Сестринский процесс при туберкулезном менингите

I период предвестников, или продромальный период, характеризующийся неопределенными симптомами общего недомогания. Данный период длиться примерно с первого по восьмой день заболевания.
II период – сенсомоторного раздражения – период клинического проявления, когда постепенно появляются и нарастают симптомы, указывающие на развивающийся менингит, присоединяются поражения черепно-мозговых нервов. Этот период соответствует второй недели заболевания (8-15 день).
III период парезов и параличей начинается с конца второй начала третьей недели заболевания, характеризуется резко выраженными соматическими расстройствами, потерей сознания, нарушением глотания. В плане прогноза – это самый неблагоприятный период. При отсутствии лечения к концу третьей недели наступает летальный исход.
В современных условиях, когда широко применяются антибиотики широкого спектра действия, длительность выше приведённых периодов может удлиняться, но четкая стадийность и закономерность последовательности сохраняется.
Для туберкулёзного менингоэнцефалита характерно постепенное развитие менингиального синдрома с выраженным продромальным периодом.

Как правило, ликвор вытекает под большим давлением, что объясняется развитием ее гиперсекреции вследствие воспалительного процесса. Спинномозговая жидкость бывает прозрачной, иногда отмечается лёгкая опалесценция.
Количество клеток в ликворе повышается до нескольких сот в одном мкл (чаще в пределах 200-400). Цитоз носит лимфоцитарный характер, однако в начале заболевания в ликворе могут преобладать нейтрофилы.
Повышается уровень белка в СМЖ, преимущественно за счёт глобулиновой фракции, что подтверждается реакциями Панди и Ноне-Аппельта.
В отличие от менингитов другой этиологии, для туберкулёзных характерно снижение глюкозы и хлоридов в ликворе. При этом необходимо учитывать уровень глюкозы в крови.
Нередко СМЖ у больных с туберкулёзным поражением центральной нервной системы уже с самого начала заболевания характеризуется белково-клеточной диссоциацией, за счет развития спаечного процесса.
Патогномоничным для постановки диагноза туберкулёзного менингита является обнаружение микобактерий в ликворе.
При туберкулёзном менингоэнцефалите, в отличие от лёгочного поражения, основываться на туберкулинодиагностику не приходится, так как туберкулиновые пробы варьируют от резко положительных, до отрицательных.
Ранняя диагностика туберкулёзного менингоэнцефалита определяет успех лечения и сохранения жизни больного. Туберкулёзный менингит, диагностированный в ранний период болезни, до вовлечения в процесс глубоких отделов мозга, может дать обратимые изменения. Начать лечение в ранний период – значит, достигнуть выздоровления без остаточных изменений.

- адекватная противотуберкулёзная терапия, с учётом проницаемости препаратов через гемато-энцефалитический барьер;
- борьба с отёком головного мозга, т.е. дегидратационная терапия;
- покой и уход за пациентом.

В борьбе с отёком головного мозга может и должен помочь невролог, правильно оценив состояние пациента, степень выраженности отёка мозга и порекомендовав адекватную противоотёчную терапию, которая будет меняться в зависимости от динамики состояния пациента.
Назначение же противотуберкулёзных препаратов – прерогатива фтизиатров. Как правильно выбрать противотуберкулезные препараты?
Рассмотрим пример возникновения туберкулёзного менингоэнцефалита у ранее не леченых пациентов. Замечу, что эндолюмбальное введение препаратов в настоящее время не практикуется! Если у больного сохранено сознание и нет дезориентации глотательного рефлекса, противотуберкулезные препараты назначаются энтерально. Если пациент без сознания или у него дезорганизован глотательный рефлекс, противотуберкулезные препараты назначаются парентерально, а возникшая необходимость в проведении зондового питания через постоянный назофарингеальный зонд, позволяет назначать (введение через зонд) и препараты, не имеющие парентеральных форм.

1. Аминогликозиды. Назначение стрептомицина ввиду его плохой проницаемости и высокой доли лекарственной устойчивости не рассматриваем. Канамицин, по мнению ряда авторов, проникает через гемато-энцефалитический барьер при патологии. В 100% случаев через гемато-энцефалитический барьер проникает амикацин, поэтому при развитии туберкулёза центральной нервной системы он является препаратом выбора.

2. Препараты группы ГИНК. На первом месте остается изониазид, отлично проникающий через гемато-энцефалитический (ГЭБ). Хочу отметить, что изониазид хорошо действует при внутримышечном введении и его не обязательно вводить внутривенно, тем более что при туберкулёзе центральной нервной системы внутривенное введение данного препарата может привести к усилению его побочных действий со стороны головного мозга. Как при энтеральном, так и при парентеральном введении изониазид обязательно назначается на фоне витаминов группы В, снижающих его токсическое действие на центральную нервную систему

3. Рифампицин (хорошо проникает через ГЭБ).

4. Пиразинамид и протионамид (хорошо проникают через ГЭБ).

5. Шестым препаратом, включаемым в схему лечения, являются фторхинолоны (хорошо проникают через ГЭБ).

При развитии туберкулёза центральной нервной системы у больных с известной лекарственной устойчивостью, терапия должна назначаться обязательно с учетом данной устойчивости.

Специалисты нашего учреждения никогда не отказывают в консультациях, при возникновении подозрений на туберкулёз центральной нервной системы. Однако консультация специалиста будет эффективной только в случае, когда больной обследован в полном объеме. До вызова консультанта должен быть обеспечен следующий минимум обследования:
- исследование спинномозговой жидкости, желательно в динамике, на фоне неспецифической терапии (но данное желание не всегда возможно). При исследовании ликвора должно быть исследовано: уровень белка, глобулиновые пробы, уровень сахара, хлоридов, цитоз, клеточный состав (количество нейтрофилов, лейкоцитов);
- рентгенологическое исследование органов грудной клетки и черепа в двух проекциях (в идеале если будет выполнена компьютерная томография), с описанием и представлением самих рентгенограмм;
- обязательный осмотр окулиста, невролога, если находится в лечебном учреждении в течение нескольких дней, то в динамике;
- осмотр ЛОР врача;
- у женщин осмотр гинеколога;
- клинический минимум: общий анализ крови, биохимический анализ крови, общий анализ мочи, исследование маркеров гепатитов, исследование сыворотки крови на ВИЧ-инфекцию.

В ряде случаев, при наличии в районе противотуберкулёзных коек, пациенты могут быть оставлены для лечения по месту выявления заболевания, так как транспортировка всегда ухудшает их состояние. Такие доводы как отсутствие реанимационного отделения – не повод транспортировать пациента на сотни километров, и доставить его в специализированное учреждение в агональном состоянии.

Самое главное в лечении пациентов с заболеванием центральной нервной системы – это уход, элементарный сестринский уход на фоне адекватной противотуберкулезной и дегидратационной терапии.

Литература:

  1. Российская академия медицинских наук. "Туберкулёзный менингит" В.И.Покровский, В.И.Литвинов, О.В.Лавачева, О.Л.Лазарева. Москва, 2005 год.
  2. "Внелёгочный туберкулёз". Руководство для врачей под редакцией профессора А.В. Васильева, Санкт-Петербург, 2000 год.
  3. "Дифференциальная диагностика и лечение туберкулёзного менингита" Д.С.Футор, М. Медгиз 1954 год

Цель: сформировать у студентов представления и знания об инфекционных заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

1. Механизмы развития патологического процесса при нейроинфекциях.

2. Роль медсестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами.

3. Роль медсестры в проведении профилактических и реабилитационных мероприятий.

1. Актуальность нейроинфекций.

2. Основные причины и факторы риска развития изучаемых заболеваний.

3. Клинические проявления, принципы лечения и особенности сестринского ухода за пациентами.

4. Организации сестринского процесса при уходе за пациентами.

1. Актуальность нейроинфекций.

2. Классификация инфекционных заболеваний нервной системы.

3. Эпидемиология, клинические проявления, диагностика, принципы лечения, профилактика и уход за пациентами с менингитом, энцефалитом, миелитом.

4. Сестринский процесс при нейроинфекциях.

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Нейроинфекции относятся к наиболее распространенным органическим заболеваниям нервной системы. Занимают 2-4 место среди заболеваний, приводящих к инвалидности. Это различные по локализации, этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и течению заболевания.

В нейроинфекционном процессе выделяют следующие основные механизмы:

Первичные – это непосредственное воздействие на нервную ткань, интоксикация, инфекционно-аллергические реакции.

Вторичные механизмы: воспаление, отек, сдавление, нарушение образования и циркуляции ликвора.

ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

· Первичные – возбудитель сразу же локализуется в цнс

· Вторичные – возникают как осложнение других инфекций, заболеваний

В зависимости от преимущественного поражения отделов цнс:

1. Менингит – воспаление мозговых оболочек

2. Энцефалит – воспаление вещества головного мозга

3. Миелит – воспаление вещества спинного мозга

Менингит – это острое воспаление преимущественно мягкой мозговой оболочки.

Является частой детской болезнью. Две трети случаев менингита случается у детей

младше 15 лет. 80% из них – случаи до 5 лет. Уровень смертности варьирует от 7 до 20% в зависимости от типа инфекции.

В зависимости от характера возбудителя выделяют:

- гнойные (возбудителем являются бактерии)

- серозные (возбудителем являются вирусы, микобактерия туберкулеза, спирохеты, боррелии)

Клиническая картина. Для менингита характерно сочетание следующих синдромов:

1. Общеинфекционного - недомогание, озноб или чувство жара, катаральные или диспептические проявления, подъем температуры, увеличение лимфатических узлов, воспалительные изменения крови.

2. Общемозгового – нарушение сознания, судороги, психомоторное возбуждение, бред, галлюцинации.

4. Воспалительного изменения ликвора – увеличение внутричерепного давления, увеличение клеток (при гнойном менингите – нейтрофилов, поэтому ликвор становится мутным, при серозном

– лимфоцитов до сотни и тысячи в 1 мкл, в норме до 5 клеток – лимфоцитов в 1мкл).

Обязательная госпитализация в нейроинфекционное отделение.

Патогенетическая терапия: при гнойных менингитах – антибиотики с учетом чувствительности к возбудителю (пенициллинового ряда, аминогликозиды, цефалоспорины II-III поколения). Антибактериальная терапия проводится до санации ликвора. При серозных менингитах –

противовирусная терапия (ацикловир, интерферон, дезоксирибонуклеаза).

С целью дезинтоксикации вводят реополиглюкин, полиглюкин, гемодез. Для снижения внутричерепного давления и профилактики отека мозга используют лазикс, маннитол, диакарб. При психомоторном возбуждении, судорогах вводят седуксен, оксибутират натрия. Для улучшения метаболических процессов в мозге используют ноотропил, пантогам, церебролизин, актовегин, кортексин.

При тяжелом состоянии пациента внутривенно вводят гормоны (преднизолон, гидрокортизон), сердечные гликозиды (строфантин, коргликон), кокарбоксилазу. Возможно эндолюмбальное введение антибиотиков. Применяют ингаляции увлажненного кислорода, при нарушении дыхания переводят на ИВЛ.

В дальнейшем для профилактики осложнений используют витамины группы В, ноотропные препараты, сосудистоактивные (кавинтон, пентоксифилин), рассасывающие спайки (алоэ, лидаза).

УХОД ЗА ПАЦИЕНТАМИ С МЕНИНГИТОМ

Медсестра следит за выполнением пациентами постельного режима. В связи с повышенной чувствительностью к различным раздражителям не допускает наличия в палате яркого света, шума, максимально снижает тактильные раздражения пациента. Пища должна быть легко усваиваемой, щадящей. Необходимо часто, малыми порциями давать витаминизированное питье. Следует регулярно осуществлять уход за кожей и слизистыми. Медсестра наблюдает за чистотой кожи, возможным появлением геморрагической сыпи. Необходимо следить за диурезом и регулярностью стула. Постоянно осуществляет контроль за состоянием пациента, его уровнем сознания, пульсом, ЧДД, АД, температурой тела. Следит за проходимостью дыхательных путей, производит их санацию. Выполняет назначения врача.

Энцефалит – это острое воспаление вещества головного мозга.

Энцефалиты могут быть первичными (эпидемический Экономо, клещевой) и вторичными (гриппозный, сифилитический, ревматический, туберкулезный, поствакцинальный и др.). Если воспалительный процесс распространяется на мозговые оболочки, то возникает менингоэнцефалит, если распространяется на спинной мозг – энцефаломиелит.

Для энцефалитов помимо общеинфекционной, общемозговой симптоматики характерно наличие очаговой неврологической симптоматики. Очаговая симптоматика зависит от локализации воспалительного очага, это могут быть симптомы поражения черепных нервов (косоглазие, диплопия, снижение зрения, слуха, бульбарный синдром), парезы, чувствительные, мозжечковые, корковые нарушения. Менингиальных симптомов при энцефалитах не наблюдается. Для диагностики делают люмбальную пункцию, с последующим изучением ликвора. При энцефалитах ликвор вытекает под давлением, при исследовании обнаруживается лимфоцитарный или нейтрофильный цитоз и увеличение содержания белка.

Возбудитель – нейротропный вирус из группы арбовирусов, передается иксодовыми клещами.

1) стертая или лихорадочная;

Наиболее типичная для клещевого энцефалита форма – это очаговая. Возбудитель

локализуется преимущественно в передних рогах шейного сегмента спинного мозга. Поэтому возникают периферические парезы (параличи) мышц шеи, плечевого пояса, рук. Характерно свисание головы на грудь, выраженные мышечные гипотрофии (атрофии). Наиболее тяжелое течение при бульбоспинальной локализации патологического очага. При этом помимо симптомов поражения спинного мозга наблюдаются бульбарные нарушения (дисфагия, дисфония, дизартрия), дыхательные нарушения, нередко требующие ИВЛ. Возможны летальные исходы.

У некоторых пациентов энцефалит может перейти в хроническую стадию. Одним из вариантов является кожевниковская эпилепсия. Она характеризуется постоянными насильственными подергиваниями в какой-либо группе мышц, обычно в руке или половине тела иногда, переходящие в генерализованный эпиприпадок.

В ликворе увеличение лимфоцитов и белка.

Лечение. Введение противоклещевого иммуноглобулина. Противовирусные препараты (йодантипирин, анаферон, виферон), препараты интерферона.

Проводится дезинтоксикация, дегидратация, противосудорожная, гормональная терапия. При нарушении дыхания увлажненный кислород, перевод на ИВЛ.

Профилактика. При укусе клеща в первые 72 часа введение противоклещевого иммуноглобулина. В течение 1 месяца двукратная термометрия.

Для предупреждения заболевания ношение специальной закрытой одежды, смазывание открытых участков тела отпугивающими клещей веществами. Наиболее эффективной является специфическая профилактика – вакцинация.

Заболевание начинается остро на фоне гриппа. Появляются сильная головная боль, тошнота, рвота, головокружение, болезненность глазных яблок, птоз, косоглазие, нистагм. В тяжелых случаях нарушается сознание, развиваются грубые очаговые симптомы в виде параличей, афазий, появляются судороги, психические нарушения (бред, галлюцинации). В ликворе примесь крови, повышен белок, лимфоциты. Летальность высокая.

Лечение. Противовирусные препараты (ацикловир, виферон, анаферон), препараты интерферона. Дезинтоксикация, дегидратация, десенсибилизация, гормональная, противосудорожная терапия. Препараты, улучшающие кровообращение, ноотропные, витамины. При тяжелом течении – реанимационные мероприятия.

УХОД ЗА ПАЦИЕНТАМИ С ЭНЦЕФАЛИТОМ

Медсестра должна создать лечебно-охранительный режим. Постоянно осуществлять контроль за состоянием пациента, его уровнем сознания, пульсом, ЧДД, АД, температурой тела. Следить за проходимостью дыхательных путей, производить их санацию. Осуществлять подачу увлажненного кислорода. При кормлении пациента необходимо учитывать наличие бульбарных расстройств (организовать щадящее, протертое, пастообразное питание малыми порциями из ложки или через зонд). Следует регулярно осуществлять уход за кожей и слизистыми. Проводить профилактику пролежней и застойной пневмонии. При параличах и парезах ухаживать за парализованными конечностями, помогать при передвижении и в обслуживании. Выполнять назначения врача. При появлении психических расстройств у пациентов быть терпеливой, осторожно и настойчиво добиваясь выполнения назначений врача.

Миелит – это острое воспаление спинного мозга.

Первичные миелиты вызываются нейротропными вирусами (энтеровирусы, арбовирусы, герпеса). Вторичные – могут осложнять течение многих инфекций (гриппа, кори, пневмонии). Возможно возникновение при травмах позвоночника, при тяжелых отравлениях (ДДТ, алкоголь).

Клиническая картина. На фоне недомогания, лихорадки, озноба, болей в мышцах, появляются боли опоясывающие характера. Через несколько часов или дней присоединяются очаговые симптомы – параличи или парезы конечностей, расстройства чувствительности. Очаг воспаления охватывает, как правило, весь поперечник спинного мозга, как бы перерезая его на определенном уровне. При поражении верхнешейного отдела развивается спастический тетрапарез или тетраплегия, иногда с нарушением ритма дыхания. При поражении шейного утолщения спинного мозга развивается вялый паралич (парез) рук и спастический паралич ног. При поражении грудного отдела – спастический паралич (парез) ног. Если поражается поясничное утолщение, то развивается вялый паралич (парез) ног. Спинальные параличи сопровождаются тазовыми нарушениями – сначала задержка, а затем недержание мочи и кала. Из-за нарушения трофики тканей и недержания мочи и кала быстро образуются пролежни.

В ликворе умеренное увеличение лимфоцитов и повышение белка.

Полиомиелит – это острое инфекционное заболевание, сопровождающееся поражением передних рогов спинного мозга и ядер черепных нервов. Болеют преимущественно дети до 7 лет, не привитые против полиомиелита. Возбудитель вирус (входит в группу энтеровирусов).

Лечение. В остром периоде заболевания полный физический покой. Ребенка помещают в бокс, создают лечебно-охранительный режим.

Назначают иммуномодуляторы (циклоферон), иммуноглобулин, гормональные препараты, десенсибилизирующие (супрастин, тавегил), витамины В1, В6, С. При нарушении дыхания ИВЛ. В восстановительном периоде назначают препараты, улучшающие нервно-мышечную передачу: прозерин, дибазол. ЛФК, массаж, физиопроцедуры, ортопедические методы коррекции дефекта.

Профилактика проводится вакциной против полиомиелита с 3-х мес. возраста.

УХОД ЗА ПАЦИЕНТАМИ С МИЕЛИТОМ

Медсестра должна организовать строгий постельный режим с положением пациента на щите. При поражении верхнешейных сегментов спинного мозга тщательно наблюдает за функцией дыхания и сердечной деятельности (контроль ЧСС, АД, ЧДД). Постоянно следит за уровнем сознания, проходимостью дыхательных путей, функцией глотания. При необходимости проводит санацию дыхательных путей, обеспечивает зондовое питание. Необходимо осуществлять гигиенические мероприятия, следить за чистотой кожи (особенно области промежности при недержании мочи и кала), проводить профилактику пролежней. При задержке мочи проводить катетеризацию мочевого пузыря и его промывание антисептиками. При задержке стула – применять очистительные клизмы. При недержании – применять мочеприемник, памперсы.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

1. Выделить проблемы пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

Ситуационная задача:

Больной 3., 54 года, находится на лечении в ГТД с диагнозом диссеминированный туберкулез легких ВК (-). Жалобы на t-37,5.

1. Выделить проблемы пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

Ситуационная задача:

25 лет, находится на лечении с диагнозом очаговый туберкулез легких ВК (-). Жалоб нет.

1 .Выделить нарушенные потребности больной

2.Составить план сестринских вмешательств.

Ситуационная задача:

Больной 3., 72 года, находится на ДУ с диагнозом Фиброзно-кавернозный туберкулез легких ВК (+).

1. Выделить проблемы пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

3.2.1 Характеристика туберкулезного процесса, осложнения туберкулеза.

Характеристика туберкулезного процесса, локализация, протяженность, фазы.

Сестринский процесс при кровохаркании.

Сестринский процесс при легочном кровотечении.

Сестринский процесс при спонтанном пневмотораксе.

Остаточные изменения после излеченного туберкулеза.

Ситуационная задача:

39 лет, поступил в РТД с диагнозом инфильтративный туберкулез легких в фазе распада ВК (+) при поступлении кашель со скудной мокротой, в мокроте прожилки крови.

1. Выделить проблемы пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

Сестринский процесс при бактериовыделении.

Ситуационная задача:

75 лет, поступил в ГТД с жалобами на одышку, боли в грудной клетке, кашель с прожилками крови. Диагноз - цирротический туберкулез легких ВК (+).

Задание:
1. Выделить проблемы пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

Ситуационная задача:

49 лет, находится на лечении в ГТД с диагнозом фиброзно-кавернозный туберкулез легких ВК(-).После приступообразного кашля почувствовал резкую боль в грудной клетке, нарастающую одышку.

1. Выделить проблемы пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

Ситуационная задача:

50 лет, находится на лечении по поводу инфильтративного туберкулеза легких ВК(-). Пожаловалась медсестре на боли в эпигастрии, тошноту после приема этионамида.

1. Выделить проблемы пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

Ситуационная задача:

Пациентка 30 лет находится на стационарном лечении по поводу Инфильтративного туберкулеза легких. После инъекции витамина В6 внезапно появилось чувство стеснения в груди , затрудненное дыхание, рвота, одышка, сердцебиение. Объективно: состояние тяжелое, кожные покровы бледные, холодный липкий пот, пульс-100 ударов в минуту АД 80 мм. рт. ст.

1 .Определить неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составить алгоритм оказания неотложной помощи.

Ситуационная задача:

Больной 38 лет находится на стационарном лечении с диагнозом Фиброзно-кавернозный туберкулез легких. Пожаловался медсестре на кашель с алой мокротой.

1. Выделить проблемы пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

Ситуационная задача:

58 лет, находится на лечении с диагнозом "Очаговый туберкулез легких" ВК (-). Пожаловалась на головные боли в затылочной области,

давление на глаза, тошноту. Пульс - напряжен, 85 в минуту. АД -170/100 мм. рт. ст.

1. Выделить проблемы пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

3.3.1 Практическое занятие по теме: Сестринский процесс при туберкулезе легких у взрослых.

Клинические проявления инфильтративного туберкулеза легких. Сестринский процесс.

Сестринский процесс при очаговом туберкулезе легких.

Сестринский процесс при фибразно-кавернозном туберкулезе легких.

Сестринский процесс при проведении бронхоскопического метода исследования.

Сестринский процесс при легочном кровохаркании.

Подготовка больных к функциональным методам исследования.

3.4.1 Практическое занятие по теме: Сестринский процесс при внелегочных формах туберкулеза.

Сестринский процесс при костно-сосудистом туберкулезе.

Сестринский процесс при туберкулезе почек.

Сестринский процесс при туберкулезе глаз.

Сестринский процесс при туберкулезном менингите.

Сестринский процесс при туберкулезе позвоночника.

Сестринский процесс при туберкулезе яичника.

3.5.1 Практическое занятие по теме: Сестринский процесс при туберкулезе легких у лиц пожилого и старческого возраста.

Причины развития туберкулеза у лиц пожилого и старческого возраста.

Клинические формы туберкулеза у лиц пожилого и старческого возраста.

Особенности течения туберкулеза легких у лиц пожилого и старческого возраста.

Клинические проявления туберкулеза у лиц пожилого и старческого возраста.

Возможные исходы туберкулеза легких у лиц пожилого и старческого возраста.

Осложнения туберкулеза легких у лиц пожилого и старческого возраста.

4.1.1 Современные методы рентгенологического исследования при туберкулезе легких.

Методы рентгенологического исследования при туберкулезе, их характеристика. Функции медсестры.

Дифференцированные сроки и методы рентгенологического исследования при туберкулезе в зависимости от фазы и группы ДУ.

Понятие о больших и малых изменениях при туберкулезе.

Организация рентгенообследования в стационаре.

Организация рерентгенообследования в диспансере.

Флюорографический метод обследования. Его значение в раннем выявлении туберкулеза.

5.1.1 Современные методы лабораторного исследования патологического материала на БК.

Роль бактериологического исследования в диагностике туберкулеза.

Методы обнаружения микобактерий.

Характеристика типов микобактерий туберкулеза.

Характеристика лабораторных методов исследования.

Правила забора мокроты, промывных вод бронхов и доставка их в лабораторию.

Бактериологический метод исследования, его характеристика.

6.1.1 Сестринский процесс при туберкулезе у детей и подростков.

Особенности течения туберкулеза в детском возрасте.

Ранняя туберкулезная интоксикация. Клинические проявления, способы выявления.

Первичный туберкулезный комплекс, клинические проявления, способы выявления.

Туберкулезный бронхоаденит. Клинические проявления. Способы выявления.

Сестринский процесс при туберкулезной интоксикации.

Сестринский процесс при вираже туберкулиновой пробы.

6.2.1 Сестринский процесс в выявлении и профилактике туберкулеза среди детей и подростков.

Раннее выявление туберкулеза у детей. Задачи медсестры.

Понятие о первичном инфицировании, об инфицируемости и пораженности.

Туберкулинодиагностика, правила постановки.

Вираж туберкулиновой пробы. Роль медсестры в выявлении туберкулиновой пробы.

Профилактическая вакцинация, ревакцинация против туберкулеза. Правила проведения. Местные прививочные реакции, их значение.

Ситуационная задача:

Ребенок 8 лет. Выявлен вираж туберкулиновой пробы.

1. Выделить проблемы пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

Флюорографический метод выявления труберкулеза у детей, его значение, показания.

Ситуационная задача:

На консультацию в тубдиспансер направлен ребенок 5 лет. Реакция Манту-7мм, папула.

1. Выделить проблемы пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

Ситуационная задача:

19 лет, поступил на лечение в РТД с диагнозом правосторонний экссудативный плеврит. Жалобы на затрудненно дыхания,1-37,2, слабость.

1. Выделить проблемы пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

6.3.1 Сестринский процесс при лечении туберкулеза детей и подростков.

Санаторное лечение детей и подростков, типы детских санаторных учреждений.

Сестринский процесс при лечении туберкулеза детей и подростков.

Особенности лечения туберкулеза у детей и подростков.

Особенности патогенетического лечения у детей и подростков.

Возможные осложнения при лечении туберкулеза у детей и подростков.

Роль медсестры в профилактике осложнений.

Ситуационная задача:

Ребенок 10 лет проходит лечение по поводу туберкулезного бронхоаденита.

1. Выделить проблемы пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

Ситуационная задача:

18 лет, находится на лечении по поводу инфильтративного туберкулеза легких БК (-).

1. Выделить проблемы пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

Ситуационная задача:

Больной 18 лет находится на лечении в стационаре по поводу диссеминированного туберкулеза легких. Жалобы на слабость, потливость, t -37,2 .

1. Выделить проблемы пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

7.1.1 Сестринский процесс в проведении химиотерапии больных туберкулезом.

Режим больного туберкулезом. Значение соблюдения режима в лечение больных туберкулезом.

Диета больных туберкулезом. Значение соблюдения диеты в лечении больных туберкулезом.

Функции медсестры при проведении комплексного, контролируемого лечения в условиях диспансера.

Функции медсестры при проведении комплексного, контролируемого лечения в условиях стационара.

Этнотропная терапия туберкулеза, принципы химиотерапии при туберкулезе.

Основные антибактериальные препараты применяемые для лечения туберкулеза, методика применения.

Возможные осложнения при лечении АБП, роль медсестры в предупреждении осложнений.

7.2.1 Сестринский процесс при хирургических методах лечения туберкулеза.

Хирургические методы лечения туберкулеза легких, их характеристика.

Сестринский процесс при менингококковой инфекции.

Ø Сильная головная боль (усиливается при перемене положения тела, звуке, свете);

Ø Обильная рвота фонтаном, не приносящая облегчения;

Ø Повышенная кожная чувствительность;

Ø Инфицированы сосуды склер;

Ø Возможна характерная поза;

Ø снижена способность обслуживать себя;

Ø высокий риск ухудшения состояния больного;

Ø геморрагическая сыпь

быстрое уточнение и подтверждение диагноза:

План сестринского вмешательства.

Ø забор материала и посев у постели больного, оформление направления, своевременная и правильная доставка материала в бак лабораторию (в переносном термостате или обложенном грелками, не позже 2-х часов с момента взятия);

Ø оказание помощи врачу при люмбальной пункции, взятие ликвора в 2 стерильные пробирки, оформление направления, своевременная и правильная доставка материала в бак лабораторию (в переносном термостате или обложенном грелками, не позже 2-х часов с момента взятия);

Ø взятие крови для серологического исследования, оформление и своевременная доставка в лабораторию.

Ø ежедневное наблюдение за состоянием, его осмотр ;

Ø ежедневная двух кратная термометрия

Действия, направленные на облегчение состояние пациента, предупреждения распространения заболевания

Ø обсуждение с пациентом возможности тяжелых осложнений, необходимости соблюдении рекомендаций для облегчения состояния пациента, его выздоровление;

Ø обеспечение соблюдения пастельного режима;

Ø контроль за осуществлением дезрежима (кварцевание бокса (палаты), проведение ежедневной влажной уборки с использованием дезсредств, регулярное проветривание бокса (палаты));дезинфекция посуды;

Ø дезинфекция предметов обихода больного, лотков, тазиков, судна;

Ø постоянный контроль за состоянием постельного и нательного белья больного, его замена по мере загрязнения, дезинфекция белья.

Проблемы пациента потенциальные:

Ø молниеносное течение менингита с синдромом набухания и отека головного мозга;

Ø возможность развития смешенной формы менингита с менингококкцемией;

Ø инфекционно- токсический шок;

Ø формирование бактерионосительства

Цели сестринского вмешательства долгосрочные:

Ø профилактика осложнений;

Ø выздоровление пациента

независимое сестринское вмешательство:

Ø оказание помощи при рвоте;

Ø наблюдение за мочеиспусканием пациента, по назначению врача катетеризация мочевого пузыря;

Ø тщательное обработка наружных половых органов (подмывание, обсушивание салфеткой, смазывание детским кремом (возможно омывание наружных мочеполовых органов раствором асептика: слабым раствором перманганат калия или 1-2% раствором соды) );

Ø профилактика пролежней, при менингококкцемии- тщательный ежедневный туалет больного;

Ø профилактика пневмонии: контроль за выполнением больным элементарной дыхательной гимнастики, чаще менять положение больного в постели;

Ø уход за полостью рта: язык, зубы, десна несколько раз в день протирать тампоном смоченный в слабом дезинфицирующим растворе (1 чайная ложка 2% раствора гидрокарбоната натрия на стакан воды);

Ø соблюдение охранительного режима в помещении, где находится больной;

Ø кормление больного небольшими порциями 4-6 раз в день;

Ø умывание, причесывание;

Ø смазывание губ несколько раз в день детским кремом, глицерином или сливочным маслом;

Ø очищать нос и уши несколько раз в день от выделений;

Ø внимательное наблюдение за пациентом, при первых признаках ухудшения состояния, сообщить врачу.

Начальные признаки инфекционно- токсического шока являются:

Ø бледность кожи;

Ø цианоз губ и ногтей;

Ø учащение пульса, снижение АД;

Ø спутанность сознания;

Ø нарастание цианоза;

Ø сыпь с некрозами;

Ø кровоизлияние в слизистые оболочки;

Ø снижение диуреза;

Ø продолжение учащения пульса и снижение АД;

крайняя степень клинических проявлений шока:

Ø нитевидный пульс, АД не определяется;

Ø обильная сыпь с некрозами;

Начальные признаки отека головного мозга :

Ø сильная головная боль;

Ø психомоторное возбуждение;

Ø потеря сознания;

Ø гиперемия лица;

Ø сужение зрачков;

Ø часто повышение АД;

Ø урежение пульса;

Ø аритмичное дыхание

Ø обеспечение правильного и регулярного приема лекарств:

Ø выполнение парентеральных процедур;

Ø дача кислорода пациенту;

Ø измерение почасового и суточного диуреза

Учебная карта манипуляции.

Что должен знать уч-ся:

Что должен уметь уч-ся:

1.Цель проведения спинномозговой пункции.

1.подготовить пациента и всё необходимое.

2.Правила подготовки пациента и всего необходимого.

2.оформить направление в лабораторию.

Оснащение: 5% спиртовой раствор йода, спирт 96%, стерильные пробирки, шарики, салфетки, клеол, шприц емкостью 5мл, инъекционные иглы длиной 9-10 см, диаметром 1- 4 мм с мандреном (игла Бира), манометр для измерения ликворного давления, стерильная клеенка, 0,25 % раствор новокаина.

Методика выполнения манипуляции

Подготовить пациента и все необходимое для спинномозговой пункции

М/с беседует с пациентом о предстоящей пункции: её цели и ходы выполнения

Взять из лаборатории стерильные пробирки и предметное стекло, чашку Петри

Обработка рук м/с

М/с моет руки с мылом, обрабатывает ногтевые ложа йодовой настойкой и одевает стерильные перчатки.

Положение пациента во время пункции.

На боку, привести бедра к животу, голову к груди.

Участие в проведении пункции.

М/с следит за состоянием пациента (окраска кожных покровов, пульсом, АД)

После проведения пункции обработать место пункции спиртом, затем 5% йодной настойкой и наложить асептическую повязку.

Оформление направления в лабораторию и доставка.

М/с указывает ФИО пациента, возраст, отделение, палату, цель исследования, дату. М/с отправляет материал в лабораторию сразу после взятия.

Уход и наблюдение.

Пациента транспортируют в палату на каталке.

2-3 часа лежать на животе без подушки. Постельный режим на 1 сутки.

Катетеризация мочевого пузыря.

Что должен знать уч-ся:

Что должен уметь уч-ся:

1.показания и противопоказания к проведению катетеризации.

1.подготовить пациента и всё необходимое для катетеризации.

Оснащение: стерильный катетер, пинцет, лоток, глицерин или вазелиновое масло, антисептический препарат 0,02 % раствор фурациллина, ватные шарики, пинцет, мочеприемник, стерильные перчатки.

Методика выполнения манипуляции

Провести беседу с пациентом о манипуляции. Отгородить ширмой. Подмыть пациента.

Обработка рук м/с.

М/с моет руки с мылом, просушивает полотенцем, одевает перчатки

Несоблюдение асептики ведет к инфицированию мочевыводящих путей

Приготовление всё необходимое

Смотри все в оснащении

М/с встает справа от пациента, левой рукой раздвигает половые губы, а правой рукой сверху в низ (в направлении к заднему проходу) тщательно протирает половые органы и отверстие мочеиспускательного канала дезинфицирующим раствором (фурацилином).

М/с пинцетом берет катетер облитый стерильным глицерином осторожно водит катетер.

Появление мочи из катетера указывает о его нахождении в мочевом пузыре.

Когда моча прекратит самостоятельно вытека тельный канал.

Если при ведении катетера ощущается препятствие, не пытайтесь преодолеть его насильственно т.к. это может вызвать повреждение слизистой оболочки мочеиспускательного канала

Уход за пациентом.

Убрать судно, ширму. Убедиться, что пациентка не испытает проблем.

Дезинфекция и стерилизация по ОСТУ 42- 21-2-85.

Забор материала на менингококк из носоглотки.

Цель: выявить возбудителя заболевания

Ø Штатив со стерильной пробиркой, плотно закрывающийся ватно-марлевым тампоном, в котором стержень с накрученным сухим ватным тампоном для забора материала;

Ø Шпатель стерильный в Крафт пакете;

Ø Флакон или пробирка с питательной средой , полученные в бактериологической лаборатории;

Ø Бикс с паралоном, грелка, термометр для укладки пробы и поддержания температуры в пределах 38° С в момент транспортировки;

Ø Спецодежда для м/с;

Ø Бланк направления (учётная форма 204/у);

Ø Штатив для пробирок с пробами;

Ø Стеклограф для маркировки пробирок.

Обязательные условия: забор материала производят утром,

натощак, до лечения

подготовка к процедуре:

1. Объяснить пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования и получит согласие;

2. Вымыть руки с мылом, надеть перчатки, халат, маску;

3. Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру направления;

4. Установить пробирку в штатив

1. Налить в пробирку 3-5 мл. питательной среды;

2. Изогнуть стерильный ватный тампон о край пробирки под углом 45° на расстоянии 3- 4 см от конца;

3. Предложить пациенту широко раскрыть рот;

4. Надавить шпателем, который находится в левой руке, на корень языка;

5. Ввести тампон концом вверх под мягкое нёбо в носоглотку и осторожным движением собрать слизь

Примечание: необходимо провести тампон под мягким нёбом 2-3 раза.

6.извлечь тампон, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов;

7.поместить в пробирку с питательной средой, не касаясь её стенок;

8.поставить пробирку в штатив, затем штатив в бикс. Проверить соответствие номера пробирки номеру направления и ФИО пациента;

9. положить грелку в бикс, уплотнив поролоном, термометр для подержания температуры в пределах 38°С в момент транспортировки. Закрыть бикс на замок.

Примечание: менингококк погибает при температуре ниже 37°С. На биксе имеются специальные приспособления для надежного укрепления крышки бикса.

1. Снять перчатки, маску и погрузить их в дезраствор;

2. Доставить взятый материал в биксе с направлением в бактериологическую лабораторию.

Примечание: биологический материал доставляется как можно быстрее, в течение 1 часа.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции