Из-за гриппа не ходят в школу


Недельный эпидемиологический порог превышен по школьникам 7-14 лет в 2 раза. По состоянию на 12 марта зарегистрирована групповая заболеваемость ОРВИ в 18 образовательных организациях города.

До особого распоряжения рекомендовано приостановить с 13 марта занятия в кружках и спортивных секциях, развлекательные мероприятия в образовательных учреждениях.

Рекомендацию о введении карантина администрации города внёс Роспотребнадзор.

Учебный процесс также приостановили в школах посёлка Агинское из-за роста заболеваемости гриппом и ОРВИ.

Первая волна гриппа пришлась на конец января. С 30 января по этой причине закрыли все образовательные учреждения в Чите и Краснокаменске, ввели масочный режим для сотрудников общественно-торговых центров и общепита. К середине февраля ситуация начала стабилизироваться. Школы открылись после карантина 17 февраля.

  • Отзывы
  • Правила

В мире пандемия из-за коронавируса. А в России ОРВИ, бинго.

В нашей стране от людей всегда скрывали правду.

Да. Особенно в Чите, по которой больной китаец наяривал несколько дней, пока его то выпускали то закрывали.

Вам говорят что ОРВИ, и ты вон как жалобно скулишь уже, представляю, какую бы ты и тебе подобные истерику поднял, если бы прямо сказали вам - коронавирус.

Что вы привязались к короновирусу? От гриппа ежегодно от 300 до 600 тыс. Человек умирает. Очередная отмывка денег от фармацевтов

От гриппа смертность 1,5%, а от коронавируса в Италии, например, 6%, а в Китае - 4%. Не очень приятная статистика.

Цифры откуда такие?


А что, разве фармацевты уже нашли вакцину от коронавируса? Чего они отмывают-то?

От гриппа ежегодно умирают 650 тыс людей, на фоне 1 млрд заболевших. Смертность составляет 0,065 %.

У коронавируса смертность 2-3%, как у "испанки".

И да, интересно, а какие деньги отмывают фармацевты?

да люди как дикие скупают всё подряд, начиная с парацетамола заканчивая масками. Вот и отмывают

У испанки смертность от 3,4% до 10%,и,как я указал в комментарии выше,коронавирус имеет смертность

0,2 процентов для людей до 50 лет;и 1,3% смертности 50-60 летним.Испанка,в тоже время,косила молодых людей,а стариков почти не трогала.

У гриппа тоже смертность

0,1 процента.Пусть смертей и заболевших достаточно не мало,но это очень,очень далеко от уровней испанки,поэтому сравнение,мне кажется,неуместно.

Толку от их прививок нет !

ладно бы просто толку не было, а так то один вред.

А с чего вы так решили? Детей нынче модно не прививать, от прививок от гриппа родители массово отказываются. А потом плачутся, что толку нет.

модно - это когда ты каждую шмотку, названную модной бежишь в магазин покупать, то жёлтую, то широкую. А потом плачешься, что денег нет.

А районы почему не закрывают, дети болеют. Скоро впр начнутся, многие дети болеют, но в школу ходят, чтобы не пропускать

Поэтому и не закрывают. Если бы не ходили то уже закрыли бы.

Учителям строго настрогт наказано сообщать о болеющих детях. Отстранять таковых.

Раз уж несознательные родители.

Учитель не врач и не имеет права отстранять ребенка от занятий! Учитель может только вызвать врача, а вот врач уже может поместить ребенка в карантин, если есть необходимость, и вызвать родителей.

Одно не понятно - с какого перепугу мы должны выполнять обязанности учителей? мне не понятно. Кто должен предоставлять образовательные услуги? Школа или родители? Кто за это получает зарплату?

Почитайте Семейный кодекс и Закон об Образовании. Там все о ваших обязанностях родителей сказано. В период карантина школы переходят на дистанционное обучение, обеспечить выполнение требований образовательного учреждения ваша задача, хоть вы за это денег и не получаете. Это долг ваш)

Читаем закон - любую форму обучения должно обеспечить государство, а не родители. Родителя обязаны обеспечить доставку ребенка в школу. При карантине все то же самое, организовать дистанционный процесс обучения должна школа. Учителя должны объяснять детям учебный материал, а не родители.

PS Если родители выбирают семейную форму обучения, без школы, то государство платит таким родителям за обучение ребенка.

Вот скоро в стране нашей ваще будет только дистанционка,ведь к этому все идет.вот тогда мамашки то и взвоют,кого потом винить то будете?

Учителей уже на всех не хватает.

Модно будет дома учиться .

Кружки как работали так и работают, никто не ограничивает эту сферу. Почему? Да потому что, родители платят деньги. И получают услугу. ДК железнодорожников, дворец пионеров итд никогда на карантин не закрывают. А столько больных школьников посещают это заведение. Соответственно зараза вся по кругу и ходит. А Роспотребнадзор только рекомендации может раздавать.

а кружки это министерство культуры, а не министерство образования , там свои министры дают распоряжения

А вас что в секции на верёвке тащат. Не хотите не ходите.

Ерунда. В первую волну закрывали Дворец пионеров (ходим туда на художку) и ДЮСШОР (настольный теннис) и сейчас в группах написали, что занятия отменяются до особого распоряжения. Не знаете - не пишите.

и садики работают - так то всё это туфта, было бы серьёзно - закрыли бы и сады. Или дети дошкольного возраста не входят в группу риска?

В Советское время, ну по крайней мере с 1982 по 1992 г. - не помню, чтобы хоть раз закрывали школу на карантин.

Не закрывали, потому что не было возможности обучать детей дистанционно, сейчас такая возможность есть, пусть лучше дома дети учатся, чем болеют.

и кто же их обучает дистанционно? Дистанционно только домашку дают, а обучаем мы их сами, не будучи педагогами, кстати.

Не обучайте, Вас никто не заставляет. Лучше книгу с ребенком почитать, чем лечить

книгу почитать это не освоение школьной программы. Книгу почитать - это досуг, в свободное от учёбы время. А учителя устранились от процесса обучения.

С какого перепугу? Вы в какой школе учитесь? Наш ребёнок в 5 классе, задают в сетевом городе и школьную программу и домашние задания, всегда так было

А что министерство образования сделали для предотвращения распространения вирусов? Закупили эффективные рециркуляторы? Или выделили денег на эффективное дезсредство? Или окна, которые можно открыть и проветрить в любое время? А воздух грязный? Неужели закрыть школы это единственный выход?

А завтра 13 марта проводится пробный экзамен по профильной математике в школе 44 во время карантина. Это так должно быть или стоит все - таки отменить. Собирают детей из всех школ города. Комитет образования как на это смотрят, хотелось бы увидеть пояснения по данной ситуации.

Не только в 44,во всех школах проводится,все едут на экзамен

делайте выводы - карантин этот фуфло. Садики тоже работают.

Роспотребнадзор-совершенно бесполезная структура. Объявляют и снимают карантин,когда уже поздно или наоборот рано. У них свои инструкции,далёкие от реалий.

Растим поколение неучей. Возврат в начало 19 века . Такая большая четверть , а дети не учатся .От гриппа умирает в стране ежегодно до 40 тыс чел. Статья доктора Рошаля очень актуально по сегодняшней теме о коронавирусе.

Сколько болеет гриппом и сколько сейчас короновирусом,если вирус охватит 60-80 процентов населения то в России умрёт миллион людей,если вирус станет сезонным то каждый год будет выкашивать стариков.Паниковать не надо но недооценивать вирус это тоже ненормально,даже если вы молод то умирают и молодые,почитайте статистику смертей в Италии по возврастам,

Если ваше дите не учится, то это не значит, что и остальные так же, дети учатся, но дома. Просто не учитель им преподает, а осваивают материал сами. И пусть лучше дома занимаются, чем заболеют, вот тогда точно отстанут от программы, потому что больной ребёнок с температурой 40 не в состоянии будет заниматься, неделя занятий точно "выпадет", потом придётся догонять.

В некоторых случаях у редакции могут появиться вопросы для дальнейшего освещения темы. Укажите свой телефон или email, если это возможно. Данные не публикуются.

Если вы даёте согласие на изменение модератором вашего комментария, в случае, если он не соблюдает нижеописанные правила, то модераторы постараются исправить комментарий так, чтобы его было можно опубликовать. В противном случае комментарий не соответствующий правилам будет удалён.

Мы не пропускаем оскорбления героев публикации, авторов текста, комментаторов, просто третьих лиц. Удаляются обвинения в преступлениях и правонарушениях, подробности личной жизни героев публикации, личной жизни журналиста-автора, комментарии, которые не относятся к теме текста, маты, капс, обильные многоточия, истерики, бессвязная речь, любая реклама.

Комментарий отклонят, если в нём есть призывы к нарушению законов, свержению власти, революции, массовым беспорядкам, нарушению территориальной целостности государства, разжиганию национальной розни, содержат признаки религиозного или языкового превосходства, содержит персональные данные или может нанести ущерб деловой репутации.

Не публикуются комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты, не гарантирующие достоверность публикуемой информации, просьбы о переводе денег героям публикации (если ситуация того требует, эта информация есть в редакции и её можно получить по телефону 400-890). И мы оставляем за собой право не пропускать оценку работы модераторов и редакции.

Все новости

Пять вопросов про ОРВИ в Тюмени: когда школы закрывают на карантин и в чём отличие простуды от гриппа

За неделю на больничный ушли более 12 тысяч тюменцев. Большинство заболевших — дети.

Карантин порадовал детей, которые не заболели, и добавил проблем родителям тех, кто свалился с температурой и насморком

С каждым днём всё больше классов в тюменских школах закрываются на карантин из-за ОРВИ. Сейчас временно пустуют без учеников 13 школ и несколько районных детсадов. Такие данные сообщает региональное отделение Роспотребнадзора в этот вторник, 13 февраля. Разбираемся вместе со специалистами, что ещё нужно знать о карантине и сезонной простуде.

В классе, где учится мой ребёнок, многие болеют. Почему не вводят карантин? В каком случае его объявляют?

В садиках карантин объявляют, когда ОРВИ и гриппом заболели 20% детей в группе. В школах предельный порог чуть выше — 30%. При этом если детсады в карантин иногда продолжают работать, то школы на время могут закрыть для всех ребят.

Сейчас карантин действует в 13 школах. Но закрыто только несколько классов, остальные дети продолжают ходить на занятия. Почему бы сразу всю школу не закрыть? Если в семье двое и больше детей, то старшие могут заразить младших. И вся зарплата — в аптеке.

Недостаточно того, чтобы заболела треть учеников. Нужна ещё и справка от доктора о болезни: только она считается уважительной причиной отсутствия ребёнка в школе. И доказательством: класс не прогуливал занятия.

Уроки, отменённые из-за карантина, не восстанавливаются, но допустить отставания от программы по разным предметам нельзя. Поэтому у руководства школы могут быть серьёзные проблемы, если выяснится, что карантин был объявлен незаконно (не было справок минимум у 30% учеников).

У ребёнка насморк и кашель. Врач убеждает, что это ОРВИ, при этом дополнительное обследование не назначает. А если это всё же грипп? Как различить эти болезни?

Разобраться в этом помогла педиатр пятой тюменской поликлиники, которая ежегодно напоминает своим пациентам: ставьте вовремя прививки, чтобы не заболеть.

Грипп — это острое инфекционное заболевание. Основные симптомы: высокая температура, сильный озноб, боль в глазах и костях, а также кашель и насморк. Самолечением врачи заниматься не советуют, но рекомендуют пациентам постельный режим, обильное питье и выписывают противовирусные препараты. Возможные осложнения при несоблюдении указаний лечащего врача — пневмония, ринит, бронхит, трахеит, миокардит. При худшем раскладе возможен летальный исход.

ОРВИ — это вирусы, поражающие слизистую оболочку верхних дыхательных путей, в простонародье — простуда. В этом случае заболевший жалуется на першение в горле, насморк и небольшое повышение температуры максимум до 38 градусов. Осложнения возникают редко, но вместо самолечения лучше всё же обратиться к доктору.

Фото: Евгения Бикунова (инфографика)

Взрослые на карантин не уходят, но тоже могут заболеть. Можно ли ходить на работу с температурой, кашлем и насморком?

— Высокая температура, насморк, лихорадочное состояние — первые признаки гриппа. Стоит немедленно обратиться к врачу и строго следовать полученным указаниям. Проверенные медикаменты из аптеки гораздо эффективнее народных средств: они точно поставят на ноги. Не стройте из себя героя, отправляясь на работу, если вы уже заболели и очень плохо себя чувствуете. И ваше состояние ухудшится, и коллег можете заразить: спасибо вам за это точно никто не скажет, — уверена главный специалист областного департамента здравоохранения Надежда Казакевич.

Она же советует соблюдать правила гигиены: мыть руки после улицы и поездки в общественном транспорте, по возможности избегать визитов в ТРЦ. Если без этого никак —носите одноразовую медицинскую маску. Про то, что одеваться нужно по погоде, знают все, но многие эту информацию игнорируют.

Если в садике карантин, то здоровому ребёнку туда нельзя. Какую справку нести родителям на работу, если их детсадовец на карантине?

Как сообщают в региональном отделении Роспотрбнадзора, два районных детских сада полностью закрыты на карантин, один из таких — в Сладковском районе. Это значит, что все дети, в том числе и здоровые, сидят дома, пока уровень заболеваемости не спадёт.

— Если детский сад закрыли на карантин, в поликлинике, которая его обслуживает, нужно взять справку у врача-эпидемиолога. На основании этого документа лечащий врач вашего ребенка в поликлинике выдаст одному из родителей/опекунов больничный по карантину, — подсказала Татьяна Илюхина, начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности правового департамента ФСС РФ.

Если ребенок старше семи лет, но его не с кем оставить, расклад для родителей таков: взять отпуск за свой счёт либо по договорённости с работодателем работать из дома, если специфика вашей работы позволяет так сделать.

В Тюмени с 5 по 12 февраля ОРВИ подхватили 12 тысяч человек, из которых почти 9 тысяч — дети до 14 лет. При этом о всплеске заболеваемости говорить не приходится. В областном департаменте здравоохранения уверяют, что ситуация под контролем: массовых госпитализаций детей и взрослых нет.

Если вы знаете о ситуации с заболевшими детьми, о карантинах в детских садах и школах Тюмени — сообщите нам об этом. Пишите в Viber, WhatsApp илиTelegram: 8–919–922–88–82.

Каждый ребенок хотя бы раз в жизни болел гриппом или простудой. Обычно ты заболеваешь в холодное время года, потому что вирус гриппа не любит теплую и жаркую и сухую погоду. В разгар учебного года, с ноября по март , тебе надо быть особенно осторожным и внимательным к своему здоровью, и вот почему.

Во-первых, твоя чувствительность к вирусу гриппа высокая – выше, чем у взрослых людей, которые за свою жизнь болели чаще и теперь у них более сильный иммунитет. Тебе это еще предстоит.

Заразиться вирусом гриппа может каждый, и дело здесь не только в иммунитете. Вирус гриппа, как любое живое существо, ведет борьбу за выживание, пытаясь противостоять новым лекарствам, изобретаемым человеком в надежде обезопасить себя. Поэтому каждый год вирус гриппа совершенствуется – мутирует, в результате появляются новые виды вируса – штаммы, с которыми организм человека еще не знаком, а следовательно, и защищаться не умеет. Тем не менее, от гриппа можно уберечься, для этого нужно знать несколько простых правил.

Заразиться гриппом можно:

  • находясь рядом с больным человеком, особенно если он кашляет и чихает. Это происходит, когда капельки, образовавшиеся в результате кашля или чихания инфицированного человека, попадают в рот или нос находящихся рядом людей;
  • обмениваясь предметами общего пользования или письменными принадлежностями с больными учениками, сидя с ними за одной партой без защитной повязки или пользуясь одной посудой
  • не соблюдая правил личной гигиены, таких как мытье рук перед едой, содержание в чистоте одежды и т.п.


Чтобы уберечься от заболевания гриппом и ОРВИ необходимо:

тщательно мыть руки с мылом или дезинфицирующими салфетками перед приемом пищи, после возвращения с улицы, после каждого посещения туалета;

не брать в рот посторонние предметы (ручку, карандаш и другие);

при чтении книг не облизывать пальцы;

не прикасаться немытыми руками к своему рту и носу;

во время кашля и чихания прикрывать рот и нос одноразовым платком или салфеткой, после использования выбрасывать платок (салфетку) в мусорную корзину;

избегать тесных контактов с больными людьми (стараясь, по возможности, держаться от них на расстоянии примерно 1 метра);

вести здоровый образ жизни, в том числе достаточно спать, правильно питаться и сохранять физическую активность;

избегать как переохлаждений, так и перегревания.

В нашей школе проводится вакцинация учащихся против гриппа

(вакцина Гриппол +)


Вакцинация остается одной из основных мер по защите населения от гриппа и обеспечивает существенное сокращение заболеваемости и смертности, сопровождающих эпидемии гриппа.

Противопоказания к вакцинации против гриппа: аллергия на куриный белок и компоненты вакцин, тяжелые аллергические реакции на предыдущие введения определенных вакцин, острые лихорадочные состояния и обострения хронических заболеваний.

Вакцинация проводится лишь при согласии родителей в письменном виде. Несогласные родители пишут отказ. Бланк можно взять в медицинском кабинете школы.

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ГРИППА A (H1N1)2009?

Вирус гриппа A (H1N1) легко передается от человека к человеку и вызывает респираторные заболевания разной тяжести. Симптомы заболевания аналогичны симптомам обычного (сезонного) гриппа. Тяжесть заболевания зависит от целого ряда факторов, в том числе от общего состояния организма и возраста. Предрасположены к заболеванию: пожилые люди, маленькие дети, беременные женщины и люди, страдающие хроническими заболеваниями (астмой, диабетом, сердечнососудистыми заболеваниями) и с ослабленным иммунитетом.

ПРАВИЛО 1. МОЙТЕ

Часто мойте руки с мылом. Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства. Гигиена рук - это важная мера профилактики распространения гриппа. Мытье с мылом удаляет и уничтожает микробы. Если нет возможности помыть руки с мылом пользуйтесь спирт содержащими или дезинфицирующими салфетками. Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев и др.) удаляет и уничтожает вирус.

ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ

Избегайте близкого контакта с больными людьми. Соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больных. Избегайте поездок и многолюдных мест. Прикрывайте рот и нос платком при кашле или чихании. Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Гриппозный вирус распространяется этими путями. Не сплевывайте в общественных местах. Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания. Вирус легко передается от больного человека к здоровому воздушно-капельным путем (при чихании, кашле), поэтому необходимо соблюдать расстояние не менее 1 метра от больных. При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать. Избегая излишние посещения многолюдных мест, уменьшаем риск заболевания.

ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ГРИППА A (H1N1)2009?

КАКОВЫ СИМПТОМЫ ГРИППА А (H1N1)2009?

Самые распространённые симптомы гриппа А(Н1N1)2009: • высокая температура тела (97%), • кашель (94%), • насморк (59%), • боль в горле (50%), • головная боль (47%), • учащенное дыхание (41%), • боли в мышцах (35%), • конъюнктивит (9%). В некоторых случаях наблюдались симптомы желудочно-кишечных расстройств (которые не характерны для сезонного гриппа): тошнота, рвота (18%), диарея (12%).

Осложнения гриппа А(Н1N1)2009:

Характерная особенность гриппа А(Н1N1)2009 — раннее появление осложнений. Если при сезонном гриппе осложнения возникают, как правило, на 5-7 день и позже, то при гриппе А(Н1N1)2009 осложнения могут развиваться уже на 2-3-й день болезни. Среди осложнений лидирует первичная вирусная пневмония. Ухудшение состояния при вирусной пневмонии идёт быстрыми темпами, и у многих пациентов уже в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая немедленной респираторной поддержки с механической вентиляцией лёгких. Быстро начатое лечение способствует облегчению степени тяжести болезни.

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГРИППОМ?

Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу. Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости. Избегайте многолюдных мест. Надевайте гигиеническую маску для снижения риска распространения инфекции. Прикрывайте рот и нос платком, когда чихаете или кашляете. Как можно чаще мойте руки с мылом.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ В СЕМЬЕ КТО-ТО ЗАБОЛЕЛ ГРИППОМ?

Выделите больному отдельную комнату в доме. Если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного. Ограничьте до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями. Часто проветривайте помещение. Сохраняйте чистоту, как можно чаще мойте и дезинфицируйте поверхности бытовыми моющими средствами. Часто мойте руки с мылом. Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом и др.). Ухаживать за больным должен только один член семьи.

ЕРЕВАН, 12 фев — Sputnik. Жителям Армении не нужно излишне беспокоиться из-за заболеваемости гриппом в республике, заявил министр здравоохранения Арсен Торосян в четверг на правительственном часе в парламенте.


Министр попросил воздержаться от призывов не ходить на уроки в школах или на лекции в вузах, чтобы не заболеть. Он заметил, что если ребенок болен, из школы его отправляют домой.

"У дверей школ дежурят школьные медсестры и сотрудники национального центра по предупреждению болезней. Они проверяют у детей основные симптомы болезни и при подозрениях на грипп отправляют их домой", - сказал глава Минздрава.

По оперативным данным, 12 февраля заболеваемость сократилась на 10%, по сравнению с 11 февраля.

Как отметил министр, в школах и детсадах отсутствует около 6% детей, многие из них просто остаются дома, опасаясь заболеть.

Напомним, за последние два дня в Ереване и областях температура снизилась на несколько градусов, на улицах столицы – гололед, время от времени идет снег.

Одно лишь перечисление всех достижений армян в Османской империи потребовало бы написания не одной книги. А уж тем более это невозможно в рамках одной статьи.


Такого мнения придерживается и Асмик Степанян, тюрколог, автор книги "Вклад армян в Османской империи". В своей работе она рассказывает о роли армян в дипломатии Османской империи, ее придворной жизни, судебной системе, армии, банковской сфере; а также в науке, архитектуре, градостроении, живописи, медицине, культуре и т.д.

Разумеется, именно к ней мы обратились за помощью при написании данной статьи. Нас, в первую очередь, интересовало, насколько достижения армян признаны в современной Турции.

"Что-то они признают, что-то скрывают и выдают за свое. Деятельность армян в некоторых сферах, конечно, оценена. Это архитектура, градостроительство, фотография, ключевую роль в которой сыграл Ара Гюлер… Ну и, конечно, театр: отрицать роль армян в становлении театра турки не могут", - говорит специалист.


Часть турецкой интеллигенции, по ее словам, придерживается шовинистических взглядов, другая настроена более демократично. Вторые признают истину и умеют быть благодарными. Время от времени на эту тему издаются книги, проводятся интересные выставки.

Более полугода назад, к примеру, была организована выставка, посвященная типографскому делу, у истоков которого стояли армяне и греки. Несколько лет назад вышла книга о музыке. Здесь надо заметить, что долгое время турки пользовались хазами, но не средневековыми армянскими, а той системой, которую изобрел для них армянский композитор и музыковед XVIII-XIX веков Амбарцум Лимонджян. Называется она в Турции Hamparsum notası ("Нотопись Амбарцума").

Как уже было сказано выше, описание вклада армян в Османскую империю в данном случае – задача невыполнимая, но нельзя не привести ряд примеров для визуализации теоретического материала.

Архитектура

Первую медресе из камня на территории Конийского султаната построил в 1251 году архитектор Галуст – армянский зодчий, живший и творивший в XIII веке в Конье. Индже Минаре – один из лучших памятников сельджукской архитектуры. Медресе Галуста и есть тот самый архитектурный стиль, который ныне называют "сельджукским".

До возведения Индже Минаре, который и сейчас украшает этот город, пристанищем талибов (студентов - ред.) были юрты, шатры, алачыги. Кстати, зодчий Галуст был также создателем второго медресе в Сивасе. Подробно о сельджукских памятниках на территории современной Турции пишет крупный ученый-историк Анатолий Якобсон в своей работе "Сельджукские отклики на темы Армянской средневековой архитектуры".


Армяне и греки оставили тюркам-османам в наследство великолепные дворцы, караван-сараи, мечети. Если говорить непосредственно об армянах, то династия Бальян возвела в одном только Стамбуле свыше двух десятков дворцов, среди них – величайшее в истории Востока сооружение и визитная карточка Турции – Долмабахче.


Армянским зодчим принадлежат такие мечети, как Селимие в Эдирне, Сулеймание, Нусретие, Ортакей, Аксарай Валиде…

Театр

Количество произведений армяноязычной турецкой литературы, переведенных для театра, доходит почти до 500. В жизнь константинопольских армян театр вошел в 1820-х годах.


Турецкий историк и театровед Рефик Ахмед считает первыми турецкими представлениями инсценировки пьес Гольдони "Деревянный меч" и "Дон Грегорио", поставленные в 1857 году театральным коллективом Срапиона Экимяна в театре братьев Наум. На этом знаменательном представлении присутствовал султан Абдул-Меджид.

С 1856 года, когда турецкое правительство наложило запрет на армянские театральные представления в центре города, труппа Срапиона Экимяна была вынуждена ставить представления на турецком языке, а впоследствии на итальянском и французском.

Печатное дело

Первую армянскую типографию в Константинополе основал Абгар Тохатеци в 1567 году. С этого начался славный путь армянского книгопечатного дела в Османской империи.

В начале XIX столетия количество армянских типографий Константинополя доходило до 25, а к концу века на территории Османской империи действовали уже несколько сотен армянских типографий и издательских домов. Это сыграло существенную роль в истории развития народов Османской империи и, в частности, просвещения турецкого народа и культуры книгопечатания. Так, в XVII-XVIII веках был опубликован целый ряд словарей.

Медицина

Врачей-турок в Османской империи обычно не хватало, поэтому многие обращались за помощью к "неверным подданным". Хотя справедливости ради надо сказать, что даже при наличии достаточного числа врачей-единоверцев больные предпочитали обращаться к "спасителям"-христианам, пользовавшимся известностью и внушавшим доверие.


С начала XVIII века авторитет армянских лекарей все возрастал, они переходили на службу в качестве личных врачей султанов. Многие были удостоены наград от султанского правительства, получали ордена, занимали высокие должности при дворе, важные государственные и военные посты.

Благодаря профессиональным контактам армянских врачей в Европе специалисты этих стран старались помочь в организации и развитии здравоохранения Османской империи. Так, в помощь медицинским учреждениям Турции в 1895 году французское правительство через Коперника Хюнкарбеендияна отправило в Константинополь именитого гинеколога – доктора Берто.

Аграрное дело

Первыми специалистами по научной агрономии в Турции были армяне. Благодаря своим заслугам в развитии этой области Григор Агатон в XIX веке становится первым министром-христианином Османской империи.

Наиболее известны также имена выпускников высшей агрономической школы "Гриньон" в Париже Акоба Амасяна, Геворга Стримарджяна, а также Карапета Сируняна, Ованнеса Туйсузяна и других.

После учебы в Европе армяне возвращались в Османскую империю и становились пионерами научной агрономии. Их усилиями в городах центральных провинций были основаны агрономические училища, сельскохозяйственные кредитные организации, разбиты экспериментальные сады и огороды и т.д. Они не жалели сил для организации сельского хозяйства на европейском уровне. На конкурсах, проводимых в рамках программы реформирования страны, армяне показывали лучшие результаты.

В авторской группе по составлению Устава константинопольской Торговой палаты, состоящей из 15 человек под руководством Аристакеса Азаряна, было пятеро турок, столько же греков и пятеро армян.

Надо сказать, наиболее успешные экспериментальные поместья вызывали ревнивое отношение турецкой верхушки. Решением особого совета правительства в пользу государства были конфискованы образцовые угодья и земли.

Кулинария

При османском дворе работали лучшие повара империи, среди которых были греки, славяне, армяне. Все оставленные ими рецепты сегодня называют "турецкой кухней". В книге "Национальные кухни наших народов" историк кулинарии Вильям Похлебкин пишет:

"С XVII до начала XIX века Армения была поделена между Турцией и Ираном. В этот период хозяйство Армении, ее людские и материальные ресурсы пришли в упадок, но духовная и материальная культура не изменилась, не погибла и армянская кухня. Наоборот, армяне внесли свой вклад в кухню турок-сельджуков, так что многие истинно армянские блюда стали позднее известны в Европе через турок как якобы блюда турецкой кухни".

Музыка

Музыкальную культуру Турции сложно представить без армянской составляющей. Ведь нотной записи у них не было, а появилась она, как было отмечено выше, благодаря Амбарцуму Лимонджяну, составившему нотопись из хазов, которую использовали турки. Именно благодаря этому сохранились тысячи народных музыкальных произведений.

Армяне были и пионерами в европейской классической музыке в Константинополе: первая опера на территории современной Турции – "Аршак II" была поставлена Тиграном Чухаджяном и Товмасом Терзяном в 1868 году. Это была первая опера на всем Востоке.

Язык и грамматика

Основателем современного турецкого языка является Акоп Мартаян или, как называют его турки, Акоп Дилачар. Именно он перевел османский турецкий с арабицы на латиницу, ввел типичные для турецкой фонетики знаки.


Историк, языковед, переводчик и художник Козмас Комитас Кемурджян, получивший образование в Италии, написал исследование о грамматике турецкого языка на итальянском.

Армянские лингвисты издали первые франко-турецкие, а также орфографические словари.

"Свинья под дубом"

Чем же на все эти благие дела ответили турки? Геноцидом и депортацией полутора миллионов армян из их исконных земель – Западной Армении, называемой сегодня Восточной Анатолией.

Помните персонаж известной басни? Когда "свинья, наевшись желудей досыта, до отвала… встала, и рылом подрывать у Дуба корни стала".

Что же до турок, то "дуб" они погубили, но вот от сущности своей не ушли… Яркое тому доказательство – спустя 105 лет потомки османов не только не признают злодеяния своих предков, но и пытаются всячески их оправдать.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции