Штатные нормативы медицинского персонала туберкулезных больница

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
2 марта 1964 г.
N 97
О ШТАТНЫХ НОРМАТИВАХ МЕДИЦИНСКОГО, ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПЕРСОНАЛА И РАБОТНИКОВ КУХОНЬ ТУБЕРКУЛЕЗНЫХ БОЛЬНИЦ
В целях дальнейшего улучшения использования и расстановки кадров на основании Постановления Совета Министров СССР от 31.10.49 N 5036:
I. УТВЕРЖДАЮ:
- штатные нормативы медицинского, педагогического персонала и работников кухонь туберкулезных больниц согласно приложению.
II. ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными и городскими (городов республиканского подчинения) отделами здравоохранения:
- оформить в установленном порядке штаты медицинского, педагогического персонала и работников кухонь туберкулезных больниц согласно штатным нормативам, утвержденным настоящим приказом, в пределах плана и бюджета здравоохранения республики, края, области, города;
- применять указанные штатные нормативы при утверждении штатов медицинского и педагогического персонала туберкулезных отделений, существующих и организуемых в составе общих городских и специализированных больниц, в том числе детских, а также при утверждении штатов среднего и младшего медицинского персонала, персонала аптек и работников кухонь стационаров противотуберкулезных диспансеров.
2. Считать утратившими силу для туберкулезных больниц и туберкулезных отделений общих городских и специализированных больниц, в том числе детских, штатные нормативы, утвержденные приказами Министра здравоохранения СССР от 16.04.55 N 86-м, от 26.12.55 N 282-м, от 28.04.59 N 216, от 20.08.58 N 402 и от 06.10.60 N 426.

Приложение
к приказу Минздрава СССР
от 02 марта 1964 г. N 97
ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
МЕДИЦИНСКОГО, ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА И
РАБОТНИКОВ КУХОНЬ ТУБЕРКУЛЕЗНЫХ БОЛЬНИЦ
I. Врачебный персонал
1. Должности врачей-ординаторов устанавливаются из расчета 1 или 0,5 должности на соответствующее количество коек в отделениях:
-------------------------T-----------------T---------------------¬
¦ ¦ ¦ Количество коек ¦
¦ ¦ Наименование +----------T----------+
¦ Наименование отделения ¦должности врача- ¦ на одну ¦ на 0,5 ¦
¦ ¦ ординатора ¦должность ¦должности ¦
¦ ¦ ¦ врача- ¦ врача- ¦
¦ ¦ ¦ординатора¦ординатора¦
+------------------------+-----------------+----------+----------+
¦Легочного туберкулеза: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ для взрослых ¦Врач-фтизиатр ¦ 30 ¦ 15 ¦
¦ +-----------------+----------+----------+
¦ для детей ¦Врач-фтизиатр ¦ 25 ¦ 13 ¦
+------------------------+-----------------+----------+----------+
¦Для больных костно-сус-¦Врач-фтизиатр ¦ 40 ¦ 20 ¦
¦тавным туберкулезом ¦(хирург-ортопед) ¦ ¦ ¦
+------------------------+-----------------+----------+----------+
¦Для больных урогениталь-¦Врач-уролог - ¦ 20 ¦ 10 ¦
¦ным туберкулезом ¦гинеколог ¦ ¦ ¦
+------------------------+-----------------+----------+----------+
¦Легочно-хирургическое ¦Врач-фтизиатр- ¦ 12 ¦ 6 ¦
¦ ¦хирург ¦ ¦ ¦
+------------------------+-----------------+----------+----------+
¦Для больных туберкулез-¦Врач-фтизиатр ¦ 15 ¦ 8 ¦
¦ным менингитом ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+-----------------+----------+-----------
Количество врачей-ординаторов во всех туберкулезных учреждениях (отделениях) устанавливается с учетом нормы нагрузки, предусмотренной для главных врачей больниц и заведующих отделениями, а в клинических учреждениях (отделениях), кроме того, с учетом объема работы, подлежащей выполнению ассистентами и клиническими ординаторами, исходя из половины нормы нагрузки врача-ординатора на каждого из них и объема работы, подлежащей выполнению аспирантами (4-6 больных на каждого аспиранта).
2. Врачебное обслуживание больных в вечернее и ночное время (дежурство врачей) производится, как правило, штатными врачами больниц в пределах месячной нормы их рабочего времени. Порядок дежурств врачей в вечернее и ночное время определяется правилами внутреннего распорядка больницы.
В крупных больницах, кроме дежурств врачей в целом по больнице, в случае необходимости может устанавливаться дежурство врачей по группе отделений одной специальности (при наличии в группе не менее 200 коек).
При организации врачебного обслуживания больных в вечернее и ночное время следует руководствоваться действующими специальными указаниями Министерства здравоохранения СССР (циркулярные письма N 02-19/21 от 11 декабря 1954 года, N 10 от 1 февраля 1954 года и N 01-23/17 от 16 ноября 1956 года).
3. Должности врачей для обслуживания больных по специальностям, по которым в составе больниц нет соответствующих отделений (коек), устанавливаются:
а) врача-отоларинголога - из расчета одна должность на каждые 250 коек, но не менее 0,5 должности на больницу, имеющую 50 и более коек;
б) врача-терапевта - одна должность на легочно-хирургическое отделение;
в) 0,5 должности врача-невропатолога при наличии в составе больницы не менее 20 коек для лечения больных туберкулезным менингитом.
4. Должности врачей-анестезиологов устанавливаются из расчета:
- 1 должность на каждое легочно-хирургическое отделение;
- 1 должность на каждые 100 коек, предназначенных для лечения больных урогенитальным туберкулезом при условии применения хирургических методов лечения;
- 0,5 должности на каждые 200 коек, предназначенных для лечения больных урогенитальным туберкулезом при условии применения хирургических методов лечения;
- 0,5 должности на каждые 200 коек, предназначенных для лечения детей, и 0,5 должности на каждые 150 коек, предназначенных для лечения взрослых, больных костно-суставным туберкулезом, при условии применения хирургических методов лечения, но не менее 0,5 должности на больницу, имеющую в своем составе отделение (отделения) указанного профиля, в котором проводится хирургическое лечение больных.
5. Должности лаборантов с высшим образованием (врач, биолог, химик) устанавливаются в больницах на 75 и более коек из расчета 1 должность на каждые 200 коек.
При установлении в штате лаборатории больницы только одной должности лаборанта с высшим образованием вместо нее утверждается должность заведующего лабораторией.
При установлении в штате лаборатории свыше одной должности лаборанта с высшим образованием должность заведующего лабораторией устанавливается в числе этих должностей.
Заведующий лабораторией выполняет производственную нагрузку, установленную для лаборанта с высшим образованием:
а) полностью - при наличии в штате лаборатории до 6 лаборантов с высшим и средним образованием;
б) в объеме 50% - в лаборатории, имеющей свыше 6 должностей лаборантов с высшим и средним образованием.
6. Должности врачей-рентгенологов устанавливаются в больницах на 50 коек - из расчета 1 должность на каждые 200 коек, но не менее 0,5 должности на больницу.
Если рентгеновский кабинет больницы по указанию местного органа здравоохранения обслуживает больных из других лечебно-профилактических учреждений, число должностей врачей-рентгенологов увеличивается соответственно предусмотренной планом дополнительной работы из расчета норм нагрузки, установленных для врачей-рентгенологов.
При установлении в штате рентгеновского кабинета больницы только одной должности врача-рентгенолога вместо нее утверждается должность заведующего рентгеновским кабинетом. При установлении в штате рентгеновского кабинета свыше 1 должности врача-рентгенолога должность заведующего кабинетом утверждается в числе этих должностей. Заведующий кабинетом выполняет работу врача-рентгенолога в полном объеме.
7. Должность врача-заведующего физиотерапевтическим кабинетом устанавливается в больницах на 400 и более коек.
8. Должность врача по лечебной физкультуре или инструктора по лечебной физкультуре с высшим образованием устанавливается в больницах на 500 и более коек. В больницах от 250 до 500 коек, имеющих в своем составе легочно-хирургическое или костно-туберкулезное отделение, устанавливается 0,5 должности врача по лечебной физкультуре или инструктора по лечебной физкультуре с высшим образованием.
9. Должность врача-диетолога устанавливается в больницах от 300 коек - из расчета 0,5 должности на каждые 300 коек, но не более 1 должности на больницу.
10. Должность врача кабинета функциональной диагностики и электрокардиографии устанавливается в больницах: от 200 до 500 коек - 0,5 должности; свыше 500 коек - 1 должность.
11. Должности стоматологов (зубных врачей) устанавливаются из расчета 0,5 должности на каждые 250 коек, но не менее 0,5 должности в больницах от 75 коек.
12. Должности врачей-патологоанатомов устанавливаются в больницах из расчета 1 должность на каждые 500 коек, но не менее 0,5 должности в больницах на 200 и более коек (при наличии прозекторской).
Если патолого-анатомическое отделение (прозектура) больницы обслуживает по указанию местного органа здравоохранения другие лечебно-профилактические учреждения, то штат врачей-патологоанатомов увеличивается соответственно числу прикрепленных на обслуживание коек из указанного выше расчета.
При установлении в штате больницы 1 и более должности врача-патологоанатома вместо одной из них утверждается должность заведующего патолого-анатомическим отделением (прозектурой) больницы, выполняющего полностью работу врача-патологоанатома.
13. Для проведения больным высококвалифицированных консультаций разрешается приглашение специалистов-консультантов из других учреждений. Оплата за консультации предусматривается в фонде заработной платы по смете больниц.
14. Должности заведующих отделениями устанавливаются:
- в отделениях легочного туберкулеза и для больных костно-суставным туберкулезом при наличии не менее 60 коек. В исключительных случаях, при невозможности по условиям помещения организации этих отделений на 60 и более коек, они могут создаваться при наличии не менее 50 коек с установлением должности заведующего;
- в легочно-хирургических отделениях и в отделениях для больных урогенитальным туберкулезом - при наличии не менее 50 коек;
- в отделениях для больных туберкулезным менингитом - при наличии не менее 30 коек.
В отделениях до 80 коек заведующий отделением выполняет работу по непосредственному ведению больных в объеме 75%, а в отделениях на 80 и более коек - в объеме 25% нормы нагрузки врача-ординатора.
В легочно-хирургическом и урогенитальном отделениях заведующий освобождается от непосредственного ведения больных независимо от количества коек в отделении.
Если количество коек для лечения больных туберкулезным менингитом не соответствует нормам для организации отделения, эти койки (палаты) включаются в состав отделения легочного туберкулеза.
Руководство отдельными палатами, которые по профилю не могут быть включены в состав одного из отделений больницы и по числу коек не соответствуют нормам для организации самостоятельного отделения, возлагается главным врачом больницы на одного из врачей-ординаторов.
15. Должности заведующих кабинетами (рентгеновским, физиотерапевтическим), лабораторией и патолого-анатомическим отделением (прозекторской) устанавливаются согласно пп. 5, 6, 7 и 12 настоящего раздела.
16. Должность заместителя главного врача по медицинской части устанавливается в больницах при наличии в штате 30 врачебных должностей, включая должности зубных врачей и должность главного врача.
II. Средний медицинский персонал
1. Должность старшей медицинской сестры больницы устанавливается в больницах на 100 и более коек.
2. Должность старшей медицинской сестры отделения устанавливается соответственно должностям заведующих отделениями.
3. Должность сестры-хозяйки отделения устанавливается при наличии в отделении не менее 40 коек.
4. Один круглосуточный дежурный пост палатных медицинских сестер устанавливается в больницах из расчета обслуживания одной дежурной сестрой (должностью) в отделениях:
---------------------------------T-------------------------------¬
¦ ¦ Число коек ¦
¦ +---------------T---------------+
¦ Наименование отделения ¦при 3-степенном¦при 2-степенном¦
¦ ¦ обслуживании ¦ обслуживании ¦
¦ ¦ больных ¦ больных ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦Легочного туберкулеза: ¦ ¦ ¦
¦ для взрослых ¦ 40 ¦ 30 ¦
¦ +---------------+---------------+
¦ для детей ¦ 25 ¦ 20 ¦
¦ +---------------+---------------+
¦ для детей от 0 до ¦ 13 ¦ 10 ¦
¦ 3 лет (включительно) ¦ ¦ ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦Для больных костно-суставным¦ 25 ¦ 20 ¦
¦и урогенитальным туберкулезом ¦ ¦ ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦Легочно-хирургическое: ¦ ¦ ¦
¦ послеоперационные палаты ¦ 10 ¦ 6 ¦
¦ +---------------+---------------+
¦ в палатах послеоперационного¦ 20 ¦ 15 ¦
¦ наблюдения ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+---------------+
¦ в дооперационных палатах ¦ 40 ¦ 30 ¦
+--------------------------------+---------------+---------------¦
¦Для больных туберкулезным ¦ 10 ¦ 10 ¦
¦менингитом ¦ ¦ ¦
L--------------------------------+---------------+----------------
В детских туберкулезных больницах для обслуживания

  1. (Применяются в автохозяйствах, имеющих не менее 400 водителей)
  2. Примечания. 1. Численность водителей определяется по данным органов ЦСУ или по справкам администрации, выдаваемым на основании планов по труду.
  3. 2. В штатном расписании здравпункта не может устанавливаться менее 0,5 должности.
  4. Цифры менее 0,25 не учитываются, цифры свыше 0,25 до 0,75 округляются до 0,5, а свыше 0,75 до 1 единицы.
  5. 3. Должности медицинского персонала здравпунктов должны быть включены в штат поликлиники, на территории деятельности которой расположены автохозяйства, и содержатся на хозрасчете или за счет специальных средств.
  6. 4. Установление в штатах указанных здравпунктов должностей медицинского персонала сверх настоящих штатных нормативов не допускается.
  7. Согласно Положению о социалистическом государственном производственном предприятии содержание помещений здравпункта с обеспечением отопления, освещения, водоснабжения, охраны, уборки и ремонта помещения должно обеспечиваться бесплатно предприятием автотранспорта (автохозяйством).
  8. 4. Из штатных нормативов городских и областных
  9. (краевых, республиканских) кожно-венерологических
  10. диспансеров, отделений и кабинетов
  11. (утв. Приказом министра здравоохранения СССР
  12. от 14 сентября 1973 г. N 730)
  13. А. ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ МЕДИЦИНСКОГО, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА И РАБОТНИКОВ КУХОНЬ
  14. ГОРОДСКИХ (В ГОРОДАХ С НАСЕЛЕНИЕМ СВЫШЕ 25 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК)
  15. И ОБЛАСТНЫХ (КРАЕВЫХ, РЕСПУБЛИКАНСКИХ) ДИСПАНСЕРОВ
  16. Врачебный персонал
  17. 1. ..
  18. Если городской диспансер непосредственно оказывает амбулаторную помощь населению сельского (сельских) района (районов), в его штате дополнительно устанавливаются должности врачей-дерматовенерологов из расчета 0,2 должности на 10 тысяч человек населения (взрослых и детей) этого (этих) района (районов). При расчете их должна исключаться численность населения района (районов), которому указанная помощь оказывается другими лечебно-профилактическими учреждениями, расположенными на территории районов, в том числе центральными районными и районными больницами.
  19. Средний медицинских персонал
  20. 9. Должности участковых медицинских сестер устанавливаются в штате городских и областных (краевых, республиканских) диспансеров соответственно должностям врачей-дерматовенерологов, предусмотренным для оказания непосредственной амбулаторной помощи прикрепленному городскому и сельскому населению.
  21. Б. ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
  22. КОЖНО-ВЕНЕРОЛОГИЧЕСКИХ ДИСПАНСЕРНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ (КАБИНЕТОВ)
  23. В СОСТАВЕ ГОРОДСКИХ (ГОРОДОВ С НАСЕЛЕНИЕМ СВЫШЕ 25 ТЫС.
  24. ЧЕЛОВЕК) ПОЛИКЛИНИК, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТСКИХ
  25. Врачебный персонал
  26. 1. Должности врачей при отсутствии в городе (городском административном районе) кожно-венерологического диспансера устанавливаются в штате одной или нескольких поликлиник в соответствии с п. 1 раздела А настоящих штатных нормативов.
  27. Средний медицинский персонал
  28. 3. Должности среднего медицинского персонала устанавливаются в соответствии с п. 9 раздела А настоящих штатных нормативов.
  29. 5. Из штатных нормативов городских и областных (краевых, республиканских) онкологических диспансеров, отделений и кабинетов
  30. (утв. Приказом министра здравоохранения СССР
  31. от 15.12.72 N 1020)
  32. А. ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ МЕДИЦИНСКОГО, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА И РАБОТНИКОВ КУХОНЬ
  33. ГОРОДСКИХ (В ГОРОДАХ С НАСЕЛЕНИЕМ СВЫШЕ 25 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК)
  34. И ОБЛАСТНЫХ (КРАЕВЫХ, РЕСПУБЛИКАНСКИХ) ДИСПАНСЕРОВ
  35. Врачебный персонал
  36. 1. ..
  37. Если городской диспансер непосредственно оказывает амбулаторную помощь по онкологии населению сельского (сельских) района (районов), в его штате дополнительно устанавливаются должности врачей-онкологов из расчета 0,1 должности на 10 тысяч населения этого (этих) района (районов). При расчете указанных должностей исключается численность населения района (районов), которому амбулаторная помощь по онкологии оказывается другими лечебно-профилактическими учреждениями, расположенными на территории района, в том числе центральными районными и районными больницами.
  38. Средний медицинский персонал
  39. 13. Должности участковых медицинских сестер устанавливаются соответственно должностям врачей-онкологов, предусмотренных для оказания амбулаторной помощи населению города, в котором расположен диспансер.
  40. 14. Должности медицинских сестер врачебных кабинетов устанавливаются соответственно должностям врачей-онкологов, занятых амбулаторным (в том числе консультативным) приемом.
  41. Б. ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
  42. ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ДИСПАНСЕРНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ (КАБИНЕТОВ) В СОСТАВЕ
  43. ГОРОДСКИХ ПОЛИКЛИНИК ИЛИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНИЦ В ГОРОДАХ
  44. С НАСЕЛЕНИЕМ СВЫШЕ 25 ТЫС. ЧЕЛОВЕК
  45. Врачебный персонал
  46. 1. Должности врачей-онкологов устанавливаются в штате одной из городских поликлиник или в штате одной из онкологических больниц при отсутствии в городе (городском административном районе) онкологического диспансера в соответствии с п. 1 раздела А настоящих штатных нормативов.
  47. Средний медицинский персонал
  48. 3. Должности среднего медицинского персонала устанавливаются в соответствии с п. п. 13, 14 раздела А настоящих штатных нормативов.
  49. 6. Из штатных нормативов городских и областных
  50. (краевых, республиканских) психоневрологических
  51. диспансеров, отделений и кабинетов
  52. (утв. Приказом министра здравоохранения СССР
  53. от 02.07.70 N 440)
  54. А. ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ МЕДИЦИНСКОГО, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО, ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА И РАБОТНИКОВ КУХОНЬ ГОРОДСКИХ
  55. (В ГОРОДАХ С НАСЕЛЕНИЕМ СВЫШЕ 25 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК)
  56. И ОБЛАСТНЫХ (КРАЕВЫХ, РЕСПУБЛИКАНСКИХ) ДИСПАНСЕРОВ
  57. Врачебный персонал
  58. 1. ..
  59. Если городской диспансер непосредственно оказывает амбулаторную психиатрическую помощь населению сельского (сельских) района (районов), в его штате дополнительно устанавливаются должности врачей-психиатров из расчета 0,1 должности на 10 тысяч населения (взрослых и детей) этого (этих) района (районов). При расчете указанных должностей исключается численность населения района (районов), которому амбулаторная психиатрическая помощь оказывается другими лечебно-профилактическими учреждениями, расположенными на территории районов, в том числе центральными районными или районными больницами.
  60. Средний медицинский персонал
  61. 7. Должности участковых медицинских сестер устанавливаются соответственно должностям участковых врачей-психиатров, предусмотренных нормативами для оказания амбулаторной помощи.
  62. 8. Должности медицинских сестер врачебных кабинетов устанавливаются соответственно должностям врачей-психиатров для оказания амбулаторной помощи (кроме должностей участковых врачей-психиатров и врачей судебно-психиатрических экспертов).
  63. 9. Должности медицинских сестер социальной помощи устанавливаются из расчета 1 должность на 5 должностей участковых врачей-психиатров, предусмотренных нормативами для оказания амбулаторной помощи.
  64. Б. ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
  65. ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ДИСПАНСЕРНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ (КАБИНЕТОВ)
  66. В СОСТАВЕ ГОРОДСКИХ ПОЛИКЛИНИК ИЛИ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ БОЛЬНИЦ
  67. В ГОРОДАХ С НАСЕЛЕНИЕМ СВЫШЕ 25 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК
  68. Врачебный персонал
  69. 1. Должности врачей устанавливаются в штате одной из городских поликлиник или в штате одной из психиатрических больниц при отсутствии в городе (городском административном районе) психоневрологического диспансера в соответствии с п. 1 раздела А настоящих штатных нормативов.
  70. Средний медицинский персонал
  71. 3. Должности среднего медицинского персонала устанавливаются в соответствии с п. п. 7 - 9 раздела А настоящих штатных нормативов.
  72. 7. Из штатных нормативов наркологических диспансеров, отделений, кабинетов
  73. (утв. Приказом Минздрава СССР от 18.03.76 N 270)
  74. ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ МЕДИЦИНСКОГО, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО
  75. ПЕРСОНАЛА И РАБОТНИКОВ КУХОНЬ НАРКОЛОГИЧЕСКИХ
  76. ДИСПАНСЕРОВ, ОТДЕЛЕНИЙ И КАБИНЕТОВ
  77. А. ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА И РАБОТНИКОВ КУХОНЬ НАРКОЛОГИЧЕСКИХ ДИСПАНСЕРОВ
  78. Врачебный персонал
  79. 1. Должности врачей участковых психиатров-наркологов устанавливаются из расчета:
  80. а) 0,2 должности на 10 тыс. работников промышленных, строительных и транспортных (автомобильного и городского транспорта) предприятий и организаций;
  81. б) 0,1 должности на 10 тыс. остального взрослого населения данного города и взрослого населения других населенных пунктов, жители которых прикреплены к диспансеру для непосредственного амбулаторного обслуживания.
  82. При этом для оказания амбулаторной наркологической помощи взрослому населению сельских районов в расчет принимается не менее 0,5 должности участкового врача-психиатра-нарколога на каждый район. Если, согласно расчетам, на численность взрослого населения сельского района положено более 0,5 должности указанного специалиста, учитывается расчетное число этих должностей на данный район.
  83. При расчете вышеуказанных должностей исключается численность населения и работников, которым соответствующая амбулаторная помощь оказывается другими лечебно-профилактическими учреждениями (диспансерами, больницами, поликлиниками, амбулаториями и др.), в том числе ведомственными (кроме систем КГБ, МВД СССР, Министерства обороны СССР), в штате которых установлены должности врачей участковых психиатров-наркологов.
  84. Численность населения и работников, прикрепленных к наркологическому диспансеру, должна исключаться при расчете должностей врачей участковых психиатров-наркологов и врачей-психиатров-наркологов для оказания амбулаторной наркологической помощи в штате других лечебно-профилактических учреждений, расположенных на территории деятельности диспансера.
  85. Средний медицинский персонал
  86. 11. Должности участковых медицинских сестер устанавливаются соответственно должностям врачей участковых психиатров-наркологов.
  87. 12. Должности медицинских сестер социальной помощи устанавливаются из расчета 1 должность на 2 должности врачей участковых психиатров-наркологов.
  88. 13. Должности фельдшеров по наркологии (для работы непосредственно в диспансере или в любом другом месте, в том числе в специально создаваемых здравпунктах) устанавливаются из расчета 1 должность на 5 тысяч работников промышленных, строительных и транспортных (автомобильного и городского транспорта) предприятий и организаций, расположенных на территории деятельности диспансера.
  89. Б. ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА НАРКОЛОГИЧЕСКИХ ДИСПАНСЕРНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ И КАБИНЕТОВ
  90. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  91. Врачебный персонал
  92. 1. Должности врачей устанавливаются в соответствии с п. 1 раздела А настоящих штатных нормативов.
  93. Средний медицинский персонал
  94. 1. Должности среднего медицинского персонала устанавливаются в соответствии с п. п. 11 - 13 раздела А настоящих штатных нормативов.
  95. 8. Из штатных нормативов городских и областных (краевых, республиканских) противотуберкулезных диспансеров, отделений и кабинетов
  96. (утв. Приказом министра здравоохранения СССР
  97. от 12.01.71 N 25)
  98. А. ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ МЕДИЦИНСКОГО, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО, ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
  99. И РАБОТНИКОВ КУХОНЬ ГОРОДСКИХ (В ГОРОДАХ С НАСЕЛЕНИЕМ
  100. СВЫШЕ 25 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК) И ОБЛАСТНЫХ (КРАЕВЫХ,
  101. РЕСПУБЛИКАНСКИХ) ДИСПАНСЕРОВ
  102. Врачебный персонал
  103. 1. ..
  104. Если городской диспансер непосредственно оказывает амбулаторную помощь по фтизиатрии населению сельского (сельских) района (районов), в его штате дополнительно устанавливаются должности врачей-фтизиатров из расчета 0,3 должности на 10 тыс. населения (взрослых и детей) этого (этих) района (районов). При расчете указанных должностей исключается численность населения района (районов), которому амбулаторная помощь по фтизиатрии оказывается другими лечебно-профилактическими учреждениями, расположенными на территории района, в том числе центральными районными и районными больницами.
  105. Средний медицинский персонал
  106. 10. Должности участковых медицинских сестер устанавливаются соответственно должностям участковых врачей-фтизиатров амбулаторного приема.
  107. 11. Должности медицинских сестер врачебных кабинетов устанавливаются соответственно должностям врачей амбулаторного приема, кроме должностей участковых врачей-фтизиатров (п. 10).
  108. 12. Должности медицинских сестер процедурного кабинета для оказания амбулаторной помощи устанавливаются из расчета 1 должность на 10 должностей врачей амбулаторного приема, но не менее одной должности.
  109. Б. ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
  110. ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ ДИСПАНСЕРНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ (КАБИНЕТОВ)
  111. В СОСТАВЕ ГОРОДСКИХ ПОЛИКЛИНИК ИЛИ ТУБЕРКУЛЕЗНЫХ БОЛЬНИЦ
  112. В ГОРОДАХ С НАСЕЛЕНИЕМ СВЫШЕ 25 ТЫС. ЧЕЛОВЕК
  113. 1. Должности врачей для оказания амбулаторной помощи по фтизиатрии при отсутствии с городе (городском административном районе) противотуберкулезного диспансера устанавливаются в штате одной из городских поликлиник или в штате одной из туберкулезных больниц в соответствии с п. 1 раздела А настоящих штатных нормативов.
  114. Средний медицинских персонала
  115. 3. Должности среднего медицинского персонала устанавливаются в соответствии с п. п. 10 - 12 раздела А настоящих штатных нормативов.
  116. 9. Из штатных нормативов медицинского персонала эндоскопического отделения (кабинета) республиканских, областных, краевых, городских и центральных районных больниц, онкологических диспансеров, городских поликлиник
  117. (утв. Приказом Минздрава СССР от 10.12.76 N 1164)
  118. Врачебный персонал
  119. 1. Должности врачей-эндоскопистов устанавливаются исходя из объема работы и следующих расчетных норм времени на одно эндоскопическое исследование:
  120. Все указанные должности устанавливаются в пределах врачебных должностей, положенных по штатным нормативам лечебно-профилактическим учреждениям, которые обслуживаются эндоскопическим отделением (кабинетом).
  121. Средний медицинский персонал
  122. 1. Должности медицинских сестер устанавливаются соответственно должностям врачей-эндоскопистов, включая должность заведующего эндоскопическим отделением.
  123. 2. Должность старшей медицинской сестры устанавливается соответственно должности заведующего отделением вместо одной из должностей медицинских сестер.
  124. 10. Из методического письма
  125. к Приказу министра здравоохранения СССР
  126. от 30 апреля 1968 г. N 340 "О штатных нормативах
  127. медицинского и педагогического персонала городских
  128. поликлиник, врачебных и фельдшерских здравпунктов"
  129. (утв. Минздравом СССР 8 января 1969 г. N 02-14/4)

--------------------------------
С учетом изменений, внесенных Приказом министра здравоохранения СССР от 15 июля 1970 г. N 480.

--------------------------------
Перечень предприятий и профессий, работники которых подлежат медицинским обследованиям, действующий в настоящее время, приведен в Инструкции по проведению обязательных профилактических медицинских обследований лиц, поступающих на работу и работающих в пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях и др., утвержденной Госсанинспекцией СССР и согласованной с ВЦСПС 6 февраля 1961 г. N 352-61, с последующими изменениями и дополнениями.

--------------------------------
В редакции Приказа министра здравоохранения СССР от 19.03.76 N 280.

--------------------------------
В настоящее время действуют штатные нормативы, предусмотренные Приказом МЗ СССР N 238/144 от 11.03.76 и ц.п. МЗ СССР N 02-14/14 от 13.03.78.

На днях глава республики Айсен Николаев, комментируя данную тему, озвучил, что нельзя рассматривать этот процесс как массовое сокращение людей и учреждений – речь идет об оптимизации штатных единиц, вызванной необходимостью эффективного расходования средств государственного бюджета. Значит, запланированное мероприятие неизбежно. При этом глава подчеркнул, что сокращения коснутся сверхраздутых штатов административно-управленческого персонала.

Немного статистики


Больницы оптимизируются – койки реорганизуются

По предварительным расчетам, 57 участковых больниц подлежат реорганизации во врачебные амбулатории, 10 участковых больниц – в офисы врача общей практики, 80 участковых больниц – во врачебные амбулатории с филиалами ЦРБ, 2 участковые больницы – в филиалы ЦРБ, 2 участковые больницы – в фельдшерско-акушерские пункты, 2 врачебные амбулатории – в офисы врача общей практики, 2 врачебные амбулатории – в филиалы ЦРБ, 6 врачебных амбулаторий – в ФАПы, 37 ФАПов – в фельдшерские пункты.

Ликвидации подлежат 4 ФАПа: в селе Якокут Алданского района (77 чел.), селе Кысыл-Деревня Намского района (303 чел.), с. Чаранг Хангаласского района (70 чел.), с. Кысыл-Юрюйя Хангаласского района (252 чел).

В плане – организация 80 филиалов ЦРБ с круглосуточными койками во врачебных амбулаториях, открытие 1 врачебной амбулатории, 2 фельдшерских пунктов. Количество коек на 01.01.19 г. в районных медицинских организациях – 5325, из них в участковых больницах – 817 коек. Планируется сократить 946 коек, количество коек после оптимизации достигнет 4379.

По состоянию на 1 января 2019 г. в районных медицинских организациях предусмотрено всего 18684 штатных единиц, из них 2842 врачей, 8001 среднего медицинского персонала, 2844 младшего медицинского персонала, 4766 прочего персонала. Всего в районных медицинских организациях 3746 вакантных должностей, из них 983,25 врачебных ставок, 1754,25 среднего медицинского персонала, 312,25 младшего медицинского персонала, 695,25 прочего персонала. Всего в районных медицинских организациях 14923,75 сотрудников, из них руководителей – 231, врачей – 1858, среднего медицинского персонала – 6233, младшего медицинского персонала – 2544,75, служащих – 1132,5, рабочих – 2924.

Сокращению по предварительным данным подлежат 2142 штатных единиц: 102 врачебные ставки, 900 среднего медицинского персонала, 800 младшего медицинского персонала, 146 служащих, 183 прочего персонала. Количество штатных единиц после оптимизации составит 16 542, из них 2740 врачебных ставок, 7100 среднего медицинского персонала, 2044 младшего медицинского персонала, 1186 служащих и 3249 прочего персонала.

Какие они, модельные параметры здравоохранения?

Как было озвучено, сейчас для ввода в 2020 году разработаны модельные штатные расписания для врачебной амбулатории с филиалом ЦРБ (11 шт.ед. — 2 врача, 6СМП, 3 прочего персонала), врачебной амбулатории (6 шт.ед. — 2 врача, 2 СМП, 2 прочего персонала), офис врача общей практики (4 шт.ед. – 1 врач, 1СМП, 2 прочего персонала), фельдшерско-акушерский пункт(2,5 шт.ед), фельдшерский пункт (1,5 шт.ед).

Министр здравоохранения РС(Я) Елена Борисова, завершая свое выступление, подчеркнула, что целью является не оптимизация количества штатных единиц и врачей, а пересмотр формата оказания медицинских услуг с точки зрения их качества и доступности. То есть, если раньше в участковой больнице не было стоматолога, то средства, высвободившиеся в результате реорганизации, сокращения ненужных штатов и коек, можно будет направить на открытие такого кабинета. То же самое можно будет сделать и по другим узким специализациям.

Будет ли жизнь после оптимизации?

Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) Петр Гоголев поддержал выступление первого зампреда правительства республики Алексея Стручкова в части того, что нельзя нарушать законодательство. Однако при этом спикер озвучил, что оптимизация должна быть управляемой, постепенной и на все вопросы по последующим рискам должны быть ответы.

Также он поинтересовался, сколько реальных людей затронет сокращение, где они будут заняты в последующем, не получится ли так, что, ликвидируя вакансию, уберут востребованного врача, специальность, изучена ли структура сокращаемых вакансий в разрезе каждого района?

Вопросы резонные. И, если на предыдущем совместном заседании представители других сфер не озвучили конкретно, сколько людей уйдет под сокращение, то министр здравоохранения озвучила цифру – 500 человек.

Что касается сокращаемых работников, она заверила, что ведется работа с министерством предпринимательства республики по организации обучающих семинаров и конференций, прорабатывается возможность для открытия частного бизнеса, работы в некоммерческих организациях, чтобы безработные могли участвовать в грантовой системе и оказывать социальную помощь населению.

Наведут порядок в ненормальной теме

Первый зампред республиканского правительства Алексей Стручков дополнительно пояснил:


А профсоюзы – против

Лидер профсоюзов здравоохранения Людмила Корнилова обратила внимание правительства, профильного министерства на то, что в прошлом, когда в России повсеместно шло сокращение ФАПов, руководство республики хоть и получало по шапке от федеральной власти, но сохранило их. Потом, когда в России поняли, что сделали непоправимое, Якутия оказалась лучшей, так как в то время не пошла на поводу и не сократила ФАПы. Поэтому и при вводе этого постановления №202, рекомендовала она, надо хорошенько все взвесить и не торопиться.

В завершение Людмила Корнилова добавила, что срочные договора с главврачами заключать по трудовому законодательству нельзя. А вот почему на это соглашаются сами врачи – это уже другой вопрос.

Что волнует народных депутатов республики?

Вместе с тем, у депутатов возникло немало вопросов. Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам КМНС и делам Арктики Елена Голомарева поинтересовалась, почему вразрез со словами главы республики министерством планируется сокращение врачебных штатов, среднего и младшего медперсонала, затронет ли оптимизация арктических районов и сколько конкретно штатов там будет сокращено. Вторым вопросом депутат спросила о судьбе противотуберкулезных диспансеров в арктических районах и их штатов.


Министр Елена Борисова заверила, что о закрытии ни одного учреждения здравоохранения речи не идет.

Председатель мандатной и регламентной комиссии Ил Тумэна Андрей Николаев уточнил у министра:

То есть, как сказала министр, отвечая на вопрос председателя постоянного комитета Ил Тумэна по государственному строительству и законодательству Алексея Еремеева по поводу сел Намского улуса, — в наслегах для населения ничего не изменится, будут лечиться в дневных стационарах и ходить коров доить, а на ночь уже на законных основаниях уходить спать домой. Такого режима работы требует закон, так как многие болезни уже не лечатся в круглосуточных больницах, даже язва желудка.

Далее Андрей Николаев поинтересовался сроками заключения контрактов с главврачами районных больниц и по какой причине они установлены. Министр ответила, что госконтракты заключаются на 1 год. Именно столько длится отчетный год. Если человек не справляется, не достиг качественных показателей (например, в смертности, младенческой смертности) то с ним просто не продлевают контракт. Для министерства удобно. Но Андрей Николаев и другие депутаты выразили сомнение в том, что за такой срок человек вообще может что-то планировать и реализовать, причем качественно. По словам депутата, на сегодня 30 главных врачей получили уведомления о завершении контрактов.

Народный депутат республики Юрий Баишев спросил о количестве сокращаемых койко-мест в районах, объеме охвата по ОМС и как сокращение повлияет на обеспечение стационаров бесплатными лекарствами. И здесь, как озвучила министр, все подсчитано, предусмотрено и лекарства все так же будут бесплатными.

Также членов парламентских комитетов интересовало количество сокращаемого административно-управленческого персонала, как труднодоступные наслега будут обеспечены медпомощью, обслуживанием на дому, как будут работать машины Скорой помощи в наслегах.

Народный депутат республики Оксана Михайлова, озвучила возникшие проблемы олекминских участковых учреждений здравоохранения в части централизации автопарка при ЦУБ, уже начавшемся сокращении вспомогательного персонала, когда как дата поставлена – 1 января 2020 года, и в бюджете этого года все расходы на имеющиеся расходы утверждены. Она выразила сомнение, что аутсорсинг, на который хотят перевести вспомогательные штаты в учреждениях образования, культуры и здравоохранения, в наслегах невозможен. Нет инфраструктуры, конкурентной среды.

В ответ прозвучало, что в Якутске на аутсорсинг лично министр Елена Борисова, работая еще главврачом, перевела все вспомогательные штаты.

«Ничего страшного в аутсорсинге нет, как научились интернетом пользоваться, так и научимся работать в аутсорсинге. А то, что касается машин в Олекминске, то там главврач хороший, он селит у себя в квартире бездомных молодых специалистов больницы, и нашел оптимальный способ работы по медицинскому автопарку. Обслуживание на дому может оказываться и без медицинского транспорта, так как в бюджете выделяется 25 тысяч на транспортные расходы.

По уже начавшемуся сокращению министр озвучила, что переход процесс долгий, а они к 2020 году уже должны подойти с новыми штатами, поэтому оптимизация идет и, тем самым, они стимулируют людей работать в таком формате, в каком им необходимо работать.

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева, сделав ремарку о том, что не должно допускаться нарушение федерального законодательства, заметила, что и оно отнюдь не идеальное, поэтому нужна корректировка. Поэтому она внесла предложение в части обеспечения медперсоналом школ, особенно в труднодоступных селах, и создания межведомственной комиссии, которая бы ездила по районам и на местах принимала комплексное и оптимальное решение по штатным расписаниям.

В ответ зампред правительства республики Ольга Балабкина заверила, что ни одна образовательная организация не останется без медработников. Будут заключены соглашения с ФАПами. С тем, что аутсорсинг невозможен в маленьких селах, она тоже согласилась и сказала, что ни одного человека на улицу не выкинут, то есть не оставят без работы, с каждым будут отрабатывать индивидуально. По межведомственной комиссии было сказано, что итак все сферы, которых коснется оптимизация, работают над модельными расписаниями вместе, комплексными группами.

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев высказал пожелание лучше отрабатывать с крупными недропользователями, в частности, в Мирнинском районе, а именно по ФАПу, обслуживающему вахтовые поселки месторождения Таас-Юрях. Необходимо этот ФАП реорганизовать в нормальную больницу, пояснил он.

Народный депутат республики Нюргуяна Захарова поинтересовалась, учитывают ли нормативы по здравоохранению особенности наших территорий, отсутствие интернет-связи для оказания телемедицинской помощи, которая рассматривается как альтернатива бездорожью, коррелируется ли качество врачебной медпомощи с качеством среднего медперсонала.

Алексей Еремеев попросил давать более точные определения по поводу целевой направленности дополнительных средств, поступающих из федерального бюджета на здравоохранение. Речь идет о 6,5 млрд рублей на здравоохранение, которые, как первоначально говорилось, будут направлять на сохранение ФАПов, больниц, штатов в районах. На деле оказалось, что это были средства на покрытие расходов по недополученной зарплате в 2017 году, часть рассчитана на строительство онкодиспансера и еще маленькая часть – на дальнейшее повышение зарплаты в этой сфере. Парламентарий объяснил, что перед выборами деньги пришли и когда объявили об этом народу, все были очень рады. А тут в 1-м Хомустахе, Едейцах, Хатырыке Намского улуса закрываются участковые больницы.

Заместитель председателя постоянного комитета Ил Тумэна по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости Любовь Явловская спросила о новых альтернативных способах оказания медпомощи в районах, новых технологиях, необходимости дифференциации зарплат врачей и медперсонала по качеству оказываемых услуг. Также депутат попросила предусмотреть мобильный транспорт для арктических районов – аэросани, моторные лодки на подушках и другие, а также кольцевые авиаперелеты в колымскую зону, чтобы санрейсы выполнялись по маршруту Якутск – Зырянка – Среднеколымск — Черский.

В завершение председатель постоянного комитета Ил Тумэна по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости Владимир Чичигинаров отметил, что обсуждаемый вопрос действительно сложный, и понятно, что все обеспокоены будущим наших районов. В любом случае, народные депутаты Якутии и исполнительная власть услышали друг друга и договорились работать, продвигаться к решению проблемы согласованно, в диалоге, подчеркнул он.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции