Опишите общее описание вирусов историю возникновения

Цель: познакомить ребят с проблемами, связанными с сохранностью информации.

Тип урока: вводный.

План урока:

  • Повторение изученного материала.
  • Объяснение нового материала.
  • Тестирование учащихся по данному материалу.
  • Итог урока.

I. Повторение изученного материала. Беседа (2 мин.)

Вопросы для повторения:

  • Какие виды программного обеспечения вы знаете?
  • Какое самое важное программное обеспечение на компьютере?

II. Объяснение нового материала (30 мин.)

Учитель: Что общего между человеком и компьютером? (Сердцебиение – тактовая частота, мозг – процессор). Действительно, но есть еще одно, что объединяет человека с компьютером. Компьютер – это электронный аналог человека. Человек, как любой биологический организм, подвергается воздействию различных болезнетворных вирусов, т.е. может болеть. И компьютер тоже может болеть.
– Как Вы думаете, какая тема нашего урока? (Компьютерные вирусы)

Учитель: Опишите этапы и последствия заражения человека каким-либо вирусом.

  • Проникновение вируса в организм человека происходит извне;
  • Способность вируса к саморазмножению;
  • Активизация некоторых вирусов не сразу после проникновения в организм, а через некоторое время.

Учитель: Какова тогда основная проблема на уроке? (Как происходит заражение компьютера и как не допустить заражения компьютера вирусами?)
Учитель: Но сначала давайте дадим определение компьютерному вирусу.
Свое название компьютерный вирус получил за некоторое сходство с биологическим вирусом.

Компьютерный вирус – это программа способная создавать свои копии, внедрять их в различные объекты или ресурсы компьютерных систем, сетей и производить определенные действия без ведома пользователя.

Программа, внутри которой находится вирус, называется зараженной программой.

Учитель: Какие особенности работы программ-вирусов?

Доклад (учащийся)

Когда инфицированная программа начинает работу, то сначала управление получает вирус. Вирус заражает другие программы, а так же выполняет запланированные деструктивные действия. Для маскировки своих действий вирус активизируется не всегда, а лишь при выполнении определенных условий (истечение некоторого времени, выполнение определенного числа операций, наступления некоторой даты или дня недели и т.д.).

После того как вирус выполнит нужные ему действия, он передает управление той программе, в которой он находится. Внешне зараженная программа может работать так же, как и обычная программа. Подобно настоящим вирусам компьютерные вирусы прячутся, размножаются и ищут возможность перейти на другие ЭВМ.

Таким образом, вирусы должны инфицировать ЭВМ достаточно незаметно, а активизироваться лишь через определенное время (время инкубации). Это необходимо для того, чтобы скрыть источник заражения.

Вирус не может распространяться в полной изоляции от других программ. Очевидно, что пользователь не будет специально запускать одинокую программу-вирус. Поэтому вирусы прикрепляются к телу других полезных программ.

Рассмотрим первый этап заражения – это проникновение. Что является основным источника вируса?

Основные источники вирусов:

  • Дискета, на которой находятся зараженные вирусом файлы;
  • Компьютерная сеть, в том числе система электронной почты и Internet;
  • Жесткий диск, на который попал вирус в результате работы с заряженными программами;
  • Вирус, оставшийся в оперативной памяти после предшествующего пользователя.

Второй этап – мы сказали – саморазмножение

Учитель: К концу рабочего дня вы выполните всю работу? (Нет)

Учитель: Почему? (Кончилась бумага)

Учитель: Это был вирус? (Да)

Учитель: Почему вы так считаете? (Саморазмножался и наносил вред)

Учитель: Какова его направленность? Цель? (Истратить всю бумагу)

Учитель: Чем ограничено размножение данного вируса в пределах одного компьютера? (Свободным местом)
Именно такой случай произошел в 1988 году в Америке – несколько глобальных сетей передачи информации оказались переполненными копиями сетевого вируса (вирус Морриса), который рассылал себя от компьютера к компьютеру.

Учитель: Можно ли определить источник вируса? (Да)

Доклад (учащийся)

Большой общественный резонанс вызвало первое неконтролируемое распространение вируса в сети. 2 ноября 1988 года двадцатитрехлетний студент последнего курса Корнельского университета Роберт Таппан Моррис запустил в сети свою программу, которая из-за ошибки начала бесконтрольное распространение и многократное инфицирование узлов сети. В результате было заражено около 6200 машин, что составило 7,3% общей численности машин в сети.

Главная опасность самовоспроизводящихся кодов заключается в том, что программы – вирусы начинают жить собственной жизнью, практически не зависящей от разработчика программы. Так же, как в цепной реакции в ядерном реакторе, запущенный процесс трудно остановить.

Самостоятельно проклассифицируйте вирусы по следующим признакам (оформите в виде таблицы):

Учащиеся, используя раздаточный материал, работают в группах (всего групп 5). На электронной доске карточки с названиями вирусов. Представитель каждой группы (после обсуждения в группе) переносит нужные карточки в свой сектор. Учащиеся совместно решают, правильно ли распределены карточки. Затем сравнивают со слайдом-ответом.

По среде обитания они делятся на сетевые, файловые, загрузочные и файлово-загрузочные вирусы.
По способу заражения – на резидентные и нерезидентные вирусы.
По особенностям алгоритма – на вирусы-компаньоны, паразитические вирусы, репликаторы (черви), невидимки (стелс), мутанты, (призраки, полиморфные вирусы, полиморфики), макро-вирусы, троянские программы.

По целостности – на монолитные и распределенные вирусы.

Раздаточный материал (если есть время, то лучше учащимся самостоятельно найти информацию в Интернете):

Сетевые вирусы распространяются по различным компьютерным сетям.

Файловые вирусы инициируют исполняемые файла компьютера, имеющие расширения com и exe. К этому же классу относятся и макровирусы, написанные с помощью макрокоманд. Они заряжают неисполняемые файлы (например, в текстовом редакторе MS Word или в электронных таблицах MS Excel).

Загрузочно-файловые вирусы способны заражать и загрузочные секторы и файлы.

Резидентные вирусы оставляют в оперативной памяти компьютера свою резидентную часть, которая затем перехватывает обращения неинфицированных программ к оперативной системе, и внедряются в них. Свои деструктивные действия и заражение других файлов, резидентные вирусы могут выполнять многократно.

Нерезидентные вирусы не заражают оперативную память компьютера и проявляют свою активность однократно при запуске инфицированной программы.
Значительно опаснее последствия действия вируса, который уничтожает часть файлов на диске.

Очень опасные вирусы самостоятельно форматируют жесткий диск и этим уничтожают всю имеющуюся информацию.

Компаньон-вирусы (companion) – это вирусы, не изменяющие файлы. Алгоритм работы этих вирусов состоит в том, что они создают для ЕХЕ – файлов новые файлы спутники (дубликаты), имеющие тоже самое имя, но с расширением COM, например, для файла XCOPY.EXE создается файл XCOPY.COM. Вирус записываем в СОМ – файл и никак не изменяет одноименный ЕХЕ – файл. При запуске такого файла DOS первым обнаружит и выполнит COM – файл, т.е. вирус, который затем запустит и ЕХЕ – файл.

Вирусы – черви (worm) – распространяются в компьютерной сети и, так же как и компаньон – вирусы, не изменяют файлы или секторы на дисках. Они проникают в память компьютера из компьютерной сети, вычисляют сетевые адреса других компьютеров и рассылают по этим адресам свои копии. Черви уменьшают пропускную способность сети, замедляют работу серверов.

Макро-вирусы используют возможности макроязыков, встроенных в системы обработки данных (текстовые редакторы и электронные таблицы). В настоящее время широко распространяются макро – вирусы, заражающие документ Word и Excel.

Программа монолитного вируса представляет собой единый блок, который можно обнаружить после инфицирования.

Программа распределенного вируса разделена на части. Эти части содержать инструкции, которые указывают компьютеру, как собрать их воедино, чтобы воссоздать вирус. Таким образом, вирус почти все время находится в распределенном состоянии, и лишь на короткое время собирается в единое целое.

И третий этап – активизация

Учитель: Как могут обнаружить себя компьютерные вирусы?

Различные вирусы выполняют различные действия:

  • Выводят на экран мешающие текстовые сообщения (поздравления, политические, фразы с претензией на юмор, высказывания обиды от неразделенной любви, нецензурные выражения, рекламу, прославление любимых певцов, названия городов);
  • Создают звуковые эффекты (проигрывают гимн, гамму или популярную мелодию);
  • Создают видеоэффекты (переворачивают или сдвигают экран, имитируют землетрясение, вызывают падение букв в тексте или симулируют снегопад, имитируют скачущий шарик, прыгающую точку, выводят на экран рисунки и картинки);
  • Замедляют работу ЭВМ, постепенно уменьшают объем свободной оперативной памяти;
  • Увеличивает износ оборудования (например, головок дисководов);
  • Вызывают отказ отдельных устройств, зависание или перезагрузку компьютера и крах работы всей ЭВМ;
  • Имитируют повторяющиеся ошибки работы операционной системы (например, с целью заключения договора на гарантированное обслуживание ЭВМ);
  • Уничтожают FAT-таблицу, форматируют жесткий диск, стирают BIOS, стирают или изменяют установки CMOS, стирают секторы на диске, уничтожают или искажают данные, стирают анти вирусные программы;
  • Осуществляют научный, технический, промышленный, и финансовый шпионаж;
  • Выводят из строя системы защиты информации, дают злоумышленникам тайный доступ к вычислительной машине;
  • Делают незаконные отчисления с каждой финансовой операции и т.д.;

Учитель: Как происходит заражение компьютера и как не допустить заражения компьютера вирусами?

Вывод: К общим средствам, помогающим предотвратить заражение и его разрушительные последствия, относят:

  • Резервное копирование информации (создание копий файлов и системных областей жестких дисков);
  • Избежание пользования случайными и неизвестными программами. Чаще всего вирусы распространяются с компьютерными программами;
  • Перезагрузка компьютера перед началом работы, в частности, с случае, если за этим компьютером работали другие пользователи;
  • ограничение доступа к информации, в частности физическая защита дискеты во время копирования файлов с неё;
  • Разные антивирусные программы.

В мировых электронных сетях циркулируют 55 – 65 тыс. различных вирусов, которые создают 10 – 12 тыс. программистов. Число производителей разрушительных программ увеличивается с каждым днем, поскольку искусством написания вирусов несложно овладеть.
Авторы вирусов живут практически во всех индустриально развитых странах мира. Причем, периодически, эпидемии вирусов начинались в странах, доселе считавшихся не особо преуспевшими в развитии Интернета.
Несмотря на широкую распространенность антивирусных программ, предназначенных для борьбы с вирусами, вирусы продолжают плодиться. В среднем в месяц появляется около 300 новых разновидностей. Естественно, что вирусы появляются не самостоятельно, а их создают кракеры – вандалы (техно – крысы).

Учитель: Что может подтолкнуть человека стать кракером? (Учащиеся высказывают свои мнения)

Доклад (учащийся)

III. Закрепление материала (5 мин.)

Электронный тест (10 вопросов).

IV. Итог урока (оценить работу учащихся на уроке).

V. Домашняя работа (выдается в печатном виде)

Уровень знания: §1.10, выучить таблицу, составленную и заполненную на уроке.

Уровень понимания:

1.Ответьте на вопрос: Какие вирусы могут заразить следующие объекты.

а) файл Характеристика.doc
б) файл Товарооборот.xls
в) файл setup.exe
г) электронное письмо

Вопросы по горизонтали:

1. Антивирусная программа, принцип работы которой основан на проверке файлов загрузочных секторов дисков и оперативной памяти в поиске в них известных и новых ресурсов.
3. Утилита для создания новых компьютерных вирусов.
5. Наука, от которой пришло название вирус.
7. Вирусы, поражающие документы MS Office, основанные на использовании макрокоманд
10. Программа, способная к саморазвитию.
13. Вирусы, не изменяющие файлы, но создающие для .EXE файлов .COM файлы с тем же именем.
16. Мутация вирусов.
17. Антивирусная программа, то же что и полифаг.
18. Утилита для перевода машинных кодов, какой – либо программы в её представлении на языке ассемблера.

Вопросы по вертикали:

Уровень применения:

Перечислите объекты компьютерной системы, заражение которых приведет:
– к незначительным разрушительным последствиям;
– к необратимым разрушительным действиям.


К счастью, тогда эта программа так и осталось игрой — а ведь как вирус она могла причинить немало вреда, ведь по сути она полностью блокировала работу компьютера, так как на нем банально не оставалось памяти для запуска любой другой программы.


Elk Cloner — один из первых вирусов

В конце 70-ых и в начале 80-ых все большую популярность стали приобретать персональные компьютеры, которые использовали для хранения информации дискеты, которые зачастую использовались на нескольких ПК одновременно — прямо рай для вирусов.

И первым под удар попал компьютер Apple II с операционной системой DOS (да, популярность притягивает к себе вирусописателей — именно поэтому сейчас под macOS вирусов относительно мало). 15-летний американский школьник Ричард Скрент написал в 1981 году вирус Elk Cloner, способный самозаписываться на дискеты с DOS, и, что самое важное — оставаться в памяти ПК до установки в него новой, еще не зараженной дискеты, тем самым обеспечивая себе распространение.

Elk Cloner: программа с индивидуальностью

Она проникнет во все ваши диски
Она внедрится в ваши чипы
Да, это — Cloner!

Она прилипнет к вам как клей
Она даже изменит оперативную память
Cloner выходит на охоту.

Причем что самое любопытное — такой стишок выводился лишь при каждой 50-ой загрузке, поэтому пользователь, решивший продемонстрировать его коллегам и перезагрузивший при них компьютер, в итоге показывал зрителям обычную загрузку системы, оставаясь в дураках.


В будущем обнаружилось, что вирус был не так и безвреден: если на дискете был нестандартный образ DOS, то вирус, записываясь на нее, мог стереть некоторые дорожки и тем самым привести к потере данных, а то и к невозможности загрузки системы.

Червь Морриса (1988)

В конце 80-ых в мире существовало как минимум две крупные сети, объединявшие множество компьютеров — это ARPANET и NSFNet (из которой и вырос современный Интернет). И конечно же вирусописатели не могли себе отказать в соблазне заразить по сети сразу множество ПК.

Первый такой вирус был написан аспирантом Корнеллского университета Робертом Таппаном Моррисом и запущен в ARPANET 2 ноября 1988 года. После этого начался Судный день массовое заражение компьютеров в сети: ведь тогда понятия сетевой безопасности толком и не было, и большинство паролей совпадало с логинами. Если это не помогало — вирус начинал перебирать пароли по словарю из 400 слов — сейчас этого кажется мало, но тогда — вполне хватало.


Сам же червь дал толчок к развитию сетевой безопасности — появились требования по выбору пароля и его длины, и ужесточили администрирование сетевых узлов. Конечно, это помогло лишь отчасти, но хотя бы начало было положено.

Чернобыль, он же CIH (1998)

Пожалуй, первую серьезную эпидемию, затронувшую множество ПК по всему миру, начал вирус, написанный студентом Чэнь Инхао, живущим в Тайване. Особенностью же вируса стало то, что он мог быть неактивным долгое время, а запуск был приурочен к 26 апреля — годовщине аварии на ЧАЭС, из-за чего вирус и приобрел свое второе название. Ну а первое название — CIH — это всего лишь инициалы Чэня.

Сам вирус работал только на популярных в то время системах Windows — 95, 98 и ME (все дальнейшие ОС на ядре NT — то есть 2000, XP и выше — в безопасности), а принцип его действия был достаточно прост: вирус копировал свой код память, перехватывал запуск EXE-файлов и записывал в них свою копию. В зависимости от версии при этом могли повреждаться как программы на жестком диске, так и микросхемы BIOS.


Нанесенный ущерб варьировался от 20 до 80 млн долларов, если не учитывать около миллиона выведенных из строя ПК и терабайты потерянных данных. Причем самому Чэню ничего не было — в то время тайваньские законы не предусматривали наказаний за киберпреступления, так что он никогда не привлекался к уголовной ответственности за этот вирус, а в настоящее время вообще работает в Gigabyte.

Выше я расписал лишь несколько самых простых вирусов, которые процветали во времена низкой защищенности ПК и при почти полном отсутствии у людей антивирусов. В следующей же части мы поговорим про более изощренные вирусы, работающие настолько хитро, что зачастую не обнаруживались существующими антивирусами, создавая целые сети ботов — ботнеты.

1.1. История возникновения компьютерных вирусов

Если бы разработчики первых компьютеров, сетей и сетевых протоколов могли заглянуть в будущее, то, вполне вероятно, проблем с защищенностью информации сегодня было бы меньше. Первоначально компьютеры занимали целые здания, стоили дорого и были доступны только крупным государственным и частным компаниям. Со временем возникла необходимость обмениваться информацией – так появились первые сети. В то время компьютеры были закрытыми системами и управлялись серьезными, увлеченными своим делом людьми в белых халатах, поэтому тогда никто не помышлял о хулиганстве и разрушениях.

doug/darwin.pdf), которую изобрели в 1961 году сотрудники компании Bell Telephone Laboratories В. А. Высотский, Х. Д. Макилрой и Р. Моррис.

Следующий этап – самоперемещающаяся программа Creeper, созданная в начале 1970-х годов сотрудником компании BBN Бобом Томасом для подсистемы RSEXEC с целью продемонстрировать возможность самопроизвольного перемещения программ между компьютерами. Creeper не приносил вреда: предыдущая копия уничтожалась, а вирус перемещался на следующий компьютер.

В это время была разработана еще одна программа – Reaper, которую можно считать первым антивирусом. Перемещаясь по сети, Reaper отыскивал действующие копии Creeper и прекращал их работу.

Наконец, 20 апреля 1977 года был выпущен компьютер, предназначенный для массового использования. Условия для реализации самовоспроизводящихся программ заметно улучшились.

В 1980-х годах компьютеры значительно подешевели и их количество увеличилось. Кроме того, машины стали более производительными, а энтузиастов, получивших к ним доступ, стало намного больше.

За каких-то полтора часа вредителю удалось заразить около 6 тыс. машин. Произошедшее повергло общественность в шок: вирусы гуляли по Сети и ранее, но заразить каждый десятый компьютер до сих пор не удавалось никому. Срочно были пересмотрены требования к безопасности систем и созданы институты вроде CERT (Computer Emergency Response Team – команда по ответам на непредвиденные компьютерные ситуации), которые стали заниматься безопасностью компьютеров и давать рекомендации по устранению вирусов.

Компьютеры становились все доступнее. Со временем большинство платформ и операционных систем унифицировалось, на рынке стали преобладать Intel-совместимые компьютеры, которые работали под управлением операционной системы, разработанной компанией Microsoft. Дальнейшие события развивались с огромной скоростью. В 1991 году появился полиморфный вирус, видоизменявший свое тело. Операционная система Windows 95 была практически готова, и ее beta-версию разослали 160 тестерам. Все диски оказались зараженными загрузочным вирусом Form, и только один тестер не поленился проверить диск антивирусом. В пресс-релизе, посвященном выходу принципиально новой операционной системы, было сказано, что она полностью защищена от вирусов всех типов. Через несколько месяцев эти заявления были разнесены в пух и прах неожиданным подарком – первым макровирусом, представлявшим собой не привычный исполняемый файл, а сценарий, который заражал документы Microsoft Word. В течение месяца макровирус Сoncept облетел вокруг земного шара, внедрился в компьютеры пользователей Microsoft Word и парализовал работу десятков компаний по всему миру.

Примечание

На сегодняшний момент известно около 100 модификаций вируса Сoncept.

В январе 1996 года появился первый вирус для операционной системы Windows 95 – Win95.Boza, а резидентный вирус Win95.Punch, появившийся позже, окончательно подорвал доверие пользователей к Windows 95. В марте этого же года началась первая эпидемия вируса Win.Tentacle, написанного для Windows 3.0/3.1. Он заразил компьютерную сеть в нескольких учреждениях Франции. До этого все Windows-вирусы хранились только в коллекциях и электронных журналах вирусописателей, на свободе гуляли лишь написанные для MS-DOS загрузочные и макровирусы. В этом же году был пойман макровирус Laroux, написанный для Microsoft Excel.


В 1997 году на свет появились новые виды вирусов – FTP– и mIRC-черви, в июне 1998 года – вирус Win95.CIH. Этот вирус активизировался 26 апреля (впервые – в 1999 году) и уничтожал информацию на жестком диске, записывая на него мусор. Кроме того, он перезаписывал Flash BIOS, если переключатель находился в положении, разрешающем запись, и выводил из строя материнскую плату.

Примечание

До этого большая часть вирусов была написана на языке низкого уровня – ассемблере, позволявшем создать небольшой оптимизированный вирус. Автором червя AnnaKournikova, который поразил Интернет в феврале 2001 года, оказался голландский студент, который вообще не умел программировать, даже на таком простом языке, как Basic.

Игра Darwin продолжается…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Аббревиатура ОРВИ знакома, пожалуй, всем родителям — даже у редко болеющих детей один-два раза в год возникают симптомы простуды. В медицине под ОРВИ подразумевают острую инфекцию респираторного тракта ребенка. Чаще всего она проявляется как воспаление верхних дыхательных путей, которому сопутствует повышение температуры, кашель, насморк, боль в горле, чихание и ухудшение общего самочувствия малыша.

Все, что нужно знать об ОРВИ: возбудители болезни, факторы и группы риска

Как утверждает статистика, ОРВИ — это самая частая инфекция, поражающая здоровье человека и особенно детей. Результаты исследований говорят о том, что случаи ОРВИ среди ребят с двух и до пяти лет составляют примерно до 80% от всех прочих заболеваний [1] . Совсем маленькие дети в возрасте до двух лет ежегодно переносят от двух до 12 эпизодов ОРВИ [2] .

Этиологически ОРВИ — достаточно разнородная группа, медики называют более 200 видов вирусов, которые способны ее вызвать. Причиной возникновения клинических проявлений могут стать разные вирусы (вирус парагриппа, аденовирус, риновирус, коронавирус, реовирус и прочие), а также хламидии, микоплазмы и грибы. Дети в возрасте до пяти лет чаще поражаются вирусами гриппа, парагриппа и РСВ — респираторно-синцитиальным вирусом. Возбудители их распространяются при попадании на слизистые оболочки. Это может происходить воздушно-капельным путем или с рук при прямом контакте с больным или с зараженными поверхностями — риновирус, например, способен сохраняться на них довольно длительное время, иногда до суток.

Инкубационный период у вирусов длится примерно от двух до семи дней. Максимальное количество вирусов больной выделяет на третий день заболевания, к пятому дню оно быстро снижается, однако слабое выделение может происходить еще две недели.

Детская заболеваемость ОРВИ увеличивается с сентября по апрель, а на период с февраля по март приходится ее пик. Повышенная влажность, которая как раз и отмечается весной и осенью, также может быть фактором риска при развитии болезни. В летние месяцы заболеваемость снижается примерно в три–пять раз.

Дети младшего возраста из-за незрелого иммунитета и возможной несостоятельности иммунного ответа изначально входят в группу риска. Дело в том, что собственная иммунологическая защита детей самого младшего возраста еще в принципе слаба. Кроме того, для малышей характерна морфофункциональная и регуляторная незрелость респираторного тракта. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей также имеют еще несовершенный микробиоценоз, что облегчает проникновение вирусов в организм.

Что касается детей со сниженным или незрелым иммунитетом, то они болеют в несколько раз чаще, чем их сверстники, состояние иммунной системы которых полностью соответствует норме. Это вызвано тем, что организм такого ребенка не способен полноценно синтезировать собственные функционально зрелые интерфероны, отвечающие за надежную противовирусную защиту. По этой же причине симптомы ОРВИ у таких детей могут развиваться очень быстро, приводя к серьезным осложнениям. Снижение иммунитета иногда может быть обусловлено дефицитом у ребенка веса и питания, авитаминозом или гиповитаминозом, в том числе и вызванным искусственным вскармливанием.

В группы риска по ОРВИ входят в первую очередь так называемые часто болеющие дети — ЧБД. Иммунная система таких детей не имеет дефектов, но при этом ее процессы иммунного реагирования всегда находятся в напряженном состоянии.

На заметку

Изучение работы иммунной системы у ЧБД показало, что выработка лейкоцитами интерферона-гамма у них снижена на 40%, а интерферона-альфа — на 20% [4] .

Из-за интерфероновой недостаточности существенно снижается защитная функция организма. В иммунной системе часто болеющего ребенка даже в период клинического благополучия отмечаются изменения в межклеточном взаимодействии. Кроме того, у таких детей низкая выработка интерферона характерна не только при обострении заболевания, но и во время выздоровления. Это становится причиной затяжного характера болезни, провоцирует возникновение осложнений и увеличение количества рецидивов.

Тем не менее дети в первые месяцы жизни имеют выраженную защиту от аденовирусов и вирусов гриппа и несколько меньшую — от риновирусов и вирусов парагриппа. Многие из малышей болеют реже, поскольку в это время контакты с окружающими у них минимальны, а у некоторых детей на протяжении довольно длительного времени (до полугода или даже до года) сохраняется полученный от матери пассивный иммунитет.

На втором году жизни начинается критический период в развитии иммунной системы ребенка. Его контакты с внешним миром начинают расширяться, а значит, учащаются и встречи с возбудителями инфекционных заболеваний. Иммунный ответ малыша в это время все еще остается неполноценным, поскольку преобладает синтез иммуноглобулинов М, обеспечивающих первичный иммунитет, а синтез иммуноглобулинов G, отвечающих за длительную защиту организма от повторного инфицирования, пока недостаточен. Несовершенна и местная защита слизистых, так что ребенок по-прежнему чрезвычайно чувствителен к кишечным и респираторным инфекциям.

В возрасте с двух до пяти лет вероятность заражения увеличивается — ребенок может ежегодно переносить до пяти–восьми эпизодов заболевания [5] . Такая частота связана с тем, что именно в данный период дети начинают посещать ясли или детский сад. Особенно высока заболеваемость у таких ребят в первый год посещения — примерно на 10–15% выше, чем среди детей, находящихся дома [6] . Однако в школе эти дети болеют реже.

В группе риска находятся и дети-аллергики или те, кто страдает хроническими заболеваниями, включая атопический дерматит.

Дети, особенно совсем маленькие, не способны описать свои жалобы, поэтому задача правильно распознать признаки ложится на родителей и лечащего врача. Практически все ОРВИ начинаются достаточно остро и проявляются двумя симптомами — катаральным воспалением и интоксикацией. Катаральный синдром обычно длится около недели. Для него характерны следующие признаки:

  1. Насморк и слезотечение. У совсем маленьких детей из-за этого могут возникнуть сложности с кормлением и засыпанием. Увеличение назальной секреции, то есть выработки слизи, вызвано тем, что повышается проницаемость сосудов, а цвет секрета может меняться с прозрачного на бело-желтый или зеленоватый.
  2. Гиперемия гортани, сопровождающаяся болью при глотании.
  3. Кашель и чихание — особенно в первый день заболевания.

Синдром интоксикации вызывается циркуляцией вируса в организме и поражением различных его систем и органов. В связи с этим отмечаются и новые симптомы:

  • повышение температуры тела до 37,5–38°С, обычно прекращающееся на второй–третий день (при гриппе и аденовирусной инфекции температура держится дольше — до пяти–семи дней);
  • головная боль;
  • боль в мышцах и суставах (чаще наблюдается при гриппе);
  • жидкий стул;
  • рвота (появляется непосредственно в результате интоксикации);
  • возможно увеличение лимфатических узлов.

В зависимости от типа вируса могут проявляться и другие симптомы, такие как осиплость голоса при ларингите, отечность и гиперемия задней стенки глотки при фарингите, фебрильная лихорадка при гриппе и аденовирусной инфекции, подъем температуры после улучшения при остром отите и так далее.

Симптомы ОРВИ могут продолжаться в среднем до 14 дней [7] .

Однако нередки случаи, когда на начальных стадиях болезни симптомы не являются специфичными — у ребенка просто ухудшается общее состояние, появляется вялость, сонливость, он начинает капризничать и плакать. Очень важно правильно распознать болезнь именно на раннем этапе, поскольку большинство противовирусных средств эффективны как раз в первые несколько часов развития ОРВИ.

Сама по себе ОРВИ не является опасным заболеванием, однако практически все ее виды без должной терапии способны вызвать такие серьезные осложнения, как пневмония, бронхит, плеврит, гайморит, цистит, нефрит и другие.

У большинства детей ОРВИ протекает не в тяжелой форме, поэтому лечение проводится в амбулаторных условиях. Госпитализировать ребенка рекомендуется только в исключительных случаях, например при появлении серьезных осложнений, развитии токсикоза, судорожного или гипертермического синдрома.

Все лекарства для лечения ОРВИ можно разделить на две группы — для симптоматической терапии, другими словами, применяемые для уменьшения симптомов, и для этиотропной терапии, то есть те, которые используются непосредственно для борьбы с вирусами. Любой медикаментозный препарат ребенку должен назначать только лечащий врач, поскольку детский организм особенно восприимчив к лекарствам: неправильно подобранное средство вместо излечения может привести к ухудшению, нанести вред здоровью.

Противовирусные средства прямого действия

К ним относятся осельтамивир (Oseltamyvir), римантадин (Rimantadine) и умифеновир (Umifenovir). Лекарства на основе римантадина активны только против гриппа А. Другие типы вирусов отличаются высокой устойчивостью к данному препарату. Средства для детей выпускаются в форме сиропов и рекомендуются к применению в возрасте от года [8] .

Осельтамивир — основное современное этиотропное средство, которое имеет высокую эффективность против всех известных сегодня штаммов гриппа А и В. Но следует учитывать, что лекарства на основе осельтамивира являются исключительно противогриппозными и не оказывают действие на других возбудителей ОРВИ. Показаниями к их назначению могут быть только случаи с явно гриппозной этиологией заболевания. К сожалению, на данный момент в России нет специальной детской формы таких лекарств, поэтому суспензию приходится изготавливать самостоятельно, используя содержимое капсулы. Осельтамивир разрешен к применению у детей старше года [9] .

Умифеновир — лекарства на его основе активны как по отношению к различными вирусам гриппа, так и по отношению к другим возбудителям ОРВИ. Но у этих средств есть возрастные ограничения: суспензии разрешены детям с двух лет, а таблетки — с трех.

Препараты интерферона

Лекарства на основе интерферона — это неспецифические противовирусные лекарственные средства широкого спектра действия. Сами интерфероны обладают не только противовирусным, но и иммуномодулирующим и антипролиферативным действием по отношению ко всему организму. Это приводит к быстрой ликвидации очагов воспаления. Кроме того, интерфероны способны угнетать способность вирусов к воспроизводству, а значит, останавливать развитие заболевания. Интерферон, содержащийся в этих средствах, активно всасывается слизистой и фиксируется в клетках, за счет чего оказывает местное воздействие. Часть его также поступает в лимфатическую и кровеносную системы, обеспечивая быстрый терапевтический результат.

Иммуномодуляторы и индукторы выработки интерферона

Гомеопатические средства

Что касается средств симптоматической терапии, то, к примеру, для борьбы с насморком рекомендуется два–три раза в день вводить в нос физиологический раствор, а для облегчения состояния разрешено использовать сосудосуживающие препараты курсом не более пяти дней.

Чтобы снизить температуру у ребенка, его можно обтереть губкой или полотенцем, смоченным водой температурой около 25–30°С. Жаропонижающие средства детям старше трех месяцев рекомендованы только в том случае, если температура поднимается выше 39–39,5°С, причем нельзя применять ацетилсалициловую кислоту (аспирин).

Нелекарственные методы

Кроме приема лекарственных средств, для скорейшего выздоровления также желательно соблюдать несколько несложных рекомендаций.

Заболевшего ребенка следует как можно скорее изолировать от других детей. Эта мера не позволит ему стать распространителем вируса, а также защитит ослабленный болезнью организм от воздействия других возможных инфекций.

  1. Стоит ограничить двигательную активность ребенка, чтобы сохранить его силы, поэтому необходим постельный режим.
  2. Ребенку нужно часто давать теплое питье — это помогает вывести из организма токсины и снизить температуру.
  3. Рекомендуется как можно чаще делать влажную уборку в комнате, где находится больной, и проветривать помещение.
  4. Желательно промывать нос — это дает возможность эффективно купировать кашель, возникающий из-за раздражения гортани стекающим из носа секретом. Паровые и аэрозольные ингаляции при лечении ОРВИ, несмотря на свою популярность, не обладают должным эффектом, а кроме того, не рекомендованы ВОЗ [11] .
  5. Диета. Не стоит заставлять ребенка принимать пищу против его желания. В рацион следует ввести продукты с высоким содержанием белков и витаминов. Еда должны быть легкоусвояемой и питательной.

Кроме рекомбинантного интерферона в состав средства входит особая аминокислота — таурин. Она присутствует в тканях человеческого организма, особенно в тех, где активно осуществляются метаболические процессы. Таурин защищает молекулу интерферона от свободных радикалов, которые способны оказывать на интерферон разрушающее воздействие. В препаратах, в которых не содержится таурин или иные антиоксиданты, активное действие интерферона может снижаться при воспалении. Таурин защищает интерферон от окисления и при этом увеличивает биологическую активность и стабильность лекарственного средства. Кроме того, таурин имеет собственное противовоспалительное и противовирусное действие, он способен повышать устойчивость клеток к воздействию вредных факторов очага воспаления.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции