Идея как вирус стоит

Все цитаты и крылатые фразы из фильма "Начало"

― Твой разум - место преступления.

― Сон - это реальность.

― Они приходят, чтобы их разбудили.


О фильме (Идея похожа на вирус, она живуча и крайне заразна)

В двух словах

Кобб - самый искусный извлекатель секретов из вашей головы. Даже если вы не помните шифр - он проберется в ваш сон и найдет его там. Извлечь идею сложно, но технология отработана, нужно только постараться. А если нужно внедрить идею в чужое подсознание? Это почти невыполнимо. Но бывают предложения, от которых невозможно отказаться.

- Узнать, чем можно угрожать человеку во сне;
- почему не бывает просто снов;
- и насладиться парадоксом бесконечной лестницы.


А теперь - цитаты

/* Море, человек, комната в японском стиле */

― Он бредил, говорил бессвязно. Но называл ваше имя.
― Покажи.
― При нем было лишь это /* пистолет */ и это /* волчок */.
― Ты пришел убить меня?

― Я уже видел такую штуку у человека много-много лет назад. Она была у человека в полузабытом сне.
― Он обладал весьма радикальными способностями.


/* Кобб объясняет Сайто принципы охраны и извлечения */

― Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живуча и крайне заразна. Стоит идее завладеть мозгом, избавиться от неё уже практически невозможно. Я имею в виду сформировавшуюся идею, полностью осознанную. Поселившуюся в голове.

/* Кобб рассказывает Сайто интересные вещи. С тайной целью */

― Мистер Сайто, мы можем обучить ваше подсознание защищаться даже от самых искусных извлекателей.
― Как вы это сделаете?
― А я и есть самый искусный извлекатель. Я знаю, как найти в вашей голове все секреты.

/* Кобб взломал сейф и забрал конверт. Но его уже поджидают Сайто и Мол */
/* Мол знает, чем можно угрожать во сне - выстрелом в ногу, например */

― Нет смысла угрожать ему во сне, правда, солнце?
― Это смотря как ему угрожать. Если убить его, он проснется. А вот боль. Боль ведь в голове.

/* Артур возмущен. Кобб, чо за подвыверты? */

― Кобб, что ты устроил?
― Всё было под контролем.
― Теперь это так называется?

/* Сайто хочет внедрить идею. Артур объясняет ему, что это трудно */

― Сейчас я помещу идею в вашу голову. Я вам говорю: "Не думайте о слонах". О чём вы сейчас думаете?
― О слонах.
― Да. Но это не ваша мысль, потому что вы знаете, что это я вам её навязал. Разум объекта всегда может проследить зарождение идеи. Истинное вдохновение невозможно подделать.

/* Кобб не может отказаться от предложения вернуться домой. Ему придется поверить Сайто на слово */

― Откуда нам знать, что вы не врете?
― Ниоткуда. Но я не вру.

― Итак, вы готовы поверить мне на слово, или готовы состариться преисполненнеым сожаления, в полном одиночестве?

― Зачем мы летим в Париж?
― За новым архитектором.

/* Кобб пришел к Майлсу. Майлс, как обычно, в лекционном зале */

― Ты никогда не любил свой кабинет, да?
― Там слишком тесно, чтобы думать.



― Будь добр, передай это детям, когда у тебя будет возможность.
― Одних мягких игрушек недостаточно, чтобы убедить твоих детей, что у них всё ещё есть отец.

/* Кобб убеждает Майлса, что ему и правда нужен новый архитектор */

― Я делаю то, что умею. То, чему ты меня учил.
― Я никогда не учил тебя быть вором.
― Нет, ты учил управлять разумом людей. Но после того, что случилось, у меня не осталось законных способов использовать эти знания.

― Мне нужен архитектор, такой же классный, каким был я.
― У меня есть даже лучше.

/* Кобб рассказывает Ариадне, что она будет делать */

― Но ведь сны кажутся реальными, когда мы в них. Только проснувшись, мы понимаем, что что-то было не совсем необычным. Ответь мне на такой вопрос. Мы никогда особо не помним начало сна, ведь так? Мы всегда оказываемся прямо внутри того, что происходит.

/* И взрывает все, что находится рядом */

― Если это просто сон, зачем вы.
― Потому что просто снов не бывает. Когда стекла лежат в лицо - боль адская.



/* Ариадна вошла во вкус и давай глумиться над подсознанием Кобба. Подсознание напряглось, как электричество */

― Они чувствуют чужеродность участника сна и нападают, как лейкоциты, борющиеся с инфекцией.
― Они что, нападут на нас?
― Нет, нет. Только на тебя.

/* Проекции пялятся на Ариадну и даже толкают */

― Боже, успокой ты свое подсознание!
― Это ведь подсознание. Я не могу им управлять.

/* Проекции Кобба совсем взбесились и напали на Ариадну */

― Ну у тебя и подсознание! Она само очарование.
― О, встреча с миссис Кобб.

/* Ариадна не хочет связываться с Коббом, особенно с его подсознанием. И уходит. Кобб уверен, что она вернется */

― Реальности теперь для неё будет мало.

/* Коббу придется ехать в Момбас. Опасно, а что делать. Ему нужен Имс */

― Хороших воров хватает.
― Нам нужен не просто вор. А имитатор.

/* За Коббом хвост. От работодателя, которого он подвел. Пичалька */

― "Коббл-инжиниринг". Черт, не помню, я нужен им живым или мёртвым.
― Вспомнишь, когда он начнут стрелять.

/* Погоня. А это точно не сон? Стреляют. */
/* Мистер Сайто очень вовремя */

― Подвезти, мистер Кобб?
― Что вы делаете в Момбасе?
― Приехал защитить свои инвестиции.

/* Имс присоединяется к теплой компании */

― А, по твоему, так сбрасывают хвост?
― Это другой хвост.

/* Ариадна вернулась, конечно. Артур учит ее разным трюкам */

― Бесконечная лестница, видишь? Парадокс.



/* Ариадна гордится своим подсознанием */

― У меня культурное подсознание.
― Подожди, всё ещё впереди. Никто не любит, когда копаются в мозгу.

/* Хороший химик всегда пригодится. Юсуф показывает, что умеет */

― Я покажу вам. Возможно, вы не захотите это видеть.

― Они приходят сюда поспать?
― Нет. Они приходят, чтобы их разбудили.

/* Роберт Фишер - вот в кого будем внедрять идею */
/* Имс придумал отличную идею, Артур даже впечатлен */

― Твоя снисходительность как всегда мне очень льстит. Спасибо, Артур.

/* Обсуждение: как внедрить идею в подсознание Роберта Фишера */

― Можно предложить развалить компанию отца, чтобы насолить старику.
― Нет, положительные эмоции всегда затмевают отрицательные. Мы все жаждем примирения, катарсиса.

/* Имс предлагает такую: "Мой отец хотел бы, чтобы я сам принимал решение, а не следовал по его стопам" */
/* Артур сомневается */

― Прости мне желание быть более конкретным.
― Более кокетным?
― Более конкретным.

/* Как усыпить Фишера на 10 часов? Перелет Сидней - Лос-Анджелес. Артур все посчитал, Сайто согласен */

― Нам придётся купить весь бизнес-класс. И заодно купить борт-проводницу.
― Я купил авиакомпанию. Решил, так проще.



/* Первый уровень сна. Настоящий ливень на улице. Юсуф виноват */

― Не мог пописать перед сном?
― Перебрал халявного шампанского, да, Юсуф?

/* Все еще хуже, чем планировалось. И проснуться не получится */

― Вниз - единственный путь вперед.

/* Сайто ранен в грудь. Если это случится - он попадет в Лимб */

― Лимб станет для вас реальностью. Вы застрянете там так надолго, что превратитесь в старика.
― Преисполненного сожаления?
― И одинокого.
― Нет. Я вернусь, и мы снова будем молодыми.

/* Кобб знает, он провел в Лимбе около 50 лет. Вместе с Мол */

― Она кое-что скрыла где-то в глубине себя. Правду, которую знала когда-то, но предпочла забыть. Лимб стал ее реальностью.

/* Оказывается, Мол покончила с собой по причине психического нездоровья */
/* Пора на второй уровень сна. Имс кое-что узнал */

― Его отношения с отцом даже хуже, чем мы думали.
― И что с того?
― Чем больше проблема - тем мощнее катарсис, да?

/* Артур стреляет из автомата, а Имс не мелочится и берет гранатомет */

― Не стоит бояться быть посмелее, пупсик.

/* Лифт потряхивает. Сайто волнуется, Имс его успокаивает */

― Мы в зоне турбулентности?
― Нет, всё гораздо проще. Юсуф за рулём.

/* Кобб под видом мистера Чарльза настраивает Фишера против собственного подсознания */

― Вы работаете в отеле?
― Нет-нет, я занимаюсь весьма специфическим видом безопасности — безопасностью подсознания.



/* Артур объясняет Ариадне, что делает Кобб. И что проекции смотрят на создателя сна - т.е. на него */

― Быстро. Поцелуй меня.
― Они смотрят на нас.
― Попытаться стоило.

/* Фургон переворачивается. Юсуф обращается к остальным. Остальные спят */



/* Кобб убивает проекции, охраняющие комнату безопасности, Ариадна волнуется за них */

― Эти проекции — часть его подсознания?
― Да.
― Ты уничтожаешь часть его мозга?
― Нет, это проекции.

/* Кобб решил рассказать Ариадне еще немного правды */

― Идея похожа на вирус, она живуча и крайне заразна. Мельчайшее зернышко идеи способно прорасти и либо стать частью тебя, либо уничтожить тебя.

/* Мол нашлась и загадала загадку. Кобб знает ответ */

― Отгадай загадку. Вот ты ждёшь поезда. Поезда, который отвезёт тебя очень далеко. Ты знаешь, куда тебе хотелось бы уехать, но куда отвезёт поезд - не знаешь. Но это не важно. Почему не важно, куда этот поезд тебя отвезет?
― Потому что вы будете вместе.

/* Идея способна на многое */

― Даже такая маленькая идея, как "Твой мир нереален". Столь незначительная мысль, что меняет все. Ты так уверена в своем мире, в том, что реально. Думаешь, он тоже?

/* Мол пытается убедить Кобба, что его мир нереален */

― Ты убеждаешь себя, что всё знаешь. Но во что ты веришь? Что ты чувствуешь?
― Вину. Я чувствую вину.



/* А вот и главный секрет Кобба */

― Я знаю правду.
― Какую правду?
― Что идея поставить под сомнение твою реальность исходила от меня.

/* Идея, которая спасла Мол, ее же и погубила */

― Она не могла освободиться. И я решил найти эту правду. Я проник в укромный уголок её разума и нашёл это секретное место. Я влез в него и поместил там идею. Простую незначительную мысль, которая могла бы изменить всё. Что её мир нереален.

/* Ариадна подстрелила Мол. Пришлось */

― Что ты делаешь?
― Импровизирую.

/* Фишер добрался до папаши и узнал идею, которую должен был узнать */

― Я знаю, ты разочарован, что я не стал тобой.
― Нет. Я разочарован тем, что ты хотел быть мной.

/* Кобб разговаривает со своей проекцией Мол */

― Я скучаю по тебе невыносимо.

/* Кобб пришел за Сайто в лимб чтобы вернуть его в реальный мир. Сайто стар, но помнит главное */

― Ты пришёл убить меня? Я кое-кого поджидаю.
― Кое-кого из полузабытого сна?
― Кобб. невероятно, мы оба были молодыми, теперь я старик.
― Преисполненный сожалений.
― одиноко ждущий смерти.
― Я вернулся за вами, чтобы кое о чём напомнить… Что вы когда-то знали, что этот мир не реальный.
― и чтобы убедить меня исполнить наш договор, да?
― Чтобы вы сдержали своё слово. Пойдём - и мы снова станем молодыми.

― Или не Хеппи?
― Или не Энд?
― Опять сомнения.



И ведь что интересно.

Warner Brothers предлагали Кристоферу Нолану сразу делать "Начало" в 3D.

Но он отказался. Сказал, что это будет отвлекать от самой истории про внедрение.

Для Нолана история важнее спецэффектов.

Роли в команде "Внедрения"

очень похожи на роли в команде, которая делает фильмы:

- Кобб - режиссер;
- Артур - продюсер;
- Ариадна - художник-постановщик;
- Имс - актер;
- Сайто - представитель студии;
- Фишер - зрители.

"Я пытался описать команду, которая занята творчеством - и описал единственное, что я знаю" - сказал Нолан в интервью 'Entertainment Weekly'.

Мельчайшее зернышко идеи способно прорасти и либо стать частью тебя, либо уничтожить тебя.

Поэтому с идеями стоит быть повнимательнее.

Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь!

Понравился пост? Любите хорошие цитаты?
Тогда давайте не будем терять друг друга!
Оставайтесь на связи:

А еще можно подписаться на выпуски нашей рассылки. И получить подарок - книгу "365 цитат о любви". Самые трогательные, неожиданные и смешные.

О фильме (Идея похожа на вирус, она живуча и крайне заразна)



Ссылки по теме

Начало на Википедии. Много и подробно.

Начало на imdb.com. Обзоры, обсуждения, картинки.

Присмотреть или прикупить на Озоне:

DVD Начало. Я хочу вломиться в ЦРУ.

Что-нибудь еще? Да, их есть у меня.

Железный человек (Джарвис, не можем ходить — будем бегать)

Мстители (Мне нужен хаос и глазное яблоко. )

Бойцовский клуб (С кем бы ты хотел подраться? - Я - со своим боссом. А ты?)

Даун Хаус (Сказочный долбоёб! Зачем его только из больницы выпустили?)

Ранго (У нас в городе засуха, а между тем кто-то сливает воду в пустыню)

Крылья, ноги и хвосты (Опаздываем, все вкусное съедят!)

Там, где нас нет (Всех убью - один останусь!)

А на посошок.

- Были демoны. Мы этoгo не oтрицаем. Нo oни самoликвидирoвались.

- Когда идешь за медом - главное, чтоб пчелы тебя не заметили.

- Я не скажу, что это подвиг. Но вообще что-то героическое в этом есть.

Содержание

Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живуча и крайне заразна. Стоит идее завладеть мозгом, избавиться от неё уже практически невозможно. Я имею в виду сформировавшуюся идею, полностью осознанную, поселившуюся в голове. — Кобб объясняет Сайто принцип подсознательной охраны

What is the most resilient parasite? A bacteria? A virus? An intestinal worm? An idea. Resilient. Highly contagious. Once an idea has taken hold of the brain, it's almost impossible to eradicate. An idea that is fully formed, fully understood, that sticks. Right in there somewhere.

Сны кажутся реальными, когда мы в них. Только проснувшись, мы понимаем, что что-то было не совсем обычным. Ответь мне на такой вопрос. Мы никогда особо не помним начало сна, ведь так? Мы всегда оказываемся прямо внутри того, что происходит. — Кобб объясняет Ариадне реалистичность сновидений

Dreams, they feel real while we're in them, right? It's only when we wake up that we realize something was actually strange. Let me ask you a question. You never really remember the beginning of a dream, do you? You always wind up right in the middle of what's going on.

Reality's notgonna be enough for her now.

Кобб: Я не помню, нужен ли я им живым или мёртвым.
Имс: Узнаешь, когда они начнут в тебя стрелять. — Кобба находят его бывшие работодатели, заказ которых он не выполнил

Cobb: That price on my head, was that dead or alive?
Eames: Don't remember. Let's see if he starts shooting.

Кобб: Что вы делаете в Момбасе?
Сайто: Защищаю свои инвестиции. — Сайто нанял Кобба, зная о его проблемах с бывшими работодателями, от которых его и спас

Cobb: What are you doing in Mombasa?
Saito: I'm here to protect my investment.

Имс: Это так, по твоему, сбрасывают хвост?
Кобб: Это другой хвост. — Кобб приезжает за Имсом вместе с Сайто

Eames: So this is your idea of losing a tail, huh?
Cobb: Different tail.

Положительные эмоции всегда затмевают отрицательные. Мы все жаждем примирения, катарсиса. — о способе внедрить идею о развале отцовской компании в подсознание Фишера

Positive emotion trumps negative emotion every time. We all yearn for reconciliation, for catharsis.

Я занимаюсь весьма специфическим видом безопасности — безопасностью подсознания. — Кобб представляется Фишеру как начальник его охраны во сне, чтобы настроить его против собственного подсознания

I specialize in a very specific type of security. Subconscious security.

Идея похожа на вирус, она живуча и крайне заразна. Мельчайшее зёрнышко идеи способно прорасти и либо стать частью тебя, либо уничтожить тебя.

An idea is like a virus. Resilient. Highly contagious. And the smallest seedof an idea can grow. It can grow to define or destroy you.

Она спрятала кое-что где-то в глубине себя. Правду, которую знала когда-то, но предпочла забыть. Она не могла освободиться. Я решил найти эту правду. Я проник в укромный уголок её разума и нашёл это секретное место. Я влез в него и поместил там идею. Простую незначительную мысль, которая могла изменить всё. Что её мир нереален.

She had locked something away, something deep inside. A truth that she had once known, but chose to forget. And she couldn't break free. So I decided to search for it. I went deep into the recess of her mind and found that secret place. And I broke in and I planted an idea. A simple little idea that would change everything. That her world wasn't real.

Я скучаю по тебе невыносимо… — Кобб разговаривает со своей проекцией Мол

I miss you more than I can bear…

Артур: Кобб, что ты устроил?
Кобб: Всё было под контролем.
Артур: Теперь это так называется? — Артур о действиях Кобба внутри сна

Arthur: You. What the hell was all that?
Cobb: I have it under control.
Arthur: I'd hate to see you out of control.

Парадокс. — Артур знакомит Ариадну с лестницами Пенроуза

Артур: Прости мне желание быть более конкретным.
Имс: Более кокетным?
Артур: Более конкретным.

Arthur: Forgive me for wanting a little specificity, Eames.
Eames: Specificity?
Arthur: More specificity.

Артур: Быстро. Поцелуй меня.
Ариадна [после поцелуя]: Они смотрят на нас.
Артур: Попробовать стоило. — проекции обращают больше внимания на создателя сна, то есть на Артура

Arthur: Quick, give me a kiss.
Ariadne: They're still looking at us.
Arthur: Yeah, it was worth a shot.

Кобб: Откуда нам знать, что вы не врете?
Сайто: Ниоткуда. Но я не вру.

Cobb: How do I know you can deIiver?
Saito: You don't. But I can.

Артур: Нам придётся купить весь бизнес-класс. И заодно купить борт-проводницу.
Сайто: Я купил авиакомпанию. Решил, так проще. — команда продумывает план, как можно усыпить Фишера на десять часов

Arthur: You'd have to buy out the entire cabin and the first-class flight attendant.
Saito: I bought the airline. It seemed neater.

Сайто: Ты пришёл убить меня? Я кое-кого поджидаю.
Кобб: Кое-кого из полузабытого сна?
Сайто: Кобб… невероятно, мы оба были молодыми, теперь я старик.
Кобб: Преисполненный сожалений…
Сайто: …одиноко ждущий смерти…
Кобб: Я вернулся за вами, чтобы кое о чём напомнить… Что вы когда-то знали, что этот мир не реальный…
Сайто: …и чтобы убедить меня, исполнить наш договор, да?
Кобб: Чтобы вы сдержали своё слово. Пойдём и мы снова станем молодыми. — Кобб пришел за Сайто в лимб чтобы вернуть его в реальный мир

Saito: Have you come to kill me? I'm waiting for someone.
Cobb: Someone from a half-remembered dream.
Saito: Cobb? Impossible. We were young men together. I'm an old man.
Cobb: Filled with regret.
Saito: Waiting to die alone.
Cobb: I've come back for you. To remind you of something. Something you once knew. That this world is not real.
Saito: To convince me to honor our arrangement?
Cobb: To take a leap of faith, yes. Come back so we can be young men together again.

Роберт Фишер: Я знаю, ты разочарован, что я не стал тобой.
Моррис Фишер: Нет. Я разочарован, что ты хотел быть мной. — такую идею выработал мозг Роберта на третьем уровне сна

Robert Fischer: I know you were disappointed I couldn't be you.
Maurice Fischer: No. I was disappointed that you tried.

Артур: Не мог пописать перед сном?
Имс: Перебрал халявного шампанского, да, Юсуф? — к Юсуфу, на первом уровне сна во время дождя на улице

Arthur: Couldn't have peed before you went under?
Eames: Bit too much free champagne before takeoff?

Не стоит бояться быть посмелее, пупсик. — Артур стрелял в проекции из автомата, а Имс берет 40-мм револьверный гранатомет

You mustn't be afraid to dream a little bigger, darling.

Сайто: Мы в зоне турбулентности?
Имс: Нет, всё гораздо проще. Юсуф за рулём. — разговор на втором уровне сна.

Saito: Turbulence on the plain?
Eames: No, it's much closer. That's Yusuf's driving.

Ариадна: Они что, нападут на нас?
Кобб: Нет, только на тебя. — о проекциях подсознания Кобба

Ariadne: What, they're gonna attack us?
Cobb: No, no. Just you.

Боже, успокой ты своё подсознание. — проекции Кобба начинают вести себя более агрессивно

Jeez, mind telling your subconscious to take it easy?

Разбуди меня! — при нападении проекций

Ариадна: У меня культурное подсознание.
Артур: Подожди, всё ещё впереди. Никто не любит, когда копаются в мозгу.

Ariadne: My subconscious seems polite enough.
Arthur: Ha, ha. You wait, they'll turn ugly. No one likes to feel someone else messing around in their mind.

Ариадна: Эти проекции — часть его подсознания?
Кобб: Да.
Ариадна: Ты уничтожаешь часть его мозга?
Кобб: Нет, это проекции. — Кобб убивает проекции, охраняющие комнату безопасности

Ariadne: Are those projections his subconscious?
Cobb: Yes.
Ariadne: Are you destroying parts of his mind?
Cobb: No. They're just projections.

Вы это видели!? — обращается к спящим после того, как перевернулся фургон, в котором все они едут

Did you see that?

Если убить его, он проснется. А вот боль… Боль ведь в голове. — Мол угрожает Коббу, наведя пистолет на Артура и стреляя ему в ногу

Killing him would just wake him up. But pain… Pain is in the mind.

Мол: Отгадай загадку. Вот ты ждёшь поезда. Поезда, который отвезёт тебя очень далеко. Ты знаешь, куда тебе хотелось бы уехать, но куда отвезёт поезд, не знаешь. Но это не важно. Почему не важно, куда этот поезд тебя отвезёт?
Кобб: Потому что вы будете вместе.

Mal: I'll tell you a riddle. You're waiting for a train. A train that will take you far away. You know where you hope this train will take you, but you don't know for sure. But it doesn't matter. How can it not matter to you where that train will take you?
Cobb: Because you'll be together.

Ты убеждаешь себя, что всё знаешь. Но во что ты веришь? Что ты чувствуешь? — Мол убеждает Кобба в его ошибочности в восприятии реальности

You keep telling yourself what you know. But what do you belive? What do you feel?

Там слишком тесно, чтобы думать. — Майлс не любит работать в своём кабинете, предпочитая лекционные аудитории

No space to think in that broom cupboard.

Одних мягких игрушек недостаточно, чтобы убедить твоих детей, что у них всё ещё есть отец. — Кобб не может вернуться из-за обвинения и передает подарки своим детям через Майлса

It'll take more than the occasional stuffed animal.



  • — Начнем с актуального — с теорий заговора вокруг COVID-19
    Вот, например, теория, что COVID-19 создан искусственным способом в Китае, это утечка бактериологического и химического оружия. Или предположение (а скорее, уверенность многих неглупых в том числе людей), что строгий карантин — плод интриг мировой закулисы. Что он не нужен медицински, а выдуман в целях новой переделки мира.

    Российская пропаганда к этому тоже немножко подключается и тоже рассказывает похожие вещи, что это все американский заговор.

    Невероятно популярна идея о том, что вирус создали глобальные миллиардеры — вроде Билла Гейтса. Она распространяется среди крайне правых и иногда радикально левых сторонников.

    В самой идее, что вирус запущен искусственно, есть важный момент. Предполагается, что здесь есть некий план, интенция неких называемых и иногда неназываемых сил.

    Мысль, что кто-то изобрел нечто, чтобы сейчас все по домам сидели, и экономика рухнула. Это больше говорит о том, как люди интерпретируют мир, то есть это очень особенная философия, мировоззрение такое, что в мире все не происходит просто так.


    Фото: EPA

    В России, конечно, такого больше. Уж, во всяком случае, больше, чем в Европе (Америка в этом смысле к нам ближе).

    Тут, мне кажется, большое влияние оказывает тот факт, что у нас в течение лет 15 как минимум промывались мозги, что кто-то против нас работает.

    И вот это постоянное недоверие к другому — внутреннему врагу, внешнему врагу — оно постоянно генерировалось как часть повседневной повестки властей и медиа и во многом стало таким обыденным тропом мышления — видеть чей-то злой умысел во всем. И я уверен, что мы все себя ловим в какой-то момент на мысли — а кому это может быть выгодно. Правда ведь?

    — Правда. А что, каждый раз, когда в голову мне приходит мысль — а кому это выгодно, кто за этим стоит, — я должна в себе ее убивать, это что, никогда не бывает оправданно?

    — Конечно, нет. В теории заговора верить нормально. Это провокативное заявление, я знаю.

    Но любые исследования социальных психологов, политологов, антропологов показывают, что мы в своей повседневности постоянно генерируем эти идеи подозрительности, и они касаются чего угодно. Большого бизнеса, политики и всяких планов по обнулению сроков в Конституции. Они касаются интенций Дональда Трампа или намерения Бориса Джонсона устроить очередную пиар-акцию (попасть в реанимацию например), чтобы, условно, сплотить электорат вокруг его прекрасной персоны.


    Мы все живем в очень комплексном, сложном мире. Мы включены в огромное количество информационных потоков, нам естественно одну из интерпретаций того или иного глобального события или события масштабов одного государства трактовать именно с точки зрения подозрительности. Поэтому, когда вы себя ловите на мысли, что, может быть, это чей-то заговор, что произошедшее кому-то выгодно политически или экономически, это во многом естественно.

    Неестественно и неправильно будет остановиться именно на этом варианте и дальше его развивать, исключая все остальные.
    Теория заговора есть один из вариантов интерпретации того или иного события. Это, может быть, и изобретенный в лаборатории вирус, а может, и нет, может быть, он естественным образом появился, а может быть, таких вирусов уже появлялось много, просто мы их проходили и как-то так не замечали, а вот в этот раз… То есть здесь множественность вариантов.

    Люди, верящие в теорию заговора, не параноики и не злодеи, они просто — люди. С ними надо разговаривать и пытаться их услышать.

    Но это не значит, что мы не должны критически анализировать и порицать особенно сумасшедшие теории заговора, иногда они действительно могут причинить вред.

    Мы наблюдаем, что благодаря социальным сетям от момента, когда теория заговора появляется, и до момента, когда она начинает иметь вполне реальные последствия, может пройти всего пара месяцев.

    Например, в октябре 2016 года в твиттере кто-то запустил теорию заговора о том, что в вашингтонской пиццерии держат детей для ритуалов, проводимых руководством Демократической партии. Уже в начале декабря туда ворвался с ружьем мужчина и начал стрелять. Вот такие вещи надо очень внимательно отслеживать.

    И вы в этот же момент начинаете размышлять: хорошо, допустим, это делается ради блага. А что, если это делается не ради блага, а если на этом заработает, условно говоря, Кремль, мэрия, спецслужбы? Соберут много-много-много личных данных, поймут, как анализировать передвижение людей, отточат свои механизмы и затем будут их применять в мирной жизни.

    И дальше у нас (и у меня, и у вас) мысль работает следующим образом: ведь раньше такое бывало, ведь раньше же политики делали это, и в России делали, и в Украине, и в Америке делали, и в Британии… То есть у государства вдруг появляется очень много власти. И через теорию заговора мы демонстрируем свое недоверие к тому, что эта власть делает. Ключ к пониманию популярности теорий заговора — это доверие, а точнее, его отсутствие.

    Важно понимать: чем больше подобных настроений и теорий заговора в обществе, тем яснее картина того, что люди не доверяют этой власти.

    — В вашей книге вы цитируете Фредерика Джеймсона, который говорит, что теория заговора — это способ непривилегированного человека объяснить мир. Но, скажем, в России теории заговора продвигают люди вполне образованные.

    — Ну, здесь важно помнить о постсоветской периодизации. В 90-е годы в России был мощный низовой уровень генерации теорий заговора, и вы это прекрасно помните.

    Все эти развалы рядом с Музеем Маяковского, антисемитские книжки, я, собственно, там сам покупал первые книжки для этого исследования еще в начале 2000-х. Это вот был такой период 90-х, когда люди формировали свои взгляды на политику в условиях абсолютной свободы и отсутствия гегемонии какой-то одной повестки. Мы все помним обвинения в отношении Ельцина и олигархов, что Россией правят кланы. Часто эти обвинения были чистейшем антисемитизмом.

    А потом был 1999 год и попытка импичмента Ельцину. Я считаю, что именно импичмент сильно изменил политическую поляну в России и в том числе легализовал теории заговора как политический инструмент в руках элит.


    Участники пикетирования здания Госдумы, где состоялось решающее голосование по пяти пунктам обвинения, выдвинутым против Бориса Ельцина. Фото: Владимир Яцина / ТАСС

    И в этот момент те низовые теории заговора, которые видели в олигархах или условном Западе угрозу, приобрели статус государственной идеологии и начали распространяться через телевидение.

    Ну а дальше создали инфраструктуру, к этому подтянулся тот же самый Глеб Павловский, Владислав Сурков, институты целые работали, прокремлевские НКО, прокремлевские медиа, прокремлевские интеллектуалы, генерировавшие всяческие теории заговора Запада против России.

    И в этот момент отчетливо видно, что этот мяч оказался на стороне власти, культура заговора начала формироваться именно государством и распространяться через основные медийные каналы.

    Но ведь теории заговора — это обоюдоострый меч. Популист им может пользоваться ровно до того момента, пока другой популист не осознает, что это работает.

    То есть понятно же, что Путина не все любят, к Путину отношение разное, в том числе и на низовом уровне, и разные товарищи, в том числе и на YouTube, начали формировать альтернативные теории заговора.

    И в этом плане повестка конспирологии благодаря новым медиа (соцсетям, ютубу и т. д.) начала уходить снова вглубь и формироваться снизу уже против власти, то есть уже критикуя власть. На все про все ушло меньше 30 лет.

    — То есть у теории заговора нет конкретного хозяина? Каждый в ютубе может рассказывать, что Москву захватили рептилоиды, и вот именно поэтому все так и происходит….

    — Да, это глобальное явление, и оно дико интересное, потому что это вопрос о демократизации производства знаний.

    — Это суперинтересно — про демократизацию. И еще интересно — про, скажем так, политическую диверсификацию. Теория заговора ведь не обязательно должна быть изоляционистской или почвенической. Или, условно говоря, пропутинской. А либеральные теории заговора? Или антипутинские? Вот, например, использует ли теории заговора Алексей Навальный?

    Я лично не замечал откровенной конспирологической риторики. Знаете почему? У меня есть гипотеза на эту тему.

    — Какая?

    — То, с чего мы начали. Вот этот ярлык параноидальности вокруг конспирологии, он очень многих останавливает от того, чтобы ей пользоваться… Ведь огромное количество людей, в том числе образованных, прекрасно понимают, что, если они с кем-то поделятся такого рода соображением, они могут оказаться в очень неприятной ситуации — ну, как минимум посмеются, как максимум — покрутят у виска пальцем и перестанут общаться. Мы боимся этой стигмы.

    А еще важнее то, что все-таки благодаря 2000-м годам, той культуре заговора, которую сформировал Кремль, есть понимание: как только ты начинаешь делиться своими конспирологическими взглядами, тебя сразу же записывают в пропагандисты или параноики.

    И Навальный, наверное, прекрасно это все понимает. И притом что он использует популистские инструменты, этот элемент популистской риторики он не трогает.

    В теориях заговора орудуют прокремлевские ребята или ими орудуют какие-то правые отморозки, условно, правые радикалы, с которыми он тоже бы не хотел ассоциироваться, это не совсем его электорат сейчас.

    В то же самое время лидеры в России практически не используют теории заговора в своих речах. Путин лично использует этот инструмент очень точечно. Я сейчас именно о президенте говорю, а не о лояльных ему пропагандистах.

    — Хорошо, Путин — так. Но как до либеральных теорий заговора мы не добрались…

    Исследования показывают, что уровень образования и политические симпатии не всегда коррелируют с верой в теории заговора.

    Раньше думали, что в теории заговора верят люди пожилые, консервативные. Сейчас это не работает.

    Сейчас в теории заговора верят и стар и млад. Предложение на рынке его теорий стало таким широким, что под веру в ту или иную из них может попасть любой человек, ну, или, по крайней мере, полагать, что такой ход размышлений вполне возможен.

    Читайте также


    Я читал исследование социальных психологов и врачей в Румынии, где большое число родителей полагали, что делать прививки своим детям не нужно, они не верили властям и экспертам, что иммунизация — это хорошо. Полагаю, за этим стоят не столько реальные опасения низкой квалификации медиков, сколько недоверие своим и глобальным элитам, потому что мы бедные, они хотят от нас избавиться.

    Читайте также


    Здесь важен социально-экономический бэкграунд человека. История с прививками похожа на то, что мы испытываем с коронавирусом, только помноженная в десятки раз, поскольку эта история коснулась всех.

    Я боюсь, что у нас будет глобальная пандемия теорий заговора. Она случится, когда экономически мы будем выбираться из этого кризиса, когда будет тяжелее всего. Теорий заговора станет больше, и они сильно повлияют на электоральные результаты различных партий и в Европе, и в России, скорее всего, тоже.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции