Закон об иммунопрофилактике туберкулеза

Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ
"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"

7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 30 июня 2006 г., 18 октября, 1 декабря 2007 г., 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 24 июля 2009 г., 8 декабря 2010 г., 18 июля 2011 г., 25 декабря 2012 г., 7 мая, 2 июля, 25 ноября, 21 декабря 2013 г., 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 14 декабря 2015 г., 19 декабря 2016 г., 7 марта, 28 ноября 2018 г.

Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 4 сентября 1998 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

17 сентября 1998 г.

Устанавливаются правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, основы организации проведения профилактических мероприятий, и обеспечения социальной поддержки граждан при возникновении поствакцинных осложнений.

Закрепляются гарантии государства в доступности для граждан басплатных профилактических прививок, по контролю качества, эффективности и безопасности медицинских иммунобиологических препаратов, а также права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики.

Определяется, что обязательные профилактические прививки проводятся всем гражданам против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита в сроки, установленные национальным календарем профилактических прививок.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 22 сентября 1998 г. N 18, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 сентября 1998 г. N 38 ст. 4736

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 449-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие пункта 2 статьи 20 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие пункта 2 статьи 20 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие пункта 2 статьи 20 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 368-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

В последнее время вопрос наличия прививок у ребенка часто становится камнем преткновения между родителями и образовательными организациями. Некоторые родители настаивают на своем праве отказаться от любых прививок, а представители ОО порой отказывают ребенку без прививок в праве посещать занятия. А что говорит закон?

Прививки (против гриппа и т.д.) и прохождение туберкулинодиагностики (манту, посещение врача-фтизиатра и т.д.) обязательны в следующих случаях:
- ребенок уже болен туберкулезом;
- принудительная туберкулинодиагностика и вакцинация только в случае угрозы возникновения и распространения туберкулеза (эпидемий и т.д.) на основании ПРЕДПИСАНИЙ главных государственных санитарных врачей и их заместителей или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проводятся дополнительные противоэпидемические мероприятия.

Т.е. должен быть официальный документ государственных должностных лиц об угрозе эпидемии, в соответствии с которым всех будут принудительно проверять и вакцинировать, а не в случае направления местным врачом;
- если ребенок из социально неблагополучной семьи, признанной таковой официально;
- выявление ЛЮБЫМ врачом признаков заболевания туберкулезом и выдача соответствующего НАПРАВЛЕНИЯ!;
- если ребенок из семьи иностранных граждан, прибывших из неблагополучных по туберкулёзу стран.

Во всех остальных случаях требуется ПИСЬМЕННОЕ СОГЛАСИЕ! Только один момент:
- отказ должен быть написан не на конкретное медицинское действие (например, манту, прививку и т.д.) а на весь КОМПЛЕКС медицинского вмешательства.

Опять повторюсь, если ребенок не подходит под вышеуказанные критерии, и врач не выдает направление, где будут указаны признаки туберкулеза, из-за которых он направляет ребенка на дополнительное обследование, то родитель имеет право написать письменный ОТКАЗ от комплекса медицинского вмешательства, и все!


Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, т.е. у гражданина есть право обратиться за помощью, и если он обратился, то государство обязано оказать медицинскую помощь гражданину.

Согласно п. 2 данной статьи отсутствие профилактических прививок влечет временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.

Сразу обращаю внимание на вышеуказанные случаи, при наличии которых может быть отказано в приеме в образовательную организацию, если же данные факты отсутствуют, то и при отсутствии прививок НЕТ оснований для отказа в приеме в образовательную организацию.

В разделе 3 настоящих правил подробно описан порядок выявления больных туберкулезом.
Выявление больных туберкулезом осуществляется врачами ВСЕХ специальностей, средними медицинскими работниками медицинских и оздоровительных организаций. Поэтому ссылка врачей на тот факт, что они не могут провести в отношения ребенка мероприятия, направленные на выявление признаков туберкулеза - это ЛОЖЬ. Любой врач может заподозрить такое заболевание как туберкулез, просто не все хотят брать на себя ответственность.

При подозрении на туберкулез в медицинских организациях проводится обследование заболевшего в установленном объеме в целях уточнения диагноза. При обнаружении во время обследования пациента ПРИЗНАКОВ, указывающих на возможное заболевание туберкулезом, в целях постановки окончательного диагноза он направляется в специализированную медицинскую организацию по профилю "фтизиатрия" по месту жительства.

Медицинский работник, оформляющий направление, информирует пациента о необходимости явиться на обследование в противотуберкулезную медицинскую организацию в течение 10 рабочих дней с момента получения направления и делает отметку в медицинской документации пациента о его информировании.

Таким образом, медицинский работник должен ЗАПОДОЗРИТЬ у ребенка туберкулез и выписать НАПРАВЛЕНИЕ. Не устно направить к фтизиатру или иному специалисту, а именно выдать направление, в котором указаны ПРИЗНАКИ заболевания туберкулеза, т.е. без причин и оснований НЕТ правовых оснований для прохождения противотуберкулезных профилактических мер.

Нет причин и направления – НЕТ ПРОХОЖДЕНИЯ ФТИЗИАТРА, МАНТУ, и т.д.

В п. 4.12 – 4.14 СП 3.1.2.3114-13 указан перечень лиц, который ОБЯЗАН проходить профилактические медицинские осмотры независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом, и обучающихся в образовательных организациях в этом перечне НЕТ.

Только в п. 6.10 СП 3.1.2.3114-13 указана категория детей, которая подлежит обязательной туберкулинодиагностике. Это проживающие в социально неблагополучных семьях и семьях иностранных граждан, прибывших из неблагополучных по туберкулёзу стран.

Если родитель ребенка написал отказ от манту и т.д. без указания того, что он отказывается от ВСЕГО комплекса медицинских услуг, то ребенка НАПРАВЯТ (по крайне мере, должны направить) для прохождения обследования к фтизиатру. И тогда, пока ребенок его не пройдет, в соответствии с п. 5.7 СП 3.1.2.3114-13, он не сможет посещать образовательную организацию. Дети, направленные на консультацию в противотуберкулезный диспансер, родители или законные представители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в детские организации. Дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.

Но, только если родитель ребенка написал отказ именно от туберкулинодиагностика, а не конкретно от манту, то именно тогда никто не имеет законного права отправлять ребенка к фтизиатру и отстранять от посещения образовательной организации.

Ст. 9 вышеназванного закона устанавливает диспансерное наблюдение в отношении лиц УЖЕ БОЛЬНЫХ туберкулезом. А ст. 10 устанавливает возможность принудительной туберкулинодиагностики только в случае угрозы возникновения и распространения туберкулеза на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проводятся дополнительные противоэпидемические мероприятия.


Количество подписчиков: 147


"Но, только если родитель ребенка написал отказ именно от туберкулинодиагностика, а не конкретно от манту, то именно тогда никто не имеет законного права отправлять ребенка к фтизиатру и отстранять от посещения образовательной организации."
+++++++++++++++++++++++++++++++
Если родители отказываются от туберкулинодиагностики, реакция Манту и Диаскинтеста, то ребенок будет вынужден ежегодно делать рентгенографию легких. Вот и выбирайте, что для ребенка лучше? А сколько случаев "распада легких" и смерти ,особенно в подростковом возрасте, от туберкулеза. При позднем выявлении не помогают даже 3 одновременно назначенных противотуберкулезных антибиотика - смерть в считанные месяцы.

И еще. Туберкулинодиагностика, это не прививка, а кожная аллергическая реакция. Такая же как делается детям с аллергическими заболеваниями. Не хотите Манту, делайте Диаскинтест.


Статус в сообществе: Пользователь

Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

Регион проживания: Ярославская область, Россия


Вы точно читали статью?
Направление на проверку туберкулинодиагностику делается только в случае если есть основания предполагать, что ребёнок заражён. И когда есть основания, то родители уже не имеют права отказаться.

Туберкулинодиагностика это медицинское вмешательство, которое должно осуществляться в полном соответствии с законом.

Если оснований таких нет, то проверка на туберкулёз делается по желанию, т.е. с согласия родителей.


Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 2 года

Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования


Иван! Статью я читал и дал на нее короткий ответ.
Даю для учителей ссылку:

"Вопрос допуска ребенка в организованный коллектив при отказе от пробы Манту.Комментарии юриста.

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Соответственно граждане могут реализовать своё право на образование и вне образовательных учреждений.

Следовательно, требования, установленные в п. 1.3 и п. 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 о запрете допуска детей в детскую организацию при отсутствии проведенной туберкулинодиагностики или заключения врача-фтизиатра ПРАВОМЕРНЫ и ПОДЛЕЖАТ ИСПОЛНЕНИЮ ВСЕМИ ФИЗИЧЕСКИМИ И ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ.


Статус в сообществе: Пользователь

Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

Регион проживания: Ярославская область, Россия

Аналитическая справка правоприменения действующего законодательства Российской Федерации в части проведения работы по профилактике туберкулеза.

В связи с участившимися случаями отказов родителями несовершеннолетних детей предоставления в образовательные учреждения документов, подтверждающих отсутствие заболевания туберкулезом (подвергая риску здоровье окружающих детей), ГКУЗ МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ проведен анализ правоприменения и толкования действующего законодательства.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статьёй 39 названного закона установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1).

В силу статьи 29 поименованного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1). Осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей (пункт 5.8 (1) Положения).

Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в силу пункта 8 названного положения является Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.

Таким образом, Правила утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и устанавливают требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения (пункты 1.1 и 1.2).

Статьей 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ установлены обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Согласно пункту 3 статьи 39 данного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Оспариваемый заявителем пункт 1.3 Правил полностью соответствует приведенным положениям закона и фактически их воспроизводит.

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (преамбула).

Данным законом противотуберкулезная помощь определена как совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом и проводимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях в порядке, установленном этим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Профилактика туберкулеза - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление (статья 1).

Пункты 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ закрепляют обязательное условие при оказании противотуберкулезной помощи гражданам - наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 данного закона и другими федеральными законами (пункт 2).

Противотуберкулезная помощь несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из его родителей или иного законного представителя, лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, - при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 указанного федерального закона и другими федеральными законами (пункт 3).

Вместе с тем статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ предусматривает, что граждане обязаны заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Установленное вторым абзацем пункта 5.7 Правил требование о допуске детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания, направлено на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Оспариваемое положение пункта 5.7 Правил не противоречит приведенным нормам закона, так как не регулирует отношения, связанные с оказанием противотуберкулезной помощи несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет, а также не предусматривает медицинского вмешательства без информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на такое вмешательство, закрепленного в статье 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. При обращении гражданина к врачу-фтизиатру, последний рекомендует все возможные способы диагностики, в том числе исключающие введение туберкулина ребенку.

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают права и законные интересы граждан, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований об оспаривании пункта 1.3 и абзаца второго пункта 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 Верховным судом Российской Федерации было отказано.

2. Зачастую родители несовершеннолетних детей, после отказа администрациями образовательных учреждений в допуске ребенка в образовательное учреждение, обращаются в органы прокуратуры за защитой своих прав.

Проба Манту прививкой не является. Прививка ставится для того, чтобы создать иммунитет к возбудителям того или иного заболевания. Проба Манту делается не для выработки иммунитета к возбудителю туберкулеза (микобактерия туберкулеза, палочка Коха), а для того, чтобы оценить наличие этого иммунитета и его состояния у ребенка и является очень важной в ранней диагностике заболевания туберкулезом.

В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона №157-ФЗ национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.

Частью 2 ст. 9 Федерального закона №157-ФЗ установлено, что национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

-созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья (п.15 ч. 3 ст. 28);

- созданию безопасных условий обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28);

- организации прохождения обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации (п.6 ч.1 ст.41);

- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (п.10 ч. ст.41).

4. Следует отдельно отметить, что ссылки родителей на нарушение образовательными учреждениями их права на образование, установленного ст. 43 Конституцией Российской Федерации несостоятельны и неправомерны, в виду следующего.

Согласно ч.ч.1, 2 ст. 43 Конституции каждый имеет право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Частью 4 статьи 43 установлено, что основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Соответственно граждане могут реализовать своё право на образование и вне образовательных учреждений.

Следовательно, требования, установленные в п. 1.3 и п. 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 о запрете допуска детей в детскую организацию при отсутствии проведенной туберкулинодиагностики или заключения врача-фтизиатра ПРАВОМЕРНЫ и ПОДЛЕЖАТ ИСПОЛНЕНИЮ ВСЕМИ ФИЗИЧЕСКИМИ И ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ.

Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 4 сентября 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

иммунопрофилактика инфекционных болезней (далее - иммунопрофилактика) - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок;

профилактические прививки - введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

иммунобиологические лекарственные препараты для иммунопрофилактики - вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

национальный календарь профилактических прививок - нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок;

поствакцинальные осложнения, вызванные профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (далее - поствакцинальные осложнения), - тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

сертификат профилактических прививок - документ, в котором регистрируются профилактические прививки гражданина;

календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям - нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям. (Абзац введен - Федеральный закон от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области иммунопрофилактики

1. Законодательство Российской Федерации в области иммунопрофилактики состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан и юридических лиц.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правами и несут обязанности, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Глава II. Государственная политика в области иммунопрофилактики. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

Статья 4. Государственная политика в области иммунопрофилактики

1. Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

2. В области иммунопрофилактики государство гарантирует:

доступность для граждан профилактических прививок;

бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

социальную поддержку граждан при возникновении поствакцинальных осложнений; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

разработку и реализацию федеральных целевых программ и региональных программ;

использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных иммунобиологических лекарственных препаратов; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

государственный контроль качества, эффективности и безопасности иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

поддержку научных исследований в области разработки новых иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

обеспечение современного уровня производства иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

государственную поддержку отечественных производителей иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

включение в федеральные государственные образовательные стандарты подготовки медицинских работников вопросов иммунопрофилактики; (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

совершенствование системы статистического наблюдения;

обеспечение единой государственной информационной политики;

развитие международного сотрудничества.

3. Реализацию государственной политики в области иммунопрофилактики обеспечивают Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:

получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

выбор медицинской организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

медицинский осмотр и при необходимости медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение медицинской помощи в медицинских организациях при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

отказ от профилактических прививок.

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

3. При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:

выполнять предписания медицинских работников;

в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

Глава III. Финансовое обеспечение иммунопрофилактики

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 6. Финансовое обеспечение иммунопрофилактики

1. Финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий.

3. (Пункт введен - Федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ; утратил силу - Федеральный закон от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(Утратила силу - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Глава IV. Организационные основы деятельности в области иммунопрофилактики

Статья 8. Организационные основы деятельности в области иммунопрофилактики

1. Осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2. Осуществление иммунопрофилактики в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, обеспечивают военно-медицинские организации или медицинские организации соответствующих федеральных органов исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 9. Национальный календарь профилактических прививок

1. Национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа. (В редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 368-ФЗ)

2. Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 341-ФЗ)

Статья 10. Профилактические прививки по эпидемическим показаниям

1. Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

3. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 11. Требования к проведению профилактических прививок

1. Профилактические прививки проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензий на медицинскую деятельность. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2. Профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

3. Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.

Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

4. Профилактические прививки проводятся в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 12. Требования к иммунобиологическим лекарственным препаратам для иммунопрофилактики

(Наименование в редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

1. Для иммунопрофилактики используются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации отечественные и зарубежные иммунобиологические лекарственные препараты. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2. Иммунобиологические лекарственные препараты для иммунопрофилактики подлежат вводу в гражданский оборот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств. (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 449-ФЗ)

3. Отпуск гражданам иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики производится по рецепту на лекарственный препарат аптечными организациями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 13. Хранение и транспортировка иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики

(Наименование в редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

1. Хранение и транспортировка иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики осуществляются в соответствии с требованиями санитарных правил. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2. Контроль за хранением и транспортировкой иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики обеспечивают органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 18.07.2011 № 242-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 14. Государственный надзор в области иммунопрофилактики инфекционных болезней

1. Государственный надзор в области иммунопрофилактики инфекционных болезней осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

2. Государственный надзор за качеством, эффективностью и безопасностью медицинских иммунобиологических препаратов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

Статья 15. Обеспечение иммунобиологическими лекарственными препаратами для иммунопрофилактики

Обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения иммунобиологическими лекарственными препаратами для иммунопрофилактики в целях проведения профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, осуществляется соответственно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

(Исключена - Федеральный закон от 10.01.2003 № 15-ФЗ)

Статья 17. Государственное статистическое наблюдение в области иммунопрофилактики

1. Сведения о профилактических прививках, поствакцинальных осложнениях, случаях отказа от профилактических прививок подлежат государственному статистическому учету.

2. Сведения о профилактических прививках, поствакцинальных осложнениях, случаях отказа от профилактических прививок подлежат регистрации в медицинских документах и сертификатах профилактических прививок.

Порядок регистрации профилактических прививок, поствакцинальных осложнений, оформления отказа от профилактических прививок, а также формы медицинских документов и сертификата профилактических прививок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Глава V. Социальная поддержка граждан при возникновении поствакцинальных осложнений

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 18. Право граждан на социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

1. При возникновении поствакцинальных осложнений граждане имеют право на получение государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаци

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции