Плакат вирусы по биологии

Вирус Эбола и близкий ему вирус Марбург являются представителями семейства филовирусов (Filoviridae), возбудителей острой геморрагической лихорадки у человека — заболевания, приводящего к смерти пациентов с частотой до 90%, в зависимости от конкретного штамма вируса [12]. Эбола заражает преимущественно клетки эндотелия сосудов, а также некоторые клетки иммунной системы и печени. Среди симптомов заболевания — жар, головная боль, кровоточение слизистых, боль в мышцах, кашель, обезвоживание [13].

За время, прошедшее с обнаружения вируса Эбола в 1976 было зафиксировано несколько довольно крупных эпидемий, количество зараженных и умерших в результате которых исчислялось сотнями. Эпидемии затрагивали в основном такие страны как Заир, Судан, Конго и Уганда [14]. Также было зафиксировано несколько заражений с летальными исходами, случившихся в ходе лабораторных исследований вируса [15].

В марте 2014 года началась самая крупная в истории вспышка лихорадки Эбола в Западной Африке, унесшая более 11000 жизней (40).

В настоящее время у ряда исследователей есть опасения, что вирус Эбола может быть использован в качестве оружия биологического терроризма [14, 16]. При этом биология вируса изучена не в полной мере. В частности, нет окончательного ответа на вопрос о том, как вирус сохраняется в тканях и отдельных биологических жидкостях переживших лихорадку больных, и как вирус проникает в такие иммунопривилегированные органы, как глаза (41).

Строение вируса и модель

В данной модели белки, кодируемые вирусным геномом, показаны оттенками розового, а оттенками серого показаны структуры, захваченные вирусом из клетки-хозяина. При создании модели были использованы данные о морфологии вируса, опубликованные за последние 20 лет в ведущих научных журналах. Для воссоздания структур отдельных белков и белковых комплексов были использованы как опубликованные данные рентгеноструктурного анализа, так и результаты молекулярного моделирования.

Вирион Эбола имеет продолговатую форму и достигает 1400 нм в длину и около 80 нм в ширину [17]. Для сравнения, диаметр ВИЧ или гриппа около 100–120 нм [18,19]. Филовирусы являются одними из самых крупных вирусов. Их частицы по своим размерам уступают разве что мимивирусам и мегавирусам [20, 21].

Эбола, как и многие другие вирусы человека имеет мембранную оболочку, которая образуется из мембраны зараженной клетки.

При почковании частица захватывает также часть мембранных белков клетки-хозяина (например, компоненты главного комплекса гистосовместимости или поверхностные рецепторы), которые остаются в вирусной оболочке и могут влиять на инфекционные способности вируса [3,4].

Качественный и количественный состав мембранных белков человека в вирусной частице непостоянен. Для вируса Эбола он описан существенно хуже, чем для ВИЧ и гриппа [22].

Основной поверхностный белок Эбола кодируется вирусным геном gp и необходим для проникновения содержимого частицы в клетку [1]. По своему строению и функциям он напоминает поверхностный белок GP, кодируемый вирусом иммунодефицита и гемагглютинин вируса гриппа: он также образует тримеры, каждый из мономеров которых имеет трансмембранную и поверхностную субъединицу [23,24,25].

Непосредственно под мембраной вируса расположен матрикс, имеющий, вероятнее всего, спиральную структуру и образованный в вирионе Эбола в основном белком VP40 [5]. Белки VP40 взаимодействуют как с мембраной вирусной частицы, так и между собой. За взаимодействие с мембраной ответственен небольшой С-концевой домен, а сравнительно крупный N-концевой домен участвует во взаимодействии белков друг с другом [28]. Белки VP40 образуют димеры, которые впоследствии олигомеризуются с образованием кольцевых структур, в составе которых может быть разное количество димеров [29]. VP40 — это также основной белок, отвечающий за почкование частицы [36, 37].

В самом центре вириона находится нуклеокапсид. Это также спиральная структура, образованная в основном крупным белком NP, с которым взаимодействует вирусная РНК [30]. Диаметр спирали составляет порядка 50 нм, при этом внутри различим канал, диаметром около 20 нм [6]. Нуклеокапсид вируса Эбола напоминает по своей сруктуре хорошо изученный нуклеокапсид респираторного синцитиального вируса человека [31,7]. Геном Эбола представлен одноцепочечной РНК, содержит 7 генов и имеет длину чуть меньше 19000 нуклеотидов [32]. В составе нуклеокапсида присутствует также белок VP24, роль которого не полностью ясна, хотя есть данные о том, что помимо структурного компонента, этот белок может быть антагонистом интерферона [35, 26, 27].

Внутри вириона Эбола находятся также РНК-зависимая РНК полимераза (белок L) и минорные белки VP30 и VP35. Накопленные данные указывают на то, что все они располагаются ближе к одному из концов вирусной частицы [33]. Они не несут структурной функции. Полимераза отвечает за синтез РНК вируса. Это самый крупный белок, кодируемый вирусным геномом (L от английского large — большой). Белки VP30 и VP35 являются транскрипционными факторами и антагонистами интерферонового ответа [8,10]. VP35 также играет роль кофактора вирусной полимеразы [9].

В пространство внутри вириона в результате почкования попадают также клеточные белки. Среди которых в основном представлены компоненты цитоскелета [11]. Количество цитоплазмы, которое захватывается вирусом Эбола, может варьировать. Это сказывается как на том, какие клеточные белки встречаются в вирионах, так и на морфологии вирусной частицы, которая иногда принимает булавовидную форму [34].

После окончания работы над первой версией 3D модели вируса Эбола были опубликованы новые данные о морфологии филовирусов, которые указывают на то, что нуклеокапсид уложен сравнительно менее плотно, а на один виток спирали приходится 11 молекул NP [38, 39]. По мере подтверждения этих данных, они будут учтены в следующих версиях модели вируса.

Класс: 4

Цель мероприятия: изучить некоторые виды бактерий и вирусов, ознакомить с их вредным влиянием на здоровье человека, развивать умение самостоятельно делать выводы, воспитывать у учащихся потребность в ведении здорового и эстетического образа жизни.

Оборудование: оборудование для сценки, плакаты с формами бактерий, карточки с правилами гигиены.

I. Вводное слово учителя.

Озвучивается тема и цель мероприятия.

II. Сценка на тему “В мусорной куче сидели”

(актеры - заранее подготовленные учащиеся старших классов).

Самые что ни на есть злейшие враги человека. И стали жаловаться на своё житьё - бытие.

Дизентерийная палочка: Поумнели, поумнели люди, раньше, бывало, притаишься в речке или в колодце и ждёшь до поры до времени , когда кто-нибудь сырой воды напьётся. Месяц сидишь в засаде, но своего дождешься. Выпьет человек сырой водицы и меня заодно проглотит. А я знаю своё дело, не дремлю, начинаю действовать. Расстрою так желудок, что не каждое лекарство на меня управу найдет.

Брюшнотифозная бацилла: А сейчас что? (вздыхает) - даже дети не пьют сырую воду. Все кипятят, кипятят. Так и пролежу здесь всю свою молодость, если не прилетит моя подружка - мусорная мушка да не возьмёт меня с собой в путешествие. А там: фрукты, овощи, ротик, животик, кишочки. Замуж выйду, детишками обзаведусь.

Холерный вибрион (резко ее перебивает): Не дождешься! Сейчас дети моют фрукты, да и продукты закрывают от мух. Начитались книг, в школу ходють (ворчит).

Дизентерийная палочка: Ой, что вы говорите?! Два года назад сидела я под ногтем у Васи Петрова. Такой хороший мальчишка: рук не моет, а ногти как любил погрызть! Я из-под ногтя - в ротик, а из ротика - в животик, а оттуда в кишки. Там замуж вышла, детишками обзавелась. Не жизнь, а мечта!

Брюшнотифозная бацилла: А у меня был случай : сижу как-то я на дверной ручке туалета, в школе дело было. А девчонки так и бегут ко мне. Вот одна хвать за ручку двери, а я как вцепилась ей в палец и думаю: все, жизнь моя начинается. А она подошла к раковине и давай руки мыть, да еще с этой гадостью - мылом. (Все бактерии “корчат рожи “). Ну, мне плохо стало, ослабла я и шмякнулась в раковину, а оттуда в канализацию, ну, а потом в мусорную кучу.

Вирус Энцефалита: Что вы жалуетесь. У вас жизнь по сравнению с нами, вирусами, сладкая. У вас хоть друзья есть, Васи Петровы, а мои бывшие друзья с врачами посоветовались и приняли решение прививки ставить, теперь они в лес приходят, я сажусь на своего коня – клеща, к ним прыгаю, думаю, сейчас от радости пищать будут, руками махать, пытаясь со мной поздороваться, а они – спокойно и равнодушно говорят друг другу: “Да не бойтесь, у нас прививка от энцефалита. А если у кого- то ее нет, то надо срочно сходить в поликлинику и поставить, тогда никакой отдых на природе вам не страшен”.

Бактерии (начинают шептаться): Тихо, тихо, человек идет, а в руках ведро с хлоркой.

Диалог учителя с учащимися.

  • С кем вы познакомились в этой сценке?
  • О чем разговаривали бактерии и вирусы?
  • Какой вред наносят бактерии и вирусы здоровью человека?

IV. Групповая работа учащихся.

Учитель: Ребята, бактерии и вирусы в сценке погибли, а другие ждут вас под ногтями, на ручках, на грязных фруктах, на мушиных ножках или в лесу. Давайте вместе с вами составим определенные правила, с помощью которых вы защитите себя от вирусов и бактерий.

Учащиеся (в группах) сами выводят правила личной гигиены, используя слова из сценки, учитель добавляет и предлагает сравнить их с правилами гигиены, которые им раздаются.

V. Подведение итога мероприятия.

Учитель: Ребята, что делать нам, чтобы защитить себя от бактерий и вирусов?

Ответы учащихся.

  1. Перед едой руки мыть с мылом.
  2. Всегда руки мыть с мылом после туалета.
  3. Фрукты перед употреблением промывать горячей водой и вытирать насухо.
  4. Еду закрывать от мух.
  5. Не грызть ногти.
  6. Вычищать грязь из-под ногтей и обстригать их.
  7. Пить только кипяченую воду.
  8. Чтобы не заразиться вирусами нужно ставить профилактические прививки от разных вирусов.


Рис.1. Мумия Рамзеса V

Но и Дженнер не имел представления о том, что является причиной заболевания оспой. В XIX веке все болезнетворные организмы и вещества без разбора называли вирусами. Лишь благодаря опытам отечественного биолога Дмитрия Иосифовича Ивановского прекратилась эта путаница! Он пропускал экстракт заражённых табачной мозаикой 1 растений через бактериальные фильтры, сквозь которые не проходят даже самые мелкие бактерии. Выяснилось, что экстракт оставался по-прежнему заразным для других растений. Значит, возбудителями табачной мозаики были организмы, меньшие по размеру, чем бактерии; их назвали фильтрующимися вирусами. Вскоре бактерии перестали называть вирусами, а сами вирусы выделили в отдельное царство живых организмов. Дмитрий Ивановский же во всём мире по праву считается основателем вирусологии — науки о вирусах.


Рис. 2. Дженнер прививает Джеймса Фиппса от оспы

Но что мы пока поняли про вирусы? Только то, что они меньше бактерий. Чем же вирусы так не похожи на другие организмы? И почему понадобилось вдруг их выделять в отдельное царство? А вот почему. В отличие от других живых организмов, вирусы не имеют клеточного строения, а значит, и всех характерных для клетки структур. А ещё они единственные, кто не умеет самостоятельно производить белок, главный строительный материал всего живого. Поэтому их размножение невозможно вне заражённой клетки. Из-за этого многие учёные не без оснований считают вирусы внутриклеточными паразитами.

Жертвами различных вирусов становятся представители всех без исключения существующих царств живых организмов! Так, есть вирусы растений — вирус табачной мозаики (рис. 3, слева), вирус мозаики костра (это растение изображено на рисунке 3, справа), вирус желтухи свёклы, вызывающий иногда даже эпидемии. Кстати, в растение вирус просто так не проникнет. Заражение происходит при травмах растительных тканей. Типичный пример: тля пьёт сок из стебля и для этого протыкает покровные ткани — а вирус тут как тут.


Рис 3. Слева: листья табака, поражённые вирусом табачной мозаики. Справа: костёр (лат. Brómus) — род многолетних травянистых растений семейства Злаки. Если посмотреть на заросли костра в ветреную погоду, его крупные метёлки, склоняясь под ветром то в одну, то в другую сторону, отсвечивают красноватым светом в солнечных лучах, очень напоминая языки пламени. Отсюда, вероятно, и произошло русское название этого растения

Грибы тоже поражаются вирусами, вызывающими, например, побурение плодовых тел у шампиньонов или изменение окраски у зимнего опёнка. Причиной многих опасных заболеваний животных и человека тоже служат вирусы: вирус гриппа, ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), вирус Эбола, вирус бешенства, герпеса, клещевого энцефалита и т. д.

Есть даже вирусы, поражающие бактерии, их называют бактериофагами 2 . Так, в конце XIX века исследователи из Института Пастера заметили, что вода некоторых рек Индии обладает бактерицидным действием, то есть способствует снижению роста бактерий. И достигалось это благодаря присутствию в речной воде бактериофагов.


Рис. 4. Слева: вирус табачной мозаики. В центре: вирус мозаики костра похож на футбольный мяч (справа)


Рис. 5. Слева направо: вирус герпеса, аденовирус А человека, бактериофаг


Рис. 6. Маленькие вирусы-спутники внутри гигантского мимивируса

Но не стоит думать, что вирусы причиняют исключительно вред другим организмам! Так, исследователи из Пенсильванского университета показали, что безвредный для человека вирус AAV2, встречающийся почти у всех людей, убивает самые разные виды раковых клеток. При этом здоровые клетки организма вирус не заражает.

А совсем недавно стало известно, что вирусы тоже болеют. Мимивирус, поражающий амёбу Acanthamoeba polyphaga, сам страдает от другого вируса-спутника (рис. 6). Он, кстати, так и называется — Спутник. Этот вирус-спутник использует механизмы воспроизводства мимивируса для собственного размножения, мешая ему нормально развиваться в клетке амёбы. По аналогии с бактериофагами, он был назван вирофагом, то есть пожирающим вирусы. Можно сказать, что присутствие вируса-спутника в амёбе обеспечивает ей больше шансов на выживание в борьбе с мимивирусом.

Уф. на этом месте предлагаю пока остановиться. Итак, узнав чуть больше про вирусы, мы, надеюсь, не станем судить их очень строго, понимая, что иногда они могут быть полезны, и не только нам! А вообще вирусология — молодая наука. Многое, конечно, уже известно, но сколько всего ещё предстоит узнать! Присоединяйтесь!


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Скачать:

Вложение Размер
план-конспект урока по теме "Неклеточные формы жизни - вирусы" 38.86 КБ
презентация "неклеточные формы жизни - вирусы" 2.26 МБ
Приложение 1. План-схема урока для ученика 55.28 КБ
Приложение 2. Тесты 17.25 КБ

Предварительный просмотр:

подготовила учитель биологии МКОУ

Белогорского района Республики Крым

Богомолова Тамара Вениаминовна

сформировать понятие о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов;

развивать умение логически мыслить, обобщать материал, быть внимательным, развивать память через работу с новыми понятиями, уметь сравнивать и анализировать, делать выводы, подводить итоги;

воспитывать чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний (45 мин)

Используемые учебники и учебные пособия:

Биология: 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений: уровень стандарта, академический уровень / П.Г.Балан, Ю.Г.Вервес, В.П.Полищук; пер. с укр. – К.: Генеза, 2010. – 304 с.: илл.

Используемая методическая литература:

1) Я познаю мир: Генетика: Энцикл. / Д.А. Шитиков.– М.: ООО “Изд. Астрель”, 2004. – 398 с.

  • план - схема урока с заданиями для закрепления
  • тесты

  1. Вводная часть: Актуализация знаний.

  1. Основная часть: Изучение нового материала.

Выводы. Закрепление знаний (диагностическое тестирование с самопроверкой). Домашнее задание

Вступительное слово учителя:

  1. Вспомните уровни организации жизни:
  2. Какие из перечисленных уровней мы уже изучили?

(молекулярный или биохимический, клеточный или цитологический), а сегодня начнем изучать следующий – организменный уровень. Он включает 3 блока тем: неклеточные, одноклеточные и многоклеточные организмы.

  1. Строение, хим. состав и свойства вирусов. § 30
  2. Особенности размножения вирусов. § 31
  3. Вирусные инфекции. § 32
  4. Профилактика вирусных инфекций. § 33
  5. Разнообразие неклеточных организмов. § 34

Запишите в плане-схеме: Фамилию, дату и название темы. (Приложение 1)

1) Актуализация знаний

1. Стих о вирусах:

Когда-то, миллионы лет назад,

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад

Невиданных существ на этом свете.

Бактерии, простейшие, грибы,

Не счесть, и так от века к веку

Жизнь становилась гуще и сложней

И, наконец, дошло до человека.

Все хорошо! Но, видимо, природа

Иль просчиталась где, иль что недоучла,

Но в этой распрекрасной бочке меда

И ложку дегтя нам преподнесла!

То ль существа, а может, вещества –

Об этом долгий спор не утихает,

но вирусы – и все об этом знают –

Среди других живут и процветают –

Печальная реальность такова!

Грозит нам СПИД – себя как уберечь?

И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!

Как сделать так, чтоб затупился меч,

А щит непробиваемым остался?

Комментарий учителя. Стихийным злом заболеваний на нашей планете являются вирусы. По данным Всемирной Организации ежегодно в мире только сезонным гриппом заболевают около миллиарда человек. Умирают около 3 миллионов.

Так какое же строение имеют вирусы?

А зачем нужно знать?

2) Изучение нового материала.

Цель для учащихся: слайд № 3

  1. Вспомним схему классификации живых организмов. слайд № 4

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Империя: КЛЕТОЧНЫЕ НЕКЛЕТОЧНЫЕ


Надцарства: ПРОКАРИОТЫ ЭУКАРИОТЫ



Царства: БАКТЕРИИ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ ВИРА

Запишите в план-схему: Что такое вирус?

II. История открытия вирусов. Слайд № 5, 6

– Сообщения учащегося 2

Учащиеся работают по информационным листам.

Заполните, в схеме данные об открытии вируса. Кто забыл можно посмотреть в учебнике на стр. 185 – 186. 2 мин.

Дома составьте хронологическую таблицу открытий в вирусологии. Стр. 185-186.

Комментарий учителя. Мы все, возможно – результат работы вирусов, так как значительная часть нашего генома содержит “осколки” и целые части вирусов, которые внедрились в наших предков миллионы лет назад, и были “одомашнены”.

8% генетического материала человека имеет происхождение от древних вирусов.

О том, что вирусы возникли очень давно, есть доказательства.

О них нам расскажет и покажет учащийся (Дьяков Александр).

Учитель. О том, как появился вирус, до сих пор спорят ученые: то ли они первыми появились на Земле, то ли бактериипри, приспособившись к паразитическому образу жизни, утратили органоиды за ненадобностью (почитайте на стр. 186-187 учебника). Существует три гипотезы. Слайд № 7 - 9.

  1. Форма и размеры вирусов.

Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до 275нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую (слайд№ 10 )

По химическому составу и строению вирусы: простые и сложные Слайд № 11 – 13.

Составим схему: ВИРУСЫ



1. РНК или ДНК 1. РНК или ДНК

(1- или 2-хцепочечная) (1- или 2-хцепочечная)

2. ФЕРМЕНТЫ 2. ФЕРМЕНТЫ

3. КАПСИДА 3. КАПСИДА

(белковая оболочка) (белковая оболочка)

4. ПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ МЕМБРАНА

(заполните план – схему)

  • Вирусная частица – это крупная частица нуклеопротеида, в состав которой входит:

- Сердцевина, в которой находится ДНК или РНК. Функция: Хранилище наследственной информации.

- Капсид - белковая оболочка (у простых) или липопротеидная (сложных), которая

окружает сердцевину. Функции: Защитная

  • В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими или РНК-содержащими. Слайд № 14 .
  • Составим схему: ВИРУСЫ



  • Вирусы строго специфичные, то есть поражают строго определенные клетки.

Бактериофаги (паразитирует только в клетках прокариот) и собственно вирусы (паразитируют только в эукариотах) слайд 15

  • Капсиды у вирусов имеют форму трех типов: икосаэдрическую, спиральную или смешанную (бактериофаг: икосаэдрическую головку + спиральную хвост) на стр. 187 -188 рис. 30.4, 30. 5




ИКОСАЭДРИЧЕСКОЙ СПИРАЛЬНОЙ СМЕШАННОЙ

полиомиелит табачная СИММЕТРИИ

папиллома мозаика бактериофаг

Вопрос к учащимся:

Итак, правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

Самостоятельная работа по таблице для всего класса.

Учащимся предлагается сравнить строение бактериальной клетки, растительной клетки, животной клетки и вируса табачной мозаики. Все данные заносят в таблицу. (слайд № 18, 19, 20)

– Итак, вирусы – это неклеточная форма жизни.

IV. Жизненный цикл вирусов: (заполните план - схему) слайд 21

  • Вирусы существуют в природе, передаваясь от одного хозяина к другому. Размножение вирусов может происходить только внутриклеточно. Потому что у вирусов отсутствует собственный обмен веществ. О днако, очень хорошо приспосабливаются к условиям среды, меняя свой генетический год.

Комментарий учителя . Итак, вирусы вне клетки являются просто веществом. Как же вирусу – мельчайшей частице, которую и живым организмом можно назвать с большой натяжкой, удается быстро поражать клетки своих хозяев?

АНИМАЦИЯ: РАЗМНОЖЕНИЕ ВИРУСА СПИДа

АНИМАЦИЯ (размножение бактериофага)

Закрепление изученного материал: диагностическое тестирование (приложение 2)

Карточки с тестами получает каждый учащийся.

Самопроверка (Слайд 22)

Итак, вирусы (Слайд 23)

  • неклеточные формы жизни;
  • состоят из ДНК или РНК и белковой (протеидной), липопротеидной или гликопротеидной оболочки – капсида;
  • внутриклеточные паразиты бактерий, грибов, насекомых, растений, животных, человека;
  • не дышат, не питаются, не происходит обмен веществ, самостоятельно не размножаются;
  • однако, очень хорошо приспосабливаются к условиям среды, меняя свой геном.

VI. Рефлексия: слайд 24

VII. Домашнее задание: (Слайд 25)

  • § 30, вопросы с.189
  • Обратите внимание на те понятия, в которых были сделаны ошибки или не смогли ответить.
  • Хронологическая таблица об открытиях вирусологии

Творческое задание. Рефераты или сообщения о:

  • 1. СПИДе
  • 2. Любой вирусной инфекции
  • 3. О новых открытиях современных вирусологов

Подписи к слайдам:

ТЕМА 1. Неклеточные формы жизни 1 . СТРОЕНИЕ, ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВИРУСА § 30 2 . ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ ВИРУСА § 31 3 . ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ § 32 4 . ПРОФИЛАКТИКА ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ § 33 5 . РАЗНООБРАЗИЕ ВИРУСОВ § 34

ЦЕЛЬ УРОКА Познакомиться с историей открытия и происхождения вирусов Изучить особенности их строения Рассмотреть жизненный цикл вируса

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА Что такое вирусы? Разнообразие размеров вирусов История изучения вирусов Строение вируса Свойства вирусов Классификация вирусов Значение вирусов

ВИРУСЫ ГРИБЫ ЖИВОТНЫЕ РАСТЕНИЯ БАКТЕРИИ ЭУКАРИОТЫ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ ПРОКАРИОТЫ КЛЕТОЧНЫЕ НЕКЛЕТОЧНЫЕ ИМПЕРИЯ: ЦАРСТВО: Н/Ц:

Что такое вирусы? Ви́рус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов. Вирусы являются облигатными паразитами — они не способны размножаться вне клетки. В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий (последних обычно называют бактериофагами).

Разнообразие размеров вирусов Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300нм В среднем в 50 раз меньше бактерий Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

В 1852 году русский ботаник Ивановский Дмитрий Иосифович получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью ( 1864 - 1920 )

Вирус табачной мозаики ВИРУС Лист табака, пораженный болезнью ВИРУС - ( от лат. virus – ЯД)

Вирусы – потомки первых древних доклеточных форм жизни. Гипотеза 1

Гипотеза 2 Вирусы – потомки древнейших бактерий , перешедших к внутриклеточному паразитизму .

ВИРУСЫ ПРОСТЫЕ: ? СЛОЖНЫЕ: ? СТР. 187

СТРОЕНИЕ ПРОСТОГО ВИРУСА НУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА КАПСИД

Строение СЛОЖНОГО вируса ЛИПО- ПРОТЕИДНАЯ МЕМБРАНА КАПСИДА ФЕРМЕНТ НУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА

Оспа Герпес Аденовирусы (дых. путей) Паповавирусы (бородавки) Гепатит В Гепатит А Полиомиелит ОРЗ СПИД Грипп Паротит (свинка) Корь Краснуха ВИРУСЫ ДНК- содержащие: РНК- содержащие:

ВИРУСЫ БАКТЕРИО- ФАГИ СОБСТВЕННО ВИРУСЫ ? ?

Форма капсидА ? ? ? СТР. 187-188

головка Бактериофаг стр. 188 капсид хвост б елковый чехол хвоста б азальная пластинка ф ибрилла хвоста

Органо- иды БАКТЕ- РИИ РАСТЕ- НИЯ ЖИ- ВОТ- НОГО ВИ- РУ-СА Клеточная оболочка Цито плазма Ядро Хлоро - пласты

Сравните: Бактериальная клетка ВИРУС РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА

Органо- иды БАКТЕ- РИИ РАСТЕ- НИЯ ЖИ- ВОТ- НОГО ВИ- РУ-СА Клеточная оболочка + + + - Цито плазма + + + - Ядро - + + - Хлоро - пласты - + - -

1 стадия. ПОКОЯ – ВНЕ КЛЕТКИ ( вирион ). Жизненный цикл вируса 2 стадия. РАЗМНОЖЕНИЯ ( Внутриклеточная) ( нуклеиновая кислота ).

Проверь себя сам: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 б а в а б в г б в 10 1 2 Б А В Г Д Е

Характерные особенности вирусов ВИРУСЫ – НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. СОСТОИТ ИЗ ДНК или РНК и КАПСИДЫ БЕЛКОВОЙ или ЛИПО- либо ГЛИКОПРОТЕИДНОЙ . 3. Не дышат, Не питаются, НЕ размножаются самостоятельно 4. ВИРУС – ВНУТРИКЛЕТОЧНЫЙ ПАРАЗИТ.

Сегодня я узнал … Я удивился … Теперь я умею … Я хотел бы …

Домашнее задание: § 30, вопросы с.189 Хронологическая таблица Творческое задание : рефераты или сообщения о: 1. СПИДе 2. Любой вирусной инфекции 3. О новых открытиях современных вирусологов

Предварительный просмотр:

ПЛАН – СХЕМА урока

Учени__ 10 класса ____________________________________

Тема урока ________________________________________________________

Дата _____________201 г.

I Вирусы (лат.virus - яд) –________________________________________________

II История открытия вирусов. Сообщения учащегося №1

Год открытия___________ Ученый____________________________________

Изучал_____________________________________________и открыл, что причина заболевания-______________________________________,способ заражения_______ _________________________________. Наука о __________ - ___________________

8% генетического материала человека имеет происхождение от древних вирусов.

III Химический состав и строение вирусов.

Вирусы относятся к ___________________ древнейшим организмам, не обладающим четко оформленным ядром с оболочкой.

__________________– это крупная частица нуклеопротеида, в состав которой входит:

1. _______________, в которой находится ____ / ____.

Функция (1): ______________________________________________________

2. _______________ - белковая оболочка, которая окружает ___________. Функции (2): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Две разных группы ____________________ов : ДНК-содержащие или РНК-содержащие.

Ответ учащихся №2: У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным

IV Самостоятельная работа по таблице для всего класса.

Заполнить прямо на листочке!

Сравнить строение клетки бактерии, растения (водорослей), животного и вируса. Задание:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции