Фибринозно-геморрагическая пневмония при гриппе микропрепарат

ГРИПП, ОРВИ, КОРЬ, ГЕРПЕС, ЦИТОМЕГАЛИЯ, ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ

Инфекция (инфекционный процесс) - биологическое явление, сущностью которого являются внедрение и размножение инфекционных агентов в организме человека с последующим развитием различных форм взаимодействия - от элиминации и бессимптомного носительства до болезни. Инфекционная болезнь - комплекс патологических изменений и реакций на внедрение и размножение возбудителей болезни. Пути передачи инфекционных агентов: контактно-бытовой; воздушно-капельный и пылевой (аэрозольный); фекально-оральный (факторы передачи возбудителя - пища, вода); половой; парентеральный; трансплацентарный; трансмиссивный (живыми переносчиками). Местные изменения (не при всех инфекциях и не всегда совпадают с входными воротами): первичный инфекционный комплекс (первичный аффект, лимфангит и лимфаденит). Общие изменения: синдром системного воспалительного ответа. Пути диссеминации инфекционных агентов: контактный (по поверхностям тканей, имеющих низкую сопротивляемость); лимфогенный - по лимфатическим сосудам (лимфангит) в регионарные лимфатические узлы (лимфаденит); гематогенный; интраканаликулярный (по анатомическим каналам); по аксонам нейронов (нейропробазия); смешанный.

Основы классификации инфекционных заболеваний: антропонозы, антропозоонозы, биоценозы; по этиологии: прионные, вирусные, хламидийные, риккетсиозные, микоплазменные, бактериальные, грибковые (микозы), протозойные и паразитарные;

по особенностям клинико-морфологических проявлений: инфекции с преимущественным поражением кожных покровов (пиодермия, рожа, оспа, микозы кожи и др.), инфекции дыхательных путей (пневмония, грипп, острые респираторные вирусные инфекции - ОРВИ, трахеит, бронхит и др.), инфекции пищеварительного тракта (брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, амебиаз кишечника, дизентерия), инфекционные заболевания нервной системы (полиомиелит, менингококковый менингит, энцефалиты и др.), трансмиссивные инфекции, связанные с системой крови (возвратный тиф, малярия, геморрагические лихорадки и др.), инфекции с преимущественным поражением сердечно-сосудистой системы (сифилис, бруцеллез и др.), инфекции мочеполовой системы (гонорея, четвертая венерическая болезнь, пиелонефрит и др.). Выделяют группу инфекционных заболеваний, вызванных условнопатогенной (симбионтной) микрофлорой человека в условиях иммунодефицитных синдромов - оппортунистические инфекции. Нередко такие инфекции являются внутрибольничными (нозокомиальными).

Особо опасные инфекции - это инфекционные болезни человека и животных, отличающиеся особо высокой контагиозностью и летальностью. В настоящее время к особо опасным инфекциям относят: антропонозы - холеру, сыпной тиф, возвратный тиф, натуральную оспу; антропозоонозы - желтую лихорадку, сибирскую язву (антракс), чуму, туляремию, бруцеллез (иногда включают также ящур и сап).

Грипп - острое высококонтагиозное эпидемическое заболевание, вызываемое несколькими типами РНК-вируса семейства Orthomyxoviridae, тропными к эпителию дыхательных путей и эндотелию сосудов. Классификация форм заболевания: легкая - острый серозный, катаральный или десквамативный риноларингит, риноларинготрахеобронхит; средней тяжести - серозно-геморрагический или фибринозный ларинготрахеобронхит, межуточная и очаговая серозная или серозно-геморрагическая пневмония; тяжелая - токсическая (серозно-геморрагическое воспаление верхних дыхательных путей и легких с выраженной интоксикацией), с легочными осложнениями (при присоединении вторичной бактериальной инфекции, фибринозногеморрагический или некротический ларингит и трахеит, серозно-гнойный, фибринозно-гнойный, гнойно-геморрагический бронхит - сегментарный деструктивный панбронхит, гнойно-геморрагическая пневмония).

Корь - острое высококонтагиозное вирусное заболевание, которое проявляется преимущественно кашлем, лихорадкой и макулопапулезной сыпью. Возбудитель - вирус кори (семейство Paramyxoviridae). Поражаются преимущественно дыхательная система (ложный круп, бронхиолит, пневмония - серозная макрофагально-десквамативная с интерстициальным компонентом), кожа (экзантема - макулопапулезная сыпь) и слизистые оболочки (энантема - пятна Филатова-Коплика, конъюнктивит, фарингит), возможно развитие энцефалита. Осложнения: обратимый иммунодефицит, бактериальная суперинфекция - гнойно-некротический панбронхит, очаговая гнойная пневмония (впоследствии бронхоэктазы).

Цитомегаловирусная инфекция вызывается одноименным вирусом у лиц с иммунодефицитным синдромом (оппортунистическая инфекция), характеризуется латентным персистентным течением с генерализованным поражением многих органов.



Рис. 19-1. Микропрепараты (а, б). Трахеит при гриппе: некроз эпителия, катарально-геморрагический экссудат, выраженное полнокровие сосудов, кровоизлияния, отек, умеренная лимфоцитарная и лейкоцитарная инфильтрация слизистой и подслизистой оболочек.

Окраска гематоксилином и эозином: а - x 100, б - x 160



Рис. 19-2. Окончание


Рис. 19-3. Микропрепараты (а, б). Гриппозная очаговая пневмония: сегментарный деструктивный панбронхит, гнойно-геморрагическая пневмония: в просвете бронха лейкоцитарный экссудат, эпителий бронха частично слущен, стенка бронха с лейкоцитарной инфильтрацией и выраженным полнокровием сосудов, кровоизлияниями; в ткани легкого - в части альвеол лейкоцитарный экссудат, выраженные нарушения микроциркуляции, в, г - геморрагический отек легких.

Окраска гематоксилином и эозином: а - x 60, б - x 120


Рис. 19-4. Микропрепараты (а, б). Пневмония при кори: серозная макрофагально-десквамативная пневмония с интерстициальным компонентом, поражением перибронхиальной ткани; накопление в просвете альвеол, межальвеолярных перегородках и перибронхиальной строме макрофагов, лимфоцитов, плазмоцитов, образование гигантских многоядерных клеток (клетки Уортина). Окраска гематоксилином и эозином: а - x 60, б - x 400


Рис. 19-5. Макропрепарат. Бронхоэктазы и пневмосклероз: в субплевральных отделах легкого бронхи цилиндрически расширены, их стенки утолщены, уплотнены либо, напротив, истончены, в просвете гной (цилиндрические бронхоэктазы), в окружающей ткани легкого усилен сетчатый рисунок, расширена перибронхиальная соединительная ткань, серого цвета - перибронхиальный и диффузный сетчатый пневмосклероз. Плевра утолщена, склерозирована (смотрите также рис. 13-7); (препарат И.Н. Шестаковой)


Рис. 19-6. Микропрепараты (а, б). Пневмоцистная пневмония при ВИЧ-инфекции: в просвете альвеол пенистые эозинофильные массы. Межальвеолярные перегородки и строма легкого с диффузным воспалительным инфильтратом, преимущественно из лимфоцитов, макрофагов, воспалительная гиперемия (острая межуточная пневмония); б - пневмоцисты в макрофагах в просвете альвеол.

а - окраска гематоксилином и эозином: x 100, б - окраска метамином серебра по Грокотту: x 100 (см. также рис. 7-15); (б - препарат А.Л. Черняева, М.В. Самсоновой)



Рис. 19-8. Макропрепараты (а, б). Геморрагический трахеит при гриппе (а - препарат Ю.Г. Пархоменко)


Рис. 19-9. Микропрепараты (а, б). ВИЧ-инфекция: а - гиперплазия лимфатического узла, крупные лимфоидные фолликулы с активными светлыми центрами; б - истощение лимфоидной ткани, пролиферация макрофагов. Окраска гематоксилином и эозином: x 200 (препараты Ю.Г. Пархоменко)



Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие :) - нам важно ваше мнение.

Ключевые вопросы для контроля материала самоподготовки:

1. Системные васкулиты: болезнь Рейно, Бюргера, Такаясу, гранулематоз Вегенера (занятие №20).

2. Опухоли сердца (занятие №21).

3. Миокардит: клинико-морфологическая характеристика, причины смерти (занятие №21).

4. Патоморфологические особенности окклюзионного, эмболического и лакунарного инфаркта (занятие №22).

5. Демиелинизирующие заболевания центральной нервной системы: рассеянный склероз (занятие №22).

6. Изменения в ЦНС при дегенеративных процессах и деменции: болезнь Альцгеймера, Паркинсона (занятие №22).

7. Постреанимационные энцефалопатии: анатомические формы, патогенез, патологическая анатомия и эволюция тканевых изменений (занятие №22).

8. Спонтанне и медицинские аборты и преждевременные роды: патогенез, патанатомия, осложнения (занятие №23).

9. Периодизация пренатального периода, представления о критических периодах формирования зародыша и плода (занятие №24).

10. Патология прогенеза. Гаметопатии: определение, характеристика патологии гамет и развивающегося зародыша, а также основных хромосомных болезней: синдромы Дауна, Эдвардса, Патау (занятие №24).

11. Периодизация перинатального периода, причины смерти плода и новорожденного в антенатальном, интранатальном и постнатальном периодах (занятие №24).

12. Недоношенность и переношенность. Задержка внутриутробного развития плода. Клинико-морфологическая характеристика, прогноз (занятие №24).

13. Внутриутробная асфиксия плода и асфиксия новорожденного: этиология, патогенез, патологическая анатомия (занятие №24).

14. Неинфекционные фетопатии: причины, патологическая анатомия алкогольной и диабетической фетопатий (занятие №24).

15. Болезни пищевода: синдром Маллори-Вейса, пищевод Барретта, опухоли (занятие №27).

16. Вирусный энтерит и диарея. Кампилобактерный, иерсиниозный, стафилококковый и коли- энтериты (занятие №28).

17. Синдромы мальабсорбции: этиология, патогенез, разновидности (занятие №28).

18. Рак кишечника: макро-микроскопические формы, особенности метастазирования, осложнения (занятие №28).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 30

Учебная цель: Изучить этиологию, патогенез, патологическую анатомию и осложнения болезней печени, желчного пузыря и поджелудочной железы.

Вопросы для самоподготовки:

1. Гепатоз: определение, принципы классификации. Холестатические и жировые гепатозы: морфогенез, патологическая анатомия, осложнения и причины смерти больных.

2. Прогрессирующий массивный некроз печени: этиология, патанатомия, осложнения, причины смерти больных.

3. Гепатит: определение, принципы классификации.

4. Вирусные гепатиты A, B, C, D, E: пути заражения, патогенез, патанатомия острого, молниеносного и хронического гепатита, осложнения.

5. Цирроз печени: определение, этиология, морфогенез, принципы классификации, морфология внепеченочных изменений при циррозе печени.

6. Постгепатозный, постгепатитный, билиарный цирроз печени: патологическая анатомия, осложнения, причины смерти больных.

7. Алкогольные поражения печени: патогенез, патологическая анатомия гепатоза, гепатита и цирроза печени.

8. Холецистит и желчекаменная болезнь: этиология, патогенез, клинико-анатомические формы, патологическая анатомия, осложнения и причины смерти больных.

9. Рак печени: причины развития, макро- и микроскопические формы, особенности метастазирования, осложнения.

10. Панкреатит: определение, классификации, патологическая анатомия, осложнения, причины смерти больных (самоподготовка).

11. Рак поджелудочной железы: макро-микроскопические формы, особенности метастазирования, осложнения (самоподготовка).

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 469-493

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр. 486-497, 349-350, 642-648

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 377-395

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 375-392

Патологическая анатомия (атлас) (1986): стр. 288-301

Задание к самостоятельной работе на занятии № 30

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

2. Изучите МАКРОПРЕПАРАТЫ:

3. Зарисуйте и опишите в альбоме МИКРОПРЕПАРАТЫ:

4. Изучите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 31

Учебная цель: Изучить этиологию, патогенез, классификацию, морфологические проявления болезней почек, осложнения и исходы.

Вопросы для самоподготовки:

1. Гломерулонефрит: определение, этиология, патогенез, иммунные механизмы развития, макро- и микроскопические изменения в почках, основные фазы течения болезни, исходы и осложнения.

2. Гломерулопатии с нефротическим синдромом: определение, этиология, пато-иммуногенез, макро- и микроскопические изменения в почках, особенности клинического течения, исходы и осложнения.

3. Имунный тубуло-интерстициальный нефрит: иммунные механизмы, патологическая анатомия, осложнения и исходы.

4. Пиелонефрит: определение, этиология, патогенез, патологическая анатомия, исходы и осложнения.

5. Синдром острой почечной недостаточности: определение, этиология, патогенез, макро- и микроскопические изменения в почках, основные фазы течения, исходы и осложнения.

6. Нефросклероз и хроническая почечная недостаточность: определение, морфогенез, патологическая анатомия почечных и внепочечных проявлений уремии.

7. Нефролитиаз: морфогенез, патологическая анатомия, осложнения (самоподготовка).

8. Гиронефроз. Морфогенез, морфологическая характеристика, исходы (самоподготовка).

9. Кистозные заболевания почек: морфологическая характеристика (самоподготовка).

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 494-523

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр. 435-470

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 397-419

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 394-415

Патологическая анатомия (атлас) (1986): стр. 301-316

Задание к самостоятельной работе на занятии № 31

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

2. Изучите МАКРОПРЕПАРАТЫ:

3. Зарисуйте и опишите в альбоме МИКРОПРЕПАРАТЫ:

4. Изучите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 32

Учебная цель: Изучить этиологию, патогенез, патологическую анатомию дифтерии, скарлатины, менингококковой инфекции.

Вопросы для самоподготовки:

1. Дифтерия: эпидемиология, этиология, патогенез.

2. Патологическая анатомия основных форм дифтерии: зева, миндалин, дыхательных путей, носа, конъюнктивы глаза, кожи, раны, наружных половых органов.

3. Ранние и поздние осложнения дифтерии, причины смерти больных.

4. Скарлатина: эпидемиология, этиология и патогенез.

5. Патологическая анатомия типичной, токсической и септической скарлатины.

6. Осложнения скарлатины и причины смерти больных.

7. Менингококковая инфекция: эпидемиология, этиология, патогенез.

8. Патологическая анатомия менингококкового назофарингита, цереброспинального менингита, менингококцемии (типичной и молниеносной).

9. Осложнения менингококковой инфекции и причины смерти больных.

10. Ветряная оспа, корь, эпидемический паротит, инфекционный мононуклеоз: этиология, патогенез, морфологическая характеристика, осложнения, причины смерти больных (самоподготовка).

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 751-759

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр. 719-728

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 593-599

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 566-573

Патологическая анатомия (атлас) (1986): стр. 340-347

Задание к самостоятельной работе на занятии № 32

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

3. Зарисуйте в альбоме и опишите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

4. Изучите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

Дайте письменный ответ на вопросы:

Что такое истинный круп при дифтерии?

Что такое нисходящий круп при дифтерии?

От чего умирают дети при нисходящем крупе?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 33

Учебная цель: Изучить этиологию, патогенез, морфологические особенности основных групп вирусных болезней и риккетсиозов.

Вопросы для самоподготовки:

1. Особенности патогенного действия респираторных вирусов на организм человека.

2. Острые респираторные вирусные инфекции: классификация, эпидемиология, особенности морфологической, иммуноцитохимической и вирусно-бактериологической диагностики.

3. Грипп: этиология, патогенез, патологическая анатомия, клинические формы, осложнения и исходы.

4. Аденовирусная инфекция: этиология, пути заражения, патологическая анатомия, осложнения.

5. Респираторно-синцитиальная инфекция: этиология, патогенез, патологическая анатомия, осложнения. Особенности течения у детей.

6. Парагрипп: этиология, патогенез, патологическая анатомия, клинические формы течения болезни.

7. Риновирусная и реовирусная инфекции: этиология, патогенез, морфологическая характеристика.

8. Риккетсиозы: эпидемиологические особенности, принципы классификации.

9. Эпидемический сыпной тиф: этиология, патогенез, патоморфологическая характеристика, осложнения и исходы.

10. Бешенство: этиология, патогенез, морфологическая характеристика, причины смерти (самоподготовка).

11. Медленные вирусные нейроинфекции и прионовые болезни (куру, болезнь Крейтцфельдта – Якоба): морфологическая характеристика (самоподготовка).

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 581-589, 601-606

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр. 632-642, 648-651, 661-664

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 461-468, 478-481, 589-591

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 440-447, 451-455

Патологическая анатомия (атлас), (1986): стр. 329-335

Задание к самостоятельной работе на занятии № 33

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

2. Зарисуйте и опишите в альбоме МИКРОПРЕПАРАТЫ:

3. Изучите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 34

Учебная цель: Изучить этиологию и патогенез острых пневмоний и гнойно-деструктивных процессов в легких, респраторного дистресс-синдрома; научиться диагностировать их по макро- и микроскопической картине, знать осложнения и исходы.

Вопросы для самоподготовки:

1. Очаговые бронхопневмонии: классификация по этиологии, патогенезу, длительности течения, топографии, морфологии экссудата.

2. Морфологические особенности бронхопневмоний, вызванных стафилококком, стрептококком, клебсиелой, кишечной и синегнойной палочкой, грибами; осложнения, причины смерти при них.

3. Крупозная пневмония: этиология, патогенез, морфологические изменения в легких по стадиям течения, осложнения.

4. Гнойно-деструктивные процессы в легких: патологическая анатомия острого и хронического абсцесса легких.

5. Бронхоэктатическая болезнь. Патологическая анатомия, осложнения, исходы.

6. Гангрена легких. Этиология, патогенез, патологическая анатомия. Осложнения и причины смерти больных.

7. Плеврит и эмпиема плевры. Этиология, патогенез, патологическая анатомия. Осложнения и причины смерти больных.

8. Респираторный дистресс-синдром взрослых: патогенез, патоморфологические изменения легких в динамике развития, осложнения и причины смерти.

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 392-423

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр. 498-522, 350-351

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 318-342

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 316-340

Патологическая анатомия (атлас), (1986): стр. 264-268

Задание к самостоятельной работе на занятии № 34

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

2. Изучите МАКРОПРЕПАРАТЫ:

3. Зарисуйте и опишите в альбоме МИКРОПРЕПАРАТЫ:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 35

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Актуальность темы. Вирусные инфекции по частоте занимают одно из первых мест в патологии человека. Разнообразие вирусных инфекций определяется их способностью избирательно поражать клетки органов и тканей (тропизм вирусов). Разнообразно течение вирусных инфекций, они могут быть не только острыми и хроническими, но и латентными. Острые респираторные вирусные инфекции представляют собой группу сходных по клиническим и морфологическим проявлениям болезней с преимущественным поражением дыхательных путей, а также легочной паренхимы. В настоящее время к группе ОРВИ кроме гриппа, относят заболевания вызываемые вирусами парагриппа, аденовирусами, респираторно-синцитиальными вирусами, риновирусами и реовирусами. Знание темы необходимо для понимания вирусных болезней и детских инфекционных заболеваний на клинических кафедрах и в практической работе врача для клинико-анатомического анализа данных патологоанатомического вскрытия.

Цель занятия. Изучить морфологические особенности острых респираторных вирусных инфекций, объяснить причины и механизмы их развития, оценить исходы и определить значение для организма. Изучить морфологические особенности кори и ветряной оспы, объяснить причины и механизмы их развития, оценить исходы и определить значение для организма. Изучить морфологические особенности дифтерии, краснухи, менингококковой инфекции и сепсиса, объяснить причины и механизмы их развития, оценить исходы и определить значение для организма.

Вопросы для самоподготовки.

1. Причины, патогенез, патологическая анатомия эпидемического паротита.

2. Этиология, патогенез, патологическая анатомия инфекционного мононуклеоза.

3. Этиология, патогенез, пат. анатомия, осложнения и причины смерти при полиомиелите.

4. Причины, патогенез, патологическая анатомия ветряной оспы.

5. Описать изменения в верхнем респираторном тракте коклюше.

6. Перечислить осложнения и причины смерти при коклюше.

I. Изучить макропрепараты

1. Бронхопневмония. Назовите факторы развития и осложнения данной патологии.

2. Бронхоэктазы и пневмосклероз. Дайте определение бронхоэктазов. Укажите причины возникновения бронхоэктазов. Назовите изменения в сердце и малом круге кровообращения, возникающее при пневмосклерозе и бронхоэктазах.

3. Фибринозно-геморрагический трахеит при гриппе. Определите, какую форму гриппа отражает фибринозно-геморрагический трахеит.

4. Геморрагическая пневмония при гриппе. Назовите причины описанных изменений в легком в гриппе; укажите форму гриппа в данном случае.

5. Абсцесс легкого у ребенка. Назовите причины гнойного воспаления и его исходы.

6. Некротический тонзиллит. Укажите вероятное заболевание могущее сопровождаться этими изменениями. Охарактеризуйте морфологические изменения в региональных лимфоузлах.

7. Гнойный менингит. Перечислите болезни, когда может развиваться гнойный менингит. Назовите исходы и осложнения гнойного менингита.

8. Абсцессы легкого. Назовите причины появления абсцессов при ОРВИ. Дайте определение абсцесса. Какая клинико-анатомическая форма сепсиса сопровождается гнойным метастазированием?

9. Гнойный медиастинит. Какие причины гнойного воспаления в средостении?

10. Апостематозный нефрит. Какие причины этих изменений в почке? Объясните разницу между апостематозным и флегмонозным воспалением. Назовите форму сепсиса согласно его входным воротам?

11. Острый гломерулонефрит. Какая стадия скарлатины может осложняться этими изменениями в почке?

12. Флегмонозный аппендицит. Какие причины данных изменений? Назовите осложнения.

13. Абсцесс печени. Какой вид воспаления имеет место? Назовите возможные осложнения.

14. Ишемический инфаркт селезенки. Какой вид некроза имеет место? Назовите причины и механизмы его развития?

15. Абсцесс мозга. Назовите возможные причины появления абсцесса мозга.

16. Септическая селезенка. Опишите микроскопические изменения в ткани селезенки при данной патологии.

17. Полипозно-язвенный эндокардит. Какие причины таких изменений?

18. Бурая атрофия миокарда. Какие причины таких изменений?

II. Изучить микропрепараты:

№ 248. Некротический трахеит при гриппе. Слизистая оболочка и, частично, подслизистый слой трахеи некротизированы. В подслизистом слое - расширенные сосуды и участки геморрагической инфильтрации; глубже видны сохранившиеся трахеальные железы.

№ 279. Коревая гигантоклеточная перибронхиальная пневмония. Определите вид экссудата в просвете мелких бронхов. Определите характер инфильтрации стенки бронха, участки деструкции стенки. Охарактеризуйте состояние стенок альвеол вокруг пораженных бронхов, толщину стенок, характер инфильтрации. Укажите возможные осложнения коревой пневмонии.

№ 282. Дифтерийный миокардит. Перимизиальные волокна отечны, разрыхлены, обильно инфильтрированы лимфогистиоцитарными элементами и лейкоцитами. Мышечные волокна фрагментированы, на отдельных участках явления зернисто-глыбчатого распада.

№ 51 (185, 338). Гнойный менингит. Мягкая мозговая оболочка утолщена за счет полнокровия и обильной диффузной инфильтрации полиморфноядерными лейкоцитами. Местами к гнойному экссудату примешиваются эритроциты.

№ 148а. Пупочный продуктивно гнойный флебит. Стенка вены утолщена за счет разрастания грануляционной ткани в интиме. Внутренняя поверхность интимы некротизирована, пропитана фибрином и лейкоцитами. В просвете экссудат (лейкоциты, лимфоциты, плазматические клетки) и колонии микроорганизмов.

№ 312. Микроабсцессы в головном мозге. Полнокровие, отек, мелкие очаги расплавления ткани мозга, В центре таких очагов иногда обнаруживаются сосуды с некротизированной стенкой и выполненным колониями микробов просветом (микробная эмболия). Вокруг сосудов скопления лейкоцитов и глиальных клеток.

№ 146. Полипозно-язвенный эндокардит аортального клапана. Створка утолщена, склерозирована, местами гиалинизирована. Разрастание сосудов, пролиферация клеток (фибробласты, гистиоциты, лимфоидные и плазматические клетки); отмечаются макрофаги с гемосидерином в цитоплазме. По краю изъязвления группируются лейкоциты, отграничивающие тромботические наложения.

№ 299. Коревая гигантоклеточная перибронхиальная пневмония. Определите вид экссудата в просвете мелких бронхов. Определите характер инфильтрации стенки бронха, участки деструкции стенки. Охарактеризуйте состояние стенок альвеол вокруг пораженных бронхов, толщину стенок, характер инфильтрации. Укажите возможные осложнения коревой пневмонии.

№ 375. Гриппозная серозно-геморрагическая пневмония. Определите характер экссудата в альвеолах и просвете бронха. Охарактеризуйте изменения альвеолярных перегородок. Определите состояние сосудов легкого. Назовите форму гриппа, для которой характерны такие изменения.

№ 98. Эмболический гнойный миокардит. Опишите состояние интерстициальной ткани миокарда и сосудов. Найдите бактериальные эмболы.

№ 208. Гнойный менингит при менингококковой инфекции. Отметить толщину мягких мозговых оболочек. Определить клеточный состав экссудата в оболочках, субарахноидальном пространстве. Опишите состояние сосудов.

№ 167. Дифтеритический тонзиллит. Описать размеры миндалин. Отметить кровенаполнения сосудов и наличие наложений на миндалинах, их состав.

№ 71. Флегмона. Определить состав экссудата и характер его распространения. Опишите состояние сосудов и укажите заболевания, при которых встречается этот вид воспаления.

III. Изучить электронограмму:

№ ***. Субмикроскопические изменения в клетке при репродукции вируса гриппа.

№*** Жировая дистрофия миокарда (см. Атлас, рис. 12, с. 16). Жировые вакуоли видны между митохондриями. Мембраны митохондрий, контактирующие с жировыми вакуолями, становятся нечеткими, разрушаются.

Ситуационные задачи

Задача 1. Причиной смерти 8-летнего ребенка явилась легочная недостаточность. На вскрытии патологоанатом в обоих легких обнаружил отек, небольшие очаги эмфиземы, ателектазов, кровоизлияний, воспаление без гноя. Какой диагноз наиболее вероятен?

Задача 2. Больной заболел остро. Предъявлял жалобы на озноб, повышение температуры до 40° С, головную боль, кашель, одышку. На 5-й день больной скончался. На вскрытии: легкие увеличены в объеме, пестрого вида – “большое пестрое легкое”. Для какого заболевания характерна такая картина?

Задача 3. 25-летний пациент жаловался на лихорадку, головную боль, одышку и учащенное сердцебиение. При осмотре выявлены множественные петехии, пятна неправильной формы на коже грудной клетки, гангрена левой ноги, педикулез. Причиной смерти явилась развившаяся сердечная недостаточность. При микроскопическом исследовании обнаружены гиперемия, стазы, периваскулярные скопления плазматических клеток, участки пролиферации микроглии, тромботические эндоваскулиты.

1. Какой диагноз наиболее вероятен?

2. Назовите причину смерти.

Задача 4. При осмотре ребенка с корью были выявлены отечные темно-красные области с нечеткими границами на мягких тканях щек и промежности. Какое осложнение развилось у ребенка?

Задача 5. Молодая женщина умерла через 4 суток после криминального аборта. На секции фибринозно-гнойный эндометрит, тромбогеморрагический синдром, морфологические проявления острой почечной недостаточности, септическая гиперплазия селезенки.

1. Укажите клинико-морфологическую форму сепсиса и тип сепсиса в зависимости от входных ворот.

Какие изменения будут в области входных ворот?

Описание макропрепаратов

Рисунки микропрепаратов

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции