Классный час микробы и вирусы


Классный час по теме: "Пути передачи инфекционных заболеваний"

Скачать:

Вложение Размер
kl.chas_mikroby.doc 169 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное образовательное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида № 28 г. Тулуна

Классный час во 2 классе

Учитель: Перегудова С. С.

Цели: 1 . Дать детям простейшие представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат), о способах попадания в организм;

2. Рассказать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;

3. Познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями, вирусами, микробами.

Материалы и оборудование.

-картинки с изображением разных микроорганизмов

-кусочки хлеба, покрытые плесенью ( в закрытой прозрачной посуде; при рассматривании не открывать).

Вступительное слово, сообщение темы.

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим об инфекционных заболеваниях и о том, как они попадают в организм человека.

- Дети, кто из вас знает, что такое инфекция? А микробы? Вирусы? Бактерии?

( Выслушать ответы детей и их предположения).

- Инфекция- это вирусы, бактерии и микробы.

- Микробы – это очень маленькие живые существа. Чтобы их увидеть, надо смотреть в микроскоп. У них нет ни рук, ни ног, ни рта и носа. Нет желудка, сердца, лёгких. Это просто шарики или палочки.

-Как же они передвигаются?

У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками . Жгутик вращается, как пропеллер, и микроб движется. У других микробов жгутиков нет. В жидкости они просто подпрыгивают – как мячик, который мы бьём ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит ветер. А часто их переносят люди и животные.

-Как инфекции попадают к нам в организм?

- А теперь скажите, как люди и животные могут переносить микробы?

(Учитель слушает ответы детей).

-Ребята, весной и летом, как только появляются первая травка, и листочки нам угрожает ещё одна опасность. Посмотрите на фотографии.

-Кто знает, кто это? (клещи).

-Это насекомое размером около 2 мм похоже на паучка.

-Запомните этого уродца по фотографии, и не забывайте. Цвет – от темно-желтого до коричневого, почти черного. Лесной клещ не может передвигаться на большие расстояния, он ленив и злобен. Сидя на веточке, он выжидает, когда потенциальная жертва окажется поблизости — на расстоянии вытянутой лапки. Как только это происходит, он вцепляется в кожу или одежду и, перемещаясь по телу, выбирает себе место. Чаще он приглядывает нежные участки кожи: паховые складки, шею, за ушами, у детей – затылок.

-Чем опасны клещи?

-Они охотятся на людей, пробираются на открытые участки тела, кусают и вместе со своей слюной заражают человека очень опасными микробами.

- Дети, а что едят микробы?

Микробы едят всё: хлеб, фрукты, овощи, суп, деревья, листья, краску, землю.

-Сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Она может быть опасной для человека. Воспитатель показывает кусочек хлеба, покрытый плесенью. ( можно показать кусочек сыра, яблока и др.)

-Но есть микробы, которые для людей не опасные, даже, наоборот, они бывают очень полезными. Например, с помощью молочных микроорганизмов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи.

- Есть ещё одни микробы, которые поселяются в человеке. В зависимости от того, в каком органе поселился микроб, возникает та или иная болезнь.

Например , если микробы поселяются в горле, начинается ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – то кариес.

У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получится много новых.

Давайте посмотрим ,как это происходит.

- Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину и другие заболевания. Через некоторое время микроб делится пополам. Разделите шарик на две части. Получились две новые бактерии. Сначала они маленькие, но они питаются, растут, поэтому становятся большими. Оторвите немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто ваши бактерии выросли. (Дети выполняют). Правильно.

- Что теперь с ними произойдёт?

- Правильно, скоро разделятся. Разделите каждую бактерию пополам. Сколько стало? ( Четыре).

- Они скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. (Дети выполняют).

- Что будет дальше?

-Правильно, вот так их становится всё больше и больше, и человек заболевает всё сильнее и сильнее.

- А теперь посмотрим, что будет с бактериями, когда человек принял лекарство? Они сморщились и слиплись между собой…

Слепите шарики вместе, сдавите их.

- Вот и нет микробов, вот и справился организм. Выздоровел. Человек научился бороться с ними.

Обобщение по теме.

- Конечно, лучше никогда не болеть, всегда быть здоровым. Для этого надо укреплять свой организм, закалять его. Мыть руки перед едой, следить за чистотой одежды, игрушек. Тогда никакой микроб ему не страшен.

- Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в твой организм?

- А что делать, чтобы, проникнув в организм, они не размножались, а погибали?

-Как спастись от клещей?

  1. нужно серьезно подойти к выбору одежды.
  2. Выбирайте только закрытую обувь.
  3. по приходу домой нужно внимательно осмотреть тело .

- - Дети, скажите, что нового вы узнали на занятии?

Этот классный час - один из цикла классных часов, нацеленных на формирование навыков ЗОЖ. В занимательной форме третьеклассники познакомятся с микроорганизмами, их пользой и вредом для человека, убедятся в необходимости соблюдения правил личной гигиены.

Скачать:

Вложение Размер
klassnyy_chas.doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 3 классе

Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни.

  1. Дать учащимся понятие о микроорганизмах.
  2. Дать представление о пользе и вреде микробов для человека.
  3. Убедить учащихся в необходимости соблюдать правила личной гигиены и гигиены питания.
  4. Воспитывать потребность в ЗОЖ.
  5. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Форма проведения: игровой практикум.

-плакаты с высказываниями философов о здоровье;

-аптечки с дезинфицирующими и перевязочными средствами;

-муляжи руки по количеству групп.

-парты в помещении расставить по количеству микрогрупп (2 - 3);

-подготовить артистов на роли Микроба и Судьи.

-высказывания философов о здоровье:

  1. Здоровое тело - продукт здорового рассудка. (Б. Шоу)
  2. Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться сам. (И.Брехман)
  3. Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье. (Г.Гейне)
  4. Большая часть болезней наших – это дело наших собственных рук. (Ж.-Ж.Руссо);

-три бумажных цветка без лепестков.

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы собрались, чтобы в очередной раз поговорить о здоровье. Прежде, чем мы начнем разговор, сигнализируйте цветными наклейками о своем отношении к собственному здоровью. Отвечайте честно самим себе.

Зеленый цвет означает: я внимательно отношусь к своему здоровью, стараюсь его сохранить.

Оранжевый цвет означает: на свое здоровье я не обращаю внимания.

Учитель: Здоровье – самое ценное богатство общества и каждого человека. К такому выводу люди пришли еще в древности. Об этом свидетельствуют высказывания о здоровье многих философов и писателей. Некоторые из них записаны на доске. Особенно мне нравится высказывание Ж.-Ж. Руссо. Во все времена люди понимали, что здоровье - это одна из важнейших жизненных ценностей человека.

-ты каждый год болеешь гриппом или ангиной;

-иногда у тебя бывает насморк;

-бывает, что болит живот;

-часто у тебя бывает плохое настроение;

-иногда ты плохо спишь ночью, часто просыпаешься;

-мало бываешь на воздухе;

-не любишь физкультуру, подвижные игры;

-часто ешь сладости, чипсы, пьешь лимонад.

Учитель: Кто из вас не загнул ни одного пальца? Таких ребят мало. Значит, тема здоровья для нас по-прежнему важна. Уровень здоровья населения, особенно детей, в последние годы катастрофически снизился. Поэтому мы все чаще говорим о необходимости вести здоровый образ жизни . Что это значит? Из каких компонентов состоит здоровый образ жизни? Напишите их на лепестках из цветной бумаги, которые лежат у вас на партах.

(Работа в группах). (Ответы: закаливание, правильное питание, прогулки, физкультура, гигиена, отказ от вредных привычек, ночной сон, режим дня)

Учитель: Прикрепите свои лепестки к цветам на доске. У каждой группы получился свой цветок ЗОЖ (совместное обсуждение).

Учитель: Как микробы могут быть связаны с нашим здоровьем? Где они живут?

Микроб: (появляясь из-под стола): Мы живем в воде, в земле, в воздухе, во льдах, в растениях, в человеке, Мы – везде!

Учитель: А ты кто?

Микроб: Я - микроб!

Судья: Я сегодня здесь для того, чтобы осудить микробов. Начнем заседание суда. Я обвиняю вас, микробы, в том, что вы приносите людям огромный вред! Вы проникаете в организмы людей и вызываете инфекции. Истории известны катастрофические эпидемии, унесшие жизни миллионов людей. А кто виноват? Вы, микробы!

Учитель: Микробов в природе огромное количество. В одной капле сырой воды их живет почти столько же, сколько людей на всем земном шаре! Давайте посмотрим, какие микроорганизмы живут в капле сырой воды.

(Работа групп с микроскопами)

Учитель: Мы пьем сырую воду вместе с огромным количеством разных микробов. Среди них есть такие, которые вызывают болезни. Вместе с некачественной пищей в наш организм через органы пищеварения тоже попадают микробы. Часто они вызывают кишечные болезни, отравления.

Учитель: Ребята, подумайте, как не пропустить в организм болезнетворных микробов вместе с водой и пищей! Подскажу только, что микробы погибают при нагревании от высокой температуры.

(Работа в группах, обсуждение)

(Выводы: воду кипятить, готовую пищу хранить в холодильнике, не есть испорченные и просроченные продукты).

Учитель: Значит, в отравлениях и кишечных болезнях человек виноват больше, чем микробы.

Судья: Да, убедили. Но все равно вы, микробы, очень опасны. Вы виновны в распространении таких опасных болезней, как оспа, холера, грипп, туберкулез, чума. Каждую минуту нас атакуют со всех сторон полчища микробов. Ваше оружие - инфекции, болезни, иногда смерть.

Учитель: Действительно, от инфекций во все времена погибали тысячи людей. В старину даже грипп был очень опасен. Он передается по воздуху особыми микробами, которые называются вирусами. Попадает в организм через органы дыхания.

Микроб : Между прочим, в заболевании и распространении гриппа тоже виноват сам человек.

Судья: Почему это? Ребята, вы тоже так думаете?

Учитель: Подумайте, как можно не допустить распространения гриппа? Выполните задание на карточках. Рассмотрите рисунок. Представьте ситуацию, когда в семье кто-то заболел гриппом. Соедините стрелкой человека на рисунке с необходимыми ему предметами. 1 группа находит предметы для заболевшего, 2 – для здоровых пока членов семьи.

(Предметы: носовой платок, ватно-марлевая повязка, витамины, чеснок, лук, уксус, пистолет, шоколадка). (Обсуждение)

Учитель: Какие из этих средств обладают противомикробным действием? Их тоже боятся микробы.

Учитель: Вы знаете, что при заболевании у человека чаще всего повышается температура. Как вы думаете, почему?

Учитель: Оказывается, при возникновении инфекции наш организм специально повышает температуру тела, чтобы погибали болезнетворные микробы. Поэтому не спешите при температуре принимать жаропонижающие средства, не мешайте работе организма! Не создавайте в организме подходящую среду для проживания вредных микробов!

Судья: Оказывается, что от инфекционных болезней мы тоже можем себя защитить. А как быть с микробами, которые находятся на нашей коже? Ведь если их в капле воды миллионы, то сколько же их на коже? Я недавно порезал палец, и он воспалился, долго болел. Потому что микробы попали в рану. Любая рана может вызвать заражение крови!

Учитель: Ребята, а что бы вы посоветовали судье сделать в такой ситуации? Любое повреждение кожи – это ворота для микробов внутрь организма. Поэтому раны надо сразу обрабатывать. Пусть каждая группа возьмет из аптечки необходимые предметы для обработки повреждений кожи (работа в группах, обработка раны на макете руки).

(Детям предлагаются перекись водорода , бинт, вата, мыло , пластырь, зеленка , цитрамон, зубная щетка, активированный уголь и т.д.)

Учитель: Покажите на муляже руки, как вы будете обрабатывать рану. (Дети выполняют практическое задание).

Учитель: Помните: главная защита человека от вредных микробов – его чистая здоровая кожа. Такой барьер они не преодолеют. И главный наш помощник в борьбе с микробами – обыкновенное мыло, лучше хозяйственное. Чего еще боятся микробы? (На доску вывешиваются таблички: мыло, йод, зеленка, перекись водорода, спирт, хлорка)

Микроб: Подождите! Но ведь есть и полезные для человека микробы! Их гораздо больше, чем вредных!

Судья: Не может быть! Ребята, вы слышали что-нибудь о полезных микробах?

Учитель: А я слышала! Действительно, полезных микроорганизмов в природе гораздо больше, чем вредных. А вы знаете, ребята, что в организме каждого человека около 3 кг микробов? Они живут в кишечнике, желудке, во рту и помогают переваривать пищу. Многие их них обогащают организм витаминами. Очень плохо было бы человеку без них.

Судья: Это правда, обвиняемый?

Учитель: Полезные микробы называются бактериями молочнокислого брожения и помогают делать кефир, простоквашу, сыр, сметану, ряженку, йогурт, творог. Вы же любите эти продукты? Они очень полезны, т.к. содержат те же микроорганизмы, которые живут в нашем кишечнике.

Микроб: А я тоже полезный микроб! Без меня нельзя было бы испечь хлеб! Догадайтесь, как меня зовут? (дрожжи).

Микроб: Ведь дрожжи – это тоже микробы.

Судья: Да, действия болезнетворных микробов наносят огромный вред организму. Но в этом, оказывается, чаще всего виновен человек. Мы можем и должны защищаться от вредных микробов. А вот без полезных микробов нам не обойтись.

Суд постановил: 1) С вредными микробами бороться!

2) Полезных микробов любить и оберегать!

Судья: Спасибо за помощь, ребята!

(Судья и Микроб выходят из класса)

Учитель: Решение суда все обязаны выполнять. Конечно, суд этот был шуточным, а вот армия микробов, окружающих нас, вполне реальна. Вы видели микробов в микроскоп. Хотелось бы вам, чтобы они проникли в ваш организм и вызвали болезни? Как же уберечь себя от опасности? Составьте правила для ребят из других классов, которые мы потом повесим в уголок.

Первая группа – правила защиты от микробов, которые могут проникнуть в организм с поверхности кожи.

Вторая группа – правила защиты от микробов, которые могут проникнуть в организм с водой и пищей. (Нужные правила выбираются из предложенных разрезанных правил)

Третья группа – правила защиты от болезнетворных микробов, передающихся по воздуху.

Результат работы 1 группы:

  1. Чаще мыть руки с мылом, не только перед едой.
  2. После мытья руки обязательно вытирать полотенцем.
  3. Следить за чистотой волос, ногтей, одежды.
  4. Мыться горячей водой мочалкой и мылом.
  5. Повреждения кожи обрабатывать.

Результат работы 2 группы:

1. Не есть испорченные продукты.

2. Готовую пищу хранить в холодильнике.

3. Овощи и фрукты обязательно мыть водой.

4. Нельзя пить сырую воду.

5.Нужно чистить зубы.

Результат работы 3 группы:

  1. При общении с человеком, больным гриппом, прикрывать рот и нос носовым платком или марлевой повязкой.
  2. Употреблять в пищу сырой лук и чеснок, они убивают микробов.
  3. Во время эпидемий гриппа стараться избегать многолюдных мест.
  4. Обязательно принимать витамины.
  5. Если в доме кто-то заболел гриппом, нужно иногда дезинфицировать воздух, нагревая на плите уксус.

Учитель: Молодцы! Теперь вы знаете, какими путями болезнетворные микробы могут попасть в наш организм. И только от вас зависит, помешать им или нет. А полезным микробам будем мешать? В каких продуктах они содержатся? Выберите таблички с нужными продуктами.

(Вывешиваются на доске таблички: творог, кефир, ряженка, сметана, простокваша, йогурт)

Учитель: Спасибо за работу. И последний вопрос: Как вы думаете, какой организм больше подвержен атакам микробов: сильный или слабый? Как укрепить свой организм? (закаляться, много гулять, правильно питаться) Т. е. вести здоровый образ жизни.

Учитель: Надеюсь, что после нашего занятия среди вас будет больше ребят, которые заботятся о своем здоровье. И в следующий раз будет больше зеленых жетонов для голосования. Если вам захотелось больше узнать о микробах, возьмите в библиотеке энциклопедию. Если хотите, нарисуйте рисунки к сегодняшнему классному часу, мы повесим их в уголок. Желаю всем хорошего настроения! Будьте здоровы!

Выберите книгу со скидкой:


ШСГ Шестой год обучения. География для малышей.

350 руб. 122.00 руб.


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 146.00 руб.


350 руб. 127.00 руб.


География. Для тех, кто хочет все успеть

350 руб. 154.00 руб.


Современная школа игры на фортепиано

350 руб. 410.00 руб.


ЕГЭ. Химия. Пошаговая подготовка

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Математика. Пошаговая подготовка

350 руб. 205.00 руб.


Готовимся к школе. Учимся проходить лабиринты.KUMON

350 руб. 541.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Английский алфавит в картинках. 100 развивающих заданий на карточках

350 руб. 171.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Хажиахметова Эльвира НуриахметовнаНаписать 0 06.04.2018

Номер материала: ДБ-1412809

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    06.04.2018 164
    06.04.2018 105
    06.04.2018 2992
    06.04.2018 131
    06.04.2018 418
    06.04.2018 90
    06.04.2018 91
    06.04.2018 376

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Цель. Формировать у учащихся новые понятия: микробы, бактерии; расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Кто такие бактерии? Где они живут? Какие есть вредные и полезные бактерии? Как бактерии помогают людям и животным? Как бороться с бактериями? Что нужно делать, чтобы противостоять болезням?

Чтение веселых рассказиков про "Петьку-микроба" Григория Остера.

1. Вступительное слово учителя.

- Наше занятие необычно, его можно назвать школой здоровья. Вы узнаете о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми.

Сегодня мы с вами попадем в страну Здоровячков.

В этой стране есть много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора.

Правильно! Это доктора: Свежий Воздух, Вода, Солнце, Красивая Осанка, Отдых, Любовь.

Они помогут нам попасть в страну Здоровячков.

В путь дорогу собирайся,

За здоровьем отправляйся!

Послушайте сказку о микробах.

Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

- Подумайте, что помогает нам победить микробов?

- Правильно! Вода и мыло – настоящие друзья!

-Мама часто говорит тебе, что руки после улицы надо мыть с мылом, грязные игрушки совать в рот нельзя, а овощи и фрукты нужно обязательно помыть перед едой. И мама права, знаешь почему? Она боится, что ты заболеешь, и будешь лежать в постельке с температурой.

-Почему ты можешь заболеть? Да потому, что везде есть бактерии, которые вызывают разные болезни! Сейчас я подробно тебе расскажу кто такие бактерии.

-Бактерии очень и очень маленькие, меньше самых маленьких насекомых, даже букашка по сравнению с ними огромная, как гора

-Вот капля воды, посмотри, сколько на ней микробов! Ты ничего не видишь? Правильно, потому что микробы очень маленькие, меньше капельки, и их так просто не разглядеть.

-Для того, что бы увидеть микробы, нам нужен специальный прибор – микроскоп, который увеличивает предметы в сотни раз

-Мы положили капельку на стекло микроскопа и теперь видим микробы, которые живут в капле воды. Капелька такая маленькая, зато, сколько на ней микробов.

-Вот так выглядят разные микробы и бактерии под микроскопом.

-Если ты нарисуешь карандашом одну точку, то там уместится двести пятьдесят тысяч бактерий!

-Бактерии находятся везде. Они есть в почве, в воде, в еде, в воздухе, в дожде …

-Бактерии живут в животных и даже в тебе!

-Если бы не было бактерий, на Земле не было бы никакой жизни. Был бы один песок, как на Луне.

-Бактерии появились много лет назад. Сначала образовалась Земля, возникли кислород и водород.

-Около 3,5 миллиардов лет назад появились первые крохотные бактерии и водоросли.

-И только 700 миллионов лет назад в море появились первые животные – черви и медузы.

-Возникшие миллиарды лет назад слоистые каменные структуры - строматолиты – результат жизнедеятельности бактерий.

-Разных видов бактерий более тысячи, и все они нужны. Бактерии бывают как вредные, так и полезные.

-Бактерии помогают перегнивать листьям, упавшим на землю. Участвуют в образовании полезных ископаемых, поддерживают запасы углекислого газа и кислорода в атмосфере.

-Бактерии, которые живут глубоко под водой, помогают создать лосьон для эффективной защиты кожи от губительных солнечных лучей.

-Тысячелетиями человек использовал молочные бактерии для создания многих молочных продуктов. Если в молоко добавить разные бактерии получатся, сыр, простокваша, кефир, йогурт, творог.

-Из уксусной бактерии делают закваску для кваса. Также бактерии помогают из теста сделать хлеб.

-Бактерии помогают жвачным животным, антилопам, коровам, лосям, козам, лошадям, переваривать растительную пищу.

-Человек состоит из человеческих клеток, а также бактериальных, грибковых и вирусных форм жизни. -В теле человека несколько триллионов клеток и более 100 триллионов бактерий, их насчитывается пятьсот видов.

-В нашем желудке есть множество кишечных бактерий. Но не бойся, они не страшные, наоборот, они помогают тебе справиться с пищей: переваривают ее.

-Есть еще и плохие бактерии, которые вызывают разные болезни, их очень много в общественных местах – на дверных ручках, тележках в магазине, компьютерных мышках, поручнях в автобусе….

-Вредных бактерий много на фруктах и ягодах, которые растут на улице.

-Одной бактерии достаточно, чтобы ты серьезно заболел. Поэтому регулярно нужно мыть руки с мылом и нельзя брать грязные предметы в рот!

-Будь здоров, малыш!

Никогда не мойте руки,

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, руки и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости само собою

- Выскажете свое мнение о вредных советах.

5. Пословицы и поговорки о здоровье.

Кто не болел, здоровью цены не знает.

Аптека не прибавит века.

Дал бы бог здоровья. А счастье найдем.

Был ребенком хил, взрослым быстро сгнил.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

6. Учитель отмечает. Что здоровому образу жизни препятствуют вредные привычки. Учащиеся называют вредные привычки.

Учитель отмечает. Что здоровому образу жизни препятствуют вредные привычки. Учащиеся называют вредные привычки, учитель записывает их на доску:

7. Чтение веселых рассказиков про "Петьку-микроба" Григория Остера.

Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы улучшить или сохранить свое здоровье?

— Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.

— Есть полезную пищу.

— Чистить зубы. Мыть руки.

— Выполнять физические упражнения и т.д.

- Как противостоять болезням?


Классный час "Микробы в нашей среде"


Микробы в нашей среде


Микроорганизмы — мельчайшие организмы, имеющие различное строение и разнообразные биологические свойства. Микроорганизмы могут как иметь клеточную организацию, - ним относятся грибы, простейшие, бактерии, - так и представлять собой неклеточные формы жизни — вирусы, вироиды и прионы.


Микроорганизмы находятся буквально везде: в почве, воде, воздухе, в организме и на поверхности тела человека и животных, на растениях, различных предметах, в пищевых продуктах. Причем, не только находятся, но и играют важную роль в круговороте веществ в природе.


Хорошо известная микробиологам бактерия рода Desulfitobacterium не только успешно очищает сточные воды, но и, как недавно выяснилось, производит при этом электричество. Топливный элемент на ее базе будет иметь практически неограниченный срок годности

Например, благодаря их жизнедеятельности происходят разложение и минерализация животных и растительных остатков. С помощью микроорганизмов почвы осуществляются биологический круговорот углерода, азота, фосфора, фиксация молекулярного азота воздуха, попадающих в почву, процесс ее самоочищения. Микроорганизмы, обитающие в воде, участвуют в круговороте серы, железа и других элементов, обеспечивают самоочищение воды в водоемах.



Впрочем, не все микроорганизмы приносят человеку пользу. Часть микроорганизмов является условно-патогенной или патогенной для человека и животных. Некоторые микроорганизмы вызывают поражение сельскохозяйственной продукции, приводят к обеднению почвы азотом, вызывают загрязнение водоемов, накопление ядовитых веществ (например, микробных токсинов). Патогенные микроорганизмы вызывают болезни человека и животных и растений.


Микробы также встречаются в повседневной жизни: общественный транспорт, улица, работа, авиатранспорт.

Часто люди не задумываются о том, что, когда они приходят домой, их руки и одежда покрыты микробами. Придя домой, сразу мойте руки и переодевайтесь в чистую одежду. Если вы этого не сделали, не рекомендуется садиться на домашнюю кровать, гладить животных, принимать пищу. И вещи, в которых вы ходите на улицу, не должны храниться рядом с домашними вещами.


На слизистой оболочке носоглотки постоянно живут стафило-, пневмо- и стрептококки. Для жизнедеятельности микроорганизмов хорошей средой является налет на зубах, остатки пищи между ними. Обильное развитие микробов во рту ведет к быстрому разложению пищевых остатков, при этом накапливаются химические продукты этого распада, которые разрушают эмаль зубов (кариес). Поэтому так важно систематически чистить зубы, полоскать рот после каждой еды. На фото: кишечная палочка во внутренностях


Бактерии, устойчивые к антибиотикам заражают собой грунт и воду. Это может приводить к появлению стойких форм кишечных бактерий типа сальмонеллы.

С начала времен человечество ведет непрекращающуюся борьбу с разнообразными вирусами и инфекциями. Люди изобретают новые лекарства и находят новые природные средства, а вирусы тем временем мутируют и становятся устойчивыми к противоинфекционным средствам. Достаточно вспомнить формы небезызвестного гриппа, которые изменяются быстрее, чем удается создать вакцину. В последнее время наука усиленно ищет новые способы перехитрить болезни. Один из таких способов основан на укреплении иммунитета человека.


Если раньше основным инструментов борьбы с микробами и вирусами были антибиотики, то теперь все чаще звучит термин "пробиотики". Пробиотики - это живые микроорганизмы, которые при попадании в желудочно-кишечный тракт человека в достаточном количестве сохраняют свою активность, жизнеспособность и оказывают положительное влияние на здоровье человека. Дело в том, что 70% иммуномодулирующих клеток находится именно в желудочно-кишечном тракте. Нарушение же количественного или качественного состава микрофлоры кишечника часто бывает причиной серьезных заболеваний, а пробиотики способны вернуть ее в норму


К сожалению, это не наноробот из мира будущего. Это Бактериофаг - живые вирусы бактерий, широко распространенные в природе. Поражают болезнетворные бактерии, действуя по принципу паразита, откладывая в бактерии зародышей, которые вследствие развития пожирают бактерию изнутри.


Микроорганизмы отличаются хорошей приспособляемостью к действию факторов внешней среды.

Например, микробы хорошо освоились и в космосе. Безопасность Международной космической станции под угрозой. Металлические и полимерные детали деформируются, оборудование может выйти из строя. И виной тому — не космический мусор и не излучение, а простые микробы. К таким пугающим результатам привели научные эксперименты на орбите. Микроорганизмы, завезенные на станцию с Земли, не только прекрасно освоились в космосе, но начали активно размножаться. И теперь полчища микробов буквально поедают МКС.


Пожалуй, одним из самых простых средств для этого и являются пробиотики. Механизм прост. Человек выпивает кисломолочный продукт, обогащенный пробиотиками, и его желудочно-кишечный тракт заселяется "хорошими" бактериями, нормализующими микрофлору, повышая таким образом сопротивляемость вредоносным микробам, а значит, и снижая риск заболевания. Конкретной рекомендацией может быть применение кисломолочных продуктов два раза в день утром и вечером после еды.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции