Можно получить патент на работу с гепатитом с

№ 599 - 600
19 мая - 1 июня 2014

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Здоровье трудовых мигрантов в России

По масштабам миграции Россия занимает одно из первых мест в мире. По данным ФМС в 2012 г. на территории РФ находились 9,2 млн мигрантов, из которых 4 млн встали на миграционный учет, но работают нелегально 2 . Государства СНГ доминируют в структуре стран происхождения трудовых мигрантов, приезжающих в Россию: их доля составляет около 3/4 всей трудовой миграции 3 .

Сегодня в России проблема незаконной миграции и поиск мер противодействия ей провозглашены приоритетом государства и стали одной из важнейших составляющих внутриполитической жизни страны. Так, в июне 2012 г. Президент РФ В.В. Путин подписал проект новой концепции государственной миграционной политики РФ 4 .

Быстрый рост незаконной миграции повлек за собой ряд серьезных негативных последствий для России. Особую тревогу вызывает возникновение угрозы здоровью принимающего населения, поскольку в ряде стран происхождения незаконных мигрантов наблюдается плохая санитарно-эпидемиологическая обстановка, а сами эти мигранты не попадают в сферу санитарного контроля в России и имеют минимальный доступ к медицинским услугам 5 .

По данным Роспотребнадзора, в 2009 г. среди мигрантов было выявлено 918 ВИЧ-инфицированных, 1978 больных туберкулезом и 2405 зараженных инфекциями, передающимися половым путем 6 . В 2011 г. эти цифры значительно увеличились по сравнению с 2009 г. Более 26 тыс. иностранцев, прошедших обследование в России в этот период, являются носителями инфекционных и вирусных заболеваний, в том числе ВИЧ, гепатита и туберкулеза 7 . Главный санитарный врач РФ отмечает, что медицинские книжки зачастую отсутствуют даже у тех иностранцев, которые работают на рынках и предприятиях питания и торговли 8 .

С целью получения информации о контроле за здоровьем мигрантов, прибывающих на работу в Россию, был проведен содержательный анализ 30 различных документов, отражающих состояние этой проблемы с 2002 г. (электронные источники, монографии, статистические документы). В результате обозначены основные тематические блоки:

1. Анализируется эффективность законодательных актов, позволяющих мигрантам устраиваться на работу в России. В ряде документов отмечается, что п. 5 ст.27 Федерального закона от 15.08.1996 г. "О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию", запрещающего мигрантам въезд на территорию РФ без действительного в нашей стране медицинского полиса, почти никогда не исполняется. В результате по прибытию мигранты не тратят время на анализы.

Обращается внимание на изменения, внесенные с 1 июля 2011 г. в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Теперь закон обязывает гастарбайтеров, независимо от срока разрешения на работу, представлять справки об отсутствии у них наркомании и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренные перечнем, утвержденным уполномоченным Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции на бумажном носителе либо в форме электронных документов (ФЗ от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ п. 5, ст. 6.1). Российских работодателей, которые нарушают российское миграционное законодательство в части медицинского обслуживания работников и не обеспечивают им надлежащих санитарно-гигиенических условий для проживания, трудового процесса и питания, что приводит к вспышкам в их среде инфекционных заболеваний, депутаты Госдумы предлагают подвергать реальным штрафам.

2. Рассматриваются предложения экспертов о способах увеличения эффективности контроля за здоровьем мигрантов.

Усовершенствование системы добровольного страхования. Предлагается создать на территории СНГ единую систему добровольного страхования. Так, оформив полис в Центральной Азии, мигрант может воспользоваться им в России. Необходимость этого нововведения связывают с тем, что налоги в Фонд ОМС за подчиненных из безвизовых стран российские работодатели отчислять не обязаны — эту норму власти отменили в январе 2010 г.

Медицинская поддержка трудовым мигрантам осложняется и тем, что исключительно доступная страховка для мигрантов стоит 2 тыс. рублей. Поэтому в ряде рекомендаций предлагается при разработке механизмов медицинского страхования учитывать и низкую платежеспособность гастарбайтеров. Эксперты предусматривают возможность оплаты полиса из различных источников, в том числе и работодателем, который должен взять на себя обязательства обеспечивать хотя бы частично медицинское обслуживание своего работника [6]. Другое предложение касается того, чтобы часть расходов взял на себя мигрант, а часть, как в филиппинской модели соцстраха, осталась за страной, из которой мигрант прибыл 9 .

Согласно заявлению вице-президента фонда "Миграция XXI век" Натальи Власовой, страховщики всеми способами уходят от страхования мигрантов, работающих там, где существует высокая возможность получения производственной травмы. По этой причине указанный фонд подготовил в 2011 г. концепцию соглашения страны с ФМС по вопросам добровольного медицинского страхования для мигрантов. Главное предложение фонда состоит в том, что мигрант может страховаться по отдельным позициям. К примеру, если он здоров, то исключительно на случай получения производственной травмы. Естественно, выборочное страхование будет стоить дешевле 10 .

С целью совершенствования порядка медицинского обслуживания трудовых мигрантов некоторые эксперты поднимают вопрос о том, чтобы каждый приезжающий в Россию в поисках заработка еще до подачи документов на разрешение на работу оформлял страховой медицинский полис. Купить его он сможет только при наличии справок о том, что не страдает наркоманией, опасными инфекционными заболеваниями и не является носителем ВИЧ 11 . Эксперты полагают, что стоимость страхового полиса для мигрантов должна зависеть от перечня услуг и свой тариф на обязательную страховку здоровья гастарбайтеров должно установить государство 12 .

Порядок предоставления справок о здоровье трудовыми мигрантами.

С 2007 г. мигранты имеют право предоставлять справки также от частных клиник. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" сегодня справку об отсутствии наркозависимости и инфекционных заболеваний обязаны предоставить только мигранты, заключившие договор с юридическим лицом. Предложение о предоставлении справки для получения патента на работу по найму у физических лиц правительственная комиссия РФ по миграции 15 сентября 2011 г. отклонила. Поэтому у гастарбайтера, который выполняет разовые работы то у одного, то у другого работодателя, никто может и не потребовать медицинской справки. Для того, например, чтобы оформиться няней, справка о здоровье по закону не нужна 13 .

Ряд специалистов сходятся во мнении, что в идеале мигрант должен приезжать уже со справкой о состоянии здоровья на руках, выданной иностранным учреждением, которому доверяют в России. Эти эксперты говорят о необходимости уже на границе с Россией серьезно отслеживать всех въезжающих. На миграционных пунктах гастарбайтеры должны сдавать повторные анализы на выявление всех социально опасных заболеваний, а тех, кто уже оказался в России, необходимо обследовать принудительно. Основным контролем за здоровьем мигрантов, по общему мнению, следует заниматься Минздраву.

Регуляция получения иностранцами амбулаторной, стационарной и иной плановой медицинской помощи.

Вопрос о получении трудовыми мигрантами, помимо скорой и неотложной, амбулаторной, стационарной и иной плановой медицинской помощи до сих пор не урегулирован. По закону бесплатно мигранты могут воспользоваться только неотложной медицинской помощью, а за элементарную перевязку уже должны платить. Если с иностранным гражданином, въехавшим на территорию России в порядке, не требующем получения визы, произойдет несчастный случай и возникнет необходимость в медицинской помощи, бремя расходов по ее оказанию полностью ложится на государство, т. е. на российских налогоплательщиков.

3. Указывается, что федеральным и региональным властям необходимо улучшить контроль за наличием у трудовых мигрантов опасных заболеваний. В документах приводятся различные данные, свидетельствующие о недостаточном контроле органов власти за наличием у прибывающих гастарбайтеров опасных для россиян инфекционных заболеваний. Например, с января по август 2010 г. в государственных медицинских учреждениях Москвы обследовались лишь 13000 мигрантов. У 419 из них были обнаружены сифилис, гепатит, туберкулез и ВИЧ 14 . В Приморье только за первые четыре месяца 2008 г. в связи с подготовкой к саммиту АТЭС прибыло 80000 учтенных мигрантов, из них 10000 прибыли на работу. Обследовано было 5600 человек, из которых у 10 обнаружены венерические заболевания, у нескольких — другие инфекции. Количество гастарбайтеров, прибывших по безвизовому режиму, неизвестно 15 . Описывается случай в Санкт-Петербурге, произошедший в ноябре 2010 г., когда роженицу из Таджикистана с открытой формой туберкулеза положили в обычный роддом в общую палату 16 . По сообщению председателя Комиссии по здравоохранению и экологии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в 2008 г. службы города выявили 285 иностранцев с инфекционными заболеваниями (ВИЧ, сифилис, туберкулез). Наркоманией оказались больны 164 человека 17 .

Согласно Федеральному закону "О въезде и выезде в РФ" иностранец может быть депортирован из России по причинам медицинского характера: при заболевании ВИЧ или лепрой (проказой). Но если трудовой мигрант с выявленной ВИЧ-инфекцией вернется к себе на Родину, то приезжего с открытой формой туберкулеза наше государство обязано лечить, а это требует солидных затрат и долгого времени. Необходимы также высококалорийное питание, недешевые лекарства и реабилитация. Средства на все это берутся из российского государственного бюджета.

4. Поднимается вопрос о том, что попытки контролировать здоровье мигрантов все больше заходят в тупик. Во-первых, в крупных городах и прежде всего в Москве добросовестный мониторинг всех въезжающих оказался просто невозможным. В столице лечебные учреждения департамента здравоохранения физически не смогли бы обследовать всех мигрантов. Пропускная способность московских диспансеров не рассчитана на 2 млн дополнительных обследований в год. Во-вторых, Федеральная миграционная служба выдавала разрешение на работу по справкам, достоверность которых невозможно было проверить, поскольку в Москве не существует единой базы данных, куда стекались бы сведения об обследованных мигрантах. В итоге по экспертным оценкам в Москве в 2008 г. оказались около 1 млн непрошедших медицинский контроль гастарбайтеров, а в 2007 г. ни один из 300 мигрантов, страдающих от СПИДа, не был депортирован 18 .

5. Дискутируется вопрос о том, кто должен оплачивать лечение мигрантов. Экстренную помощь мигрантам в России оказывает служба скорой медицинской помощи, за всю остальную мигранты платят сами или из кармана работодателя. В 2011 г. 38% мигрантов потратили на медицинские услуги от 1 до 1,5 тыс. руб., а 27% — от 2 до 4 тыс. 19 . Принимая во внимание прейскуранты коммерческих клиник, можно предположить, что речь идет о трех посещениях доктора или об одной консультации или нескольких анализах 20 . В документах зафиксированы разные предложения экспертов по оплате лечения мигрантов. Так, А. Починок считает, что этот вопрос зависит от наличия соглашений между приглашающей и отправляющей сторонами на предоставление медицинской страховки отъезжающим. Эти вопросы, по его мнению, должны решаться в каждом конкретном случае отдельно 21 .

6. Обращается внимание на случаи предоставления гастарбайтерами недействительных медицинских документов. Не секрет, что зачастую справки о состоянии здоровья гастарбайтерами покупаются, а у миграционных служб нет возможности проверить их достоверность. Гастарбайтеры зачастую считают нормальным давать взятки врачам за получение необходимых для регистрации справок. В качестве примера приводятся конкретные случаи задержания медиков, подозреваемых в торговле справками об отсутствии ВИЧ-инфекции. Отмечен факт, когда сотрудница кожно-венерологического диспансера за 1,5 тыс. руб. выписывала заключения о состоянии здоровья мигрантов, даже не проводя необходимых анализов 22 .

7. Сравнивается статистика распространения опасных заболеваний среди мигрантов и местного населения. В источниках отмечается, что существуют болезни, которые среди мигрантов встречаются значительно чаще, чем среди местного населения, но бывает и наоборот. Например, заболеваемость туберкулезом среди мигрантов в 3 раза выше, чем у россиян, а заболеваемость кожными венерологическими заболеваниями в 2 раза 23 . В то же время ВИЧ-инфекция среди мигрантов распространена меньше, чем среди россиян. Так, число новых случаев обнаружения антител к ВИЧ в 2009 г. составило среди россиян 229,4 на 100 тыс. обследованного населения, а среди иностранных граждан — 149,6 на 100 тыс. обследованных иностранцев 24 .

8. Приводятся результаты социологических исследований по изучению здоровья мигрантов.

Социологическое изучение мигрантов было активно продолжено западными и отечественными специалистами во второй половине XX века, когда миграционные процессы начали приобретать массовый характер. По этой теме написаны многочисленные труды и диссертации. Среди наиболее исследуемых аспектов миграции — правовые, экономические, криминальные. Изучение ситуации с медицинским обслуживанием мигрантов, к сожалению, находится не на должном уровне. Глубоких и всесторонних социологических исследований, посвященных этой важной проблеме, мало. Однако в отдельных исследованиях все же можно встретить информацию о том, как гастарбайтеры решают свои проблемы со здоровьем. Так, еще в 2002—2004 гг. в ходе проведения масштабного исследования "Незаконная миграция в/через Россию", реализованного в рамках Московской исследовательской программы по миграции, выяснилось, что самыми больными проблемами мигрантов, кроме легализации их статуса и отношений занятости, являются медицина и жилье 26 . По результатам этого исследования были получены и другие репрезентативные данные. Выяснилось, что в тот период около 80% мигрантов не имели возможности пользоваться бесплатной медицинской помощью. При этом 36% обращались за помощью в коммерческие медицинские центры, 60% предпочитали самолечение. При оценке отдельных составляющих жизни в Москве наибольшую неудовлетворенность респондентов (60%) вызывало именно медицинское обслуживание, что почти в 2 раза больше неудовлетворенности семейной жизнью (28%) и в 3 раза бытом и жильем (20%) 27 .

В более поздних исследованиях нарушений прав мигрантов в различных сферах (2006—2007 гг.) выяснилось, что 33,5% респондентов сталкивалось с нарушением своих прав при получении медицинского обслуживания 28 .

Исследования этих лет показали, что уровень и доступность медицинского обслуживания являются одним из индикаторов степени социальной защиты. Для мигрантов возможность получить бесплатное медицинское обслуживание в ЦФО увеличивается по мере длительности пребывания (50% в первый год приезда, до 67% при пребывании более 5 лет), а в СЗФО наблюдается противоположная тенденция: 85,7 и 74,7% соответственно. Абсолютное большинство (89,6%) отмечают, что не могут позволить себе такой роскоши как болезнь. Однако, если такая проблема все же возникает, они предпочитают пользоваться платными медицинскими услугами 29 .

Здоровье женщин-мигранток и здоровье их детей — это одна из тем, на которую сегодня обращают внимание социологи. По данным исследования, проведенного в рамках проекта "Стратегическое партнерство по продвижению прав и расширению возможностей женщин — трудовых мигрантов в России" в 2010-2011 гг., женщины, приезжающие на заработки, в первую очередь молодые, обладают неплохим здоровьем — 64% назвали его хорошим, а 35% — удовлетворительным. Только 1,4% оценили свое здоровье как плохое. Тем не менее, почти каждая десятая женщина заявила о наличии у нее хронических заболеваний (диабет, язва, гипертония, астма, сердечно-сосудистая недостаточность и др.). Свидетельств об ухудшении здоровья в период миграции не так много. Ухудшилось оно только у 12% женщин 30 . Судя по опросу и материалам фокус-групп этого исследования, ситуация в сфере медицинского обслуживания женщин-мигрантов и их находящихся в России детей неодинакова: дети находятся в лучшем положении, чем их родители. Почти 50% женщин и 70% детей мигрантов обращаются в России за медицинской помощью. Бесплатную же помощь получили только 9% женщин и около 30% детей.

Теоретически возможность прикрепить детей мигрантов к бесплатной поликлинике существует, но для этого дети должны стоять на миграционном учете, а родители — иметь специальное разрешение департамента здравоохранения конкретного региона. Далеко не всем удается пройти эту бюрократическую процедуру 31 .

Данные указанного исследования говорят о том, что из всех регионов в Самаре ситуация с бесплатным лечением детей хуже всего, где прикрепленных без проблем всего 13%, лучше всего в Краснодаре и Москве (прикрепленных без проблем 51 и 41% соответственно). Выяснилось, что лечение детей является для родителей приоритетным, поэтому вариант "лечимся сами, так как к врачу обращаться дорого" на детей почти не распространяется. Такой ответ выбрали всего 7% респондентов.

У самих женщин ситуация с бесплатным лечением намного хуже — только каждая десятая из них может себе позволить лечиться в России бесплатно 32 . За платной медпомощью обращались 40% женщин, 12% лечатся сами так как к врачу обращаться дорого 33 .

Меньше всего нареканий вызывает работа скорой помощи. Пока ее оказывают всем иностранным гражданам бесплатно, но по новому закону об обязательном медицинском страховании с 2013 г. скорая помощь также будет финансироваться за счет средств ОМС 34 .

Судя по результатам опроса, среди женщин-мигрантов наибольшее распространение имеют заболевания, передаваемые половым путем, на втором месте — туберкулез, на последнем — ВИЧ-инфекция. О случаях депортации в связи с этими заболеваниями женщины практически ничего не знают 35 .

Одной из наиболее значимых задач, стоящих перед российским обществом, является улучшение контроля за здоровьем прибывающих в нашу страну иностранных рабочих. Этому может способствовать более широкое использование социологических методов исследования, которые дают возможность получать объективную информацию о важных медико-социальных явлениях 36 .

В настоящее время федеральные и региональные власти пытаются вести в отношении здоровья трудовых мигрантов работу по трем направлениям: подготовка и издание различных правовых документов; финансирование соответствующих программ и проектов; осуществление практических мероприятий в этой сфере.


Приезжих из стран ближнего зарубежья российские медики относят к группе повышенного риска: большинство мигрантов не вакцинированы. В ряде государств наблюдается явный дефицит вакцин. При устройстве на работу гастарбайтеров проверяют лишь на ВИЧ и гепатит. При этом мигранты часто трудятся в сфере услуг – водителями, продавцами, курьерами. Все они контактируют с большим количеством людей и могут стать источниками заражения. Корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич оценила масштабы вирусной угрозы.

Таксисты, официанты, курьеры, дворники, приехавшие на работу в Россию из-за рубежа, – все они потенциально могут оказаться очагом инфекции. Живут они скученно, в не самых комфортных условиях, работают под большой нагрузкой. Но главное – подавляющее большинство из них не делали прививок. Корь – инфекция летучая, передается на расстоянии. Потому ею в момент эпидемии трудовые мигранты достаточно легко заражаются и передают другим, предупреждает врач-иммунолог, доктор медицинских наук Владислав Жемчугов.

ЖЕМЧУГОВ : В России все хорошо с вакцинацией. И нужно 95% вакцинированных, чтобы эпидемия не распространялась. Но вот эти приезжие – они, прошу прощения, разводят этот процент, как водой. Особенно в крупных городах, где их больше. Невакцинированные люди – это не только питательная среда, но и постоянно поддерживаемый источник заражения.

Во многих странах, с которыми мы постоянно обмениваемся миграционными потоком, не вакцинируют ни детей, ни взрослых: где-то сознательно, а где-то, как, например, в Средней Азии или на Украине, просто нет на это ресурсов, говорит доцент кафедры инфекционных болезней у детей Российского национального исследовательского университета имени Пирогова Алексей Ртищев.

РТИЩЕВ : Вероятность и риск заражения корью поддерживает как раз неблагоприятная обстановка, которая наблюдается в окружающих нас странах. Это прежде всего Украина и Грузия, а также некоторые страны Западной Европы. Тем не менее после завоза сюда корь может распространяться среди групп непривитых – как детей, так и взрослых.

Уже заболев, мигранты не очень спешат к докторам. Во-первых, есть риск потерять работу, во-вторых, особо некуда обращаться, если не оформлен договор добровольного страхования. Единственный способ – вызвать неотложку. Но это – уже в самом крайнем случае, говорит директор программ "Международный альянс. Трудовая миграция" Сергей Болдырев.

БОЛДЫРЕВ : Как правило, они обращаются или там, где они живут, либо к соотечественникам – врачам той же национальности – может, они уже и граждане России, но их тоже привлекают. Потому что ОМС на них не распространяется, а ДМС они не оформляют. Потому они пользуются, чем бог пошлет. Многие сидят дома, к ним приходят навещать – болезнь распространяется.

Может ли человек, имеющий инфекционное заболевание, работать в нашей стране? Безусловно, нет. Перед тем как получить разрешение на работу (в случае с приезжими из дальнего зарубежья) или патент (для гастарбайтеров из стран ближнего зарубежья), они проходят обследование. Без справки, подтверждающей, что у него отсутствуют инфекционные заболевания, трудового мигранта к работе не допустят. И даже не выдадут документ. Но в перечне таких болезней нет кори, ветрянки, свинки, коклюша и других болезней, передающихся от человека к человеку по воздуху. Стоп-лист включает ВИЧ, гепатит, туберкулез, проказу и психические расстройства. С ними на работу не примут. Но ведь приезжий может заболеть другими опасными болезнями уже в процессе работы, говорит профессор Государственного университета управления, почетный работник ФМС Владимир Волох.

ВОЛОХ : На период получения разрешительных документов у этого гражданина есть необходимый медицинский документ. Но время идет. Разрешение на работу и патент выдаются сроком на год, и в этот период он может заболеть различными заболеваниями. На мой взгляд, если работодатель принимает на работу этого человека, он должен следить, чтобы состояние его здоровья не угрожало окружающим.

Решение здесь только одно: вакцинация от самых распространенных инфекций. Причем до приезда в Россию. Пока такое требование при приеме на работу мигрантам не выдвигают. Отсюда – высокие риски. В случае вспышки инфекций гастарбайтеров прививают в России нашими вакцинами. Пока это – самый действенный способ остановить эпидемию.

Разрешение на работу гражданам СНГ может быть оформлено только в двух случаях:

  1. в случае если он осуществляет трудовую деятельность в качестве высококвалифицированного специалиста с заработной платой не менее 167 000 рублей в месяц;
  2. учится в Российском учебном заведении на очном отделении по программе, имеющей государственную аккредитацию.

Со списком документов для оформления разрешения на работу вы можете ознакомиться здесь.

При отказе в выдаче разрешения для работы в России иностранному гражданину, выдают письменное уведомление со ссылкой на норму закона РФ.

  • активно выступает за насильственное изменение конституционного строя России или создает угрозу безопасности российских граждан;
  • планирует или финансирует террористическую деятельность;
  • в течение пяти лет подвергался депортации из России или передавался иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии;
  • предоставил о себе ложные сведения или поддельные документы;
  • был осужден, и приговор вступил в силу за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Патент необходим иностранному гражданину в том случае, если он собирается работать у физического или юридического лица. Также патент позволяет иностранному гражданину находиться на территории РФ более 90 дней в течении каждых 180. Если иностранный гражданин находится без патента или разрешения на работу более 90 дней, то в последствии ему может быть запрещен въезд в РФ до 10 лет.

Да, если у вас оформлено разрешение на временное проживание на территории РФ, тогда вы можете устраиваться на работу в том же порядке, что и граждане России. При этом осуществлять трудовую деятельность возможно только в том регионе, где выдано разрешение на временное проживание.

Подайте заявку на оформление разрешения на работу иностранному гражданину.

При отказе в выдаче патента на работу иностранному гражданину выдают письменное уведомление со ссылкой на норму закона РФ.

Причины отказа в выдаче патента на работу:

  • нарушение правил въезда в Россию и превышение сроков пребывания;
  • совершение административного правонарушения, выдворение или депортация из России;
  • совершение преступления на территории России, использование подложных документов;
  • наличие решения Роспотребнадзора или Минюста по иностранному гражданину о нежелательности его пребывания на территории РФ, например, в случае если он болен инфекционным заболеваниям.

Отказ в выдаче патента на работу может быть обжалован при обращении в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России или в суд.

Мы помогаем сформировать пакет документов для оформления патента на работу в Москве и оптимизируем процесс получения патента в срок не более 10 дней.

Патент на работу оформляется в региональном подразделении Управления по вопросам миграции ГУ МВД России. Для этого необходимо предоставить полный пакет документов и оплатить госпошлину на патент на работу.

Со списком документов для оформления патента на работу вы можете ознакомиться здесь.

Иностранный гражданин может находиться в РФ на основании патента до 2-х лет, так как первичный патент на работу, выданный на 1 год, может быть продлен еще на 1 год без выезда из РФ.

В соответствии с действующим законодательством, иностранный гражданин, находящийся на территории РФ, обязан стоять на миграционном учете.

Несмотря на это в г. Москве сложилась практика, при которой сотрудники УФМС считают оплаченный патент на работу подтверждением того, что иностранный гражданин находится в РФ легально. Это является нарушением. Поэтому очень важно после продления патента на работу (уплаты госпошлины) продлить миграционный учет. Это обязательно нужно делать при каждом продлении патента или выезде и въезде в РФ.

В ином случаем вы можете быть привлечены к административной ответственности с последующим запретом на въезд в РФ до 10 лет.

После получения патента вы можете легально трудоустраиваться на работу к физическому или юридическому лицу. Работодатель обязан в течении 3-х рабочих дней уведомить территориальный УФМС о заключении, расторжении или прекращении действия трудового договора.

В случае, если иностранный гражданин работает в компании юридическом лице, он обязан в течение 2-х месяцев предоставить в УФМС, лично или по почте с уведомлением о вручении, копию своего трудового договора. Это очень важно, т. к. отсутствие данного уведомления может быть причиной аннулирования действующего патента или вам может быть отказано в продлении уже выданного патента.

За 10 рабочих дней до момента, когда ваш патент на работу станет не действителен, надо подать документы на продления срока его действия. Мы рекомендуем делать это за 30 календарных дней и не позднее. Пакет документов на продление совпадает со списком при первом оформлении.

Так же вы должны приложить к документам на оформление патента:

  • заявление о переоформлении патента;
  • от работодателя для продления патента: запрос на продление действия патента на работу для гражданина иностранного государства;
  • трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ, заключенный между иностранным гражданином и работодателем (для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у юридического лица).

Гражданам стран СНГ с безвизовым въездом в Россию, предполагающим осуществлять трудовую деятельность на территории РФ необходимо оформить патент на работу. Патент позволяет работать в России гражданам: Азербайджана, Украины, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана. Для Грузии и Туркменистана, как для стран с визовым въездом, предусмотрено оформление разрешения на работу.

Патент на работу, согласно нормативным документам, выдается на срок от одного месяца до года. Продляется действие патента путем внесения ежемесячной платы, аналога налога на доходы. Максимальный срок патента на работу ограничен одним календарным годом.

Оформив патент на работу, можно осуществлять трудовую деятельность у юридических и физических лиц в регионе, где был получен патент.

Подать документы на оформление патента на работу необходимо в течение 30 дней с момента въезда в Россию.

Иностранный гражданин должен в течении двух месяцев заключить трудовой договор с юридическим или физическим лицом и уведомить об этом МВД РФ. В ином случае патент будет аннулирован.

Граждане, обладающие одним из перечисленных ниже документов, освобождены от сдачи экзамена по русскому языку и истории России:

  • сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ;
  • документ об образовании (на уровне не ниже основного общего образования) государственного образца, выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года (аттестат об образовании, свидетельство об окончании обучения, диплом среднего учебного заведения и т.п.);
  • документ, выданный лицам успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года, об образовании и (или) о квалификации.

Освобождают от сдачи экзамена по русскому языку и истории России:

  • недееспособные иностранные граждане или ограниченные в дееспособности иностранные граждане;
  • мужчины, достигшие возраста шестидесяти пяти лет, имеющие иностранное гражданство;
  • женщины в возрасте 60 лет и выше, имеющие иностранное гражданство;
  • участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Российскую Федерацию;
  • высококвалифицированные специалисты и члены их семей, граждане иностранных государств, обратившиеся с заявлением о выдаче вида на жительство, указанного в пункте 27 статьи 132 настоящего Федерального закона.

В случае возникновения одной из ниже перечисленных ситуаций, патент на работу для иностранца аннулируется, не подлежит переоформлению и соответственно, не будет оформлен:

В действующем законодательстве не предусмотрено различий между патентом, выданном для работы у физических или юридических лиц.

Тем не менее, законом предусмотрено право для губернаторов регионов РФ самим устанавливать правила, в соответствии с которыми, в патенте на работу может быть указана профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности). В этом случае иностранный гражданин имеет право осуществлять деятельность только по профессии, указанной в патенте.

На практике в различных регионах могут по-разному интерпретировать законодательство, поэтому рекомендуем уточнять этот вопрос в территориальных подразделениях УФМС соответствующих регионов.

Нельзя. Законодательно запрещено осуществлять трудовую деятельность в регионе, отличающемся от региона, в котором выдан патент.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции