Основные систематические группы вирусов

Рассмотрите рисунок 69. На чем основано выделение царств, надцарств и империй организмов? Что такое вид? По каким признакам один вид организма отличается от другого?

За всю историю развития органического мира на нашей планете существовало огромное число видов. Некоторые из них сохранилась до наших дней, а другие - вымерли. Часть видов исчезла естественным путем в результате изменений условий среды, конкуренции или под влиянием других факторов. Другие виды вымерли вследствие деятельности человека.

Основные систематические группы организмов. Все организмы, обитающие на Земле, образуют пять царств живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы и Вирусы (рис. 69).


Рис. 69. Основные крупные таксоны современной системы органического мира

Царства входят в состав таксонов более высокого ранга - надцарств: Доядерные, или Прокариоты и Ядерные, или Эукариоты. Надцарства составляют империю Клеточные, царство Вирусов - империю Неклеточные. Различия между империями, над царствами, а также характерные черты вирусов были рассмотрены в предыдущих параграфах. Остановимся на характерных особенностях организмов основных царств и подцарств живой природы.


Царство Бактерии включает микроскопические организмы - одноклеточные и состоящие из групп соединенных клеток. У бактерий нет оформленного ядра, ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом, митохондрий и пластид. Роль генетического аппарата выполняет кольцевая молекула ДНК, а рибосомы расположены непосредственно в цитоплазме клетки. Многие бактерии имеют жгутики, обеспечивающие их передвижение. По типу питания большинство бактерий гетеротрофы, но есть среди них и автотрофы (хемотрофы и фототрофы). Размножаются бактерии прямым делением и способны к спорообразованию.

Царство Растения объединяет автотрофные одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы, для которых характерны способность к фотосинтезу и клеточные оболочки, состоящих из целлюлозы. Запасным веществом в клетках служит крахмал. В классификации растений выделяют три подцарства: Багрянки, Настоящие водоросли и Высшие растения.


Подцарство Багрянки (Красные водоросли) - растения многоклеточные, тело которых представлено слоевищем. Хроматофоры клеток помимо хлорофилла содержат красный и синий пигменты. От настоящих водорослей багрянки отличаются отсутствием в жизненном цикле подвижных стадий, даже гаметы лишены жгутиков и не передвигаются.

Подцарство Настоящие водоросли преставлено одноклеточными, колониальными и многоклеточными растениями. Настоящие водоросли, как и багрянки, относят к низшим растениям, у которых тело не имеет корней, стеблей и листьев. Водорослей классифицируют на несколько отделов: зеленые, бурые, диатомовые и др. Различия между ними состоят в наборе пигментов, расположенных в хроматофорах и осуществляющих процесс фотосинтеза. Так, зеленые водоросли содержат зеленый пигмент - хлорофилл. Бурые водоросли, помимо хлорофилла, имеют бурый и оранжевые пигменты. Размножаются настоящие водоросли с помощью подвижных одноклеточных спор и гамет. Кроме того, у них есть и способ размножения кусочками слоевища.

Подцарство Высшие растения объединяет растительные организмы, тело которых расчленено на корень, стебель и листья. Эти части связаны системой проводящих тканей (за исключением мхов), обеспечивающих транспорт водных растворов неорганических и органических веществ. В клетках высших растений есть хлоропласты, содержащие зеленый пигмент - хлорофилл, участвующий в фотосинтезе. В жизненном цикле высших растений происходит чередование полового и спорового поколений. В зависимости от способов размножения различают высшие растения споровые и семенные. К первым относят представителей отделов Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные и Папоротниковидные, ко вторым: отделов Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые).


Царство Животные объединяет организмы, способные, как правило, к активному передвижению. Клетки животных не имеют плотной наружной оболочки. По способу питания все животные гетеротрофы, так как их клетки лишены хлоропластов. Основное запасающее вещество клеток животных - гликоген. В классификации царства Животные выделяют два подцарства - Простейшие и Многоклеточные.

Подцарство Простейшие объединяет одноклеточных животных. Органеллы простейших могут иметь общее назначение, например, ядро, митохондрии, комплекс Гольджи, лизосомы, рибосомы и специальное - ложноножки, реснички, жгутики и др. Размножаются простейшие бесполым путем. Характерная особенность простейших - их жизненные циклы. Есть виды, у которых происходит смена хозяев и чередование личиночных стадий. При наступлении неблагоприятных условий простейшие переходят в состояние цисты.

Подцарство Многоклеточные объединяет всех остальных животных. Их тело состоит из клеток, образующих ткани и органы, специализирующиеся на выполнении определенных функций. Многоклеточных животных классифицируют на две группы: беспозвоночные и позвоночные. К первым относят животных из типов: Кишечнополостные, Плоские черви, Круглые (Первичнополостные) черви, Кольчатые черви, Моллюски и Членистоногие. К позвоночным животным принадлежат все представители классов, относящихся к типу Хордовые: Головохордовые, Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы и Млекопитающие.


Рис. 70. Шляпочный гриб: 1 — грибница; 2 — плодовое тело

Царство Грибы включает одноклеточные и многоклеточные организмы (рис. 70), обладающие своеобразными признаками, свойственными как растениям, так и животным. Например, как и растения, грибы обладают относительной неподвижностью, неограниченным ростом и имеют клеточные стенки. На животных грибы похожи тем, что питаются готовыми органическими веществами, т.е. гетеротрофно: запасают гликоген, а в состав их клеточных оболочек входит полисахарид хитин. Тело многоклеточных грибов представлено грибницей, состоящей из гифов. Размножаются грибы вегетативно с помощью грибницы, спорами, образующимися в плодовых телах, или посредством гамет, формирующихся на концах гифов.

Особый отдел в царстве Грибы - Лишайники. Они представляют собой комплексные организмы, образованные грибницей гриба, одноклеточными водорослями и азотфиксирующими бактериями (рис. 71). С помощью грибницы лишайник поглощает из окружающей среды воду и минеральные вещества, благодаря клеткам водорослей способен к фотосинтезу, а с помощью бактериальных клеток фиксирует атмосферный азот. Размножаются лишайники кусочками слоевища, или группами клеток, оплетенными гифами.


Рис. 71. Слоевище лишайника: 1 — клетки водорослей; 2 — гифы гриба

Вид как основная категория систематики. Реально существующая в природе систематическая категория - вид. Остальные таксоны придуманы учеными для упорядочения биоразнообразия организмов. Первое научное определение вида дал в 1699 г. английский натуралист Джон Рей. Согласно ему, организмы, относящиеся к одному виду, должны иметь сходство в строении и обладать способностью воспроизводить себе подобных. Современное представление о виде основывается на эволюционном понимании его происхождения, т.е. вид - результат действия в природе движущих сил эволюции.

Существует ряд критериев (признаков), по которым один вид организма отличается от другого. Морфологический критерий основывается на сходстве строения особей, принадлежащих к одному виду. Этот удобный и простой критерий широко используется для определения вида (рис. 72). Физиолого-биохимический критерий выявляет разницу между особями разных видов в протекающих физиологических процессах и биохимических структурах - ферментах, пигментах и др. Географический критерий определяет территорию (ареал), в пределах которого встречаются особи одного вида. Ареал вида - важный признак, так как он связан с эволюцией вида. Экологический критерий основывается на различиях у двух видов в местообитаниях. Их характеризует экологическая ниша вида. Генетический критерий проявляется в разных числах, размерах, формах хромосом и различных нуклеотидных составах ДНК у особей разных видов.


Рис. 72. Внутри одного вида может наблюдаться полиморфизм — присутствие нескольких форм (полиморфизм у бабочки дубового коконопряда: 1 — самка; 2 — самец)

Современное состояние изучения видов. По наиболее взвешенным оценкам на Земле в настоящее время обитает около 10 млн видов организмов, из которых науке известно всего лишь около 2 млн (табл. 1).

Таблица 1

Примерное число видов в основных систематических группах организмов


насоса. Факторами, повреждающими мембрану клетки, выступают перфорины и фрагментины. Третий этап, приводящий к лизису клетки, характеризуется увеличение ее объема за счет все большего проникновения воды через поврежденную мембрану. В результате происходит разрыв мембраны и гибель клетки (рис. 7).

Другая форма деструкции клетки, известная как запрограммированная смерть, или апоптоз, является физиологически нормальным процессом. Первичные изменения при апоптозе связаны с фрагментацией ДНК, разрушением ядра, изменением морфологии клетки. ЦТЛ индуцируют апоптоз, секретируя различные белки-цитотоксины. К ним относятся перфорины, фрагментины (гранзимы) и лимфотоксин (фактор некроза опухо- лей-β). Другой медиатор, секретируемый ЦТЛ, – интерферон-γ – оказывает прямое ингибирующее действие на размножение вирусов.

Рис. 7. Эффекторное действие цитотоксических лимфоцитов

Основную роль в реализации гуморального ответа играют В-клетки, которые под влиянием антигенного стимула синтезируют специфические антитела. Гуморальный иммунный ответ, направленный против внеклеточно расположенных вирионов, преследует две цели: препятствие адсорбции вирусов на поверхности чувствительных клеток и нейтрализацию вирусов. Главную протективную роль при этом играют специфические антитела – секреторный IgA и IgG. IgA, присутствующий на поверхности слизистых оболочек, препятствует адсорбции вирусов на эпителиальных

клетках, блокирует их перетрацию, связывает вирусные антигены и частично нейтрализует вирусы. IgG участвует в нейтрализации внеклеточных вирусов в кровяном русле и тканях.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПО РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Вирусология как наука. История развития вирусологии. Природа и происхождение вирусов.

1. Вирусология - наука о вирусах.

2. Место вирусологии среди биологических дисциплин.

3. История развития вирусологии.

4. Значение работ Э. Дженнера, Л. Пастера, Д.И. Ивановского и др. для развития вирусологии.

5. Основные периоды развития вирусологии.

6. Природа вирусов.

7. Гипотезы происхождения вирусов.

Раздел 2. Объекты изучения вирусологии: вирусы, прионы, вироиды.

1. Основные свойства вирусов.

2. Отличие вирусов от других организмов.

3. Особенности строения прионов.

4. Прионные болезни.

5. Особенности строения вироидов.

6. Болезни растений, вызываемые вироидами.

Раздел 3. Морфология и химический состав вирусов.

1. Форма и размеры вирусов.

2. Основные типы симметрии вирусов.

3. Химический состав вирусов.

4. Типы вирусных ДНК и РНК.

5. Структурные и неструктурные вирусные белки.

6. Липиды и углеводы вирусов.

Раздел 4. Особенности генетики вирусов. Генетические и негенетические типы взаимодействий у вирусов. Картирование вирусных геномов.

1. Генетический аппарат вирусов.

2. Способы увеличения генетической информации у вирусов.

3. Модификации и мутации у вирусов.

4. Генетические взаимодействия между вирусами.

5. Негенетические взаимодействия между вирусами.

6. Картирование вирусных геномов.

Раздел 5. Репродукция вирусов. Основные этапы жизненного цикла вирусов.

1. Механизмы адсорбции вирусов на мембране клетки-хозяина.

2. Механизмы проникновения вируса в клетку.

3. Особенности репликации вирусных нуклеиновых кислот в клетке-

4. Типы репликации вирусных геномов.

5. Типы сборки вирусных частиц.

6. Способы выхода вируса из клетки-хозяина.

Раздел 6. Бактериофаги: строение, жизненный цикл, практическое использование.

1. Особенности строения бактериофагов.

2. Инфекционные и вегетативные бактериофаги.

3. Особенности жизненного цикла бактериофагов.

4. Применение бактериофагов для диагностики бактериальных ин-

5. Применение бактериофагов для терапия и профилактика инфекционных заболеваний.

6. Применение бактериофагов для генетических исследований.

Раздел 7. Классификация и номенклатура вирусов. Основные таксономические группы вирусов, патогенных для человека и животных.

1. Номенклатура вирусов.

2. Принципы систематики вирусов.

3. Критерии классификации вирусов.

4. Классификация вирусов по Д. Балтимору.

5. Основные систематические группы вирусов, патогенных для че-

Раздел 8. Вирусные инфекции: классификация вирусных инфекций, патогенез.

1. Классификация вирусных инфекций на уровне организма.

2. Классификация вирусных инфекций на уровне клетки.

3. Цитопатология зараженной вирусом клетки.

4. Факторы патогенеза вирусов.

5. Механизмы передачи вирусов.

6. Факторы передачи вирусов.

7. Пути передачи вирусов.

Раздел 9. Вирусы – возбудители инфекционных заболеваний че-

1. Вирусы – возбудители острых респираторных заболеваний.

2. Вирусы – возбудители острых кишечных инфекций.

3. Вирусы – возбудители природно-очаговых болезней.

4. Вирус иммунодефицита человека.

Раздел 10. Современные методы вирусологических исследований

и диагностики вирусных инфекций.

1. Использование лабораторных животных.

2. Использование куриных эмбрионов.

3. Использование культур клеток.

4. Иммунологические методы исследования.

5. Генетические методы исследования.

Раздел 11. Иммунная система и противовирусный иммунитет.

1. Особенности иммунной системы человека.

2. Антигены и антитела.

3. Клетки иммунной системы.

4. Главный комплекс гистосовместимости.

5. Врожденный противовирусный иммунитет.

6. Приобретенный противовирусный иммунитет.

1. Диагностические иммунологические реакции, применяемые в вирусологических исследованиях.

2. Разнообразие бактериофагов.

3. Бактериофаги бактерий E. coli.

4. Вирусы – объекты молекулярной генетики.

5. Основные систематические группы вирусов, патогенных для

6. Основные систематические группы вирусов, патогенных для беспозвоночных животных.

7. Основные систематические группы вирусов, патогенных для позвоночных животных.

8. Основные систематические группы вирусов, патогенных для

9. Приспособление вирусов к внутриклеточному паразитизму.

10. Связь структуры вирусов с особенностями организации клетки

11. Прионы: белки или живые организмы?

12. Вирусы цианобактерий и водорослей: видовое разнообразие, особенности строения и жизненного цикла, адаптация к хозяину.

13. Вирусы простейших: видовое разнообразие, особенности строения и жизненного цикла, адаптация к хозяину.

14. Вирусы грибов: видовое разнообразие, особенности строения и жизненного цикла, адаптация к хозяину.

15. Санитарная вирусология водных объектов.

16. Санитарная вирусология почвы.

17. Характеристика семейства Orthomyxoviridae (вирусы гриппа А,

18. Вирусные гепатиты.

19. Характеристика семейства Retroviridae (вирус иммунодефицита человека).

20. Характеристика семейства Herpesviridae.

21. Арбовирусные инфекции.

22. Энтеровирусы и ротавирусы (возбудители острых кишечных

23. Характеристика семейства Picornaviridae (вирус ящура).

24. Характеристика семейства Rhabdoviridae (вирус бешенства).

25. Характеристика семейства Bunyaviridae.

26. Характеристика семейства Filoviridae (вирус Эбола, вирус

27. Характеристика семейства Poxviridae (вирусы оспы).

Задача 1. Обнаружение вирусов.

Активность бактериофага определяют по его способности вызывать лизис бактериальной культуры в жидких или твердых средах. Для обнаружения бактериофагов в лабораторной практике наиболее часто используют два приема: метод негативных колоний и цветную пробу.

Негативными колониями или бляшками называют округлые прозрачные зоны отсутствия роста бактерий или культур клеток. Образование каждого стерильного пятна может быть вызвано единственной частицей бактериофага. Число негативных колоний может так же служить количественным показателем содержания инфекционных фаговых частиц в исследуемом растворе.

Цветная проба основана на различии в цвете среды, содержащей нормальную культуру клеток, и среды, содержащей культуру зараженных вирусом клеток. В процессе развития нормальной культуры клеток происходит накопление кислых продуктов обмена веществ, что приводит к сдвигу pH в кислую сторону. Поскольку среда культивирования содержит индикатор, то при изменении pH изменяется и ее цвет. Заражение культуры клеток вирусом приводит к развитию в ней дегенеративных процессов: подавление метаболизма, снижение гликолиза. В результате pH среды остается на исходном уровне, и ее цвет не изменяется. Так, по сохранению цвета среды можно судить о наличии или отсутствии вируса во внесенном в культуру материале.

• Суточная бульонная культура E. coli ; суспензия бактериофага; суспензия вируса; культура клеток в среде 199 – 2 пробирки.

• Стерильная посуда: пипетки на 0.1 мл – 2 шт., пипетки на 1–2 мл

– 2 шт.; шпатель – 1 шт.; чашка Петри с ГРМ-агаром – 1 шт.

1. Постановка эксперимента по обнаружению бактериофага методом негативных колоний.

С помощью стерильной пипетки внести 0.1 мл суспензии фага в бульонную культуру E. coli . Затем данную смесь в объеме 0.1 мл перенести на поверхность плотной питательной среды и равномерно распределить стерильным шпателем. Поставить чашку Петри с посевом в термостат на 37°С. Через 24–48 часов произвести учет результатов опыта путем подсчета стерильных зон на поверхности бактериального газона.

2. Постановка эксперимента по обнаружению вируса методом цветной пробы.

В каждую из пробирок с культурой клеток внести по 0.1 мл суспензии вируса. Пробирки поместить в термостат на 37°С. Через 24–28 часов отметить цвет среды в каждой из пробирок.

На основании полученных результатов сделать вывод , об эффективности изученных методов для обнаружения вирусов.

Задача 2. Изучение явления лизогении.

Лизогения – взаимодействие между бактериофагом и клеткойхозяином, при котором внутри бактериальной клетки существует умеренный фаг в стадии профага. Умеренными называют фаги, способные заражать бактерий-хозяев, но не размножающиеся в них и не вызывающие их лизиса. Профаг – это фаг, геном которого интегрирован в хромосому клет- ки-хозяина. Культура бактерий, содержащая профаг, называется лизогенной. Лизогенные бактерии устойчивы к заражению теми фагами, которые присутствуют в них в виде профага. При определенных условиях (например, во время облучения бактерий) фаг может перейти в свою активную форму, что приведет к лизису бактериальной клетки. Если смешать лизогенные бактерии с избытком бактерийиндикаторов и посеять смесь на агаризованную среду, то время от времени некоторые клетки будут лизироваться, выходящие из них фаговые частицы будут заражать индикаторные чувствительные бактерии. Это приведет к появлению бляшек в сплошном бактериальном газоне.

• Суточная бульонная исследуемая культура E. coli (лизогенная культура), 4.5 мл суточной бульонной индикаторной культуры E. coli (нелизогенная культура).

• Стерильная посуда: пипетки на 0.1 мл – 1 шт., пипетки на 1–2 мл

– 2 шт.; шпатель – 1 шт.; стерильная чашка Петри – 1 шт.; чашка Петри с ГРМ-агаром – 1 шт.

• Источник УФ излучения.

1. Взвесь исследуемой лизогенной культуры объемом 0.5 мл поместить на дно стерильной чашки Петри. Чашку установить на расстоянии 30-40 см от источника УФ излучения.

2. Провести облучение исследуемой культуры УФ в течение 1 мин.

3. Исследуемую культуру из чашки Петри перенести в пробирку с 4.5 мл индикаторной нелизогенной культуры. Тщательно перемешать смесь пипеткой.

4. 0.1 мл смеси перенести на поверхность плотной питательной среды в чашку Петри и равномерно распределить стерильным шпателем. Поставить посев в термостат на 37°С.

5. Через 24–48 часов произвести учет результатов опыта путем подсчета стерильных зон на поверхности бактериального газона на чашке Петри.

На основании полученных результатов сделать вывод о действии УФ излучения на лизогенные культуры бактерий.

Задача 3. Фаготипирование стафилококка.

В настоящее время среди методов идентификации микроорганизмов все большее значение приобретают те из них, при которых проводится внутривидовая диагностика бактерий. Фаготипирование – метод дифференциации бактерий внутри вида или серотипа с помощью бактериофагов. Принцип фаготипирования основан на специфичности бактериофагов по отношению к клеткам хозяина, которая проявляется в адсорбции его на поверхности строго определенных бактериальных клеток.

Фаги, специфически лизирующие бактерии одного вида, называются поливалентные диагностические фаги. Фаги, специфически лизирующие бактерии внутри вида, называются типовыми фагами. Наборы стандартных фагов, в том числе международные, используются для фаготипирования возбудителей ряда болезней (холеры, брюшного тифа, сальмонеллезов, дифтерии, стафилококковых и других заболеваний).

• Суточная бульонная культура Staphylococcus aureus – 1 пробирка; Международный набор типовых стафилококковых фагов (22 фага).

• Стерильная посуда: пипетка на 0.1 мл – 1 шт.; шпатель – 1 шт.; чашка Петри с ГРМ-агаром – 1 шт.

1. Дно чашки Петри с помощью воскового карандаша или маркера по стеклу разделить на квадраты по числу используемых фагов. Подписать наименования этих фагов в соответствии со схемой (рисунок).

2. Взвесь бактерий S. aureus в объеме 0.1 мл перенести на поверхность плотной питательной среды и равномерно распределить стерильным шпателем. Чашку подсушить в течение 5–10 мин.

3. С помощью бактериологической петли нанести каждый из набора типовых фагов на поверхность питательной среды в соответствующий квадрат. Поставить посев в термостат на 37°С.

4. Через 24 – 48 часов произвести учет результатов опыта путем анализа стерильных зон на поверхности бактериального газона (таблица).


Рисунок. Схема нанесения типовых фагов при фаготипировании стафилококка

Определите, какой объект изображен на рисунке:

Установите последовательность систематических групп, характерных для царства растений, начиная с наименьшей:

Вирусы выделяют в особую группу, так как они:

Не имеют клеточного строения

Не содержат нуклеиновых кислот

Не способны синтезировать белки

Имеют клеточное строение

Найдите ошибки в классификации березы бородавчатой:

Вид береза бородавчатая Ответ:______________________________

Бактериофаг – это вирус, паразитирующий в клетках:

Каковы основные отличительные особенности вирусов?

___________форма жизни; _________________ форма между живой и неживой природой

Представляют собой __________________кислоту (______________), одетую в ______________ оболочку; в некоторых случаях имеется липидная оболочка

Способны размножаться только ____________клетки, являются _______________ паразитами.

Найдите ошибки в классификации :

Род гусь серый Ответ:_________________________________

Заболевание человека, возбудитель которого вирус, - это

Эндопаразитом не является:

К паразитам не относятся:

Для профилактики вирусных заболеваний используют:

Какие из перечисленных организмов не имеют клеточного строения?

Вирус табачной мозаики

Автором биноминальной номенклатуры является:

Какой из организмов относят к паразитам?

Мукор (белая плесень)

Вирусы, проникая в клетку хозяина,

Поселяются в митохондриях

Воспроизводят свой генетический материал

Отравляют ее вредными веществами, образующимися в ходе их обмена веществ

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Животных, начиная с наибольшей.

Вид лисица обыкновенная

Подцарство Многоклеточные Ответ:___________________________________

Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

Признак организмов, характерный и для неклеточной формы жизни, -

Выделение вредных продуктов жизнедеятельности

Высокая степень приспособленности к среде обитания

Русский биолог Д.И. Ивановский, изучая заболевание листьев табака, открыл:

Для вирусов характерны следующие свойства:

Облигатный (обязательный) паразитизм

Наличие только одного вида нуклеиновых кислот (ДНК, РНК)

Заражение только клеток эукариот

Неспособность к обмену веществ

Выберите книгу со скидкой:


3D-рисование. Гиперреализм Рисунки, которые оживают

350 руб. 553.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


Котики. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


В цветочном вальсе. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.


На крыльях счастья. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.


Краски. История макияжа

350 руб. 1383.00 руб.


Рисование акварелью без помощи учителя. Академия художествъ

350 руб. 359.00 руб.


Мандалы женской силы (раскраски для взрослых)

350 руб. 248.00 руб.


Мандалы на каждый день лунного месяца (раскраски для взрослых)

350 руб. 233.00 руб.


Мандалы-раскраски для здоровья и радости

350 руб. 152.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




Педагогическая целесообразность данного тестирования заключается в возможности систематизировать и расширить знания обучающихся по биологии, полученные при изучении раздела "Организм как биологическая система". Разнообразие предлагаемых заданий позволяет эффективно использовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Тест будет интересен тем обучающимся, которые целенаправлено готовятся продолжить биологическое образование после школы и хотят систематизировать знания по биологии, а также улучшить уровень своей подготовленности.

Тест разработан для учащихся 10-11 классов и используется при подготовке к ЕГЭ по биологии.

  • Полтавцева Наталья ВладимировнаНаписать 0 14.04.2015

Номер материала: 484106

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    14.04.2015 622
    14.04.2015 334
    14.04.2015 3017
    14.04.2015 347
    14.04.2015 2011
    14.04.2015 2418
    14.04.2015 508

Не нашли то что искали?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции