (макросов).

3. Сетевые вирусы – могут передавать по компьютерным сетям свой программный код и запускать его на компьютерах, подключенных к этой сети. (Слайд 2).

Наибольшую опасность создают почтовые сетевые вирусы. Заражение вирусом может произойти при просмотре сообщения.

Этапы действия вируса:

  • Размножение – вирусный код может воспроизводить себя в теле других программ.
  • Вирусная атака – после создания достаточного числа копий программный вирус начинает осуществлять разрушение: нарушение работы программ и ОС, удаление информации на жестком диске, самые разрушительные вирусы вызывают форматирование жесткого диска. Некоторые вирусы могут уничтожать данные, в этом случае требуется замена микросхемы (хотя считается, что никакой вирус не в состоянии вывести из строя аппаратное обеспечение ПК).

Защита от компьютерных вирусов

Существуют три рубежа защиты:

  • предотвращение поступления вирусов;
  • предотвращение вирусной атаки, если вирус поступил на ПК;
  • предотвращение разрушительных последствий, если атака произошла.

Средства антивирусной защиты:

  • Основное средство – резервное копирование наиболее ценных данных. В случае утраты информации жесткие диски форматируют, устанавливают ОС с дистрибутивного CD-диска и все необходимые программы, а данные – с резервного носителя (который должен храниться отдельно от ПК). Все регистрационные и парольные данные для доступа в Интернет рекомендуется хранить не на ПК, а в служебном дневнике в сейфе.
  • Вспомогательные средства – это антивирусные программы и аппаратные средства.
  • Аппаратное средство: отключение перемычки на материнской плате не позволит осуществить стирание микросхемы BIOS ни вирусу, ни злоумышленнику, ни неаккуратному пользователю.
  • Антивирусная программа сравнивает коды программ с известными ей вирусами, которые хранятся в ее базе данных. Обновление базы – 2 раза в месяц (не реже 1 раза в 3 месяца).

В целях борьбы с компьютерными вирусами необходимо использовать антивирусные программы.

Антивирусные программы. Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработаны специальные программы, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются антивирусными.
Антивирусная программа сравнивает коды программ с известными ей вирусами, которые хранятся в ее базе данных. Обновление базы – 2 раза в месяц (не реже 1 раза в 3 месяца).

  • Norton AntiVirus4.0 и 5.0 (производитель: “Symantec”)
    Один из наиболее известных и популярных антивирусов. Процент распознавания вирусов очень высокий (близок к 100 %). В программе используется механизм, который позволяет распознавать новые неизвестные вирусы.
  • Dr.Web (производитель: “Диалог Наука”)
    Популярный отечественный антивирус. Хорошо распознает вирусы, но в его базе их гораздо меньше, чем у других антивирусных программ.
  • Antiviral Toolkit Pro (производитель: “Лаборатория Касперского”) .
    Это антивирус признан во всем мире, как один из самых надежных. Несмотря на простоту в использовании он обладает всем необходимым арсеналом для борьбы с вирусами. Эвристический механизм, избыточное сканирование, сканирование архивов и упакованных файлов - это далеко не полный перечень его возможностей. (Слайд 3).

1. Секретный ключ - хранится на дискете или смарт-карте и должен быть известен только самому корреспонденту.

2. Открытый ключ - должен быть у всех потенциальных получателей документов и обычно рассылается по электронный почте.


Вирусы и антивирусы

Скачать:

Вложение Размер
virusy_i_antivirusy.doc 82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока информатики и ИКТ в 10 классе

Обучающая: сформировать понятие компьютерного вируса; ознакомить учеников с видами и типами вирусов, путями заражения ПК вирусами и основными методиками борьбы с вирусами; научить пользоваться антивирусными программами для проверки и лечения ПК.

Развивающая : развивать практические навыки работы из ПК; логическое мышление, внимание, память.

Воспитательная : воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению, воспитывать современного человека, который владеет информационной компетентностью.

Тип урока. Изучение нового материала.

1. Организационный момент.

Приветствие с классом.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация познавательной деятельности

Ребята компьютер – это электронный аналог человека. Назовите несколько общих признаков человека и компьютера. Сравните их по функциональным возможностям.

Человек, как биологический организм подвержен различным воздействиям внешней среды, в том числе и различным заболеваниям, причинами возникновения которых, иногда, являются вирусы и бактерии, проникающие в организм человека из вне.

Попробуйте описать этапы и последствия заражения человека каким-либо вирусом.

  • проникновение вируса в организм человека происходит из вне;
  • способность вируса к саморазмножению;
  • активизация некоторых вирусов не сразу после проникновения в организм, а через некоторое время.

Итак, ребята какова тема нашего урока?

На этом уроке мы познакомимся с такими понятиями:

  • Что такое компьютерный вирус?
  • Признаки заражения вирусом
  • Вредные действия вирусов
  • Классификация вирусов
  • Типы антивирусных программ
  • Антивирусные программы

3. Изучение нового материала.

Компьютерный вирус – это программа, способная создавать свои копии, внедрять их в различные объекты или ресурсы компьютерных систем, сетей и производить определенные действия без ведома пользователя.

Свое название компьютерный вирус получил за некоторое сходство с биологическим вирусом (например, в зараженной программе самовоспроизводится другая программа – вирус, а инфицированная программа может длительное время работать без ошибок, как в стадии инкубации).

Итак, у вирусов 3 этапа действия:

  • Заражение (попадание в компьютер)
  • Размножение ( вирусный код может воспроизводить себя в теле других программ)
  • Вирусная атака ( после создания достаточного числа копий программный вирус начинает осуществлять разрушение: нарушение работы программ и ОС, удаление информации на жестком диске, самые разрушительные вирусы вызывают форматирование жесткого диска).

В наши дни созданием вирусов обычно занимаются энтузиасты – одиночки. Ими могут быть и профессиональные программисты, и исследователи и обычные студенты, начинающие изучать программирование. Причем в настоящее время имеются десятки программ для автоматической генерации вирусов – конструкторы.

Что является стимулом для такой деятельности – сказать сложно. Это может быть как чувство мести, так и желание самоутвердиться.

Вирусы способны размножаться и заражать другие программы. Эти программы могут попасть в компьютер без ведома пользователя через флешку, компакт-диск, через Интернет, по сети. Они наносят серьёзный вред компьютеру, замедляют работу программ, уничтожают данные, могут вывести из строя операционную систему

Основные типы компьютерных вирусов:

Это блоки программного кода, внедренные внутрь других прикладных программ.

Вирусы, которые располагаются в служебных секторах носителей данных на (гибких и жестких дисках).

Поражают документы, выполненные в некоторых прикладных программах (например, Word).

Вирусы, обитающие в оперативной памяти компьютера и не могут располагаться на флешках

Вирусный код запускается при запуске программы.

Заражение происходит при загрузке данных с зараженного носителя

Заражение происходит при открытии файла документа в окне программы

На отдельных компьютерах, которые не соединены сетью, они существовать не могут.

Признаки появления компьютерных вирусов

Назовем основные признаки проявления компьютерных вирусов.

  • неправильная работа нормально работавших программ;
  • медленная работа компьютера;
  • невозможность загрузки ОС;
  • исчезновение файлов и каталогов;
  • изменение размеров файлов;
  • неожиданное увеличение количества файлов на диске;
  • уменьшение размеров свободной ОП;
  • вывод на экран неожиданных сообщений и изображений;
  • подача непредусмотренных звуковых сигналов;
  • частые зависания и сбои в работе компьютера.

Существует большое число различных классификаций вирусов.

По среде обитания они делятся на сетевые, файловые, загрузочные и файлово –загрузочные вирусы.

По способу заражения – на резидентные и нерезидентные вирусы.

По степени опасности – на неопасные, опасные и очень опасные вирусы.

По особенностям алгоритма – на вирусы-компаньоны, паразитические вирусы, репликаторы (черви), невидимки (стелс), мутанты (призраки, полиморфные вирусы, полиморфики), макровирусы, троянские программы.

Сетевые вирусы распространяются по различным компьютерным сетям.

Загрузочные вирусы внедряются в загрузочный сектор диска (Boot – сектор) или в сектор, содержащий программу загрузки системного диска (Master Boot Record – MBR). Некоторые вирусы записывают свое тело в свободные сектора диска, помечая их в FAT – таблице как “плохие” (Bad cluster).

Файловые вирусы инфицируют исполняемые файла компьютера, имеющие расширения com и exe. К этому же классу относятся и макровирусы, написанные помощью макрокоманд. Они заражают неисполняемые файлы (например, в текстовом редакторе MS Word или в электронных таблицах MS Excel).

Загрузочно – файловые вирусы способны заражать и загрузочные секторы, и файлы.

Пути проникновения вирусов

Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработаны специальные программы, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются антивирусными .
Антивирусная программа сравнивает коды программ с известными ей вирусами, которые хранятся в ее базе данных. Обновление базы – 2 раза в месяц (не реже 1 раза в 3 месяца).

Домой вам было задано задание подготовить не большой доклад об антивирусных программах установленных на ваших домашних компьютерах. (Несколько учащихся читают доклады).

4. Формирование умений, применение знаний.

1. Запустите антивирусную программу

3. С помощью программы осуществите проверку диска С: на наличие компьютерных вирусов, при необходимости провести лечение.

4. Проверти флешку на наличие компьютерных вирусов.

5. Опишите алгоритм выполнения п.2, 3 и 4.

6. Выключите компьютер.

7. Подведение итогов урока.

- Оправдались Ваши ожидания?

Что ж, наш урок подходит к концу. В той атмосфере, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущали себя на этом уроке и понравилось ли вам.

8. Домашнее задание.

Провести исследовательскую работу:

Использование антивирусных программ для защиты компьютера.

  • Рейтинг используемых программ;
  • Способы обновления антивирусных программ;
  • Статистика заражения компьютера вирусами;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для обучающихся 9 класса. На уроке учащихся расширяют знания о неклеточных формах жизни, у них формируется представление о внутриклеточных паразитах.

В данной работе представлены кроссворды и чайнворды по теме "Вирусы".

Краткое видеопособие (первое в России) для освоения лучшего и самого популярного в Китае (там им одновременно пользуются более 200 миллионов человек), но практически неизвестного за его пределами анти.

Kingsoft Cheetah Web Browser 3.5 Beta Предлагаю Вашему вниманию практически неизвестный на Западе и в России китайский браузер на основе Хромиум со специальным мощным антивирусным комплексо.

У каждого пользователя на компьютере стоит антивирус, но даже самый лучший антивирус не гарантирует полной безопасности пользователя. Обычно мы использует дополнительный сканер от другого антивируса, .

Компьютерный вирусэто небольшая программа, написанная в машинных кодах, способная внедряться в другие программы, хранящиеся на дисках запоминающих устройств компьютера, и умеющая самовоспроизводиться.

Презентация по информатике на тему "Антивирусы, программы архиваторы".


Цели.

План урока.

1. Организационная часть.

Так называемые компьютерные вирусы, разумеется, не являются реально существующими микроорганизмами, поражающие компьютеры извне, программами – вредителями, самопроизвольно зарождающимися в недрах наших компьютерах.

Что сделает клерк? Дважды перепишет лист, положит его соседям на стол, уничтожит оригинал и перейдет к выполнению второго листа из стопки, т.е. продолжит выполнять свою настоящую работу. Что сделают соседи, являясь такими же аккуратными клерками, обнаружив новое задание? То же, что и первый: перепишут его по два раза и раздадут другим клеркам. Итого, в конторе бродят уже четыре копии первоначального документа, которые и дальше будут копироваться, и раздаваться на другие столы.

В приведенном выше примере про клерка и его контору лист-вирус не проверяет, заражена очередная папка заданий или нет. В этом случае к концу рабочего дня контора будет завалена такими копиями, а клерки только и будут что переписывать один и тот же текст и раздавать его соседям - ведь первый клерк сделает две копии, очередные жертвы вируса - уже четыре, затем 8, 16, 32, 64 и т.д., т.е. количество копий каждый раз будет увеличиваться в два раза.

Как это ни смешно (хотя участникам этого инцидента было совсем не смешно), именно такой случай произошел в 1988 году в Америке - несколько глобальных сетей передачи информации оказались переполненными копиями сетевого вируса (вирус Морриса), который рассылал себя от компьютера к компьютеру.

2.1. Определение компьютерного вируса.

Компьютерный вирус – это специально созданный программный код, встроенный в другую программу или документ, или определенные области памяти и предназначенный для выполнения несанкционированных действий.

2.2. Назначение компьютерного вируса.

Как правило, вирусы производят нежелательное действие на компьютерах, на которые они попадают. Например, AntiMIT ежегодно, а именно 1 декабря, разрушает всю информацию, знаменитый One Half незаметно шифрует данные на жестком диске, Tea Time мешает вводить информацию с клавиатуры в промежутке времени между 15:10 и 15:13. Самые разрушительные вирусы могут инициировать форматирование жесткого диска. Поскольку форматирование диска – достаточно продолжительный процесс, который не должен пройти незамеченным со стороны пользователя, во многих случаях вирусы уничтожают данные в системным областях. В этом случае данные на жестком диске остаются нетронутыми, но воспользоваться ими нельзя, поскольку неизвестно, какие сектора диска каким файлам принадлежат.


2.3.- 2.4. Типы вирусов. Заражение вирусами.

Программные вирусы – это блоки программного кода, целенаправленно внедренные внутрь других программ. При запуске программ, несущей вирус, происходит запуск импланетированного в нее вирусного кода. Работа этого кода вызывает скрытые от пользователя изменений в файловой структуре жестких дисков и/или в содержании других программ. Программные вирусы поступают на компьютер только при запуске зараженных программ. При обычном копировании зараженных файлов заражения компьютера происходить не может.

Загрузочные вирусы. От программ вирсов загрузочные вирусы отличаются методом распространения. Они поражают не программные файлы, а определенные системные области магнитных носителей (гибких и жестких дисков) Кроме того, на включенном компьютере они могут временнорасполагаться в оперативной памяти. Обычно заражение происходит при попытке загрузки компьютера с магнитного носителя, системная область которого содержит вирус.

Макровирусы – разновидность вирусов поражающая документы, выполненные в некоторых прикладных программах, имеющих средства для исполнения так называемых макрокоманд. В частности, к таким документам относятся документы текстового процессора Microsoft Word (они имеют расширение.DOC). Заражение происходит при открытии файла документа в окне родительской программы.

2.5. Антивирусные программы.

Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработано несколько видов специальных программ, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются антивирусными. Различают следующие виды антивирусных программ:

программы-доктора или фаги

программы-вакцины или иммунизаторы

Программы-детекторы осуществляют поиск характерной для конкретного вируса сигнатуры в оперативной памяти и в файлах и при обнаружении выдают соответствующее сообщение. Недостатком таких антивирусных программ является то, что они могут находить только те вирусы, которые известны разработчикам таких программ.

Учитывая, что постоянно появляются новые вирусы, программы-детекторы и программы-доктора быстро устаревают, и требуется регулярное обновление версий.

Программы-ревизоры относятся к самым надежным средствам защиты от вирусов. Ревизоры запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска тогда, когда компьютер не заражен вирусом, а затем периодически или по желанию пользователя сравнивают текущее состояние с исходным. Обнаруженные изменения выводятся на экран монитора. Как правило, сравнение состояний производят сразу после загрузки операционной системы. При сравнении проверяются длина файла, код циклического контроля (контрольная сумма файла), дата и время модификации, другие параметры. Программы-ревизоры имеют достаточно развитые алгоритмы, обнаруживают стелс-вирусы и могут даже очистить изменения версии проверяемой программы от изменений, внесенных вирусом. К числу программ-ревизоров относится широко распространенная в России программа Adinf.

попытки коррекции файлов с расширениями COM, EXE

изменение атрибутов файла

прямая запись на диск по абсолютному адресу

Цели урока

1.Образовательная: сформировать знания о видах компьютерных вирусов, путях их распространения, о мерах по защите от компьютерных вирусов.

2.Развивающая: развивать логическое мышление, умение выделять главное, анализировать, сравнивать; способствовать развитию активной познавательной деятельности.

3.Воспитательная: воспитывать трудолюбие, усидчивость, культуру умственного труда, стремление к достижению значимого для себя результата; формирование правового мировоззрения.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

1.Образовательная: сформировать знания о видах компьютерных вирусов, путях их распространения, о мерах по защите от компьютерных вирусов.

2.Развивающая: развивать логическое мышление, умение выделять главное, анализировать, сравнивать; способствовать развитию активной познавательной деятельности.

3.Воспитательная: воспитывать трудолюбие, усидчивость, культуру умственного труда, стремление к достижению значимого для себя результата; формирование правового мировоззрения.

Словесный (беседа, изложение материала);

Наглядный (демонстрация учебного материала, опорный конспект);

Самостоятельная работа (работа с текстом);

Устный и письменный контроль (опрос, тест);

Английский язык, правовое обучение, математика

ПК и интерактивная доска, тест, презентация, видео

Содержание учебного материала

Методы и методические приёмы обучения

Мотивация и целеполагание

Актуализация опорных знаний

Составление кластера, мозговой штурм

Изучение нового материала

ТСО, видео, презентация, сообщения, текстовый материал

Составление кластера и сравнение знаний до и после изучения темы, тестирование

Подведение итогов Информация о домашнем задании

беседа, комментирование оценок, разъяснение

Заполнение таблицы ЗУХУ

-Здравствуйте ребята. Посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем друг другу удачного урока. Все у нас сегодня получится. Садитесь. Староста группы, кого нет на уроке? (отмечаю)

II. Мотивация и целеполагание

III. Контроль знаний.

Итак, повторим материал прошлой темы:

Что называется программным обеспечение?(совокупность всех программ, хранящихся в долговременной памяти компьютера наз. программным обеспечением)

На какие группы делится ПО?(системное ПО, прикладное ПО и системы программирования)

Для чего необходимо системное ПО? (для функционирования компьютера, работы с файлами, защиты программ и данных)

Из каких групп состоит системное ПО? Приведите примеры. (операционные системы – ОС WINDOWS, файловые менеджеры – Totel Commander, антивирусные программы, системы программирования-Basic, Pascal)

Для чего нужно прикладное ПО? (они позволяют пользователю обрабатывать текстовую, графическую, числовую, ауди и видеоинформацию, работать в компьютерных сетях, не владея программированием)

На какие группы делится прикладное ПО? Приведите примеры. (приложения общего назначения: текстовые, графические редакторы, электронные таблицы; приложения специального назначения: нужны для использования в различных сферах деятельности-компьютерное черчение, бухгалтерские программы, электронные учебники и др.; игры, программы для обучения)

Что такое архив и для чего создаются архивы? (набор файлов и папок, сжатых и сохраненных в одном файле. Это дает возможность разместить больше информации на диске, экономит место)

Что такое архиваторы? (это специальные программы, которые позволяют работать с архивными файлами, т.е. запаковывать и распаковывать файлы. Среди наиболее распространенных: WinZip, WinRar. Это сервисные программы, входят в группу системного ПО.

IV. Актуализация опорных знаний

-О чем же пойдет сегодня речь? Посмотрите видео (демонстрируется видео 1).

-Как вы думаете, что произошло? Какое объяснение вы можете дать сложившейся ситуации? Что бы вы посоветовали?

-Просмотрим видео до конца. Подтвердятся ли наши предположения? (видео 1).

-Так что мы будем сегодня изучать?

-Но это еще не вся тема. Посмотрите второе видео (демонстрируется видео 2)

-Как вы считаете, о чем еще мы будем говорить?

-Итак, начнем. Составьте кластер (на интерактивной доске) о компьютерных вирусах: что это такое и что вы знаете о них.

V. Изучение нового материала.

-Я вижу, что вы знаете немало. Расширим свои знания (включается презентация)

-Пойдем по этой дороге знаний. Запишем тему урока.

С помощью презентации изучение нового проводится в виде беседы с помощью наводящих вопросов: что такое компьютерный вирус, как действует вирус, как проникает в ПК, как определить, что ПК заражен, какие действия может производить вирус, кто и зачем создает вирусы, как защититься от вирусов. Ответы студентов преподаватель дополняет следующими сведениями:

Так называемые компьютерные вирусы, разумеется, не являются реально существующими микроорганизмами, поражающие компьютеры извне, программами – вредителями, самопроизвольно зарождающимися в недрах наших компьютерах.

Что сделает клерк? Дважды перепишет лист, положит его соседям на стол, уничтожит оригинал и перейдет к выполнению второго листа из стопки, т.е. продолжит выполнять свою настоящую работу. Что сделают соседи, являясь такими же аккуратными клерками, обнаружив новое задание? То же, что и первый: перепишут его по два раза и раздадут другим клеркам. Итого, в конторе бродят уже четыре копии первоначального документа, которые и дальше будут копироваться, и раздаваться на другие столы.

В приведенном выше примере про клерка и его контору лист-вирус не проверяется, заражена очередная папка заданий или нет. В этом случае к концу рабочего дня контора будет завалена такими копиями, а клерки только и будут что переписывать один и тот же текст и раздавать его соседям - ведь первый клерк сделает две копии, очередные жертвы вируса - уже четыре, затем 8, 16, 32, 64 и т.д., т.е. количество копий каждый раз будет увеличиваться в два раза. Вы знаете, что это геометрическая прогрессия, которая растет с невероятной скоростью.

Как это ни смешно (хотя участникам этого инцидента было совсем не смешно), именно такой случай произошел в 1988 году в Америке - несколько глобальных сетей передачи информации оказались переполненными копиями сетевого вируса (вирус Морриса), который рассылал себя от компьютера к компьютеру. (ставится проблема: какие вопросы у вас возникают после получения данной информации? После обсуждения дается дополнительная информация)

Определение компьютерного вируса.

Компьютерный вирус – это специально созданный программный код, встроенный в другую программу или документ, или определенные области памяти и предназначенный для выполнения несанкционированных действий.

Назначение компьютерного вируса.

Как правило, вирусы производят нежелательное действие на компьютерах, на которые они попадают. Самые разрушительные вирусы могут инициировать форматирование жесткого диска. Поскольку форматирование диска – достаточно продолжительный процесс, который не должен пройти незамеченным со стороны пользователя, во многих случаях вирусы уничтожают данные в системным областях. В этом случае данные на жестком диске остаются нетронутыми, но воспользоваться ими нельзя, поскольку неизвестно, какие сектора диска каким файлам принадлежат.

Типы вирусов. Заражение вирусами.

Программные вирусы – это блоки программного кода, целенаправленно внедренные внутрь других программ. При запуске программ, несущей вирус, происходит запуск импланетированного в нее вирусного кода. Работа этого кода вызывает скрытые от пользователя изменений в файловой структуре жестких дисков и/или в содержании других программ. Программные вирусы поступают на компьютер только при запуске зараженных программ. При обычном копировании зараженных файлов заражения компьютера происходить не может.

Загрузочные вирусы. От программ вирсов загрузочные вирусы отличаются методом распространения. Они поражают не программные файлы, а определенные системные области магнитных носителей (гибких и жестких дисков) Кроме того, на включенном компьютере они могут временнорасполагаться в оперативной памяти. Обычно заражение происходит при попытке загрузки компьютера с магнитного носителя, системная область которого содержит вирус.

Макровирусы – разновидность вирусов поражающая документы, выполненные в некоторых прикладных программах, имеющих средства для исполнения так называемых макрокоманд. В частности, к таким документам относятся документы текстового процессора Microsoft Word (они имеют расширение .DOC). Заражение происходит при открытии файла документа в окне родительской программы.

Методы защиты от компьютерных вирусов.

Существует три рубежа защиты от компьютерных вирусов:

— предотвращение поступления вирусов;

— предотвращение вирусной атаки, если вирус все-таки поступил на компьютер;

— предотвращение разрушительных последствий, если атака все-таки произошла.

Сообщения студентов: правовой аспект урока (зачитывается статья 227 УК РК от 16 июля 1997 года № 167-I с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.01.2013г.)

Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработано несколько видов специальных программ, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются антивирусными.

-Задание. Поработайте с текстом. Каждый из вас читает первую часть информации. После прочтения сидящие на первом варианте (их мы назовем репортерами) задают вопросы сидящим на втором варианте. На это отводится: для прочтения – 4 мин. для вопросов – 3мин.(аналогично со второй частью, при этом студенты меняются ролями)

Различают следующие виды антивирусных программ:

программы-доктора или фаги

программы-вакцины или иммунизаторы

Программы-детекторы осуществляют поиск характерной для конкретного вируса сигнатуры в оперативной памяти и в файлах и при обнаружении выдают соответствующее сообщение. Недостатком таких антивирусных программ является то, что они могут находить только те вирусы, которые известны разработчикам таких программ.

Учитывая, что постоянно появляются новые вирусы, программы-детекторы и программы-доктора быстро устаревают, и требуется регулярное обновление версий.

Программы-ревизоры относятся к самым надежным средствам защиты от вирусов. Ревизоры запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска тогда, когда компьютер не заражен вирусом, а затем периодически или по желанию пользователя сравнивают текущее состояние с исходным. Обнаруженные изменения выводятся на экран монитора. Как правило, сравнение состояний производят сразу после загрузки операционной системы. При сравнении проверяются длина файла, код циклического контроля (контрольная сумма файла), дата и время модификации, другие параметры. Программы-ревизоры имеют достаточно развитые алгоритмы, обнаруживают стелс-вирусы и могут даже очистить изменения версии проверяемой программы от изменений, внесенных вирусом. К числу программ-ревизоров относится широко распространенная программа Adinf.

попытки коррекции файлов с расширениями COM, EXE

изменение атрибутов файла

прямая запись на диск по абсолютному адресу

запись в загрузочные сектора диска

загрузка резидентной программы

Своевременное обнаружение зараженных вирусами файлов и дисков, полное уничтожение обнаруженных вирусов на каждом компьютере позволяют избежать распространения вирусной эпидемии на другие компьютеры.

Раздаются листы-тесты, на работу с ними отводится 8 мин., после чего студенты меняются своими листами с соседом по парте и проводят взаимопроверку по ключу (на интерактивной доске)

Заполняется новый кластер по теме урока, студентам предлагается сравнить два кластера и сделать вывод о результатах урока

VII. Подведение итогов. Домашнее задание: повторить урок по конспекту

Студентам раздаются листы с таблицей: ЗНАЛ, УЗНАЛ, ХОЧУ УЗНАТЬ.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции