Мандала тибетских лам защиты от вирусов



Почетный представитель Далай-ламы XIV в России и странах СНГ, Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Фото: Павел Платонов.

Пандемия коронавируса внесла изменения и в планы 84-летнего Далай-ламы XIV. О мерах по борьбе с распространением заболевания на севере Индии, где вот уже более 60 лет проживает духовный лидер буддизма, о том, какие молитвы и качества помогают от коронавируса и как не поддаться панике – в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал почетный представитель Далай-ламы в России, странах СНГ и Монголии, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Беседовала Ольга Липич.

- Ринпоче, как изменился график поездок, учений, аудиенций и в целом работы и жизни Далай-ламы в связи с объявленной ВОЗ пандемией коронавируса?

- С момента начала эпидемии вируса COVID-19 в январе 2020 года все события с участием Его Святейшества Далай-ламы, как публичные мероприятия, так и частные встречи, были либо отменены, либо отложены. Его Святейшество Далай-лама находится на карантине, введенном в качестве меры предосторожности.

- Как Далай-лама комментирует эту пандемию, к чему призывает буддистов и небуддистов в Индии, в России и мире в целом?

- Его Святейшество не делал никаких официальных заявлений по этому поводу, однако последователям буддизма он порекомендовал выполнить ряд ритуалов и начитывать мантры Будды Медицины и Зеленой Тары. Не как средство победить пандемию, но, скорее, для очищения наших тела, речи и ума и взращивания в нас любви и сострадания ко всем формам жизни.

- Находясь на карантине, Далай-лама общается с миром "неофициально", через соцсети, например?

- На страничке Его Святейшества в Фейсбуке на днях появилась такая цитата: "В глобальном обществе, в котором мы живем сегодня, мы взаимозависимы – все мы зависим друг от друга. А потому более не уместно делить мир на "своих" и "чужих". Мы должны понимать, что все мы части единого целого, каковым является человечество. Если бы наш мир атаковали инопланетяне, мы бы объединились. Точно так же мы должны работать сообща, чтобы противостоять опасностям, угрожающим нашему здоровью и затрагивающим каждого из нас".

- Как Вы оцениваете меры, предпринятые для нераспространения вируса властями Китая, Евросоюза, США, России и других стран?

- Каждый день положение дел меняется, усугубляясь все больше и больше. То, что происходит сегодня, никто прежде и представить себе не мог. Никто не знает, сколько это продлится. Хотя я не специалист в этой области, я предлагаю следовать рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), относиться к пандемии со всей серьезностью и думать о других. Превентивные меры сейчас – это ключевой фактор. Не нужно думать: "Я не заболею, у меня хороший иммунитет". Даже люди с хорошим иммунитетом подхватывали эту болезнь.

- Введены ли ограничения на въезд паломников в штат Химчал-Прадеш, в Дхарамсалу, на посещение главного храма и резиденции Далай-ламы?

- На сегодняшний день Индия уже начала принимать необходимые меры: закрыла воздушные и наземные границы. Штат Химачал-Прадеш также принимает меры: местные власти выпустили указ о запрете массовых собраний. Собираться вместе могут не более четырех человек.
Резиденция Его Святейшества закрыта для посещения с начала распространения вируса.

- Что предпринимает расположенная в Дхарамсале Центральная тибетская администрация?

- Центральная тибетская администрация движется в русле глобальных тенденций. Поскольку ЦТА относится к штату Химачал-Прадеш, она выполняет распоряжения правительства Индии.

- Какова ситуация с коронавирусом в самом Тибете?

- На сегодняшний день из-за строгого контроля над СМИ и отсутствия доступа в Тибет, нет никакой возможности получить оттуда точную информацию.

- Есть ли у буддистов какие-то особые молитвы и рекомендации? Что нужно делать, чтобы не заразиться самому и помочь больному?

- Будучи людьми духовными, не важно буддисты мы или нет, мы должны молиться о скорейшем выздоровлении тех, кто был затронут этой эпидемией, а также за тех, кто проиграл битву против коронавируса.

Думаю, что в такое время нам нужно больше чем когда-либо усердствовать в развитии сострадания и любви. Есть много людей, оказывающих помощь другим. Мы не должны забывать о тех, кто рискует собственным здоровьем, чтобы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Сам я молюсь и читаю мантры Будды Медицины и Зеленой Тары, как наставлял Его Святейшество.

- Как не поддаться панике, когда она охватывает всех вокруг?

- Следуйте рекомендациям и советам специалистов. Если поступать правильно и принимать меры предосторожности, то не будет нужды впадать в панику.

- Какие прогнозы можете дать: когда и с какими последствиями для мира закончится пандемия? Сплотит ли она или разобщит человечество?

- Страх не поможет нам победить пандемию. Нужно сохранять оптимизм и быть сильными духом и телом.

Что готовит нам близкое и далекое будущее, сказать трудно. Мы, буддисты, разделяем идею непостоянства. Все меняется и продолжит меняться. Но мы надеемся и верим, что все изменится к лучшему. Мы ощущаем на себе то воздействие, которое пандемия оказывает на глобальную экономику. Но разве мы не испытывали этого прежде? Мы уже это проходили и пройдем не один раз.


МОСКВА, 13 мар — РИА Новости. Тибетские монахи одного из крупнейших буддийских монастырей-университетов Дрепунг Гоманг в ходе шестого визита в Россию построили в московском музее Рериха мандалу Авалокитешвары (Будды сострадания).

Палден Таши Дрепунг Гоманг дацан — философский факультет старейшего монастырского комплекса Палден Дрепунг, который был основан в Тибете в 1416 году. В конце 1950-х годов монастырь был разрушен, а в 1960-х восстановлен уже на территории Индии. Монастырь получил известность благодаря многим великим ламам, ученым-философам и практикам, достигшим высоких духовных реализаций. Сегодня Гоманг дацан располагается в южноиндийском штате Карнатака и насчитывает около 2000 монахов, в том числе из России, Монголии, Непала, Бутана и некоторых гималайских регионов Индии.

Тибетские монахи из монастыря Дрепунг Гоманг посещают Россию уже шестой год подряд. И в ходе каждого визита в разных городах они строят мандалы из цветного песка, которые вскоре сами же и разрушают. Это действо наглядно иллюстрирует проповедуемое буддистами учение об обусловленности и непостоянстве всего в мире.

"Я испытываю большую радость всякий раз, когда вижу, как монахи строят песочную мандалу. Она дает нам колоссальную возможность поразмышлять о законах причинно-следственной связи и одновременно о непостоянстве", — сказал почетный представитель Далай-ламы в России и Монголии, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, обращаясь к российским буддистам в музее Рериха.

По его словам, тибетский народ и российские буддисты перенесли много страданий и гонений в двадцатом веке. Поэтому духовный лидер буддистов призвал верующих "помолиться о том, чтобы страдания всех живых существ, не только тибетцев, были устранены". "Я прошу всех вас никогда не сдаваться, потому что трудные времена приходят и уходят. Такова наша жизнь", — отметил Тэло Тулку Ринпоче.

Построение мандалы именно Авалокитешвары символично: в этом году Далай-лама XIV Тензин Гьяцо, который считается его воплощением, отмечает свой 80-летний юбилей.

Слово "мандала" в переводе с санскрита означает "круг", "единство". Это графическое изображение дворца того или иного божества тантрического учения, передающее его суть на языке символов. Ее можно "читать" как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации. Как правило, мандалы создают в двумерной форме из мелкого песка, окрашенного в традиционные цвета.

Ритуал построения буддистскими монахами мандалы длится несколько дней. На первом этапе монахи благословляют инструменты и цветной песок, а затем приступают к разметке платформы.

При построении мандалы каждый монах сидит на месте, соответствующем определенной стороне света, и отвечает за определенную часть изображения. Нанесение песка идет от центра к периферии, причем, если один монах успевает закончить свой фрагмент раньше других, он либо терпеливо ждет остальных, либо помогает им — сооружение мандалы должно вестись равномерно.

Мандала живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Как только медитационная практика завершена, мандала должна быть разрушена. Ее разрушение — тоже особый ритуал. Прежде чем разрушить мандалу, монахи должны попросить божество покинуть песочный дворец. Затем мастер ритуала надрезает ее с "восточного входа" с помощью ваджры — ритуального предмета, символизирующего нерушимую природу ума, а потом повторяет эту процедуру со всеми остальными "входами", двигаясь по часовой стрелке, и наконец, надрезает мандалу по диагоналям. После этого монахи сметают мандалу к центру и помещают песок в большую чашу.

Считается, что песок, благословленный многодневными ритуалами, по-прежнему обладает очистительной силой. По традиции монахи красивой процессией с трубами и цимбалами отправляются к реке или океану и преподносят благословенный песок в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благословление по всему миру.

Мандала в музее Рериха будет торжественно разрушена в грядущее воскресенье 15 марта. Священный песок, "наполненный состраданием", по традиции раздадут всем присутствующим на ритуале, а некоторую его часть опустят в Москву-реку, рассказала РИА Новости председатель фонда "Дрепунг Гоманг центр" Наталья Беспалова.

"Буддисты верят, что в реке живут хозяева местности — наги. В мегаполисах они страдают из-за плохой экологии, и священный песок должен им помочь", — пояснила собеседница агентства.

После Москвы делегация из шести монахов и тибетского доктора посетит Краснодар, Калмыкию, Бурятию, Санкт-Петербург. Во всех городах буддийские монахи тоже будут строить мандалы из песка. В мае делегация снова вернется в российскую столицу, а затем в Индию.

Посетители Выставочного зала музея Машкова в Волгограде могут своими глазами увидеть таинства древней буддийской практики и разные ритуалы. В эти дни на улице Чуйкова , 37, гостят буддийские монахи из индийского монастыря Дрепунг Гоман . Вплоть до 1 февраля в музейном зале из разноцветного песка они будут создавать мандалу Нацу Дордже и проводить ритуалы для привлечения удачи и богатства, здоровья и благополучия, счастья в семье, обретения второй половинки. А 2 февраля мандалу разрушат и священный песок раздадут гостям.


Каждый день монахи проводят разные ритуалы. Фото: Геннадий БИСЕНОВ

Буддийские монахи из индийского монастыря Дрепунг Гоман возводят мандалу в Волгограде. Геннадий БИСЕНОВ

В эти дни в музейном зале не замолкает треск палочек, из которых словно вытекают тонкие струйки радужного песка. С их помощью тибетские монахи выводят тончайшие линии геометрических фигур и узоров - их совокупность символизирует Вселенную и мир божеств. Работа поистине ювелирная.


Работа ювелирная и каждая песчинка несет свой смысл. Фото: Геннадий БИСЕНОВ

Глава делегации Нгаванг Риглам Ла целых 13 лет изучал буддийскую философию в монастыре Дрепунг Гоманг в Южной Индии . Сейчас лама живет и возглавляет буддийский центр в Москве .


Посмотреть на таинства и ритуалы могут все волгоградцы. Фото: Геннадий БИСЕНОВ


Монахи несколько месяцев изучают эти ритуалы перед тем, как приступить к практике. Фото: Геннадий БИСЕНОВ

Создают положительную энергию и ритуалы, которые монахи будут проводить каждый день.


Это еще не законченная мандала. Ее дополнят множество узоров. Фото: Геннадий БИСЕНОВ


В выставочном зале появились новые экспонаты. Фото: Геннадий БИСЕНОВ

Расписание буддийских ритуалов в выставочном зале ВМИИ (ул. Чуйкова, 37, т. (8442) 24-16-79)

30 января

12:00-13:00 - ритуал Лама Чопа . Гуру-йога

12:00-15:00 - построение мандалы Нацу Дордже

15:00-16:00 – перерыв

16:00-18:00 - построение мандалы Нацу Дордже

19:30-20:30 - ритуал Намсарай (ритуал призывания богатства)

31 января

11:00-12:00 - ритуал Лама Чопа. Гуру-йога

12:00-15:00 - построение мандалы Нацу Дордже

15:00-16:00 – перерыв

16:00-18:00 - построение мандалы Нацу Дордже

18:00-19:00 - ритуал Дугжума (очищение от болезней, врагов, устранение препятствий)

1 февраля

11:00-12:00 – ритуал Лама Чопа. Гуру-йога

12:00-15:00 - построение мандалы Нацу Дордже

15:00-16:00 – перерыв

16:00-18:00 - построение мандалы Нацу Дордже

18:00-19:00 - ритуал Палден Лхамо (обретение защиты, удачи)

2 февраля

12:00-14:00 - ритуал перед разрушением мандалы

14:00-15:00 - разрушение мандалы Нацу Дордже, раздача священного песка

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:




Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции