К доклеточным формам жизни относятся дрожжи пеницилл бактерии вирусы

Годовая контрольная работа за курс биологии 5 класса

Воронина Г.А. Биология, Планируемые результаты. Система заданий, 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений /Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова; под ред Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, - М.: Просвещение, 2013

Корнилова О.А. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2013

Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. - М.: Вентана-Граф, 2012

Часть 1. Базовый уровень

Выберите один правильный ответ

1 .Наука о живой природе носит название

а) физика б) химия в) биология г) география.

2 . При помощи метода наблюдения без использования приборов можно выявить

а) размеры вирусов б) сезонные явления в жизни растений в) строение клетки г) строение ядра.

3 . Какой органоид клетки имеет зеленую окраску?

а) ядро б) хлоропласт в) цитоплазма г) вакуоль.

4 . Какие организмы убивают свою жертву

а) паразиты б)хищники в) симбионты г) сапротрофы.

5. Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно

а) Африке б) Австралии в) Антарктиде д) Евразии.

6 . Из каких растений была выращена Линдуловская роща под Петербургом по велению Петра I

а) сосны б) лиственницы в) дуба д) кедра.

7 . Что относится к фактору неживой природы?

а) человек б)вода в) тигр г) растение.

8 . Верны ли следующие суждения?

А. Вырубка лесов приводит не только к уничтожению растений, но и к сокращению мест обитания многих животных.

Б. Зоопарки способствуют сохранению видов, находящихся на грани исчезновения.

а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны.

Часть 2. Повышенный уровень

9. В приведённом перечне представителей царства Грибы выделите организмы: А – используемые человеком, Б – приносящие ему вред. Укажите значение грибов, используемых человеком.

Представители царства Грибы: 1) трутовик, 2) дрожжи, 3) лисичка, 4)мукор, 5) ложный опёнок, 6) пеницилл.

10. Закончите предложение.Самая крупная единица классификации живых организмов – это……….

11 .Установите соответствие между организмом и средой обитания

А. Наземно - воздушная среда

12 . Дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос. Приведите три примера заботливого отношения человека к живой природе.

Часть 1. Базовый уровень

Выберите один правильный ответ

1 .Наука, изучающая растения

а) биология б) зоология в)ботаника г) экология

2. Клетку окружает и отделяет от внешней среды

а)клеточная мембрана б) ядро в) цитоплазма г) вакуоль.

3. Гемоглобин – это

а) углевод б) витамин в) белок крови г) жир

4 . К неклеточным формам жизни относятся

а) бактерии б) вирусы в) простейшие д) дрожжи

5 . Ядро отсутствует в клетках

а) растений б) простейших в) грибов в) бактерий

6. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию

7. Самый близкий предок современного человека – это

а) неандерталец б) австралопитек в) кроманьонец г) человек умелый

8 .Верны ли следующие суждения?

А. Воздействие людей на природу – это фактор живой природы.

Б. Воздействие климата на организмы – это фактор неживой природы.

а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны.

Часть 2. Повышенный уровень

9 . Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен.

Б. Отсутствие клеточной стенки

В. Наличие в клетках хлоропластов

Г. Способность к активному передвижению

Е. Ограниченный рост

10. Закончите предложение . Основная и наименьшая единица классификации живых организмов – это ….

11. Установите соответствие между организмом и средой обитания

А. Наземно - воздушная среда

12.Дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос. Каким образом школьники могут участвовать в охране природы. Назовите не менее трёх мероприятий.

годовой контрольной работы за курс биологии 5 класса

1. Назначение контрольной работы

Контрольная работа направлена на определение уровня биологической подготовки обучающихся 5 класса с целью контроля и оценки умений, сформированных в процессе обучения.

Содержание работы соответствует планируемым результатам, оценивает их достижение.

2. Структура контрольной работы

Работа состоит из двух частей.

Часть 1 (базовый уровень сложности) содержит 8 заданий с выбором одного верного ответа.

Часть 2 (повышенный уровень сложности) включает 4 задания: 2– на соответствие, 1 – вставить пропущенное слово, 1- со свободным развёрнутым ответом.

3. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Верное выполнение каждого задания базового уровня части 1 (1-8) оценивается 1 баллом. Задания части 2 от 0 до 2 баллов. Максимальное число баллов за выполнение всей работы -16.

Повышенный уровень усвоения:

70% и выше выполненных заданий Части 1, 71% и выше выполненных заданий Части 2 -


4.Продолжительность годовой контрольной работы по биологии

На выполнение работы отводится 1 учебный час (40 минут).

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:

для каждого задания для части 1 – 1-2 минуты;

для каждого задания части 2 – 4-6 минут.

5.Распределение заданий по элементам содержания тем

1. Биология- наука о живом мире – 4

Клетки могут отличаться друг от друга по форме, строению и функциям, хотя основные структурные элементы у большинства клеток сходны. Систематические группы клеток – прокариотические и эукариотические (надцарства прокариоты и эукариоты).

Прокариотические клетки не содержат настоящего ядра и ряда органоидов (царство дробянки).
Эукариотические клетки содержат ядро, в котором находится наследственный аппарат организма (надцарства грибы, растения, животные).

Любой организм развивается из клетки.
Это относится к организмам, появившимся на свет как в результате бесполого, так и в результате полового способов размножения. Именно поэтому клетка считается единицей роста и развития организма.




По способу питания и строению клеток выделяют царства:

Бактериальные клетки (царство Дробянки) имеют: плотную клеточную стенку, одну кольцевую молекулу ДНК (нуклеоид), рибосомы. В этих клетках нет многих органоидов, характерных для эукариотических растительных, животных и грибных клеток. По способу питания бактерии делятся на фототрофов, хемотрофов, гетеротрофов.

Клетки грибов покрыты клеточной стенкой, отличающейся по химическому составу от клеточных стенок растений. Она содержит в качестве основных компонентов хитин, полисахариды, белки и жиры. Запасным веществом клеток грибов и животных является гликоген.

Клетки растений содержат: хлоропласты, лейкопласты и хромопласты; они окружены плотной клеточной стенкой из целлюлозы, а также имеют вакуоли с клеточным соком. Все зеленые растения относятся к автотрофным организмам.

У клеток животных нет плотных клеточных стенок. Они окружены клеточной мембраной, через которую происходит обмен веществ с окружающей средой.

А1. Какое из перечисленных положений согласуется с клеточной теорией
1) клетка является элементарной единицей наследственности
2) клетка является единицей размножения
3) клетки всех организмов различны по своему строению
4) клетки всех организмов обладают разным химическим составом

А2. К доклеточным формам жизни относятся:
1) дрожжи
2) пеницилл
3) бактерии
4) вирусы

А3. Растительная клетка от клетки гриба отличается строением:
1) ядра
2) митохондрий
3) клеточной стенки
4) рибосом

А4. Из одной клетки состоят:
1) вирус гриппа и амеба
2) гриб мукор и кукушкин лен
3) планария и вольвокс
4) эвглена зеленая и инфузория-туфелька

А5. В клетках прокариот есть:
1) ядро
2) митохондрии
3) аппарат Гольджи
4) рибосомы

А6. На видовую принадлежность клетки указывает:
1) форма ядра
2) количество хромосом
3) строение мембраны
4) первичная структура белка

А7. Роль клеточной теории в науке заключается в
1) открытии клеточного ядра
2) открытии клетки
3) обобщении знаний о строении организмов
4) открытии механизмов обмена веществ

В1. Выберите признаки, характерные только для растительных клеток
1) есть митохондрии и рибосомы
2) клеточная стенка из целлюлозы
3) есть хлоропласты
4) запасное вещество – гликоген
5) запасное вещество – крахмал
6) ядро окружено двойной мембраной

В2. Выберите признаки, отличающие царство Бактерии от остальных царств органического мира.
1) гетеротрофный способ питания
2) автотрофный способ питания
3) наличие нуклеоида
4) отсутствие митохондрий
5) отсутствие ядра
6) наличие рибосом

ВЗ. Найдите соответствие между особенностями строения клетки и царствам, к которому эти клетки относятся

Особенности строения
А) клеточные стенки содержат целлюлозу
Б) клеточных стенок нет
В) в цитоплазме есть пластиды
Г) способ питания – гетеротрофный
Д) в молодых клетках есть большие вакуоли с клеточным соком
Е) запасное вещество клетки – гликоген

  1. Растения
  2. Животные

С1. Приведите примеры эукариотических клеток, в которых нет ядра.
С2. Докажите, что клеточная теория обобщила ряд биологических открытий и предсказала новые открытия.


Скачать:

Вложение Размер
itogovyy_test_biologiya_5_klass.docx 20.37 КБ
ekzamen_biologiya_6_klass.doc 138 КБ
itogovyy_test_po_biologiya_7_klass.docx 18.76 КБ
itogovyy_test_biologiya_8_klass.docx 17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа. Биология 5 класс

Часть А. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

А1. Наука о живой природе носит название

а) физика б) биология в) химия г) география

А2. Основная часть микроскопа

а) тубус б) штатив в) предметный столик г) зеркало

А3. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название

а) разглядывание б) наблюдение в) измерение г) экспериментирование

А4. Самой крупной группой классификации является

а) вид б) царство в) род г) класс

А5. К неклеточным формам жизни относятся

а) бактерии б) вирусы в) простейшие г) дрожжи

А6. Из какого гриба удалось выделить вещество, убивающее бактерии (антибиотик)

а) мукор б) мухомор в) пеницилл г) дрожжи.

А7. Воздействие человека на природу это фактор

а) антропогенный б) биотический в) абиотический г) биологический

А8. Дождевой червь обитает

а) в наземно – воздушной среде б) в почвенной в) в водной г) в телах других организмов

А9. Самый близкий предок современного человека - это

а) неандерталец б) австралопитек в) кроманьонец г) человек умелый.

А10. Человек полностью истребил

а) зубра б) амурского тигра в) дронта г)китовую акулу.

В1. Выбери три правильных утверждения из шести предложенных

а) Клетка бактерии состоит из оболочки, цитоплазмы и ядра

б) Клетка бактерии не имеет ядра

в) Грибы – это растения

г) Грибы и Растения – разные царства природы

д) Тело водоросли состоит из корня и побега.

е) Животных делят на беспозвоночных и позвоночных

В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В3. Установите последовательность звеньев цепи питания

Г) лист растения

ЧастьС. Объясните (дайте развернутый ответ на вопрос)

С1. Почему лесные растения (берёза, ель, осина) лучше приживаются, если их сажают вместе с грибницей шляпочных грибов?

С2. По каким причинам растения и животные становятся редкими.

Итоговая контрольная работа. Биология 5 класс

Часть А . Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

А1 . Клетку окружает и отделяет от внешней среды

а) вакуоль б) ядро в) цитоплазма г) клеточная мембрана

А2. К прокариотам относятся

а) бактерии б) лишайники в) простейшие г) дрожжи

А3. Научный метод исследования, не предполагающий никаких манипуляций по отношению к нему,называется
а) наблюдением б) рассматриванием г) экспериментированием д) измерением

А4 . Основная и наименьшая единица классификации

а) класс б) царство в) вид г) род

А5 . Ядро отсутствует в клетках

а) растений б) простейших в) грибов г) бактерий

А6. Зелёный пигмент хлорофилл находится в клетках

а) амёб б) растений в) грибов г) крокодилов

А7. Каков отличительный признак лишайников

а) сожительство гриба и корня растения б) обитание в организме хозяина

в) сожительство гриба и водоросли г) размножение спорами

А8. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию

А9. Современные люди относятся к виду

а) Человек умелый б) Человек прямоходящий в) Человек разумный г) Человек современный

А10 .Территория, на которой запрещена любая деятельность людей

а) зоопарк б) берёзовая роща в) лесопарк г) заповедник

В1. Выбери три правильных утверждения

а) Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы

б) Растения поглощают только готовую пищу

в) Грибы, растения и животные – многоклеточные организмы

г) Тело простейших состоит из многих клеток

д) Простейшие – одноклеточные организмы

е) Тело цветкового растения состоит из побега и корня

В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

Е) дождевой червь

В3. Установите последовательность звеньев цепи питания. Ответ запишите в последовательности букв.

Г) лист растения

Часть С. Объясните (дайте развернутый ответ на вопрос)

С1. Почему зеленый кузнечик имеет такую окраску.

С2 . По каким причинам растения и животные становятся редкими.

Тестовые задания представляют собой разноуровневые задания. Задания уровня А . позволяют выявить степень овладения учебной информацией на уровне восприятия и описания фактического материала.

Задания уровня В . свидетельствует о сформированности умений учебно-познавательной деятельности на основе простых мыслительных операций.

Уровень С представляет собой задания со свободным ответом, при выполнении, которых ученик должен владеть умениями учебно- познавательной компетенции на основе сложных мыслительных операций.

К заданиям уровня А даётся 4 варианта ответа, из которых верным является один, оцениваются в 1 балл.

Вопросы В1, С1, С2 , оцениваются в 2 балла.

Максимальное количество баллов - 18

Предварительный просмотр:

Тестовые задания представляют собой разноуровневые задания. Задания первого уровня (вопросы 1-24) позволяют выявить степень овладения учебной информацией на уровне восприятия и описания фактического материала.

Второй уровень (25-27) свидетельствует о сформированности умений учебно-познавательной деятельности на основе простых мыслительных операций.

Третий уровень (28-29) представляет собой задания со свободным ответом, при выполнении, которых ученик должен владеть умениями учебно- познавательной компетенции на основе сложных мыслительных операций.

Тесты состоят из 2 вариантов, в каждом по 29 заданий. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых верным является один.

На выполнение экзаменационной работы даётся один академический час (60 минут).

Вопросы 25, 26, 27, 28, 29 – оцениваются в 2 балла

Максимальное количество баллов – 34

Учащимся предлагается выбрать в каждом задании 1 вариант ответа и занести его в бланк ответов в виде буквы под соответствующей цифрой. Ключ правильных ответов и критерии оценивания приводятся на специальном бланке.

Вопросы 28-30 оцениваются - 2 бала

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

Выберите один правильный ответ.

1. К увеличительным приборам не относится:

а) бинокль в) лупа

б) микроскоп г) термометр

2. В клетке хромосомы находятся в:

а) цитоплазме в) вакуолях

б) ядре г) митохондриях

А. Орган растения

Б. Зачаточный побег

В. Видоизмененный побег

Г. Конус нарастания

5. У растений способны часто делиться клетки:

а) покровной ткани в) образовательной ткани

б) механической ткани г) проводящей ткани

6. Бактерии - это:

а) одноклеточные организмы, имеющие ядро в) клетки, имеющие ядро и вакуоли

б) одноклеточные организмы без ядра г) клетки, имеющие пластиды

7. В пищевой промышленности для получения простокваши и сметаны используются:

а) болезнетворные бактерии; в) клубеньковые бактерии;

б) бактерии гниения; г) молочнокислые бактерии.

8. Клетка гриба в отличие от клетки растения НЕ имеет:

а) оболочки; в) хлоропластов;

б) ядра; г) цитоплазмы.

9 . В каких структурах клеток водорослей расположен хлорофилл?

а) в цитоплазме; в) в ядре;

б) в хлоропластах; г) в хроматофоре.

10. Какие структуры имеет женское растение мха кукушкин лен?

а) спороносную коробочку; в) корни;

б) ризоиды; г) семена.

11 . Какая жизненная форма НЕ характерна для голосеменных растений?

а) кустарники; в) деревья;

б) лианы; г) травы.

12. Какой орган впервые появился у покрытосеменных растений?

а) стебель; в) плод;

б) цветок; г) корень

13. У моркови мы едим:

б) корень г) клубень

14. Корневой чехлик:

а) обеспечивает движение веществ по растению в) придаёт корням прочность

б) выполняет защитную функцию г) участвует в делении клетки

15. Какая функция НЕ характерна для корня?

а) испарение воды; в) поглощение воды;

б) запасание питательных веществ; г) закрепление растения в почве.

16. Какую функцию не выполняет лист?

а) фотосинтез в) запас питательных веществ

б) газообмен г) испарение воды

17. Из перечисленных видоизменений органов растения выберите видоизменения листа:

а) корневище в) корнеплод

б) клубень г) колючки

18. У сидячих листьев нет:

а) листовой пластинки; в) жилок;

б) черешка; г) устьиц

а) корень и корневище в) корень и стебель

б) стебель и лист г) корень и цветок

20. Клубень – это:

а) корень; в) плод;

б) видоизменённый побег; г) корневище.

21. Правильные цветки:

а) можно провести только одну ось симметрии; в) имеют двойной околоцветник;

б) можно провести несколько осей симметрии; г) имеют простой околоцветник.

22. Строение тычинки:

а) завязь и пыльники; в) тычиночная нить, завязь;

б) тычиночная нить и пыльники; г) столбик, завязь, рыльце.

23. Плод дуба (желудь) относится к:

а) сухим многосемянным плодам; в) сухим односемянным плодам;

б) сочным многосемянным плодам; г) сочным односемянным плодам.

24 . Какие условия являются необходимыми для прорастания семян?

а) вода, воздух; в) воздух, тепло;

б) вода, воздух, тепло; г) вода, воздух, перегной.

25. Какой процесс изображен на рисунке:

б) вегетативное размножение;

в) половое размножение;

г) рост растения.

26. По какому признаку растение можно отнести к семейству розоцветных?

а) цветки собраны в соцветие колос в) формула цветка Ч5Л5ТП1

б) плод стручок или боб г) цветки напоминают мотылька

27. Установите соответствие между названием процесса и его характеристиками.

Название процесса Характеристики

А) фотосинтез; 1) образование органических веществ;

Б) дыхание. 2) расщепление органических веществ;

  1. выделение кислорода;
  2. выделение углекислого газа;
  3. поглощение кислорода;
  4. наличие хлорофилла;
  5. поглощение углекислого газа;
  6. происходит на свету.

28. Установите соответствие между растением и семейством, к которому оно относится.

Р астения Семейства

1) яблоня А) Розоцветные

2) картофель Б) Пасленовые

29. Что такое цветок? Назовите основные его части и их функции.

Основы микробиологии

Микробиология изучает строение, жизнедеятельность, условия жизни и развития мельчайших организмов, называемых микробами, или микроорганизмами.

Микробы были открыты голландцем А. Левенгуком (1632-1723) в конце XVII в., когда он изготовил первые линзы, дававшие увеличение в 200 и более раз. Увиденный микромир поразил его, Левенгук описал и зарисовал микроорганизмы, обнаруженные им на различных объектах. Он положил начало описательному характеру новой науки. Открытия Луи Пастера (1822-1895) доказали, что микроорганизмы отличаются не только формой и строением, но и особенностями жизнедеятельности. Пастер установил, что дрожжи вызывают спиртовое брожение, а некоторые микробы способны вызывать заразные болезни людей и животных. Пастер вошел в историю как изобретатель метода вакцинации против бешенства и сибирской язвы. Всемирно известен вклад в микробиологию Р. Коха (1843-1910) — открыл возбудителей туберкулеза и холеры, И. И. Мечникова (1845-1916) — разработал фагоцитарную теорию иммунитета, основоположника вирусологии Д. И. Ивановского (1864-1920), Н. Ф. Гамалея (1859-1940) и многих других ученых.

Классификация и морфология микроорганизмов

Микробы — это мельчайшие, преимущественно одноклеточные живые организмы, видимые только в микроскоп. Размер микроорганизмов измеряется в микрометрах — мкм (1/1000 мм) и нанометрах — нм (1/1000 мкм).

Микробы характеризуются огромным разнообразием видов, отличающихся строением, свойствами, способностью существовать в различных условиях среды. Они могут быть одноклеточными, многоклеточными и неклеточными.

Микробы подразделяют на бактерии, вирусы и фаги, грибы, дрожжи. Отдельно выделяют разновидности бактерий — риккетсии, микоплазмы, особую группу составляют простейшие (протозои).

Бактерии — преимущественно одноклеточные микроорганизмы размером от десятых долей микрометра, например микоплазмы, до нескольких микрометров, а у спирохет — до 500 мкм.

Различают три основные формы бактерий — шаровидные (кокки), палочковидные (бациллы и др.), извитые (вибрионы, спирохеты, спириллы) (рис. 1).

Шаровидные бактерии (кокки) имеют обычно форму шара, но могут быть немного овальной или бобовидной формы. Кокки могут располагаться поодиночке (микрококки); попарно (диплококки); в виде цепочек (стрептококки) или виноградных гроздьев (стафилококки), пакетом (сарцины). Стрептококки могут вызывать ангину и рожистое воспаление, стафилококки — различные воспалительные и гнойные процессы.


Рис. 1. Формы бактерий: 1 — микрококки; 2 — стрептококки; 3 — сардины; 4 — палочки без спор; 5 — палочки со спорами (бациллы); 6 — вибрионы; 7- спирохеты; 8 — спириллы (с жгутиками); стафилококки

Палочковидные бактерии самые распространенные. Палочки могут быть одиночными, соединяться попарно (диплобактерии) или в цепочки (стрептобактерии). К палочковидным относятся кишечная палочка, возбудители сальмонеллеза, дизентерии, брюшного тифа, туберкулеза и др. Некоторые палочковидные бактерии обладают способностью при неблагоприятных условиях образовывать споры. Спорообразующие палочки называют бациллами. Бациллы, напоминающие по форме веретено, называют клостридиями.

Спорообразование представляет собой сложный процесс. Споры существенно отличаются от обычной бактериальной клетки. Они имеют плотную оболочку и очень малое количество воды, им не требуются питательные вещества, а размножение полностью прекращается. Споры способны длительно выдерживать высушивание, высокие и низкие температуры и могут находиться в жизнеспособном состоянии десятки и сотни лет (споры сибирской язвы, ботулизма, столбняка и др.). Попав в благоприятную среду, споры прорастают, т. е. превращаются в обычную вегетативную размножающуюся форму.

Извитые бактерии могут быть в виде запятой — вибрионы, с несколькими завитками — спириллы, в виде тонкой извитой палочки — спирохеты. К вибрионам относится возбудитель холеры, а возбудитель сифилиса — спирохета.

Бактериальная клетка имеет клеточную стенку (оболочку), часто покрытую слизью. Нередко слизь образует капсулу. Содержимое клетки (цитоплазму) отделяет от оболочки клеточная мембрана. Цитоплазма представляет собой прозрачную белковую массу, находящуюся в коллоидном состоянии. В цитоплазме находятся рибосомы, ядерный аппарат с молекулами ДНК, различные включения запасных питательных веществ (гликогена, жира и др.).

Микоплазмы — бактерии, лишенные клеточной стенки, нуждающиеся для своего развития в ростовых факторах, содержащихся в дрожжах.

Некоторые бактерии могут двигаться. Движение осуществляется с помощью жгутиков — тонких нитей разной длины, совершающих вращательные движения. Жгутики могут быть в виде одиночной длинной нити или в виде пучка, могут располагаться по всей поверхности бактерии. Жгутики есть у многих палочковидных бактерий и почти у всех изогнутых бактерий. Шаровидные бактерии, как правило, не имеют жгутиков, они неподвижны.

Размножаются бактерии делением на две части. Скорость деления может быть очень высокой (каждые 15-20 мин), при этом количество бактерий быстро возрастает. Такое быстрое деление наблюдается на пищевых продуктах и других субстратах, богатых питательными веществами.

Вирусы — особая группа микроорганизмов, не имеющих клеточного строения. Размеры вирусов измеряются нанометрами (8-150 нм), поэтому их можно увидеть только с помощью электронного микроскопа. Некоторые вирусы состоят только из белка и одной из нуклеиновых кислот (ДНК или РНК).

Вирусы вызывают такие распространенные болезни человека, как грипп, вирусный гепатит, корь, а также болезни животных — ящур, чуму животных и многие другие.

Вирусы бактерий называют бактериофагами, вирусы грибов — микофагами и т. п. Бактериофаги встречаются повсюду, где есть микроорганизмы. Фаги вызывают гибель микробной клетки и могут использоваться для лечения и профилактики некоторых инфекционных заболеваний.

Риккетсии — микроорганизмы, занимающие промежуточное положение между бактериями и вирусами. Они представляют собой неподвижные палочки длиной не более 1,0 мкм, не образующие спор и капсул. Как и вирусы, они являются внутриклеточными паразитами.

Грибы являются особыми растительными организмами, которые не имеют хлорофилла и не синтезируют органические вещества, а нуждаются в готовых органических веществах. Поэтому грибы развиваются на различных субстратах, содержащих питательные вещества. Некоторые грибы способны вызывать болезни растений (рак и фитофтора картофеля и др.), насекомых, животных и человека.

Клетки грибов отличаются от бактериальных наличием ядер и вакуолей и похожи на растительные клетки. Чаще всего они имеют форму длинных и ветвящихся или переплетающихся нитей — гифов. Из гифов образуется мицелий, или грибница. Мицелий может состоять из клеток с одним или несколькими ядрами или быть неклеточным, представляя собой одну гигантскую многоядерную клетку. На мицелии развиваются плодовые тела. Тело некоторых грибов может состоять из одиночных клеток, без образования мицелия (дрожжи и др.).

Грибы могут размножаться разными путями, в том числе вегетативным путем в результате деления гиф. Большинство грибов размножаются бесполым и половым путями при помощи образования специальных клеток размножения — спор. Споры, как правило, способны длительно сохраняться во внешней среде. Созревшие споры могут переноситься на значительные расстояния. Попадая в питательную среду, споры быстро развиваются в гифы.

Отдельные виды грибов способны не только приводить к порче продуктов, но и вырабатывать токсические для человека вещества — микотоксины. К ним относятся некоторые виды грибов рода аспергиллус, рода фузариум и др.

Полезные свойства отдельных видов грибов используют в пищевой и фармацевтической промышленности и других производствах. Например, грибы рода пениииллиум применяются для получения антибиотика пенициллина и в производстве сыров (рокфора и камамбера), грибы рода аспергиллус — в производстве лимонной кислоты и многих ферментных препаратов.

Актиномицеты — микроорганизмы, имеющие признаки и бактерий, и грибов. По строению и биохимическим свойствам актиномицеты аналогичны бактериям, а по характеру размножения, способности образовывать гифы и мицелий похожи на грибы.


Рис. 2. Виды плесневых грибов: 1 — пениииллиум; 2- аспергиллус; 3 — мукор.

Дрожжи — одноклеточные неподвижные микроорганизмы размером не более 10-15 мкм. Форма клетки дрожжей бывает чаще круглой или овальной, реже палочковидной, серповидной или похожей на лимон. Клетки дрожжей своим строением похожи на грибы, они также имеют ядро и вакуоли. Размножение дрожжей происходит почкованием, делением или спорами.

Дрожжи широко распространены в природе, их можно обнаружить в почве и на растениях, на пищевых продуктах и различных отходах производства, содержащих сахара. Развитие дрожжей в пищевых продуктах может приводить к их порче, вызывая брожение или закисание. Некоторые виды дрожжей обладают способностью превращать сахар в этиловый спирт и углекислый газ. Этот процесс называется спиртовым брожением и широко используется в пищевой промышленности и виноделии.

Некоторые виды дрожжей кандида вызывают заболевание человека — кандидоз.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции