Поставки товара из китая из за вируса


Запасы до весны



О перебоях в поставках говорит и гендиректор и председатель совета директоров одного из крупнейших в Восточной Европе IT-дистрибуторов Asbis Сергей Костевич. Насколько длительным окажется локаут, решится на этой неделе — если власти Китая продлят каникулы еще на неделю, может возникнуть дефицит электроники на рынке, не исключает он.


Представитель МТС Алексей Меркутов отмечает, что на российских складах большой запас гаджетов, которого хватит на несколько месяцев бесперебойных поставок. В компании не ожидают проблем с поставками, связанных с каникулами на фабриках в Китае.



— Мы внимательно следим за ситуацией с коронавирусом и проактивно действуем в рамках директив местных органов власти во всех местах нашего присутствия, — сообщил гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко.

Пока запасы смартфонов у ритейлеров есть — до марта ожидать дефицита вряд ли стоит, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Правда, нельзя исключать, что покупатели, ожидающие появления новых моделей смартфонов, которые планируется анонсировать в феврале, еще долго их не получат, ведь произвести новинки будет просто некому, отмечает эксперт. Но чем-то страшным отсутствие смартфонов в магазинах не обернется, ведь это не продукты, лекарства или бензин, говорит эксперт.



Модель без сборки

Ситуация со вспышкой вируса в Китае может негативно повлиять на авторынок, считают в Объединении автопроизводителей России. По оценкам исполнительного директора организации Игоря Коровкина, импортные комплектующие из Поднебесной занимают в РФ до четверти (около 20–25%) всего объема рынка. Сегодня в автопроме вряд ли можно найти комплектующие без китайских компонентов.

31 января о возможных проблемах со сборкой машин уже официально объявил КамАЗ. Гендиректор предприятия Сергей Когогин предупредил о том, что с марта объемы производства могут быть сокращены на фоне рисков с поставками китайских запчастей.

Первым крупным зарубежным производителем, объявившим о приостановке выпуска машин за пределами КНР, стала южнокорейская Hyundai. Причиной стала приостановка работы китайских заводов по выпуску кабелей.



Но возможный дефицит китайских автомобилей не приведет к росту их стоимости, считает Алексей Калачев. Этот рынок всё же устроен несколько иначе. На фоне общего снижения продаж автомобилей сокращение предложения одним производителем будет быстро замещено другими.

Овощной дефицит



Такие сложности не приведут к повышению цен, уверен эксперт. Сниженный потребительский спрос не позволит производителям и ритейлерам менять стоимость товаров.


КОЛЛАЖ: КИРИЛЛ РУБЦОВ; ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ЕВГЕНИЯ ОБУХОВА


Основной вопрос сейчас — продлится ли такое положение вещей в марте. Новости противоречивые: власти провинции Хубэй призывают компании не возвращаться к работе как минимум до 11 марта, а китайский минздрав поддерживает возвращение компаний к работе.


Вернется ли производство в КНР в свой обычный ритм? От этого будет зависеть многое для целого ряда товарных рынков, для тысяч компаний, работающих с Китаем — получающих оттуда продукцию и комплектующие или поставляющих туда сырье, а в конечном счете — будущее ВВП всех торговых партнеров КНР, и России в том числе. Так, по данным ФТС и Минфина, Россия теряет из-за снижения спроса со стороны Китая миллиард рублей в день — соответственно, если такое снижение продлится весь март, то потери составят около 60 млрд рублей, а если и в апреле — то около 90 млрд. С учетом объема нашего товарооборота с КНР (110 млрд долларов, или около 6 трлн рублей в прошлом году) это немного, но вопрос в том, не окажутся ли потери сильнее из-за косвенных эффектов. И Россия тут не единственная пострадавшая, проблемы в той или иной мере грозят всем торговым партнерам Китая: США, Японии, Южной Корее и другим странам Юго-Восточной Азии. Так, южнокорейский Hyundai заморозил производство из-за нехватки китайских запчастей, Apple переносит часть производства на Тайвань (хотя в этой истории, возможно, больше политики, чем коронавируса).

Сейчас уже известны самые пострадавшие отрасли — это авиаперевозки и туризм.

Однако российские потери несравнимы с потерями других, более популярных у китайских туристов стран. Россия — примерно 10–12-я по популярности страна для китайских туристов, а основной турпоток приходится на Вьетнам, Таиланд, Японию, Корею, Индонезию, Малайзию, Филиппины, Камбоджу, Францию и Корею. Их потери могут оказаться существенно больше: средние расходы китайского туриста на тур — от двух до пяти тысяч долларов, так что недополученная выручка туриндустрии Азии за первые два месяца года составит как минимум пять миллиардов долларов, подсчитали в РАСПП.



Еще совсем недавно китайский рынок авиаперевозок считался одним из самых динамичных в мире, он демонстрировал феноменальные темпы роста — примерно 7,5–8% ежегодно. В прошлом году суммарный пассажиропоток на авиалиниях в КНР увеличился с 611 млн до 660 млн человек. И мало кто сомневался, что уже в 2022 году китайский рынок превзойдет американский и станет самым емким в мире, а местные авиакомпании будут перевозить не менее 750 млн пассажиров в год. Но все вышло иначе.

Уже ясно, что кризис в Китае крайне негативно отразится на глобальной индустрии авиаперевозок. У многих крупных авиакомпаний Азии, Европы, Ближнего Востока и Северной Америки образовался заметный избыток провозных мощностей. Речь идет о нескольких десятках широкофюзеляжных дальнемагистральных авиалайнеров. Только лизинговые платежи за каждый такой самолет составляют не менее 1,5 млн долларов в месяц. Использовать эти воздушные суда на действующих авиалиниях, например из Европы в США и Канаду, сейчас проблематично. Увеличение частоты полетов в низкий сезон неизбежно приведет к резкому снижению загрузки и, как следствие, к падению цен на авиабилеты. Российским авиакомпаниям ничего не остается, кроме как просить помощи у государства. Замглавы Минтранса Александр Юрчик уже заявил, что его ведомство предложит правительству выделить авиакомпаниям 1,6 млрд рублей в качестве компенсации за запрет полетов в Китай. Проблема, однако, в том, что сами авиаперевозчики оценивают свои потери как минимум в 5 млрд рублей. Да и получить какие-либо средства от властей нашим авиаторам, как показала практика, непросто. Например, из-за запрета на авиасообщение с Грузией российские авиакомпании, по их собственным оценкам, потеряли 3,2 млрд рублей. Но Минфин посчитал эту сумму завышенной. В результате, несмотря на прямое поручение президента компенсировать авиакомпаниям их убытки, решить этот вопрос так и не удалось.



Оценки влияния коронавируса на потребление нефти в Китае существенно расходятся. Например, ОПЕК в февральском отчете снизила прогноз роста мирового спроса на нефть в 2020 году на 230 тыс. баррелей в сутки, из них только в Китае — на 120 тыс. баррелей в сутки. В то же время, по сообщению Bloomberg, из-за коронавируса общее потребление нефти в Китае сократилось на 20% (на 3 млн баррелей в сутки). Недавно в прессе прошли сообщения, что руководители китайских НПЗ прогнозируют сокращение уже на 25% (3,2 млн баррелей в сутки), что эквивалентно примерно 3% общемирового потребления. Тут есть два момента. Во-первых, из-за праздников январь и февраль — очень нетипичные месяцы для китайской экономики. Делать по ним выводы некорректно. Во-вторых, китайские компании продолжают закупать нефть — оставляют ее в танкерах или заливают в хранилища про запас. Так что влияние снижения потребления в Китае на спрос на нефть далеко не линейно. Более того, размер этих хранилищ неизвестен, и что будет, когда они заполнятся, непонятно.

Следующими на очереди в числе пострадавших могут оказаться рынки угля, железной руды и черных металлов.

У рынков железной руды и стали в Китае есть несколько важных особенностей. Китай потребляет и производит более 50% мировой стали, при этом собственные месторождения железной руды в Китае имеют низкое содержание железа, поэтому ее приходится импортировать, отмечает Вадим Понкратов. По данным Bloomberg RU, цены на железную руду в первом квартале 2020 года снизятся до 50 долларов за тонну, и S&P Global Platts прогнозирует, что мировые цены на сталь могут упасть после падения цены железной руды на 8%.


Goldman Sachs считает, что из-за коронавируса глобальный спрос на медь в 2020 году снизится на 300 тыс. тонн — и то если власти КНР смогут взять под контроль вирус в первом квартале. В результате глобальное производство меди в этом году будет ниже спроса на металл на 140 тыс. тонн.
Трехмесячный прогноз по меди понижен до 5900 долларов за тонну с ожидавшихся ранее 6300 долларов, 12-месячный прогноз ухудшен сразу до 6500 долларов за тонну с 7000.


В то время как авиакомпании, турфирмы, операторы массовых мероприятий отменяют все планы на апрель, вирус, похоже, уже выдыхается. С начала его распространения прошло уже больше двух месяцев, а путаница в отношении точного числа заболевших продолжается. По данным ВОЗ на 21 февраля, всего были заражены 76 676 человек. За пределами Китая — 1073 подтвержденных случая. Умерли 2247 человек. За пределами эпицентра заболевания в провинции Хубэй ситуация в целом стабилизировалась. Вторым крупным очагом после японского круизного судна стала религиозная секта в г. Тэгу (Южная Корея), в которой выявлено несколько десятков заболевших.


Руководитель сектора международных военно-политических и экономических проблем НИУ ВШЭ Василий Кашин соглашается, что в силу масштабных праздников рассматривать помесячную экономическую статистику Китая в начале года бессмысленно — обычно смотрят сразу на два-три месяца. Поэтому пока нет оснований ожидать сверхнегативных последствий для китайской экономики из-за коронавируса. Кроме того, сейчас КНР проводит общенациональную мобилизацию госаппарата, чтобы показать: правительство соблюдает план, экономические показатели под контролем и, если надо, власти будут стимулировать спрос и помогать промышленности и бизнесу, напоминает эксперт. Как только ограничительные меры будут сняты (скорее всего, это произойдет уже во втором квартале), промышленность быстро восстановится — просто введет в строй простаивающие мощности. Сфера услуг будет восстанавливаться медленнее. Тем не менее после снятия ограничений мы можем увидеть сильный восстановительный рост, полагает г-н Кашин.

Действительно, у Китая есть универсальное средство, с успехом применяемое в США и ЕС: заливка деньгами. Народный банк Китая умело подогревает надежды инвесторов на лучшее: вслед за ставками репо он снизил на минувшей неделе ставки среднесрочных кредитов, ключевую ставку, а в конце минувшей недели для надежности просто запретил короткие продажи.

Власти также снизили стоимость соцстрахования для предприятий и вводят субсидии на покупку автомобилей. Вслед за Банком Китая начали понижать ставки и соседи, например ЦБ Индонезии, а Сингапур отменил повышение НДС. Однако, как всегда в таких случаях, крах какой-нибудь одной компании, не справившейся с последствиями коронавируса, может запустить цепочку банкротств — и произойти это может в любом регионе. Конечно, Китай поддержит любую свою компанию, но, например, Гонконг не может этого сделать.

На сегодняшний день пониженные национальными центробанками и рейтинговыми агентствами прогнозы ВВП позволяют подсчитать, что мировая экономика потеряет из-за коронавируса как минимум 140 млрд долларов.


Коронавирус заставил российские компании понервничать: китайские фабрики не могут производить и доставлять товар клиентам вовремя

Ситуация с поставками из Китая сейчас действительно непонятная, но пока искать замену Китаю в планы компаний не входит: он является крупнейшим мировым производителем товаров. В России на Китай приходится 36,5% импортного текстиля. Но, если пауза затянется, компании могут задуматься о смене локации производств.

По ту сторону баррикад

Когда началась эпидемия, китайские фабрики не закрывались. Их сотрудникам просто запретили выходить на работу в первых числах февраля — после празднования китайского Нового года.

Кроме того, некоторые фабрики, получившие такое разрешение, оказались просто не готовы что-либо производить — после объявления карантина все передвижения людей тоже оказались заблокированы: весь персонал, уехавший в другие города праздновать Новый год с семьями, не смог вернуться обратно. В итоге разрешение на работу есть, а производить товар некому.

Интересно, что маленькие производства находят выход из ситуации: они закрываются с семьями и сотрудниками у себя дома и работают.

По эту сторону баррикад

У отечественных ретейлеров ситуация опасений пока не вызывает. В "М.Видео" и Ozon "РГ" заявили, что у них нет каких-либо проблем с поставками китайских товаров. В Wildberries не ожидают дефицита техники и электроники из Китая, если простой на производствах займет несколько недель, но допускают, что если ситуация усугубится, то перебои возможны.



Директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко сообщил, что информации о возможных перебоях с поставкой продукции от торговых сетей пока не поступало, а в случае необходимости ретейлеры обычно оперативно перестраивают схему поставок. Он напомнил, как в 2019 году Россельхознадзор неоднократно запрещал ввоз целых категорий товаров из Китая, и "это не приводило к каким-либо последствиям для покупателей".

С точки зрения импорта наиболее сильно зависимы от поставок из Китая такие категории товаров, как одежда и обувь (39%), изделия из металлов (37%), электроника (около 50%), а также часы (30%), музыкальные инструменты (40%) и игрушки (более 70%), отмечает эксперт Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов. "Пока трудно оценить масштабы снижения будущих поставок продукции из Китая в Россию, поскольку в КНР продолжаются каникулы по случаю Нового года по лунному календарю (официально первый рабочий день в стране был перенесен с 31 января на 3 февраля), - говорит он. - Кроме того, власти многих крупных промышленных регионов, таких как Шанхай и Гуанчжоу, ввели запрет на возобновление рабочей деятельности до 10 февраля. Очевидно, что потенциально такие ограничительные меры могут привести к существенному сокращению внешней торговли Китая в феврале, хотя очевидно, что полной остановки экономики не произойдет и многие компании продолжат активную хозяйственную деятельность даже под угрозой штрафов. Но в случае ухудшения эпидемиологической ситуации возможно введение запретов на авиасообщение с Китаем, что ударит не только по пассажирским, но и по грузовым перевозкам, которые активно используются для транспортировки товаров с коротким "циклом жизни" и жесткими требованиями по логистике".


Влияние эпидемии в Китае на импорт продуктов питания будет ограниченным - за три квартала 2019 года доля Китая в сельхозимпорте в РФ составила всего 5,6%. Лишь по некоторым товарам этот показатель превышает 15%: овощи (22%), рыба (16%), продукция переработки овощей, фруктов и орехов (15%).

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем, полагает, что в условиях, когда не до конца понятно, как передается вирус, вырастет "недоверие к китайским товарам, которое к тому же будет подогреваться США с помощью всей мощи американских СМИ, и от покупки китайских товаров будут отказываться многие - и государства, и простые люди".



В Центре международной торговли (ЦМТ) "РГ" уточнили, что доли импорта из Китая телефонов, компьютерной техники и электроники в общем импорте в денежном выражении очень значительные - свыше 60% в каждой подгруппе товаров. По данным ретейлеров, по ряду секторов стандартно существующие запасы рассчитаны в среднем на 3 месяца. "Закрыт ряд предприятий, введены ограничения на логистику внутри страны. Множество городов, ряд предприятий закрыто на карантин. Показатели производства и потребления падают. В закрытой провинции есть производители, которые "запитываются" комплектующими и рабочей силой из приграничных регионов. Именно в этих цепочках может быть сбой, а это повлияет на производственный выпуск. Пойдет "домино" с снижением выпуска, потом уже некоторым перебоем с проездом, с пропуском на пунктах", - прогнозируют в ЦМТ. Когда цепочка внутри КНР восстановится, предложение пойдет вверх. То, какими будут последствия, во многом зависит от развития сегодняшнего сценария и срока, на который распространится действие данных мер.

Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета:

- Российские власти анонсировали, что они намерены вводить ограничения на сообщение не только с Китаем, но и со странами Юго-Восточной Азии (ЮВА). С эпидемиологической точки зрения это оправдано, потому что санитарный контроль в большинстве стран ЮВА не очень хороший. Если вирус выйдет за пределы Китая, он начнет быстро распространяться. С точки зрения экономики нужно смотреть какие конкретно ограничения будут вводиться на перемещения людей и грузов.



В частности, в московских аэропортах ввели тотальный досмотр ручной клади прибывающих из Китая. Если будут вводиться дополнительные процедуры для техники или для ее сопровождающих, это лишние транзакционные издержки. Участники рынка всегда стараются играть на повышение цен и обосновывать его имеющимися проблемами. Большой вопрос, не попытаются ли поставщики сыграть на этом. Грубо говоря, меры со стороны властей удорожат логистику на рубль, а поставщики попытаются поднять цену условно на 20 рублей.

Константин Ордов, профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова:

- Китайский импорт в Россию превышает 50 миллиардов долларов. Пока ведущие международные консультанты прогнозируют снижение ВВП Китая на 0,1 процентного пункта в 2020 году. С высокой вероятностью и сокращение импорта может составить 0,1-0,5%, что не представляет существенной угрозы двусторонним торговым отношениям. II квартал 2020-го станет наиболее негативным, но показатели за год вполне могут остаться в ожидаемом диапазоне, с учетом долгосрочных и транзитных договоров поставки продукции из Китая.

Кирилл Парфенов, кандидат политических наук:

- Информации об ограничении товарного импорта из Китая пока нет. В "штатном режиме" работает AliExpress, глава Роспотребнадзора Анна Попова не видит рисков заражения через посылки. Основой китайского экспорта традиционно является текстильная продукция, обувь, игрушки - примерно четвертая часть всего объема продукции, поставляемой на внешний рынок. В последние 15-20 лет растет спрос на велосипеды, мотоциклы, автомобили и строительную технику китайского производства, развиваются экспорт офисного и телекоммуникационного оборудования. Все эти товары не могут быть средством передачи нового вируса. Во всяком случае - исходя из сегодняшних представлений специалистов. Сложнее дело обстоит с продовольственными товарами, которые в структуре экспорта составляют сравнительно небольшую часть. Некоторые специалисты видят значительные риски распространения вируса с рыбой и морепродуктами.



Олег Чередниченко, доцент кафедры экономической теории РЭУ им Г.В. Плеханова:

- Блокировка импорта китайских товаров в РФ на фоне необходимости блокировки перемещения коронавируса коснется, в значительной степени, ее "продуктовой" составляющей, а она, по различным оценкам, не превышает 3% от общего объема поставок (по данным за III квартал 2019 года эта доля не превысила 2,6%). Более серьезной потерей для российской экономики является сокращение туристического потока из поднебесной. И, если ориентироваться на цифры первого полугодия 2019 года, когда из 4,9 миллиарда долларов, потраченных иностранными туристами в России, на "китайскую" составляющую пришлось почти 20%, то, понимая динамику прироста этой доли, оценка потерь для экономики нашей страны видится весьма ощутимой. И это - без учета снижения выручки транспортной отрасти на этом фоне.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"


Юрист адвокатского бюро "А2"

специально для ГАРАНТ.РУ

Большая часть Китая весь февраль практически не ходила на работу, многие графики поставок в другие страны были сорваны, и они не были выполнены вовремя. Трибуналы и суды будут разбираться, по какой причине произошел срыв графика: помешал ли вирус или он – только оправдание халатности исполнителя.

В связи с вирусом возникает несколько значимых вопросов:

  • в части материального права интересно, является или станет ли коронавирус основанием для освобождения от ответственности за неисполнение договора;
  • в части процессуального права интересно, как будет доказываться причинно-следственная связь между коронавирусом и задержкой поставки? И какие доказательства будут достаточными для этого?

Можно ли признать коронавирус форс-мажором?

Скорее да, чем нет, в любом случае это зависит от обстоятельств конкретного дела. Необходимо проанализировать положения конкретного договора поставки на предмет того, как стороны согласовали форс-мажор. Упоминание эпидемий и (или) действий органов государственной власти является дополнительным инструментом для юриста при подготовке правовой позиции.

Если таких упоминаний нет или форс-мажор не согласовывался сторонами, то будут применяться положения применимого права. Нарушение договора из-за коронавируса можно попытаться обосновать по Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.), указывая, что коронавирус и распоряжения китайских властей являются обстоятельствами, которые исполнитель не может контролировать, не мог предвидеть и не сможет избежать.

Но при этом нужно помнить, что Венская конвенция может не помочь по двум причинам: во-первых, она не является обязательной в случае, если на нее не сделали прямую ссылку в договоре. В этом случае Венская конвенция является обобщением мировой практики с рекомендуемым характером. Во-вторых, если оставалась возможность выполнить поставку, пусть и дорогостоящим способом, коронавирус будет признан не препятствием, а затруднением, что приведет к негативным последствиям для исполнителя.

Причинно-следственная связь между вирусом и задержкой поставки

Причинно-следственную связь в случае ненадлежащего исполнения международного контракта доказать всегда проблематично, так как вовлечено большое количество факторов: применимое материальное право, применимое процессуальное право (и правила третейского суда), и их соотношение. Ключевыми вопросами являются надлежащие доказательства и распределение бремени доказывания.

В России согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса доказательства важных для дела обстоятельств представляет та сторона, которая в своей правовой позиции сослалась на такие обстоятельства. Если договор был не исполнен из-за коронавируса на территории России, доказывать причинно-следственную связь с вирусом будет ответчик, когда будет оправдывать несвоевременную поставку вирусом.

Рекомендации о доказательствах Китайской Международной торгово-экономической арбитражной комиссии придерживаются того же подхода: если спор касается его исполнения, то сторона, которая должна была исполнить этот договор, несет бремя доказывания этого факта; однако если спор касается причиненных убытков, то право на предъявление требования об убытках доказывает пострадавшая сторона.

Помимо бремени доказывания, юристы столкнуться со сложностью подготовки доказательственной базы. Как пример, чтобы доказать влияние вируса на исполнение договора, нужно будет продемонстрировать суду или арбитражу следующую логику:

  1. "По причине коронавируса на заводе N была объявлена временная приостановка производства" (это подтверждается локальным актом, обычно распоряжением генерального директора);
  2. "До момента объявления временной приостановки по причине коронавируса договор исполнялся в соответствии с утвержденным графиком" (это можно подтвердить ранее исполненными в срок поставками и документами на изготовленную продукцию, принятую кладовщиком на склад, о чем кладовщик делает соответствующую запись в журнал).

Соответственно, если до этого были случаи просрочки поставки, непоставки или нехватки товара, то другая сторона обязательно обратит внимание суда на этот факт. По совокупности представленных доводов и доказательств судья или арбитры будут принимать решение.

От вспыхнувшего в Китае коронавируса в итоге залихорадило всю планету. В ООН подсчитали, что потери мировой экономики, связанные со вспышкой заболевания могут составить в 2020 году около $2 трлн, темпы роста китайской экономики могут замедлиться с 6% до 4,9%. Ну, а что же китайский ритейл? Как он выживает в условиях борьбы с вирусом? И что из китайского сценария можно взять на заметку ритейлерам в России?


Планы отменяются

Еще в 2019 г. множество авторитетных западных изданий и экономистов сходились во мнении, что в 2020 г. Китай впервые сможет обогнать США и стать крупнейшим в мире розничным рынком. Действительно, по итогам 2019 г. объем розничных продаж в Поднебесной вырос на 8% и составил $5,9 трлн – тем самым китайцы забрали пальму первенства у США, где объем розничных продаж достиг только $5,4 трлн.

И ничего не предвещало беды, даже замедляющиеся темпы экономики не грозили Китаю сокращением розничного сегмента. Однако в январе весь мир поразила новость о вспышке в китайском городе Ухань пневмонии, вызванной новым типом коронавируса.

Вирус ударил по Китаю в один из самых прибыльных для национальной экономики периодов – в дни празднования Китайского Нового года (в этом году отмечали 25 января) – когда все щедро тратятся на подарки к празднику, а в страну возвращаются китайцы, пребывающие за границей.

По состоянию на 13 апреля число зараженных коронавирусом нового типа в мире превысило 1,696 млн человек. На первом месте по числу зараженных США, там 557,5 тыс. заразившихся. За США по числу подтвержденных случаев заражения вирусом следуют: Испания – 166,8 тыс., Италия – 156,3 тыс., Франция – 133,6 тыс., Германия – 127,8 тыс. В Китае зарегистрировано 83,13 тыс. заболевших. В России на данный момент зафиксировано 18 328 случаев заражения.

Около месяца – с конца января по конец февраля – китайцы со всех концов страны были вынуждены максимально ограничить любые передвижения. Ухань и десятки городов провинции Хубэй, в которых проживает больше 30 млн человек, были закрыты на карантин (всего в провинции Хубэй 60 млн жителей). Естественно, закрытие городов и ограничение поездок по всей стране сильно ударили по китайской экономике, включая сектор розничной торговли. В Китае временно закрылись сотни магазинов, супермаркетов и торговых центров, а жители ограничили себя в покупках.

Стоит отметить, что не столько вирус затормозил китайскую экономику, а Китай самостоятельно остановил свою экономику для эффективной борьбы с вирусом.


Запрет на распродажи и резкое повышение цен

Если сотрудник контактировал с заразившимися или находился в районе, где была зафиксирована вспышка, его нельзя допускать на рабочее место.

Необходимо вести учет работников и осуществлять постоянное наблюдение за их состоянием – ежедневно измерять температуру, контролировать, чтобы работники постоянно мыли руки и носили медицинские маски. Если температура сотрудника превышает 37,5°C, или у него были замечены иные симптомы, его нельзя допускать на рабочее место.

Необходимо сотрудничать с местными органами здравоохранения и сообщать о замеченных случаях нарушения условий карантина.

Если торговая точка или ресторан расположены в районах/ регионах, где крайне тяжелая эпидемиологическая ситуация (например, в Ухане), то компании должны получить специальное разрешение у регулирующих органов, прежде чем вести какую-либо деятельность.

До официального прекращения режима карантина необходимо приостановить любые масштабные рекламные мероприятия, акции, распродажи и т. д.

Запрещено резкое повышение цен на любые категории товаров.

Рекомендуется содействовать оплате кредитной картой и различными мобильными способами оплаты.


Кто пострадал, а кому выгоден коронавирус?

Как же повлиял и продолжает влиять коронавирус на китайскую розницу? Так как все силы страны направлены на борьбу с эпидемией, точных данных о количестве закрытых магазинов и объемах розничных продаж за последние два месяца китайские аналитики рынка пока не публиковали. Об уже известных тенденциях в китайском ритейле рассказал Центр розничных исследований Link Shop (联商网), который даже предоставил несколько занимательных цифр.

По оценке Link Shop, с 25 января по конец февраля большинство универмагов в материковом Китае – Jiuguang (久光百货), Parkson (百盛), Beijing Hualian (北京华联) и др. – были временно закрыты. Учитывая и так самые низкие среди всех форматов темпы роста, которые у универмагов в первом квартале 2019 г. составляли всего 0,9%, а по итогам прошлого года достигли 1,4%, ожидается, что в первом квартале 2020 года этот показатель впервые уйдет в минус.

Неутешительные новости ждут и торговые центры. Как подсчитали аналитики Link Shop, в январе 2020 г. в Китае открылось всего 26 новых ТЦ, что составляет минимальный показатель за последние 6 лет. В годовом выражении спад составил 35%. А в феврале новые ТЦ в Поднебесной и вовсе не открывались.

Резко снизился и поток покупателей, из-за чего владельцы ТЦ по всей стране начали объявлять о понижении арендной платы. На сегодняшний известно по крайней мере о 6000 тысячах ТЦ, владельцы которых официально понизили арендные ставки. Ожидается, что из-за таких арендных послаблений китайские ТЦ потеряют в сумме около 10 млрд юаней ($1,4 млрд). Также отмечается, что в снижении арендных ставок замешано и правительство, которое оказывает поддержку розничным компаниям и снижает ставки по кредитам для ритейлеров.


Самое большое и, как не парадоксально, положительное влияние коронавирус оказал на e-grocery . Объясняется это новыми временными особенностями потребительского поведения китайцев в условиях карантина. Вынужденные не покидать свои дома, люди обратились к сервисам доставки продуктов.

К заказу ритейлеры прикладывают специальную карточку, на которой указана температура тела всех людей, которые участвовали в упаковке и доставке товара (в случае доставки еды из ресторанов – температуру поваров), а также информация о дезинфекционных мерах, которые проводит склад, магазин или ресторан, откуда привезли заказ.

В первую неделю после Китайского Нового года популярный сервис доставки продуктов Miss Fresh (每日优鲜) в 4 раза увеличил количество онлайн-заказов на продукты в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. За этот период компания продала 40 млн товаров из категории продуктов питания. Наибольшим спросом пользовались яйца, овощи и мясо.

О резком росте онлайн-продаж сообщил и сервис Dada (达达) – проект лидера китайской электронной коммерции JD. Продажи свежих продуктов Dada увеличились на 215%, за 10 дней после 25 января компания продала более 15 тыс. тонн продуктов питания.

Не растерялись в новых условиях супермаркеты и гипермаркеты. Так, например, крупнейший в стране розничный оператор Sun Art Retail Group (高鑫零售), управляющий 486 гипермаркетами по всему Китаю, закрыл 4 февраля – в разгар эпидемии – 80% своих торговых точек, однако на прибыль компании это значительно не повлияло. Закрытие гипермаркетов компенсировала собственная служба доставки онлайн-заказов, которая работала через мобильное приложение и социальную сеть WeChat. Ожидается, что в первом квартале 2020 г. благодаря росту онлайн продаж их доля в Sun Art Retail Group составит 25% от всех розничных продаж против 15% в 2019 г.

Успехами в онлайн-торговле может похвастаться и другой популярный китайский ритейлер Yonghui Group (永辉超市), управляющий более 800 супермаркетами в стране. За первые 10 дней после Китайского Нового года фактический объем транзакций компании увеличился на 465%, а онлайн-продажи возросли на 600% в годовом исчислении.

Несмотря на такой успех, онлайн-торговля в Китае сталкивается с рядом трудностей, вызванной коронавирусом.

Практически всем ритейлерам не хватает курьеров, так как часть из них неизбежно остается на карантине, а часть требует большей платы за риск заражения.

Кроме того, в закрытых городах типа Уханя заблокированы многие трассы и дорожные участки, из-за чего доставить продукты даже на малогабаритных мопедах порой составляет для курьеров большую сложность.


Последствия для мирового ритейла

Не менее ощутимым коронавирус оказался и для иностранных ритейлеров, ведущих бизнес в Китае. Речь идет о международных европейских и американских торговых сетях, вынужденных закрыть в начале февраля все или большинство своих магазинов на период наиболее агрессивного распространения вируса.Наиболее сильно кризис ощутили сети ресторанов. Список таких компаний можно перечислять бесконечно, начиная от Apple, IKEA, Adidas, H&M и заканчивая Starbucks, McDonald's, KFC.

В прошлом месяце более 400 зарубежных компаний в отчетах о доходах за первый квартал текущего года указали, что быстро распространяющийся коронавирус в Китае может негативно повлиять на финансовые результаты.

В то же время главный иностранный игрок на китайском продуктовом рынке – Walmart – в отличие от Apple и McDonald's, значительного замедления своего роста не ожидает. Такое спокойствие компании, управляющей более 500 супермаркетами в Китае, объясняется долей в службе доставки продуктов Dada. Проект JD является главным доставщиком продукции Walmart в Китае, и, как было сказано, рост его продаж в феврале очень впечатляет.

Последствия коронавируса для России

Российский рынок быстро ощутил последствия эпидемии с сокращением поставок китайской продукции. Преимущественно это касается непродовольственного сектора – одежды и электроники. Так, еще в середине февраля заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов заявил, что России придется искать замену Китаю в легкой промышленности. В числе альтернатив он в первую очередь упомянул Южную Корею и другие страны Азии, Турцию, Италию. В связи с активным распространением вируса в Италии и Корее эти страны выпадают из списка В. Евтухова, как, вероятно, и Турция – из-за резкого охлаждения отношений между нашими странами.

С продуктовым сектором дела обстоят проще. Хотя в первые недели эпидемии в розничных магазинах Дальнего Востока ощущался дефицит ряда продуктов из-за довольно большого товарооборота с Китаем, вскоре эта проблема была решена. По оценке GfK, совокупная доля продаж китайских товаров в сегменте упакованных товаров FMCG составляет 0,2% рынка.

Не самое позитивное будущее российско-китайского товарооборота описал в начале февраля генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. По его мнению, на 2020 г. Китай потерял статус стабильного и надежного поставщика товаров, предприниматели активно будут искать новых поставщиков продукции в Индии, Пакистане, Малайзии и других странах.

Однако, если учитывать нынешнюю тенденцию распространения коронавируса по всему миру, существует вероятность, что регионы Южной и Юго-Восточной Азии также охватит эпидемия. А это значит, что искать альтернативы Китаю станет гораздо сложнее, а при активном распространении болезни, этот фактор уже не будет играть ключевую роль в вопросе торговых поставок.

Вас также могут заинтересовать статьи:


McDonald’s


Starbucks

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции