Какое утверждение правильно вирусы бактерии

1. Выберите одно правильное утверждение из четырех предложенных.

Белковая оболочка, покрывающая вирусную ДНК (РНК):

  • 1) чехол;
  • 2) суперкапсид;
  • 3) капсид;
  • 4) илазмалемма.
  • 2. Выберите одно правильное утверждение из четырех предложенных.

Группа микроорганизмов, большинство видов которой являются экс-

тремофилами (обитают в экстремальных условиях среды):

  • 1) цианобактерии;
  • 2) архси;
  • 3) микроскопические грибы;
  • 4) вирусы.
  • 3. Выберите три правильных утверждения из шести предложенных.

Отличительные особенности вирусов:

  • 1) в состав сложных вирусов могут одновременно входить две нуклеиновые кислоты — ДНК и РНК;
  • 2) вирусы не имеют собственного белоксинтезирующего аппарата;
  • 3) у сложных вирусов имеется собственный биоэнергетический аппарат, элементы которого (ферменты и другие белковые факторы) вмонтированы в наружную мембранонодобную оболочку;
  • 4) вирусы содержат только одну нуклеиновую кислоту — либо ДНК, либо РНК;
  • 5) у вирусов отсутствует клеточная организация;
  • 6) репликация вирусной нуклеиновой кислотой всегда осуществляется с помощью собственных белков-ферментов.
  • 4. Подберите соответствия; напишите номера утверждений, соответствующие приведенным понятиям.

  • 1) способность существовать в широком диапазоне условий внешней среды;
  • 2) отсутствие сложных многоклеточных форм;
  • 3) геном имеет черты сходства с геномом эукариот (встречаются многократно повторяющиеся нуклеотидные последовательности, имеются гены, характеризующиеся интрон-экзонной организацией);
  • 4) жгутик прикрепляется к базальному тельцу;
  • 5) выраженное разнообразие форм тела;
  • 6) основу клеточной стенки составляет пептидогликан — муреин.
  • 5. Выберите из приведенного ниже списка необходимые термины и вставьте их в соответствующие места в тексте.

Единственным отделом бактерий, представители которого способны

к оксигснному фотосинтезу, являются_. Их фотосинтсти-

ческий аппарат представлен уплощенными мембранными структурами — _с находящимися на их поверхности мелкими глобулярными образованиями — фикобилисомами. Последние содержат зеленые (_), синие и красные пигменты. Некоторые бактерии данной группы наряду с фотосинтезом осуществляют процесс фиксации атмосферного _, ключевым ферментом которого является ни-

трогеназа. Характерной особенностью бактерий рассматриваемого отдела является способность формировать_структуры с достаточно высоким уровнем интеграции. Предполагают, что предки этих бактерий, вступив в симбиотические отношения с анаэробными пробионтами, дали начало фотосинтезирующим органеллам растительных клеток

Термины для вставки:

  • 1)тилакоиды; 2) граны; 3) хлоропласты; 4) каротин; 5) хлорофилл; 6) хромопласты; 7) цианобактерии; 8) азот; 9) симпластичсскис; 10) многоклеточные; 11) кислород; 12) лейкопласты.
  • 6. Заполните пустые ячейки в таблице.

Многообразие форм прокариот

Ассоциированные шаровидные клетки

Сарцины (элементы нормальной микробиоты кишечника)

Некоторые виды архей

7. Заполните пустые ячейки и пропуски в схеме классификации микроорганизмов.


8. Укажите последовательность процессов:

A) экспрессия вирусного генома и синтез компонентов вирусов;

Б) выход нового поколения вирусов из клетки;

B) адсорбция вириоиа на клетке;

  • Г) депротеинизация вириона и освобождение генома вируса;
  • Д) проникновение вириона в клетку;
  • Е) морфогенез (сборка вирионов).
  • 9. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
  • 1)В структуре сложных вирусов выделяют три компонента: геном, капсид и наружную оболочку (суперкапсид). 2) Геном представлен молекулой ДНК или РНК, у некоторых видов — ДНК и РНК одновременно. 3) Суперкапсид сложных вирусов образуются путем самосборки из химических компонентов (белков, фосфолипидов, углеводов), растворенных в цитоплазме клетки-хозяина. 4) У некоторых вирусов под суперкапсн- дом располагается слой матриксного белка. 5) Свойство инфекциоиности вирусов (способность вызывать продуктивную инфекцию — репродукцию вирусов) обусловлено входящими в их состав специальными белками, ассоциированными с нуклеиновой кислотой.
  • 10. Раскройте сущность дизъюнктивного (разобщенного) механизма репродукции вирусов.
  • 11. Известно, что прокариоты в зависимости от внешних источников энергии и углерода подразделяются на фотоавтотрофов, фотоорганотро- фов, хсмоавтотрофов и хемоорганотрофов. Приведите примеры микроорганизмов для каждой группы.
  • 12. Определите справедливость данного утверждения (ответ — да/нет).

То обстоятельство, что в результате бесполого размножения бактерий

образуются две идентичные жизнеспособные особи, означает бессмертность бактерий.

13. Определите справедливость данного утверждения (ответ — да/нет).

Даже самые крупные вирусы но таким характеристикам, как длина ДНК

и количество генов, уступают соответствующим параметрам бактерий.

14. Дайте развернутый аргументированный ответ на вопрос.

Как достигается сочетание процессов фотосинтеза и фиксации азота у некоторых видов цианобактерий, если ключевой фермент биохимической системы фиксации азота (нитрогеназа) может функционировать только в анаэробных условиях?

Громов, Б. В. Цианобактерии в биосфере / Б. В. Громов // Соросов- ский образовательный журнал. — 1996. — № 9. — С. 33—39.

Гусев, М. В. Микробиология / М. В. Гусев, Л. А. Минеева. — М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1992.

Заварзин, Г. А. Планета бактерий / Г. А. Заварзин // Вестник Российской академии наук. — 2008. — Т. 4. — С. 328—345.

Кчарк, Д. Микробы, гены и цивилизация / Д. Кларк. — М.: Эксмо, 2011.

Микробиология / под рсд. В. В. Зверева, М. Н. Бойченко. — М.: ГЭО- ТАР-Медиа, 2012.

Пиневич, А. В. Вирусология / А. В. Пинсвич, А. К. Сироткин, О. В. Гаврилова, А. А. Потехин. — СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2012.

Современная микробиология. Прокариоты : в 2 т. / под ред. Й. Ленгле- ра, Г. Древса, Г. Шлегеля. — М.: Мир, 2009.

Фирсов, Н. Н. Микробиология: словарь терминов / Н. Н. Фирсов. — М.: Дрофа, 2005.


Вопросы олимпиады школьного этапа всероссийской олимпиады в 2018- 2019 г разработаны для 8 - 9 классов. Вопросы рзработаны по курсу школьной программы.

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии

2018-2019 учебный год.

Из одной клетки состоят

А) хлорелла и ряска В) вирус ВИЧ и гриб мукор

Б) бактерия сенной палочки и яйцо страуса Г) яйцеклетка и эндосперм семени

Какое утверждение правильно?

А) вирусы, бактерий и некоторые грибы состоят из одной клетки

Б) только растения и животные состоят из клеток

В) бактерии, грибы, растения и животные состоят из клеток

Г) клетки всех организмов имеют ядра

Ген – это часть молекулы

А) РНК Б) ДНК В) АТФ Г) белка

Синтез белков в организме эвглены зеленой

А) происходит постоянно В) происходит только ночью

Б) происходит только на свету Г) не происходит

Катализаторами химических реакций являются

А) жиры Б) белки В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты

У человека в отличие от гориллы

А) больше мозговой отдел черепа В) меньше подбородочный выступ

Б) верхние конечности длиннее нижних Г) позвоночник состоит из пяти отделов

У растительных и животных клеток сходным является

А) строение клеточной стенки В) количество хромосом в клетке

Б) функции митохондрий Г) наличие хлоропластов

Что общего в организации птиц и пресмыкающихся?

А) двойное дыхание В) полное разделение венозной и артериальной крови

Б) теплокровность Г) отсутствие желез в коже

Воздушные мешки как часть дыхательной системы имеются у

А) птиц Б) земноводных В) пресмыкающихся Г) двоякодышащих рыб

Внутреннюю среду организма составляют

А) кровь, желчь, межклеточное вещество

Б) кровь, тканевая жидкость, цитоплазма клеток

В) кровь, лимфа, тканевая жидкость

Г) кровь и лимфа

Энергетический обмен в организме человека это совокупность химических реакций, направленных на

А) создание органических веществ В) создание минеральных веществ

Б) запасание энергии Г) выделение энергии

12. Малый круг кровообращения заканчивается в

А) правом предсердии В) правом желудочке

Б) левом желудочке Г) левом предсердии

13. Определите название структуры глаза по её описанию.

А) роговица Б) белочная оболочка В) стекловидное тело Г) хрусталик

Синтез новых белков клетки происходит в (на)

А) хромосомах Б) митохондриях В) рибосомах Г) ядре

15 .Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Между третьим и одним из понятий, перечисленных ниже существует такая же связь.

Найдите это понятие.

Соли, мочевая кислота

А) прямая кишка В) почки

Б) молочные железы Г) пищеварительные железы

16. .Инстинкт – это

А) генетически запрограммированное поведение

Б) приобретенный в течение жизни опыт

В) поведение, обусловленное целенаправленным обучением

Г) совокупность наследственных и приобретенных моделей поведения

Какой тип темперамента соответствует данному описанию?

А) холерический Б) сангвинический В) флегматический Г) меланхолический

Конечными продуктами окисления жиров и углеводов является углекислый газ и вода.

Малярийный плазмодий относится к типу споровиков.

К эукариотическим организмам относят вирус кори.

Условные рефлексы не вырабатываются, если ребенку меньше года.

При подозрении на столбняк больному вводят сыворотку, так как в ней содержатся ослабленные возбудители столбняка.

Влияние температуры на растения – пример действия биотического фактора.

Продуценты выполняют функцию создания органических веществ из неорганических.

Часть 3. При выполнении заданий на соответствие к каждой позиции подберите соответствующую позицию.

Установите соответствие между примерами растений и видом жилкования.

А) Пальма веерная

3.2. Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен.

А) Прокариотический организм

Б) Одноклеточный эукариотический организм

В) Образует мицелий

Г) В цитоплазме одна хромосома

Д) Споры служат для бесполого размножения

Е) Размножается простым делением

Тела большинства животных образованы четырьмя типами тканей. Кожные покровы, слизистые и железы выстилаются ____(А) тканью, выполняющей защитную и секреторную функции. Основу скелета позвоночных животных составляет ____(Б) ткань. Взаимосвязь организмов с окружающей средой и согласованную работу всех внутренних органов обеспечивает ____(В) ткань. Важнейшими свойствами этой ткани являются возбудимость и проводимость. А такие свойства, как возбудимость и сократимость, характерны для ____(Г) ткани.

мышечная 3) проводящая 5) опорная 7) соединительная

нервная 4) запасающая 6) образовательная 8) эпителиальная

Часть 4. На предложенное задание дайте развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

Часть вторая
Инфекции, микробы, иммунитет

Историю о том, как лиса пыталась залезть к ним в дом, ёжик слышал уже много раз. Папа тогда изловчился, подпрыгнул и пребольно уколол лисий нос, неосмотрительно засунутый в нору. Ёжик гордился папой, но немножко ему завидовал и даже мечтал о том, чтобы лиса появилась еще раз. – Я ей покажу, пусть только сунется, – шептал ёжик и старался лечь поближе к входу, чтобы первым встретить непрошеную гостью.



Преогромное число окружающих нас микроорганизмов люди именуют просто микробами. Для среднего человека, не имеющего к медицине и биологии особого отношения, все микробы вместе – нечто загадочное и, как правило, весьма вредное. Кое-кто знает о том, что микробы бывают полезными. Типичные примеры знаний о полезности микробов ограничиваются информацией о том, что они (микробы) превращают молоко в кефир, что дрожжи – это тоже микробы и что в кишечнике есть какие-то палочки, помогающие переваривать пищу.

Но всем хорошо известен тот факт, что инфекционные болезни вызываются именно микробами. Правда, в одном случае микроб, вызвавший заболевание, легко переходит от человека к человеку, в другом – это происходит редко, в третьем – не происходит почти никогда. Проще говоря, одни инфекционные болезни – заразные, а другие – нет. И медицинские работники почти повсеместно договорились о том, чтобы называть инфекционными болезнями именно болезни заразные.

Примеры? Пожалуйста. Воспаление легких или язва желудка. В 99 % случаев в основе заболевания – особые микроорганизмы. Но поразив одного человека, они становятся индивидуальной проблемой этого конкретного человека, не представляя угрозы окружающим.


Успешное лечение любой инфекционной болезни невозможно без четкой и достоверной информации об особенностях конкретного микроба, вызвавшего именно эту болезнь. Что же надо знать?

1 Источник инфекции. Кто или что? Кого бояться (избегать)? Это может быть (и, кстати, чаще всего бывает) человек, а также кошки, собаки, птицы, насекомые, некачественная пища, нестерильное лекарство и т. д.

3 Восприимчивость к болезни. При контакте с больным ветряной оспой или краснухой заражаются практически все, кто раньше не болел. При дифтерии может заболеть 1 из 10, при скарлатине – 1 из 5, при кори – 2 из 3.

4 Иммунитет. Имеется ли у человека врожденный иммунитет к конкретной болезни. Если заразились – сколько надо времени для выработки иммунитета; если переболели – можно ли заболеть еще раз.

И источник инфекции, и пути передачи, и восприимчивость, и иммунитет, и самое, пожалуй, главное – способы лечения – все это самым тесным образом связано с биологическими особенностями конкретного микроорганизма.

Что же имеется в виду под этими самыми биологическими особенностями?


Наиболее важно – деление микробов на вирусы и бактерии. Этот факт весьма принципиален, и без четкого понимания разницы между вирусами (вирусными инфекциями) и бактериями (бактериальными инфекциями) любые рассуждения, советы, объяснения и рекомендации относительно инфекционных заболеваний просто не имеют никакого смысла.



Увидеть вирус можно только с помощью электронного микроскопа. Подавляющему большинству врачей и сами вирусы, и электронные микроскопы знакомы лишь по фотографиям в умных медицинских книгах. Но болезни, вызываемые вирусами, имеют настолько характерные симптомы, что ни микроскопов, ни фотографий не надо – все и так ясно.

Принципиальной и наиболее существенной биологической особенностью любого вируса является следующая: вирусы не способны размножаться без помощи клеток других организмов.

Таким образом, вирус проникает внутрь совершенно определенной клетки, и именно эта зараженная клетка превращается как бы в завод по производству вирусов. Понятно, что работать на два фронта (и на вирус, и на организм) клетка не может, а следовательно, не может выполнять свое основное предназначение – отсюда и возникают вполне конкретные симптомы болезни.

Так, например, вирус инфекционного гепатита может существовать и размножаться только в клетках печени и больше нигде. Вирус эпидемического паротита (свинки) предпочитает клетки слюнных желез, вирус гриппа – клетки слизистой оболочки трахеи и бронхов, вирус энцефалита – клетки головного мозга и т. д. В отношении каждого вируса можно перечислить определенные клетки и ткани человеческого организма, которые он (вирус) поражает или может поразить.

Любая клетка организма выполняет целый ряд специфических, только этой клетке присущих функций. После заражения вирусом рано или поздно начинают возникать проблемы. Вирус поразил клетки печени – возникла желтуха и другие признаки печеночной недостаточности. Вирус поразил слизистую оболочку бронхов – появился кашель, в легких – хрипы, учащенное дыхание. Вирус проник в клетки головного мозга – возникли расстройства сознания, судороги, параличи.

Избирательность вирусов приводит к тому, что каждой вирусной инфекции присущи свои, совершенно конкретные симптомы, а симптомы, как теперь становится понятно, будут определяться именно неспособностью группы клеток, поврежденных вирусом, выполнять свои функции.

Итак, становится понятным следующее. Вирус гриппа способен размножаться в клетках слизистых оболочек дыхательных путей. И этот вирус ни при каких обстоятельствах не сможет вызвать воспаление печени, или почек, или сердца. Просто потому, что не сможет размножаться в клетках печени, почек, сердца.

Клетки слизистых оболочек дыхательных путей – настоящий лакомый кусочек для множества вирусов.

Вирусы эти могут отличаться и действительно отличаются друг от друга по строению, степени заразности, тяжести повреждающего воздействия на клетки, устойчивости во внешней среде, способности стимулировать выработку иммунитета и еще по очень большому количеству факторов. Но поскольку все эти вирусы поражают фактически одни и те же клетки, то симптомы болезни будут очень похожи, похожи настолько, что в подавляющем большинстве случаев определить имя вируса просто невозможно. Невозможно без специальных, часто длительных, иногда трудоемких, почти всегда дорогостоящих обследований, проб, анализов.


Именно для таких ситуаций – когда группа вирусов вызывает очень похожие болезни – и существуют специальные медицинские термины, приравненные к диагнозу. И самый типичный такой диагноз – острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ). Диагноз очень удобный, поскольку конкретные действия врачей и родителей зависят не столько от названия конкретного микроба, сколько от того, во-первых, микроб этот – вирус или бактерия, а во-вторых, от того, какие именно клетки данным микробом поражены. Утверждения, что инфекция эта ВИРУСНАЯ да еще и РЕСПИРАТОРНАЯ – совершенно достаточны для выбора правильного и эффективного плана лечения.

Тяжесть вирусной инфекции зависит от множества факторов. Прежде всего, от силы вируса, его способности только повреждать или полностью разрушать конкретную клетку, от количества поврежденных клеток, соответственно – от способности человеческого организма данный вирус нейтрализовать.

И еще один очень важный момент касательно тяжести болезни.

Тяжесть болезни во многом определяется состоянием или, проще говоря, степенью здоровья конкретной клетки.

Клетки слизистой оболочки носа у дочери инженера Марины намного слабее, чем точно такие же клетки у дочери лесника Насти. А клетки слизистой оболочки бронхов у курящего десятиклассника Пети слабее, чем у его некурящего одноклассника Сережи. И существует реальная вероятность того, что ОРВИ у Марины и Пети будет протекать тяжелее, чем у Насти и Сережи.



Бактерии существенно отличаются от вирусов. Во-первых, они значительно крупнее, во-вторых, представляют собой вполне законченный живой организм, который может сам себя обеспечивать и сам себя воспроизводить при наличии соответствующих условий окружающей среды (обнаружение еды, присутствие или отсутствие кислорода, подходящая температура). Попадая в организм человека, некоторые бактерии находят вышеупомянутые условия вполне пригодными для размножения и питания – вот так и возникает определенная болезнь.

До ХХ века борьба врачей с бактериальными инфекциями ничем не отличалась от борьбы с инфекциями вирусными – все усилия сводились к тому, чтобы помочь организму выстоять и справиться с болезнью самостоятельно. К счастью, возможности современной медицины заметно увеличились. Произошло это благодаря созданию нескольких групп лекарственных препаратов, позволяющих убить микроб и не нанести при этом существенного вреда человеку. Про эти лекарства вы, конечно же, слышали – антибиотики (пенициллин, тетрациклин, гентамицин), сульфаниламиды (стрептоцид, бисептол) и кое-что еще.

Мир бактерий удивительно разнообразен, как разнообразно и велико количество вызываемых ими болезней. Бактерии отличаются друг от друга размерами, особенностями строения, размножения и питания, весьма различны условия, при которых они могут нормально существовать. Одни бактерии имеют круглую форму – их называют кокками (стафилококк, пневмококк, стрептококк, менингококк, гонококк), другие – удлиненную, их называют палочками (дизентерийная палочка, коклюшная, кишечная). Бактерии часто имеют не ровную поверхность, а всякие там выросты, жгутики, реснички.

Теперь самое, пожалуй, главное.

Бактерия, какой бы противной и страшной она ни казалась, как правило, не приносит человеческому организму особого вреда.

Но, будучи полноценными живыми существами, бактерии образуют продукты своей жизнедеятельности, которые, в свою очередь, есть не что иное, как самые настоящие яды. Называются эти ядовитые вещества токсинами. Каждой бактерии присущи свои токсины, и именно токсинами, точнее, их специфическим воздействием на организм человека определяются симптомы конкретной болезни.


И количество токсинов, и опасность каждого отдельно взятого токсина у каждой бактерии свои, индивидуальные. В подавляющем большинстве случаев токсины образуются во время гибели бактерии – т. е. находятся они в самой бактериальной клетке и выделяются при ее разрушении. Бактерии в организме человека постоянно разрушаются – во-первых, они и сами по себе живут недолго, во-вторых, на то и иммунитет, чтоб с бактериями бороться, и в-третьих, бактерии разрушаются во время лечения, все теми же антибиотиками, например.

Существует очень небольшое число бактерий, жизнедеятельность которых сопровождается постоянным выделением токсинов – т. е. бактерии способны выделять токсин, но не погибать при этом!

Экзотоксины – самые (!) опасные яды из всех обнаруженных или придуманных к настоящему времени.

Болезни, возбудители которых вырабатывают экзотоксин, называются экзотоксическими. Какие это болезни? Дифтерия, столбняк, ботулизм, газовая гангрена, сибирская язва – все эти названия вы слышали неоднократно, т. е. они (болезни), хоть и экзотоксические, но, к сожалению, не экзотические (вот такой каламбур).

При некоторых инфекциях бактерии способны вырабатывать одновременно и экзо-, и эндотоксины. Тут свои сложности в лечении. Примеры таких болезней – коклюш, холера, некоторые варианты дизентерии. [10]

Опасность экзотоксических инфекций состоит в том, что антибиотики помочь не могут – за то время, что пройдет, пока их назначат (сначала ведь необходимо диагноз поставить), да пока они убьют микроб, может быть уже поздно. Антибиотики свое дело сделали, бактерий нет, но токсины остались. Они-то организм и погубят, если вовремя не ввести лекарство, нейтрализующее токсины (антитоксическую сыворотку).

Именно потому, что при лечении экзотоксических инфекций на антибиотики надежд мало, а с сывороткой не всегда можно успеть, главное – профилактика!

Она не для всех инфекций разработана, но ее (профилактики) принципы вполне понятны: если существует токсин, то необходимо, чтобы в организме человека постоянно (!) циркулировал антитоксин, т. е. противоядие. Именно поэтому детям делают прививки (прежде всего против дифтерии и столбняка) – вводят очень ослабленные токсины, [11] а в результате организм ребенка формирует вполне приличный иммунитет, поскольку вырабатывается антитоксин.



Каждой человеческой клетке присуща своя генетическая информация. Это сложное, на первый взгляд, положение прямо-таки вызывает желание либо перестать читать, либо схватить школьный учебник по биологии, дабы срочно восполнить пробелы в образовании. Но тонкости нам не нужны. Принципиально другое: система иммунитета способна анализировать – отличать своих от чужих. А в основе этого анализа – именно генетическая информация. Что-то попало в организм: генетическая информация совпадает – значит, свой, не совпадает – чужой. Любое вещество, имеющее чужеродную генетическую информацию, называется антигеном.

Система иммунитета вначале обнаруживает антиген, а затем делает все, чтобы этот антиген уничтожить. Для уничтожения конкретного антигена организм вырабатывает особые клетки – они называются антитела. Определенное антитело подходит к определенному антигену как ключ к замку, разве что вероятность повторить или подобрать его в миллионы раз меньше.

Пример. В организм попал вирус кори. Иммунитет определил, что этот вирус генетически отличается от любой другой клетки человека. Следовательно, это антиген. Началась выработка антител, не просто каких-то там антител, а именно антител к вирусу кори. Антитела нейтрализовали вирус, и болезнь закончилась. А иммунитет к конкретной болезни, в нашем примере к кори, остался. Следует знать, что сроки болезни у каждого конкретного ребенка во многом будут определяться скоростью образования и количеством выработанных антител.

Иммунитет к определенным болезням может быть врожденным (часть уже готовых антител достается ребенку от матери) и, соответственно, приобретенным – т. е. таким, который организм выработал самостоятельно.

Приобретенный иммунитет может быть естественным, т. е. вырабатываться вследствие случайной встречи с определенным микроорганизмом, и искусственным, когда антиген вводится в организм сознательно (делается прививка).

Приобретенный иммунитет может быть длительным, почти пожизненным, а может быть кратковременным. От чего это зависит?

Прежде всего, от способности конкретного вируса к изменчивости. Так, вирус кори стабилен, поэтому заболевание приводит к тому, что формируется пожизненный иммунитет. А вирус гриппа все время меняется – т. е. переболели, выработали антитела, а через год прилетел другой вирус, с уже совершенно другой генетической информацией. И выработанные антитела к новому антигену не подходят. Заболели опять…

Применительно к бактериям иммунитет во многом зависит от количества токсинов у конкретного микроорганизма. Так, у коклюшной или дифтерийной палочек токсинов мало, а опасный – вообще один. Поэтому антитела к токсину, один раз образовавшись, способны длительное время поддерживать защиту организма. А у стафилококка токсинов десятки. И сформировать устойчивый и длительный иммунитет организму многократно сложнее.

И еще очень важная теоретическая информация.

Мы уже поняли, что иммунитет – явление специфическое (четкое соответствие конкретного антигена конкретному антителу). Но это не всегда так, поскольку система иммунитета имеет на своем вооружении не только антитела.

Т. е. помимо специфического иммунитета есть еще и иммунитет неспецифический, когда некие вырабатываемые организмом вещества способны воздействовать на самые разнообразные антигены.

Типичный пример: контакт клеток человеческого организма с микробами приводит к тому, что в организме начинает образовываться особый белок – интерферон. Интерферон реагирует на любые вирусы (и гриппа, и кори, и краснухи), тормозит размножение многих бактерий, т. е. его (интерферона) действие неспецифично.

Система неспецифического иммунитета это не только интерферон, это несколько десятков активных веществ, которые человеческий организм способен вырабатывать. Неспецифический иммунитет представлен еще и специальными клетками – нейтрофилами и фагоцитами. Они обезвреживают, поглощают и переваривают пришельцев (тех же бактерий) в то время, пока специфические антитела нейтрализуют токсины.

Да, системы специфического и неспецифического иммунитета обеспечивают постоянство внутренней среды организма и всех, кто внутрь проникает, по мере сил нейтрализуют-уничтожают.

Но для того чтобы с этими системами столкнуться, микроб должен туда, внутрь, в организм попасть.

А внутрь попасть – совсем не просто. Ибо помимо иммунитета общего, так сказать, внутреннего, есть еще и защита внешняя – местный иммунитет.

4.2. Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: автотрофное питание, бактерии, болезнетворные бактерии, вирусы, гетеротрофное питание, нуклеоид, прокариоты, цианобактерии, эукариоты.

Бактерии. Бактерии – самые древние прокариотические одноклеточные организмы, наиболее широко распространенные в природе. Они играют в ней важнейшую роль редуцентов (разрушителей) органического вещества, фиксаторов азота. Примером могут служить клубеньковые бактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений. Они способны усваивать атмосферный азот и включать его в вещества, легко усваиваемые растениями. Среди различных видов бактерий много возбудителей заболеваний животных и человека. В медицине используются для получения антибиотиков (стрептомицина, тетрациклина, грамицидина), в пищевой промышленности для получения молочнокислых продуктов, спиртов. Бактерии также являются объектами генной инженерии. Их используют для получения нужных человеку ферментов и других важных веществ. Клетка бактерий покрыта плотной оболочкой, образованной полимерным углеводом муреином. Некоторые виды образуют при неблагоприятных условиях споры – слизистую капсулу, препятствующую высыханию клетки. Клеточная стенка может образовывать выросты, способствующие объединению бактерий в группы, а так же их конъюгации. Мембрана складчатая. У фотоавтотрофных бактерий на складках локализуются ферменты или фотосинтезирующие пигменты. Роль мембранных органелл выполняют мезосомы – наиболее крупные впячивания мембран. В цитоплазме находятся рибосомы и включения (крахмал, гликоген, жиры). Многие бактерии имеют жгутики. Ядер у бактерий нет. Наследственный материал содержится в нуклеоиде в виде кольцевой молекулы ДНК.

По форме выделяют следующие бактериальные клетки:

– кокки (сферические): диплококки, стрептококки, стафилококки;

– бациллы (палочковидные): одиночные, объединенные в цепи, бациллы с эндоспорами;

– вибрионы (в форме запятой);

По способу питания бактерии делятся на:

– гетеротрофов (сапрофиты и паразиты);

– автотрофов (фотоавтотрофы и хемоавтотрофы).

По способу использования кислорода бактерии делятся на: аэробные и анаэробные.

Размножаются бактерии с очень высокой скоростью, делением клетки пополам без образования веретена. Половой процесс у некоторых бактерий связан с обменом генетическим материалом при конъюгации. Распространяются спорами.

Болезнетворные бактерии: холерный вибрион, дифтерийная палочка, дизентерийная палочка и др.

Вирусы. Некоторые ученые относят вирусы к отдельному, пятому царству живой природы. Они были открыты в 1892 г. русским ученым Дмитрием Иосифовичем Ивановским. Вирусы являются неклеточной формой жизни, занимающей промежуточное положение между живой и неживой материей. Они чрезвычайно малы и состоят из белковой оболочки, под которой находится ДНК (или РНК). Белковая оболочка вируса образует капсид, выполняющий защитную, ферментативную и антигенную функции. Вирусы более сложного строения могут дополнительно включать углеводные и липидные фрагменты. Вирусы не способны к самостоятельному синтезу белка. Свойства живых организмов они проявляют, только находясь в клетках про– или эукариот и используя их обмен веществ для собственной репродукции.

Защищаясь от вирусов, клетки вырабатывают защитный белок – интерферон, который подавляет синтез новых вирусных частиц. Интерферон используется для лечения и профилактики некоторых вирусных заболеваний. Организм человека сопротивляется действию вирусов, вырабатывая антитела. Однако к некоторым вирусам, таким как онкогенные или вирус СПИДа, специфических антител нет. Это обстоятельство осложняет создание вакцин.

Цианеи (именуемые не совсем правильно синезелеными водорослями). Возникли свыше 3 млрд лет тому назад. Клетки с многослойными стенками, состоящими из нерастворимых полисахаридов. Встречаются одноклеточные и колониальные формы. Цианеи – фотосинтезирующие организмы. Хлорофилл у них находится на свободнолежащих в цитоплазме мембранах. Размножаются они делением или распадом колоний. Способны к спорообразованию. Широко распространены в биосфере. Способны очищать воду, разлагая продукты гниения. Вступают в симбиоз с грибами, образуя некоторые виды лишайников. Являются первопоселенцами на вулканических островах, скалах.

А1. Основным отличием царства Бактерий от других царств организмов заключается в

1) отсутствии ДНК 3) наличие клеточной стенки

2) наличие нуклеотида 4) присутствии хлорофилла

А2. Не имеет оформленного ядра

1) амеба обыкновенная 3) гриб мукор

2) дрожжевая клетка 4) туберкулезная палочка

А3. В цитоплазме бактерий находятся

1) рибосомы, одна хромосома, включения

2) митохондрии, несколько хромосом

3) хлоропласты, аппарат Гольджи

4) ядро, митохондрии, лизосомы

А4. Укажите одно правильное утверждение

1) бактерии – эукариотические организмы

2) кариотип бактерий состоит из нескольких хромосом

3) все бактерии – автотрофные организмы

4) наследственный аппарат бактерий – нуклеоид

А5. При неблагоприятных условиях бактерии образуют

1) цисты 3) споры

2) колонии 4) зооспоры

А6. Бактерии, создающие органические вещества из неорганических путем фотосинтеза, называются

1) автотрофами 3) фототрофами

2) сапротрофами 4) паразитами

А7. Роль клубеньковых бактерий заключается в

1) разрушении органических соединений почвы

2) фиксации атмосферного азота и доставке его растениям

3) разрушении корневой системы растений

4) паразитировании на растениях семейства бобовых

А8. Азотофиксирующие бактерии относятся к

1) паразитам 3) фототрофам

2) симбионтам 4) сапротрофам

А9. Бактерии возникли в

протерозое 3) архее

кайнозое 4) мезозое

А10. Общим свойством для всех прокариотических и эукариотических организмов является способность к

2) гетеротрофному питанию

3) обмену веществ

Часть В

В1. Клетка бациллы отличается от клетки амебы

1) отсутствием митохондрий

2) наличием цитоплазмы

3) наличием рибосом

4) отсутствием ядра

5) наличием нуклеоида

6) наличием клеточной мембраны

Часть С

С1. Почему продукты хранят в холодильнике?

С2. В каких случаях и какие применяются методы борьбы с болезнетворными бактериями?

СЗ. Чем отличаются вирусы от бактерий?

С4. Почему азотобактерии образуют свои скопления – клубеньки именно на корнях?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

Профилактика и лечение заболеваний Наиболее реальную опасность в пустыне представляют заболевания, связанные с воздействием высоких температур. Это либо тепловые поражения, вызываемые перегревом организма, либо заболевания, возникшие в связи с обезвоживанием его и

Профилактика и лечение заболеваний Наиболее характерными арктическими заболеваниями можно считать патологические состояния, возникающие в связи с общим воздействием холода (охлаждения) на организм. Они весьма разнообразны и варьируют от легких и сравнительно

Профилактика и лечение заболеваний Наиболее реальную опасность в пустыне представляют заболевания, связанные с воздействием высоких температур. Это либо тепловые поражения, вызываемые перегревом организма, либо заболевания, возникшие в связи с обезвоживанием его и

Профилактика и лечение заболеваний Климато-географические особенности тропических стран (постоянно высокие температуры и влажность воздуха, специфика флоры и фауны) создают крайне благоприятные условия для возникновения и развития различных тропических заболеваний

Профилактика и лечение заболеваний Причины гибели экипажа летательного аппарата после приводнения бывают самые различные.Одни из них действуют немедленно после приводнения – утопление, нападение морских хищников. Время воздействия других исчисляется часами

2.2. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: клетки бактерий, клетки грибов,

4.3. Царство Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и

4.5. Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: водоросли, голосеменные

4.6. Царство Животные. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов

4.7. Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных 4.7.1. Общая характеристика типа Хордовых Основные термины и понятия, проверяемые в

5.6. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы

Вирусы человека и животных От каких только вирусов не страдает человек! Одни поражают респираторный тракт, размножаясь в носоглотке, трахее и бронхах, нередко добираясь до легких. Другие предпочитают селиться в кишечнике, вызывая диареи или, попросту, поносы.

Мир на кончике иглы бактерии и вирусы Такие разные, такие похожие Растения, грибы, лишайники, бактерии, вирусы, простейшие – все они так сильно отличаются друг от друга, что на первый взгляд кажется – между ними нет ничего общего. Ну, по крайней мере, в одном эти организмы

Профилактика заболеваний птиц Наряду со специальными методами профилактики различных заболеваний птицы необходимо проводить общие профилактические мероприятия: дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию и соблюдать правила

Профилактика заболеваний птиц Заболевание птицы приводит к резкому снижению продуктивности, а во многих случаях к 100 %-ной гибели.Из инфекционных заболеваний чаще встречаются ньюкаслская болезнь, грипп, болезнь Марека, болезнь Гамборо, лейкоз, инфекционный

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции