Продукт проекта поделка вирусы

Содержание

Автор проекта

Тема проекта

Вирусы и антивирусы

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта

Проект помогает разобраться:

  • в видах вирусов, особенностях их распространения и лечения;
  • в большом количестве предлагаемых антивирусных программ и частично в подборе наилучшей защиты

    • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной;
    • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
    • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информацию

В результате изучения темы проекта ученик должен:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий.

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Вопросы, направляющие проект

  1. Как распространяется вирус и что это такое?
  2. Какие вирус наиболее опасен?
  3. Как выбрать антивирусную программу?
  • Что такое компьютерный вирус?
  • Каковы механизм и каналы распространения вирусов?
  • Какие могут быть возможности противодействия компьютерным вирусам?
  • Какие антивирусы существуют на данный момент?
  • Какие антивирусные средства наиболее эффективны?

План проведения проекта

Необходимые начальные знания, умения, навыки:

Навыки поиска информации в Интернет, исторической и учебной литературе, навыки осмысленного чтения.

Навыки работы в текстовом редакторе и PowerPoint.

1 этап: подготовка необходимых ресурсов, показ стартовой презентации, вводное тестирование, определение целей проекта и каждой группы, деление учащихся класса на группы, согласование темы и плана работы группы.

2 этап: Учащиеся самостоятельно пытаются ответить на учебные вопросы своей темы. При этом они должны проанализировать информацию источников и сделать выводы по теме. В поддержку учитель обеспечивает группы ресурсами, необходимыми для самооценки и отслеживания продвижения работы групп по этапам исследования, предлагает дидактические задания по теме проекта.

Итоговый этап: Каждая группа выступает с устной презентацией результатов, демонстрируя свои работы в форме презентации. В завершении коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценивания работы групп. Проводятся итоговое анкетирование/тестирование. Подводятся итоги работы и осуществляется индивидуальная рефлексия (устно).

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Перед началом работы над проектом проверяются знания учащихся в области компьютерных вирусов. После обсуждения, проверки правильности и защиты проектов, проводится итоговое тестирование с теми же вопросами

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Ссылки на электронные справочники по теме:


Вирусы, получившие широкое распространение в компьютерной технике, взбудоражили весь мир. Как лучше обезопасить свой компьютер?

Скачать:

Вложение Размер
творческий проект 29.11 КБ
презентация учащихся 396.93 КБ
тест по теме "Компьютерные вирусы" 13.52 КБ

Предварительный просмотр:



ВЫПОЛНИЛА: уч-ся 9 класса АВАТОВА АЙНАГУЛЬ

РУКОВОДИТЕЛЬ: РУДЕНКО О.В.

Компьютеры стали настоящими помощниками человека и без них уже не может обойтись ни коммерческая фирма, ни государственная организация. Однако в связи с этим особенно обострилась проблема защиты информации.

Вирусы, получившие широкое распространение в компьютерной технике, взбудоражили весь мир. Многие пользователи компьютеров обеспокоены слухами о том, что с помощью компьютерных вирусов злоумышленники взламывают сети, грабят банки, крадут интеллектуальную собственность.

Сегодня массовое применение персональных компьютеров, к сожалению, оказалось связанным с появлением самовоспроизводящихся программ-вирусов, препятствующих нормальной работе компьютера, разрушающих файловую структуру дисков и наносящих ущерб хранимой в компьютере информации.

Все чаще в средствах массовой информации появляются сообщения о различного рода пиратских проделках компьютерных хулиганов, о появлении все более совершенных саморазмножающихся программ. Несмотря на принятые во многих странах законы о борьбе с компьютерными преступлениями и разработку специальных программных средств защиты от вирусов, количество новых программных вирусов постоянно растет. Это требует от пользователя персонального компьютера знаний о природе вирусов, способах заражения вирусами и защиты от них.

Меня заинтересовал вопрос: как лучше обезопасить свой компьютер? На уроках информатики учитель говорил нам о необходимости установки на компьютер антивирусных программ, но мне захотелось узнать более подробно о компьютерных вирусах, об их возможностях и способах защиты персонального компьютера от них.

Учебные предметы : информатика и ИКТ

Участники : Аатова Айнагуль, уч-ся 9 класса

Руководитель : Руденко О.В.

Тип проекта : информационно-творческий

Форма проекта : индивидуальный

Область исследования : информатика и ИКТ

Предполагаемый продукт проекта : Презентация, тест. Продукт заранее определён и может быть использован в учебном процессе.

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к методам обеспечения защиты информации от компьютерных вирусов;
  • овладение умениями представления результатов исследования с использованием современных информационных технологий (презентация, публикация);
  • развитие интереса к изучению информатики, навыков самостоятельной работы с учебной, научно-популярной литературой и материалами Интернет;
  • воспитание культуры информационной деятельности, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы при работе с информацией;
  • приобретение опыта предотвращения и профилактики заражения компьютерными вирусами; преодоления трудностей в процессе проектирования, разработки и реализации учебного проекта.

  • повысить свой интеллектуальный уровень, умение работать с большим количеством информации
  • научиться устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать
  • создать условия проявления каждым учеником своих способностей, интеллектуальных умений

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА .

Этапы и сроки проведения проекта

Формирование проблемы. Выбор названия проекта. Обсуждение плана работы над проектом.

Рассмотрение вопросов, которые больше всего интересуют.

Работа в библиотеке. Работа в сети Интернет по нахождению информации к проекту.

Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.

Подготовка презентации. Представление результатов в виде проекта. Защита проекта. Представление продукта, обсуждение результатов, подведение итогов проекта. Рефлексия.

Возникло очень много интересных вопросов и был разработан ряд тем, которые я рассмотрю в процессе выполнения проекта:

1. Что такое компьютерные вирусы и их разновидности.

2. Пути проникновения компьютерного вируса в компьютер.

3. Основные признаки заражения компьютера

4.Методы борьбы с компьютерными вирусами

5. Основные антивирусные программы

7. Контрольный тест

3. Практический этап

Работа в библиотеке с научной литературой, Большой советской энциклопедией. Работа в сети Интернет по нахождению информации к проекту.

Среди учащихся 5 – 9 классов был проведен социологический опрос, результаты которого представлены в виде диаграмм.

Какие антивирусные программы установлены на вашем компьютере?

Данные исследования показывают, что учащиеся нашей школы, в основном, используют антивирусные программы на домашних компьютерах, причем, не отдают предпочтения какой-либо одной программе, но выбрали достойные.

4 . Аналитический этап.

Рефлексия. Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений. Подготовлена презентация.

5. Заключительный этап.

На неделе информатике я представила свой проект. Работа была одобрена.

Я убедилась, что ни один тип антивирусных программ по отдельности не дает полной защиты от вирусов. Лучшей стратегией защиты от вирусов является многоуровневая, "эшелонированная" оборона. Средствам разведки в "обороне" от вирусов соответствуют программы-детекторы, позволяющие проверять вновь полученное программное обеспечение на наличие вирусов. На переднем крае обороны находятся программы-фильтры. Эти программы могут первыми сообщить о работе вируса и предотвратить заражение программ и дисков. Второй эшелон обороны составляют программы-ревизоры, программы-доктора и доктора-ревизоры. Самый глубокий эшелон обороны - это средства разграничения доступа. Они не позволяют вирусам и неверно работающим программам, даже если они проникли в компьютер, испортить важные данные.

- достигнут конечный результат;

- ученик и учитель получили удовольствие от своей деятельности;

- продукт проекта можно использовать в учебной и деятельности.

Подписи к слайдам:

Компьютерный вирус – это программа, способная создавать свои копии (не обязательно полностью совпадающие с оригиналом), внедрять их в различные объекты или ресурсы компьютерных систем и сетей, а также производить определенные действия без ведома пользователя.

Классификация вирусов по среде обитания а) сетевые (распространяются по сетям) б) файловые (инфицируют исполняемые файлы с расширениями .exe, .com) в) загрузочные (внедряются в загрузочный сектор диска) г) файлово-загрузочные (способны заражать и загрузочные секторы и файлы) по способу заражения а) резидентные (оставляют в оперативной памяти свою резидентную часть, которая затем перехватывает обращения программ к операционной системе и внедряется в нее; свои деструктивные действия вирус может повторять многократно) б) нерезидентные (не заражают оперативную память и проявляют свою активность лишь однократно – при запуске зараженной программы) по степени опасности а) неопасные (например, выводят на экран сообщения) б) опасные ( уничтожают часть файлов на диске) в ) очень опасные (самостоятельно форматируют жесткий диск)

В соответствии с особенностями алгоритма Вирусы-компаньоны – создают для exe-файлов новые файлы-спутники, имеющие то же самое имя, но с расширением .com; вирус записывается в com-файл и никак не изменяет одноименный exe-файл; при запуске такого файла операционная система первым обнаружит и выполнит com-файл, т.е. вирус, который затем запустит и exe-файл . Паразитические – изменяют содержимое дисков секторов или файлов

Признаки появления вирусов прекращение работы или неправильная работа ранее успешно функционировавших программ невозможность загрузки операционной системы медленная работа компьютера исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого изменение даты и времени модификации файлов изменение размеров файлов неожиданное значительное увеличение количества файлов на диске существенное уменьшение размера свободной оперативной памяти вывод на экран непредусмотренных сообщений или изображений подача непредусмотренных звуковых сигналов частые зависания и сбои в работе компьютера

Анализ алгоритма вируса Антивирусные программы Восстановление пораженных объектов Обнаружение неизвестного вируса Профилактика заражения компьютера Способы противодействия компьютерным вирусам

Программы-ревизоры - анализируют текущее состояние файлов и системных областей дисков и сравнивают его с информацией, сохраненной ранее в одном из файлов ревизора. При этом проверяются состояние Boot -сектора (загрузочного сектора), FAT , длина файлов, время их создания, атрибуты, контрольные суммы (суммирование по модулю 2 всех байтов файла). Пример такой программы – Adinf ( Д. Мостовой) Программы-фильтры (сторожа, мониторы) - программы, которые оповещают пользователя обо всех попытках какой-либо программы выполнить подозрительные действия, а пользователь принимает решение о разрешении или запрещении выполнения этих действий. Фильтры контролируют следующие операции: обновление программных файлов и системной области дисков; форматирование диска; резидентное размещение программ в ОЗУ. Примером может служить программа V save . Она не способна обезвредить вирус. Для этого нужно использовать фаги. Программы-иммунизаторы – записывают в вакцинируемую программу признаки конкретного вируса таким образом, что вирус считает ее уже зараженной и поэтому не производит повторное инфицирование. Эти программы морально устарели и менее эффективны.

Отключитесь от локальной сети, если компьютер был к ней подключен. Для остановки распространения вируса проверьте его присутствие в оперативной памяти, запустив антивирусную программу. Если антивирус не удаляет вирусы, перезагрузите его с незараженной и защищенной от записи дискеты. Если антивирус удаляет вирусы, то удалите зараженные файлы или подвергните их лечению. В случае обнаружения загрузочного вируса проверьте все дискеты независимо от того, загрузочные они или нет. Действия при заражении компьютера вирусом

Для того чтобы не подвергнуть компьютер заражению вирусами и обеспечить надежное хранение информации на дисках, необходимо соблюдать следующие правила: Для Для того, чтобы не подвергнуть компьютер заражению вирусами и обеспечить надежное хранение информации на дисках: Регулярно тестируйте компьютер на наличие вирусов с помощью антивирусных программ Перед считыванием информации с дискет проверяйте их на наличие вирусов Всегда защищайте свои дискеты от записи при работе на других компьютерах Делайте архивные копии ценной для вас информации Не оставляйте дискету в дисководе Не используйте программы, поведение которых непонятно Регулярно обновляйте антивирусные программы Основные меры по защите от вирусов

Предварительный просмотр:

  1. Заражение компьютерными вирусами может произойти в процессе…

а) работы с файлами

б) форматирования дискеты

в) выключения компьютера

г) печати на принтере

2. Что необходимо иметь для проверки на вирус жесткого диска?

а) защищенную программу

б) загрузочную программу

в) файл с антивирусной программой

г) дискету с антивирусной программой, защищенную от записи

3. Какая программа не является антивирусной?

в) Norton Antivirus

4. Какие программы не относятся к антивирусным?

б) программы сканирования

5. Как вирус может появиться в компьютере?

а) переместиться с гибкого диска

б) при решении математической задачи

в) при подключении к компьютеру модема

а) при открытии зараженного файла, присланного с письмом по e-mail

б) при подключении к почтовому серверу

г) при получении с письмом, присланным по e-mail, зараженного файла

7. Как обнаруживает вирус программа-ревизор?

а) контролирует важные функции компьютера и пути возможного заражения

б) отслеживает изменения загрузочных секторов дисков

в) при открытии файла подсчитывает контрольные суммы и сравнивает их с данными, хранящимися в базе данных

г) периодически проверяет все имеющиеся на дисках файлы

8. Компьютерным вирусом является…

а) программа проверки и лечения дисков

б) любая программа, созданная на языках низкого уровня

в) программа, скопированная с плохо отформатированной дискеты

9. Заражению компьютерными вирусами могут подвергнуться…

а) графические файлы

б) программы и документы

в) звуковые файлы

10. Какие из перечисленных типов не относятся к категории вирусов?


    Главная
  • Список секций
  • Информатика
  • ПРОЕКТ "ВИРУСНАЯ АТАКА"




ПРОЕКТ "ВИРУСНАЯ АТАКА"


Каждый человек работает на компьютере, смартфоне, планшете и сохраняет разного рода данные (текстовые, графические, баз данных и т.д.). И какие потрясения бывают, когда однажды пропадают данные, которые собирались и накапливались долгое время. Или гаджет вовсе перестает работать и приходит в негодность.

Мы решили разработать проект для учащихся, а также на любого человека, кому интересна тема "Вирусная атака".

- теоретические: анализ литературы и других источников информации.

- эмпирические: анкетирование, беседы, наблюдения, эксперимент (создание вирусов на основе vbs – файлов).

В ходе апробации проекта гипотеза была доказана: пользователи узнали разновидности компьютерных вирусов, познакомились с их последствиями лично, а так же научились правилам безопасного поведения с компьютерными вирусами.

Ахмадуллин Рамиль Азатович

ЯНАО, Пуровский район, п. Ханымей

Каждый человек работает на компьютере, смартфоне, планшете и сохраняет разного рода данные (текстовые, графические, баз данных и т.д.). И какие потрясения бывают, когда однажды пропадают данные, которые собирались и накапливались долгое время. Или гаджет вовсе перестает работать и приходит в негодность.

Мы решили разработать проект для учащихся, а также на любого человека, кому интересна тема "Вирусная атака".

Исходя из темы, можно сформулировать следующие задачи:

1) Разобрать разновидности вирусов.

3) Создать компьютерный вирус.

Объект исследования: компьютерные вирусы.

Предмет исследования: методы защиты от компьютерных вирусов.

Гипотеза: Изучив материал по теме, пользователи узнают разновидности вирусов, познакомятся с их последствиями лично, а так же научаться правилам безопасного поведения с вирусами.

- теоретические: анализ литературы и других источников информации.

- эмпирические: анкетирование, беседы, наблюдения, эксперимент (создание вирусов на основе vbs – файлов).

Этапы проведения проекта:

Проводится анкетирование, наблюдение

Выбирается тема исследования

Планирование работы над проектом

Определение формы представления результатов

Проведение исследований, которые подтверждают или опровергают гипотезу

Оформление результатов исследований

Представление результатов исследования (презентации, буклета)

В процессе работы над темой мы опирались на общенаучные методы исследования, большой объем литературы и интернет ресурсов.

Кривич Е.Я. Персональный компьютер для школьников: учебный курс / Е. Я. Кривич. – 2 изд., перераб. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.: ил.

Энциклопедия для детей. Том 22 Информатика. /Глав. ред. В. А. Володин. — М.: Аваита+. 2000, — 618 С: ил.

Стариковский А. В., Жуков И. Ю., Михайлов Д. М., Толстая А. М. Жорин Ф. В., Макаров В. В., Вавренюк А. Б. Исследование уязвимостей систем умного дома [Текст]/ Стариковский А. В.//Спецтехника и связь.- 2012.- № 2.- С. 55-57.

Ахмадуллин Рамиль Азатович

ЯНАО, Пуровский район, п. Ханымей

Предупрежден – значит вооружен.

Компьютерный вирус – это программа, работающая на ЭВМ без ведома пользователя, наносящая обычно вред компьютеру, как обычный вирус – человеку, и способная создавать сои копии на доступных носителях информации (дисках, USB носителях, картах памяти) [2]

Вирусы могут быть полезными (игры), безвредными (создают спецэффекты - звуковые, видео и т.п.) и наносящими ущерб (разрушающие файловую структуру или нарушающие работу ПК).

Основными каналами проникновения вирусов в ПК являются накопители на сменных носителях и средства сетевой коммуникации.

Исторически появление компьютерных вирусов связано с идеей создания самовоспроизводящихся механизмов (программ), которая возникла в 50-х годах. Еще в 1951 году Джон фон Нейман предложил метод создания таких механизмов. В результате развития этих идей и появились первые программы, основанные на вирусной технологии.

В дальнейшем "технокрысы" стали разрабатывать самовоспроизводящиеся программы с целью нанесения ущерба пользователям ЭВМ и наиболее - "персоналок", которые отличались массовостью производства и почти полным отсутствием средств защиты. ("пакистанский" вирус заразил 18 тыс. компьютеров, и т.п.). В настоящее время в мире гуляет, включая штаммы, более тысячи различных компьютерных вирусов. [3]

Компьютерные вирусы были и остаются одной из наиболее распространенных причин потери информации. Вирусы могут блокировать работу организаций и предприятий. Более того, несколько лет назад зафиксирован случай, когда компьютерный вирус стал причиной гибели человека – в одном из госпиталей Нидерландии пациент получил летальнцю дозу морфия по той причине, что компьютер был заражен вирусом и выдал неверную информацию. В конце 2003 года из Китая была предпринята массовая атака на Интернет, когда вышли из строя девять из одиннадцати ведущих серверов. [1]

Классификация компьютерных вирусов

Вирусы можно разделить наклассы по следующим основным признакам:

файловые - внедряются в выполняемые файлы или создают файлы-двойники;

макро-вирусы - заражают файлы-документы;

сетевые - распространяются по сети.

по среде обитания вирусы можно разделить на:

по особенностям алгоритма работы вирусов:

резидентность - резидентные вирусы находятся в памяти и являются активными вплоть до выключения компьютера или перезагрузки операционной системы. Нерезидентные вирусы не заражают память компьютера и сохраняют активность ограниченное время;

использование стелс-алгоритмов - позволяет вирусам полностью или частично скрыть себя в системе;

самошифрование и полиморфичность – их программный код постоянно меняется, поэтому их сложно обнаружить;

по степени воздействия:

безвредные, т.е. никак не влияющие на работу компьютера (кроме уменьшения свободной памяти на диске в результате своего распространения);

неопасные, влияние которых ограничивается уменьшением свободной памяти на диске и графическими, звуковыми и пр. эффектами;

опасные вирусы, которые могут привести к серьезным сбоям в работе компьютера;

очень опасные, в алгоритм работы которых, заведомо заложены процедуры, которые могут привести к потере программ, уничтожить данные, стереть необходимую для работы компьютера информацию [2].

Основные пути распространения компьютерных вирусов вирусов

Следом за ней находятся Интернет – 2,3%, и мобильные накопители информации (дискеты, СD – ROM, флеш – карты) – 1,3%.

Признаки заражения компьютера

    вывод на экран непредусмотренных сообщений или изображений;

    подача непредусмотренных звуковых сигналов;

    неожиданное открытие и закрытие лотка CD – DVD дисковода;

    произвольный запуск на компьютере каких – либо программ;

    медленная работа компьютера при запуске программ;

    исчезновение или изменение файлов и папок;

    частое обращение к жесткому диску;

Практические советы по предупреждению вирусного заражения

Совет 1. Чтобы защитить ваш компьютер от вирусов, надо установить программу антивирус, она будет вас предупреждать о нападении вирусов. Так же каждую неделю следует проверять компьютер на вирусы.

Совет 2. Крайне осторожно относитесь к программам и документам, которые получаете из глобальных сетей. Перед тем, как запустить файл, обязательно проверьте их на наличие вирусов.

Совет 3. Для уменьшения риска заразить файл на сервере администраторам сетей следует активно использовать стандартные возможности защиты сети: ограничение прав пользователей.

Совет 4. Лучше покупать программное обеспечение у официальных продавцов, чем бесплатно или почти бесплатно копировать их из других источников или покупать пиратские копии.

Совет 5. Периодически сохраняйте на внешнем носителе файлы, с которыми ведется работа.

Вирусы на смартфонах и планшетах Что могут вирусы на смартфонах

Воровать деньги с мобильного счета.

Незаметно звонить или отправлять смс на платные номера до тех пор, пока на сим-карте не закончатся деньги.

Отправлять пароли от интернет-банков или данные банковских карт мошенникам.

Незаметно включать камеру или диктофон, или отправляют файлы из памяти устройства.

Блокировать нормальную работу устройства.

Как выглядят вирусы

Вирусы маскируются под безобидные приложения и файлы: браузеры, плееры, игры, навигаторы, книги и даже антивирусы.

Они могут быть двух типов:

Подделка — используется название и значок какого-нибудь известного приложения, но внутри только зловредный код. Большая часть вирусов именно такого типа.

Троянский конь — в нормальное приложение добавляется зловредный код, который работает вместе с приложением.

Как вирусы попадают на смартфон или планшет

В основном мошенники распространяют вирусы:

По смс, ммс и электронной почте.

Устанавливайте приложения только из Плей Маркет и подходите к их выбору серьезно.

Не устанавливайте неофициальные прошивки

Отключите услугу ммс у оператора связи или автополучение ммс на вашем устройстве

Скачайте какой-нибудь антивирус через Wi-Fi из Плей Маркет: Eset, Kaspersky и Dr. Web.

Проверьте устройство антивирусом и удалите все найденные вирусы.

Удалите антивирус, который установили.

Отключите права администратора у всех приложений. Если для каких-то приложений права не отключаются, загрузите устройство в безопасный режим, отключите и удалите эти приложения. [4]

Сегодня системы умного дома получили широкое распространение, они многофункциональны и вместе с этим сложны. Подобными системами оборудуются не только жилые дома, но и государственные учреждения, места массового скопления людей, а также стратегические объекты, например, АЭС, аэропорты и т.д. Сочетание разных технологий при построении одной автоматизированной системы увеличивает количество возможных недостатков решения с точки зрения безопасности, что, безусловно, привлекает внимание злоумышленников.

Существует несколько типов вирусных программ, которые можно классифицировать исходя из того, для каких целей они используются.

Вирусы, осуществляющие управление.

В большинстве случаев вирусы для умного дома могут использоваться для того, чтобы осуществлять управление зданием. Такие вирусы используются злоумышленниками для осуществления терактов, для отключения систем обнаружения несанкционированною доступа в дом и для других целей подобного рода.

Вирусы, перехватывающие информацию.

Также определенная группа вирусов предназначена для того, чтобы осуществлять перехват и передачу злоумышленнику информации. Такие вирусы могут собирать данные о работе различных устройств, деятельности жителей дома, кодах доступа. Также такие вирусы могут, к примеру, перехватывать передаваемые на печать файлы. Передачу информации вовне такие вирусы осуществляют в большинстве своем по тем же каналам, по которым они попали на сервер атакуемого здания.

Необходимость в антивирусных средствах

Очевидно, что антивирусное средство для умных домов должно выполнять следующие важные функции:

контролировать появление на сервере умного дома любых посторонних файлов или программ;

контролировать несанкционированные подключения устройств к сети;

контролировать подключения устройств к беспроводным каналам передачи данных;

контролировать трафик между локальными сетями интеллектуального здания и непосредственно сервером автоматизированного управления;

контролировать взаимодействие сервера с сетью Интернет на предмет проникновения вирусного программного обеспечения;

контролировать сетевое оборудование на предмет DoS-атак;

обеспечивать проверку файлов, передаваемых в проводных и беспроводных сетях;

выполнять эвристический поиск наличия на сервере вирусных программ;

контролировать целостность системы умного дома, которая должна заключаться в проверке текущей конфигурации, управляющих процессов и хранимых данных.

На данный момент в мире существуют лишь программные средства защиты систем автоматизированного управления зданиями. В то время как перевод части реализуемых функций на аппаратную основу не только снижает стоимость и сложность разработок, но и существенно повышает надежность средств, обеспечивающих безопасность систем умного дома. Программные антивирусные продукты не могут решить задачу полной защиты системы автоматизированного здания ввиду отсутствия аппаратной составляющей комплекса. Можно утверждать, что существующие программные антивирусы не позволяют полностью защитить систему. Таким образом, создание антивирусной системы, способной обеспечивать комплексную защиту системы автоматизированного управления зданием - ЭТО задача ближайших лет.

Для проведения эксперимента была разработана анкета (Приложение 1)

В целях демонстрации результатов пренебрежения советами по предупреждению вирусного заражения был создан безвредный программный код вируса на основе vbs – файлов (Приложение 2 на CD) и опробован на группе добровольцев. Файл был разослан им по электронной почте с незнакомого адреса. Успешно активированный вирус у 100% исследуемых доказывает незнание правил безопасного поведения или пренебрежение ими. Вирус заполонил рабочий стол компьютера и заставил немного понервничать бездумных пользователей. Участники на своем собственном опыте прочувствовали вирусную атаку.

Данный эксперимент заставил переосмыслить поведение пользователей по отношению к вирусам.

Кривич Е.Я. Персональный компьютер для школьников: учебный курс / Е. Я. Кривич. – 2 изд., перераб. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.: ил.

Энциклопедия для детей. Том 22 Информатика. /Глав. ред. В. А. Володин. — М.: Аваита+. 2000, — 618 С: ил.

Стариковский А. В., Жуков И. Ю., Михайлов Д. М., Толстая А. М. Жорин Ф. В., Макаров В. В., Вавренюк А. Б. Исследование уязвимостей систем умного дома [Текст]/ Стариковский А. В.//Спецтехника и связь.- 2012.- № 2.- С. 55-57.

Анкета для старших школьников

Какую антивирусную программу вы установили на своем компьютере?

2. Введите адрес своей электронной почты.

3. Как часто вы проверяете свой компьютер на вирусы?

4. Как часто вы обнаруживаете вирусную угрозу на компьютере?

5. Какую антивирусную программу вы используете:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции