Буклет на тему вирусы биология

Класс: 9

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения обучающимися образовательной программы [1]. Это невольно заставляет задуматься над тем, какие условия необходимо создать для развития у школьников системы ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса; как помочь ему осознать важность образования и самообразования; как зародить и поддержать в нём стремление осваивать различные способы познания окружающего мира, творческого преобразования его.

Основной и главной формой организации учебного процесса по-прежнему остаётся урок. Согласно Стандартам второго поколения, его элементарной структурной единицей становится учебная ситуация, то есть особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют, частично – запоминают [1]. На мой взгляд, это и есть верное средство достижения указанных результатов обучения, это веер возможностей для современного педагога, который позволяет сделать сегодняшний урок не таким, каков он был вчера и будет завтра.

Хочу поделиться собственным опытом создания на уроке учебных ситуаций: предлагаю вниманию коллег конспект урока по биологии в 9 классе “Вирусы – империя зла”.

Цель урока: создать условия для осмысления школьниками информации о вирусах, как неклеточной форме жизни.

Задачи урока:

  • Создать условия для достижения следующих предметных результатов: понимания значения биологических терминов - “вирион”, “капсид”, “бактериофаг”, “активная вирусная частица”, “внутриклеточный паразитизм”; умения находить и обозначать части вирусной частицы на рисунках; сравнивать особенности организации разных вирусов.
  • Способствовать достижению метапредметных результатов обучения: развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению; работать с различными источниками информации: текстом, схемой, рисунками, голосовой информацией, изменять форму предоставления информации, лаконично выражать информацию, выделяя в ней самое главное.
  • Создать условия для достижения личностных результатов обучения: понимания необходимости профилактических мероприятий по предотвращению вирусных инфекций, важности соблюдения правил личной гигиены; понимание идеи познаваемости окружающего мира.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Презентация), раздаточный материал: рабочие листы по количеству учащихся (Приложение 1), задания для работы в группах (Приложение 2); электронное учебное издание “Мультимедийное приложение к учебнику “Общая биология 10–11 класс” В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой” (Дрофа 2011).

Ход урока

Учитель: На протяжении нескольких предыдущих уроков мы изучали особенности организации клеток: познакомились с планом строения клеток эукариотических и прокариотических организмов (слайд 1). Вспомните, какие организмы называются прокариотами? Приведите примеры прокариот.

- Перечислите отличительные особенности клеток прокариот.

- Бактериология – наука, изучающая бактерий. С чем связано появление и интенсивное развитие этой науки (почему одноклеточные сравнительно просто организованные создания являются объектом пристального внимания учёных?)

Учитель: К концу 19 века бактериология достигла больших успехов. В этот период учёными были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулёза и других широко распространённых болезней. Однако что-то явно оставалось за гранью познания, болезни продолжали уносить жизни людей. Внимание на экран (слайд 2, демонстрируется видеофрагмент).

“Её называли божьей карой, ядом из материнской груди, чёрным мором. В науке она известна как натуральная оспа. Более шести тысячелетий оспа смертельным вихрем носилась по планете. Миллионы людей, заболев, погибали, а те, которые выживали, оставались обезображенными. Самые страшные эпидемии бушевали в 17-18 веках в Европе, когда ежегодно болело около 10 миллионов человек, полтора миллиона – погибали.

За несколько тысячелетия до нашей эры было известно заболевание полимиелит, эпидемии которого в разные годы в разных странах уносили многие тысячи преимущественно детских жизней. Из числа заболевших около 10% погибали, а еще 40% становились инвалидами.

Возбудители этих и других заболеваний долгое время оставались неизвестными. И только в 1892 года трудами отечественного учёного Дмитрия Иосифовича Ивановского было обнаружено болезнетворное начало.

Его называют веществом со свойствами существа, существом с признаками вещества, плохими новостями в белковой оболочке. Какое бы название ни было они – целая империя – империя зла”.

Учитель: Как вы думаете, о каких возбудителях болезней шла речь в видеофрагменте, и что мы будем изучать сегодня на уроке?

Учащиеся высказывают своё мнение

Учитель: Вы абсолютно правы. Тему я сформулировала так “Вирусы: империя зла” (слайд 3). В течение урока вам предстоит заполнить рабочий лист (Приложение 1). Запишите на нём сейчас число и тему. Вы можете записать формулировку, которую предложила я, можете написать просто “Вирусы”, а в конце урока предложить творческий вариат темы.

В настоящее время о вирусах известно многое, учёные остроумно дают им такие описания: существа с признаками веществ, вещества со свойствами существ, плохие новости в белковой упаковке, империя зла (слайд 4). Посоветуйтесь в течение полминуты со своими соседом по парте и объясните одну из предложенных характеристик.

Организуется работа в парах (0,5 мин.) с последующими объяснениями учеников.

Спасибо за ваши предположения, я предлагаю сегодня на уроке убедиться в их правильности и составить истинную характеристику вирусов. Как вы думаете, что для этого о вирусах нам необходимо узнать?

Учащиеся предлагают план изучения вирусов: узнать о строении, образе жизни, значении.

Учитель: Изучая живые организмы, мы, прежде всего, обращали внимание на особенности их строения, не будем делать искулючений и познакомимся для начала с особенностями организации вирусов.

Учёными установлено, что вирусы не имеют клеточного строения, их организацию можно схематично представить следующим образом (демонстрируется схема – слайд 5).

Пользуясь этой схемой, составьте, пожалуйста, рассказ о строении вирусов, обратите внимание на компоненты вирусной частицы, предположите, какие функции они могут выполнять. Вы можете работать самостоятельно или в паре со своим соседом по парте. На работу вам 1 минута.

Организуется работа в парах.

Учитель: О каких особенностях строения вирусов вы узнали из этой схемы? Предлагаю учащимся, сидящим за партами первого ряда друг за другом озвучить по одному предложению из вашего рассказа.

В случае затруднения организуется беседа по вопросам:

- Из каких компонентов состоит вирусная частица? (вирусная частица состоит из нуклеиновой кислоты и капсида)

- Выделяют ДНК и РНКсодержащие вирусы. На чём основана данная классификация? (вирусная частица содержит молекулу ДНК или РНК)

- Какова структура молекулы вирусной нуклеиновй кислоты? (это может быть двухцепочечная или одноцепочечная молекула)

- Какую функцию выполняет молекула нуклеиновой кислоты? (в ней хранится наследственная информация вируса)

- Что такое капсид? Какими структурными единицами он образован?

- Каковы функции капсида? (Капсид защищает наследственную информацию, способствует прикреплению вируса к мембране клетке, разрушению мембраны, обеспечивает проникновение вируса в клетку)

Учитель: Подобный план строения имеет вирус табачной мозаики (демонстрация рисунка – слайд 6). Но существуют и более сложноорганизованные вирусы. Обратите внимание на экран (слайд 7): перед вами схематический рисунок ВИЧ. В чём отличие этого вируса от вируса табачной мозаики?

Ученик: В отличие от вируса табачной мозаики ВИЧ кроме молекулы РНК и капсида имеет ещё и внешнюю мембрану, которая образована молекулами сложных липидов, углеводов и белков.

Учитель: Совершенно верно. Вирус СПИДа имеет более сложное строение и относится к сложноорганизованным вирусам. Несколько иной план строения имеет бактериофаг. Ознакомьтесь с текстом информационного листа (Приложение 2) и выясните, каковы особенности строения бактериофага (слайд 8).

Организуется самостоятельная работа с текстом с последующей беседой.

Учитель: О каких особенностях организации бактериофагов вы узнали?

Выполните задание № 1 на рабочем листе, озвучте ваши решения.

На рабочем листе с помощью ключевых слов опишите особенности строения вирусной частицы, выполняя задание № 2.

Учитель: Как нам известно, особенности строения всегда связаны с образом жизни того или иного организма. Что вы знаете об образе жизни вирусов?

Ученик: Вирусы – это только паразичиские формы.

Учитель: Действительно, вирусы – это внутриклеточные паразиты (слайд 9). Какие особенности строения вирусов предопределили именно такой образ жизни? Почему вирусы не способны к самостоятельному существованию?

В случае затруднения уместны следующие наводящие вопросы:

- Вспомните, какие организмы называются паразитами? (организмы, питающиеся готовыми органическими веществами других живых организмов)

- Почему вирусы не могут самостоятельно синтезировать нужные им вещества? (нет соответствующих структур)

Учитель: У вирусов нет собственного обмена веществ, в соответствии с этим у них различают две жизненные формы: покоящаяся внеклеточная - вирион и активно размножающаяся внутриклеточная форма. Вирионы демонстрируют отменную жизнеспособность. В частности, они выдерживают давление до 6000 атмосфер и переносят высокие дозы радиации, однако погибают при высокой температуре, облучении ультрафиолетовыми лучами, а также воздействии кислот и дезинфицирующих веществ.

У вирионов есть собственная наследственная информация, но реализовать её они не могут самостоятельно, у них нет собственного обмена веществ, именно поэтому вирусы обречены природой быть внутриклеточными паразитами.

Как же складывается взаимодействие вирусной частицы и клетки жертвы? Обратимся к информации цифрового образовательного ресурса: пользуясь анимационным фрагментом, постарайтесь выявить основные стадии жизненного цикла вируса и выполнить задание № 3 на рабочем листе.

Организуется просмотр анимационного фрагмента “Бактериофаг” (Мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова Общая биология. 10-11 класс), выполнение задания на рабочем листе.

Учитель: О каких этапах жизненного цикла вируса вы узнали? Чтобы ещё раз проверить себя и письменно выполнить задание на рабочем листе, предлагаю снова обратиться к цифровому ресурсу и выполнить интерактивное задание.

Организуется выполнение интерактивного задания “Жизненный цикл бактериофага” (Мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова Общая биология. 10-11 класс), проверка выполнения задания № 3 на рабочем листе.

В случае отсутствия мультимедийного приложения демонстрируется слайд 10, с последующей проверкой задания – слайд 11.

Ученик: Этапы развития вируса (бактериофага):

  1. Бактериофаг присоединяется к клетке и вводит в неё полый стержень
  2. Бактериофаг вводит в клетку свой генетический материал
  3. ДНК бактериофага встраивается в ДНК клетки и блокирует её
  4. Самовоспроизведение (репликация) ДНК вируса
  5. В цитоплазме клетки начинается синтез белков вируса
  6. Самосборка вирусных частиц бактериофага
  7. Бактериальная клетка гибнет, новые бактериофаги выходят наружу.

Учитель: Активно размножающаяся внутриклеточная форма представляет собой адскую машину, которая продуцирует гигантское число вирусов (слайд 12). Каждая инфицированная одним вирусом клетка производит около 2 тыс. новых вирусов. Небольшая группа клеток (11) произведет примерно 22 тыс. вирионов, способных атаковать соответственно 22 тыс. здоровых клеток. В свою очередь эти клетки дадут 44 млн новых убийц. Во время следующего цикла размножения число вирусов возрастет уже до 88 млрд, каждый из которых может убить здоровую клетку. Впечатляющая цифра!

К каким последствиям приведёт эта атака, мы уже слышали – страшные эпидемии, волновавшие человечество на протяжении многовековой истории.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и узнать о вирусных заболеваниях (слайд 13). Для этого ребята, сидящие за нечётными партами (1,3,5) развернутся к тем, кто сидит за нечётными партами. У каждой группы на столе есть текстовая информация (Приложение 3). Ваша задача изучить её и подготовить лаконичное сообщение для одноклассников в виде биологической СМС с максимальным количеством слов – 12. На работу вам 3 минуты.

Организуется работа в группах.

Учитель: Пришло время отчитаться о проделанной работе. Зачитайте тексты ваших СМС.

Представители групп зачитывают свои СМС, демонстрируются слайды 14 – 17, если необходимо звучат комментарии учителя.

Учитель: Выполните задание № 4 рабочего листа: перечислите заболевания вирусной природы, о которых вы получили информацию.

Учитель: В начале урока прозвучала информация о том, что вирусы – это: существа с признаками веществ, вещества со свойствами существ, плохие новости в белковой упаковке, империя зла, были высказаны предположения (слайд18). Удалось ли вам убедиться в их правильности или объяснить названия по-другому?

Учитель: Есть ли у вас желание изменить формулировку темы? Моя формулировка верна, но не вся информация о вирусах прозвучала на уроке, поэтому я всё-таки внесу некоторые изменения: “Вирусы – империя зла?” (слайд 19).

Всегда ли вирусы – это только зла и болезни? Я предлагаю вам дома найти ответ на этот вопрос.

Домашнее задание (одно – на выбор учащихся): пользуясь дополнительными источниками информации:

  • Подобрать информация для оформления уголка безопасности на тему “Осторожно, грипп!”
  • Подготовить сообщение на тему “Способны ли вирусы на добрые дела?”
  • Составить информационный буклет “Вирусы”, посвятив его вирусам, поражающим не только человека, но и других живых организмов (слайд 20).

Источники информации

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 класс).


материал к уроку биологии в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги." Материал включает в себя разработку урока, презентицию и буклет для учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
nekletochnye_formy_zhizni.rar 1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии

Составила учитель биологии

Опарина Анна Валерьевна

Педагогический стаж- 7 лет

1. 5-11 классы: программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт-сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2009.-92 с.

2. Биология.Общая биология. 10-11 классы. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В., М.: Дрофа, 2013

Цель: познакомить учащихся с вирусами и бактериофагами как неклеточной формой жизни.

  1. Познакомить учащихся со строением вирусов и бактериофагов, как неклеточной форме жизни
  2. Расширить представления о цикле размножения вирусов и бактериофагов.
  3. Дать представление о гипотезах возникновения вирусов.

  1. Создание условий для формирования ответственного отношения к своему здоровью
  2. Воспитание самостоятельности через организацию работы в группах
  3. Воспитание осознанной необходимости в ответственному отношению к своему здоровью.

  1. Развитие умения анализировать и сравнивать биологические объекты с объектами неживой природы.
  2. Развитие умения делать выводы, используя схемы
  3. Развитие познавательного интереса учащихся через создание проблемной ситуации.
  4. Развитие навыков работы в малых группах.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, проблемный.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

1.Актуализация знаний учащихся

- строение вирусов и бактериофагов, их размножение

- гипотезы происхождения вирусов и бактериофагов

- значение вирусов в жизни человека и природе

- закрепление нового материала

3. Рефлексия + домашнее задание

Перед уроком учащиеся разделены на 5 групп по 5 человек.

1. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Одно из современных положений клеточной теории гласит: клетка- универсальная структурная и функциональная единица жизни.

Но все ли организмы имеют клеточное строение?

Ответы учащихся. Слайд № 1

Когда-то, миллионы лет назад,
На нашей замечательной планете
Возникла жизнь, и начался парад
Невиданных существ на этом свете.
Бактерии, простейшие, грибы,
Не счесть червей, и так от века к веку
Жизнь становилась гуще и сложней
И, наконец, дошла до человека.
Все хорошо! Но, видимо, Природа
Иль просчиталась где, иль что недоучла,
Но в этой распрекрасной бочке меда
И ложку дегтя нам преподнесла!
Иль существа, а может, вещества
Об этом долгий спор не утихает,
Но вирусы- и все об этом знают
Среди других живут и процветают
Печальная реальность такова!
Грозит нам СПИД- себя как уберечь?!
И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!
Как сделать, чтобы затупился меч,
А щит непробиваемым остался!

О чем идет речь в стихотворении? Ответы учащихся.

Учащиеся делают запись в буклете

Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать? Ответы учащихся.

Всем известно, что вирусы являются возбудителями многих заболеваний, что они малы. Но не многие из нас знают особенности этих загадочных организмов.

Девиз урока: Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека Слайд № 3

Задание учащимся: в течение рассказа вы должны заполнить первую страницу буклета.

На место происшествия был направлен молодой ученый, выпускник Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ивановский. Сделано бессчетное количество опытов и исследований по изучению возбудителя. Слайд № 5

И вот в 1892 году мир науки сотрясла новость - обнаружена новая, неизвестная ранее форма жизни, открыты необычайно микроскопические организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтров. Д.И.Ивановский открыл целый новый мир живых существ – мир фильтрующихся вирусов. Но подобно Колумбу, открывшему новый континент, он даже не дал ему названия. Слайд № 6

Учитель: За открытием Ивановского последовали новые открытия вирусов и вирусных заболеваний растений, животных и человека: грипп, ящур, оспа, чума, герпес - и, наконец, открыт вирус СПИДа.

Абсолютное большинство вирусов было открыто при установлении причины какого-либо заболевания человека, животных или растений.

Наука, изучающая вирусы называется вирусологией. 12 февраля 1892 года является официальной датой рождения науки вирусологии.

Проверка заполнения первой страницы буклета фронтально.

- строение вирусов и бактериофагов, их размножение

Учитель: Вирусы- это неклеточная форма жизни . Размер от 20 до 300 нм. (1 нм- 10 в -9 метра)

Вирусы существуют в двух состояниях: покоящемся ( вирионы- полностью сформированный вирус) и репродуцирующемся ( внутриклеточные ). Слайд № 8

Особенности строения вирусов:

вирус состоит из молекулы ДНК или РНК, заключенной в белковую оболочку- капсид. Функции капсида: защита нуклеиновой кислоты от ультрафиолетового излучения и воздействия ферментов, прикрепление вируса к поверхности мембраны клетки-хозяина за счет рецепторов, которые комплементарны рецепторам клеточных мембран. Поэтому вирус поражает клетки строго определенных видов. Так, вирус гепатита А или Б проникает и размножается только в клетках печени; аденовирусы и вирус гриппа — в клетках эпителия слизистой оболочки верхних дыхательных путей; вирус, вызывающий воспаление головного мозга, — в нервных клетках; вирус эпидемического паротита (свинка) — в клетках околоушных слюнных желез. Многие вирусы помимо белкового капсида имеют внешнюю мембрану, состоящую из белков, липидов и полисахаридов. Такая внешняя оболочка называется суперкапсидом.

Учащиеся в группе заполняют схему строения вирусов в буклете. Проверка фронтально. Слайд № 9

По внешнему виду вирусы могут быть: шарообразными (вирус гриппа), кубовидными (вирус оспы), иметь вид палочки (вирус табачной мозаики – шестигранная палочка), многоугольными, сферическими, нитевидными. Слайд № 10.

Бактериофаги. В 1915 году Ф.Тоуртом были открыты вирусы бактерий – бактериофаги. Бактериофаги, или фаги, способны проникать в клетку бактерий и разрушать ее.

Бактериофаг был открыт в 1917 году канадским бактериологом Ф. де Эрелль.

Строение бактериофага. Строение их достаточно сложное. Помимо икосаэдрической головки, содержащей генетический материал, имеют полый цилиндрический отросток, окружённый чехлом из сократительных белков и заканчивающийся шестиугольной площадкой с шестью короткими выростами и шестью длинными нитями. Слайд № 11

Заполнение схемы строения вирусов вместе, под руководством учителя.

Учитель: Ученые все еще спорят – вирусы это кто? Или что?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос

Вспомните свойства живого: (фронтально)

  1. Единство химического состава
  2. Единство химической организации
  3. Открытость
  4. Обмен веществ и энергии
  5. Самовоспроизведение
  6. Саморегуляция
  7. Развитие и рост
  8. Раздражимость
  9. Наследственность и изменчивость

Весь этот комплекс критериев можно считать достаточным и необходимым для определения живого. Если тело не отвечает хотя бы одному критерию, то его живым считать нельзя.

Задание группам: Сравните объекты живой природы клеточной организации с вирусами и бактериофагами.

Учащиеся работают в группе по заполнению таблицы с записью результатов в буклете. Слайд № 12

Заполнить самостоятельно таблицу из предложенных тезисов Слайд № 13

1. Обладают наследственностью.

2. Не имеют клеточного строения

3. РНК (ДНК) + капсид

4. Вирусы имеют только один тип нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК).

5. Вирусы никогда не размножаются делением.

6. Обладают изменчивостью (мутируют).

7. Вирусы никогда не размножаются вне клетки хозяина.

8. Способны производить себе подобных.

9. Отсутствует собственный обмен веществ

10. Быстро размножаются

11.Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют.

13.Вирусы не растут, не потребляют пищу

14.Приспособленность к меняющимся условиям среды

15. Маленькие размеры

16. Занимают пограничное положение между живой и неживой материей

Сходство вирусов с живыми организмами

Отличие вируса от живых организмов

Слайд № 14. Проверка фронтальная. Встаньте та группа, у которой нет ни одной или одна ошибка. Теперь встаньте та группа, у которой от двух до четырех ошибок. Спасибо. А теперь встаньте та группа, у которой более четырех ошибок.

Из результатов таблицы ответьте на вопрос: Вирус: кто или что ? Ответы детей. На основании всего вышеизложенного делаем вывод : Сегодня предполагают, что вирусы существуют между живым и неживым мирами и являются основными участниками эволюции, проявляют свойства живого только внутри клетки-хозяина.

- Схема размножения вирусов

Учитель: Слайд № 15. Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов. Размножение вирусов (репродукция) – это многоступенчатый процесс. Основной путь проникновения вируса в клетку хозяина – рецепторный эндоцитоз. Вирусы попадают внутрь клетки вместе с капельками межклеточной жидкости. Процесс проникновения вириона в клетку хозяина включает несколько этапов:

1. Прикрепление вируса к клеточным рецепторам;

2. Образование вакуоли (эндоцитоз);

3. Выход вируса из вакуоли в цитоплазму.

Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки – этот процесс называется адсорбцией .

Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку (у бактериофагов) или проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты. Этот процесс называется инъекцией .

Редупликация вирусных молекул нуклеиновой кислоты осуществляется за счет нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина.

Синтез вирусных белков и ферментов — осуществляется на рибосомах клетки.

Сборка вирусных частиц— осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков и нуклеиновых кислот.

Учащиеся рассматривают схему размножения вирусов в буклете. Учащиеся делают пометки.

Составьте схему размножения бактериофага с помощью дополнительной информации, выданной каждой группе. Учащиеся работают в группах.

Несколько иной путь проникновения в клетку у вирусов бактерий – бактериофагов.

Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая «прописка” вирусов в тех или иных клетках.

Проникновение вируса в клетку. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.

Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.

Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. «Происходит смерть ради жизни” — при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

Проверьте правильность схемы с помощью рис.39 на стр.80 учебника. Проверить результаты фронтально. Слайд № 16.

Учитель: Пока вирусов было известно немного и еще меньше знали о них, ученых вполне устраивала такая простая классификация: вирусы животных, вирусы растений, вирусы бактерий. Но уже к концу 40 — началу 50-х годов это деление перестало удовлетворять. Во-первых, были обнаружены вирусы, которые могли поражать и растения, и животных; во-вторых, среди каждой из этих групп их набиралось столько, что требовалась дальнейшая градация.

Какие виды нуклеиновых кислот вам известны?

Слайд № 17. Рассмотрите схему классификации вирусов, предложенной в буклете. Назовите основу классификации. Ответы учащихся. (основа- тип нуклеиновой кислоты).

В зависимости от вида НК вирусы делятся на:

А) однонитчатые (крысиный вирус Килхама)

Б) двунитчатые ( Оспа человека, овец, свиней, аденовирусы (ОРЗ) человека, герпес )

А) однонитчатые ( Энцефалит, краснуха, корь, бешенство, грипп и др. (ВИЧ) )

Б) двунитчатые ( Вирусы насекомых и других животных )

- гипотезы происхождения вирусов.

Учитель: Существует несколько гипотез происхождения вирусов:

  1. Вирусы – потомки бактерий – результат их регрессивной эволюции
  2. Вирусы – заблудившиеся клеточные органоиды (рибосомы, фрагменты хромосом)
  3. Занесены из космоса с космической пылью.

- значение вирусов в жизни человека и природе

Ребята, скажите зачем нам нужны знания о вирусах? Ответы учащихся.

Вирусы являются постоянными спутниками человека от рождения вплоть до глубокой старости. Считается, что при средней продолжительности жизни 70 лет около 7 лет человек болеет вирусными заболеваниями.

В настоящее время писано более 1000 различных видов вирусов. Виды объединяют в роды и семейства. Все вместе их выделяют в особое царство живой природы – Вирусы . Более 500 видов вирусов могут вызывать инфекционные заболевания человека. Не описаны вирусы мхов и водорослей. Несколько видов вирусов известны у грибов, папоротникообразных и голосеменных. Известно много вирусов у цветковых растений. Вирусные заболевания наносят большой ущерб животноводству и могут разрушить его в масштабе целой страны. Подобная катастрофа наблюдалась в конце 2000г. в Великобритании. В настоящее время от вируса птичьего гриппа погибает огромное количество домашних и диких птиц.

Какие способы борьбы с вирусными инфекциями существуют?

Четвертый способ- отвлекающая терапия: ножную ванночку с горчицей перед сном (на 5 минут), надеть шерстяные носки. Пить горячий чай с лимоном (противогриппозное действие), или с малиной, чтобы пропотеть. Полоскать несколько раз горло отваром ромашки, шалфея или настойкой чеснока. Смазать полость носа оксолиновой мазью (убивает микробы). Полноценный сон, питание

К лекарству, которое разрабатывается против вируса, предъявляются определенные требования. Оно должно губительно действовать на вирус, но не влиять на жизнедеятельность самой клетки. Лечение вирусных болезней – задача весьма сложная.

Какие вам известны заболевания человека, возбудителем которых являются вирусы? Современный мир поразило страшное вирусное заболевание, о которого ежедневно умирают люди.

Значение вирусов в природе и жизни человека

  • Вирусы вызывают многие опасные заболевания человека: оспу, ветряную оспу, корь, грипп, гепатит, герпес, бешенство, полиомиелит, СПИД.
  • Вирусные заболевания поражают животных и растения, принося ущерб сельскому хозяйству.
  • Вирусы - бактериофаги используются для изучения синтеза белка, строения гена, раковых заболеваний.
  • Вирусы используются для борьбы с насекомыми-вредителями (например, с хлопковой совкой в США, кроликами в Австралии).

Биологический диктант (индивидуально). Слайд № 18

  1. Наука, изучающая вирусы называется цитологией
  2. Вирусы открыл Д.И. Ивановский
  3. Генетическая информация вирусов представлена в виде ДНК
  4. Свойства живого вирусы проявляют вне клетки-хозяина.
  5. Вирусы- это примитивные бактерии.
  6. Вирусы размножаются в клетке-хозяине
  7. Бактериофаги- это вирусы поражающие бактериальные клетки
  8. Беловая оболочка вирусов называется вирион
  9. Вирусы- это особая форма неклеточной жизни
  10. Вирусы имеют шаровидную форму

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции