Республиканская целевая программа неотложные меры по борьбе с туберкулезом в республике

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

от 31 декабря 2004 г. N 268

О республиканской целевой программе "Неотложные
меры борьбы с туберкулезом в Республике
Башкортостан на 2005 - 2007 годы"

(с изменениями на 29 августа 2007 года)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 29 августа 2007 года №243
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В целях реализации Закона Республики Башкортостан "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза в Республике Башкортостан", в соответствии с федеральной целевой программой "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)" Правительство Республики Башкортостан

1. Одобрить прилагаемую республиканскую целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Башкортостан на 2005 - 2007 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

3. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан:

ежегодно при разработке проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год в установленном порядке подавать заявки в Министерство экономического развития Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан на включение Программы в финансирование за счет бюджетных средств; (в ред. Постановления Правительства РБ от 29 августа 2007 года №243)

согласовать с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации объемы субвенций из федерального бюджета на финансирование Программы.

4. Мероприятия и объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан.

5. Рекомендовать администрациям районов и городов предусматривать в проектах местных бюджетов средства на реализацию Программы.

6. Контроль за ходом реализации Программы и целевым использованием выделенных бюджетных средств возложить на отдел социального развития, здравоохранения, труда и занятости населения Аппарата Правительства Республики Башкортостан.

Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 31 декабря 2004 г. N 268

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

3. Основные цели и задачи Программы

4. Система программных мероприятий

5. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы

6. Механизм реализации Программы

7. Координация работ по реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения

8. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

Наименование Республиканская целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом
Программы в Республике Башкортостан на 2005 - 2007 годы"

Основание для Закон Республики Башкортостан "О противотуберкулезной помощи и защите населения
разработки от туберкулеза в Республике Башкортостан";
Программы Закон Российской Федерации "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации";
федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального
характера (2002 - 2006 годы)", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от
13 ноября 2001 года N 790

Государственный Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
заказчик Программы

Основные Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
разработчики государственное учреждение здравоохранения Республиканский противотуберкулезный диспансер
Программы

Основные цели и Основные цели:
задачи Программы стабилизация в республике эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом (снижение
заболеваемости, распространенности, смертности);
снижение негативного воздействия туберкулеза на социально-экономическое развитие республики
путем осуществления комплексных мер организационного и правового характера
Основные задачи:
развитие материально-технической базы противотуберкулезных учреждений;
своевременное выявление туберкулеза;
повышение эффективности лечения больных туберкулезом;
внедрение современных медицинских технологий профилактики и лечения туберкулеза;
подготовка квалифицированных специалистов противотуберкулезной службы;
организация закупок противотуберкулезных препаратов в достаточном объеме и ассортименте

Сроки реализации 2005 - 2007 годы
Программы

Исполнители Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
основных государственное учреждение здравоохранения Республиканский противотуберкулезный диспансер;
мероприятий Программы отделы и управления здравоохранения городов;
лечебно-профилактические учреждения республики

Объемы и источники Реализация Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Республики
финансирования Башкортостан в объеме 146,7 млн. рублей (ежегодно объемы финансирования
Программы Программы из бюджета Республики Башкортостан подлежат уточнению, из федерального бюджета -
согласованию)

Ожидаемые Стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, снижение уровня заболеваемости
результаты туберкулезом до 38 случаев на 100 тыс. человек, смертности - до 11 случаев на 100 тыс. человек;
реализации выявление при профилактических осмотрах не менее 65 - 70% впервые заболевших туберкулезом;
Программы излечение до 85% впервые выявленных больных туберкулезом

Система контроля Общий контроль за выполнением Программы осуществляет отдел социального развития,
за выполнением о здравоохранения, труда и занятости населения Аппарата Правительства Республики
Программы Башкортостан;
государственный заказчик Программы отчитывается о результатах ее реализации в установленном порядке

Республиканская целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Башкортостан на 2005 - 2007 годы" (далее - Программа) сформирована по принципу преемственности по отношению к федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 790.

Программа является продолжением республиканской целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Башкортостан на 2001 - 2004 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 декабря 2000 года N 351.

Программа направлена на стабилизацию эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, в Республике Башкортостан.

Программой предусмотрено укрепление материально-технической базы республиканских противотуберкулезных учреждений.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Благодаря реализации республиканской целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Башкортостан на 2001 - 2004 годы", осуществлению комплекса противотуберкулезных мероприятий, в республике удалось сохранить тенденцию к стабилизации эпидемиологической ситуации по туберкулезу, укрепить материально-техническую базу противотуберкулезной службы.

В период с 2001 по 2004 год продолжалось снижение основных эпидемиологических показателей по туберкулезу. Показатель заболеваемости за последние 3 года в системе здравоохранения республики снизился на 6,0% и составил в 2003 году 47,0 случаев на 100 тыс. человек (аналогичный показатель по Российской Федерации - 66,8).

Территориальный показатель заболеваемости, включая показатели по учреждениям Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан и стационарным учреждениям социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, снизился за указанный период на 10,4% и составил в 2003 году 59,2 случая на 100 тыс. человек (аналогичный показатель по Российской Федерации - 83,2).

Однако эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в Республике Башкортостан продолжает ухудшать высокая заболеваемость туберкулезом в пенитенциарных учреждениях Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан и в стационарных учреждениях социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (2287,6 случая на 100 тыс. осужденных и 204,8 случая на 100 тыс. опекаемых), хотя за последние 3 года отмечено снижение этих показателей на 24,1% и 23,2% соответственно.

Среди впервые заболевших туберкулезом продолжает снижаться показатель запущенных фиброзно-кавернозных форм: за последние 3 года он снизился на 35,7% и составил в 2003 году 1,8 случая на 100 тыс. населения. В то же время в 2003 году среди первичных больных удельный вес больных с фазой распада повысился на 6,1% и составил 36,5%, больных с бактериовыделением - на 16,3%, составив при этом 46,3%.

Заболеваемость туберкулезом возросла за последние 3 года в 19 районах и 8 городах республики. Высокий рост заболеваемости отмечен в городах: Бирске (на 17,0%), Давлеканово (на 24,5%); в районах: Балтачевском (на 84,7%), Бурзянском (на 98,1%), Ермекеевском (на 75,0%), Федоровском (на 64,4%) и др.

Наиболее высокие показатели заболеваемости зарегистрированы в городах: Уфе (60,3 случая на 100 тыс. населения), Бирске (55,7), Давлеканово (57,9), Салавате (57,6); в районах: Ермекеевском (68,6), Иглинском (65,2), Кушнаренковском (66,8), Салаватском (66,6), Федоровском (67,4).

В то же время в 21 районе и 9 городах республики отмечается снижение заболеваемости туберкулезом.
В 2003 году произошло снижение заболеваемости во всех возрастных группах. Показатель заболеваемости туберкулезом детей за последние 3 года снизился на 22,7% и составил 5,8 случая на 100 тыс. детского населения; показатель заболеваемости туберкулезом подростков снизился на 17,5% и составил 17,0 случаев на 100 тыс. подросткового населения.

Случаев смерти от туберкулеза среди детей и подростков за период с 2001 по 2003 год не зарегистрировано.
Показатель распространенности туберкулезом за последние 3 года снизился на 2,7% и составил в 2003 году 177,7 случая на 100 тыс. населения.

Наиболее высокий показатель распространенности на 100 тыс. населения отмечен в городах: Благовещенске (213,4), Ишимбае (219,6), Стерлитамаке (195,4), Уфе (204,3); в районах: Архангельском (207,9), Иглинском (248,1), Кармаскалинском (210,2), Салаватском (219,5).

Наиболее существенный показатель, характеризующий состояние эпидемиологической ситуации по туберкулезу, - показатель смертности - в 2003 году составил 11,5 случая на 100 тыс. населения, в 2002 году - 11,3, в 2001 году - 11,5.

Высокие показатели смертности зарегистрированы в городах: Уфе (14,9), Сибае (22,1), Стерлитамаке (19,0); в районах: Архангельском (16,0), Баймакском (15,7), Иглинском (20,2). В то же время в 10 районах и 7 городах отмечается снижение этого показателя, а в Аскинском, Буздякском, Бураевском, Дуванском, Стерлибашевском, Стерлитамакском и Татышлинском районах смертность от туберкулеза за 2003 год вообще не зарегистрирована.

В прошлом году выявлено 26 ВИЧ-инфицированных больных туберкулезом, всего на учете в Республиканском центре профилактики СПИД и инфекционных заболеваний, противотуберкулезных учреждениях, центральных районных и городских больницах в настоящее время состоят 93 ВИЧ-инфицированных, больных туберкулезом. Они находятся на строгом учете, два раза в год проходят флюорографическое обследование.

Существенное влияние на эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в республике оказало улучшение организации лечения больных туберкулезом благодаря централизованным поставкам противотуберкулезных препаратов в рамках федеральной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 - 2004 годы".

В республике организован мониторинг всех этапов лечения больных туберкулезом. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2003 года N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" продолжается работа по переходу на учет по новым группировкам диспансерных контингентов. Усилена работа по организации контролируемого лечения на всех этапах наблюдения за диспансерными контингентами.

Для достижения положительных результатов в организации противотуберкулезной работы в республике на период с 2005 по 2007 год необходимо полное, своевременное финансирование противотуберкулезных мероприятий.

3. Основные цели и задачи Программы

стабилизация в республике эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом (снижение заболеваемости с 47,0 до 38,0 случаев на 100 тыс. населения, смертности - с 11,5 до 11,0 случаев на 100 тыс. населения, распространенности туберкулеза со 177,7 до 145,0 случаев на 100 тыс. населения);

снижение негативного воздействия туберкулеза на социально-экономическое развитие республики путем осуществления комплексных мер организационного и правового характера.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

развитие материальной базы противотуберкулезных учреждений;

своевременное выявление туберкулеза;

повышение эффективности лечения больных туберкулезом;

внедрение современных медицинских технологий профилактики и лечения туберкулеза;

подготовка квалифицированных специалистов противотуберкулезной службы;

организация закупок противотуберкулезных препаратов в достаточном ассортименте и объеме.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

от 28 ноября 2003 года N 379

Об утверждении Республиканской целевой Программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Ингушетия на 2004-2006 гг."

(Признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия: Решение Верховного Суда РИ от 27.02.2004 г.)

Постановление Правительства РИ от 26.11.2004 г. N 276, НГР ru06000200400137)

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 790 от 13 ноября 2001 года "О Федеральной целевой программе "предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)" Правительство Республики Ингушетия

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Ингушетия на 2004-2006" (далее - Программы).

2. Определить Министерство здравоохранения Республики Ингушетия заказчиком Программы.

3. Министерству экономики Республики Ингушетия включить Программу в перечень целевых программ, финансируемых из республиканского бюджета на период 2004-2006гг.

4. Министерству финансов Республики Ингушетия обеспечить финансирование расходов на реализацию мероприятий Программы, в соответствии с утвержденным лимитом бюджетного финансирования на 2004-2006гг.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Ингушетия Евлоеву Х.И.

Республики Ингушетия Т. Могушков


Напряженная эпидемиологическая ситуация в Республике Ингушетия по туберкулезу, обусловленная сложностью социально-экономического положения, миграционными процессами, длительным нахождением населения в стрессовых, экстремальных условиях, определяют туберкулез, как глобальную медико-социальную проблему. Ежегодно в Республике Ингушетия впервые заболевает 300 человек, в том числе 50 детей. Умирает от туберкулеза в среднем 60 человек. В трудоспособном возрасте вынужденно выходит на инвалидность 120 человек.

Численность впервые выявленных больных туберкулезом за 10 лет увеличилась более, чем в 2 раза, возросла заболеваемость туберкулезом среди детского населения в 1,5 раза. Имеется тенденция к увеличению количества больных туберкулезом с ВИЧ-инфекцией.

Показатель заболеваемости на 100 тыс. населения составил в 2000 г. в Республике Ингушетия - 210,2, по Российской Федерации - 90,7; в 2001 г. -184,3, по Российской Федерации-88,2; в 2002 г. - 84,9, по 'Российской Федерации-86,1. Остается высоким показатель заболеваемости среди детского населения. В 2000 году он составил в Республике Ингушетия - 59,8, в Российской Федерации -17,8; в 2001 г. -47,5, в Российской Федерации -18,6; в 2002 г. -43,4.

Показатель смертности в 2001 г. составил 12,6, а в 2002 г. -13,8 на 1 тыс. населения.

Программа позволит обеспечить снижение уровня заболеваемости и смертности населения в трудоспособном возрасте, снизить выход на инвалидность от туберкулеза, абациллировать 85% вновь выявленных больных, обеспечив контролируемый прием препаратов. Увеличить продолжительность жизни больных, повысив эффективность противотуберкулезных мероприятий, сдерживающих рост заболеваемости туберкулезом.

Предусматривается введение новых технологий в лечении больных, что позволит сократить сроки пребывания на койке и увеличить эффективность лечения и качество оказываемых медицинских услуг.

Программа обеспечит укрепление материально-технической базы Республиканского противотуберкулезного диспансера, улучшив снабжение современными противотуберкулезными препаратами, медицинским оборудованием.

Даст возможность повысить эффективность мер по профилактике, ранней диагностике и лечение туберкулеза.

Программа позволит создать условия для информирования населения по вопросам туберкулеза через средства массовой информации путем распространением буклетов, плакатов, созданием видео-телематериалов.

Республиканская целевая Программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Ингушетия" (2004-2006годы)

Решение о разработке Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. N 790 "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" (2004-2006годы).

Государственный заказчик программы

Министерство Здравоохранения Республики Ингушетия

Основные разработчики Программы

Министерство Здравоохранения Республики Ингушетия Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия

Исполнители Программы и основных мероприятий

Министерство здравоохранения Республики Ингушетия Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия.

Стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу. Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения Республики Ингушетия от туберкулеза. Повышение эффективности мероприятий по профилактике и своевременному выявлению туберкулеза. Обеспечение полноценного и эффективного лечения и реабилитации больных туберкулезом. Совершенствование организации фтизиатрической службы.

Укрепление материально - технической базы противотуберкулезных учреждений.

Сроки и этапы реализации

2004-2006 годы Первый этап (2004-2005годы) - подготовка и реализация первоочередных неотложных мероприятий по сдерживанию распространения туберкулезной инфекции среди населения. Второй этап (2006год) - реализация основных мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза среди населения и завершения выполнения программы.

Перечень основных мероприятий

Развитие инфраструктуры фтизиатрической службы, в том числе: -строительство Республиканского противотуберкулезного диспансера на 300 коек и 200 посещений в смену г. Назрань; -строительство Малгобекского противотуберкулезного диспансера на 60 посещений в смену; -строительство Сунженского противотуберкулезного диспансера на 60 посещений в смену: -проведение санитарно-просветительных работ по пропаганде здорового образа жизни и профилактики туберкулеза среди населения; -обеспечение лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения современными противотуберкулезными препаратами; -проведение мероприятий по профилактике туберкулеза в животноводческом хозяйстве, диагностика и выявление больного скота и персонала, обслуживающего больной скот; -оснащение лечебно-профилактических учреждений противотуберкулезной службы медицинским оборудованием; -мероприятия по подготовке кадров.

Перечень основных мероприятий

Общий объем средств - 213,0 млн. руб., в том числе: федеральный бюджет -68,3 млн. руб., Республиканский бюджет -144,7,О млн. руб. Капитальные вложения -171,0 млн. руб., прочие расходы - 42,0 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Стабилизация заболеваемости населения туберкулезом, снижение в 1,5 раза первичного выхода на инвалидность и смертности от туберкулеза на 30%.

Система организации и контроля за исполнением Программы

Правительство Республики Ингушетия Министерство здравоохранения Республики Ингушетия


Во исполнение Постановления Правительства РФ от 13 ноября 2001 года N 790 "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2004-2006годы) (Собрание Законодательства Российской Федерации 2001 г. N 49 ст.4620), разработана Республиканская целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Ингушетия".

Напряженная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Республике Ингушетия, обусловленная сложностью социально-экономического положения, миграционными процессами, длительным нахождением в стрессовых, экстремальных условиях определяют туберкулез как глобальную медико-социальную проблему.

Сложная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в республике обусловлена также следующими факторами:

- наличием большого количества беженцев и вынужденных переселенцев, лиц освобожденных из мест заключения, среди которых отмечается высокая заболеваемость туберкулезом;

- низким уровнем материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений противотуберкулезной службы;

- отсутствием в Республике Ингушетия типовых противотуберкулезных учреждений;

- недостаточно эффективной работой по выявлению больных туберкулезом;

- низким уровнем санитарно-просветительной работы среди населения.

Численность впервые выявленных больных туберкулезом за 10 лет увеличилась более чем в 2 раза, возросла заболеваемость туберкулезом среди детского населения в 1,5 раза. Имеется тенденция к увеличению количества больных туберкулезом с ВИЧ-инфекцией.

Показатель заболеваемости на 100 тыс.населения составил в 2000 г. в Республике Ингушетия - 210,2, по Российской Федерации - 90,7; в 2001 г. -184,3, по Российской Федерации-88,2; в 2002 г. - 84,9, по Российской Федерации-86,1. Остается высоким показатель заболеваемости среди детского населения. В 2000 году он составил в Республике Ингушетия - 59,8, в Российской Федерации -17,8; в 2001 г. -47,5, в Российской Федерации -18,6; в 2002 г.-43,4.

Показатель смертность в 2001 г. составил 12,6, а в 2002 г. -13,8 на 100 тыс. населения.

Решением излагаемой проблемы является принятие Республиканской целевой Программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Ингушетия (2004-2006гг.)"

Программа будет способствовать реализации государственной политики по борьбе с туберкулезом и его последствиями, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики заболевания, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных, а также снижению уровня смертности, инвалидизации и показателей заболеваемости.

Основные цели и задачи.


Основные цели программы - стабилизация эпидемической ситуации по туберкулезу, повышение эффективности лечебно- профилактических мероприятий, снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения Республики Ингушетия от туберкулеза.

Достижение указанных целей возможно решением следующих задач:

Развитие инфраструктуры фтизиатрической службы Республики Ингушетия путем укрепления материально -технической базы противотуберкулезных учреждений. Для этого предусматривается строительство Республиканского противотуберкулезного диспансера со стационаром на 300 коек и 200 посещений в смену г. Назрань; строительство Малгобекского противотуберкулезного диспансера на 60 посещений в смену; строительство Сунженского противотуберкулезного диспансера на 60 посещений в смену. Оснащение учреждений службы медицинским оборудованием (флюорографами-стационарными и передвижными, микроскопами, УЗИ -аппаратами, бронхоскопами, лабораторным оборудованием). Подготовка высококвалифицированных медицинских работников для проведения эффективной профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом.

При реализации лечебно-профилактических мероприятий по туберкулезу особое внимание обращается на санитарно-просветительную работу среди населения, на проведение обязательных профилактических мероприятий в очагах туберкулеза, среди групп повышенного риска, детей, подростков.

Постоянное информирование населения о мерах личной и общественной профилактики туберкулеза через средства массовой информации, распространение памяток, буклетов, создание и распространение теле-видео материалов по каналам местного телевидения.

Предусматривается разработка и внедрение новых форм организации лечебно-диагностического процесса (создание дневных стационаров и стационар- замещающих технологий), проведение и совершенствование мероприятий по профилактике, диагностике и лечению туберкулеза, обеспечение раннего, выявления туберкулеза, повышение качества уровня диагностики, лечения больных путем внедрения- новых медицинских технологий (интракавернозное, лимфотропное введение противотуберкулезных препаратов, лазерная терапия, коллапсотерапия, аутогемотерапия со специфическими препаратами), снабжение противотуберкулезных учреждений новыми противотуберкулезными препаратами для обеспечения беспрерывности лечения больных туберкулезом, противотуберкулезные мероприятия на фермах, неблагополучных по туберкулезу, с проведением оздоровительных профилактических мероприятий.

Сроки и этапы реализации Программы.


Первый этап (2004-2005годы) включает мероприятия по сдерживанию распространения туберкулеза на территории Ингушетии путем повышения мер по профилактике, диагностике, раннему выявлению, лечению туберкулеза, укрепления материально-технической базы лечебных учреждений противотуберкулезной службы.

Второй этап (2006 годы) предусматривается реализация основных мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза среди населения и завершение выполнения программы. Для чего необходимо продолжение проведения мероприятий по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных, внедрение новых технологий, укреплению материально-технической базы, повышению квалификации медицинских работников, санитарного просвещения населения.

Система программных мероприятий.


Программой предусмотрена разработка системы мероприятий по разделам:

- развитие инфраструктуры фтизиатрической службы;

- лечебно-профилактические мероприятия по туберкулезу;

- противотуберкулезные мероприятия на сельскохозяйственных предприятиях, содержащих инфицированный и больной туберкулезом рогатый скот;

- создание отделений торакальной хирургии, внелегочного туберкулеза, дифференциально -диагностического подразделения;

- повышение эффективности санитарно-просветительной работы;

- подготовка и переподготовка кадров.

Оценка эффективности реализации программы .


Эффективность программы оценивается исходя из показателей эффективности и лечения больных туберкулезом. Ожидается, что охват контролируемой химиотерапией больных туберкулезом возрастает до 80%, прекращение выделения бактерии у вновь выявленных больных до 85%. Сроки диагностики активного туберкулеза сократятся в 3 раза. Закрытие полостей распада из 70% больных, летальность больных от туберкулеза уменьшится в 1,5 раза. Первичный выход на инвалидность больных туберкулезом и смертность населения от туберкулеза уменьшится в 1,3 раза, выплата пособий по больничным листам уменьшится на 15-20%. При использовании стационара дневного пребывания сократятся сроки пребывания на койке в 2 раза, расходы на оказание стационарной медицинской помощи больным туберкулезом снизится на 20%, а при переходе на амбулаторное лечение до 40%.

Реализация мероприятий, предусмотренных республиканской программой, позволит стабилизировать заболеваемость населения туберкулезом, предотвратит вспышку туберкулеза и ВИЧ-инфекции, уменьшит заболеваемость медицинских работников противотуберкулезных учреждений.

Республиканская целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Ингушетия" (2004-2006годы)

Источники финансирования и направления расходов

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сайдуллаев А.-Х.А., Джунаидов Л.А.

Последствия общественно-политического кризиса, сложной экономической и социальной обстановки в Чеченской Республике, осуществления радикальных экономических реформ в России в некоторых своих проявлениях сохранились по настоящее время и отражаются, прежде всего, в низких показателях здоровья населения. Состояние здоровья населения Чеченской Республики с 2000 года было предметом постоянного контроля. Правительством Чеченской Республики регулярно рассматривались наиболее актуальные проблемы здравоохранения и неотложные меры по снижению социально-обусловленных заболеваний, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, меры по снижению преждевременной смертности от управляемых причин, велась разработка республиканских целевых программ, в том числе и по борьбе с туберкулезом. Чеченская Республика остается регионом, где ситуация по болезненности и заболеваемости туберкулезом оценивается как критическая. Туберкулез как и в прежние годы представляет серьезную угрозу здоровью населения. Особую тревогу вызывают темпы распространения туберкулеза. Значительные достижения, которых удалось добиться в борьбе с туберкулезом к концу 80-х годов XX столетия, на сегодняшний день утеряны. Ежегодно по России выявляются более 120 тысяч больных туберкулезом с впервые установленным диагнозом, показатель заболеваемости варьирует в пределах 50—80 на 100 тысяч населения. В Чеченской Республике за 2009 год выявлено 963 больных туберкулезом с впервые установленным диагнозом, из них 911 — с туберкулезом органов дыхания, 835 — с туберкулезом легких и 52 (5,4%) — с локализацией туберкулеза в других органах. Заболеваемость составила 76,43 на 100 тысяч населения (в 2008 году — 76,5, в 2007 — 84,8).

Особую тревогу вызывает значительный рост заболеваемости туберкулезом детей и подростков, а также лекарственно-устойчивых форм туберкулеза.

Чеченская Республика в довоенные годы имела одну из лучших материально-технических баз противотуберкулезной службы, были развернуты 1050 коек для лечения больных всеми формами туберкулеза, имелось в достаточном количестве современное диагностическое оборудование, функционировали 2 бактериологические лаборатории, помощь больным оказывали 120 врачей-фтизиатров с большим опытом работы. Была организована широкая сеть детских оздоровительных учреждений: по г. Грозный 2 детских тубсанатория, в с. Чишки — санаторий для детей школьного возраста с круглогодичным пребыванием

и обучением, в с. Автуры — школа-интернат, в летнее время функционировали десятки детских оздоровительных лагерей. Благодаря принятым мерам нам удалось добиться значительных успехов в борьбе с туберкулезом, к концу 80-х годов наша республика вошла в число самых благополучных регионов СССР по этому показателю.

К сожалению, события 90-х годов, две военные кампании уничтожили материальную базу противотуберкулезных учреждений, как и всю экономику республики. Регион потерял не только койки, санатории, оборудование — мы потеряли более 80% опытных врачей-фтизиатров и среднего медперсонала. Туберкулез — это социальная болезнь, и причинами, вызвавшими ухудшение эпидемической обстановки по туберкулезу в республике, являются такие факторы, как ухудшение социально-экономических условий жизни населения, военные действия, стрессы военного времени, массовая вынужденная миграция, потеря жилья, рост численности контингента пенитенциарных учреждений за счет граждан Чеченской Республики, экологическая катастрофа и т. п. Сложившаяся ситуация требовала незамедлительных действий со стороны Министерства здравоохранения и руководства республики. В 2002 году на базе бывшего детского сада на 75 койко-мест после проведения ремонтно-востановительных работ был развернут стационар для взрослых больных туберкулезом на 200 коек и диспансерное отделение. Конечно, при этом не были соблюдены санитарно-гигиенические требования для пребывания больных, не было создано условий для работы медперсонала. Данное решение было продиктовано жизненной необходимостью, и оно дало возможность в какой-то мере воссоздать Республиканский противотуберкулезный диспансер (РПТД) как организационно-методический центр для всей республики.

Была восстановлена картотека, налажена связь с тубкабинетами, райтубдиспансерами, общей лечебной сетью, появилась преемственность при оказании противотуберкулезной помощи больным, проводилась госпитализация и лечение больных с впервые установленным диагнозом и наиболее тяжелыми формами туберкулеза, шло оснащение РПТД и ЛПУ диагностическим оборудованием. Решались вопросы кадрового обеспечения и подготовки фтизиатров. По мере оснащения ЛПУ средствами для лучевой диагностики активизировалась работа по профилактике и раннему выявлению туберкулеза. В рамках Федеральной целевой программы было начато строительство при РПТД новых зданий: детское отделение на 60

коек, диспансер на 125 посещений в смену, лабораторный и хозяйственный корпуса. Строительство и оснащение их завершено, в ближайшее время они будут сданы в эксплуатацию. В 2010 году начнется строительство Республиканской туберкулезной больницы на 400 коек с диспансером на 300 посещений, ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2011 года.

Острый дефицит коечной сети, отсутствие специализированных подразделений (легочная хирургия, отделения для больных туберкулезом костно-суставной системы и урогенитальных органов, детского туб-отделения, отделения для сочетанной инфекции туберкулез-ВИЧ), лабораторной и компьютерной диагностики, вспомогательных служб, сказывались на качестве диагностики и лечения больных туберкулезом. В таком виде противотуберкулезная служба не удовлетворяла наши потребности.

Для улучшения кадрового обеспечения Постановлением Правительства ЧР была установлена надбавка к заработной плате всем сотрудникам противотуберкулезных учреждений республики (врачам — 12 тыс. руб., среднему медперсоналу — 9 тыс. руб., техническому персоналу — 5 тыс. руб.), это дало возможность ЛПУ повысить обеспеченность врачами до 52% и полностью обеспечить средним медперсоналом.

На реализацию этой программы предусмотрены финансовые средства в размере 814,736 млн руб. из республиканского бюджета.

На 2008 год были заложены 241,22 млн руб., намеченные программные мероприятия были выполнены.

На базе ЦНИИТ РАМН прошли подготовку 90 специалистов с высшим и средним медицинским образованием, 447 медицинских работников прошли усовершенствование на выездных циклах НИИ туберкулеза. Для проведения санитарно-просветительской работы среди населения, направленной на раннее выявление и профилактику туберкулеза, была изготовлена рекламная и полиграфическая продукция. Все ЛПУ республики были полностью обеспечены рентгено-флюорографической пленкой и расходными материалами, закуплен туберкулин (900 тыс. доз) и расходные материалы для проведения массовой туберкулиноди-агностики среди детей. Республика была полностью обеспечена противотуберкулезными препаратами и лекарственными средствами для патогенетической терапии. Это дало возможность обеспечить полноценным лечением впервые выявленных больных тубер-

кулезом, больных с хроническим течением болезни и больных, находящихся на амбулаторном лечении. Для РПТД закуплено оборудование для бактериологической лаборатории, включая расходные материалы, химреактивы, люминесцентные микроскопы; для лучевой диагностики — компьютерный томограф и рент-генкомплекс с томографической приставкой.

В этом же году начато дооснащение тубкабинетов и райтубдиспансеров оборудованием и инвентарем, во все сельские районы передана компьютерная техника, бактерицидные лампы, кабины для сбора мокроты, негатоскопы, произведен текущий ремонт туберкулезного отделения при РПТД.

Впервые в этом году закуплены средства индивидуальной защиты медицинского и обслуживающего персонала, наборы продуктов питания для больных, прошедших курс интенсивной терапии и находящихся на амбулаторном лечении. Это дало нам возможность значительно сократить число больных, оторвавшихся от лечения.

Все тубкабинеты и райтубдиспансеры сельских районов, участковые фтизиатры РПТД обеспечены автотранспортом. Учреждения противотуберкулезной службы подключены к Интернету. Для общей лечебной сети приобретены стационарные (6 шт.) и передвижные (3 шт.) цифровые флюороустановки. Проведены ремонтно-востановительные работы туберкулезного отделения Шелковской ЦРБ. Противотуберкулезная служба полностью обеспечена набором тубпрепара-тов и средствами патогенетической терапии, доукомплектована клинико-диагностическая лаборатория при РПТД.

В 2010 году продолжены работы по созданию соответствующих условий в противотуберкулезных учреждениях республики. Выделены средства для завершения работ по капитальному ремонту и реконструкции лечебного корпуса РПТД, райтубдиспансера в Шелковском и Шалинском районах, туботделения и тубдиспансера в Надтеречном районе. В 2010 году будут задействованы бактериологическая и клинико-диагностическая лаборатории, отделения физиотерапии, эндоскопической и ультразвуковой диагностики, компьютерный томограф, диспансерное отделение с раздельным приемом взрослого и детского контингента со своими параклиническими службами.

Реализация программных мероприятий в этом году позволит нам дооснастить ОЛС передвижными и стационарными флюороустановками. Больные после курса интенсивной терапии и переведенные на амбулаторное лечение будут обеспечены набором продуктов питания. Медицинский и обслуживающий персонал будет обеспечен средствами индивидуальной защиты. Закупаются в достаточном количестве спецтубпрепараты и средства для патогенетической терапии, туберкулин, шприцы и расходные материалы для туберкулинодиагностики.

Сегодня в республике многое делается для улучшения здоровья населения, строятся современные ЛПУ, ведется активная работа по кадровому обеспечению и повышению квалификации, создаются спортивные

комплексы и оздоровительные центры, уделяется внимание экологии и окружающей среде, санитарно-гигиеническому воспитанию.

В 35 ЛПУ созданы условия для проведения бактериоскопии, из года в год увеличивается охват населения этим методом исследования.

Факторов, влияющих на укрепление здоровья населения, много. Это, прежде всего, комплекс мер политического, экологического, экономического, правового, социально-гигиенического и противоэпидемического характера. Попытка возложить всю полноту ответственности за состояние здоровья граждан только

на систему здравоохранения приведет лишь к недооценке значимости и величины проблемы.

В социально благоустроенном обществе, где любое решение связывается с влиянием, которое оно будет оказывать на сферу обитания человека, индекс здоровья населения выше. Поэтому, наравне с медицинскими работниками, за состояние и охрану здоровья населения должны нести ответственность все без исключения службы, отделы муниципальных образований, руководители организаций, учреждений, предприятий, предприниматели и бизнесмены.

Задача РПТД состоит в том, чтобы совместно с ОЛС добиться максимального охвата населения осмотрами на туберкулез, организовать работу по созданию картотечного учета населения, обеспечить бактериологическую диагностику туберкулеза с целью активного и раннего его выявления, контролировать проведение туберкулинодиагностики, проводить работу непосредственно в очагах туберкулеза и с лицами, контактирующими с тубочагом, и, конечно, своевременную диагностику, качественное лечение и реабилитацию больных.

Мы уверены, что эта задача нам под силу. Объединив усилия всех министерств, ведомств и муниципалитетов, мы сумеем в ближайшие годы добиться значительного снижения заболеваемости туберкулезом и вести далее работу по ликвидации туберкулеза в нашей республике.

Организация специализированной помощи детям с сахарным диабетом 1 типа в Ростовской области

Сахарный диабет является одной из глобальных медико-социальных проблем современности. Особая значимость проблемы сахарного диабета 1 типа (СД1) определяется угрозой ранней инвалидизации молодых пациентов, снижением общей продолжительности и качества жизни в связи с развитием тяжелых микрососудистых осложнений. По данным ВОЗ, заболеваемость СД1 постоянно растет, наряду с этим увеличивается и число осложнений.

Детское эндокринное отделение РНИИАП является единственным в Ростовской области (РО) отделением, оказывающим специализированную помощь детям и подросткам с различной эндокринной патологией, выполняющим функцию регионального центра. Сотрудниками отделения осуществляется лечебная и консультативная помощь пациентам, проживающим не только в РО, но и в других субъектах ЮФО и СКФО (Краснодарский край, Калмыкия, Чеченская Республика, Ингушетия, Адыгея, Дагестан и др.). Детское эндокринное отделение является базой для подготовки детских эндокринологов. В отделении работают 3 доктора наук и 3 кандидата медицинских наук.

На протяжении последних лет отмечается увеличение числа больных, получающих специализированную помощь

в условиях детского эндокринного отделения РНИИАП. Так, в 2009 году в отделение было госпитализировано 1158 пациентов, что на 124 ребенка (12%) больше, чем в 2008 году. В отделении оказывается помощь не только больным детям с сахарным диабетом, но и детям с заболеваниями щитовидной и паращитовидной желез, с тяжелыми формами надпочечниковой недостаточности, гипофизарным нанизмом, задержками физического и полового развития, несахарным диабетом центрального генеза, гипоталамическим синдромом, ожирением, нарушенной толерантностью к глюкозе и др. Однако приоритетным направлением является улучшение диагностики и лечения СД1 и его осложнений у детей и подростков.

С целью оценки распространенности сахарного диабета у детей РО проводится ежегодный анализ эпидемиологических показателей, данные заносятся в регистр детского эндокринного отделения РНИИАП. По данным регистра, на январь 2010 года в РО под наблюдением находятся 735 пациентов с СД1 (536 детей и 199 подростков).

Проведенный анализ показал, что в РО наблюдается рост распространенности СД1 у детей с 46,5 человек на 100 тысяч детского населения в 2005 году до 53,0 — в 2009 (рис. 1). Однако эти показатели не превышают

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции