Туберкулез на картинах художников



К Всемирному дню борьбы с туберкулезом

(24 марта 2019 года).

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ,

ЖИВОПИСИ И МОДЫ.

Тогда человек, больной туберкулезом, был обречен. Здесь уместно вспомнить о том, что страшная болезнь не щадила талантливых людей: писателей, художников, поэтов. В скорбном списке – В.Г.Белинский, Н.И. Добролюбов, А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Е. Варламов, С.Я. Надсон, Ф.А. Васильев, М.К. Башкирцева, ставшие жертвами чахотки в расцвете творческих сил.



Фото. Белинский В. Г. (1811-1848). Фото. Добролюбов Н.И.(1836-1861).



Фото. Кольцов А.В. (1809-1842). Фото. Никитин И.С. (1824-1861).




Фото.Варламов А.Е. (1801-1846). Фото. Надсон С.Я. (1862-1887).



Фото. Васильев Ф.А. (1850-1873). Фото. Башкирцева М.К. (1858-1884).

В те времена она чаще всего была скоротечной. Есть предположение, что с подозрением на неё был отправлен в лазарет юный С.А. Есенин.


Фото. Есенин С.А. (1895-1925).

Польский писатель Г.Сенкевич, у которого чахотка забрала жену, создал фонд, поддерживавший писателей, болевших туберкулезом.


Фото. Г. Сенкевич (1846-1916).




Фото. А. Дюма (1824-1895). Фото. А. Мюрже (1822-1861).



Фото. Д. Верди (1813-1901). Фото. Д. Пуччини (1858-1924).

Но уже в конце Х1Х века стало известно, что туберкулез – это инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха.

Иногда, читая произведения великих писателей, мы не замечаем, что они затрагивают проблему заболевания туберкулезом.




Фото. Достоевский Ф.М. (1821-1881). Фото. Толстой Л.Н. (1828-1910).



Фото. Оноре де Бальзак (1799-1850). Фото. Эрих Мария Ремарк (1898-1970)


Фото. Томас Манн (1875-1855).


Фото. Федин К.А. (1892-1977).


Фото. Димна Кьюсак (1902-1981).


Фото. Чехов А.П. (1860-1904).

Личные переживания авторов, которые были больны сами

или у них болели близкие, помогали в изображении правдивых характеров в их произведениях. Именно из-за этих случаев писатели так откровенно упоминали в своих

творениях эту болезнь и талантливое перо не изменяло великим писателям даже при описании страданий больных туберкулезом.

Например, Лев Николаевич Толстой создал портреты больных под впечатлением смерти от туберкулеза своих братьев Дмитрия и спустя несколько лет Николая. Великий писатель видел очень тяжелых больных, так как сам не раз лечился кумысом в самарских степях.

На 31-ом году жизни от этой болезни умер брат А.П. Чехова Николай. Туберкулез прервал и жизненный путь и самого А.П. Чехова в возрасте 44 лет.

Ни одна болезнь не получила столь широкого отражения в художественной литературе, как туберкулез. Каждый пример, тем более, если он не вымышлен, а взят из реальной ситуации, это маленький, но шаг к пониманию туберкулеза. Художественная литература как ничто другое образно раскрывает клиническую картину болезни. Какова же была истинная картина заболеваемости и смертности от туберкулеза в те времена? Какими знаниями обладали врачи в области путей передачи инфекции и основных методах лечения туберкулеза? Ответы на эти вопросы мы находим в произведениях художественной литературы.

Из этого можно сделать вывод, что литература - ещё и большой помощник медицины в пропаганде гигиенических знаний среди населения.

Туберкулез и мода.


Фото. Портрет Мари Дюплесси.

Возможно, это покажется странным, но Викторианцы романтизировали заболевание и его последствия, выделяя эффекты, порожденные слабостью больной молодежи.

И, как полагают ученые, поскольку туберкулез был распространен, он продолжал удерживать свои позиции в моде.

Среди высшего класса девичьей привлекательностью считались тонкость и бледность кожи, которые являются результатом потери веса и отсутствия аппетита, вызванного заболеванием.

Чахоточный шик пришел из середины 1800 годов, когда модные корсеты создавали длинные талии, а объемные юбки ещё более подчеркивали болезненную хрупкость женских фигур. Женщины среднего и высшего класса использовали косметику, чтобы подчеркнуть бледность кожи.

Во второй половине Х1Х века произошло радикальное переосмысление туберкулеза, когда в 1882 году Роберт Кох

объявил, что он открыл бактерии, вызывающие заболевание. Открытие Коха помогло микробной теории убедить врачей, что туберкулез заразен.

Врачи стали порицать волочащиеся юбки, считая их виновницами поднимающейся пыли, в которой гнездятся бактерии туберкулеза, в результате чего болезнь приходила в дом.

Тема туберкулеза в живописи.


Фото. Поленов В.Д. (1844-1927).


Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)-русский художник, выдающийся мастер- портретист. Его знаменитый портрет М.И. Лопухиной - эталон портретной живописи русского романтизма.


Фото. Боровиковский В.Л.(1757-1825).


М.И. Лопухина была больна туберкулезом и вскоре после написания портрета скончалась. Но художник использовал внешние признаки тяжелой болезни на благо образа своей героини. В близкой смерти обретается чарующая непознаваемая красота, а прозрачность её тела кажется вот-вот обнажит саму душу.

Известное стихотворение Якова Полонского к «Портрету

лишь в 1913 году:

« Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Многие художники сами страдали от туберкулеза.

Так, Перов Василий Григорьевич (1834-1882) – русский художник-передвижник. Один из организаторов Товарищества передвижников. Зрелый мастер бытового жанра, тонкий пейзажист, автор выдающихся портретов.

В 1874 году художник узнает, что болен чахоткой, излечить которую тогда было практически невозможно.

В 1882 году после тяжелой мучительной болезни художник скончался.


Фото. Перов В.Г. (1834-1882).

Итальянский художник и скульптор, представитель импрессионизма Амадео Модильяни (1884-1920).


Фото. Амадео Модильяни(1884-1920).

В 1917 году Амадео Модильяни знакомится с молодой французской художницей Жанной Эбютерн, которая стала его любимой натурщицей, музой и истинным другом. В 1918 году пара переезжает в Ниццу, где у них рождается дочь. В 1919 году, полные новых планов и идей, они возвращаются в Париж. Но стремительное развитие болезни (у Амадео Модильяни был туберкулез) рушит все их планы. В 1920 году художник умирает в больнице для бездомных.

Узнав о смерти любимого, Жанна, ждавшая на тот момент второго ребенка, выбросилась из окна 6-го этажа.


Проблема туберкулеза остается актуальной и в наши дни.

Несмотря на то, что изменились условия жизни людей, разработаны методы профилактики и лечения туберкулеза, однако, по-прежнему тысячи людей во всем мире ежегодно заболевают этой тяжелой инфекцией и погибают от неё. В результате бесконтрольного употребления антибиотиков возникли лекарственно устойчивые формы туберкулеза, трудно поддающиеся лечению. Туберкулез поражает в настоящее время не только малоимущих, но и весьма обеспеченных и успешных людей.

А как же литература, живопись, музыка, мода?

При подготовке данного материала были использованы материалы, взятые из открытых источников.


"Пациенты" на картинах русских художников

Галерея картин русских художников отличается их реалистической направленностью, приближающей образы больных людей к истинному их состоянию.

Эти картины так же тщательно прорисованы, как и у пейзажистов русской школы, уделявших много внимания деталям фона, природы, ландшафта. Их авторы старались показать реальные черты больного человека с его страданиями и деталями облика, окружающей обстановки, предметами быта или атрибутами профессии. Бережное отношение к каждому изображаемому на полотне персонажу, желание показать его состояние, физическое и нравственное, подобно отношению внимательного врача к больному, обратившемуся за помощью. Следовательно, каждый нарисованный больной человек может рассматриваться художником, как его пациент. Это я и хотел отразить в названии своего описания выбранных картин.

Все картины расположены и рассматриваются в хронологическом порядке с редкими отступлениями.

Михаил Петрович Клодт

Перед нами две картины русского художника барона Михаила Петровича Клодта (Клодт фон Юргенсбург), (1835-1914). Их автор - живописец, акварелист, рисовальщик, писал жанровые и исторические сцены. Сын скульптора П.К.Клодта.

Обе его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее.

Каких либо явных атрибутов музыканта, бросающихся в глаза, на даже увеличенной репродукции мне обнаружить не удалось. Возможно, что некая фигурка на прикроватном столике принадлежит композитору или исполнителю.

Лицо больного, лежащего с закрытыми глазами бледное с землистым оттенком. Нельзя даже предположить в сознании ли он. Судя по пышной шевелюре чёрных волос без залысин и таким же чёрным усам и бородке, это человек ещё молодой, но сломленный тяжким недугом. Руки сложены на груди и у него нет сил изменить их положение, да и вообще совершать излишние движения. Сон ли его обуял, либо нездоровая дремота охватила всё его существо. Человек страдает.

Жена, возможно, на последних сроках беременности, безвольно опустив руки и, склонив голову, тревожно дремлет, просиживая часы у постели больного. Картина вызывает сочувствие, скорбь и печаль.

Считают, что картина написана в элегическом ключе. На ней изображена тяжело и неизлечимо больная умирающая, по-видимому, от чахотки, нередко поражавшей молодых людей даже не бедного сословия, что видно по богато обставленной комнате.

Девушка полулежит в кресле с подложенной под спину и голову подушкой. Тело больной кажется настолько вялым и обмякшим, что повторяет форму ложа, как бы стелется по постели, будучи ватным и податливым. Больная не имеет сил двигаться, даже повернуться, изменить положение. Руки безвольно опущены вдоль её истощённого тела. Лицо бледное с желтушным оттенком. Взгляд грустный, обречённый.

Сестра больной печально смотрит в окно, думая о страдающей недугом, а мать беспомощно переживает трагедию любимой дочери, сидя в ногах больной. Картина навевает грусть и обречённость.

Фёдор Андреевич Бронников

Больной художник нарисован собратом по искусству. На картине пожилая женщина (мать или сиделка) помогает больному то ли встать на ноги, то ли усадить в кресло с уже приготовленной подушкой под спину. Лицо и кисти рук резко бледны. Яремная ямка настолько запала, что выглядит чёрной дырой на фоне бледной кожи шеи и груди. Он страдает и его уже не столь беспокоит, что он не полностью одет, в исподнем, в тапочках на босу ногу и в жакетке.

Перед ним - натянутый на мольберте холст, возможно с неоконченной картиной, к которой обращён его взгляд, выражающий немощь и сожаление. Мне кажется, что на его бледном лице можно заметить ощущение обречённости и несправедливого ощущения своей вины перед незавершённым эскизом или картиной. Только сочувствующий и понимающий его страдания, коллега - художник, смог изобразить такую реальную правду о состоянии больного, не будучи врачом.

Василий Максимович Максимов

Крестьянский сын из деревни Лопино, что близ Новой Ладоги, Василий Максимович Максимов, вопреки воле отца становится художником, женится на генеральской дочери, награждается золотой и серебряной медалями, заслуживает звания классного художника и умирает в нищете. Не одна из его картин украшают Третьяковку.

Картина известна лишь по офорту. Масляный цветной этюд к картине мне найти не удалось. Если он вообще существует, так как ссылок на него тоже нет.

Интерьер избы, как и предметы крестьянского быта, а также лица крестьян написаны с натуры. Непокрытое светло-серое тельце умирающего ребёнка на сундуке либо на ящике. Черты лица условны и чётко не прописаны, либо он повёрнут к нам спиной. Другой ребёнок спит на постели, на полу. Перед больным ребёнком в горестной позе сидит мать со скорбным выражением от своей беспомощности, а позади неё стоит растерянный отец.

Очень тяжкое впечатление остаётся от всего изображённого на черно-белом офорте к не нарисованной, возможно, картине.

Бородатый, большой, сломленный болезнью, мужик лежит на широкой деревянной скамье, застеленной соломой и тёмной ветхой тканью, накрытый двумя одеялами. Кожа лица с красноватым оттенком. Возможно, что его лихорадит от тяжёлой простуды, и он испытывает озноб. Черты лица заострены, на нём можно заметить признаки страдания. Глаза закрыты, возможно от светобоязни при высокой температуре, которую вряд ли измеряли, да и термометра, по-видимому, в избе нет. А врача или фельдшера, скорее всего, тоже… Да и где им взяться в том селе? Жена больного стоит на коленях перед иконами в убогой избе и молит Бога о помощи. Автор картины не погрешил против изображенной правды и беспомощности, царящих в крестьянской избе.

Василий Григорьевич Перов



"Слепой", 1878. В.Г.Перов (1833-1882).
Рязанский областной художественный музей им. И.П.Пожалостина.

Художник тщательно обрисовал нездоровый вид глазных яблок, поражённых патологическим процессом, как причиной слепоты, а не отсутствие зрения при здоровых глазных яблоках. Художник, возможно, писал портрет с натуры или после детального знакомства с прототипом, ибо на рисунок смог нанести анатомические признаки или симптомы поражения глазных яблок и век. Поэтому и не закрыты веками глаза. Выбор неярких красок в этом скромно окрашенном портрете автор, по-видимому, тактично предпочёл, чтобы не поддаться искушению натуралистического показа некоторых патологических симптомов болезни глаз. Что могло оттолкнуть зрителя, но не врача.

Реализм этой картины вызывает сочувствие больному и слабую надежду на возможное выздоровление или улучшения. Хотя и сомнительное, ибо человек слеп уже давно и вынужденно свыкся со своим недугом.

Алексей Аввакумович Наумов

Подлинник находится в мемориальном музее-квартире Н. А. Некрасова (С.-Петербург).

Больной Белинский сидит в постели, одетый в запахнутый халат и покрытый одеялом до пояса с удивлённым выражением лица, по-видимому, в связи с приходом жандарма, разговаривающего с прислугой перед наполовину прикрытой дверью из другой комнаты. Жандарм явился с приглашением критика в 3-е Отделение, чём сообщила жена и вызвала внимание Некрасова и Панаева, также повернувшихся лицами к ней. Рядом играет четырёхлетняя дочь Ольга.

Некрасов, сидящий на стуле у ног Белинского, по привычке пощипывает правой рукой свою бородку, что было известно художнику по фотографиям.

Последняя (из 21) дуэль Пушкина с Дантесом состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года в районе Чёрной речки, у Коломяжской дороги, недалеко от Комендантской дачи (С‑Петербург).

Сюжет дуэли поэта воспроизводился не раз разными художниками (А. Волков, Коверзнев, К. Чичагов, П. Соколов, В. А. Фёдоров и др.). А. А. Наумов стал одним из них и изобразил своё видение случившегося сразу же после окончания дуэли.

Раненый, бледный, со страданием на лице Пушкин смотрит вслед стоящему спиной Дантесу с укором и, возможно, жаждой мести, сожалея о неточном выстреле. На картине А. А. Наумова Данзас и д’Аршиак (секундант Дантеса) подняли и, поддерживая раненого Пушкина, ведут его к саням.

Полотно было приобретено великим князем Николаем Михайловичем и подарено императорскому Александровскому лицею. Сейчас оно в доме-музее А. С. Пушкина.

Абрам Ефимович Архипов

Если следовать второму названию картины, то автор показал посещение больной её подругой, соседкой из той же либо соседней деревни, примерно одного с ней возраста, причём в лице посетительницы моделью послужила мать художника.

Нерадостной была их встреча, ибо подруга пришла к больной. А это видно из облика и позы сидящей на бедной постели, где матрасом служил солома, а постельное бельё всё тёмное, не свежее, ветхое. Лицо больной нездорового, бледного, цвета, грустное, безрадостное. Взгляд потухший, обречённый. Плечи опущены, руками она тяжело опирается на колени босых ног, на которых видны подкожные венозные извитые сосуды - признак тяжёлой крестьянской работы.

Выражение лица посетительницы участливое, вопрошающее и сочувствующее подруге. Цвет лица естественный явно контрастирует с бледностью лица больной. Жест рук, прикоснувшейся к губам типичен для естественногщ чувства переживания простой женщины.Автор не поскупился показать безрадостную картину и отразить глубокую скорбь этой, возможно, их последней встречи.

Иван Николаевич Крамской

На пороге дома или террасы стоит выздоравливающая молодая женщина, поддерживаемая матерью. Пока ещё печальное лицо после длительной и мучительной болезни не выражает положительных эмоций. Первый шаг, первый глоток свежего воздуха - это ли не радость! Но её ещё беспокоит ощущение не вполне хорошего самочувствия. Слабость сдерживает её радость. Она ещё не верит в то, что здоровье вернулось и насколько оно будет надёжным и длительным. Ведь сколько сомнений, тревоги и страха приносит болезнь, вызывая тревожное смятение, неуверенность в благополучном выздоровлении.

И вот пора выздоровления на пороге. Хочется надеяться, что появившийся румянец и гордая, прямая стать здорового тела станут залогом полного выздоровления.

Наиболее известная картина И. Н. Крамского связана с болезнью поэта Н. А. Некрасова, протекавшей фактически на его глазах.

Немногие художники-живописцы посвящали свои полотна изображению больного или травмированного человека, пациента больницы или находящегося в домашней обстановке с его согласия. Становиться объектом натуры вряд ли кто из нездоровых людей желает, а уж просить об этом как бы неловко, невежливо или некорректно. Правда, есть ещё возможность изобразить того или иного больного по его желанию, либо при беспомощности пациента, находящегося без сознания, написать портрет по просьбе родственников. Либо, наконец, создать образ больного по памяти, вдохновению, представлению о нём, к чему чаще всего и прибегают художники.

Врач, оценивающий реальность изображения пациента на полотне художника, конечно, может распознать признаки болезни в красках, мимике, позе больного, приближающиеся к соответствующему медицинскому профессиональному взгляду либо пониманию врача. Но вряд ли это возможно досконально. Всё же остаётся какая-то условность, подобие, аналогия. Во-первых, сами пациенты при том или ином заболевании могут выглядеть по-разному в силу индивидуальных проявлений и реакции их организма. Даже при одном и том же заболевании. Во-вторых, сам художник рисует так, как понимает или видел, знал. И в-третьих, картина ведь не фотография, которая тоже может быть более или менее удачной.

Влечет, как жертву на закланье,

Недуга черная рука.

Где ты, о муза! Пой, как прежде!

"Нет больше песен, мрак в очах;

Сказать: умрем! конец надежде!

Я прибрела на костылях!"

Не бойся горького забвенья:

Уж я держу в руке моей

Венец любви, венец прощенья,

Дар кроткой родины твоей.

Уступит свету мрак упрямый,

Услышишь песенку свою

Над Волгой, над Окой, над Камой,

Художник не скрывал, что Некрасов тяжело болен. Черты его лица заострены. Слизистая оболочка губ бледна. Сухая бледная с желтушным оттенком кожа лица. Кисть и предплечье истончены из-за атрофии их мышц. Сквозь кожные покровы просматривается контур кости. Острое колено исхудалой ноги четко обрисовывается под простыней. Болезнь довела Некрасова почти до крайнего истощения физических, но, отнюдь, не духовных сил.

Но не эти признаки тяжкого недуга определяют то главное, что хотел донести до зрителя художник. Над физической немощью торжествуют несломленные смертельной болезнью духовные силы поэта, его творческое вдохновение.

А. Н. Некрасову было всего 57 лет.

София Ивановна Юнкер-Крамская

Пусть вас, уважаемый читатель, не удивит это имя, если с ним вы мало знакомы, либо не знакомы вовсе. Хочу представить одну из картин талантливой дочери великого русского живописца Софии. Отец не раз её рисовал, да и она оставила после себя несколько весьма интересных полотен.



И.Н.Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской,
в замужестве Юнкер. 1884.

Судьба молодой художницы в советские времена оказалась трагичной. Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года. Органами ОГПУ она обвинялась по статье 58- II УК РСФСР за контрреволюционную пропаганду. Ей вменялась и связь с императорским домом, и помощь потомкам бывшего дворянского сословия, разрушенного революцией. Она была репрессирована и осуждена, вплоть до угрозы расстрела. В тюрьмах и лагерях она тяжело заболела и от присоединившихся осложнений осталась парализованной. Только вмешательство жены А. М. Горького, Екатерины Павловны Пешковой, помогло её освобождению. Умерла от сепсиса в Ленинграде в 1933 г , а реабилитирована только в 1989.

Николай Александрович Ярошенко

Тепло одетая молодая женщина с нездоровым румянцем на щеках принимает курс климатотерапии на Северном Кавказе. Это некая Анна Константиновна Дитерихс (в замужестве - Черткова) часто гостившая у Ярошенко в Кисловодске и, как он, болевшая туберкулёзом. Она и послужила моделью для картины.

Красивая моложавая дама выглядит выздоравливающей со спокойным выражением лица, слегка подрумяненного свежим воздухом Крыма. Однако о её ещё не прошедшей слабости свидетельствую подушки, поддерживающие неокрепший стан и создающие удобства, чтобы расслабиться и подремать.

Василий Дмитриевич Поленов



«Больная", 1886. В.Д.Поленов (1844-1927).
Государственная Третьяковская галерея.

"Странные эти законы природы, - написал художник после окончания картины, - сделают они что-то такое живое, прелестное, радостное и так беспощадно сами же его уничтожат. К чему все это? Кому они так необходимы, эти страдания?"

Эти слова стали лейтмотивом картины, ставшей исключением в его творчестве, ибо после неё жанровых картин на современные сюжеты он уже не писал.

Не надо быть даже самым равнодушным или чёрствым человеком, чтобы не понять трагедию художника, его переживания с его непростой чувствительной натурой, выразившейся в создании этой мрачной в своей реальности картине больной или умирающей девочки. Даже свет от великолепно нарисованного натюрморта не переходит на постель.

А в постели Василий Поленов изобразил само приближение смерти в лице, позе, во всём облике страдающей и уже вконец ослабевшей девочке-подростке. Осунувшееся, бледное, измученное лицо с выразительными, беззащитно глядящими большими, молящими о помощи, наполненными мукой глазами. Ослабевшее тело погружёно в подушки, безжизненно свисает с постели кисть исхудавшей руки.

Алексей Михайлович Корин

На картине, претендующей на некоторый драматический эффект, к несчастью явилась неким предзнаменованием тяжёлой болезни самого автора, изображён больной человек. На холсте показана поза явно уставшего от болезни человека, сидящего в кресле с подоткнутой под спину подушкой. Бледное, осунувшееся лицо. Безвольно свисающая кисть с тонкими худыми пальцами, смятая в пальцах второй руки белая салфетка с кажущимися пятнышками крови. Возможно, художник страдал от чахотки.

Его взгляд с сожалением или отчуждённо смотрит на рядом лежащую палитру с подсыхающими на ней красками и думает с тоской о блекнущей палитре его незавершённой картины. (Здесь нет тавтологии, а совпадение значений слова).

В соседней комнате из-за портьеры можно увидеть женщину, сидящую за столом и поддерживающую голову рукой в горестных мыслях о болезни мужа .

Николай Петрович Богданов- Бельский

Старший мальчик смотрит с сочувствием на больного, бледного осунувшегося учителя, а младший отвлечён чем-то другим. Его болезненное лицо озарено хоть слабой, но всё же улыбкой. Глаза несколько запавшие и в них отражен лихорадочный блеск, как описывают врачи у пациентов с чахоткой.

Учителю это посещение приятно и он присел в постели, опираясь спиной на подложенную дополнительную подушку. Понимая, что визит непоседливых мальчиков продлиться недолго, учитель заложил читаемую страницу толстой книги пальцем и беседует с посетителями. Непритязательная реальная жанровая сцена. Ничто не ускользает от внимания художника.

Василий Иванович Суриков

Художник Василий Суриков, не слывший портретистом, написал, однако, ряд блестящих портретов, которые отличаются простотой композиции, лаконичностью изображения персонажей. Они все преимущественно темные по тону и наполнены внутренним драматизмом.

Таковым, для примера, и является следующий потрет:



"Человек с больной рукой" или "Мужской портрет". 1913.
В.И.Суриков (1848‑1916). Третьяковская галерея.

Оба наименования этого портрета правомочны. На холсте суровый мужественный облик с несколько отрешённым взглядом умных глаз, пожившего и повидавшего на своём веку множество перипетий и невзгод мужчины солидного возраста. Если присмотреться повнимательней, что не бросается сразу в глаза, то можно заметить, что его больная левая рука в повязке, видимая из-под рукава, бережно поддерживаемая здоровой. Под повязкой мог быть зафиксированный перелом предплечья или вывих в лучезапястном суставе, а то и просто ранение или же проявление артроза. Возможно, что предположенная мною патология причиняет ему страдания, видимые в скрываемом им спокойном выражении лица.

Художник всё подметил на портрете нездорового человека и реально нарисовал.

Таков результат моих поисков, находок и экскурса глазами врача на живопись русских художников с изображением на их холстах больных людей, которых я позволил себе назвать "пациентами" живописцев.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции