Туберкулез запрет на въезд в россию


Ситуация улучшается, но нужно продолжать делать все, чтобы и наши сограждане, и гости-мигранты, были здоровыми.

Статья "Неужели ты “ зараза ” , трудовая миграция?! Часть 1" является обязательным предисловием для данного текста.

А здесь мы обсудим сегодняшнее состояние проблемы заболеваемости туберкулезом и сочетаемым с ним ВИЧ, у трудовых мигрантов и через них, с двумя уважаемыми и авторитетными в России людьми - как по теме трудовой миграции, так и профилактике, диагностике и лечении вышеуказанных недугов.

Сначала это будет видео-интервью с Председателем Комиссии Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, Председателем в Комиссии по вопросам миграции, Директором проектов в Фонде развития международных связей “ Добрососедство ” , ЮриемМосковским.

И стенограмма к данному видео:

Юрий, в статье 4-хлетней давности я прочитал, что в России отсутствуют нормативные документы, регулирующие мероприятия по предупреждению и лечению туберкулеза среди иностранных граждан. Что вы думаете и знаете об этом, что изменилось за прошедшее время?

ЮрийМосковский: Вполне возможно, что автор статьи просто не знал реальной ситуации. Потому что у нас иностранные граждане, въезжающие в Российскую федерацию, качественно проверяются на заболевание туберкулезом, а также другими эпидемиологическими заболеваниями.

В частности, те, кто получает патенты, в обязательном порядке.

Соответственно, это граждане Украины, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Молдавии - тех стран, которые входят в СНГ, но не входят в ЕАЭС. Граждане же тех стран, членов ЕАЭС, проверяются на эпидемиологические заболевания точно так же, как российские граждане. Особенно если они работают в определенных отраслях, связанных с людьми, с пищевыми продуктами и так далее.

Причем можно сказать, что вышеуказанная заболеваемость у мигрантов почти на том же уровне, что и у российских граждан. Есть, правда, проблема - заражаемость уже после приезда сюда. Особенно это заболевания, связанные с половыми инфекциями. Просто сама среда такая, молодежная, предполагающая большое количество половых контактов.

По туберкулезу же другое дело, и к нашей заразе не надо добавлять иностранную. В случае, если обнаруживается туберкулез, Роспотребнадзор ставит мигранту запрет на въезд в РФ со всеми вытекающими последствиями.

И вот как раз по поводу данной депортации.

Не депортации, а выдворения - это несколько разные вещи. Хотя в случае, если мигрант болен особо опасными болезнями, типа лепра и прочее, уже последует депортация. Но есть проблема - после лечения. А ряд заболеваний, как вы знаете, лечению не поддается.

И тот же туберкулез, насколько я в курсе, достаточно длительное лечение.

- Там разные стадии. Если одна - очень быстрое лечение, но если запущенная, совершенно иное. Другое дело, что до иностранных граждан нужно доводить простую информацию - они должны и сами смотреть, чтобы люди, которые с ними работают и проживают, имели настоящие справки, а не фальшивые. Потому что данные персонажи в первую очередь представляют опасность для своих же, для “ близких ” окружающих.

Юрий, и вот здесь, в этой практике выдворения или депортации, есть момент, в какой-то степени, стимулирования распространения болезни - вследствие как ухода мигрантов от проверки, так и небыстрого механизма выдворения.

Да, есть такая проблема, Но сейчас она решается следующим образом: если человек (берем по центру Сахарова), у которого наличествует подозрение на заболевание - которое, кстати, во многих случаях не подтверждается - после такого обнаружения скрылся, то просто идет оформление выдворения из страны и запрета на въезд. И, после его выявления сотрудниками полиции, осуществляется депортация.

Это другая статья, и запрет уже не на 3 года, на гораздо больший срок, вплоть до пожизненного. Но человек, как правило, существо разумное.

Конечно, есть те, кто уходит в полную тень, но таких очень мало. Чаще всего наличествует другое - легенда о громадном количестве нелегалов в Российской федерации.

Пусть только "иностранное лицо" попробует походить по улицам без документов, и я посмотрю, как быстро его поймают - можно провести эксперимент на каком-нибудь своем товарище-иностранце. Полиция в Москве работает очень быстро и четко, очень профессионально.

Кстати, и в других регионах, думаю, тоже. В большом мегаполисе затеряться даже проще, чем небольшом полисе - то есть маленьком городе. Там вообще все на виду.

А эти наши разговоры о миллионах “ нелегалов ” . Часто термин "нелегально находящийся" подменяется понятием "нелегально работающий". Идет путаница - мигрант находится легально, но работает нелегально.

Сейчас же ситуация стала несколько иной, поскольку более четким стало понимание законодательства. Служба безопасности работает, поэтому количество нелегально работающих (и тем более нелегально находящихся), резко уменьшилось.

Юрий, а еще я "в курсе", что у вас по данной теме была какая-то личная история, связанная и с данной темой, и с поездкой в США.

Ну, личных историй такого рода достаточно много, А эта не совсем личная - в марте 2014 г. проходила большая международная конференция, в Чикаго, в Иллинойском университете, связанная с миграционными процессами, с эпидемиологическими ситуациями в разных странах, в том числе в России. Меня туда пригласили, так как устроители решили, что я являюсь одним из лучших специалистов в Российской федерации по данной тематике.

Так уж случилось, что как раз в то время, накануне, выстраивалась патентная система. И я довольно много выступал по данной теме - как обезопасить российских граждан, и иностранных в том числе, по заболеваемости.

И, видимо, американские товарищи узнали по интернету про большое количество моих выступлений, и решили, что я именно тот специалист, который им нужен ))).

И они там пытались “ пробить ” какую-то тему свою?

Да, поднималась, в то числе, и тема въезда в Российскую федерацию носителей ВИЧ инфекции, то есть снятие запрета на въезд. Но российская делегация эту идею не поддержала.

То есть на тот момент . Во всяком случае, тогда она не “ прошла ” (ред.)

Видно было, что наш интервьюируемый, ЮрийМосковский, разбирается в данной теме досконально и готов говорить о ней буквально часами. Лишь узкие временные рамки вынудили меня ограничить данный наш разговор.

И еще, наверное, надо встать в защиту авторов статьи четырехлетней давности - отнюдь не все мигранты оформляются легально, не все получают патент. И как раз в этом случае они оказываются вне медицинского контроля.

То есть вопросстрогогоконтроля со стороны МВД, имеет ли мигрант, помимо официальной регистрации, еще и официальный патент или другое разрешение на работу - это еще и вопрос всеобщей нашей медицинской безопасности!

. А теперь продолжим наш разговор со специалистом по другому аспекту нашей проблемы, по медицинской, и уже в режиме текстового интервью.

Это руководитель Федерального центра мониторинга противодействия распространению туберкулеза в Российской Федерации ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор НечаеваОльгаБрониславовна.

"1. Ольга Брониславовна, в статье октября месяца 2016 г. "Туберкулез: старый вызов в новом контексте. Кто вылечит трудового мигранта?", Вы сказали много важного и интересного. И, в том числе, о проблеме, связанной с уже наличествующим туберкулезным процессом у некоторых мигрантов - который, на начальной стадии, невозможно выявить при первичном осмотре. Улучшилась ли ситуация по данной проблеме?

Необходимо понять, что проблема эта очень сложная. Ведь миграция, являясь социальным детерминантом здоровья, увеличивает заболеваемость и смертность от туберкулеза среди мигрантов и в их сообществах на протяжении всех путей миграции, в том числе за счет реактивации латентного туберкулеза.

Факторами риска инфицирования, трансмиссии и неблагоприятных исходов ТБ, как известно, являются скученность проживания и неблагоприятные условия работы, низкий социально-экономический статус, повышенная уязвимость в отношении ВИЧ-инфекции, недостаточное питание/истощение, злоупотребление алкоголем или наркотиками. А все они по-прежнему очень актуальны для данной категории граждан.

Не надо забывать и об отсроченном туберкулезе, выявление которого происходит не только во время первичного осмотра при оформлении статуса беженца, но и через несколько лет после переезда в субъекты Российской Федерации - так как значительная часть этих людей уже инфицированы микобактерией туберкулеза.
Но можно с определенным удовлетворением признать, что ситуация улучшилась, потому что и условия питания, проживания и работы, в массе своей, стали лучше, более цивилизованными. И еще ощутимо меньше стало мигрантов, попадающих в Россию по “ серым ” схемам - все легальные, как известно, проходят довольно строгий контроль. Вероятность пропустить сейчас больного или инфицированного мигранта существенно уменьшилась.

Немаловажно и то, что появляются новые больницы и медицинские центры для мигрантов, в том числе этнические, в результате инициативы соответствующих диаспор. Их работники знают о проблеме отсроченного туберкулеза и, в значительной степени, держат ситуацию под контролем.

Изменилась ли ситуация, связанная с низкой информированностью мигрантов о своих болезнях (в частности, о туберкулезе и ВИЧ)?

Особое внимание в работе по совершенствованию нормативно-правовой базы РФ, по вопросам оказания противотуберкулезной помощи иностранным гражданам на территории России, уделяется разработке медико-социальных механизмов мотивации мигрантов к ранним обследованиям, диагностике и последующему лечению как в России в качестве страны пребывания, так и в странах исхода.

И, конечно, изучается роль и положительный опыт взаимодействия общественных и международных организаций с государственными учреждениями противотуберкулезной помощи, направленный на создание и поддержание эффективных механизмов контроля туберкулеза в сообществах мигрантов.

По сравнению с реалиями конца 2016 г., ситуация однозначно стала лучше - мигранты сейчас ощутимо больше информируемы еще и через свои сообщества и диаспоры. В массе своей, последние довольно добросовестно работают - видимо, сказывается влияние властей соответствующих стран ЕАЭС или СНГ.

И, с осторожным оптимизмом, можно сказать, что у мигрантов, видимо, благодаря еще и влиянию данных сообществ, наблюдается большее желание пролечиться как следует, полностью избавиться от болезни.

Ольга Брониславовна, полностью согласен с ранее высказанным Вами мнением, что депортация по медицинским основаниям только ухудшает ситуацию с заболеваемостью и, соответственно, с заражением окружающих. Есть ли за прошедшие 4 года изменения в связи с этим?

Я и сейчас категорически против депортации - совершенно по тем же причинам. Но ситуация все же несколько улучшилась. Еще и потому, что если мигрант уже устроился на работу, уже работает, то он обязательно получает полис ОМС. И, если впоследствии у данного человека выявляется заболевание, он уже лечится бесплатно - мы, наконец-то, “ пробили ” это через правительство.

Потом, немалая часть мигрантов, те, кто получил статус беженца или временное убежище, имеют право на медицинскую помощь наравне с гражданами России - и из гуманных соображений не могут быть депортированы за пределы РФ. В случае выявления туберкулеза его лечение должно проводиться в России за счет средств бюджетов разных уровней.

Вообще же депортации стало очень немного, она существенно сократилась. Хотя, строго говоря, и раньше было не так уж много - несоизмеримо с разговорами об этом" (ред.)

На последних словах я и второе интервью вынужден был закончить. Добавив, правда, уже сюда свои "три копейки" - что касается депортации, даже единичный случай является трагедией для мигранта и его семьи. И, конечно, нам всем нужно стремиться к полному прекращению такой порочной практики.

А относительно объема и качества данного интервью - ответила мне НечаеваОльгаБрониславовна очень квалифицированно и детально, даже исчерпывающе, стоило большого труда текст ее ответа уменьшить. Однако очень хорошо, что в России есть специалисты такого высокого уровня.

Единственно, еще добавлю некоторые данные из огромной таблицы, которую Ольга Брониславовна тоже прислала, по ситуации в России - сравнительный анализ по годам, начиная даже не с 2016 г., а с 2012 г.

Это опять огромное количество цифр - "просто с ума сойти", но. Только очень отдельные ))

Так, впервые с ТБ (заболевшие туберкулезом) в 2012 г. зарегистрированы 97 542 чел., или 68,1 чел на 100 тыс. населения, в 2016 г. 78 121 чел., или 53,3 чел. на 100 тыс. населения. А в 2018-м - 65 234 чел., или 44,4 чел. на 100 тыс. населения.

Из них умерло от ТБ: за 2012 г. - 17 966 чел., или 12,5 чел. на 100 тыс. населения, за 2016 г. - 11 373 чел., или 7,8 чел. на 100 тыс. населения, и в 2018 г. - 8 617 чел. или 5,9 чел. на 100 тыс. населения.

Правда, по ВИЧ обнаружено инфицированных : в 2012 г - 8 414 чел., в 2016 г. - 12 357 чел. И дальше некоторая стабилизация, по следующим годам приблизительно такие же цифры, как и в 2016-м. В частности, за 2018 г. - 12 448 чел.

И всего инфицированные ВИЧ состояли на учете на 31 декабря: 2012 г. - 20 454 чел., на 2016 г. - 30 662 чел., а 2018 г. - 30 962 чел.

. В общем, на взгляд постороннего, противные, надоедливые цифры. От которых, если не вникать в них, хочется отмахнуться, как от математики, которая еще в первом классе школы опротивела.

Но при этом динамика положительная, людей от туберкулеза (в том числе сочетаемого с ВИЧ) умирает с каждым годом все меньше. А число заразившихся ВИЧ, с 2016 г., по большому счету, уже не растет.

И если еще поставить себя на место заболевших или членов их семьи, то сразу поймешь, как все это важно, как дорога - кстати, и России тоже - каждая цифра уменьшения болезней.

Поэтому нам и дальше нужно делать все, что только можно - чтобы ни наши люди, ни гости-мигранты, потенциально способные нас заразить, не болели. Иди, заболев, максимально быстро становились здоровыми.

И, именно поэтому, необходимо продолжать избирать во власть не популистов, пытающихся "словить хайп" на критике, а тех, кто реально работает на улучшение здравоохранения. Чтобы наше родное российское государство только укреплялось, а семьи были “ многодетными ” и счастливыми.


МВД не против того, чтобы полностью излечившиеся от опасных болезней иностранцы смогли остаться или вновь приехать в Россию, но предлагает решать вопрос в индивидуальном порядке.

Между Минздравом и МВД пробежала чёрная кошка. Ведомства спорят, нужно ли впускать в страну ВИЧ-инфицированных и иностранцев с другими опасными болезнями. Минздрав ссылается на недавнее решение Конституционного суда России, который постановил, что мигранта можно оставить в России или снять с него запрет на въезд в страну, если он документально докажет, что вылечился и больше не представляет опасности для других. МВД не нравится идея впускать в страну всех бывших больных, которые только покажут справку о здоровье. Чтобы Россию не заполонили ВИЧ-инфицированные и больные туберкулёзом, полицейские предлагают принимать решение по каждому такому иностранцу индивидуально.

Поводом для спора Минздрава и МВД стало постановление Конституционного суда РФ от 20 октября 2016 года по жалобе гражданина Южной Кореи. Он приехал в Россию работать, но после первой же диспансеризации выяснилось, что он болен туберкулёзом. Медики сообщили об этом Роспотребнадзору, который вручил корейцу предписание покинуть Россию. Мигрант обращался в разные больницы, но российские врачи предложили ему только радикальное лечение — удалить одно лёгкое. Тогда он навёл справки на родине и выяснил, что в Корее туберкулёз успешно лечат и без хирургии.

Иностранец исполнил предписание Роспотребнадзора и уехал в Корею, где полностью вылечился. После этого он решил вернуться в Россию, но тут выяснилось, что он внесён в списки иностранцев, нежелательных для посещения России. Кореец нанял российского юриста, который стал биться за правду в судах. Сначала был Тверской райсуд Москвы, который отказался снимать запрет на въезд, пояснив, что он не предоставил веских доказательств того, что вылечился. В итоге дело дошло до Конституционного суда РФ.

Высшая судебная инстанция признала не соответствующими Конституции некоторые положения федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Оказалось, что нынешнее законодательство вообще не предусматривает возможности возвращения в Россию иностранного гражданина после излечения от опасной болезни.

Конституционный суд предписал профильным министерствам и ведомствам изменить законодательство с учётом этого решения. Минздрав предложил приостанавливать действие запрета о пребывании иностранного гражданина в РФ, если он начал лечиться в России или в другой стране. А в случае полного выздоровления запрет на въезд в Россию иностранца должен быть отменён полностью. Для этого достаточно будет только справки о выздоровлении из медицинского учреждения.

В МВД, которое теперь получило от упразднённой Федеральной миграционной службы (ФМС) в наследство всю миграционную сферу, совсем не оценили поправки Минздрава. Во-первых, в ведомстве сочли, что они недостаточно проработаны с правовой точки зрения. К примеру, любой уполномоченный орган и так может отменить своё решение о запрете на въезд иностранного гражданина, если у человека изменились обстоятельства. В МВД считают, что прописывать это отдельной законодательной нормой совсем не обязательно. К тому же эта идея противоречит положениям Государственной стратегии по противодействию распространению ВИЧ-инфекции в России на период до 2020 года.

Решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории России могут принять сразу несколько ведомств: Минюст — за наличие судимости за преступления, совершённые на территории РФ, Роспотребнадзор — за заболевания туберкулёзом, сифилисом, СПИДом, МВД — если человек привлекался к административной или уголовной ответственности за наркотики, ФСБ России — если есть подозрения в том, что иностранец угрожает безопасности страны. Эти решения можно отменить только по решению суда.

Сейчас иностранцы обязаны проходить медицинское обследование в России, если они собираются получить патент на работу, разрешение на временное проживание или гражданство. За направлением на медкомиссию мигрант обязан обратиться в МВД лично. Ему предстоит пройти терапевта, фтизиатра, дерматовенеролога, психиатра-нарколога. А также сдать анализы на ВИЧ, сифилис и психотропные вещества. Никаких патентов и разрешений иностранец не получит, если у него обнаружат ВИЧ-инфекцию, туберкулёз, половые инфекции или наркоманию.

В 2015 году в России смягчили требования к ВИЧ-инфицированным иностранцам. Из страны разрешили не выезжать больным, у которых есть родственники — граждане Российской Федерации. При этом норма не распространяется на больных, ранее уже нарушавших законы нашей страны. Поправки в законодательство тогда потребовал внести Конституционный суд РФ, куда поступили жалобы двух граждан Украины и Молдавии.

Эксперты считают, что необходимо жёстко контролировать здоровье иностранцев, но делать это должны независимые структуры.

— Нужно переложить ответственность за здоровье приезжающего в Россию гражданина на страховые компании. Не надо никаких справок. У человека, который заболел, страховка должна быть дороже, — считает бывший замглавы ФМС, а ныне президент фонда "Миграция XXI век" Вячеслав Поставнин. — Тогда страховая компания, которая ему даст такую страховку, будет тщательно проверять, насколько хорошо человек вылечился, или будет нести соответствующие расходы.

Директор Центра изучения миграционной политики Международного института государственной службы и управления РАНХиГС Виктория Леденева не против инициативы давать мигрантам второй шанс.

— Вопрос — где лечиться и за чей счёт. Я не думаю, что в законе будет рассматриваться вопрос, что мигрант будет лечиться здесь. То есть он приехал, у него здесь эту болезнь обнаружили и дальше его начнут лечить здесь? Я в этом сомневаюсь, — рассказала Леденева Лайфу. — Я считаю, если мигрант повторно приедет с документами о том, что он вылечился, не с фиктивными справками и документами, а действительно подтверждающими, что он здоров, то почему бы и нет.

По данным МВД, в прошлом году в Россию приехало 16,3 млн иностранцев. Почти 150 тысяч человек получили разрешение на работу в нашей стране, ещё 1,5 млн приезжих обзавелись специальным трудовым патентом. В 2016 году МВД закрыло въезд в страну для 230 тысяч иностранцев, депортировано из России было более 50 тысяч мигрантов.

Действующими в России правилами не предусмотрено обязательное медицинское освидетельствование иностранных граждан при въезде в Россию, за исключение случаев, когда иностранец обращается в миграционный орган для оформления патента, разрешения на временное проживание, вида на жительство, а также с просьбой о предоставлении убежища.

Одним из основных документов, который потребуется предоставить в миграционный орган при оформлении патента, РВП и пр., является справка об отсутствии у иностранного гражданина опасных инфекционных заболеваний и заболевания наркоманией, а также сертификат об отсутствии ВИЧ инфекции

В случае выявления в результате медицинского освидетельствования у иностранного гражданина заболевания, включенного в специальный перечень[1], информация направляется в территориальный орган Роспотребнадзора для решения вопроса о принятии в отношении иностранного гражданина решения о нежелательности пребывания (проживания) в России.

Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в России по линии Роспотребнадзора подробно описан в Инструкции о порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утв. Приказом Роспотребнадзора от 14.09.2010 N 336. В соответствии с данным приказом, территориальные органы Роспотребнадзора, при наличии информации об имеющемся у гражданина опасном инфекционном заболевании, готовят и направляют в Роспотребнадзор проект решения о нежелательности пребывания (проживания) в России. Роспотребнадзор, в свою очередь, рассматривает поступившие документы и принимает решение, которое доводится до сведения гражданина. Инструкцией также предусмотрено, что процесс принятия решения может быть приостановлен, если иностранец предоставит договор с медицинской организацией о проведении лечения, а также в том случае, если иностранный гражданин может получить необходимое лечение в рамках действующих государственных программ – до его излечения.

Иностранные граждане часто обращаются к нам с вопросом о возможности отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) в отношении граждан, излечившихся от заболеваний, послуживших основанием для принятия решения о нежелательности пребывания. Данный вопрос, несмотря на кажущуюся простоту, требует подробного комментария.

Итак, как мы уже отмечали ранее, решение о нежелательности пребывания не ограничено сроком действия, т.е. действует бессрочно, что не в полной мере соотносимо с природой тех заболеваний, которые служат основанием к принятию такого решения. Решение, препятствующее въезду в Россию, должно действовать до момента, пока обстоятельства, послужившие основанием к его принятию, не перестанут существовать. Иная позиция входила бы в противоречие с базовыми принципами гуманизма. Отсутствие процедуры пересмотра подобных решений не означает того, что данный правовой пробел не может быть восполнен. Обратим внимание, что законодательство также и не содержит запрета в пересмотре решений о нежелательности пребывания (проживания) в РФ. Считаем, что органам Роспотребнадзора при рассмотрении обращений граждан об отмене принятых ранее решений, следует руководствоваться позицией, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2015 года №4-П, о том, что сам факт отсутствия процедуры пересмотра решений о нежелательности пребывания (проживания) в РФ не может служить основанием для отказа в рассмотрении спорного вопроса. Правовая позиция Конституционного суда, изложенная в Постановлении от 12.03.2015 N 4-П, допускает возможность пересмотра решений о нежелательности пребывания, если обстоятельства, послужившие основанием к его принятию, изменились или перестали существовать. Аналогичные правовые выводы были сделаны в Апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан от 08.12.2014 по делу N 33-16702/2014.

Также особое внимание хотелось бы уделить мнению судебной коллегии, изложенному в апелляционном определении Нижегородского областного суда по делу N 33-7366/2014, которым было удовлетворено заявление иностранного гражданина в части признания незаконным решения о нежелательности пребывания (проживания), со следующей мотивировкой:

Гражданам, которые излечились от заболеваний, послуживших основанием для принятия органами Роспотребнадзора в отношении них решения о нежелательности пребывания (проживания) в России, необходимо придерживаться следующего алгоритма.

  1. Обратиться в уполномоченную медицинскую организацию, установившую диагноз, с просьбой о его комиссионном снятии (как правило, такими организациями являются — районные тубдиспансеры). Какие-либо иные документы: справки, выписки и пр. не принимаются во внимание и не рассматриваются Роспотребнадзором, поскольку для решения вопроса о возможности пересмотра ранее принятого решения имеет правовое значение лишь факт комиссионного снятия диагноза уполномоченной медицинской организацией. Данный вывод основан на анализе сложившейся судебной практики. Санкт-Петербургский городской суд в апелляционном определении от 17 апреля 2013 г. N 33-5712/2013 обратил внимание на то, что именно факт комиссионного снятия гражданина с учета является основанием для пересмотра ранее принятого в отношении него решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ.
  2. Обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека с требованием пересмотреть решение. В случае получения отказа, оспорить его в судебном порядке.

На практике многие граждане обращаются с просьбой о пересмотре решения о нежелательности пребывания (проживания) в территориальные Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, инициировавшие принятие решения. Однако именно Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, является тем федеральным органом исполнительной власти, который наделен правом принятия решения о нежелательности пребывания (проживания). Таким образом, вопрос об отмене (пересмотре) решения о нежелательности пребывания (проживания) должен решаться Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а не его территориальными управлениями. Такой вывод сделан в апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 15 июня 2015 года при рассмотрении апелляционной жалобы на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 01 апреля 2015 года по гражданскому делу № 2-849/2015.

Что касается возможности принятия решения о нежелательности пребывания в отношении гражданина, имеющего в России семью, стоит отметить следующее.

Учитывая, что решение о нежелательности пребывания представляет из себя серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни гражданина, оно может быть принято только при наличии у органов Роспотребнадзора объективных оснований полагать, что гражданин не сможет получить необходимое лечение в России, а также уклониться от соблюдения тех ограничений, которые могут возникнуть в связи с наличием у него данного опасного инфекционного заболевания, и направленных на предотвращение его дальнейшего распространения (см. апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.05.2014 года).

[1] Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 188.

Соответствующий законопроект был рекомендован депутатами для принятия Госдумой во втором чтении


Иностранным гражданам, переболевшим опасными заболеваниями, разрешат въезд в Россию. Думский Комитет по государственному строительству и законодательству накануне рекомендовал принять во втором чтении Госдумы соответствующий законопроект, отменяющий запрет на въезд в страну иностранцев, перенесших серьезные болезни.

В соответствии с действующим законодательством для иностранного гражданина, переболевшего таким опасным заболеванием, как, например, сифилис или туберкулез, путь в Россию был заказан на всю оставшуюся жизнь. Даже факт того, что иностранец преодолел недуг, не устранял этого ограничения. Задуматься о снятии запрета Правительство подтолкнуло решение Конституционного суда от 20 октября 2016 года, которое признало действующую норму дискриминационной и даже антиконституционной, поскольку ни одним федеральным законом не была предусмотрена отмена ранее принятого решения. Обратила внимание Конституционного суда на этот вопрос жалоба гражданина Республики Корея X., который, по всей видимости, не смог вернуться в Россию на работу или воссоединиться с семьей.

Минобрнауки изменит требования к экзаменам по русскому языку для мигрантов

В первом чтении законопроект Правительства был принят 15 июня. По словам председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова, во втором чтении документ будет рассмотрен уже 5 июля.

В планах Правительства также значится смягчение запретов на въезд в страну для ВИЧ-инфицированных мигрантов. Россия является одной из немногих стран в мире наряду с Новой Зеландией, Египтом, Северной Кореей, Суданом и арабскими странами Персидского залива с подобными ограничениями.

С первого января 2016 года въезжать в Россию получили право иностранцы с ВИЧ, чьи супруги, дети и родители являются российскими гражданами или постоянно проживают на территории РФ. Для иностранцев без соответствующих обстоятельств въезд по-прежнему остаётся закрытым.

Добиться смягчения законодательства позволило решение Конституционного суда от 12 марта 2015 года. Тогда в ведомство поступило сразу три жалобы от двух граждан Украины и жительницы Молдавии. Гражданин Украины, который состоял в браке с россиянкой, был депортирован из России после обнаружения у него ВИЧ. Второй гражданке Украины с заболеванием было запрещено вернуться к гражданскому мужу и ребёнку после выезда на родину, а женщине из Молдавии отказали в выдаче разрешения на временное проживание, несмотря на мужа и ребёнка с российским гражданством.

Законодатели сходятся во мнении, что вопросы здоровья мигрантов довольно серьёзные и требуют дополнительного регулирования. В ходе обсуждения в Совете Федерации заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников сообщил, что за последние пять лет количество выявленных ВИЧ-инфекций у мигрантов, прибывающих в Москву за трудовыми патентами, увеличилось в 15 раз, заболевание туберкулезом выросло в шесть раз, а сифилисом — в 40 раз. Вовремя обнаружить инфицированных иностранцев удалось благодаря централизации деятельности медицинских лабораторий на базе Многофункционального миграционного центра Москвы.

Необходимо решить проблему страхования мигрантов.

По словам Николая Говорина, более тщательно эту тему законодатели обсудят в осеннюю сессию. «Нам нужно провести серьёзный мониторинг ситуации и собрать подробную статистику, чтобы вынести объективное решение. Скорее всего, для этого мы проведём обсуждение в формате круглого стола, — сказал он.

Парламентарий отметил, что сегодня мигранты — это значительный трудовой ресурс страны, поэтому вопросы их медицинского освидетельствования и состояния здоровья крайне важны.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции