Каковы особенности жизнедеятельности вирусов как живых организмов

Подробное решение параграф § 16 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов A.M. Углубленный уровень 2019

Вопрос 1. Какие организмы относят к паразитам?

К паразитам, питающимся за счет готовых органических веществ живых организмов, относятся некоторые простейшие, паразитические черви, клещи, кровососущие насекомые, а также вирусы, фаги, болезнетворные бактерии, паразитические грибы, цветковые растения — паразиты (омела, повилика, заразиха).

Вопрос 2. Что представляют собой вирусы?

Вирусы представляют собой неклеточную форму жизни. Это автономные генетические структуры, неспособные, однако, развиваться вне клетки. Вирусы отличает простота организации. Каждая вирусная частица состоит из РНК или ДНК, заключенной в белковую оболочку, которую называют капсидом. В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты, которая является носителем генетической информации. Это либо ДНК (одно — , так и двуцепочечные молекулы как ДНК), либо РНК. И если вирусная ДНК может иметь как линейную, так и кольцевую структуру, то молекулы РНК — вирусов, как правило, имеют только линейную форму.

Пространственная организация вирусов очень разнообразна. Они часто имеют правильную геометрическую форму — палочки, нити или шара.

Белки вирусов формируют оболочку, защищающую нуклеиновую кислоту. Они также отвечают за антигенные свойства вирусной частицы, а также могут выполнять функции ферментов.

Например, вирус табачной мозаики имеет палочковидную форму и представляет собой полый цилиндр. Стенка цилиндра образована молекулами белка, а в полости расположена спираль РНК. Белковая оболочка защищает нуклеиновую кислоту от неблагоприятных условий внешней среды, а также препятствует проникновению ферментов клеток к РНК и ее расщеплению.

Тело бактериофага кишечной палочки состоит из головки, от которой отходит полый стержень, окруженный чехлом из сократительного белка. Стержень заканчивается базальной пластинкой, на которой закреплены 6 нитей. Внутри головки находится ДНК.

Вопрос 3. Какие вирусы вам известны?

Вирус табачной мозаики, бактериофаг, аденовирусы, вирусы гриппа, герпеса, полиомиелита, оспы, бешенства, чумы, ВИЧ и др.

Вопрос 4. Почему вирусы можно считать внутриклеточными паразитами?

Они способны проникать в живые клетки и размножаться только внутри них, используя для этой цели биосинтетические и энергетические клеточные системы хозяина. Пока вирус не проник в клетку хозяина, он не проявляет свойств живого организма, т. е. в нём не протекает никаких биохимических реакций, он не может размножаться и т. д. Учитывая данные обстоятельства, можно утверждать, что вирусы являются внутриклеточными паразитами.

Вопрос 5. Почему вирусы считают неклеточной формой жизни?

Любая клетка состоит из ядра и цитоплазмы, в которой происходят все биохимические процессы. Вирусы в отличие от всех других организмов не имеют клеточного строения. Вирус же — это всего лишь часть ДНК или РНК и несколько оболочек (белковая и липопротеиновая). Также вирусы способны жить и размножаться исключительно в клетках других организмов и за их пределами жизнедеятельности не проявляют. Таким образом, вирусы можно рассматривать как неклеточную форму жизни.

Вопрос 6. Каковы особенности строения вирусов? Расскажите об этом на конкретных примерах.

Здесь подходит ответ на вопрос 2 из этого параграфа. Можно еще добавить строение вируса гриппа. Это РНК — содержащий вирус, капсид которого снаружи покрыт остатками клеточных мембран, содержащих белки — гликопротеины. Гены этих белков часто мутируют, что приводит к появлению новых штаммов (локальных разновидностей) вируса.

Вопрос 7. Каковы основные пути заражения вирусами? Приведите примеры.

Человек заражается вирусами разными путями, в принципе так же, как бактериями и другими прокариотами.

1.Алиментарный путь — пища, вода. В воду, как правило, вирусы попадают вместе со сточными водами, в пищу заносятся грязными руками.

2.Воздушно — капельный — вирусы острых респираторный заболеваний; другие — попадают непосредственно от одного человека другому на слизистые носа, глотки, то есть верхних дыхательных путей.

3.Половой — при половом контакте вирусы попадают на слизистую половых путей.

4.Трансмиссивный — при укусе кровососущих членистоногих (клещи, комары) вирусы попадают непосредственно в кровь. Вирус бешенства заносится в кровь при укусе зараженными животными.

5.Трансплантационный путь — при переливании зараженной крови, пересадке тканей от зараженных людей.

6.Инструментальный путь — при пользовании грязными шприцами, другими медицинскими инструментами во время различных медицинских манипуляций.

Вопрос 8. Каковы основные меры профилактики вирусных заболеваний?

Во — первых, имеет смысл стимулировать иммунную систему путём неспецифической активации иммунитета. Для этого применяют закаливание, проводят общее укрепление организма или принимают некоторые препараты (например, белок интерферон, который помогает клеткам справляться с вирусами).

Во — вторых, можно делать прививки, вводя человеку вирусные белки, фрагменты этих белков или вирусные частицы с разрушенными нуклеиновыми кислотами. Введение такого препарата (он называется вакцина) вызывает образование в организме человека специфических белков — антител, которые распознают белки — антигены данного вируса и запоминают их. Поэтому, когда в организм попадает настоящий вирус, иммунная система быстро с ним справляется, поскольку помнит, по каким белкам его можно распознать.

И, в — третьих, если по каким — то причинам невозможно провести вакцинацию, а вирус проник в организм, человеку вводят уже готовые антитела, выделенные из сыворотки крови животных (такой препарат называют иммунной сывороткой). Так поступают, например, после укуса человека бешеным животным для нейтрализации вируса бешенства.

Вопрос 9. Какие особенности отличают вирусы от других живых организмов? Представьте ответ на вопрос в форме таблицы.


Вопрос 10. Используя дополнительные источники информации, подготовьте короткое сообщение в виде презентации о сходстве СПИДа и вирусного гепатита В.

Сначала можно рассказать об этих болезнях (самое главное). Потом можно отметить, что эти заболевания не сильно схожи, течение болезней больше разниться, чем схоже. Нужно подчеркнуть и то, что они часто могут быть в организме одновременно. Затем выделить и схожие черты. 1.Возбудитель этих заболеваний — вирус (но разный), т.е. это заболевания, вызванные вирусом. 2.Болезни развиваются постепенно, а сам инфекционный процесс начинается с момента попадания вируса в кровь. 3.Болезни можно поддерживать медикаментозно на некотором уровне, что человек чувствует себя нормально. 4.Также эти болезни имеют общие пути заражения: естественные (половой, вертикальный (когда ребёнка заражает инфицированная мать), бытовой) и искусственный (парентеральный). 5.Чтобы уберечься от этих болезней, нужно никогда не использовать чужие зубные щётки, бритвы и другие средства личной гигиены; следить за использованием только одноразовых шприцов при всех видах инъекций, безопасный секс, тщательный выбор дантиста и специалиста по маникюру, повышение защитных сил организма и т.д.

Вопрос 11. Какие распространённые заболевания, вызываемые вирусами, вы знаете? Предложите правила профилактики вирусных заболеваний.

Самыми известными и распространенными являются следующие вирусные заболевания.

Грипп и простуда. Их признаками являются: слабость, повышенная температура, боль в горле. Используются противовирусные препараты, при присоединении бактерий дополнительно назначают антибиотики.

Краснуха. Под удар попадают глаза, дыхательные пути, шейные лимфоузлы и кожа. Распространяется воздушно — капельным способом, сопровождается высокой температурой и кожными высыпаниями.

Свинка. Поражаются дыхательные пути, в редких случаях у мужчин поражаются семенники.

Желтая лихорадка. Вредит печени и кровеносным сосудам.

Корь. Опасна детям, затрагивает кишечник, дыхательные пути и кожу.

Ларингит. Нередко возникает на фоне других проблем.

Полиомиелит. Проникает в кровь через кишечник и дыхание, при поражении головного мозга наступает паралич.

Ангина. Существует несколько видов, характерны головная боль, высокая температура, сильная боль в горле и озноб.

Гепатит. Любая разновидность вызывает желтизну кожи, потемнение мочи и бесцветность кала, что говорит о нарушении нескольких функций организма.

Тиф. Редок в современном мире, поражает кровеносную систему, может привести к тромбозу.

Сифилис. После поражения половых органов возбудитель попадает в суставы и глаза, распространяется дальше. Долго не имеет симптомов, поэтому важны периодические обследования.

Энцефалит. Поражается головной мозг, гарантировать излечение нельзя, высок риск смерти.

К профилактике вирусных заболеваний относят: исключение контактов с больными людьми, исключение незащищенных случайных половых связей, закаливание, проводят общее укрепление организма или принимают некоторые препараты (например, белок интерферон, который помогает клеткам справляться с вирусами). Также можно делать прививки, а если по каким — то причинам невозможно провести вакцинацию, а вирус проник в организм, человеку вводят уже готовые антитела, выделенные из сыворотки крови животных (такой препарат называют иммунной сывороткой). Так поступают, например, после укуса человека бешеным животным для нейтрализации вируса бешенства.

Вопрос 12. Выполните задание в тетради.

1) Вирусы размножаются: а) самостоятельно вне клетки хозяина; б) только в клетке хозяина; в) только в воде; г) в присутствии солнечного света.

Правильный ответ: б) только в клетке хозяина.

2) Капсид — это: а) цитоплазма вируса; б) ДНК вируса; в) оболочка вируса; г) ферменты вируса.

Правильный ответ: в) оболочка вируса.

3) Вирусы относят к доклеточным организмам, потому что они: а) не содержат ядра; б) не способны к самостоятельному обмену веществ; в) являются паразитами; г) не способны размножаться.

Правильный ответ: б) не способны к самостоятельному обмену веществ;

Вопрос 13. На основании чего вирусы относят к живым организмам?

Вирусы похожи на живые организмы в том, что они имеют свой набор генов и эволюционируют путем естественного отбора, а также в том, что способны размножаться, создавая собственные копии путем самосборки.

Вопрос 14. Используя доступные информационные источники, изучите и обсудите с учителем и одноклассниками проблему происхождения вирусов.

Происхождение вирусов — вопрос, который на протяжении многих лет составлял предмет дискуссий, поэтому происхождение вирусов в процессе эволюции пока неясно. Было выдвинуто три гипотезы происхождения вирусов:

1. Вирусы — потомки бактерий и других одноклеточных организмов, претерпевших дегенеративную (регрессивную) эволюцию.

2. Вирусы — потомки древних доклеточных форм жизни, перешедших к паразитическому способу существования.

3. Вирусы — дериваты (производные) клеточных генетических структур, ставших относительно автономными, но сохранивших зависимость от клеток.

Можно отметить, что зависимость вирусов от других организмов, в клетках которых они могут расти и размножаться, дает основание считать, что они не могли появиться раньше клеточных организмов. Предполагается, что вирусы представляют собой сильно дегенерировавшие клетки или их фрагменты, которые в процессе приспособления к паразитизму вторично утратили клеточное строение.

Некоторые ученые полагают, что вирусы и бактериофаги — обособившиеся генетические элементы клеток, которые эволюционировали вместе с клеточными формами жизни.

Развёрнутый план урока по биологии 10 класс

Цели урока: Сформировать представление о вирусах как неклеточной форме жизни, ознакомить обучающихся с ролью вирусов в природе, жизни человека.

- Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности вирусов;

- приведение доказательств сравнения (сходств и отличия) вирусов с живыми организмами;

- объяснение воли вирусов в природе и жизни человека;

- анализ и оценка последствий проникновения вирусов в клетки растений, животных и человека;

- освоение правил профилактики вирусных заболеваний

Познавательные. - Умение структурировать материал, работать с различными источниками информации;

- овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определение понятиям;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

обнаруживать причинно-следственные связи в процессах проникновения вируса в клетку;

- использовать приобретенные знания для профилактики вирусных заболеваний человека.

Регулятивные. - Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях при изучении специфических свойств вирусов;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные. - Умение аекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- сравнивать различные точки зрения и находить общее решение;

- работать совместно в атмосфере сотрудничества .

Личностные: - Сформированность познавательных интересов, направленных на изучение неклеточных форм жизни;

- интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,

- анализировать, сравнивать процессы, происходящие в клетках, пораженных вирусами)

Вирусы, вирусные болезни, бактериофаги, ВИЧ, геном, капсид, вирион.

Межпредметные связи: биологические дисциплины: анатомия, физиология, генетика, систематика; небиологические дисциплины: история, статистика.

Здоровьесберегающая задача урока: обеспечить благоприятные условия для сохранения здоровья в процессе учебы через создание благоприятного физического и эмоционального климата, через смену деятельности на уроке.

1.Приветствие: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Я приветствую вас и гостей нашего урока.

2.Создание учебной доминанты (1 мин.):

Ребята поднимите руку те, кому хоть раз в жизни делали прививки?

От каких заболеваний делают прививки? (предполагаемые ответы: грипп коклюш, дифтерия, столбняк, туберкулёз, корь, краснуха, гепатит, полиомиелит, ветряная оспа, холера, чума, бешенство, клещевой энцефалит, столбняк)

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали и угрожают серьезные враги? Эти враги часто сеяли смерть и разили на повал без промаха. Их жертвами стало огромное количество людей на планете погибших от оспы, гриппа, пневмонии, энцефалита, кори, а сейчас от СПИДа.

Эти враги невидимы и появляются неожиданно.

Вопрос учащимся класса: - о чем мы будем с вами сегодня говорить на уроке?

Среди перечисленных целей выберите цели нашего урока.

1.Сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов.

2.Познакомиться со строением и жизнедеятельностью бактерий.

3.Уметь находить сходства и различия вирусов с живыми организмами.

4.Необходимость использовать приобретенные знания для профилактики вирусных заболеваний человека.

5.Научиться правилам ухаживания за кроликами.

6. Умение аекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Итак, проверяем: 1.Сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов.

2. Уметь находить сходства и различия вирусов с живыми организмами.

3. Необходимость использовать приобретенные знания для профилактики вирусных заболеваний человека.

4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Создание субъектного опыта

О вирусах мы знаем, но очень мало наша задача сегодня, узнать о них намного больше. Перед изучением темы давайте заполним таблицу о правильнгости суждений о вирусах, в конце урока, мы вернёмся к этой таблице и проверим, где мы были правы или нет.

Задание 1. Определите правильность суждения о вирусах (если согласны, ставьте - (+), если нет - (-)

Итак, в ходе заполнения таблицы появились вопросы, поэтому я предлагаю поработать так, чтобы к концу урока найти ответы на все интересующие вас вопросы

Вирусы - микроскопические формы жизни, которые паразитируют на всех без исключения типах организмов: животных, растениях, грибах, бактериях, археях и даже на себе подобных. Однако самих вирусов можно назвать живыми организмами только с большой натяжкой, поскольку вне клеток донора они не способны размножаться и вообще не проявляют совершенно никаких признаков жизни. Кроме того, они не нуждаются в пище, дыхании, других источниках энергии, а их строение предельно просто.

Задание 2. Прочитайте перечень признаков вируса, отметьте признаки живой материи и неживой материи. Выпишите цифры признаков в правый или левый столбик;

не имеют клеточного строения,

имеют способность к размножению,

содержат только одну нуклеиновую кислоту РНК или ДНК,

обладают наследственностью и изменчивостью

не проявляют обмена веществ и энергии,

могут существовать только как внутриклеточные паразиты

Соотнесите эти признаки в соответствующие колонки задания 2 в рабочем листе.

На слайде правильный ответ

Наша школа сегодня погружается в эпоху Александра III. Правление императора Александра III, получившего наименование царя-миротворца, не изобиловало внешними событиями, но оно наложило глубокий отпечаток на русскую и на мировую жизнь. И друзья, и враги императорской России одинаково признают, что император Александр III значительно повысил международный вес Российской империи, а в ее пределах утвердил и возвеличил значение самодержавной царской власти.

При нём Россия достигла больших успехов в области математики и физики. Пафнутий Львлвич Чебышев положил начало петербургской математической школы. Александр Григорьевич Столетов сделал ряд открытий, впоследставии используемых в современной электронной технике.

В это время широкую известность получили работы Сеченова "Рефлексы головного мозга".

Используя достижения химии и биологии, Василий Васильевич Докучаев положил начало современному почвоведению.

Ильи Ильича Мечникова сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины и явился основателем теории фагоцитоза.

И наконец, открытие Дмитрия Иосифыовича Ивановского в изучении болезни табака положило начало новой самостоятельной области науки — вирусологии.

Наша задача сегодня на уроке познакомится с вирусами, понять они – существа или вещества и узнать: 1.Историю открытия вирусов;

2. Основные этапы жизнедеятельности вирусов

3.Основные пути передачи вирусов

4.Строение и значение бактериофага

1.Историю открытия вирусов (1 команда – Историки науки)

Задание 3. Пользуясь дополнительным материалом, выясните историю открытия вирусов.

Ответьте на вопросы:

1.Когда, кем и в связи с чем, было сделано открытие вирусов?

2.Какое название первоначально было дано вирусам?

В переводе с латинского "вирус" означает "яд". Он представляет собой особую форму жизни. Наука, которая изучает вирусы называется - вирусология.


2. Познакомиться с основными этапами жизнедеятельности вируса (2 команда – физиологи)

Задание 1. Пользуясь дополнительным материалом, выясните, каковы основные этапы жизнедеятельности вирусов.

Этап 1. Адсорбция Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).

Этап 2. Инъекция Проникновение вируса в клетку. Обратите внимание на экран. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.

Этап 3. Редупликация Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.

Этап 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

Этап 5. Лизис Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

3.Познакомиться с основными путями передачи вируса ( 3 команда – иммунологи)

Задание 1. Пользуясь дополнительным материалом, выясните, каковы основные пути передачи вирусов? Что такое ВИЧ и СПИД, пути передачи?

Основными путями передачи вирусной инфекции являются:

1. Воздушно – капельный путь , для которого свойственен воздушно-капельный механизм передачи (грипп, ОРЗ, ОРВИ)

2. Пищевой путь, при котором вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания и водой (ротовирус, энтеровирус, гепатит А) В организм здорового человека возбудители кишечной инфекции попадают в рот через немытые руки, овощи, фрукты, пищевые продукты без надлежащей термической обработки, неочищенную воду.

3. Бытовой путь при котором вирус попадает в организм человека через предметы быта: посуда, книги, игрушки, предметы ухода за больными.

4. Трансмиссивный . При укусе кровососущего насекомого (вирусный клещевой энцефалит) Возбудитель относится к арбовирусам, передающимся человеку и восприимчивым животным через укус кровососущих членистоногих (клещей).

5. Парентеральный , при котором вирус попадает непосредственно в кровь или внутреннюю среду человека. Главным образом это происходит при манипуляции зараженными хирургическими инструментами или шприцами (гепатит, ВИЧ, СПИД)

6. Половой (вирусы герпеса, СПИД)

7. Вертикальный (от матери к плоду) - СПИД.

Чтобы понять, чем ВИЧ-инфекция отличается от СПИДа, необходимо знать, что обозначают оба этих термина. ВИЧ – это вирус, который вызывает дефицит человеческого иммунитета, а СПИД – это уже его следствие. Чем отличается ВИЧ от СПИДа? Синдром характеризуется наличием чересчур слабого иммунитета. К сожалению, пока что ВИЧ уничтожить невозможно. Он навсегда остаётся в человеческом организме и изредка о себе напоминает. Одним из проявлений и является синдром иммунодефицита. Это самое опасное состояние, которое способно привести к смерти человека. С ВИЧ можно жить очень долго, построить семью и даже родить здорового ребёнка. А вот со СПИДом шансы на благоприятный исход уменьшаются. Синдром иммунодефицита может свалить человека с ног, лишить всех радостей жизни и непосредственно способности существовать. Последствия действительно необратимые. Однако если вовремя обратиться к врачам, то можно оттянуть развитие заболевания.

Пути передачи ВИЧ-инфекции:

От матери к ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении,

Через кровь: при переливании крови, при пересадке органов, тканей, при использовании загрязненных мед. инструментов (шприц наркомана)

3.Познакомиться познакомится со строением бактериофага (4 команда – вирусологи)

Рассмотрите рисунок. Запишите, какие части бактериофага отмечены на рисунке цифрами.

Определите последовательность стадий развития бактериофага. Ответ представьте в виде последовательности цифр.


1 — головка, 2 — хвост, 3 — нуклеиновая кислота, 4 — капсид,

7 — фибрилла хвоста, 8 — шипы, 9 — базальная пластинка

3. Определите последовательность стадий развития бактериофага. Ответ представьте в виде последовательности цифр.

1.Самосборка вирусных частиц бактериофага.

2.Самовоспроизведение (репликация) ДНК вируса.

3.Бактериофаг присоединяется к клетке и вводит в неё полый стержень.

4.ДНК бактериофага встраивается в ДНК клетки и блокирует её.

5.Бактериальная клетка гибнет, новые бактериофаги выходят наружу.

6.В цитоплазме клетки начинается синтез белков вируса.

7.Бактериофаг вводит в клетку свой генетический материал.

БАКТЕРИОФАГ открыт в 1915 году Фредериком Туортом

В отличие от вирусов животных и растений бактериофаг имеет более сложное и более впечатляющее строение. Строение некоторых фагов чем-то напоминает строение космического корабля. Генетическая информация данного вируса (это ДНК или РНК) заключена в капсиде – белковой оболочке. Капсид или головка имеет разную форму (шестигранная, овальная, круглая, призматическая). Как видно из рисунка под головкой расположен воротничок. Еще ниже, под воротничком расположен полый стержень, который заключен в чехол. Чехол похож на пружину и устроен таким образом, что при надобности может сокращаться (сжиматься). Под полым стержнем и чехлом расположена базальтовая пластина шестиугольной формы с короткими выступами (шипами). Также от базальтовой пластины отходят нитевидные образования (фибриллы).

Бактериофаги, образующие в зараженных клетках новое поколение фаговых частиц, что приводит к лизису (распаду) бактериальной клетки, называются вирулентными фагами.

Размеры бактериофагов бывают разными, хотя их относят к вирусам, которые имеют средние размеры.

Работа в группе 10-15 минут, представители команд знакомят класс с вопросами о вирусах.

- Ученые изучают воздействие лимона на вирусы (по материалам информационных агентств)

Пока доказано, что содержащиеся в лимонном соке цитраты способны бороться с норовирусом — основной причиной желудочно-кишечного гриппа. В 90% так называемый кишечный грипп — желудочно-кишечное заболевание, сопровождающееся тошнотой, рвотой и диареей, — вызывается норовирусами. Заражение, как правило, происходит при контакте с больным человеком или через еду или напитки. Исследователи выяснили, что содержащиеся в лимонном соке вещества под названием цитраты — соли лимонной кислоты — способно бороться с норовирусами, мешая им прикрепляться к здоровым клеткам организма.
Авторы исследования утверждают, что открытие было сделано случайно, поэтому механизм влияния цитратов на норовирусы требует дальнейшего изучения. Тем не менее, ученые полагают, что несколько капель лимонного сока могут предохранить человека от заражения вирусом.

- Предлагаю вам провести небольшую разминку. Раз сегодня мы с вами ученые - вирусологи, попробуем, и мы для науки выжать сок из лимона!

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Давайте в заключении поговорим о пользе и вреде вирусов.

Какая польза может быть от вирусов? Ведь это враги всего живого. Однако далеко не все болезни, вызываемые вирусами, научились успешно предупреждать и лечить. Лечить и иммунодефицит мы еще не научились, и, как правило, это страшное заболевание через несколько лет приводит к смерти. И совсем нерешенная проблема – раковые заболевания. Научиться успешно, бороться с вирусами, вызывающими злокачественные опухоли, предстоит врачам будущего.

В наше время вирусы изучаются учеными всего мира. Человечество пытается извлекать из них пользу. Мы уже научились избавляться от бактерий вызывающие различные болезни с помощью бактериофагов. Польза может быть, если вирус – враг врага, а это значит, что не во всех случаях действие вируса негативно. Если он атакует одноклеточные организмы, к которым, в частности, относятся бактерии, те погибают. Поэтому с помощью таких вирусов, бактериофагов, можно уничтожать бактерии, вызывающие такие опасные заболевания, как дизентерия, холера, чума.

Некоторые вирусы, вызывающие болезни насекомых, используют для борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства. Однако следует признать, что вред, приносимый этими простейшими формами жизни. Во много раз превышает их пользу.

Недавно было установлено, что растение джут (источник грубых волокон для канатов и мешков) растет лучше и дает больший урожай, когда поражен вирусным заболеванием – некротической мозаикой риса.

Возвращаемся к нашему рабочему листу и заполняем вторую колонку.

На доске слайд с правильными ответами.

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна (на доске):

В синквейне 5 строк:

понятие (одно слово)

прилагательные (два слова)

глаголы (три слова)

предложение (из четырех слов)

существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна по данной теме (на доске):

2. Опасный, смертельный.

3. Калечит, уродует, разрушает.

4. Чаще распространяется из–за невежества.

Наш урок подошёл к концу, спасибо большое вам ребята за работу на уроке

РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОРКА БИОЛОГИИ

(Фамилия Имя класс)

Задание 1. Определите правильность суждения о вирусах (если согласны, ставьте - (+), если нет - (-)

Задание 2. Прочитайте перечень признаков вируса, отметьте признаки живой материи и неживой материи. Выпишите цифры признаков в правый или левый столбик;

не имеют клеточного строения,

имеют способность к размножению,

содержат только одну нуклеиновую кислоту РНК или ДНК,

обладают наследственностью и изменчивостью

не проявляют обмена веществ и энергии,

могут существовать только как внутриклеточные паразиты

Ответьте на вопросы:

1.Когда, кем и в связи с чем, было сделано открытие вирусов?

2.Какое название первоначально было дано вирусам?

Самосборка вирусных частиц .

Самовоспроизведение (репликация) ДНК вируса.

Вирус присоединяется к клетке и вводит в неё полый стержень.

ДНК вируса встраивается в ДНК клетки и блокирует её.

Бактериальная клетка гибнет, новые вирусы выходят наружу.

В цитоплазме клетки начинается синтез белков вируса.

Вирус вводит в клетку свой генетический материал.

1. Рассмотрите рисунок. Запишите, какие части бактериофага отмечены на рисунке цифрами:

1 - ________________________

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции