Что такое вирус и как объяснить ребенку

Опасен не только вирус, опасен и страх, которым мы можем заразить наших детей. Как рассказать ребенку о новом вирусе?


'Учитель принес в школу для класса жидкое мыло. С лимонным запахом. Такое вкусное. Это от вируса?''

''Отменили спортивную секцию по теннису. Это из-за коронавируса?''

Дети - очень внимательные наблюдатели, и от них правду не скроешь, особенно когда информация льется потоком: с экранов телевизоров (детские передачи тоже рассказывают о новом коронавирусе), из уст родителей, друзей, учителей. Очень тонкий и важный вопрос, как заговорить с ребенком о вирусе SARS-CoV-2?

Во-первых, скорее всего, ребенок сам заговорит с вами на эту тему. Первое, что советуют сделать немецкие психологи, - дать ребенку выговориться. Спросите, что ему известно о вирусе. Так вам сразу станет ясно, какой информацией он уже владеет, какие страхи у него есть и какие мифы вы можете помочь ему развеять. ''Если ребенок спрашивает меня, что такое коронавирус, о котором все говорят, нужно найти для него подходящий ответ, который соответствует реальной ситуации'', - рекомендует немецкий психолог Вильфрид Грибель (Wilfried Griebel) в интервью Süddeutsche Zeitung.

Почему все об этом говорят

SARS-CoV-2 – новый вирус, против него нет вакцины, как, например, против кори. У ученых пока недостаточно информации. У врачей пока нет соответствующих лекарств, они могут лечить только симптомы. "Важно объяснить ребенку, что есть возбудители заболеваний, которые можно увидеть только под микроскопом - бактерии, вирусы, грибки, - говорит в интервью DW Херман Йозеф Каль (Hermann Josef Kahl), детский врач и представитель Союза педиатров Германии (Berufsverband der Kinder- und Jugendärzte). - И вот с таким новым вирусом мы сейчас имеем дело".


Лучший способ не разжигать панику - говорить только по существу на эту тему, следовать всем необходимым превентивным мерам. Одна из главных - мыть руки чаще и особенно основательно. Напомните об этом ребенку. А чтобы он не заскучал, попросите его два раза спеть ''Happy Birthday to You'': на это уйдет примерно 20 секунд - минимальное время, необходимое для того чтобы тщательно вымыть руки. "Ситуация серьезная, но дети и подростки, как показывает практика, меньше подвержены опасности. И, тем не менее, они должны помнить о том, что надо мыть руки, а также время от времени их дезинфицировать, чтобы не стать переносчиком вируса".

Объяснение без паники

Обходить тему и уклоняться от ответов, если ребенок заводит разговор о коронавирусе, не стоит, советуют немецкие психологи. Дети в своих фантазиях часто рисуют ужасные сценарии, намного страшнее реальности. ''Необходимо приложить все усилия, чтобы успокоить ребенка, - подчеркивает Райнхард Бернер (Reinhard Berner), возглавляющий детское отделение университетской клиники в Дрездене. - Помните о том, что никто не знает, как будут дальше развиваться события. Не делайте сами никаких прогнозов - и без паники!"

Настольные игры по вечерам, прогулки на свежем воздухе, генеральная уборка, - найдите занятия, которые отвлекут всю семью от болезненной темы. Ведь заразен не только вирус, но и страх. А страх передается детям очень быстро, подчеркивает психолог Вильфрид Грибель. "Нас всегда окружают вирусы, многие мы носим в себе. Но только некоторые приводят к распространению заболеваний, - так бы он говорил с ребенком сам. - Обычно организм может защитить себя от этих болезней. Но нынешний коронавирус нашему организму еще незнаком. Нет вакцин, нет медикаментов против него. Поэтому мы должны предпринять все, чтобы замедлить его распространение. Например, тщательно мыть руки. Так ученые выиграют время, чтобы найти противовирусное средство. А для тебя, ребенок, вирус не опасен".

Как быть с бабушками и дедушками?

Многие врачи считают серьезной проблемой панический страх родителей, готовых бежать чуть ли не при первом кашле и насморке у ребенка к врачу. "А вот если у ребенка поднялась температура, - говорит Херман Йозеф Каль, - то, конечно, надо проконсультироваться с врачом".

А как быть с бабушками и дедушками, которые входят в группу риска? Вообще с ними сейчас не встречаться? "Это не лишено смысла, - считает немецкий врач. - Действительно, можно ограничить контакт с пожилыми людьми. Это забота о наших ближних".

Впереди весенние каникулы, и вопрос о том, где они пройдут, наверняка, волнует многих детей не меньше, чем сам вирус. Отменяются меропрития, полеты, поездки. "В кризисные регионы точно не стоит ехать, - говорит немецкий врач. - Лучше оставайтесь дома и проводите время вместе. И во время прогулок держитесь на расстоянии от посторонних людей, - на всякий случай".


Пандемия коронавируса COVID-19 вызывает в меньшей или большей степени смятение и страх у всех людей. Детям сложнее чем взрослым понять происходящее и отличить достоверную информацию от ложной. Задача родителей в том, чтобы помочь в этом своим детям.

Психологи центра Innove Rajaleidja Биргит Тито и Эвелин Таэль, а также главный специалист психологии Катри Виитпоом дают практический совет о том, как поговорить с ребёнком о коронавирусе.

  • Нет смысла скрывать от ребёнка то, что происходит мире. Дети всё равно услышат это – по телевизору, по радио, от других взрослых или детей, заметив тревогу или разговор родителей. Лучше в домашних условиях удовлетворить любопытство ребёнка, повысить осведомленность и уменьшить беспокойство.
  • Дети по-разному реагируют на тревожные события – кто-то шутит и радуется выходным дням, кто-то беспокоится из-за боязни заболеть или умереть. Одни дети становятся капризными, другие становятся необщительными, третьи становятся чрезмерно энергичными. Тем не менее, при данных событиях все дети нуждаются в поддержке и разъяснении своих родителей.
  • Информация о коронавирусе, предоставляемая ребёнку, должна быть достоверной, конкретной и соответствующей возрасту. Разговаривать нужно спокойно и ободряюще. Например, мы можем объяснить: В мире очень много вирусов, и иногда мы заболеваем при воздействии некоторых вирусов. Как правило, вирусы вызывают, к примеру, кашель, насморк, высокую температуру и недомогание. Наше тело способно бороться с вирусами, и в большинстве случаев мы вскоре выздоравливаем. О текущем распространении коронавируса так много говорят, потому что он быстро распространяется по всему миру и является совершенно новым. Против этого вируса ещё не изобретено лекарство или вакцина. Избегайте спекуляций, теорий заговора и лишних деталей в разговоре с ребёнком, так как они могут его запутать и напугать.
  • Если ребёнок тревожный, то сначала мы можем ребёнка выслушать. Пусть он расскажет о том, что он слышал в детском саду, школе или от друзей, что его беспокоит, чего он боится.
  • Затем мы можем подкорректировать знания ребёнка. Например, ребёнок, возможно, слышал, что многие бабушки и дедушки умирают, или о том, что, если школу закроют, то ребёнок безнадёжно отстанет в учёбе. Мы можем успокоить ребёнка фактами, которые нам известны на данный момент: Сейчас ещё никто в Эстонии не умер из-за коронавируса, и у нас нет оснований бояться, что с кем-то в нашей семье случится что-то плохое. Мы можем этому способствовать, если будем правильно мыть руки, соблюдать чистоту, оставаться вместе дома и отдыхать. Когда школа закрыта, мы будем учиться дома, учителя будут обучать нас по компьютеру.
  • Правило кулака гласит: если ребёнок умеет спрашивать, то он готов к ответу. Поэтому обязательно отвечайте на все вопросы, не игнорируйте и не обманывайте, но отвечайте на уровне соответствующего возраста.
  • Ребёнок может спросить, что такое коронавирус. Описание коронавируса можно объяснить ребёнку простыми словами, что это микроб, который при попадании внутрь человека может вызвать плохое самочувствие. Вы вместе можете вспомнить, как когда-то раньше предыдущий вирус повлиял на самочувствие ребёнка или когда болел какой-то друг, и объяснить, что примерно то же самое может случиться с коронавирусом. К этому можно добавить, что у некоторых людей появляется высокая температура и кашель, некоторые просто чувствуют себя немного больными и уставшими, а у некоторых появляется сильный кашель, из-за которого им становится трудно дышать. Важно заметить, как много информации достаточно ребёнку, и в какой момент информация становится слишком подробной или сложной.
  • Если ребёнок хочет знать, как распространяется коронавирус, можно сказать, что, когда человек чихает или кашляет, из него вылетают микробы. Здоровый человек может заболеть, если эти микробы каким-то образом попадут в него. Поскольку эти микробы могут попасть нам на руки, то очень важно мыть руки, чтобы микробы не попали к нам внутрь при еде или при прикосновении руками к лицу.
  • Если ребёнок спрашивает, убивает ли коронавирус, можно отметить, что, как при других заболеваниях, так и при коронавирусе некоторые люди умирают, однако тех, кто выздоровел гораздо больше. Врачи проводят огромную работу, для того, чтобы заболевшие люди выздоровели.
  • Ребёнок получает поддержку, когда разговор фокусируется на определённых правилах, которые ребёнок может сам создать для себя и своей семьи. Например, вы можете обговорить, как и когда мыть руки. Обязательно покажите свой пример поддержания правил гигиены. Если в детском саду или школе введены новые правила, их тоже обсудите дома.
  • Родители могут ограничить доступ ребёнка к новостям и спекуляциям в СМИ и интернете. Постоянное отслеживание распространения вируса, числа и места заражения слишком обременительно для ребёнка, а быстро меняющаяся и отличающаяся по содержанию информация, трудно воспринимаема для ребёнка.
  • Мы можем показать пример детям, если сами будемоставаться внешне спокойными. Детская тревога часто связана с родительской тревогой. Когда родители много говорят о коронавирусе очень тревожным тоном, постоянно поднимая тему и проверяя новости, ребёнок тоже становится тревожным. Поскольку взрослые способны контролировать свои чувства лучше, чем дети, роль родителя заключается в том, чтобы следить за своими эмоциями и поведением и создавать домашнюю обстановку, в которой все члены семьи могут отдохнуть от своих переживаний. Понятно, что неопределенные ситуации также пугают взрослых и усугубляют проблемы с психическим здоровьем. Если собственные эмоции взрослого настолько сильны, что он не может сохранять спокойствие перед ребёнком, рекомендуется использовать приёмы психологической самопомощи перед тем, как поговорить с ребёнком, а также по возможности проконсультироваться со специалистом душевного здоровья.
  • В случае всевозможных беспокойств, тревожных новостей и неспокойных времён, детям помогает большое внимание со стороны родителя, когда они могут проводить больше временивместе со своими родителем. У более младших детей, лёгкие страхи смягчаются совместными играми, творческими действиями и симуляциями, которые могут ребёнка рассмешить.
  • Если вашему ребёнку необходимо оставаться дома, не посещая школу или детский сад, постарайтесь по возможности максимально сохранитьсвой обычный распорядок дня – например, есть, мыться, читать, спать в обычное время. Рутина создает чувство безопасности у детей.
  • В то же время, уменьшая беспокойство за себя и своих детей, взрослый обязан нести ответственность за безопасность своего ребёнка. Это означает быть в курсе указаний, данных государственными органами, школами или детскими садами, и обеспечивать их соблюдение. Если школа ребёнка находится в изоляции, родители обязаны обеспечить, чтобы ребёнок действительно оставался дома. Если появляются симптомы коронавируса, следует остаться дома, вызвать скорую помощь и обязательно сообщить об этом в детский сад или школу.

Важно не создавать страх и панику, а подчёркивать в своих беседах и предостережениях то, что все люди могут сделать, для того чтобы не заразиться или не заразить других.

Детям с 1–3 класс и младше требуется простая и лаконичная информация. Для того чтобы сбалансировать факты, связанные с коронавирусом, им можно объяснить, что взрослые как дома так и в школе усердно работают над тем, чтобы обеспечить безопасность детей и заботиться о них, если они заболевают. Внимание ребёнка должно быть обращено на важность мытья рук очень тщательно в это время.

Дети 4-6 классов могут задавать больше вопросов, например, что произойдёт, если коронавирус достигнет их школы, тренировки, кружки по интересам. Ребёнку может понадобиться помощь взрослого, чтобы отличить реальность от фантазии о катастрофе и слухов. Целесообразно обсудить с ребёнком способы предотвращения распространения вируса в школе и в обществе.

Дети 7-9 классов классов и старше уже не нуждаются в значительном упрощении темы. В этом возрасте ребёнок готов быть в курсе фактов о коронавирусе, потому что, обладая достаточно чёткими знаниями, он будет лучше контролировать ситуацию, что придаёт чувство безопасности.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Информация, которой мы обладаем, позволяет предположить, что дети менее подвержены угрозам, которые несет коронавирус, но заразиться они все равно могут. Почему же вирус влияет на детей иначе, чем на взрослых? И что может грозить вашему ребенку?

Еще не улеглись волны дискуссий, которые вызвал твит Илона Маска от 20 марта, когда предприниматель-новатор предположил, что дети "в основном защищены" от коронавируса. Пока все обсуждения сводятся к тому, что, хотя заражение этим вирусом может иметь фатальные последствия для пожилого человека, у ребенка болезнь проходит гораздо легче.

Тем не менее, уже было несколько тревожных сообщений о серьезном течении болезни и у детей. Эти случаи, плюс закрытые во многих странах школы, плюс строгие меры по соблюдению дистанции в обществе заставляют родителей задаться вопросами по поводу безопасности своих детей. Мы попробовали ответить на некоторые из них.

1. Заражаются ли дети коронавирусом?

Да. Как и взрослые, дети, сталкиваясь с коронавирусом, заражаются, и у них проявляются симптомы Covid-19.

"В начале пандемии думали, что дети не заражаются, но сейчас уже ясно, что у них это происходит точно так же, как и у взрослых, - объясняет Эндрю Поллард, профессор инфекционной педиатрии и иммунологии Оксфордского университета. - Просто у них гораздо более легкие симптомы".

Китайский Центр контроля и профилактики заболеваний приводил данные (от 20 февраля) о том, что дети младше 19 лет составляли 2% от 72 314 заболевших Covid-19, а в американском исследовании 508 пациентов не отмечалось ни одного случая смерти среди зараженных детей (при этом больные дети в этой группе составляли всего лишь 1%).

"Возможно, вирус поначалу выбирал именно взрослых потому, что передавался на рабочих местах и в поездках, путешествиях", - предполагает Санджай Патель, консультант по вопросам детских инфекционных заболеваний детской больницы в Саутгемптоне (Британия). - Теперь взрослые проводят больше времени со своими детьми, и мы сможем наблюдать рост числа зараженных детей. А может быть, и нет".

Мировая тенденция позволяет предположить, что дети заражаются с меньшей долей вероятности, чем взрослые (особенно пожилые взрослые), но вполне возможно, что данные искажаются тем, что в ряде стран тестирование на вирус предлагается только тому, кто попадает в больницу с острыми симптомами Covid-19, а среди таких людей очень мало детей.

"Очевидно, что зараженных детей больше, чем мы думаем, - говорит Патель. - Мы же не проверяем каждого ребенка в стране".

2. Чем течение болезни у детей отличается от взрослых?

"В той обширной литературе, которую мы уже имеем на тему нового коронавируса, есть примечательное наблюдение: даже те дети, у которых есть очень серьезные сопутствующие заболевания и которые получают иммуноподавляющую терапию или лечение от онкологии, болеют [Covid-19] гораздо легче, чем взрослые, особенно пожилые взрослые", - говорит Эндрю Поллард, возглавляющий группу ученых в Оксфордском университете (Oxford Vaccine Group), которая недавно определила экспериментальную вакцину ("вакцину-кандидата") для лечения от Covid-19.

В целом, у детей с Covid-19 симптомы болезни легче, чем у взрослых. Тем не менее уже сообщалось (31 марта) о смерти 12-летней девочки из Бельгии и 13-летнего мальчика из Лондона. Это самые молодые (из известных нам) жертвы вируса в Европе. Сообщалось также о смерти 14-летнего подростка в Китае.

Данные китайского исследования заболеваемости детей Covid-19 подтверждают, что чуть больше половины заразившихся испытывали легкие симптомы, такие как температура, кашель, больное горло, насморк, ломота в теле и чихание).

Примерно у трети были признаки пневмонии, часто с жаром, влажным кашлем и хрипами, но - без одышки и трудностей с дыханием, которые наблюдаются в более серьезных случаях.

Грэм Робертс, консультант-педиатр из Саутгемптонского университета, объясняет: "У детей [с Covid-19] преимущественно страдают верхние дыхательные пути (нос, рот, горло), поэтому у них проявляются симптомы простуды, вирус не опускается в нижние дыхательные пути - в легкие, и нет картины пневмонии, угрожающей жизни, как у взрослых".

Доля детей, у которых болезнь перешла в серьезную или критическую стадию с ОДН (синдромом острой дыхательной недостаточности) и шоковым состоянием - гораздо ниже (6%), чем взрослых китайцев (19%) - особенно старшего поколения, с хроническими сердечно-сосудистыми или легочными заболеваниями.

Согласно февральскому отчету миссии ВОЗ в Китае, только 2,4% инфицированных - 18-летние и младше. У 2,5% из них болезнь перешла в серьезную форму, у 0,2 - в критическую.

У малой части детей, несмотря на заражение, не было вообще никаких симптомов. "Самый важный вопрос: то ли у большинства зараженных детей - очень легкие симптомы, то ли дети просто не так заражаются вирусом, как взрослые", - размышляет Патель.

3. Почему зараженные дети легче переносят коронавирус, чем взрослые?

"Этот вирус настолько новый, что мы пока просто не знаем", - говорит Грэм Робертс, который, помимо прочего, возглавляет исследовательский центр астмы и аллергии в Ньюпорте (Британия).

"Одна из возможных причин - этому вирусу нужен белок на поверхности клетки, чтобы попасть внутрь и начать свою разрушительную деятельность. Судя по всему, коронавирус в качестве ворот использует рецептор ACE-2. Возможно, у детей его меньше в нижних дыхательных путях. Поэтому у них страдают только верхние дыхательные пути".

Возможно, дело тут не в детях, а в том, что с возрастом в организме происходят перемены, делающие его более уязвимым для вируса

Это может объяснять, почему симптомы у зараженных коронавирусом детей больше напоминают простуду. Влечение коронавирусов к рецепторам ACE-2 было продемонстрировано в ходе лабораторных опытов еще в 2003 году, а также в 2013 году - во время исследований генома новых коронавирусов RsSHC014 и Rs3367 (близких, но не идентичных коронавирусу SARS), выделенных у китайских летучих мышей подковоносов.

По словам Полларда, может быть и еще одно объяснение. "Возможно, дело тут не в детях, а в том, что с возрастом в организме происходят перемены, делающие его более уязвимым для вируса".

Он связывает такие перемены со старением иммунной системы, что ослабляет возможности организма бороться с новыми инфекциями.

"Однако мы видим, что даже молодые взрослые сильнее рискуют серьезно заболеть, чем дети. Так что старение организма - это неполный ответ", - добавляет ученый.

Иммунная система детей во многом отличается от взрослой - прежде всего потому, что она еще только формируется.

Дети, особенно те, кто посещает детский сад или школу, подвержены множеству новых для них респираторных инфекций, и это может объяснять повышенный уровень антител в их крови, больший, чем у взрослых.

"Похоже, у детей организм более интенсивно, чем у взрослых, реагирует на вирусные инфекции, например, высокой температурой, которую не так часто встретишь у взрослых, - говорит Робертс. - Очень возможно, что детская иммунная система способна лучше контролировать вирус, локализовать его в верхних дыхательных путях, не дать ему причинить больше вреда и ликвидировать его".

"Возможно также, что детей, ранее заражавшихся другими четырьмя типами коронавируса, отчасти защищает этот опыт", - добавляет Патель.

Кроме того, авторы исследования случаев заражения в Китае полагают, что детям помогает еще и меньшее, по сравнению с взрослыми, количество сердечно-сосудистых и легочных заболеваний.

Детская неразвитая иммунная система не создает такого же, как у взрослых, мощного цитокинового ответа

"У очень малого числа детей развивается серьезная инфекционная болезнь Covid-19, - говорит Поллард. - Это означает, что есть что-то фундаментально иное в том, как их организм справляется с вирусом".

Есть и еще одна причина. У тяжелобольных взрослых так называемый цитокиновый шторм (гиперцитокинемия, избыточная реакция иммунной системы на вирус) причиняет организму вред, а не пользу, часто приводя к отказу органов и летальному исходу.

Детская неразвитая иммунная система не создает такого же мощного цитокинового ответа.

И хотя эту гипотезу еще предстоит проверить в случае с Covid-19, исследования иммунной реакции детей на вспышку SARS в 2003 году доказали именно это.

4. Могут ли дети с легкими симптомами или вообще без симптомов передавать коронавирус другим?

"Это большая проблема, - подчеркивает Робертс. - Многие считают, что детям мало что угрожает, поэтому не стоит о них беспокоиться. Да, это справедливо в отношении детей, у которых нет хронических болезней, иммунодефицитных состояний. Но люди при этом забывают, что дети - возможно, один из основных путей распространения инфекции в обществе".

Коронавирус передается при прямом личном контакте через капельки в дыхании (при чихании и кашле) и при прикосновении к зараженным вирусом поверхностям. Так что дети легко могут разносить вирус и передавать его другим - особенно членам своей семьи и пожилым родственникам.

"Дети с легким течением болезни, возможно, входят в число основных распространителей вируса в обществе, - подчеркивает Робертс. - Вот почему так важно закрыть школы для снижения темпов распространения пандемии в стране".

5. Происходит ли подобное распространение инфекции детьми в случаях с другими болезнями?

Да, такое происходит, например, с вирусом гриппа.

"У детей грипп может ограничиться насморком, а у взрослых и пожилых - закончиться госпитализацией, реанимацией, а то и смертью", - отмечает Робертс.

Риск Covid-19 для самих детей низок, а вот риск того, что они заразят уязвимых и пожилых людей, высок

И он говорит еще кое-что важное: "Несколько лет назад британское правительство ввело вакцинацию детей против гриппа. И это было сделано не столько для того, чтобы защитить самих детей, сколько для того, чтобы предотвратить передачу ими вируса их пожилым родственникам, которые тяжело переносят это заболевание".

Это справедливо и для коронавируса. Риск Covid-19 для самих детей низок, а вот риск того, что они заразят уязвимых пожилых людей, людей с уже имеющимися хроническими заболеваниями, высок.

6. Болеют ли дети разного возраста по-разному?

Похоже, что так. Китайские данные свидетельствуют, что совсем маленькие, младенцы, более уязвимы перед вирусом, чем остальные возрастные группы.

Серьезная или тяжелая формы заболевания были отмечены у одного из 10 заразившихся младенцев, но этот показатель резко падает у старших детей: например, у пятилетних и старше только в трех-четырех случаях из 100 наблюдались серьезные формы болезни.

"Дошкольники больше предрасположены [к серьезной болезни], - подчеркивает Робертс. - У них меньше дыхательные пути, они не настолько еще окрепли, как более старшие дети, для борьбы с опасной инфекцией".

7. А как насчет подростков?

"На определенном этапе жизни дети начинают превращаться во взрослых, - говорит Робертс. - У тинейджеров иммунная система созревает и начинает вести себя похоже на взрослую. А это значит, что она менее эффективно контролирует проникший в организм вирус. Однако важно помнить: об этом вирусе нам пока известно очень мало, мы только строим предположения, пытаясь понять, почему мы видим то, что видим".

В китайском исследовании не было зарегистрировано ни одного смертельного исхода среди детей девяти лет и младше и только одна смерть среди тех, кому меньше 19 лет (14-летний подросток).

23 марта в Британии сообщили о смерти от Covid-19 18-летнего (с сопутствующими заболеваниями) и 1 апреля - 13-летнего лондонца.

8. Опасен ли Covid-19 для новорожденных?

Хотя пандемия еще только докатывается до многих регионов планеты, уже известно по меньшей мере о двух подтвержденных случаях заражения новорожденных - один в Ухане, другой в Лондоне.

Пока неизвестно, заразились ли дети в утробе матери или уже после рождения. В обоих случаях тест матери на вирус дал положительный результат.

9. Известно ли нам, как коронавирус влияет на еще не рожденного младенца?

Известно не очень много.

Коронавирусы, вызывающие SARS и MERS, могут приводить к выкидышам и преждевременным родам, могут замедлять рост плода (в отношении матерей, зараженных Covid-19, таких наблюдений еще не проводилось).

Правда, стоит отметить, что те выводы базировались на двух маленьких исследованиях. Тем не менее, британские органы здравоохранения предупреждают, что беременные женщины подвергаются риску тяжелого развития болезни в случае заражения коронавирусом, и рекомендуют им особенно строго соблюдать меры предосторожности - социальное дистанцирование и проч.

10. Как семья может защитить своего ребенка от заражения коронавирусом?

Хорошенько мыть руки, не вступать в прямой контакт с другими и дезинфицировать поверхности и предметы, на которых может оказаться вирус - это основные способы предотвратить дальнейшее распространение Covid-19 - как и обычного гриппа.

"Ответственно соблюдайте основные правила, - говорит Патель. - Если вы на улице, в общественном месте дотронулись до чего-то, ни в коем случае не прикасайтесь к лицу, пока как следует не вымоете руки".

На сайте британской Национальной службы здравоохранения есть информация о мерах, которые надо соблюдать в семье, чтобы защитить себя от Covid-19.

Организация ЮНИСЕФ тоже выпустила памятку для родителей (англ.яз.).

11. Может ли семья защитить своих пожилых и уязвимых членов от заражения вирусом, переносимым детьми?

Да, но это будет нелегко. Из трех основных мер (тщательное мытье рук, дезинфекция поверхностей и предметов, социальное дистанцирование) только последнюю можно назвать надежным защитным механизмом защиты от инфекции старых и ослабленных болезнями. Этот метод, разумеется, работает не только в случае с детьми-распространителями, но и со взрослыми.

"Когда я наблюдал за тем, что происходило в День матери, я видел много гуляющих семей, где вместе были и бабушки с дедушками, и родители с детьми", - рассказывает Патель.

"На мой взгляд, это было абсолютно пугающим: данные свидетельствуют, что пожилые, особенно с уже имеющимися заболеваниями, - это главная группа риска. И исключить контакты детей с ними - наиболее правильная вещь. Зачем так рисковать?"

Есть одна важная вещь, которую должны сделать родители: рассказать своему ребенку, что он не умрет от Covid-19

Разлучение, казалось бы, здоровых на вид детей с бабушками, дедушками и другими пожилыми родственниками, на первый взгляд кажется чем-то чрезмерным. Однако стоит помнить: у детей заражение коронавирусом либо никак не проявляется, либо имеет очень слабые симптомы. Но при этом они все равно разносят вирус.

Пресечение распространения коронавируса зависит не только от успехов науки и медицины. Оно зависит от нашего поведения, от того, готовы ли мы его изменить.

12. Почему так важно разговаривать с детьми о Covid-19

"Мы очень много говорим о Covid-19 между собой, в обществе, в СМИ, но есть одна важная вещь, которую должны сделать родители: рассказать своему ребенку, что он не умрет от Covid-19. Очень важно, чтобы дети это поняли", - подчеркивает Патель.

"Все педиатры знают: дети боятся самого худшего, но не всегда признаются в этом".

Поллард с этим согласен. Он предлагает всем родителям успокоить детей, убедить их, что почти при любых обстоятельствах им не грозит тяжело заболеть Covid-19.

"Дети, подростки переживают за свою семью, - отмечает Леннеа Карлссон, профессор Университета Турку (Финляндия) и детский психиатр. - Нам нужно объяснить им, что сейчас - исключительные обстоятельства, и что если бы не это, мы бы их не просили делать такие необычные вещи".

"Нам нужно объяснить, что в такой ситуации, как сейчас, мы должны заботиться о каждом, не только о себе и своей семье".

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.


Прежде всего хочу поделиться свежей историей из своей практики, а заодно познакомиться с вами. Меня зовут Алиса Колесова, я — судебный эксперт, клинический психолог. Моя работа заключается в том, что я провожу психологические экспертизы по судебным делам, в которых так или иначе затронуты интересы ребёнка. Моя последняя экспертиза и подтолкнула меня к написанию этого поста.

А знаете, почему? Потому что вдруг птичка сядет на окошко и принесёт на крылышках страшный коронавирус!

Здесь я хочу кричать о важности следить не только за гигиенической профилактикой, но и за психическим здоровьем — своим и особенно своих детей. Наши шутки и собственные страхи могут легко запустить механизм тревожного расстройства как у малышей, так и у подростков.

Как же достичь баланса и не уехать всем в невроз? Как водится: сначала маску на себя, потом на ребёнка (это, конечно, о кислородной маске в катастрофической ситуации). Чтобы не накручивать ребёнка, не накручивайте себя. Здесь я не буду долго распинаться, а напомню простую и действенную рекомендацию.


Сама по себе ситуация неопределенности добивает всех неравнодушных, но если вы глобально повлиять на происходящее не можете, то совершайте локальные действия и прекращайте беспокоиться.

Теперь переходим к детям. С детьми любого возраста надо говорить, говорить и говорить. Объяснять и рассказывать. На любую вашу просьбу — мыть руки, сидеть дома, учиться онлайн — ребёнок должен получить объяснение, а почему именно так. Оно должно быть доступным и развернутым, адаптированным под возраст, понятным и логичным.

Оставшись без ответов на свои вопросы, ребёнок начинает тревожиться, присматриваться к вам, пытается уловить ваше настроение и интонации, вычленить какие-то объяснения для себя из ваших телефонных разговоров.


Что делаем? Говорим и рассказываем. Правду, как есть. Но сначала выясняем потребность самого ребёнка, чтобы не вывалить на него правды больше, чем ему надо.

Возможно, что ребёнку всего достаточно, а, быть может, напротив, он очень хочет получить объяснения, но не знает как спросить, боится или стесняется. Задайте ребёнку вопрос, хочет ли он о чём-то спросить у вас, интересно ли ему узнать о…

Дальше спокойно и подробно отвечаете на все вопросы ровно столько, сколько ребёнок их задает, рассказываете и если надо показываете картинки, рисуете, объясняете на пальцах. Этим вы подчеркнете значимость ребёнка для вас, обеспечите чувство безопасности и снизите тревогу. Естественно, не нужно ребёнка запугивать, но и фальшиво улыбаться и повторять, что ничего происходит тоже не нужно.

Обеспечить потребность ребёнка в интересующей его информации — вот ваша задача

Пример такого диалога с ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста:

— Давай поболтаем (поиграем в вопросики)? Ты хочешь чего-нибудь спросить у меня?

— Мама, а почему люди ходят в масках?

— На улице болезнь, её называют вирус. От него люди начинают болеть: у них поднимается температура, может заболеть голова, начаться кашель. Вирус передается от человека к человеку через руки, поцелуи, чихание. Если тот, кто болеет, например, чихнёт на другого, то вирус может попасть на него и он заболеет тоже. Поэтому люди надевают защитные маски, чтобы не вдохнуть вирус через нос или рот и не заболеть. Или чтобы не заразить другого человека.

— А что такое вирус?

— Вирус — это такая маленькая вредная штука, которую мы не можем увидеть глазами, его можно рассмотреть только через специальные приборы. Вирусу нужен домик и такой домик для него — мы. Он может пробраться к нам в тело если кто-то на нас кашлянет или мы потрогаем какую-то вещь, которую трогал тот, кто уже болеет этим вирусом. Так мы можем заболеть тоже.

— А почему мы сидим дома?

— Если никто не будет выходить на улицу, то у вируса не получится прыгать на людей, и они не смогут передавать его другим людям. Так вирус исчезнет.

— Куда исчезнет? Почему?

— Представь, что ты вышел гулять на площадку, а там никого нет, тебе не с кем играть и стало скучно. Ты немного погулял и пошёл домой. Так же и вирус — ему станет скучно и он просто исчезнет. Ведь своего домика у него нет, он живёт в человеке. Поэтому идти ему будет некуда и он просто исчезнет (можно рассказать о том, что вирус вредный и чем больше людей, тем ему веселее, он раздувается от гордости, а когда людей нет, он уменьшается и совсем исчезает — можно нарисовать рисунок).

Для наглядной демонстрации предлагаю показать ребёнку чудесный мультик от Радио Свобода.

Всем здоровья! И психического прежде всего!

Иллюстрация: Shutterstock (HstrongART)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции