Гепатит с в национальном проекте

Национальный проект "Здоровье" - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырех национальных проектов.

Цели и задачи проекта:

1. Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
2. Повышение доступности и качества медицинской помощи.
3. Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
4. Развитие профилактической направленности здравоохранения.
5. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:

Развитие первичной медико-санитарной помощи, которое предусматривает следующие мероприятия: подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров; увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и "скорой помощи"; укрепление материально-технической базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций; профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных; дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок; введение новых программ обследования новорожденных детей; дополнительная диспансеризация работающего населения; оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью: увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи; строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

В 2008 году в нацпроект "Здоровье" были включены новые мероприятия, направленные на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны:

Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, что поможет ежегодно сокращать смертность в результате ДТП на 2700 случаев, а также снизить инвалидность до уровня 8 тысяч случаев в год. В рамках этого направления запланировано оснащение 1 130 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом (610 единиц) и медицинским оборудованием (4 182 единиц).

Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями обеспечит снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,3 раза (с 325 случаев до 250 случаев на 100 тысяч населения). В рамках этого направления запланировано создание региональных сосудистых центров малоинвазивной хирургии в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Развитие новых высоких медицинских технологий на базе федеральных медицинских учреждений, а также медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что позволит повысить уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи до 70% потребности.

В 2009 году в национальный проект "Здоровье" были включены дополнительно следующие направления:

Формирование у россиян здорового образа жизни. В рамках данного направления Минздравсоцразвития России предполагает провести масштабную информационную кампанию, направленную как на борьбу с алкоголизмом и табакокурением, так и на формирование здорового образа жизни.

Снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза. Программой предусмотрено внедрение современных методов диагностики и профилактики туберкулеза, лечения и реабилитации больных.

В 2006 году на реализацию проекта было выделено 78,98 млрд рублей средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Субъектами РФ и муниципальными образованиями также выделялись значительные дополнительные средства на сопровождение проекта.

В 2007 году на реализацию мероприятий проекта в 2007 году выделялись денежные средства в объеме 131,3 млрд рублей.

В 2008 году расходы по проекту составили 145,8 млрд рублей.

Реализация национального проекта "Здоровье" в 2009-2012 годах предусматривает финансирование в размере 676,8 млрд рублей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В последнее время все больше внимания уделяется проблеме распространения вирусных гепатитов.

Только за последние три месяца в России прошли слушания комиссии Общественной палаты Российской Федерации, посвященные этому вопросу, состоялись мероприятия в рамках Международного дня борьбы с гепатитами. В Санкт-Петербурге была проведена Первая международная конференция "Белые ночи гепатологии", посвященная заболеваниям печени, в том числе и вирусным гепатитам.

Одним из самых опасных типов вирусных гепатитов является гепатит В, который также называют "тихим убийцей": заболевание проходит практически незаметно для человека и приводит к летальным последствиям.

Вирус гепатита В в 100 раз заразнее вируса ВИЧ и является второй по распространенности причиной образования злокачественных опухолей в организме человека после табакокурения. Гепатит В может протекать в хронической и острой формах. Большинство больных острым гепатитом В выздоравливают в течение нескольких месяцев без каких-либо осложнений. Однако у части пациентов заболевание переходит в хроническую форму, которая приводит к циррозу и раку печени, а в конечном итоге - к смерти.

В Российской Федерации регистрируется серьезная эпидемиологическая ситуация по заболеваемости вирусными гепатитами. Глава Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом, академик РАМН В.В. Покровский отмечает, что на сегодняшний день в России более 1 млн 100 тысяч человек нуждаются в лечении хронического гепатита В (а общее число инфицированных, по оценкам некоторых исследователей, достигает 5-6 млн человек).

Правительство РФ предпринимает ряд мер, направленных на снижение угрозы заражения вирусными гепатитами и лечение больных вирусными гепатитами. В Российской Федерации действует подпрограмма "Вирусные гепатиты" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы".

В рамках приоритетного национального проекта по направлению "Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ" в 2007-2008 гг. государством был закуплен ряд высокоэффективных инновационных препаратов для лечения вирусных гепатитов. В 2006-2008 гг. было привито против вирусного гепатита В около 33 млн детей, подростков и взрослых, что позволит добиться снижения уровня заболеваемости острым вирусным гепатитом В в будущем.

Однако, по словам члена-корреспондента М.И. Михайлова, проведения вакцинации недостаточно для комплексного решения проблемы лечения вирусных гепатитов, которая требует более точных эпидемиологических данных и научного подхода.

Для того чтобы добиться уменьшения числа больных гепатитом В и таким образом предотвратить назревающую эпидемию, необходимо реализовать полномасштабную национальную программу, в рамках которой будут проходить лечение люди, уже являющиеся носителями хронической формы гепатита. Без национальной программы мы будем постоянно находиться под угрозой дальнейшего распространения вируса, проблема которого должна быть решена не только на медицинском, но и на социальном уровне.

Привлечению внимания к низкому уровню осведомленности мирового сообщества о проблеме распространения вирусного гепатита В был посвящен Международный день борьбы с гепатитами, прошедший во второй раз 19 мая 2009 года. В мероприятиях, организованных Международным альянсом по борьбе с гепатитами, приняли участие более 200 ассоциаций пациентов, больных гепатитами, по всему миру. Основной целью мероприятий является организация на государственном и международном уровнях программ, направленных на диагностику и предотвращение распространения гепатита, поддержку пациентов, страдающих этим заболеванием. По словам Чарльза Гора (Charles Gore), президента Международного альянса по борьбе с гепатитами, Международный день по борьбе с гепатитами помогает привлечь внимание и повысить осведомленность общественности о проблеме, ведь распространенность и смертность больных вирусными гепатитами сопоставима с аналогичными показателями у ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и малярии.

В конце апреля комиссия Общественной палаты Российской Федерации по формированию здорового образа жизни, спорту и туризму провела "круглый стол" на тему "Проблемы государственной поддержки лечения вирусных гепатитов в Российской Федерации". Его участниками было предложено осуществить ряд мер, которые необходимы для более эффективной борьбы с распространением вирусных гепатитов:

- Предусмотреть улучшение обеспечения лекарствами для лечения вирусных гепатитов В и С в Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года; обеспечить равнодоступность лекарств для граждан, проживающих в городах и сельской местности.

- Увеличить финансирование программ по лечению вирусных гепатитов в рамках приоритетного национального проекта в направлении "Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ".

- Ускорить процесс обновления действующих и разработки новых Стандартов оказания медицинской помощи больным хроническими вирусными гепатитами, учитывающих современную практику лечения и появление новых препаратов, закупаемых в рамках государственных программ в сфере здравоохранения.

- Повысить ответственность субъектов Российской Федерации за выделение средств и организацию лечения и профилактики парентеральных вирусных гепатитов.

- Рассмотреть возможность подготовки проекта федерального закона "О предупреждении распространения вирусных гепатитов в Российской Федерации".

Постановление, Правительство РФ, 25 августа 2006

Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав ход иммунизации населения в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2006 году и состояние заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, установил, что в Российской Федерации проведен ряд организационных и практических мероприятий, направленных на достижение высокого уровня охвата населения прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок.

В текущем году приняты нормативные правовые и организационно-распорядительные документы, способствующие выполнению мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в части повышения эффективности системы иммунизации.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" в национальный календарь профилактических прививок включены прививки против гриппа.

Органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации определена численность контингентов, подлежащих дополнительной иммунизации против гепатита В и краснухи, а также против гриппа и полиомиелита инактивированной полиовакциной. Повсеместно приняты дополнительные меры по созданию надлежащих условий транспортировки и хранению вакцин. Осуществляется ежемесячное представление информации в Роспотребнадзор о ходе проведения дополнительной иммунизации и расходе вакцин.

По состоянию на 1 августа 2006 года в целом по стране двукратной иммунизацией против гепатита В охвачено 85% от общего числа подлежащих прививкам. Наиболее высокие показатели отмечаются в Южном и Приволжском федеральных округах.

В результате проведенной работы в текущем году заболеваемость вирусным гепатитом В снизилась на 17,7%, стабилизировался уровень заболеваемости краснухой.

Вместе с тем следует отметить, что охват прививками подлежащих контингентов против краснухи составил лишь 33% в связи с поздним поступлением вакцины в субъекты Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации поставки вакцины против гепатита В по территориям муниципальных образований проводились без учета региональных особенностей (наличия отдаленных, труднодоступных и северных территорий), что привело к позднему поступлению препаратов для иммунизации организованных детей и несвоевременному проведению прививок.

В средствах массовой информации, прежде всего на телевидении и радио, недостаточно осуществляется информирование населения об иммунизации в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

В целях дальнейшей реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), ст. 1 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2879) постановляю:

1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Организовать и провести в 2007 году дополнительную иммунизацию населения против вирусного гепатита В и краснухи, а также гриппа и полиомиелита, в том числе:

1.1.1. Против вирусного гепатита В лиц в возрасте от 18 до 35 лет, не привитых и не болевших ранее.

1.1.2. Против краснухи детей в возрасте от 8 до 14 лет, девушек и женщин от 18 до 25 лет, не привитых и не болевших ранее.

1.1.3. Против полиомиелита инактивированной вакциной детей раннего возраста с клиническими признаками иммунодефицитного состояния (частые гнойничковые заболевания); ВИЧ-инфицированных или рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, с установленным диагнозом онкогематологических заболеваний и/или длительно получающих иммуносупрессивную терапию; детей, находящихся на 2 этапе выхаживания и достигших 3-месячного возраста; воспитанников домов ребенка (вне зависимости от состояния здоровья); детей из семей, где имеются больные с иммунодефицитными заболеваниями.

1.1.4. Против гриппа медицинских работников, работников образовательных учреждений, взрослых старше 60 лет, детей, посещающих дошкольные учреждения и учащихся 1 - 4 классов, а также других групп риска.

1.2. Оказать всестороннюю поддержку и помощь органам и учреждениям здравоохранения в организации и проведении иммунизации населения в рамках приоритетного национального проекта.

1.3. Обеспечить осуществление постоянного информирования населения о необходимости и целях иммунизации в средствах массовой информации субъектов Российской Федерации.

1.4. Предусмотреть в рамках региональных программ "Вакцинопрофилактика" выделение ассигнований на проведение мероприятий по подготовке медицинских работников, закупку дополнительного холодильного оборудования, создание необходимых ресурсов для проведения массовой иммунизации взрослого населения против гриппа и вирусного гепатита В на базе поликлиник, здравпунктов учебных заведений, предприятий и учреждений.

2. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию рекомендовать:

2.1. Обеспечить в 2006 году своевременное формирование государственного заказа на вакцины против гепатита В и гриппа на предприятиях Российской Федерации, своевременное объявление и проведение конкурсов на закупки вакцины против краснухи, инактивированной вакцины против полиомиелита, гриппа и гепатита В.

2.2. Организовать доставку вакцин в субъекты Российской Федерации для проведения дополнительной иммунизации в соответствии с утвержденным графиком и соблюдением условий транспортировки, регламентируемых санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.3.2.1248-03 "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов", зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 апреля 2003 года (регистрационный N 4410).

3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

3.1. Определить численность контингентов детского и взрослого населения, подлежащих дополнительной иммунизации против гепатита В и краснухи, а также гриппа и полиомиелита, и представить окончательные сведения в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 10 октября 2006 года.

3.2. Сформировать заявки на вакцины против вирусного гепатита В, краснухи, гриппа, полиомиелита и представить их в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию до 10 октября 2006 года.

3.3. Принять дополнительные меры по подготовке медицинских работников по вопросам организации и проведения вакцинопрофилактики населения.

3.4. Разработать планы мероприятий по обеспечению трехкратной иммунизации против гепатита В и полиомиелита инактивированной вакциной, а также гриппа и краснухи подлежащим контингентам в 2007 году.

4. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

4.1. Обеспечить ведение информационной базы данных о проведенных профилактических прививках населению в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и ежемесячной отчетности о проведенной дополнительной иммунизации.

5. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

5.1. Осуществлять действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за проведением дополнительной иммунизации населения в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2007 году.

5.2. Обеспечить ежемесячное представление информации о ходе дополнительной иммунизации населения в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

6. Руководителям средств массовой информации рекомендовать проведение постоянного информирования населения о необходимости и целях иммунизации в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П. Гульченко.

Г.Г. Онищенко

Категории: профилактика; постановление; Правительство РФ; вакцинация; постановление.

История

В 2005 году в президентском послании Федеральному собранию Путин объявил о начале реализации четырёх приоритетных национальных проектов, в том числе в сфере здравоохранения.

В апреле 2011 года Путин заявил, что будет продолжена реализация всех проводимых в рамках нацпроекта мероприятий: до 2013 года только из федерального бюджета на эти цели будет выделено 788,7 млрд. [1]

Цели проекта

  • Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
  • Повышение доступности и качества медицинской помощи.
  • Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
  • Развитие профилактической направленности здравоохранения.
  • Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

Задачи, решавшиеся в 2006—2007 годах

  • Повышение уровня квалификации врачей участковой службы (увеличение количества врачей, прошедших подготовку, на 24 805 человек);
  • Снижение коэффициента совместительства в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь до 1,1;
  • Сокращение сроков ожидания диагностических исследований в поликлиниках до одной недели;
  • Обновление парка санитарного автотранспорта службы скорой медицинской помощи на 12 782 машины;
  • Снижение числа заразившихся ВИЧ — инфекцией не менее чем на 1 000 человек в год;
  • Снижение заболеваемости — гепатитом В и С не менее чем в 3 раза, краснухой не менее чем в 10 раз, в том числе ликвидация врождённой краснухи, а также гриппом в период эпидемии и снижение выраженности его проявления у заболевших;
  • Обследование не менее 95 % новорожденных детей с целью выявления наследственных заболеваний;
  • Снижение материнской смертности до 24 случаев на 100 тысяч родившихся живыми, младенческой смертности до 10,1 случаев на 1000 родившихся живыми;
  • Снижение у больных хроническими заболеваниями, по сравнению со случаями заболеваний в 2005 году, частоты обострений и осложнений не менее чем на 30 % и снижение временной нетрудоспособности населения не менее чем на 20 %;
  • Повышение уровня обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи не менее чем до 45 % потребности.

Направления проекта

  • Увеличение объёмов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
  • Строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

Ожидаемые результаты проекта

Финансирование

В 2006 году на реализацию проекта было выделено 78,98 млрд руб. средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Субъектами РФ и муниципальными образованиями также выделялись значительные дополнительные средства на сопровождение проекта.

Общий объём финансовых ресурсов, запланированный для реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, включая дополнительные, на 2007—2009 годы составит 346,3 млрд руб.

Ситуация накануне реализации проекта

Состояние здоровья населения России в 2005 году характеризовалось низким уровнем рождаемости (10,2 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16,1 случая на 1000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста.

Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 200 млн различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26 %), болезни системы кровообращения (14 %), органов пищеварения (8 %). В 2005 году впервые признаны инвалидами 1,8 млн человек.

Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни населения, которая в 2004 году составила 65,3 года, в том числе у мужчин — 58,9 лет, у женщин — 72,3 года. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин — 100-е.

  • Укомплектованность поликлиник врачами составляла 56 %, коэффициент совместительства — 1,45, 30 % врачей участковой службы не проходили специализацию более 5 лет.
  • Износ медицинского оборудования, санитарного автотранспорта достигал 65 %.
  • Оснащённость медицинских учреждений диагностическим оборудованием была недостаточна, что значительно увеличивало срок ожидания диагностических исследований.
  • Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи было низким. Финансирование оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи составляло около 30 % от необходимого объема.
  • Недостаточное финансирование национального календаря прививок, в части вакцинации против гепатита В, краснухи и полиомиелита для детей группы риска.
  • Недостаточное финансирование мер по пропаганде здорового образа жизни — 15 % от потребности.

Итоги реализации проекта

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ"

Расходы на капитальный ремонт объектов здравоохранения в 2006 году превысили расходы 2005 года на эти цели в 3,4 раза и составили 45 млн. рублей. В рамках адресной программы выполнено:
· капитальный ремонт фасадов с заменой окон на стеклопакеты, ремонтом пандуса и главных крылец детских поликлиник № 1 ( ул. Кораблестроителей , д. 21 к.2) и № 24 ( ул. Кораблестроителей , д. 31 к.3);
· замена 3,5 тыс. погонных метров инженерных сетей в учреждениях здравоохранения;
· ремонт 1049,0 кв.м. кровель ;
· проектирование и монтаж охранно-пожарной сигнализации в 4-х поликлиниках и одном диспансере; · благоустройство 3480 кв.м. территорий

Продолжена реализация районной программы помощи детям сиротам и лишенным попечительства родителей. В рамках этой программы выполнен большой объем работы на загородной даче Психоневрологического дома ребенка № 6 в Зеленогорске. За счет консолидации бюджетных и привлеченных средств фактически заново построены и оснащены новой мебелью два корпуса и музыкальная веранда, в детских корпусах и изоляторе обустроена канализация, установлены моечные ванны, переоборудовано помещение прачечной.

Пополнился парк современных ультразвуковых диагностических и эндоскопических аппаратов, в том числе для диагностики заболеваний органов пищеварения у детей (детская поликлиника № 1).

Получены и введены в эксплуатацию современные лабораторные комплексы в детской поликлинике № 1 и в поликлинике для взрослых № 2, а также электрокардиографические аппараты для диагностики сердечно-сосудистых заболеваний в поликлиниках №№ 3 и 4.

Для обеспечения качества и доступности медицинского обслуживания и в рамках реализации Программы социально-экономического развития в 2006 году на базе учреждений здравоохранения открыты кабинеты врача общей практики, профилактики артериальной гипертонии (поликлиника № 3) и остеоартрозов (поликлиника № 4). Для оказания медико-социальной помощи детям-подросткам организована работа молодежной консультации (Морская наб., д. 17).

7109 работников бюджетной сферы, организаций района в возрасте от 35 до 55 лет прошли диспансерные осмотры в поликлиниках района. Кроме того, была проведена дополнительная диспансеризация 1916 работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Дополнительно вакцинировано:
· против гепатита В - 5270 детей
· против краснухи - 2675 детей
· против полиомиелита - 585 детей
· против гриппа - 7756 детей и 27996 взрослых.

Активно работала программа родовых сертификатов. За 2006 год в женской консультации № 16 выдано 1355 родовых сертификатов.

В результате проведенной дополнительной диспансеризации на 11,2 % улучшилась выявляемость и повысилась первичная регистрация хронических заболеваний у населения района, что позволит начать своевременное лечение.

Основными приоритетами национального проекта являются:

1. Развитие первичной медико-санитарной помощи, повышение уровня лечебно-диагностического процесса, доступности и эффективности бесплатной медицинской помощи, гарантированной государством, укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи, дополнительная подготовка участковых врачей и медицинских сестер и повышение уровня их заработной платы.

2. Усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья и повышение мотивации к его сохранению, формирование паспорта здоровья работающего населения, проведение дополнительной диспансеризации работающего населения, дополнительная иммунизация населения.

3. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи: сердечно-сосудистая хирургия, травматология, ортопедия и эндопротезирование, репродуктивные технологии.

Учитывая то, что в ведении администрации Василеостровского района находятся амбулаторно-поликлинические учреждения преимущественно амбулаторно-поликлинической сети, оказывающие населению первичную медико-санитарную помощь, основной акцент в ходе подготовки к реализации проекта был сделан на первые два направления проекта. Работа была начата со второго полугодия 2005 года и строилась в соответствии с планом мероприятий и сетевым графиком, в основу которых были положены планы и сетевые графики Министерства здравоохранения и социального развития и Правительства Санкт-Петербурга .

К началу реализации проекта были выполнены следующие мероприятия:

- создан регистр врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики, и соответствующих медицинских сестер. Совместно с Комитетом по здравоохранению составлен план подготовки и переподготовки медицинского персонала на период 2006-2007 гг. В соответствии с этими планами подлежит подготовке и переподготовке 141 человек, в том числе: 34 врача-терапевта участковых; 33 врача-педиатра участковых; 5 врачей общей практики; 69 медицинских сестер;

- в установленные сроки сформирована и подана заявка на оснащение учреждений здравоохранения – участников проекта диагностическим оборудованием за счет средств федерального бюджета на сумму более 16,0 млн. рублей;

- определена потребность поликлиник и образовательных учреждений в холодильном оборудовании и расходных материалов для проведения дополнительной иммунизации. Потребность в дополнительном финансировании на эти цели составила 751,0 тыс. рублей;

- определена численность контингента, подлежащего дополнительной иммунизации.

- и другие мероприятия. Выполнение всех мероприятий позволило приступить к реализации национального проекта с января 2006 года и подвести итоги работы за первые четыре месяца 2006 года.

Важным разделом приоритетного национального проекта является профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных СПИДом. Первичному звену здравоохранения в этом деле отведена очень важная роль: обследование населения на носительство антигенов к вирусам гепатитов В и С, тестирование на антитела к ВИЧ- инфекции и динамическое наблюдение за ВИЧ-позитивными пациентами. В рамках реализации этого блока проекта в нашем районе:

- введена единая система регистрации всех случаев ВИЧ-позитивных пациентов;

- вновь выявленные ВИЧ-позитивные пациенты своевременно направляются в городской центр СПИДа для уточнения диагноза и назначения специфического лечения;

С 1 июля 2006 года началась реализация еще одного важного блока национального проекта – дополнительная диспансеризация граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях в возрасте 35-55 лет. Средства, полученные учреждением на проведение дополнительной диспансеризации, могут быть направлены только на оплату труда медицинских работников, участвующих в диспансеризации (врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, за исключением участковой службы) и на приобретение расходных материалов.

Ожидаемые результаты от реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения:

- повышение рождаемости и снижение младенческой смертности.

- повышение качества и доступности бесплатной медицинской помощи населению, в том числе беременным женщинам, в рамках государственных гарантий,

- увеличение средней продолжительности жизни.

- снижение показателей инвалидности и смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы.

- снижение смертности от онкологических заболеваний путем ранней диагностики.

Первые результаты проведения диспансеризации в рамках приоритетного национального проекта "ЗДОРОВЬЕ"

С 1 июля 2006 года началась дополнительная диспансеризация граждан в возрасте 35-55 лет, работающих в государственных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, в научно-исследовательских учреждениях. Диспансеризация проводится в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

В структуру перечисленных учреждений входят 4 поликлинических отделения для взрослого населения, на которые и легла сегодня вся нагрузка по выполнению дополнительной диспансеризации вышеуказанных категорий граждан. В поликлиниках организована работа профилактических кабинетов, созданы рабочие места для организации компьютерного учета выполняемого объема работы. В установленном порядке в район передан регистр государственных учреждений, работники которых подлежат дополнительной диспансеризации, составлены списки работников, отработаны графики проведения диспансерных дней, введен еженедельный мониторинг.

В соответствии с плановым заданием, утвержденным Комитетом по здравоохранению общая численность работников государственных учреждений, подлежащих дополнительной диспансеризации в 2006 году составляет 7050 человек.

За июль месяц в учреждениях здравоохранения прошли в полном объеме дополнительную диспансеризацию 390 человек, на которых в установленном порядке выставлены счета сумму 195 тыс. рублей. Получено денежных средств за проведенные мероприятия в сумме 69 тыс. рублей. За первую декаду августа общее количество прошедших дополнительную диспансеризацию увеличилось до 481 человека.

Конечно, темпы проводимой работы нас абсолютно не устраивают. На сегодняшний день работа выполнена только на 5,5% от потребности. Но это обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым можно отнести отпускной период, особенно это характерно для образовательных учреждений, были и частично остаются проблемы с программным обеспечением в учреждениях здравоохранения, остается проблема с недостаточной укомплектованностью кадрами учреждений здравоохранения, хотя, справедливости ради, необходимо отметить, что с началом реализации приоритетного национального проекта привлекательность поликлиник для лиц, имеющих высшее и среднее медицинское образование несколько повысилась.

В соответствии с графиком осуществляются поставки диагностического оборудования, заявленного поликлиниками в рамках проекта. Так за истекший период в район поступили: стационарный ультразвуковой аппарат Logic 3, комплект лабораторного оборудования, два 6-ти канальных электрокардиографических аппарата МАС 1200 ST.

С 01.10.2006 в соответствии с сетевым графиком реализации проекта начинается дополнительная диспансеризация всего работающего населения без ограничения возраста и места работы, что в значительной мере увеличит объем нагрузки на медицинских работников учреждений амбулаторно-поликлинической сети.

Успех от проводимой нами работы во многом зависит от позиции работодателей и их желания способствовать и содействовать проведению дополнительной диспансеризации своих работников.

Нам всем предстоит очень большой объем работы, но она необходима, так как направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, а следовательно является единственным и верным путем перехода к профилактическому здравоохранению.

Начальник отдела здравоохранения администрации Василеостровского района Л.Г.Славкина

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции