Александр дворкин про вирусы


- Александр Леонидович, расскажите, все ли секты опасны и можно ли их классифицировать?

- Существуют разные виды сект: например, классические и тоталитарные (или деструктивные). Классические не несут социальной опасности. Разве что можно отметить их культурную и религиозную ограниченность. А вот тоталитарные секты несут в себе определенные опасности на четырех уровнях: на личном уровне, на уровне семьи, общества и государства. Можно еще добавить пятый уровень опасности – международный аспект их деятельности.

- В какой момент вообще стали появляться секты?

- В общем-то, они были всегда, но как заметное явление возникли с появлением христианства. В языческом мире не было единого установленного учения, так же, как и единой установленной организации. Церковь стала первой организацией, существующей в мире — всемирной, глобальной. Ну и, соответственно, стали появляться первые пародии на церковь, которые в чем-то были похожи и которые пытались людей к себе привлечь.

Тоталитарные секты – это скорее продукт XX века. Много факторов послужило этому: постпротестантское дробление, когда понимание истины сместилось от организации к личному откровению и личному пониманию; научно-технический прогресс, благодаря которому появился быстрый транспорт, сокративший расстояния между странами и частями света; увеличившиеся контакты между людьми; позитивное мышление конца XIX века о том, что наука все побеждает, все покоряет, скоро обнимет весь мир, все человечество едино и религия должна быть единой. Именно поэтому стали соединяться всевозможные несоединимые религиозные системы и появлялись все новые и новые попытки синтеза самых разных религиозных систем.

Также повлияло появление политического тоталитаризма, появление психоанализа и вследствие его разработка целого ряда способов манипулирования сознанием, молодежная наркотическая контркультура 50-60-х годов и весь психоделический опыт измененного сознания.

- С чего начинается секта?

- Любая секта начинается с лидера, который создает вокруг себя организацию по своему образу и подобию. У него есть некая идея, и он начинает этой идеей привлекать людей и выстраивать организацию, которая носит очень четкий отпечаток его личности.

Есть черты, объединяющие лидеров вообще всех сект – это жажда власти и нарциссизм.

Мой коллега в Канаде, профессор социологии религии в университете Эдмонтона, в течение многих лет проводил исследования личностей лидеров тоталитарных сект и пришел к выводу, что все они страдают так называемым злокачественным нарциссизмом, который характеризуется самовлюбленностью, желанием быть в центре, желанием всеобщего поклонения, почитания, обожания.

В начале своей деятельности Хаббард говорил, мол, давай-ка продадим этим людям кусочек синего неба.

Сайентология – это организация по продаже кусочков синего неба.

Обещает человеку все: ему говорят, что он для начала повысит свой IQ, исправит здоровье, улучшит память, а в конечном итоге обещают, что он станет властелином вселенной, сможет передвигать планеты мановением пальца, выходить из своего тела и возвращаться в него по своему желанию, перемещаться в любую точку вселенной. Но результат, конечно, совсем иной.

- Но лидеры сект понимают, что это все смахивает на бред или они тоже в это верят?

- Трудно сказать, что они думают, — мы же не можем заглянуть в черепную коробку человека. Даже если сам лидер не верит в свои обещания, он должен выглядеть очень убедительным. Мы можем только предполагать, о чем думает глава секты, но, видимо, есть некое сочетание веры и определенного цинизма. С одной стороны, Хаббард цинично говорил, что нужно создать собственную религию, но с другой стороны, в конце жизни он же писал письма, в которых провозглашал себя антихристом и говорил о своем втором пришествии.

Лидер богородичного центра Иоанн Береславский (которого на самом деле зовут Вениамин) утверждает, что ему ежедневно является Божья Матерь. Он в это, несомненно, верит, это видно. Вопрос уже о природе его видений: то ли это расстроенное воображение, то ли что-то еще. При этом его видения периодически носят достаточно материальный характер. Так, в начале 90-х, когда у людей было еще довольно мало импортных автомобилей, Божья матерь якобы спросила его, почему это пророк (то есть он сам) ездит на машине марки Volvo, когда ему давно пора пересесть на Mercedes.

Но нужно учитывать и то, что лидеры сект – самые несвободные люди. Члены секты могут хотя бы выйти из организации, это сложно, но можно. Но чем выше человек в сектантской иерархии, тем сложнее ему выйти.

- Значит, лидер секты должен обладать не только жаждой власти, но и жаждой наживы?

- Распространено мнение, что секта создается для наживы. Но лидеров сект в первую очередь все-таки интересует власть. Деньги нужны, да, но деньги увеличивают власть, а власть увеличивает количество денег. Но есть такие лидеры сект, которые ведут весьма аскетический образ жизни. Их немного, но все же такие есть. При этом я не знаю ни одного лидера секты, который бы не был патологическим властолюбцем. Какому-то человеку достаточно власти, а жизнь он ведет весьма скромную.

- Многие секты пропагандируют уход человека из семьи. Зачем?

- Секты не терпят конкурентов. Человек должен полностью принадлежать организации. А семья – это всегда конкурент и всегда разделенная лояльность. Семья может оторвать человека от секты.

Если часть семьи не принадлежит секте, то по понятиям секты эти люди – враги, от которых нужно отказаться, иначе они могут увести новоиспеченного сектанта от самого главного пути, который у него есть. Бывает, что семья создается в секте, но там такие условия существования, что это очень трудно назвать семьей.

Опять же очевидный пример: в секте Муна жених не выбирает невесту и невеста не выбирает жениха – их сводят вместе. Кого назначат, тот и будет. Мун всегда старался назначать людей разных рас и разных народов, у которых часто не было даже общего языка. А в секте свидетелей Иеговы есть много разных запретов. Один американский исследователь из разных источников собрал все запреты вместе и получился список в несколько страниц текста. Так, там есть запрет на явное выражение знаков наслаждения во время супружеской близости. Если вдуматься в это, делается страшно. Как секта узнает, кто выражал знаки наслаждения, а кто нет? Это значит, что супруги должны друг про друга сообщать, что в самые интимные моменты супружеской жизни рядом незримо присутствует некто третий и этот третий – секта. Потом провинившихся супругов вызывают на дисциплинарную комиссию и по отдельности подробно опрашивают. Семья в такой ситуации существовать не может.

- Чем опасны секты для общества, государства и личности?

Что касается опасности для государства: любая секта это фактически миниатюрное государство в государстве со своей судебной системой, с системой исполнения наказаний, законодательством. Благо секты – это высшая нравственная норма, поэтому если ради блага секты необходимо нарушить какие-то законы, то сектанты, естественно, будут это делать.

- Кто подвержен влиянию сект?

- Все. Для того, чтобы человек попал в секту, необходимо, чтобы совпали два условия: первое - чтобы сектантская приманка соответствовала интересам самого человека. В секту же не приглашают. Приглашают на бесплатные курсы английского языка, к удивительному диагносту-доктору, который увидит все болезни – те, которые есть, и те, которые будут, на веселую молодежную тусовку, на курсы ведической кулинарии или восточного танца, на кружок по занятию йогой или восточными единоборствами, на интересную высокооплачиваемую работу, курсы раскрытия внутреннего потенциала, личностного роста, как стать победителем, как научиться рисовать за одно занятие, на лекторий по древнему философскому наследию. Это только несколько вариантов, на самом деле их гораздо больше. За всем этим может скрываться секта. Поэтому, если к вам подойдет человек с таким предложением, которое вас заинтересует, это уже первый шажок. А второе условие – человек должен быть внушаемым. Есть люди более внушаемые, есть менее внушаемые, но совсем не внушаемых людей нет. Когда мы переживаем стресс, внушаемость повышается. Чем сильнее стресс, тем больше внушаемость. Поэтому если в нужный момент подойдет человек с нужным предложением, вернее, в ненужный момент с ненужным предложением, то вероятность того, что любой из нас попадет в секту – весьма велика.

- Есть мнение, что в секты чаще всего попадают неустроенные люди, у которых есть, например, проблемы в семье.

- Это и есть стресс. Но причиной стресса необязательно должно быть несчастье. Иной раз достаточно поехать в отпуск. Отпуск — это тоже стресс. Например, сидит какой-нибудь доктор наук, много работает и его отправляют в отпуск, мол, хватит сидеть за компьютером, пора отдохнуть. Он поехал, не знает, что там делать. На работе у него все было расписано, а теперь масса свободного времени, он скучает, пытается с кем-нибудь познакомиться, пообщаться. Он вырван из привычного окружения, и если к нему подойдут с нужным предложением, тем, что сможет его заинтересовать, его могут заманить в секту. Есть такая поговорка, что не бывает больных врачей. Врач, когда тяжело заболевает, часто утрачивает свои врачебные навыки, точно так же, как врач может обратиться к какой-нибудь бабке, потому что болезнь это стресс и занимает все его мысли и все его врачебные навыки отступают на второй план.

- Как понять, что ты оказался в секте?

Если ты понимаешь, что в секте, это уже здорово, значит ты уже на пути к выходу из секты. Но так бывает не слишком часто – обычно, пока человек внутри, он категорически не согласен с тем, что его организация – секта.

Поэтому, важнее всего опознать секту на стадии вербовки. Если вам обещают много всего сразу и бесплатно или очень дешево, есть повод насторожиться, потому что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Если от вас требуют принять решение сейчас, немедленно, потому что потом будет поздно, это тоже нехороший знак, потому что истина не боится сомнений и проверок. Если она есть, сколько ее ни проверяй, каждый раз будешь убеждаться, что она – истина. Если от вас требуют принять решение сейчас, значит, от вас скрывают информацию, зная, что если вы узнаете чуть побольше, вряд ли вы на это согласитесь. Если незнакомец ведет себя с вами как с лучшим другом после полутора минут знакомств, это что-то подозрительное, потому что настоящая дружба складывается годами. Видимо, вами пытаются манипулировать. Это самые базовые признаки.

- Как меняется поведение человека, который попал в секту?

- Человек очень резко меняется в тоталитарной секте и меняется не в лучшую сторону. Это невозможно не понять и не почувствовать. Нам как-то позвонила женщина и говорит, что ее муж начал работать в компании Amway. Я понимаю, говорит, что это не секта, но почему-то ведет он себя как сектант. И мы объяснили ей, что наблюдение верное, только выводы неправильные, потому что коммерческий культ – та же самая тоталитарная секта, только без религиозного учения. Религиозное учение в сектах не является обязательным признаком.

- Можно ли вытащить человека из секты без последствий для его психики?

- Все можно, но вообще пребывание в секте опасно для психики.

Если человек какое-то время пробыл в секте, последствия для психики никуда не денутся.

Чем раньше человек выйдет из секты, тем меньше этих последствий. Это все очень индивидуально, зависит от того, какой человек попал, насколько он внушаем, в какой секте был, от самой секты зависит и еще от многих других обстоятельств жизни. Но у одних эти последствия проходят быстро, у других остаются в течение долгого времени, у кого-то не проходят вообще никогда. Повторим, что все это – очень индивидуально.

- Вербовщиков обучают специальным техникам?

Да, конечно. Они такие же сектанты и, как правило, среди вербовщиков очень много новичков, которые только-только попали в секту и их тут же выставляют заниматься вербовкой, например, на улице или в интернете. Потому что лучший способ убедить человека в чем-то – заставить, чтобы он убеждал в этом других. Убеждая других, он себя отождествляет с сектой и чем дальше, тем больше сам себя убеждает в ее правоте. Особенно, если он сталкивается с достаточно негативным отношением окружающих, это еще больше его убеждает в сектантской истине, в секте ему говорят, что, мол, только у нас есть настоящая любовь, мы по-настоящему хорошо относимся друг ко другу, а эти люди – растленные, продажные, извращенцы, ты ради них кладешь свою жизнь, ты им несешь самую главную истину для их спасения и как они тебя встречают, сам теперь посуди, где она истина.

- Некоторые секты существуют так давно, что их лидеры уже умерли. Каким образом секты продолжают жить дальше?

Дэвиду Мискевиджу, нынешнему главе сайентологии, удалось в борьбе, возникшей в секте после смерти Хаббарда, доказать, что он является его единственным законным преемником, душеприказчиком, продолжателем, самым верным учеником и так далее. И на этом основании секта существует сегодня. Продолжится ли она после смерти Мискевиджа, я сомневаюсь. Ему пока что около 50, так что у них еще есть лет 20.

Что касается секты мунитов, организация начала разваливаться еще при жизни Муна, его дети стали грызться за наследство. Было трое оставшихся в живых его сыновей, между которыми он разделил наследство, но сейчас всех троих отстранили и к власти в секте пришел его бывший слуга-гардеробный. Насколько он там удержится, пока непонятно. У мунитов и сейчас полный развал, но пока что жива вдова лидера. После ее смерти мне кажется, развалится все окончательно.

- Когда умирает лидер и секта разваливается, у сектантов возникает чувство отчаяния?

- Часто бывают серьезные проблемы, иногда все вообще заканчивается массовым самоубийством. Мы знаем много таких случаев. Дальше либо бывшие сектанты адаптируются к нормальной жизни и социализируются, либо на обломках секты возникают другие секты из высокопоставленных сектантов, которые начинают видоизменять секту и создают собственные организации. Многие, потоптавшись немножко и не найдя себе место в жизни, оказываются в других сектах.

- Секты между собой как-то конкурируют?

- Многие тоталитарные секты используют психотехники. Они проходят специальное обучение или обладают высокой способностью внушать?

- Психика человека очень податлива, так что достаточно базовых приемов. Когда вербовщиков обучают разным приемам, они даже не знают, что это специальные приемы. Им просто говорят, делай так и так, и этого вполне достаточно. Нужно учитывать, что наше поведение определяет наше мышление.

Если заставить человека вести себя определенным образом, очень скоро его мышление подстраивается под это поведение. Если заставить человека вести себя как сектанта, он будет вести себя как сектант.

Главное, опять же человек более внушаем, когда он переживает стресс. Значит нужно создать такую ситуацию, когда все пребывание в секте – это постоянный стресс. Стресс – это когда некогда остановиться, некогда задуматься, круговерть давления, комплекс внушаемой вины, неумеренные похвалы или чрезвычайно жестокие наказания, групповое давление, определенная диета, сокращенное количество сна и т. д.. Это все достаточно простые вещи, но если они применяются в комплексе в системе, то это дает достаточно серьезные результаты.

- В некоторых сектах есть обряды, когда люди входят в транс, катаются по полу. За счет чего это происходит?

- Это эриксоновский гипноз, которому тоже достаточно легко обучить. И человек со средними способностями вполне может овладеть этим нехитрым мастерством. Достижению нужного состояния помогает определённая музыка с определенными частотами, чтобы человека разогреть, бесконечное хождение по сцене в белой рубашке – эффект маятника, мягкий вкрадчивый тон голоса проповедника, который сменяется резким выкриком, это множественные повторения одних и тех же слов, работа с залом, когда люди должны по команде вставать, обниматься, раскачиваться еще что-то. Это быстро дает результат. Но нельзя манипулировать сознанием человека, если человек не позволяет им манипулировать. Все люди, которые приходят на эти собрания, знают, что катания по полу и падание на пол – это высшее проявление религиозной жизни, тогда на них нисходит Святой Дух. Они к этому стремятся. Они этого хотят. Если к этому стремиться и хотеть, эти приемы быстро подействуют. Я ходил на много разных неопятидесятнических собраний, и на меня это не действовало, потому что я знаю, что происходит.

- Государство пытается пресечь деятельность сект?

- Может и пытается, но мало что может сделать без общественной поддержки. В любой европейской стране, где как-то налажено противодействие сектам, все начиналось именно с того, что люди создавали свои комитеты, требовали у местных властей, чтобы они что-то сделали, как-то решили их проблему. Местные власти понимали, что у них нет законодательной базы, начинали дергать центральную власть, центральная власть понимала, что от проблемы никуда не деться, создавали парламентскую комиссию по расследованию, она уже вырабатывала законодательство и так далее. То есть может быть только работа снизу вверх. Без этого даже самые благорасположенные государственные чиновники ничего не сделают. У них нет ни законодательной базы, ни подборки фактов, для того, чтобы применить закон к той или иной секте. Не будет жалоб людей, не будет этих фактов.

- А в России есть законодательная база?

- Нет, в большинстве случаев законодательной базы нет.

И даже в тех случаях, когда можно было бы провести какой-то процесс против секты, часто нет фактов, которые доказывают нарушение устава со стороны той или иной организации, потому что люди не считают нужным жаловаться, считают, что это ни к чему не приведет, что это лишнее, что им никогда не ответят.

Пока это не изменится, другой ситуации не будет.

- В Москве у некоторых сект есть свои помещения под целые церкви. То есть получить помещение под организацию, даже если она считается сектой, несложно?

- У кришнаитов, например, есть с этим проблема. У них нет постоянного помещения, они сначала получили у Лужкова бесплатный гектар земли на Ленинградском проспекте, но тут поднялась общественность, которая стала протестовать. Доказали, что там были определенные нарушения и у них эту землю отобрали. Правда, они там до сих пор сидят, но сидят нелегально, там стоит какая-то времянка. Им дали другую землю – 2 гектара за МКАДом, причем бесплатно. Но они ничего не начали строить и эту землю тоже, насколько я знаю, отбирают, как то и предписано законом.

Как сайентологи умудрились приобрести целое здание на Таганке и полностью его перестроить — загадка.

Сайентологическая церковь находится в сложном положении с юридической точки зрения: она не прошла перерегистрацию по закону 1997 года о свободе совести и религиозных организациях. Правда, им удалось дойти до Верховного суда и доказать, что их не могут ликвидировать на основании того, что они не прошли перерегистрацию. Так что они до сих пор существуют в зазоре законодательств, но тем не менее на новое роскошное помещение деньги у них нашлись и они активно вовлекают людей. Хотя, должен сказать – имидж в общественном сознании у них – ниже плинтуса. Мне почти не встречались люди, не знающие, что сайентология – это зло (разумеется, кроме самих сайентологов).

Анастасия Ракова: Москвичи стали менее ответственно относиться к самоизоляции

Коронавирус: главные события и цифры за сутки на утро 25 апреля

Кремль: Путин в течение недели объявит, продлится ли режим самоизоляции

#БУДЬДОМА онлайн-линия психологической помощи

Синоптики рассказали, когда в Москву придет майское тепло

Москва - путь к Победе! 1941-1945

Ученые оценили уровень защиты самодельных масок

Михаил Горбачев назвал виновников срыва перестройки

Доктор Мясников объяснил связь веры и иммунитета

Ученые назвали напиток, продлевающий жизнь

Грустный бульдог со смешным именем стал символом самоизоляции

18:55 ● 30 ноября ●


По словам Александра Доркина, каждая секта пытается открыть представительство в столице

- Но люди же добровольно идут на это?

- Какую работу правоохранители ведут в отношении саентологов?

- Что саентологи потеряли вместе с этим статусом?

- Вы упомянули одитинг. Что это такое?

- Есть примеры подобного в других странах?

- Бытует мнение, что успешный, благополучный человек не попадет в секту. Верно?

- В секту может попасть любой человек. Для этого должны быть соблюдены два условия. Первое – чтобы приманка соответствовала интересам потенциальной жертвы. Как я уже говорил, конкретно в секту никого не приглашают. Приглашают на тренинг личностного роста, в кружок йоги или на занятия какими-нибудь древнеславянскими единоборствами. Это как в рыбалке. Одна рыбка клюет на червячка, другая на мотыля. Второе условие – нужный момент. Как правило, это стресс. И чем сильнее человек переживает стресс, тем больше он внушаем. Поэтому сектантские вербовщики всегда настроены на поиски людей, находящихся в состоянии стресса.

- То есть, критическое мышление – не панацея?

- Оно важно, но помогает лишь до какой-то степени. Более эффективной защитой я назвал бы эстетический вкус. Секта - это всегда китч, всегда безвкусица. И люди, обладающие развитым эстетическим чутьем, попадают в секты гораздо реже.

- Вы упомянули в качестве сектантской приманки йогу, и я знаю, что ваше отношение к ней довольно скептическое. Чем опасна йога?

- Как в целом изменилась ситуация с сектами в России за последние 20 лет?

- Сколько сект постоянно находится в зоне вашего внимания?

- Если крупных – то порядка восьмидесяти по всей стране. Но еще у нас действует не менее двух тысяч локальных сект, многие из которых известны только узкому кругу адептов и пострадавших.

- Верховный суд планирует принять закон о лишении родительских прав людей, вовлекающих своих детей в секты. Внимание государства к сектам заметно усилилось. С чем это связано?

- Дело в том, что пока человек в секте, он не чувствует себя пострадавшим. Также нужно учитывать, что в сектах люди на всю жизнь не остаются. Только до той поры, пока они могут быть ей чем-то полезны. Человек покидает секту и наступает отрезвление. Он обращается в правоохранительные органы. Доказать что-то про прошествии большого времени бывает сложно, но количество пострадавших накапливается и становится очень заметным. Сейчас именно это период наступил.

- Известны случаи, когда человек покидал секту, но возвращался обратно?

- Почему это происходит?

- Из секты человек выходит покалеченным. Секта отучает его от самостоятельного мышления, от принятия решений, воспитывает в нем ненависть к внешнему миру. Отчасти это напоминает выход на свободу после длительного тюремного заключения – нередки случаи, когда человек стремится специально вернуться в тюрьму, где все ему так знакомо и понятно. А еще адептам внушают, что те, кто предает секту, плохо кончают. И обычные неудачи, которые бывают у каждого, покинувший секту человек воспринимает, как некую кару за предательство. Знаю мужчину, который вышел из неопятидесятнической секты, женился, завел детей, нашел работу, начал вести полноценную жизнь. И несмотря на это, каждые несколько ночей он просыпается в холодном поту с мыслями о том, что он предатель, что прощения ему нет. К сожалению, у нас нет серьезной системы реабилитации таких людей.

- Насколько велик риск попасться на удочку сектантов в церкви?

- Нет, потому что секта — это организация. Идеей она быть не может. А царебожничество - это именно идея, это еретическое учение, не соответствующее Православию. Другое дело, что есть ряд псевдоправославных сект, которые используют эту идею. Но в массе своей люди, которые по неведению, по малообразованности восприняли это учение, конечно, не сектанты. Просто потому что они не организованы. Это не отменяет необходимости просвещать их, объяснять им, что царебожничество не имеет ничего общего с православной верой.

- Что из того, что вам удалось сделать на поприще борьбы с сектами, вызывает у вас наибольшее удовлетворение?

- То, что люди стали немного больше опасаться сект. Стали немного больше думать. Не склонны верить всему, что им говорят.

- Откуда вы это знаете?

- Это видно по тем вопросам, которые они задают. Видно по атмосфере, которая сложилась в обществе. Это очень важно. Моя главная задача - не столько борьба с сектами, сколько воспитание в людях критического мышления. Истина не боится сомнений и проверок. Еще очень важно, что часть сект сейчас на слуху именно как секты. Та же саентология для значительного количества людей в наши дни автоматически означает нечто крайне неприятное. Слава Богу, этого нам удалось добиться.

- Насколько опасна ваша деятельность?

- Бывает всякое. Я пережил 16 судебных процессов - и все выиграл. В интернете постоянно ведется кампания черного пиара против меня. Есть несколько антидворкинских сайтов в русскоязычном сегменте всемирной сети и еще парочка на английском языке. Сталкивался я и с физическими угрозами. Но это нормальная часть моей работы. Потому что не будь всего этого, я решил бы, что моя работа не столь эффективна.

25.03.2020 18:44:09

Александр Дворкин


В одной из своих давних статей, опубликованной на портале Православие.ру, я писал:

Как архимандрит Говорун сообщает на своей страничке в Фейсбуке, это свое высказывание он сформулировал в ответ на многочисленные просьбы его знакомых, желавших узнать, можно ли заразиться коронавирусом через Причастие.

Вот, что он написал:

Считающие, что вирус не может передаваться через причастие, исходят из того, что Тело Христово—это абсолютное добро, а вирус—это зараза, то есть зло. А добро не может передавать зло.

Однако вирус—это зараза только для нас, да и то не для всех, потому что большинство из нас его перенесет, даже не заметив этого. А так вирус—это часть творения Божия. Как физическая реальность, вирус—благ, как и все что сотворено в этом мире. Мы считаем наводнения, вулканы, тайфуны злом, но они — естественная часть природного процесса, и потому не являются онтологическим злом. Также змеи и пауки, которые нас кусают, смертоносны для нас, но по своей природе они благи.

Вместе с другими вирусами, бактериями и прочим, коронавирус — это часть экосистемы, созданной Богом. Я не буду сейчас вдаваться в вопрос, какая часть этой экосистемы создана напрямую Богом, а какая — через законы эволюции, тоже заложенные Богом. Просто скажу, что некоторые части этой экосистемы для нас полезны, а некоторые нет. Однако вне зависимости от этого все они — часть творения.

В противоположность этой, по существу, мизантропской теории, христианское мировоззрение основано на том, что Бог сотворил мир антропоцентричным. Псаломопевец восклицает:

Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,

то, что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;

поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его:

овец и волов всех, и также полевых зверей,

птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями (Пс. 8:4-9).

Бог сотворил человека по образу и подобию Своему и отдал мир в его ведение, поручив ему власть над всем Своим творением. Но происшедшая катастрофа в корне изменило это положение. Бог сотворил мир и человека — центр и венец творения — с определенной целью. Однако грехопадение отклонило его от этой цели. В мир вошли смерть и тление — мощная космическая реальность, — воцарившиеся в нем. Человек был изгнан из рая, а весь мир преобразился.

…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей;

терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3:17-19).

Мир стал страшным, опасным местом, и за существование в нем приходится постоянно бороться, переживая страдания, боль, болезни, мучения и все равно в конце концов умереть. И это касается не только человека, но и всей твари, всего Божиего творения.

Животные вынуждены убивать и пожирать друг друга. Растения в борьбе за жизнь вытесняют другие виды. Бактерии взаимоуничтожаются. Стихия оборачивается бурями, землетрясениями, непереносимыми морозами, засухами, наводнениями. Человек, чтобы выжить, вынужден убивать животных и употреблять их в пищу, использовать их шкуры для одежды и т. д. Он сохраняет свое господство над тварным миром благодаря постоянной борьбе за выживание в нем. Да, ничего из сотворенного Богом не является онтологическим злом, но все, что угрожает жизни человека (напоминаю, центру и венцу творения), является злом экзистенциальным, и человек этому злу вынужден и обязан противостоять. Волк и лев не являются онтологическим злом, но, когда они расхищают стадо, пастухи убивают их. А уж тем более, люди, которых атакуют хищники, борются за свою жизнь. Комар не является онтологическим злом. Более того, он занимает свою экологическую нишу и необходим для питания рыб и лягушек. Но когда комар жалит архимандрита Кирилла, подозреваю, что он, мгновенно, хлопает его, не задумываясь, что убитое им существо – творение Божие. Скорее всего, архимандрит не является веганом и потребляет продукты животного происхождения, не думая о том, что они тоже имеют право на жизнь, впрочем, также, как и растения, которые он (вместе со множеством сотворенных Богом бактерий) поедает в пост.

Далее следует вторая часть рассуждения архимандрита Кирилла (Говоруна):

Воскресшее тело Христа, которым мы причащаемся, было онтологически таким же телом, что и наше. В нем продолжали жить те же микроорганизмы, которые живут и в нашем теле. Его отличие от нашего тела лишь в том, что эти микроорганизмы не могли его убить.

Однако они могут убить наше тело, потому что оно еще не воскресшее. При этом они могут передаться через Евхаристическое Тело Христа, потому что не являются онтологическим злом, а часть Божия творения.

Поражает тут все. И уверенность в знании того, какие микроорганизмы живут в воскресшем Теле Христа. Так и хочется спросить, неужели архимандриту Кириллу удалось взять лабораторные анализы и провести обследование? Мы же по евангельским описаниям знаем, что то воскресшее Тело Господа, которому причащаемся мы под видом хлеба и вина, обладает многими свойствами, которыми наши тела не обладают. Христос мог мгновенно преодолевать большие расстояния, мог проходить через закрытые двери, мог появляться и исчезать, и т. д. Из чего состояло Его воскресшее Тело, каков был Его химический состав, какие там были микроэлементы и микроорганизмы – мы не узнаем никогда, да, я думаю, нам это и совсем не нужно.

Но предположение, что Спаситель, умерший за нас, может, Сам оставаясь неподверженным болезням, передавать их нам, по-моему, не только неблагочестиво, но и богохульно, ибо противоречит основному смыслу Боговоплощения и Крестной Жертвы. Христос умер за нас, чтобы затем передавать нам через Себя убивающие человека болезни? Если принять эту чудовищную идею, то Евхаристическая Чаша претворяется в какую-то чашку Петри, где размножаются болезнетворные бактерии. Но тогда, очевидно, Церковь лжет верующим, когда предлагает им вкусить источника бессмертия? Нужно честно предупреждать: осторожно, вы можете заразиться и подцепить неизлечимую болезнь. Делал ли так архимандрит Кирилл всякий раз, когда он причащал своих прихожан?

Опыт Церкви (и даже мой скромный личный опыт) показывает нечто совсем другое. Я знаю случаи, когда среди прихожан из той же чаши причащались люди, имеющие заболевания, куда более контагиозные, чем коронавирус. Диагностировали этих людей позже, срочно изолировали, помещали в инфекционную больницу, лечили, но те заболевания, которыми они страдали, не передались ни священнику, и ни одному прихожанину. И подобные истории может рассказать (и рассказывает), наверное, каждый служивший священник, включая (уверен) и Кирилл (Говоруна).

А ведь, согласно нарисованной им картине, все должно было быть наоборот:

Теперь вернемся к считающим, что вирус не может передаваться через причастие. Их ошибка, во-первых, как я уже писал, докетическая, потому что они считают, что Тело Христа, в том числе Евхаристическое, неподвластно законам природы. Докеты, а позже евтихиане, тоже считали, что человечество Христа было онтологически иным, чем наше. То есть это была уже не наша человеческая природа, а нечто другое. Во-вторых, считающие так впадают в ошибку манихейства. Манихейство было дуалистическим учением, которое разделяло физический мир на добрую и злую части. Дуалисты полагали, что часть окружающего нас мира - это сущее (онтологическое) зло. По сути многие и сейчас считают таким злом, например, вирус. А потому верят, что он не может быть в Дарах. Это результат дуалистического взгляда на мир.

Тут архимандрит Кирилл, чтобы раз и навсегда подавить своих оппонентов, сразу же приписывает им целый букет древних ересей. Посмотрим, так ли это на самом деле. Докеты (от греческого δοκέω – кажусь) считали, что человечество Христа было кажущимся. То есть, Бог не мог стать человеком, вселиться в нечистое материальное тело и осквернить себя им. Поэтому Он только казался человеком, но на самом деле материального тела у него не было вообще. Докеты ничего не говорили о евхаристическом Теле Христа, а само Причастие отвергали как бессмысленный обряд. Чаще всего докетизм сочетался с манихейством или иной формой дуализма. Но манихеи, гностики и иные дуалисты не разделяли, как пишет архимандрит Кирилл, физический мир на добрую и злую части. Они считали ВЕСЬ физический мир онтологическим злом, и спасение видели в полном освобождении от материи. Отсюда восприятие вируса как зла никак не может быть ни докетизмом, ни манихейством, ни гностицизмом, ни, тем более, евтихианством (крайней формой монофизитства).

А. Л. Дворкин, профессор ПСТГУ
18:44:09, 25.03.2020

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции