Обмен веществ характерен для водорослей вирусов гриппа


1. Изучением влияния загрязнений на окружающую среду занимается наука
1) физиология
2) экология
3) биогеография
4) селекция

2. Обмен веществ отсутствует у
1) бактерий
2) вирусов
3) водорослей
4) грибов

3. Вклад биотехнологии в развитие медицины состоит в том, что благодаря ей удается получать
1) антибиотики, гормоны
2) нуклеиновые кислоты, белки
3) кормовой белок, органические кислоты
4) межвидовые гибриды, безъядерные клетки

4. Генеалогический метод использует наука
1) морфология
2) биохимия
3) генетика
4) эмбриология

5. Какая наука изучает строение и функции клеток организмов разных царств живой природы?
1) экология
2) генетика
3) селекция
4) цитология

6. Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют
1) воспроизведением
2) эволюцией
3) раздражимостью
4) нормой реакции

7. Гомеостаз – это
1) обмен веществ и превращение энергии
2) регулярное снабжение организма пищей
3) поддержание относительного постоянства внутренней среды организма
4) поддержание изменчивости во внутренней среде организма

8. Обмен веществ характерен для
1) тел неживой природы
2) бактериофагов
3) вирусов гриппа
4) водорослей

9. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в
1) генной инженерии
2) клеточной инженерии
3) бионике
4) генетике

10. Строение и распространение древних папоротниковидных изучает наука
1) физиология растений
2) экология растений
3) палеонтология
4) селекция

11. В цитологии используют метод
1) гибридологического анализа
2) искусственного отбора
3) электронной микроскопии
4) близнецовый

12. Генетика – наука, изучающая закономерности
1) наследственности и изменчивости организмов
2) формирования тканей организмов
3) раннего онтогенеза организмов
4) размножения организмов

13. Конструирование новых генов ведется с помощью методов
1) клеточной инженерии
2) генной инженерии
3) центрифугирования
4) моделирования

14. Метод генетики, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют
1) генеалогическим
2) близнецовым
3) гибридологическим
4) цитогенетическим

15. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
1) клеточный
2) популяционно-видовой
3) биогеоценотический
4) биосферный

16. Ископаемые остатки организмов изучает наука
1) биогеография
2) эмбриология
3) сравнительная анатомия
4) палеонтология

17. Наука о многообразии организмов и распределении их по родственным группам –
1) цитология
2) селекция
3) систематика
4) биогеография

18. Воспроизведением новых особей из одной или нескольких клеток занимается
1) клеточная инженерия
2) генная инженерия
3) микробиология
4) цитология

19. Какой метод генетики используют для определения роли факторов среды в формировании фенотипа человека?
1) генеалогический
2) биохимический
3) палеонтологический
4) близнецовый

20. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?
1) генная инженерия
2) микроскопирование
3) цитогенетический анализ
4) культуры клеток и тканей
5) центрифугирование
6) гибридизация



1. Высшим уровнем организации жизни является
1) организм
2) экосистема
3) биосфера
4) популяция

2. Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют
1) воспроизведением
2) эволюцией
3) раздражимостью
4) нормой реакции

3. Метод генетики, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют
1) генеалогическим
2) близнецовым
3) гибридологическим
4) цитогенетическим

4. Процессы экологического и географического видообразования исследует наука
1) генетика
2) селекция
3) об эволюции
4) систематика

5. Гомеостаз – это
1) обмен веществ и превращение энергии
2) регулярное снабжение организма пищей
3) поддержание относительного постоянства внутренней среды организма
4) поддержание изменчивости во внутренней среде организма

6. Генетика имеет большое значение для медицины, так как она
1) устанавливает причины наследственных заболеваний
2) создает лекарства для лечения больных
3) ведет борьбу с эпидемиями
4) защищает окружающую среду от загрязнения мутагенами

7. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в
1) генной инженерии
2) клеточной инженерии
3) бионике
4) генетике

8. Генетика – наука, изучающая закономерности
1) наследственности и изменчивости организмов
2) формирования тканей организмов
3) раннего онтогенеза организмов
4) размножения организмов

9. Воспроизведением новых особей из одной или нескольких клеток занимается
1) клеточная инженерия
2) генная инженерия
3) микробиология
4) цитология

10. Обмен веществ характерен для
1) тел неживой природы
2) бактериофагов
3) вирусов гриппа
4) водорослей

11. В цитологии используют метод
1) гибридологического анализа
2) искусственного отбора
3) электронной микроскопии
4) близнецовый

12. Изучением влияния загрязнений на окружающую среду занимается наука
1) физиология
2) экология
3) биогеография
4) селекция

13. Выращиванием дрожжей для получения кормового белка занимается
1) микробиологическое производство
2) генная инженерия
3) молекулярная биология
4) биохимия

14. Метод, который применяют для изучения наследования признаков сестрами или братьями, развившимися из одной оплодотворенной яйцеклетки, называют
1) гибридологическим
2) генеалогическим
3) цитогенетическим
4) близнецовым

15. Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука
1) генетика
2) физиология
3) морфология
4) эмбриология

16. Вклад биотехнологии в развитие медицины состоит в том, что благодаря ей удается получать
1) антибиотики, гормоны
2) нуклеиновые кислоты, белки
3) кормовой белок, органические кислоты
4) межвидовые гибриды, безъядерные клетки

17. Изучение родословной человека в большом числе поколений составляет сущность метода
1) близнецового
2) генеалогического
3) эмбриологического
4) цитогенетического

18. Обмен веществ отсутствует у
1) бактерий
2) вирусов
3) водорослей
4) грибов

19. Получением высокоурожайных полиплоидных растений занимается наука
1) селекция
2) генетика
3) физиология
4) ботаника

20. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?
1) генная инженерия
2) микроскопирование
3) цитогенетический анализ
4) культуры клеток и тканей
5) центрифугирование
6) гибридизация


Тест предназначен для входящей диагностики по курсу 10 класса и проводится в начеле 11 класса в классах профильного уровня обучения

Скачать:

Вложение Размер
nachalnyy_test_po_obshchey_biologii_dlya_uchashchihsya_11_klassa.docx 34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Начальный тест по общей биологии для учащихся 11 класса.

Выберите один верный ответ.

1 . Начальные стадии онтогенеза позвоночных животных изучает наука

а) морфология б) генетика в) эмбриология г) анатомия

2 . Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?

а) обмен веществ б) раздражимость в) размножение г) изменчивость

3 . Укажите признак, характерный только для царства животных.

а) дышат, питаются, размножаются в) состоят из разнообразных тканей

б) обладают раздражимостью г) имеют нервную ткань

4 . Первичную, вторичную, третичную структуры белка изучают на уровне организации живого

а) тканевом б) молекулярном в) организменном г) клеточном

5 . Обмен веществ характерен для

а) тел неживой природы б) бактериофагов в) вирусов гриппа г) водорослей

6 . Получением высокоурожайных полиплоидных растений занимается наука

а) селекция б) генетика в) физиология г) ботаника

7 . Основная задача систематики – изучение

а) этапов исторического развития организмов

б) отношений организмов и окружающей среды

в) приспособленности организмов к условиям обитания

г) организмов и объединение их в группы на основе родства

8 . Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это

а) свойства живой природы в) результаты эволюции

б) движущие силы эволюции г) основные направления эволюции

9 . Морфологический критерий вида основан на:

а) сходстве внешнего и внутреннего строения особей
б) сходстве всех процессов жизнедеятельности у особей
в) специфичном для каждого вида наборе хромосом
г) однообразии факторов среды обитания вида

10 . Генетическому критерию вида соответствует утверждение

а) оперение самки и самца утки кряквы различно
б) нерест популяций форели происходит в разное время
в) лютик едкий и лютик ползучий имеют разные ареалы
г) виды-двойники малярийного комара имеют разные кариотипы

11 . Материалом для естественного отбора служит

а) мутационная изменчивость в) модификационная изменчивость

б) биологический регресс г) относительная приспособленность

12 . Общую территорию, которую занимает вид, называют

а) экологической нишей б) биоценозом в) ареалом г) кормовой территорией

13 . Палеонтологическими доказательствами антропогенеза служат

а) признаки сходства человека и позвоночных животных

б) атавизмы и рудименты у современных людей

в) признаки сходства эмбрионов человека и животных

г) ископаемые останки предков человека

14 . Творческий характер естественного отбора в эволюции проявляется в

а) обострении конкуренции между видами
б) ослаблении конкуренции между популяциями
в) обострении конкуренции между особями одного вида
г) возникновении новых видов

15 . О чем можно узнать, изучая находки отпечатков и окаменелостей растений в древних пластах Земли

а) о сезонных изменениях в жизни растений
б) об историческом развитии растений
в) об индивидуальном развитии растений
г) об особенностях фотосинтеза у древних растений

16 . Укажите пример рудиментарных органов.

а) наличие косточек задних конечностей у удава в) обрубок хвоста у добермана
б) короткие уши дога г) пятачок у кабана

17 . Увеличение численности вида в природе свидетельствует о его

а) биологическом прогрессе в) развитии по пути дегенерации
б) биологическом регрессе г) развитии по пути ароморфоза

18 . У каких позвоночных животных впервые появилась способность дышать атмосферным воздухом?

а) земноводных б) птиц в) млекопитающих г) пресмыкающихся

19 . Возникновение в процессе эволюции у птиц и млекопитающих теплокровности — это пример

а) общей дегенерации б) идиоадаптации в) ароморфоза г) биологического регресса

20 . Виды организмов, последовательно извлекающие органическое вещество и энергию из исходного пищевого вещества, образуют

а) единую популяцию б) популяционные волны

в) цепи питания г) систематическую группу

Выберите несколько верных ответов.

21. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

а) развитие образовательных тканей у растений

б) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

в) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

г) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

д) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

е) железистые волоски на листьях душистой герани

22. Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции позвоночных животных.

а) двухкамерное сердце рыб

б) развитие детёныша в матке млекопитающих

в) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся

г) лёгочное дыхание у земноводных

23. Установите соответствие между результатом эволюции и направлением, в ходе которого он возник.

РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ НАПРАВЛЕНИЕ

а) возникновение систематических таксонов 1. Ароморфоз

б) упрощение организации при паразитизме 2. Общая дегенерация

в) усложнение систем органов

г) появление полового процесса

д) упрощение организации при сидячем образе жизни

24. Установите соответствие между признаком и группой организмов, для которой он характерен.

ПРИЗНАК ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

а) единица эволюции 1. Популяция

б) генетически закрытая система 2. Вид

в) относительная изоляция друг от друга

г) наличие определённых критериев

д) репродуктивная изоляция

Сформулируйте развернутый ответ.

1. По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?

2. Почему расширение ареала вида считают признаком биологического прогресса? Приведите 3 доказательства

В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе живые организмы?

Вспомните, на какие царства разделяют все организмы. Рассмотрите рисунки 72, 73. Каковы особенности строения одноклеточных организмов? Рассмотрите рисунки 74, 75. Чем колониальные организмы отличаются от одноклеточных? Сравните многоклеточные и одноклеточные организмы. В чем их существенные отличия?

Организм (от лат. организмо — устраиваю, придаю стройный вид) — это биологическая система, состоящая из взаимосвязанных частей, функционирующих как одно целое. Для любого организма характерны все признаки живого: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, наследственность и изменчивость, рост, развитие и размножение. Организмы, обитающие на Земле, очень многообразны по строению: одноклеточные, колониальные и многоклеточные. При этом только среди одноклеточных встречаются прокариоты, а все колониальные и многоклеточные — эукариоты.

Одноклеточные организмы. Самые простые формы организмов — одноклеточные. Они встречаются среди всех основных царств живой природы: бактерий, растений, животных и грибов (рис. 72, 73). Одноклеточные организмы распространены в воде, почве, воздухе, а также в телах многоклеточных организмов. Одноклеточные организмы успешно приспособились к разнообразным условиям жизни и составляют почти половину от массы всех организмов Земли. Часть из них являются автотрофами, другие — гетеротрофами.


Рис. 72. Бактерии и одноклеточные грибы: 1 — кишечные палочки; 2 — дрожжи

Отличительная особенность одноклеточных — достаточно простое строение тела. Это клетка, обладающая всеми основными признаками самостоятельного организма. Органеллы (от лат. органелла — уменьшительное от органа, т. е. маленький орган) клетки, подобно органам многоклеточных организмов, выполняют различные функции. Размножаются одноклеточные достаточно быстро и при благоприятных условиях в течение часа могут давать два, а иногда и три поколения. При неблагоприятных условиях они могут образовывать споры, покрытые плотными оболочками. Процессы жизнедеятельности в спорах практически отсутствуют. При благоприятных условиях спора вновь превращается в активно функционирующую клетку.


Рис. 73. Одноклеточные водоросли и простейшие: 1 — хлорелла; 2 — амеба обыкновенная, захватывающая инфузорию-туфельку

Прокариотные одноклеточные организмы входят только в царство Бактерии. Одноклеточные эукариоты встречаются в остальных царствах живой природы. В царстве Растения — это одноклеточные водоросли, в царстве Животные — это простейшие, в царстве Грибы — это одноклеточные грибы-дрожжи.

Колониальные организмы. Многие ученые считают колониальные организмы переходными от одноклеточных форм жизни к многоклеточным. В примитивном виде такое явление наблюдается у прокариот — бактерий, которые, делясь, образуют колонии. Причем для каждого вида бактерий характерна своя определенная форма колонии. Они синтезируют определенные ферменты, позволяющие им более эффективно использовать питательные вещества. При неблагоприятных условиях клетки такой колонии образуют споры, позволяющие выживать организму.

Колонии могут образовывать и зеленые водоросли. Наиболее интересна в этом отношении колония вольвокса, которая больше напоминает многоклеточный организм (рис. 74). Согласованное биение жгутиков обеспечивает направленное движение. Репродуктивные клетки, отвечающие за размножение, располагаются с одной стороны колонии. Благодаря им внутри материнской колонии образуются дочерние колонии, которые потом отделяются и переходят к самостоятельному существованию.


Рис. 74. Колониальная водоросль вольвокс: 1 — внешний вид колонии; 2 — строение отдельных клеток, связанные друг с другом нитями цитоплазмы

Многоклеточные организмы. Хотя одноклеточные очень многочисленны и широко распространены на Земле, по сравнению с ними многоклеточные организмы имеют ряд преимуществ. В первую очередь, они могут использовать ресурсы среды, недоступные единичной клетке. Например, наличие множества клеток, образующих различные ткани и органы, позволяет дереву или кустарнику достичь большой величины, с помощью корней обеспечить себе водное и минеральное питание, а в зеленых листьях создавать органические вещества. Многоклеточные животные благодаря тканям и органам способны лучше добывать пищу, осваивать новые места обитания.

В многоклеточном организме клетки очень разнообразны, но всегда можно выделить группы клеток, сходные по строению и функциям. Группы клеток и межклеточного вещества многоклеточного организма, имеющие одинаковое строение, происхождение и выполняющие сходные функции, называют тканями (рис. 75). Специализация клеток на выполнение определенных функций повышает эффективность работы всего организма.



Рис. 75. Ткани многоклеточных организмов: 1 — растительная ткань (основная фотосинтезирующая); 2 — животная ткань (реснитчатый эпителий)

Различные ткани объединяются в органы, которые, в свою очередь, образуют системы органов. Внутренние органы и системы органов характерны для животных. Растения имеют несколько иное строение органов, но и они состоят из различных тканей.

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Кроме организмов, имеющих клеточное строение, существуют и неклеточные формы жизни — вирусы (от лат. вирус — яд). Их свойства позволяют, с одной стороны, считать их живыми телами природы, а с другой стороны, рассматривать их как молекулы веществ неживой природы. Вирусы обладают наследственностью и изменчивостью. В то же время они не способны к самостоятельному обмену веществ, превращению энергии и размножению. Поэтому вирусы — переходная группа между живой и неживой природой.

Вирусы были открыты в 1892 г. русским ученым Д.И. Ивановским при изучении мозаичной болезни растения табака (рис. 76). Вскоре были открыты сходные возбудители многих заболеваний растений и животных. Их определили как паразитических болезнетворных агентов, которые размножаются только в клетках хозяина.


Рис. 76. Дмитрий Иосифович Ивановский (1864— 1920)

Вирусы настолько малы, что до появления электронного микроскопа их природа оставалась неясной. Активное изучение вирусов началось лишь во второй половине XX в. В это же время оформилась и отдельная наука о вирусах — вирусология. В настоящее время изучение вирусов идет очень интенсивно, открыто много новых их видов.

Частицы вирусов имеют симметричную структуру и разнообразную форму (рис. 77). Среди них встречаются многогранники (вирус полиомиелита и вирус герпеса), палочковидные (вирус табачной мозаики) и неправильно овальной формы (вирус гриппа).

Вирусы имеют очень примитивное строение. Отдельные частицы вирусов — вирионы, состоящие из нуклеиновой кислоты и белков. Нуклеиновая кислота служит наследственным аппаратом вирусов и может быть представлена как молекулой ДНК, так и РНК. Она составляет сердцевину вируса и защищена капсулой. Капсула построена из множества молекул белка, компоновка которых определяет внешнее строение вириона. У некоторых представителей вирусов, помимо капсулы, может быть еще дополнительная оболочка из белков и липидов.


Рис. 77. Вирус табачной мозаики: 1 — растение табака, пораженное вирусом; 2 — электронная фотография вируса; 3 — схема строения


Рис. 78. Строение вируса- бактериофага: 1 — белковая капсула; 2 — ДНК вируса; 3 — воротничок; 4 — хвостовой чехол; 5 — базальная пластинка с шипами; 6 — хвостовые нити

Вирусы — внутриклеточные паразиты, т. е. могут существовать только внутри прокариотных и эукариотных клеток. Вне клетки-хозяина они не проявляют признаков живого, способны кристаллизоваться подобно веществам неживой природы. Жизнедеятельность вирусов приводит к гибели клеток. При внедрении в живую клетку вирус начинает размножаться, подавляя и разрушая все клеточные структуры. Разные вирусы поражают только определенные клетки. Так, вирус оспы поражает у человека клетки эпителиальной и соединительной ткани, вирус полиомиелита — нейроны головного и спинного мозга, вирус желтой лихорадки — печень.

Вирусы вызывают различные заболевания растений, животных, человека и бактерий.

В бактериальных клетках паразитируют бактериофаги (от греч. бактерион — палочка и фагос — пожиратель) (рис. 78). Бактериофаги могут использоваться как лекарства против бактерий — возбудителей инфекционных заболеваний, например холеры и брюшного тифа. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) вызывает заболевание СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита (рис. 79). Вирионы ВИЧ имеют округлую форму. Снаружи они покрыты белково-липидной мембраной. Под мембраной располагается промежуточная белковая капсула. Внутри нее находится генетический аппарат ВИЧ — две молекулы РНК.


Рис. 79. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ): 1 — белковая капсула; 2 — молекулы фермента; 3 — РНК; 4 — липидная мембрана; 5 — белки мембраны

При попадании вируса ВИЧ в кровь человека, он поражает лейкоциты, которые отвечают за иммунитет организма. Пораженные лейкоциты либо погибают, либо перестают узнавать чужеродных болезнетворных бактерий и аномальные клетки человека, которые образовались в результате нарушения нормального клеточного деления. В результате зараженный вирусом ВИЧ человек погибает от инфекционного заболевания, так как лейкоциты бездействуют и не вырабатывают белки-антитела. Смерть человека может наступить и от ракового заболевания, к которому приводит разрастание аномальных клеток. Ученые ведут интенсивный поиск препаратов, способных защитить или вылечить это тяжелейшее инфекционное заболевание человечества.

Организм, одноклеточные организмы, органеллы, колониальные организмы, многоклеточные организмы, ткани, вирус, вирион, бактериофаг, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

1. Дайте определение организма. Какими чертами он должен обладать как самостоятельная биологическая система? 2. Перечислите общие признаки одноклеточных организмов. 3. В чем заключается усложнение организации при переходе от одноклеточных прокариот к эукариотам? 4. Назовите одноклеточных представителей каждого царства организмов. 5. Чем можно объяснить высокие приспособительные возможности одноклеточных организмов? 6. Чем колониальные организмы отличаются от одноклеточных и многоклеточных? 7. В чем основное различие клеток многоклеточных и одноклеточных организмов? 8. Почему вирусы считают переходной группой между живой и неживой природой? 9. Чем вирусы по строению отличаются от бактерий? 10. Какие болезни вызывают вирусы у растений, животных и человека? 11. Какое строение имеет вирус-бактериофаг? Как человек использует бактериофагов? 12. Какое строение имеет вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)? Какое заболевание вызывает ВИЧ? В чем оно проявляется?

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (= ц. прокариоты).

Это одноклеточные микроскопические организмы, не имеющие оформленного ядра. Самые древние организмы, появились более 3 млрд. лет назад. Распространены повсеместно: больше всего – в почве, меньше – в воде, ещё меньше – в воздухе. Много их в живых организмах

1. Строение клетки:

- клетка покрыта плазматической мембраной, за которой следует клеточная стенка (из муреина).

- у большинства слизистая капсула, которая защищает клетку от высыхания и содержит токсины;

- нет мембранных органоидов (их функции выполняют мезосомы – впячивания мембраны)

- есть рибосомы, более мелкие чем в клетках эукариот;

- генетический аппарат – НУКЛЕОИД - кольцевая молекула ДНК, не связанная с белками (выполняет функцию хромосомы;

- в цитоплазме есть плазмиды – небольшие молекулы ДНК, определяющие отдельные признаки бактерий.

- органоиды движения — жгутики и реснички.

2. Формы бактерий

шарообразные – кокки (стрептококки, стафилококки)

палочковидные – бациллы (картофельная палочка, молочнокислые бактерии)

спирально извитые – спириллы и спирохеты (бледная спирохета – возбудитель сифилиса)

в форме запятой - вибрионы (холерный вибрион)

(образуют органические вещества)

(питаются готовыми органическими веществами)

(используют энергию солнца)

(используют энергию хим. связей)

(питаются неживым органическим веществом)

вещества тела хозяина)

(живут за счет других организмов, принося им пользу)

*клубеньковые бактерии (живут в симбиозе с бобовыми растениями),

* кишечная палочка (синтезирует витамины группы В, К)

бактерии, которым необходим кислород

бактерии, для которых кислород губителен

Спора может десятилетиями быть в неактивном состоянии, переноситься водой и ветром. Она не боится высыхания, холода, жары. Убийственным фактором для спор являются прямые солнечные лучи или искусственное облучение ультрафиолетовыми лучами (УФЛ). При попадании в благоприятную среду из споры быстро образуется бактерия.

- звено в цепи питания (пища для одноклеточных)

- бактерии гниения образуют перегной

- почвенные бактерии превращают перегной в минеральные соли

- клубеньковые бактерии (на корнях бобовых растений) превращают азот воздуха в соли, которые в растворенном виде всасываются корнями

- молочнокислые бактерии используются в молочной промышленности, силосовании кормов

- месторождения серы образованы серобактериями, железорудные месторождения – железобактериями

- в биотехнологии (синтез инсулина)

- портят продукты питания, книги в книгохранилищах, сено в стогах

- болезнетворные вызывают болезни: тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулез, ангину, сибирскую язву, бруцеллез, чуму, ботулизм, коклюш, венерические заболевания

6. Способы борьбы с бактериями:

а) обработка УФЛ;

б) обработка горячим паром;

в) стерилизация (нагревание до + 1200С под давлением)

г) дезинфекция (обработка химическими веществами – антисептиками)

д) пастеризация - обеззараживание при 60-70 0 С в течение 20-30 мин.

е) в домашних условиях: маринование в уксусной кислоте, засолка, охлаждение и замораживание продуктов;

ж) использование антибиотиков

Вирусы (от лат. virus — яд) – частицы, представляющие собой переходную форму между живой и неживой материей и не имеющие клеточного строения.

Открыты в 1892г. русским учёным Д.Ивановским. Он обнаружил и описал вирус табачной мозаики. Этот вирус поражает табак, вызывая разрушение хлорофилла, из-за чего некоторые участки становятся более светлыми.

Вирусы — это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Вирусы настолько малы, что их можно увидеть только с помощью электронного микроскопа . Внеклеточная (покоящаяся) форма вируса называется вирион

Отличия от неживой материи:

  1. способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться)
  2. обладание наследственностью и изменчивостью.

молекула РНК или ДНК, заключенная в белковую оболочку, которую называют капсидом (рис.16).




Рис. 18 Бактериофаг

  1. Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю ее деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков .
  2. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков.
  3. Иногда в ирусная ДНК встраивается в ДНК к л етки- хозяина, заставляя клеточную ДНК продуцировать вирусные ДНК.
  4. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается и вирусы выходят из клетки-хозяина (рис. 17).

Грипп, оспа, корь, полиомиелит, паротит (свинка), бешенство, СПИД, энцефалит, гепатит, краснуха и др.

Мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость, жёлтая сеть и др

Ящур, чума свиней и птиц, инфекционная анемия лошадей, лейкоз, бруцеллёз и др.

Бактериофаги (рис.18) – вирусы, паразитирующие на бактериях.

Биологические мутагены (вызывают мутации).

Бактериофаги используются в медицине против бактерий.

Используются в генной инженерии.

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека.

Болезнь СПИД обнаружена в 1981г., а в 1983г. обнаружен возбудитель – ВИЧ. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз больше, чем у вируса гепатита В. Беспрерывная генетическая и антигенная изменчивость вируса в человеческой популяции приводит к появлению новых вирионов ВИЧ, что резко усложняет проблему получения вакцины и затрудняет проведение специальной профилактики СПИДа.

Для СПИДа характерен очень длительный инкубационный период. У взрослых он составляет в среднем 5 лет. Предполагается, что ВИЧ может сохраняться в организме человека пожизненно.

Пути передачи ВИЧ - инфекции:

1. Половой (со спермой и влагалищным секретом) – при непостоянном половом партнере и гомосексуальных отношениях; при искусственном оплодотворении.

2. При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем.

3. От матери – ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении материнским молоком.

4. Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.

Вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая связана с Т – лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет. В результате болезни человеческий организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями, с которыми справляется нормальная иммунная система.

Стадии болезни СПИДа.

I. Заражение вирусом ВИЧ: недельная лихорадка, увеличение лимфоузлов, сыпь. Через месяц в крови обнаруживаются антитела к вирусу ВИЧ.

II. Скрытый период (от нескольких недель до нескольких лет): изъязвления слизистой, грибковые поражения кожи, похудение, понос, повышенная температура тела.

III. СПИД: воспаление легких, опухоли (саркома Капоши), сепсис и другие инфекционные заболевания.

Возбудителя СПИДа убивает:

50 – 70о спирт → несколько секунд.

То = 56оС → 30 минут.

Дезинфицирующие вещества (хлорамин, хлорная известь) → мгновенно.

Попадание в желудочно-кишечный тракт → разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой.

Попадание на кожу → через 20 минут уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже.

Тестовые задания в формате ОГЭ

Задание 3. Царство Бактерии. Царство Вирусы.

3.1 Бактерии не имеют оформленного ядра, поэтому их относят к

1) эукариотам 2) прокариотам 3) автотрофам 4) гетеротрофам

3.2. Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием:

1) клеточной оболочки 2) цитоплазмы 3) ядра 4) рибосом

1) гниения 2) уксуснокислые 3) молочнокислые 4) клубеньковые

3.4. Большинство бактерий в круговороте выполняют роль

1) производителей органических веществ 2) потребителей органических веществ

3) разрушителей органических веществ 4) концентраторов органических веществ

3.5. К лубеньковые бактерии вступают в симбиоз с бобовыми растениями, улучшая их питание

1) калийное 2) фосфорные 3) азотное 4) кальциевое

3.6. Бактерии размножаются

1) спорами 2) с помощью половых клеток 3) вегетативным способом 4) путем деления клетки

3.7. Большинство бактерий по способу питания

1) производители органических веществ 2) симбиотические организмы

3) потребители неорганических веществ 4) разрушители органических веществ

3.8. Клубеньковые бактерии, обитающие в корнях бобовых растений, являются

1) симбионтами 2) паразитами 3) автотрофами 4) конкурентами

3.9.Генетический материал бактерии содержится в

оформленном ядре 3) нескольких хромосомах

в кольцевой молекуле ДНК 4) в кольцевой молекуле РНК

3.10. Бактерии, использующие для дыхания кислород, называются

1) сапрофиты 2) паразиты 3) аэробы 4) анаэробы

3.11. Бактерии, живущие в содружестве с другими организмами – это

1) сапрофиты 2) паразиты 3) автотрофы 4) симбионты

3.12. Фотосинтезирующие сине-зеленые цианобактерии являются

1) сапрофитами 2) паразитами 3) автотрофами 4) гетеротрофами

3.13. Споры у бактерий обеспечивают

1) перенесение неблагоприятных условий 2) половое размножение

3) вегетативное размножение 4) бесполое размножение

3.14. Какой биологический объект изображён на рисунке?

1) клетка бактерии 2) спора гриба 3) вирус ВИЧ 4) семя растения


3.15. Какой из приёмов борьбы с болезнетворными бактериями наиболее эффективен в операционном блоке?

1) пастеризация 2) регулярное проветривание

3) облучение ультрафиолетовыми лучами 4) мытье полов горячей водой

3.16. К какой группе тел живой природы относят изображённый на рисунке объект:

1) эукариоты 2) нанороботы 3) прокариоты 4) вирусы


Задание 23. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

23.1. Выберите условия, обеспечивающие сапрофитным бактериям процветание в природе

1) сложность внутреннего строения 4) способность к фотосинтезу

2) сложность обмена веществ 5) простота внутреннего строения

3) способность быстро размножаться 6) питание органическими веществами

23.2. Выберите правильные утверждения

1) клубеньковые бактерии обогащают почву азотом

2) бактерии затрудняют усвоение растениями минеральных веществ

3) сапрофитные бактерии паразитируют в организме животных

4) бактерии гниения питаются остатками растений и животных

5) квашение капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями

6) чтобы продукты не портились, им необходим доступ кислорода

Задание 25. Установите соответствие: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

25.1. Установите соответствие

Признаки Царства организмов

2) используют для выпечки хлеба А) грибы

3) одноклеточные и многоклеточные Б) бактерии

4) в клетке одна хромосома

5) некоторые способны к хемосинтезу и фотосинтезу

6) многие являются возбудителями заболеваний

25.2. Установите соответствие

Признаки Тип клеток

1) отсутствует оформленное ядро А) прокаритная

2) хромосомы расположены в ядре Б) эукариотная

3) имеется аппарат Гольджи

4) в клетке одна кольцевая хромосома

5) АТФ образуется в митохондриях

Задание 27. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на место пропусков в тексте.

Вирусы - ---------- (А) формы жизни, проявляющие некоторые признаки живых организмов только внутри других клеток. Вирус состоит из генетического материала и -------(Б). Генетический материал образован ------(В): ДНК или РНК. ДНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку встраивают свою ДНК в собственный генетический материал клетки. РНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку сначала преобразуют информацию своей РНК в ДНК, путём -------(Г), а затем она встраивается в генетический материал клетки.

2) нуклеиновая кислота

3) клеточная мембрана

4) белковый капсид

5) обратная транскрипция

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

Бактерии в основном _______(А) организмы. При неблагоприятных условиях они могут образовывать ______(Б). Многие бактерии имеют ______(В), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится в виде ______(Г).

2) ядерное вещество

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

2) кишечная палочка

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции