Что лишнее вирус бактерия животное или растение

Контрольная работа по биологии 5 класс.

Часть 1. Задание с выбором ОДНОГО верного ответа.

1 . Самой крупной группой является:

2. Самые маленькие обитатели нашей планеты:

3. Что используется живыми организмами для дыхания?

Б. Углекислый газ

А. Организмы, состоящие из грибницы, плодового тела, размножаются спорами

Б. Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и размножаются спорами

В. Многоклеточные и одноклеточные организмы, питаются готовыми органическими веществами, размножаются спорами, обрывками грибницы, почкованием

5. Плодовое тело – это:

A . Шляпка гриба

B . Ножка и шляпка гриба

6. Строение водорослей характеризуется:

А. Наличием настоящих тканей и органов

Б. Появлением настоящих корней

В. Наличием слоевища (тела недифференцированного на ткани и органы)

7. Простейшие животные обитают в:

Б. Организмах животных

Г. Все ответы верные

8. Растут в течении всей жизни:

9.Чем животные отличаются от растений?

Б. они двигаются

В. они не могут производить питательные вещества самостоятельно

Г. они размножаются

10. Назовите основное условие необходимое для фотосинтеза

Г. всё вышеперечисленное

11. Выберите не существующее царство

А. царство растений

Б. царство животных

В. царство бактерий

Г. царство водорослей

12. Выберите лишнее в строении бактерии

13. Выберите лишнее в строении гриба

Задание 1. Выполни задание на соответствие. Соотнесите живые организмы с их признаками.

А. Их совокупность называют флорой

Б. Поселяются в самых бесплодных местах, где другие не выживают

В. Гетеротрофы, размножаются спорами

Г. Совокупность всех видов называют фауной

Д. Одноклеточные безъядерные организмы

Задание 2. Вставьте в предложения пропущенные слова.

1.Одноклеточные организмы, не имеющие ядра - это ….

2.Организмы, в клетках которых есть хлоропласты – это ……

3.Мукор - представитель царства …

4.Инфузория- туфелька относится к царству….

5.Дождевой червь относится к группе….

6.Змея и ящерица относятся к группе…

Задание 3. Подпиши названия частей цветкового растения.


Ответы к контрольной работе по биологии 5 класс. Тема: Многообразие живых организмов.

5. беспозвоночные животные

6. Позвоночные животные.

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 171.00 руб.


ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

350 руб. 213.00 руб.


ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 197.00 руб.


География. 10-11 классы. Атлас. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 7 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 5 класс. Атлас. (Традиционный комплект).

350 руб. 106.00 руб.


География. 10-11 классы. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. 6 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс. Атлас

350 руб. 184.00 руб.


География. 9 класс. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. Начальный курс географии. 6класс. Контурные карты

350 руб. 101.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Крегул Елена НиколаевнаНаписать 0 18.12.2017

Номер материала: ДБ-970088

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    18.12.2017 1878
    18.12.2017 769
    18.12.2017 4052
    18.12.2017 1846
    18.12.2017 362
    18.12.2017 295
    18.12.2017 235
    18.12.2017 169

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:


Общее описание

Вирусы находятся в атмосфере, почве, воде. Различают вирусы растений, животных, грибов, бактерий. Вирусы, поражающие бактерии, называются бактериофагами. Существуют сателлиты, которые попадают в клетку только при наличии в ней дополнительного вируса.


Рис. 1. Бактериофаг.

Большинство вирусов вызывает инфекции, некоторые виды не оказывают видимого влияния. Одним из интересных фактов является наличие остатков вирусов в ДНК человека.

Вирусы имеют разнообразную форму (шары, спирали, палочки) и мельчайшие размеры – 20-300 нм (в 1 мм 1 млн. нм). Самые крупные вирусы – мимивирусы, имеющие диаметр в 500 нм. Они имитируют строение и жизнедеятельность бактерий, и некоторые учёные считают мимивирусы переходной формой от вирусов к бактериям.


Рис. 2. Мимивирусы.

Кратко о вирусах и их отличиях от живой и неживой материи представлено в таблице.

Строение

Отличия

от неживой материи

от живых организмов

Молекулы ДНК или РНК, заключённые в плотную белковую оболочку – капсид. Сложноустроенные вирусы могут иметь дополнительную оболочку из жиров или белков

– передача наследственной информации (ДНК или РНК);

– способность к мутациям;

– способность адаптироваться к условиям окружающей среды

– Отсутствие клеточного строения;

– обладают свойствами неживой материи вне клетки;

– отсутствие обмена веществ (дыхания, питания);

– отсутствие роста и развития

Вирусы могут размножаться только внутри клетки (в цитоплазме или ядре), т.е. являются облигатными паразитами. Находясь вне клетки, вирусы кристаллизуются, превращаясь в вирионы, и могут находиться в таком состоянии долгое время.

Классификация

Вирусы выделяются в отдельное царство и классифицируются по пяти таксонам. Большинство вирусов ещё не изучено и не классифицировано.
Современная классификация включает:

  • 9 отрядов;
  • 127 семейств;
  • 44 подсемейств;
  • 782 рода;
  • 4686 видов.

Биолог Дейвид Балтимор в 1971 году разработал альтернативную классификацию вирусов по особенностям генетической информации. Балтимор разграничил, какие бывают вирусы по содержанию РНК или ДНК.
Его классификацию можно объединить в три крупные группы:

  • ДНК-вирусы;
  • РНК-вирусы;
  • Вирусы, превращающие РНК в ДНК.

Основные виды вирусов в биологии по Балтимору представлены в таблице.

Название

Класс по Балтимору

Особенности

Примеры

Двуцепочечная ДНК. Размножение в ядре клетки

Вирусы оспы, герпеса, папиллом

Одноцепочечная ДНК. Размножение в ядре

ДНК одновременно двуцепочечная и одноцепочечная

Вирус гепатита В

Двуцепочечная РНК. Размножение в цитоплазме

Одноцепочечная информативная РНК (плюс-цепь)

Одноцепочечная РНК, не несущая информацию (минус-цепь)

Одноцепочечная РНК (плюс-цепь) превращается в ДНК

Вирусы – структуры, меняющие ДНК клетки, в результате чего клетка производит новые вирусы. Когда вирусов становится слишком много, они разрывают клеточную мембрану, выходят наружу и поражают новые клетки. Иногда не убивают клетку, а отпочковываются от неё.


Рис. 3. Вирус, внедряющийся в клетку.

Что мы узнали?

Из доклада 5-6 класса узнали о строении, особенностях, классификации вирусов. Их нельзя отнести ни к живой природе, ни к неживой материи. По структуре вирусы – белки, несущие наследственную информацию, которая встраивается в живую клетку. Биолог Балтимор выделил семь классов вирусов в зависимости от особенностей строения генетического материала.

Лишние вирусы, так как, вирусы, в отличии от бактерий, растений,животных, неклеточная форма жизни ,которая может воспроизводиться только внутри живых клеток.

Хороший ответ 1 5

Геном устроен таким образом, что зачастую один ген регулирует несколько признаков, или несколько генов управляют одним признаком. В случае гомосексуальности существуют данные, что возможные "гены гомосексуальности", которые у мужчин увеличивают вероятность гомосексуальной ориентации, у женщин увеличивают плодовитость. Поэтому из популяции такие варианты генома не исчезают.

Хороший ответ 1 7

Вообще говоря бактерии - это не флора и не фауна, это отдельное надцарство (в других классификациях - царство) живых организмов, которое так и называется "Бактерии". Бактерии относятся к простейшим и древнейшим организмам на Земле, они были задолго до возникновения растений и животных в современном понимании. Термин "микрофлора" сложился исторически, поскольку раньше бактерии было принято считать микроскопическими растениями. Хоть по современным представлениям он и является некорректным, но продолжает использоваться по привычке.

Хороший ответ 8

На этот вопрос отвечает земечательный антрополог Станислав Дробышевский в видео от ПостНауки ниже.

(сначала речь пойдет о приматах, затем будет затронута и общая картина, где будет фигурировать и ваш вопрос в том числе, но лучше прослушать полностью, потому что первое дополняет второе)

Что касается его последнего комментария про "маленьких сереньких с хвостиком", то рекомендую, чтобы составить представление, посмотреть на т.н. Пургаториуса, -- нашего вероятного очень-очень дальнего предка:) См. вот эту ссылку

Наконец, в довесок, я бы предложил посмотреть еще одно видео про увеличение мозга непосредственно у человека, т.к. Станислав хорошо разбирает все факторы, этому увеличению сопутствовавшие, что может прояснить, по аналогии, что нужно было бы другим, нечеловеческим линиям теоретически сделать, чтобы прийти к такому же.

Хороший ответ 4 1

Если вам интересно фактическое положение дел, то в современной биологии под живым подразумевается все, к чему применимы методы современной биологии. Так как основой современной биологии является теория эволюции, то под живым подразумевается то, что способно эволюционировать.

Есть вполне удачное определение НАСА - "самоподдерживающаяся химическая система, способная к дарвиновской эволюции".

Вообще, определения обычно даются так - берется множество явлений, которые интуитивно ясно подпадают под некоторое понятие и на основании этого множества вырабатывают критерии, которые могут быть применены к спорным объектам.

Деревья, грибы, простейшие - все они интуитивно ясно живы. Что для них характерно? Они размножаются, живут и умирают. Они меняются, эволюционируя. Они сами поддерживают свое существование, как применительно к отдельным экземплярам, организмам, так и применительно к виду, популяции в целом.

Все это верно и для вирусов - вирус рождается, вирус умирает, вирус существует в промежутке между этими двумя событиями. Вирус размножается. Вирус эволюционирует. Вирус поддерживает свое существование, как отдельного экземпляра, так и популяции. То есть признаков, по которым вирус можно считать живым, гораздо больше, чем признаков того, что он неживой. А что это за признаки? Ну, обмена веществ у него нет. Он не клеточный.

Но в любом случае наиболее весомым доводом является то, что вирус подчиняется законам биологии, а не только биохимии. И то, что в рамках гипотезы РНК можно утверждать, что клетка, как замкнутое в свою собственную оболочку существо, появляется позже, чем жизнь, как процесс. Это вообще очень интересный момент - жизнь уже есть, а живых существ еще нет. В этот момент нет и вирусов, а есть только обрезки РНК, катализирующие синтез друг друга по сложным цепочкам - А катализирует Б, Б катализирует С и К, К катализирует Т, Т катализирует Б и М, а М катализирует А (это условный пример), которым еще только предстоит приобрести белки и рибосомы, как молекулярные машины по производству белков - и все это предшествует собственным мембранам. И вот вся эта конструкция уже сложнее простой биохимии и может быть рассмотрена как живой субстрат.

При этом надо понимать, что определения делаются под задачу и могут быть другие задачи, в рамках которых слово "жизнь" имеет другой смысл. Когда нам надо будет отделить не "то, что изучается биологией" от "того, что не изучается", а "живого человека" от "мертвого человека", в ход пойдут совсем другие критерии и способность к эволюции будет здесь вообще не важна, потому что этот критерий для отдельной особи не применим.

Главный вопрос, который задают себе миллиард людей: откуда же взялся коронавирус COVID-19, который смог погрузить всю планету в совершенно новую реальность?

На этот вопрос уже есть ответ.

Но начнем мы с того, что такое вирус. Будем говорить просто, что называется, для обывателя.

1. Что такое вирус? Вирус состоит из генетического материала в виде ДНК или РНК и защищающей их белковой оболочки. Вирус не размножается делением, он тиражирует себя, используя для этого клетки того организма, в который он попал. Вирус встраивает свое ДНК в ДНК клетки-хозяина. При этом клетка может получить новые качества или погибнуть. Вирус – это паразит, который может размножаться только внутри других живых клеток. При одном условии – вирус и живая клетка подходят друг другу. Вирусов много и разных – одни для размножения используют человека, другие различных животных , растений, животных, грибов и бактерий. Есть даже вирусы, размножающиеся только … в вирусах.

Важно! Вирусы не лечатся. Вирус не может быть уничтожен таблеткой, антибиотиком. Все противовирусное лечение, по сути, это повышение иммунитета, и борьба с последствиями и неприятными симптомами вирусного заражения. Поэтому и шутят – будешь лечиться от гриппа, поправишься через неделю, не будешь – через семь дней.

2. Что такое коронавирус? Это семейство вирусов. Таких вирусов много, несколько. Они известны уже давно. Есть различные вирусы гриппа, есть вирусы гепатита, а есть коронавирусы. При этом некоторые из них поражают человека, а некоторые животных.

Информации, позволяющей положительно ответить на вопрос об искусственном происхождении вируса, что превратил мир в одну большую тюрьму, все больше.

При этом опираться мы будем на первоисточники, проверяя и перепроверяя.

Вот на ленту информационного агентства РЕГНУМ ложится информация:

«Успешный лабораторный эксперимент по созданию гибридной формы коронавируса летучих мышей, способной заражать человека, вызвал среди ученых опасения о непредсказуемых последствиях утечки вируса-мутанта. Об открытии и спорах вокруг него сообщает издание Nature News.

Однако другие вирусологи сомневаются, что полученный вывод оправдывает риск эксперимента: ученые же создали новый вирус, который отлично размножается в клетках человека. Более того, они продолжили свою работу даже после того, как в октябре 2014 года правительство США ввело мораторий на финансирование исследований вирусов гриппа, SARS и MERS (для проекта было сделано исключение).

Оказывается, работа по созданию коронавируса, который от летучих мышей сможет передаваться человеку, действительно велась американскими учёными! И об этом открыто писалось 4, 5 года назад.

Приведем несколько цитат из этого обширного текста на английском языке, который каждый может полностью изучить самостоятельно.

- «Здесь мы исследуем потенциал заболевания вирусом, похожим на SARS, SHC014-CoV, который в настоящее время циркулирует в популяциях китайских подковообразных летучих мышей. (Here we examine the disease potential of a SARS-like virus, SHC014-CoV, which is currently circulating in Chinese horseshoe bat populations)

Подведём итог.

Факт работы учёных США над вирусом, который, как две капли воды напоминает COVID-19 - налицо.

Факт этот даже не скрывается и официально обнародован за 4, 5 года до начала пандемии нового коронавируса.

После дискуссии о опасности таких работ также не имеется никакой информации о том, что стало с их результатами.

В декабре 2019 года в Китае началась эпидемия, вызванная невиданным доселе коронавирусом получившим название COVID-19.

В начале 2020 года эта эпидемия перекинулась на весь мир и стала поводом для фактической ликвидации привычного образа жизни сотен миллионов, если не миллиардов, людей.

Думаю, что дискуссия об искусственности происхождения вируса COVID-19 на этом не закрыта. Но аргументов в пользу естественности эпидемии становится все меньше.

Думаю, что миллионам людей очень хочется получить ответ на два главных вопроса:

Кто создал коронавирус COVID-19?

Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация.

Скачать:

Вложение Размер
biologiya_10_klass.zip 1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 10 классе.

Выполнила: учитель биологии Кожевникова Маргарита Михайловна

Тема урока: Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Цель урока : Формирование знаний о неклеточных формах жизни – вирусах, их строении, классификации, эволюционном происхождении, размножении. Знакомство с историей развития вирусных заболеваний, некоторыми вирусными инфекциями.

1. Расширить знания о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, классификации, о роли в жизни человека, познакомить с историей открытия вирусов, рассмотреть специфический механизм взаимодействия вируса и клетки, некоторые вирусные инфекции

2. Формировать навыки в решении поставленных задач, анализа и сравнения новой информации, самостоятельного поиска и анализа информации о вирусных заболеваниях.

  1. Орг. момент.
  2. Подготовка к восприятию новой темы.

С самого первого момента появления человека на Земле ему угрожала постоянная опасность. Его враги были очень малы, но приводили к серьезным последствиям. Их жертвы погибали от оспы, чумы, гриппа, СПИДа. Кто же были эти враги? О чем мы будем говорить сегодня? (О вирусах).

Откуда появились вирусы, какое они имеют строение, где обитают, как размножаются? Почему вирусы – возбудители заболеваний так опасны? Почему с ними трудно вести борьбу и сложно полностью их уничтожить? Почему вирусы называют неклеточными формами жизни? Сегодня на уроке мы ответим на эти вопросы.

  1. Изучение нового материала.

- Каким же образом люди узнали о вирусах? Как и кем были открыты эти формы жизни?

- Но ученые не сразу признали природу вирусов. С момента их открытия возникло немало вопросов: это существа или вещества, они живые или неживые? И сегодня мы должны ответить на эти вопросы и сделать вывод о происхождении вирусов.

Пока вирусов было известно немного, ученые их классифицировали следующим образом: вирусы животных, вирусы растений, вирусы бактерий. Но в дальнейшем выяснилось, что такая классификация является неточной. Были открыты вирусы, поражающие и животных, и растения. Среди каждой этой группы набиралось еще много других групп, и была нужна более совершенная классификация.

В 60-е годы прошлого века техника вирусологических исследований достигла уже весьма высокого уровня. В это время появляются методы, чуть ли не в буквальном смысле позволяющие разглядеть каждый отдельный вирус в лицо Так что новые классификации стали строиться на принципиально иной основе.

- Давайте познакомимся с современной классификацией вирусов ( слайд 7)

По составу можно вирусы делятся на две группы: ДНК- содержащие и РНК – содержащие.

Откуда же произошли вирусы? Существует несколько гипотез происхождения вирусов. Согласно первой из них, вирусы произошли от бактерий в результате их упрощения в процессе эволюции. Согласно второй, вирусы – потомки древних, доклеточных структур, перешедших к паразитическому образу жизни. Согласно третьей – вирусы – клеточные генетические структуры, ставшими относительно автономными, но сохранившими зависимость от клеток.

- Давайте познакомимся со строением вирусов. (слайд 8).

Размеры вирусов колеблются от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий. Их нельзя увидеть в световой микроскоп, так как их длины меньше световой волны.

Вирусы состоят из различных компонентов:

а) сердцевина – генетический материал (ДНК или РНК). Генетический аппарат вируса несет информацию о нескольких типах белков, которые необходимы для образования нового вируса.

б) белковая оболочка, которую называют капсидом .

в) дополнительная липопротеидная оболочка. Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина. Она встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).

Вирусы способны к размножению, они обладают определенной наследственностью, воспроизводя себе подобных. Наследственные признаки вирусов можно учитывать по сектору поражаемых хозяев и симптомам вызываемых заболеваний. Они также обладают и изменчивостью. Можно наблюдать как генетическую изменчивость, связанную с изменением наследственного вещества, так и фенотипическую изменчивость, связанную с проявлением одного и того же генотипа в разных условиях.

Все вирусы по своей природе – паразиты. Они способны воспроизводить себя, но только внутри живых клеток.

Вирусы, как и другие организмы могут приспосабливаться к условиям внешней среды. Многие условия внешней среды влияют на вирус опосредованно через организм хозяина.

Когда группа вирусов нападает на бактерии, их называют бактериофагами .

Бактериофагов, поражающих бактерии дизентерии, наблюдал в 1917 году Ф. Д. Эрелль. Ученые их называли “пожирателями” бактерий. Давайте рассмотрим процесс внедрения бактериофагов в клетку бактерии. (слайд 9)

Свойства бактериофагов разрушать бактерии используется для предупреждения и лечения бактериальных заболеваний. Через 10-15 минут введения бактериофагов в организм возбудителя чумы, брюшного тифа, дизентерии, сальномеллеза обезвреживаются.

Но у этого метода есть серьезный недостаток. Бактерии более изменчивы в плане защиты от фагов, чем бактериофаги, поэтому бактериальные клетки относительно быстро становятся нечувствительными к фагам.

- Вирусных заболеваний человека очень много. О многих из них вы слышали: это гепатит, полиомиелит, ОРВИ, бешенство, герпес, грипп. О некоторых из них более подробно расскажут ваши одноклассники.

Сообщения учащихся о вирусных инфекциях гриппе и СПИДе. (слайды 10 - 16). Во время сообщений остальные учащиеся составляют таблицу.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Но это очень поверхностное представление.


Конечно, по сложности строения вирусы не могут сравниться с многоклеточными организмами, но они таят в себе множество загадок в силу недостаточной изученности, связанной с огромным разнообразием и микроскопическими размерами этих существ.

Недавняя вспышка коронавируса (это что такое?) – лишнее тому доказательство.

Что же такое вирус

Это могут быть клетки животных, растений, грибов и даже бактерий. Вне клетки вирусные агенты существуют в виде микроскопических частиц (вирионов) и ведут себя подобно химическим веществам, не проявляя признаков жизни.

С биологической точки зрения, вирус – это сложная молекула нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), заключённая в защитную белковую оболочку – капсид.

Почти все вирусы содержат только один вид нуклеиновой кислоты. Лишь немногие (в частности, мимивирусы) имеют молекулы как ДНК, так и РНК.

Вирус способен передавать заразу любому организму: животному, растению, бактерии (в последнем случае его называют бактериофагом) и, разумеется, человеку.

Вирусы являют собой низшее проявление жизни на Земле. Они присутствуют в любой экосистеме (это что?), где есть жизнь: в воде, в земной толще, в атмосфере.

Учёные считают, что вирусы – древнейшая субстанция, существующая с момента возникновения живых организмов.

Среди животных зараза переносится кровососущими насекомыми, в растительном мире в передаче инфекции также участвуют насекомые (только дело обходится без крови), у людей передача вируса в большинстве случаев происходит воздушно-капельным и половым путём.

Состав и строение вирусов

Как уже было отмечено выше, в состав вируса входит одна из нуклеотидных кислот (реже – оба вида) и несколько типов белков, образующих капсид.

У сложно организованных вирусов имеется ещё и дополнительная оболочка, которая помимо белков может содержать липопротеин и углеводы.

Форма вирусов весьма разнообразна: от обычной спирали до самых причудливых конфигураций (например, в виде короны – правильно, той самой).


У вирусов есть сходство с живыми клетками: они имеют собственный геном, эволюционируют по принципу естественного отбора.

Однако ввиду отсутствия клеточного строения эти агенты не способны размножаться путём деления, что заставляет их использовать для этой цели материалы, которые находятся в клетке хозяина.

Классификация

Одну из самых популярных классификаций вирусов разработал американский микробиолог и вирусолог Д.Балтимор.

В обобщённом виде классификация изображена на нижеследующей схеме:


Он разделил вирусы на 7 категорий, основываясь на таких параметрах, как тип и структура нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), количество нитей (одна или две), характер симметрии, место расположения в клетке (ядро или цитоплазма).

  1. Вирусы с двуниточной ДНК (проникают в ядро клетки для репликации).
  2. Вирусы с однониточной ДНК с положительной полярностью – парвовирусы.
  3. Вирусы с двуниточной РНК – ротавирусы.
  4. Вирусы с однониточной РНК с положительной полярностью.
  5. Вирусы с однониточной РНК с отррицательной полярностью.
  6. Вирусы с однониточной положительной РНК, на матрице которой синтезируется ДНК.
  7. Вирусы с двуниточной ДНК, которая синтезируется на матрице однониточной РНК.

Жизненный цикл вируса

Жизненный цикл вирусов, несмотря на огромное разнообразие, протекает примерно по одному сценарию, который включает в себя несколько этапов:

    Проникновение в клетку – здесь вирусы применяют различные стратегии. Некоторые впрыскивают свой генетический материал через клеточную мембрану, другие попадают в клетку в ходе эндоцитоза.


Проникнув в клетку, вирус освобождается от своей белковой оболочки, растворяя её своими ферментами либо используя материал клетки-хозяина. Репликация происходит либо в цитоплазме, либо в ядре клетки.

Перепрограммирование клетки – на этом этапе вирус стремится создать в клетке благоприятную среду для своего существования и развития потомства. При этом вирус пытается подавить защитный механизм клетки. В ответ клетка синтезирует интерфероны, активируя систему иммунитета.

Если вирус одерживает верх, клетка включает программу самоуничтожения (апоптоз), чтобы не допустить репликацию вируса и обезопасить здоровые клетки.

От исхода этой борьбы зависит дальнейшая судьба организма, то есть будет ли он инфицирован или нет.

На ней построена, в частности, стратегия бактериофагов: при благоприятных для себя условиях они могут годами не нарушать происходящие в клетке процессы и активизируются лишь тогда, когда эти условия ухудшаются.

Иногда вирус не убивает клетку, а отпочковывается от мембраны, после чего клетка продолжает жить и генерировать новые вирусы.

Чем отличается вирус от бактерии

И те и другие – невидимые глазу микроскопические частицы, и те и другие – источники многих заболеваний. У них есть общие характеристики, но тем не менее это принципиально разные существа.

Главное отличие состоит в том, что бактерии являются, как правило, одноклеточными организмами, способными размножаться самостоятельно, в то время как вирусы – неклеточная структура, которой для репликации нужна живая клетка.


Вирусы гораздо меньше бактерий, поэтому видны только через электронный микроскоп. Из-за этого их долго не удавалось обнаружить при исследовании заражённых тканей.

Подтверждением тому, что мы имеем дело с разными микроорганизмами, является то, что они изучаются разными разделами микробиологии: бактериологией и вирусологией.

Плохие и хорошие вирусы

Благодаря созданным человеком вакцинам (это что?) многие угрозы удалось ликвидировать либо существенно снизить, но борьба на этом фронте не утихает.

Однако в биосфере (это где?) нет ничего лишнего. О полезных свойствах бактерий знают многие (без них не обходится процесс пищеварения, брожения и т.д.), а что же положительного есть в вирусе?

Оказывается, некоторые виды вирусов могут спасти нас от множества неприятностей.

В частности, бактериофаги способны убить бактерию кишечной палочки, в то время как человека они не инфицируют. Ведутся исследования о возможности использования аденовирусов для борьбы с раковыми опухолями, вызванными другими вирусами.

Работа над превращением врагов в друзей продолжается.

Вирусы как оружие

Свойства инфекционных паразитов провоцировать эпидемии уже давно будоражит умы тех, кто строит планы об использовании вирусов в качестве бактериологического оружия, направленного на поражение живой силы и продовольственных ресурсов противника.

Сейчас бактериологическое (оно же биологическое) оружие находится вне закона: принят ряд международных конвенций (это что?), запрещающих и осуждающих его разработку и использование.

Ведь вирус не разбирает, где свой, а где чужой. Вырвавшись на волю, он может уничтожить всё живое на огромном пространстве.

Тем не менее время от времени просачиваются сведения, что в секретных лабораториях некоторых стран исследования в данном направлении продолжаются. Остаётся надеяться, что у человечества хватит здравого смысла не выпустить джина из бутылки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции