Туберкулезный интернат для взрослых

Туберкулез, чахотка, бугорчатка. Как бы ни называли это заболевание в разные времена, издревле от него страдают как люди, так и животные. В 1993 году Всемирной организацией здравоохранения туберкулез был объявлен национальным бедствием, а 24 марта - Днем борьбы с ним. Наша съемочная группа как раз побывала в уфимской школе-интернате, где дети проходят профилактику от этой болезни.


Прививки, чистота, здоровый образ жизни и флюрография побеждают сырость, микробы, загрязнения и хлам. Такое театрализованное представление ко дню борьбы с туберкулёзом подготовили воспитанники и педагоги уфимской санаторной школы-интернат №2. Несмотря на возраст, этим ребятам такая тема, к сожалению, близка.

Айгуль Хабибуллина, директор Уфимской санаторной школы-интерната № 2: "Мы оказываем услуги по лечению детей с заболеванием верхних дыхательным путей, а также мы принимаем к размещению детей, нуждающихся в изоляции от туберкулезных больных. Если в семье появляется заболевающий член семьи, мы детей принимаем к себе. Сами дети безусловно здоровы. Опасности ни для кого они не представляют".


В этот интернат дети приезжают со всей республики. Это ученики со второго по девятый класс. Сейчас здесь около двухсот воспитанников. Минимальное время их пребывания в санаторной школе 1 год, а максимальное — 5 лет. Ребята находятся тут до тех пор, пока медработники не примут решение, что им больше не требуется изоляция от членов семьи, которые болели туберкулёзом и вылечились.

Айгуль Хабибуллина, директор Уфимской санаторной школы-интерната № 2: "Мы раз в году проводим заседание медицинской комиссии, которая рассматривает и принимает решение, что ребёнка можно вернуть в семью. И мы его возвращаем".


В уфимском интернате создана материальная база для лечения и профилактики. В прошлом году учреждение получило грант в полмиллиона рублей. На эти деньги было закуплено оборудование. Теперь в интернате есть соляная шахта, физкабинет, а также процедурный и медицинский.

Ляля Губайдуллина, врач-фтизиатр Республиканского противотуберкулезного диспансера: "Очень благотворно влияет соляная шахта на детей для оздоровления, магнитотерапия. Тубусный кварц используется при эпидемии гриппа. Они здесь получают пятиразовое питание, витамины".


Врачи говорят, что болезнь у детей протекает тяжелее, чем у взрослых. Заразиться туберкулезом можно как воздушно-капельным путем при разговоре, кашле и чихании больного, так и вдохнув микобактерии с пылью или проглотив их с пищей. Поэтому профилактика необходима.

Ляля Губайдуллина, врач-фтизиатр Республиканского противотуберкулезного диспансера: "Если ребёнок был в контакте с туберкулёзным больным, то проходит химиопрофилактику. Лечение уже идёт препаратами. К неспецифической профилактике относится закаливание и санаторное лечение".

Рассказать о методах профилактики может теперь и воспитанница интерната Александра. Здесь ни одно мероприятие не проходит без её участия. Девушка говорит, что в санаторную школу её приняли три года назад. Сейчас она заканчивает 9 класс и выпускается. Дальше планирует поступать в педагогический. В некоторой степени на выбор будущей профессии повлияли и педагоги интерната.


Александра Кортюкова, воспитанница Уфимской санаторной школы-интерната № 2: "Нравится как наш коллектив работает и хочу учить детей. С самого детства у меня такая мечта".

Сколько всего детей интернат оградил от туберкулёза, сказать сложно. Со слов директора, это связано с тем, что каждый год принимаются новые ребята, а другие отправляются домой. Кроме того, санаторная школа существует давно. На следующий год ей исполняется 60 лет.


Хочется верить, что дети, которые сейчас находятся на профилактике в интернате, больше никогда в своей жизни не столкнутся с туберкулёзом, хоть даже и косвенно. А от того времени, что они здесь провели, останутся только тёплые воспоминания, и, возможно, через несколько лет они так же придут на встречу выпускников.

633102, Новосибирская область,
город Обь, ул. Толстого, 66


  • Документы учреждения
  • Документы Наблюдательного совета
  • Документы Попечительского совета
  • Отчеты по финансово-хозяйственной деятельности
  • Информация о наличии свободных мест
  • Независимая оценка качества
  • Противодействие коррупции
  • Эффективный контракт
  • Информация о проверках контролирующих органов
  • Часто задаваемые вопросы
  • Обратная связь
Медицинские и
социально-бытовые
услуги
Социально-правовые
услуги
Социально-психологические и
социально-педагогические
услуги

Обской психоневрологический интернат создан 14.05.2012г. в результате реорганизации Обского пансионата для престарелых и инвалидов и Обского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. В интернате постоянно проживает 700 человек пожилого возраста и инвалидов 1 и 2 группы.

Основная цель учреждения- осуществление социальной защиты проживающих; оказание социальной, медицинской, бытовой, психолого-педагогической, правовой помощи; реализация мероприятий по социально-трудовой и культурной реабилитации, уход и медицинская помощь, проведение лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий гражданам пожилого возраста и инвалидам на основе индивидуальных программ реабилитации в стационарных условиях (т.е. в условиях постоянного, временного -сроком до 6 месяцев, пятидневного в неделю проживания в учреждении).

Тип учреждения-СТАЦИОНАРНОЕ

Интернат располагается в 3-х этажном здании (633102, г. Обь, Толстого 66), имеет 3 филиала:

-Филиал №1 (2-х этажное здание,633102, г. Обь, Калинина 85),

-Филиал №2 (2-этажное здание, 633102, г. Обь, Железнодорожная 4),

-Филиал №3 (632940, Краснозерский район, с. Лобино, ул. Авангардная 14).

В интернате созданы комфортные и благоприятные условия проживания: пищеблок с обеденным залом для клиентов, актовый зал- кинозал на 200 мест, современный медицинский блок, библиотека, кабинет психолога, кабинет художественно-эстетической деятельности, светлая сенсорная комната, кабинет СБО, компьютерный класс, часовня Феодора Томского, кабинет АФК.

На территории имеются уголки для занятий спортом и спокойного отдыха-дорожки для скандинавской ходьбы, футбольное поле, цветники.

В Филиале №1- 6 корпусов, из них 3 корпуса-отделения милосердия. К услугам клиентов: учебные классы, кабинет психолога, кабинет домоводства, лечебно-трудовые мастерские (швейный и раскроечный цех, творческая мастерская по лепке дымковской игрушки), темная сенсорная комната, библиотека, кабинет песочной терапии, тренажерный зал, кабинет технологии и дизайна, актовый зал на 50 мест, кабинет для индивидуальных занятий музыкой, кабинет художественной резьбы и пирографии, тренажерный зал, уютная столовая, методический кабинет, столярная мастерская.

На территории Филиала №1 расположены малые игровые формы, игровая площадка, футбольное поле, волейбольная площадка, легкоатлетическая дорожка для бега, цветники.

Филиал №2 предназначен для подготовки инвалидов до 35 лет к самостоятельной жизни. В Филиале №2 имеется 14 спален на 2 - 3 человека, кабинет заведующего, кабинет психолога, столовая-кухня, комфортные душевые, бытовые комнаты.

Безопасность клиентов обеспечивается современной системой видеонаблюдения и пожарно-охранной сигнализации.

На территории интерната есть банно-прачечный комплекс, гараж, овощехранилища, огород, теплицы.

Все сотрудники учреждения своевременно проходят профессиональную переподготовку по специальности, имеют сертификаты специалистов и квалификационные категории.


633102, Новосибирская область,
город Обь, ул. Толстого, 66


Чтобы добраться сюда, нужно преодолеть двадцать километров от центра города, проехать через железнодорожный переезд, проскочить через воронки и буераки, миновать туберкулезный диспансер, психоневрологический интернат, кладбище и густой сосновый лес. И только достигнув северо-восточной границы города, за вереницей служебных построек обнаружим двухэтажное здание, которое с 1976 года служит домом для детей с различными формами умственных заболеваний.

ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

В настоящее время в Дербышкинском доме-интернате проживают 182 ребенка, причем у 24 из них есть родители. Мама и папа могут забирать свое чадо на выходные дни или во время каникул, чтобы не нарушать учебного режима. Иногда роль генератора ласки и домашнего уюта берут на себя родственники интернатовцев. Но потом снова начинаются будни, и вновь все возвращается на круги своя.

Учеба, прогулки на свежем воздухе, спорт и даже баня… Здесь соблюдают строгий режим и распорядок – дети заняты с утра. В интернате их учат рукоделию и изготовлению всяческих поделок, а также театральному мастерству, танцам, пению. Результаты труда юных мастеров и мастериц развешаны на стенах или выставлены на специальных стеллажах.

В тот день, когда я приехала в интернат, здесь царил дух поэзии Сергея Есенина – детишки готовились к фестивалю, который должен был на следующий день состояться в казанской школе №179.

Но все же великий поэт был услышан, и из детских улыбающихся уст его стихи звучали особенно пронзительно.

В ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ЗНАНИЯМИ

В прошлом учебном году тринадцать детей в качестве эксперимента начали вывозить на занятия в соседнюю городскую школу-интернат №11 для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей. Там работают те же учителя, что и в интернате, и учебные программы схожие. Главным испытанием для ребят оказалась социализация и соблюдение учебного распорядка. Но интернатовцы успешно с этим справились.

Татьяна ЗАБЕГИНА, член Общественных палат РФ и РТ:


Хотелось бы, чтобы в этих стенах появились волонтеры, которые заряжали бы детей своей энергией, чтобы здесь реализовывались социально направленные некоммерческие проекты и находили применение новые педагогические методики.

В этом году в школу за знаниями выезжают уже 27 детей. Администрация готова привлечь к данному процессу большее число ребят, но пока в наличии имеется лишь один автобус. Со следующей четверти в путешествие за знаниями планируют отправить уже 46 воспитанников.

Впрочем, на финансовую составляющую здесь не жалуются – не потому, что на сто процентов обеспечены, вовсе нет. А потому, что есть вещи поважнее. Хотя руководитель интерната подчеркивает, что Минтрудсоцзащиты РТ своим вниманием учреждение не обделяет.

Кстати, перед началом нового учебного года она участвовала в выездной инспекции в составе экспертной группы при Минтрудсоцзащиты. Проверяли соответствие состояния учреждений для детей-сирот требованиям госстандартов.

О ТЕХ, КОМУ ПОВЕЗЛО ЕЩЕ МЕНЬШЕ

Коридоры отделения заполнены инвалидными и просто детскими колясками. Как и всех детей Дербышкинского дома-интерната, таких ребят ежедневно выводят (точнее, вывозят) на прогулки. Они не бегают по коридорам после тихого часа, не читают стихов и не поют песен. Какое там! Воспитатель с 22­-летним стажем Надежда Дмитриева признается: из группы в восемь человек практически никто не может самостоятельно держать ложку.

И как бы в подтверждение ее слов еще крепче мою руку сжимает мальчик Алексей. Ему 14 лет. Как и у его друзей по группе, у него тяжелая степень умственной отсталости. Он не ходит самостоятельно и даже на коленях у взрослых сидит с трудом.

Мы привыкли к тому, что пацаны в его возрасте гоняют в футбол, заводят шумных друзей, набивают шишки и ссадины, таскают яблоки из соседских садов… Но Алексей не может ничего из этого. Зато улыбается так широко, как никто из нас не умеет. Он научился самостоятельно надевать футболку, пытается сам залезть в инвалидную коляску и узнает людей, которые с ним всегда рядом.

Мальчик касается моей руки, а когда Надежда Дмитриева шутливо грозит ему пальцем (мол, вот ты какой предатель, уже и забыл меня!), указывает пальцем на нее и руководителя интерната. Это значит: все в порядке, я просто очень любвеобильный.


Дети из отделения милосердия особенные – чувствовать рядом надежное плечо любимого человека для них в тысячу раз важнее, чем любому из нас. Я иду по коридору и вижу мальчишку, который пытается ползать, превозмогая боль. Подхожу ближе и наклоняюсь к нему. Он цепляется за мою шею.

Мне объясняют: мальчик хочет, чтобы я взяла его на руки.

Захожу в одну из комнат. Здесь на краю кровати сидит смуглая девчушка с невероятно нежной кожей и тоненькими ручками. Боязливо озирается. Поначалу мне кажется, что она ничего не понимает. Но я притрагиваюсь к ее руке – и вот уже улыбка проступает на ее лице. Значит, я ошибалась…

Вся жизнь детей, живущих без родителей, – это борьба за внимание. В интернате сделан неплохой ремонт, у каждого – свежая постель и четырехразовое питание. Но заботы никогда не бывает много. Однако не могут же воспитатели и нянечки все время быть рядом с каждым! Хотя за последние полгода здесь и так случился настоящий методико-педагогический прорыв – один воспитатель стал отвечать не за пятнадцать, как раньше, а за восемь детей.

Переехать из Дербышек в родное гнездышко удается примерно двум процентам ребят. Здесь почти всех усыновителей и опекунов помнят в лицо. По словам Гульнары Галиахметовой, в 2015 и 2016 годах их было лишь по трое.

Она отметила, что сегодня с потенциальными родителями и опекунами ведутся специальные занятия – им объясняют, как правильно себя вести с такими детьми, заранее предупреждают о трудностях, с которыми они могут столкнуться. Но вот характерный факт: среди усыновителей и опекунов дербышкинских детей – в основном их родственники и персонал интерната.

С другой стороны, это говорит лишь о том, что остальные окружающие, общество в целом об этих детях знает катастрофически мало. И в помине нет здесь, например, тех же волонтеров, которые бы регулярно посещали интернат, помогая общаться с детьми. Отсутствуют социально направленные некоммерческие организации, способные разнообразить, а главное – облегчить жизнь питомцев учреждения.

ШАНС НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Интернат активно сотрудничает с Некоммерческим фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Под его эгидой были оборудованы специальные социально-бытовые комнаты по приготовлению пищи и уходу за одеждой, кабинеты ЛФК, некоторые дети научились самостоятельно ходить в магазин, пользоваться общественным транспортом.

Итоги проделанной работы подводить пока рано. Но, если вдуматься, сам факт, что у детей с особенностями развития появился шанс стать полноправными членами общества, можно назвать настоящим успехом. И хочется верить, что пройдет время – и кто-то из участников эксперимента вернется в родной интернат уже в качестве специалиста – для того чтобы принять эстафету добра.

Автор статьи: ТРИФОНОВА Полина
Выпуск: №145 (28333)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции