Биология 5 класс модель вируса


Общее описание

Вирусы находятся в атмосфере, почве, воде. Различают вирусы растений, животных, грибов, бактерий. Вирусы, поражающие бактерии, называются бактериофагами. Существуют сателлиты, которые попадают в клетку только при наличии в ней дополнительного вируса.


Рис. 1. Бактериофаг.

Большинство вирусов вызывает инфекции, некоторые виды не оказывают видимого влияния. Одним из интересных фактов является наличие остатков вирусов в ДНК человека.

Вирусы имеют разнообразную форму (шары, спирали, палочки) и мельчайшие размеры – 20-300 нм (в 1 мм 1 млн. нм). Самые крупные вирусы – мимивирусы, имеющие диаметр в 500 нм. Они имитируют строение и жизнедеятельность бактерий, и некоторые учёные считают мимивирусы переходной формой от вирусов к бактериям.


Рис. 2. Мимивирусы.

Кратко о вирусах и их отличиях от живой и неживой материи представлено в таблице.

Строение

Отличия

от неживой материи

от живых организмов

Молекулы ДНК или РНК, заключённые в плотную белковую оболочку – капсид. Сложноустроенные вирусы могут иметь дополнительную оболочку из жиров или белков

– передача наследственной информации (ДНК или РНК);

– способность к мутациям;

– способность адаптироваться к условиям окружающей среды

– Отсутствие клеточного строения;

– обладают свойствами неживой материи вне клетки;

– отсутствие обмена веществ (дыхания, питания);

– отсутствие роста и развития

Вирусы могут размножаться только внутри клетки (в цитоплазме или ядре), т.е. являются облигатными паразитами. Находясь вне клетки, вирусы кристаллизуются, превращаясь в вирионы, и могут находиться в таком состоянии долгое время.

Классификация

Вирусы выделяются в отдельное царство и классифицируются по пяти таксонам. Большинство вирусов ещё не изучено и не классифицировано.
Современная классификация включает:

  • 9 отрядов;
  • 127 семейств;
  • 44 подсемейств;
  • 782 рода;
  • 4686 видов.

Биолог Дейвид Балтимор в 1971 году разработал альтернативную классификацию вирусов по особенностям генетической информации. Балтимор разграничил, какие бывают вирусы по содержанию РНК или ДНК.
Его классификацию можно объединить в три крупные группы:

  • ДНК-вирусы;
  • РНК-вирусы;
  • Вирусы, превращающие РНК в ДНК.

Основные виды вирусов в биологии по Балтимору представлены в таблице.

Название

Класс по Балтимору

Особенности

Примеры

Двуцепочечная ДНК. Размножение в ядре клетки

Вирусы оспы, герпеса, папиллом

Одноцепочечная ДНК. Размножение в ядре

ДНК одновременно двуцепочечная и одноцепочечная

Вирус гепатита В

Двуцепочечная РНК. Размножение в цитоплазме

Одноцепочечная информативная РНК (плюс-цепь)

Одноцепочечная РНК, не несущая информацию (минус-цепь)

Одноцепочечная РНК (плюс-цепь) превращается в ДНК

Вирусы – структуры, меняющие ДНК клетки, в результате чего клетка производит новые вирусы. Когда вирусов становится слишком много, они разрывают клеточную мембрану, выходят наружу и поражают новые клетки. Иногда не убивают клетку, а отпочковываются от неё.


Рис. 3. Вирус, внедряющийся в клетку.

Что мы узнали?

Из доклада 5-6 класса узнали о строении, особенностях, классификации вирусов. Их нельзя отнести ни к живой природе, ни к неживой материи. По структуре вирусы – белки, несущие наследственную информацию, которая встраивается в живую клетку. Биолог Балтимор выделил семь классов вирусов в зависимости от особенностей строения генетического материала.































Описание презентации по отдельным слайдам:

Основные задачи при обучении слабовидящих детей Коррекция Компенсация Восстановление нарушенных и недоразвитых функций

Цель Формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира Формирование бисенсорного и полисенсорного восприятия

Задачи кружка Развитие тонких дифференцированных движений рук Развитие осязания Развитие мелкой моторики рук Коррекция восприятия цвета и формы предметов Развитие объёмных представлений Развитие умений соотносить размеры форму и взаимное расположение составных частей модели Усвоение биологических понятий на более высоком качественном уровне при соединении практической деятельности с теоретическим обучением

Развитие познавательной деятельности учащихся Выполнение системы умственных действий: Пользование устными и письменными инструкциями Планирование предстоящей работы Производство измерительных операций Контролирование работы Установление причинно-следственных зависимостей в процессе изготовления изделия Отчёт о выполненной работе или описание её

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


География. Для тех, кто хочет все успеть

350 руб. 154.00 руб.


Современная школа игры на фортепиано

350 руб. 410.00 руб.


Готовимся к школе. Учимся проходить лабиринты.KUMON

350 руб. 541.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Краткий справочник по биологии

350 руб. 162.00 руб.


Все словарные слова. 3 класс

350 руб. 121.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 145.00 руб.


350 руб. 285.00 руб.


Прописи. Комплект из 3-х частей

350 руб. 195.00 руб.


Узнаю звуки и буквы: для детей 4-5 лет. Ч. 2. 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 145.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




В презентации рассматриваются особенности работы со слабовидящими детьми, цели и задачи при обучении слабовидящих детей. Один из примеров такой работы - изготовление объёмных моделей из пластилина. В процессе создания моделей у детей с нарушением зрения формируются умения и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, бисенсорное и полисенсорное восприятие, а также развивается познавательная деятельность.

  • Скорлотова Юлия ЕвгеньевнаНаписать 0 11.11.2015

Номер материала: ДВ-146423

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    11.11.2015 825
    11.11.2015 2158
    11.11.2015 476
    11.11.2015 11576
    11.11.2015 2932
    11.11.2015 750
    11.11.2015 7764

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Компания Visual Science Ивана Константинова создаёт научно достоверные модели для фармкомпаний, учёных и студентов по всему миру


Ещё во время учёбы в МГУ биолог Иван Константинов увлёкся дизайном и основал студию. Помимо обычных заказов, он начал заниматься биомедицинской визуализацией. В 2010 году модель вируса ВИЧ, созданная его студией, получила международное признание. Это была первая подобная модель в мире — предприниматель сравнивает её с высадкой на Марс. После международного признания его компания стала получать заказы от крупных фармацевтических корпораций, её модели вошли в презентации нобелевских лауреатов. В прошлом году Visual Science также стала делать музейные экспонаты, интерактивные приложения и учебные пособия.

Студия научной инфографики

Дата запуска: 2007 год

Иван Константинов основатель и руководитель Visual Science

Как всё начиналось

В университете у нас был доступ к западным учебникам. Наш преподаватель по биохимии заказывал хорошие иностранные книги, сканировал фрагменты и делал подборки. В те годы учебную литературу уже можно было найти в Сети. Несмотря на то, что это были учебники ведущих научных издательств, к материалам в них были претензии: они были сделаны не так хорошо, как могли бы. Я удивлялся, почему графика в играх или в кино на порядок лучше, чем в науке, которая работает с гораздо более сложными объектами и где пространственная передача очень важна. Хотелось как-то повлиять на это.

Она была не нова. В США и Канаде много компаний, специализирующихся на биомедицинской визуализации, рекламе и коммуникациях в области медицины, фармацевтики, био- и нанотехнологий. Там есть профильные курсы в ведущих университетах, профессиональные организации (Association of medical illustrators), ежегодные конференции, премии.

Портфолио и первые ошибки

В течение трёх лет с 2006 года проект Visual Science существовал в ноутбуке: идея, прототипы технологий, тестовые проекты. Мы начали с биомедицинской визуализации. Она позволяет продемонстрировать объекты и явления окружающего мира, которые нельзя или сложно увидеть. Это актуально для образования и ряда областей науки. Первые проекты мы показали осенью 2007-го. Начинали с решения проблем качественной визуализации пространственных структур белков, макромолекулярных комплексов и общебиологических тем.

Два года мы работали исключительно на портфолио — надо было понять, что мы сможем предложить. Часть ребят мне просто помогали, потому что идея была интересна. Мы не знали, что из этого получится, но понимали, что сначала надо показать, что можно сделать, и только потом заказчик поймёт, что он хочет так же сделать и свой проект. Крошечный офис 14 метров появился в 2009 году.






Сначала мы совершали очень много ошибок. Думали, что достаточно сделать отличный продукт или услугу, и все моментально узнают о тебе. Мы не сразу сделали английскую версию сайта, хотя США — основной рынок, а в России люди только начали узнавать, что такое направление существует. Не учли отличие менталитета (в России не привыкли платить за электронный контент), не учли особенностей местного спроса.

Команда

Первые работы были сделаны мною. Потом стало понятно, что мне нужен кто-то, кто лучше меня разбирается в разных областях — в науке, 3D, дизайне, программировании и т. д. Я старался приглашать лучших специалистов. Так сначала появился специалист по 3D-моделированию, потом стал нужен человек, который будет заниматьcя исключительно наукой, затем — дизайнер, программист и т. д.

Разумеется, бывшие однокурсники из МГУ — значительная часть команды. По мере развития, роста сложности проектов образ компании начал притягивать нужных людей со сходным видением и уровнем. На проектах занято в среднем 12 человек из различных сфер: наука, научное моделирование, 3D-моделирование, визуализация и дизайн, программирование. Есть также менеджмент, продажи, лаборатория и бэк-офис. У нас есть офис в Москве и более 70 научных консультантов в США, России, Германии.

Мировой успех

Чтобы привлечь внимание крупных заказчиков, мы стали участвовать в международных конкурсах. О нас заговорили в 2010 году, когда мы первыми в мире создали полную научно достоверную модель вируса ВИЧ с атомной детализацией. Дело в том, что одни методы позволяют получить представление об общем строении вируса (грубые очертания, размер, количество компонентов), другие — о строении очень маленьких отдельных компонентов, которых в вирусе может быть от сотен до нескольких миллионов. Получить модель вируса с очень высоким разрешением и большой достоверностью каким-то одним научным методом до нас не удавалось.

Мы совместили результаты, полученные различными методами, добавили серьёзную научную экспертизу и опыт специалистов отделов молекулярного и 3D-моделирования компании, мнения экспертов из научного сообщества.

В 2010 году первая разработка этой серии стала лучшей научной иллюстрацией в мире по версии одного из наиболее авторитетных научных журналов Science и Национального научного фонда США. Она дала возможность увидеть то, что недоступно взгляду человека, — это как высадка Curiosity на Марс. Только Марс, в отличие от ВИЧ, не уносит по два миллиона жизней в год.

В зависимости
от уровня научной достоверности и детализации стоимость визуализации может отличаться в 10–15 раз и доходить до нескольких
миллионов рублей

Сейчас у компании три основных направления. Исторически первое — биомедицинская визуализация и анимация. Есть также дизайн-студия, которая специализируется на решении задач медицинских, фармацевтических, био- и нанотехнологических компаний. Помимо этого, компания занимается созданием образовательного контента для учёных университетов и школ. C 2013 года направление образования дополняет лаборатория образовательных пособий и музейных экспонатов. Это мелкосерийное производство пластиковых моделей для курсов анатомии, медицины, химии, биологии и т. д. Там же мы создаём экспонаты для естественнонаучных музеев.


Алгоритм работы

Схема работы может существенно отличаться от проекта к проекту. На примере вируса её можно описать так.

Сбор и анализ научных данных о строении на основе сотен публикаций в научных журналах. Консультации с ведущими исследователями из научных и образовательных центров США и Европы, проверка и оценка альтернативных гипотез. Формирование отчёта, плана модели, определение недостающих и неполных атомных структур компонентов — белков, липидов, нуклеиновых кислот.

Молекулярное моделирование недостающих фрагментов вирусных компонентов с использованием методов структурной биоинформатики. Восстановление полной атомной структуры всех компонентов, поиск интерфейсов и моделирование взаимодействий компонентов структуры.

Сборка полной модели в программах трёхмерного моделирования с помощью собственных алгоритмов.

Визуализация полных моделей, состоящих из высокополигональных моделей всех компонентов, численностью до нескольких миллионов. Стандартным выходным разрешением является 40 тысяч на 40 тысяч пикселей без потери качества отображения поверхности каждой молекулы и атома (можно напечатать с фотокачеством изображение в два роста человека).

Создание интерактивных приложений и информационной графики, продуктов на основе полученной модели в отделах графического дизайна и программирования.

В зависимости от уровня научной достоверности и детализации стоимость визуализации может отличаться в 10–15 раз и доходить до нескольких миллионов рублей. На Западе стоимость минуты анимации — в районе 40–70 тысяч долларов. Она, конечно, может варьироваться, но коэффициент такой.

В направлении коммуникации наши расценки в среднем на 20–50 % выше прайса неспециализированных студий и агентств (свои доходы компания не раскрывает. — Прим. The Village). В направлении образовательных пособий и музейных экспонатов мы делаем первые шаги: мелкосерийные модели для образования стоят от трёх тысяч рублей. Для музейных экспонатов цена определяется индивидуально. В частности, относительно простая модель аденовируса стоила 770 тысяч рублей.

Наши образовательные пособия даже с учётом их мелкосерийности и уникальных моделей дешевле серийных аналогов конкурентов. К сожалению, рост курса доллара существенно повлияет на это, так как большинство расходных материалов, полимеров, смол мы закупаем в США и Европе.

Фотографии: Иван Анисимов

ИллюстрациИ: Visual Science

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (906,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности.

Образовательные:

  • расширить знания о строении и функционировании вирусов
  • углубить знания о значении вирусов в эволюции, природе и жизни человека

Развивающие:

  • продолжить развитие познавательных процессов
  • развитие умений работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы, подводить итоги

Воспитательные:

  • формирование патриотического воспитания через гордость за отечественного ученого, сделавшего величайшее открытие в области вирусологии
  • осуществление санитарно-гигиенического воспитания

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, интерактивная презентация к уроку (презентация 1) или (презентация 2), опорный лист (приложение 3)

Тип урока: изучение нового материала; первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Используемая технология: информационно-коммуникационная технология, технология опорных схем и конспектов.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Постановка темы и целей урока.

Здравствуйте, ребята! На уроках биологии, изучая молекулярный уровень, вы познакомились с органическими веществами. Назовите их (Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Какие функции выполняют данные вещества? (Энергетическую, структурную, транспортную, запасающую, особая роль у нуклеиновых кислот - хранение наследственной информации). Может ли одно или два органических веществ быть самостоятельным организмом? В природе существуют такие формы - вирусы. И сегодня мы найдем ответ на вопрос: это вещества или существа, - рассмотрев их строение и процессы.

2. Изучение нового материала.

1. История открытия вирусов.

В 1892 году русский микробиолог Дмитрий Иосифович Ивановский изучал табачную мозаику - болезнь растения табака, при которой его листья становятся пятнистыми. Ивановский обнаружил, что сок, полученный из пораженных листьев, при нанесении его на здоровые растения способен передавать им болезнь. Желая выделить микроорганизмы, вызывающие табачную мозаику, Ивановский решил пропустить сок из больных листьев через фарфоровые фильтры, поры которых столь малы, что через них не могут пройти даже самые мелкие бактерии. Профильтрованный сок по-прежнему инфицировал здоровые растения, и Ивановский решил, что его фильтры имеют дефекты и поэтому пропускают сквозь себя бактерии, вызывающие табачную мозаику. Нидерландский микробиолог Мартинус Бейеринк в 1897 году, повторив эксперимент Ивановского, пришел к выводу, что агент, вызывающий болезнь табака, слишком мал, это некое вещество, молекула которого примерно такого же размера, как и молекула сахара. Бейеринк назвал этот инфицирующий агент фильтрующимся вирусом (слово "вирус" латинское, оно переводится как "отрава", "яд"). Увидеть вирусы удалось лишь в электронный микроскоп спустя 50 лет после их открытия. В знак признания выдающихся заслуг Д.И.Ивановского перед вирусологической наукой Институту вирусологии АМН СССР в 1950 году было присвоено его имя, в Академии медицинских наук учреждена премия имени Д.И.Ивановского, присуждаемая один раз в три года.

2. Размеры и формы вирусов.

Число вирусов, выявленных на сегодня, превышает тысячу. Все они объединены в царство Vira. Их изучает наука вирусология. Все они настолько малы, что, по словам одного из ученых, коллекция, собранная из всех известных вирусов, "поместилась бы в коробочке размером с маковое зернышко"!

Самые крупные вирусы (например, вирус оспы) достигают величины 400-700 нм и приближаются по размерам к небольшим бактериям; самые мелкие (возбудители полиомиелита, энцефалита, ящура) измеряются всего десятками нанометров, близки к крупным белковым молекулам, в частности молекулам гемоглобина крови; в среднем они раз в пятьдесят меньше бактерий (слайд 1).

Вирусы имеют разнообразные формы: палочковидные (ВТМ); пулевидные (вирус бешенства); сферические (полиомиелит, ВИЧ); нитевидные (филовирусы); в виде многогранников.

Что же входит в состав вируса?

3. Строение вирусной частицы.

Просто организованные вирусы представляют собой нуклеопротеиды, то есть состоят из нуклеиновой кислоты и нескольких белков, образующих капсид (слайд 2). Пример такого строения - вирус табачной мозаики. Сложноорганизованные вирусы имеют дополнительную оболочку, состоящую из липидов, углеводов, а некоторые вирусы имеют фрагмент мембраны клетки-хозяина. Геном вируса представлен однонитчатой (РНК - краснуха, корь, грипп, ВИЧ, ДНК - крысиный) или двунитчатой (ДНК - оспа, РНК - вирусы насекомых) молекулой ДНК или РНК. Так просто не устроен ни один живой организм. Какой вывод по этой части работы можно сделать? Является ли вирус клеткой? Чем отличаются вирусы по строению от клеток растений, животных, грибов и бактерий?

Сравним строение вирусной частицы с клеткой бактерии (слайд 3).

Заполним вторую колонку таблицы "Отличие от живых организмов", используя данный материал и текст параграфа № 10 (страница 38).

4. Процессы жизнедеятельности.

Что можно сказать о значении вирусов, обратив внимание на их названия?

- К числу вирусных заболеваний человека относятся, например, грипп, полимиелит, герпес, клещевой энцефалит, оспа, бешенство, корь, желтая лихорадка, инфекционный насморк, СПИД, гепатит А,В,С.

- У животных - ящур, коровья оспа, бешенство, грипп и др.

- У растений - МБТ (мозаичная болезнь табака), вирусы могут определять пятнистость окраски цветков (например, у тюльпана), изменения окраски листьев у многих растений.

Вирусы ведут паразитический образ жизни. Вирусы вне клетки являются просто веществом. Эта фаза жизни - внеклеточная, покоящаяся, нет признаков жизни, фаза вириона. Вторая фаза - внутриклеточная, размножающаяся в клетке хозяина. Обратите внимание на то, что вирус способен прикрепляться лишь к определенным клеткам, имеющим на своей поверхности специальные рецепторы. Вирусы бактерий - бактериофаги, имеют специальное приспособление, несколько напоминающее шприц. Просмотрев модель заражения клетки вирусной частицей проранжируйте этапы (слайд 4).

  • Лизис - растворение бактериальных клеток
  • Матурация - созревание вирусных частиц
  • Пенетрация - проникновение вируса в клетку
  • Выход размножившегося вируса из инфицированной клетки
  • Адсорбция - прикрепление вируса к клеточной стенке
  • Эклипс - синтез ферментов, необходимых для синтеза и репликации нуклеиновых кислот вируса

- Этап 1. Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая "прописка" вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп - эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит - печень, ВИЧ - лимфоциты).

- Этап 2. Проникновение вируса в клетку. Обратите внимание на экран. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.

- Этап 3. Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью - в ядро.

- Этап 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки - капсиды. Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. "Происходит смерть ради жизни" - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

- Этап 5. Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

Некоторые вирусы успевают проделать несколько циклов размножения, постепенно истощая и разрушая клетки, Иногда вирус живет мирно и размножается вместе с клеткой. такое перемирие может длиться годами. но в любой момент может быть нарушено.

Таким образом, мы рассмотрели основные этапы жизнедеятельности вирусов. Какой вывод можно сделать? Заполним первую колонку таблицы "Сходство с живыми организмами".

Какими специфическими чертами обладают вирусы? Так к какой группе принадлежат вирусы? Правильно - это живая система, ведущая паразитический образ жизни.

Почему трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?

Вирусы очень малы, они действуют на клеточном и молекулярном уровне. Человечество сегодня имеет мало возможностей борьбы с вирусами.

Основными путями передачи вирусной инфекции являются:

1) Пищевой путь, при котором вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания и водой (вирусный гепатит А, Е и др.)

2) Парентеральный (или через кровь), при котором вирус попадает непосредственно в кровь или внутреннюю среду человека. Главным образом это происходит при манипуляции зараженными хирургическими инструментами или шприцами, при незащищенном половом контакте, а также трансплацентарно от матери к ребенку. Таким путем передаются хрупкие вирусы, быстро разрушающиеся в окружающей среде (вирус гепатита В, ВИЧ, вирус бешенства и др.).

3) Дыхательный путь, для которого свойственен воздушно-капельный механизм передачи, при котором вирус попадает в организм человека вместе с вдыхаемым воздухом, который содержит частицы мокроты и слизи выброшенных больным человеком или животным. Это наиболее опасный путь передачи, так как с воздухом вирус может переноситься на значительные расстояния и вызывать целые эпидемии. Так передаются вирусы гриппа, парагриппа, свинки, ветряной оспы и др.

В результате адаптации к окружающей среде и применения лекарственных препаратов вирусы постоянно изменяют свою наследственную информацию. Постоянно приходится разрабатывать новые лекарственные препараты, но разработка их и внедрение - дело весьма сложное, дорогое и не быстрое. И если для борьбы с бактериальными инфекциями человечество располагает обширным арсеналом антибиотиков, то аналогичных лекарств для борьбы с вирусными болезнями практически нет. Можно сделать вывод, что основным методом борьбы с вирусами является профилактика.

Какие профилактические меры необходимо соблюдать человеку, чтобы избежать заражения?

Выскажите свое мнение о мерах профилактики вирусных заболеваний. Обменяемся мнениями. Общие правила:

  • строгий контроль за донорской кровью и ее препаратами;
  • использование одноразовых инструментов и тщательная стерилизация аппаратов и приборов многократного использования;
  • использование индивидуальных защитных приспособлений (перчаток, специальной одежды и др.);
  • вакцинация;
  • документальная регистрация всех случаев заражения;
  • личная и общественная гигиена;
  • соблюдение правил здорового образа жизни: рациональное питание, занятие физкультурой, закаливание, искоренение вредных привычек.
  • соблюдение морально - нравственных норм

Данный комплекс мер позволяет избежать проникновения вируса в человеческий организм и, как следствие,- возникновение болезни. Предлагаю продолжить фразу : "Я считаю, что :. - это самый эффективный способ в борьбе с вирусами, потому что. " (слайд 5).

3. Закрепление нового материала.

1. Заполнена таблица (слайд 6):

Характерные особенности вирусов
Сходство с живыми организмами Отличие от живых организмов Специфические черты
1) Способность к размножению.

4) Характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. 1) Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого.

2) Не потребляют пищи.

3) Не вырабатывают энергию. 4)Не растут.

5) Нет обмена веществ.

6) Имеют неклеточное строение. 1) Очень маленькие размеры.

2) Простота организации

(нуклеиновая кислота + белки).

3) Занимают пограничное

положение между неживой и живой материей.

4) Высокая скорость размножения.

5) Носитель наследственной информации или ДНК, или РНК.

2. Дайте определения понятиям: капсид, вирус, СПИД, вирусология, бактериофаг, ДНК (слайд 7).

3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

  1. В переводе с латинского "вирус" означает маленький.
  2. Вирусы имеют клеточное строение.
  3. По отношению к бактериям вирусы меньше по размеру.
  4. Вирус представляет собой мельчайшую на Земле живую систему биомолекулярного уровня.
  5. Капсид у всех вирусов состоит из одной оболочки.
  6. Один и тот же вирус может жить в клетках разного вида.
  7. ВИЧ имеет палочковидную форму.
  8. Туберкулез - это вирусное заболевание.
  9. Вирусы являются возбудителями заболеваний растений.
  10. Вирусы были открыты в 19 веке.

Ошибочные утверждения: 1, 2, 5, 6, 7, 8(слайд 8).

Стихийным злом эволюции назвали ученые сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения, значение их огромно, и многое еще неизвестно об этих загадочных существах нашей планеты.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции