Что говорит церковь о вирусе

Официальный сайт Московского Патриархата


Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Владыка, начать я хочу с коронавируса. Его распространение не останавливается по всему миру и набирает обороты в соседних с Россией странах. Например, если говорить об азиатских странах, то православная митрополия Кореи Константинопольского Патриархата была впереди остальных, огласив правила поведения в храмах на время эпидемии. В частности, эти правила включают: во время Литургии прихожанам необходимо надевать маски, они не целуют иконы, а кланяются им, были отменены огласительные беседы, то, что называется проповедью. Какие-то подобные меры Русская Православная Церковь не хочет принять на время распространения эпидемии?

Митрополит Иларион: Мы этот вопрос обсуждали на последнем заседании Высшего Церковного Совета и решили, что в превентивном порядке не будем издавать какие-то указы или постановления, но если беда коснется России или придет в другие страны канонического пространства Русской Православной Церкви, то, конечно, мы будем на нее реагировать, в том числе следовать рекомендациям органов здравоохранения. Например, наши приходы в некоторых областях Италии уже получили предписания от местных властей вплоть до того, что на какое-то время они должны быть закрыты и в них не должны совершаться богослужения.

Есть разные способы минимизировать угрозу заражения вирусом. В частности, мы верим в то, что никакие вирусы и никакие болезни не могут передаваться через причастие. Но если дело дойдет до каких-то запретов или рекомендаций, которым мы обязаны будем следовать, то я не исключаю того, что, например, в некоторых случаях будут использоваться одноразовые ложечки для причастия. Такое уже сейчас имеет место в тех случаях, когда священник посещает в больнице тяжелобольного человека с ослабленным иммунитетом, которому врачами предписана полная изоляция. Тогда священники причащают человека из одноразовой ложечки. Конечно, могут быть предусмотрены и другие меры, в том числе и ношение масок.

Е. Грачева: А не проще закрыть храмы на время эпидемии, как это сделали, например, в Италии?

Митрополит Иларион: Пока мы не рассматриваем такую опцию, кроме тех мест, куда уже пришла беда и где уже требуются безотлагательные действия. Естественно, Церковь будет реагировать на те требования, которые будут выдвигаться соответствующими государственными структурами.

Е. Грачева: Помимо непосредственно коронавируса, распространяется и другой, как выяснилось, куда более губительный вирус — вирус страха и паники. Он уже охватил Европу: север Италии полностью погружен в этот страх, перекрыты и маленькие населенные пункты на севере, и полностью остановлена туристическая жизнь половины Италии. И это имело последствия: на улицах итальянцы избивают китайцев, которые попадаются им на глаза, потому что известно, что многие семьи зависят от ресторанного, гостиничного бизнеса, а когда все остановилось — нет дохода. Украинцы паниковали, когда жгли покрышки и перерывали асфальт, они не хотели, чтобы под Полтавой разместили людей на карантин — даже не зараженных, но вернувшихся из зоны заражения. Как быть с вирусом паники, который толкает людей на преступление?

Митрополит Иларион: Как верующий человек, я хотел бы, прежде всего, сказать, что жизнь и смерть каждого человека находится в руках Божиих. Мы должны делать все от нас зависящее, чтобы не допустить распространения вируса. Каждая страна, которая с этим сталкивается, должна принимать исключительные, экстраординарные меры для того, чтобы воспрепятствовать распространению вируса. Но вирус паники распространяется в том числе через средства массовой информации, потому что об этом очень много говорят, пишут. И даже если вирус не дошел до какой-то конкретной страны, то уже из сообщений о том, что происходит в других странах, в том числе в соседних, может создаться атмосфера паники. И эта атмосфера создается.

Опять же, как верующий человек могу сказать, что паника никогда не помогает. Помогает эффективное использование медицинских средств, в том числе превентивного характера; помогают меры, которые принимают государственные структуры, в том числе отменяя авиасообщения с теми странами, где сейчас имеется вспышка вируса, и проверяя каждого, кто пребывает в страну из зараженных областей. Я сам недавно проходил такую проверку, когда посещал Италию. То есть прежде чем меня впустили на территорию страны, я должен был подойти к приборам, которые измеряли температуру. Если бы у меня была повышенная температура, то меня сразу забрали бы на обследование. Но я думаю, что такие меры необходимы, а паника не только не нужна, она очень вредна не только для внутреннего состояния тех людей, которые поддаются панике, но и для всего окружающего общества.

Я думаю, что нам не следует поддаваться панике. Я думаю, что нам, верующим людям, нужно молиться о том, чтобы эта эпидемия поскорее прекратилась, и чтобы те страны, которые она затронула, как можно скорее вернулись к нормальной жизни.

Митрополит Иларион: Это не мода. Это тоже эпидемия. Мы с Вами говорили про эпидемию коронавируса, про эпидемию паники. Это тоже эпидемия — эпидемия безумия, которая накрыла западный мир в результате потери духовно-нравственных ориентиров.

Что такое пол человека? Это то, что ему дано Богом. Если люди перестают верить в Бога, они начинают верить в разного рода фантомы. Например, в то, что у человека может быть один пол биологический, а другой пол — психологический. Если, например, какой-то человек в детстве, юности или в зрелом возрасте начинает себя осознавать принадлежащим к противоположному полу, то с нашей точки зрения это может быть какое-то духовное или психическое отклонение, которое, возможно, поддается лечению, в том числе при помощи психологов. Но сейчас на Западе выросло целое поколение психологов, которые, наоборот, говорят, что корректировать надо биологический пол. Эти психологи за такого рода консультации получают большие деньги и находятся в сговоре с представителями еще одной мощной и высокооплачиваемой индустрии — это индустрия операций по перемене пола. Такие операции сейчас становятся (хоть они и по-прежнему достаточно дорогостоящие) доступны лицам, принадлежащим к среднему классу. И это целая эпидемия такого рода операций, которые происходят сейчас на Западе.

Надо сказать, что очень многие люди, сделавшие такую операцию, раскаиваются в том, что они сделали, но их истории всячески замалчиваются, потому что их откровения наносят удары по этой индустрии и по идеологии, которая за ней стоит. А идеология эта не просто безбожная, она античеловеческая. Я в одной из передач рассказывал о том, как происходит операция по смене пола. Я не хотел бы повторять, но так называемая операция по смене пола — это ничто иное как уродование и искалечивание человека, который в результате не меняет свой пол, но просто создается видимость того, что он поменял пол. Поэтому я говорил и повторяю сейчас, что операция по смене пола — это обман и самообман.

Митрополит Иларион: Мое мнение, что это очень безвкусная, гадкая и омерзительная поделка, которая основана на том, что используются религиозные образы, в том числе образы из жизни католических монастырей, а также там присутствует некая пародия на изображение Богородицы и даже на распятие. Это не просто безвкусная и омерзительная поделка, она еще кощунственная и богохульная. Вот все, что я могу сказать об этом.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за эту беседу!

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина!

Вопрос: Владыка, как перестать доверять людям? Я от природы очень открытый и доверчивый человек, всегда стараюсь доверять людям, но в нашем мире эти качества не нужны, и я страдаю от этого, потому что иной раз ты видишь в человеке друга, хочешь довериться ему, поделиться чем-то сокровенным, но это никому не надо. Как научиться быть недоверчивым и закрыться от этого мира? Как сломать свой открытый характер?

Я очень часто ошибался в людях по своей, наверное, излишней доверчивости. Я всегда склонен верить людям. Я всегда склонен принимать за чистую монету то, что мне говорят. И даже более чем 50-летний жизненный опыт меня не научил тому, что людям верить не надо. Хотя обманывался я в людях множество раз и разочаровывался в них тоже множество раз. Но я все-таки думаю, что лучше ошибиться в эту сторону, чем ошибиться в другую сторону.

Если Вы станете замкнутой, подозрительной, если вы от всех будете ожидать только всяких гадостей, то Ваша жизнь превратится в сплошное мучение. А если Бог дал Вам открытый и доверчивый характер, то и живите с этим характером. Будьте открытой по отношению к людям, а если кто-то Вас обманет, если Вы в ком-то разочаруетесь, то постарайтесь это пережить и дальше идти по жизни с тем характером, который Вы получили от Бога.

Вопрос: В школе ребенку преподается теория Дарвина. Как относиться к теории Дарвина нам, православным людям?

Теория Дарвина не противоречит догмату о том, что у мира существует Творец. Эта теория не вписывается в рамки того мировоззрения, которое отражено на самых первых страницах Библии, где рассказывается о сотворении мира. Когда мы читаем эти первые страницы, мы видим, что Бог создает сначала материю, потом материальный свет, Он создает землю, Он отделяет сушу от воды, потом Он начинает создавать растения и различные виды животных. Причем никакая эволюция между видами в этом тексте не просматривается. Каждый вид создается Богом отдельно: животные отдельно, рыбы отдельно, пресмыкающиеся отдельно и, наконец, человек отдельно. То есть такая картина, которая бы предполагала, что человек произошел от обезьяны и что у обезьяны и человека был общий предок, действительно не вписывается в библейское повествование о том, как был сотворен мир, если только это повествование не воспринимать слишком расширительно.

Среди православных христиан есть те, которые полностью отвергают теорию Дарвина, есть те, которые ее частично отвергают, и есть те, которые ее принимают. Как правило, мы отвергаем то, что называется макроэволюцией, то есть представление о том, что один вид мог трансформироваться в другой, условно говоря, обезьяна в человека. Но то, что называется микроэволюцией, то есть некая эволюция внутри видов, ее мы не отвергаем. По крайней мере, мы не обязаны ее отвергать.

Если говорить о микроэволюции, то это тот аспект теории Дарвина, который имеет серьезную доказательную базу. А если говорить о макроэволюции, то это тот аспект, который не имеет серьезной доказательной базы, и по сути все, что говорится о возможности трансформации одного вида в другой, не более чем недоказанные спекуляции. Теория Дарвина до сих пор остается теорией, и в этом смысле, как и всякая теория, она уязвима, но в тех своих аспектах, в которых она противоречит библейскому откровению, не может быть принята христианским православным сознанием.

Вопрос: Меня предал близкий друг, которого я знала много лет. Он поступил так плохо, что даже думать об этом без слез не могу. Я смогла простить, но не забыть. Как пережить предательство? Молитва не помогает.

Митрополит Иларион: Прежде всего, я хотел бы напомнить о том, что Господь наш Иисус Христос тоже в Своей жизни пережил предательство, причем не одно, а очень много. Мы знаем, что Он был предан Своим собственным народом, которому Он не только не сделал никакого зла, но, наоборот, делал только добро. А еще Он был предан одним из Своих двенадцати ближайших учеников — это предательство описано во всех четырех Евангелиях. И мы знаем, что предателем был тот, кто ничем не отличался от других учеников и ничем не был обделен. Если такое могло произойти с Иисусом Христом, то такое, конечно, может произойти и с каждым человеком.

Как найти в себе силы пережить предательство? Прежде всего, конечно, нужно постараться найти в себе силы простить. Если у вас нет своих собственных внутренних сил для этого, то существуют такие проверенные средства, как исповедь и причащение. Вы можете прийти на исповедь к священнику, рассказать о том, что это вас тяготит, попросить, чтобы он за вас помолился. Если ваша собственная молитва не помогает, пусть за вас помолится священник, пусть за вас помолятся близкие вам люди. Постарайтесь, если вы с этим человеком, который вас предал, можете не встречаться, больше с ним не встречаться. Если он оказывается на вашем жизненном пути, постарайтесь не вспоминать о том, что он совершил. Живите своей собственной жизнью и помните о том, что прощение — это залог вашего собственного благополучия.

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь!



Митрополит Иларион: Священноначалие Русской Православной Церкви не рассматривает какие-либо варианты борьбы с коронавирусом, предполагающие закрытие храмов, принудительное уменьшение числа верующих за богослужениями или полный перевод богослужения из режима оффлайн в режим онлайн. И в течение Великого поста, и на Пасху будут проводиться реальные богослужения с участием реальных прихожан.

Это не означает, что в Церкви недооценивают угрозу. Если вирус будет распространяться и число зараженных расти, если будут появляться новые распоряжения властей относительно борьбы с коронавирусом, Церковь будет на них реагировать. Сказанное относится как к Церкви в целом, так и к отдельным епархиям, где будет непременно учитываться эпидемиологическая обстановка.



Православные храмы в Италии, руководствуясь предписаниями правительства, приостановили службы. Митрополит Антоний, патриарший экзарх Западной Европы, дал распоряжение о приостановке служб и в православных храмах Русской церкви в Италии. Речь о конкретной ситуации и определенном сроке?

Митрополит Иларион: Это не решение митрополита, это решение итальянских властей. В Италии церковные организации получили соответствующие предписания государственной власти. В стране обстановка такая, что уже введено ограничение на свободное перемещение людей по городу. Улицы пусты, все сидят в квартирах и не ходят никуда, в том числе и в храмы, которые, впрочем, остаются открыты. Полиция в усиленном режиме патрулирует города, и если видит, что у храма собирается хотя бы небольшая группа людей, то сразу же приезжают полицейские и устраивают разбирательства. В течение какого срока будет действовать такой режим? Пока это неизвестно. Разумеется, как только правительство даст соответствующее разрешение, службы будут возобновлены.

В каких-то еще странах могут быть приостановлены службы в православных храмах, если там выявится серьезная ситуация с коронавирусом? Как священноначалие принимает решение в таких ситуациях? Нужно решение Синода или правящего архиерея?

Митрополит Иларион: Обычно решение принимается правящим архиереем исходя из эпидемиологической обстановки в конкретном регионе, на основе указаний властей и решений органов здравоохранения. Но в некоторых странах архиерей вообще ничего не может решить: решения принимают власти, и духовенству остается только им подчиниться.

Священный Синод Русской православной церкви на своем последнем заседании 11 марта рассмотрел ситуацию в целом и дал ряд общих рекомендаций, но в каждой конкретной стране они могут быть конкретизированы и дополнены.



Насколько мне известно, меры по ограничению присутствия верующих в храмах принимаются сейчас не только в Италии. Во Франции в прошлую субботу вышло обращение премьер-министра, предписывающее отменить все богослужения. Оно же было опубликовано в законодательном бюллетене. Все подчинились: храмы открыты, но служб нет.

В некоторых храмах Японской Церкви, как я слышал, прекращено богослужение. Сообщалось также, что Киевская городская администрация распорядилась "подготовить обращение к главам религиозных учреждений города Киева о прекращении проведения массовых богослужений и предупреждении распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории города Киева и установлении входящего санитарного контроля". Однако, что будет пониматься под массовыми богослужениями? Очевидно, речь может идти о временном ограничении количества участников богослужения, но не о запрете богослужений как таковых.

Какие меры принимаете Вы в подведомственных Вам церковных учреждениях?

Митрополит Иларион: Несколько дней назад я записал видеоролик, в котором, обращаясь к прихожанам, дал десять советов по профилактике коронавируса, включая некоторые рекомендации касательно участия в богослужении и в таинстве причащения. Также я рассказал об этом в проповеди.



В храме на Ордынке, где я являюсь настоятелем, введены одноразовые стаканчики для запивки после причастия, регулярно дезинфицируются спиртом кивоты для икон. В соответствии с инструкцией, полученной сегодня от Патриарха, мы будем принимать и другие санитарно-профилактические меры, включая обработку лжиц для причастия спиртовым раствором, временный отказ от целования креста и чаши, использование одноразовых гигиенических перчаток при раздаче антидора, измерение температуры священнослужителей и сотрудников храма перед каждой службой.

Мною подписано распоряжение по Отделу внешних церковных связей, которым предусматривается целый ряд мер - начиная от временной отмены зарубежных командировок сотрудников и строгого соблюдения 14-дневного карантина сотрудников, вернувшихся из Европы, кончая дезинфекцией рабочих мест и обеспечения сотрудников спиртовыми салфетками.



В Общецерковной аспирантуре и докторантуре, в соответствии с приказами Министра образования и науки, мы перевели всех студентов на дистанционное обучение, а сотрудников - на работу в дистанционном режиме. При этом богослужения в храмах Черниговского подворья совершаются согласно расписанию.

В одном из интервью вы допустили использование одноразовых ложек для причастия в случае распространения эпидемии. Это реальная перспектива?

Митрополит Иларион: Пока вопрос об этом не ставится, но исключить его постановки в будущем - по крайней мере в отдельных регионах - нельзя. С одной стороны, мы верим в то, что через причастие зараза не может передаваться, так как в Святых Дарах присутствует Сам Бог. С другой стороны, материальные предметы, каковыми являются чаша или ложка для причастия - по-славянски она именуется лжицей - не могут быть стопроцентно защищены от попадания инфекции на их поверхность. В продаже имеются деревянные чайные ложки, которые могли бы использоваться в качестве одноразовых и потом сжигаться. Однако такие меры могут вводиться только по благословению правящего архиерея. На сегодня принято решение продолжать использовать обычную лжицу, но отирать ее после каждого причастника специальным платом, который будет пропитан спиртовым раствором, после чего обмакивать в воду, а уста причастника вместо обычного плата вытирать одноразовой салфеткой.



Церковь в своей истории сталкивалась с подобными ситуациями. Вот что можно прочитать в "Настольной книге для священно-церковнослужителя" С.В.Булгакова издания 1900 года: "После причащения больнаго младенца, в предупреждение заразы следующего причастника, следовало бы крепко вытирать покровцем святую лжицу. В случае же появления в приходе заразительной болезни, например, дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим при причащении через лжицу и покровец, следует советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь; в крайнем же случае больных заразною болезнию надлежит приобщать после здоровых и вытирать как лжицу, так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения". Автор, следовательно, допускает возможность передачи заразы от одного причастника к другому через лжицу. В книге содержится также указание на необходимость использовать "особую лжицу и особый холщевый плат" для причащения больных - как младенцев, так и "великовозрастных".

Конечно, в 1900 году не существовало одноразовых ложек, но сейчас они существуют. Более того, они уже используются на практике - например, при причащении священников больных с ослабленным после операции иммунитетом, лежащих в специальном инфекционном боксе.

Как верующему православному относиться к такого рода эпидемиям? Как не поддаваться панике, но при этом не быть легкомысленным и безалаберным?



Митрополит Иларион: Паника никогда еще никому не помогала. Верующий человек должен, прежде всего, верить, что его жизнь находится в руках Божиих. Если Бог захочет человека перевести из земного мира в мир горний, у Него для этого есть много способов. Бояться смерти не нужно. Господь говорит: "…Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10:28). Мы должны бояться прогневать Бога своими грехами, а того, что способно повредить лишь нашему телу, бояться не следует.

В то же время необходимо ради сохранения своего здоровья и здоровья окружающих соблюдать те меры, о которых сейчас все говорят. Чаще мыть руки с мылом, в том числе после рукопожатий, после возвращения с улицы домой, перед едой, перед совершением богослужений. Не ездить за рубеж, особенно в страны, где эпидемия коронавируса приобрела угрожающие размеры. Принимать другие меры предосторожности, рекомендуемые медицинскими работниками. Лучше перестраховаться, чем недооценить степень угрозы.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Возможно ли в принципе заражение через Причастие и прикосновение к храмовым святыням? Стоит ли ограничить посещение храма на время эпидемии? Как поступить, если рядом во время богослужения кто-то кашлянул? Что будет, если власти запретят христианам собираться вместе и совершать литургию?


Причащаясь, можно заразиться?

Непосредственно через Причастие мы заразиться не можем. Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Господа нашего Иисуса Христа. Безусловно, мы должны как сознательные граждане принимать определённые меры предосторожности во время общения с людьми. Тем более что эти меры советует нам соблюдать Священный Синод Русской Православной Церкви. 11 марта он дал рекомендации о том, что запивку после Причастия желательно подавать в одноразовой посуде, а иконы следует протирать с использованием антисептиков. Однако от самого Причастия человек заразиться коронавирусом не может.

Помимо коронавирусной инфекции есть масса других не менее тяжёлых заболеваний: гепатит, туберкулёз. Неужели мы, каждый раз подходя к Чаше, будем думать о том, кто причащался перед нами: а вдруг это человек с открытой формой туберкулёза или гепатитом С?

В моём храме стоит специальный дезинфицирующий раствор. После каждой службы сотрудники храма тщательно протирают все иконы. Независимо от коронавируса, в храм приходят разные люди, с разными болезнями. Если вы боитесь заразиться, не целуйте иконы. Но если вы уже пришли в храм, значит, вы доверяете Богу и Святой Церкви. Зачем тогда иначе вы пришли в церковь, где возле вас будет стоять множество людей? А если решили в храм не ходить, не ходите и в другие общественные места — ведь там тоже легко заразиться.

Говорить, что всё в храме святое, и потому заболеть там невозможно, я бы не стал. Мы общаемся с людьми, к чему-то прикасаемся и оставляем там свои бактерии и вирусы. Причастие свято, и заболеть через него коронавирусом нельзя. Но через запивку и даже через ручку дверей храма — вполне возможно. Храм — место общественной молитвы. Туда приходят люди со своими заболеваниями. Но верующий человек старается видеть во всём волю Божию и доверяет Богу.

Кроме того, сейчас определённые силы могут использовать коронавирус как предлог для нападок на Церковь: давайте закроем храмы, давайте запретим причащать… Но ведь мы понимаем, что если вирус распространится по всему миру, абсолютно закрыться и избежать его мы не сможем.

Коронавирусы — это большое семейство вирусов, которые вызывают заболевания органов дыхания. Считается, что источник их распространения — азиатские виды летучих мышей. Вирус прошёл цепочку от них к хищным млекопитающим — гималайским циветам, или виверрам, которые питаются летучими мышами, — и затем к людям. Каким образом и зачем люди контактировали с дикими животными, тем более ведущими ночной образ жизни и старательно избегающими человека?

За циветами охотятся те, кто ищет лёгкий заработок больших денег, а финансируют ловлю хищных зверьков самые состоятельные люди. Из мускуса, выделяемого железами анального прохода виверры, делают очень дорогие французские духи, а прошедшие этот же анальный проход кофейные зёрна, которые зверьки обожают поедать не меньше, чем летучих мышей, собирают и продают как один из самых дорогих в мире сортов кофе — копи-лувак. Стоимость одного килограмма такого кофе, который уже побывал в желудке и кишках азиатского зверька, составляет порядка 700 долларов. И хотя каждому из нас в детстве мама говорила, что нельзя поднимать с земли и есть всякую гадость, богатые люди планеты считают, что могут себе позволить пренебрегать этим правилом.

Предыдущие эпидемии подобных вирусных заболеваний — SARS (тяжелый острый респираторный синдром, с 2002 года) и ближневосточный респираторный синдром (MERS, с 2012 года) — также передались людям через цивет. Они успели распространиться в 37 странах и, согласно официальной статистике, за восемь лет унесли жизни порядка двух тысяч человек из 7,7 миллиардов проживающих на Земле и из десяти тысяч заражённых.

Новым коронавирусом согласно данным на 13 марта 2020 года заразились 135 801 человек, из которых 70 352 уже выздоровели, а 4 974 погибли.

Несмотря на пока ничтожную в масштабе планеты статистику, государства принимают все возможные карантинные меры, чтобы избежать распространения вируса — ведь по сей день лекарства от него не найдено.

Первые симптомы

Обычные симптомы заболевания — кашель, повышенная температура, затруднённое дыхание, слабость, головокружение, головные боли, реже диарея. В тяжёлых случаях бывают осложнения, связанные с работой внутренних органов. Хотя они могут быть симптомами и целого ряда других болезней, если вы их заметили, лучше принять карантинные меры и вызвать врача.

Как избежать возможного заражения?

Всемирная организация здравоохранения предлагает набор рекомендаций: регулярно мыть руки с мылом или антисептическими средствами на спиртовой основе, при чихании и кашле прикрывать рот и нос, не трогать руками глаза, нос и рот, держаться на расстоянии от людей с кашлем, повышенной температурой и другими симптомами заболевания, подвергать тщательной термической обработке мясо и яйца, избегать контактов с дикими животными, а при повышении температуры, кашле и затруднении дыхания как можно скорее обращаться за медицинской помощью. Хотя на создание препарата, который смог бы уничтожить коронавирус, уйдёт по меньшей мере год, медики помогут облегчить симптомы и увеличить шансы на выздоровление.

При этом всемирная организация здравоохранения подтвердила, что через письма и посылки из Китая, а также контакты с домашними кошками и собаками заразиться коронавирусом невозможно. На поверхности предметов вирус способен сохранять жизнеспособность лишь очень непродолжительное время — гораздо меньше, чем посылка идёт из Китая.

Причастие как панацея?

Не стоит подходить ко Причастию, чтобы принять его исключительно или главным образом для здоровья, причащаться каждый день, надеясь, что так мы сможем избежать заражения. Мы приходим в храм для того, чтобы общаться с Богом, и причащаемся для того, чтобы омыть свои грехи Кровью Христовой, соединиться со Христом. Но если в мыслях человека Бога нет, а есть только страх коронавируса, то зачем такому человеку причащаться? Зачем подходить к Чаше, если он в этой Чаше не видит Христа?

Часто мы подходим к духовной жизни с категориями и мерками жизни земной: я причащусь и буду здоров, или что-то у меня наладится. Это неправильный подход. Наша Родина — на Небесах, в Царствии Божием. Богослужение и Причастие — это не гарантия здоровья или обеспечения каких-то других земных благ. Такие гарантии всегда давали языческие жрецы: принеси жертву, и у тебя всё будет хорошо. Церковь никогда так не ставила вопрос. Она всегда говорила: живи со Христом и исполняй Его заповеди, чтобы твоя жизнь была угодна Ему. Но мы не приносим жертвы для того, чтобы у нас были какие-то земные блага. Мы хотим свою жизнь уподобить жизни Христа.

После Причастия человек не становится способным освящать всё вокруг. После того, как ты подошёл к запивке, Причастие пошло внутрь тебя и растворилось в тебе. Мы не освящаем через это посуду, из которой едим, или огрызки от яблок. И микробы вокруг себя мы, конечно же, не убиваем. Нельзя расценивать Причастие как антибиотик, который уничтожает микробы внутри нас.

Мы не можем знать, что точно происходит в момент Причастия. Кто-то из святых видел, как Господь кого-то причащал на расстоянии или, наоборот, человек, подходя к Чаше, оставался не причащённым из-за своих грехов. Но если мы будем всё это примерять к себе, это дерзость: мы расписываемся за Бога. Если человек заболел и не хотел бы никого заражать, но он имеет желание причаститься, всегда можно позвонить в храм и попросить, чтобы священник причастил его на дому.

Всё в этом мире происходит по воле Божией. Если в мире распространилась такая эпидемия, может, нам нужно о чём-то задуматься? Посмотреть в сторону Неба и подумать о нашей жизни?

Рискуют ли священники и прихожане?

Не стоит и, наоборот, опасаться сразу после Причастия искушений и болезней по причине того, что бесы недовольны. Это тоже распространённый миф. Лукавый дух, конечно же, не может быть доволен тем, что человек причастился. Однако если человек подходит к Чаше с мыслями о Христе и единении с Ним, бесы здесь бессильны, как бы они ни старались. Если же человек подходит ко Причастию с мыслями о коронавирусе, инфекциях и своих личных проблемах, то бесы довольны.

Искушения, безусловно, бывают. Чем больше человек начинает жить христианской жизнью, чем больше видит своих пороков и недостатков, тем больше встречает искушений. Это нормально для христианской жизни.

Священники причащают на дому самых разных людей с самыми различными заболеваниями. Мы, наверное, тоже очень рискуем, но всегда полагаемся на волю Божию. Недавно я освящал противотуберкулёзный диспансер. Побывал в отделениях, где лежат больные туберкулёзом. Мне дали маску, я совершал молитву в ней. Я против того, чтобы священники сейчас совершали Божественную литургию в масках, так мы можем ввести в искушение прихожан. Однако если все придут в масках, я не буду против, если священник тоже её наденет.

Как относиться к рекомендациям смотреть богослужение по телевизору?

Нас призывают не приходить в храмы, причащаться реже, чтобы меньше выходить на улицу. Правда ли, что причащаться часто вовсе не обязательно? Я всегда был противником того, чтобы Причастие помещать в какие-то рамки и графики: причащаться три раза в пост, столько-то раз в год… Это должно быть внутренней потребностью человека. Если человек живёт с Богом и по заповедям Божиим, у него возникает потребность причаститься Святых Христовых Таин.

Начинается Великий пост, за богослужением читается покаянный канон преподобного Андрея Критского, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Кульминация всего этого богослужения — Святое Причастие. Мы можем молиться, поститься, но если мы не подходим к Чаше и не причащаемся, мы оставляем незавершённой нашу молитву. Зачем тогда ты молился, если не хочешь соединиться с Богом? Выше Божественной литургии ничего нет. Кульминация молитвы — подойти к Святой Чаше и омыть свои согрешения Кровью Христа.

Живите христианской жизнью, и вам захочется причащаться. Вы не будете откладывать Причастие на потом. Те, кто причащается раз в год или реже, не живут христианской жизнью. Для них это просто какой-то обряд или символ. Это не истинная вера.

Молитва дома, наблюдение за богослужением по телевизору не могут заменить живое участие в богослужении и Причастие. А если эпидемия продлится год, два? Как священник, такой отказ от богослужения я не поддерживаю.

Власти Европы запрещают общественные богослужения

В числе предпринимаемых властями карантинных мер в ряде стран Европы действует запрет на совершение массовых общественных богослужений, в том числе Божественной литургии, если число её участников превышает 100 или 250 человек — везде по-разному. Поэтому одним из первых своё обращение к духовным чадам опубликовал епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней, правящий архиерей Лондонской и Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви заграницей:

«В разных странах, входящих в нашу епархию, местные органы власти будут издавать различные инструкции и указания для управления и контроля над распространением и последствиями этой недолговременной проблемы здравоохранения. Мы настоятельно призываем всех наших верующих ознакомиться с этими практическими предписаниями (которые, например, включают более частое мытье рук или внимательное отношение к личной гигиене) и в таких вопросах спокойно и разумно придерживаться этих официальных указаний, продолжая в добросовестном спокойствии решать вопросы повседневной жизни.

Если в отдельных регионах будут введены ограничения на поездки или другие оградительные меры, мы будем соблюдать их в тишине и покое. В подобных случаях мы должны быть для мира примером благочестивого доверия Богу, которое ведет не к беспорядочной тревоге, а скорее к продолжению жизни в умиротворенном духе и невозмутимой опоре на Божественную волю.

Общественные богослужения планируют запретить и в Киеве, а на входах в храмы проводить санитарный контроль. Об этом говорится в Протоколе заседания Постоянной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций КГГА.

Вместе с тем, Синод призвал к неукоснительному соблюдению санитарно-гигиенических мер профилактического характера на приходах и в монастырях. В частности, он рекомендовал использовать санитарные растворы для дезинфекции кивотов икон и одноразовые стаканчиков для запивки после таинства Святого Причащения. Во всех храмах Русской Православной Церкви они соблюдаются.

А в Московской епархии порекомендовали организовать ежедневное измерение температуры священнослужителей, церковнослужителей и других сотрудников приходов, подворий и монастырей, а также использовать бактерицидные излучатели закрытого типа.

Что было бы, если бы у нас вышел запрет на совершение литургии?

Провоцировать людей, пренебрегая запретами властей, христианам не стоит. Если не разрешают проводить крестный ход, общественные молебны — не проводите. Если вдруг так случится, что выйдет запрет от властей на совершение литургии, на этот вопрос даст разъяснения правящий архиерей. Но впадать в панику или отчаиваться христианам не стоит. В любом случае, возможность причащения верующих священниками на дому всегда остаётся. Но, честно говоря, я не думаю, что до этого дойдёт.

Если рядом в храме кашлянули…

Когда я увидел репортаж о том, что происходило в Санжарах и как там встречали наших соотечественников, меня это просто шокировало. Люди потеряли всякий христианский и человеческий облик. Это просто ужас. Если вы встретили в храме или на улице больного на вид человека, просто посоветуйте ему лечиться и оставаться дома. Можно спокойно сказать, что ему не стоит заражать других людей и самому переносить болезнь на ногах.

Как реагировать, если вы узнали, что ваш сосед или прихожанин вашего храма болен? Мы шесть лет живём в условиях военных действий. Мы совершали богослужения под снарядами, и они прилетали в наши храмы. Но мы не остановили богослужения и не разбежались кто куда. Христиане надеются на волю Божию и трудятся в меру своих сил, остаются вместе. Коронавирус, любой другой вирус — христиане и в этих условиях продолжают оставаться людьми.

Если вы знаете одинокого человека, который болен какой-то опасной болезнью, принесите ему еды. Наденьте маску, соблюдайте все меры предосторожности, но оставайтесь людьми. Ведь рано или поздно мы предстанем перед Престолом Господа и дадим ответ о том, как мы прожили свою жизнь. Христианин призван любить и творить добро. А любовь проявляется как раз в тяжёлые моменты — в условиях войны, эпидемии. Возможно, Господь позволяет распространяться этим болезням для того, чтобы люди сплотились и стали человечнее.

Протоиерей Николай Марковский

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции