Психолог в туберкулезном диспансере


Чахотка губит

— В 1882 году в Берлине Роберт Кох заявил об открытии палочки, позже названной его именем. Прошло полтора века, медицина шагнула вперёд, но болезнь по-прежнему пугает. Алексей Геннадьевич, почему многие люди воспринимают туберкулёз как приговор?

— Принять этот диагноз психологически тяжело. У пациента есть страх быть отвергнутым обществом. Люди зачастую относятся к такому больному с пренебрежением и брезгливостью. Поставить себя на его месте крайне трудно. Поэтому у нас работает медицинский психолог.

— Почему так много людей страдают и даже умирают от этого недуга?

— Считается, что туберкулёз — болезнь социально неблагополучных граждан. Действительно, большинство наших пациентов ведут нездоровый образ жизни, страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Среди них много бывших заключенных. В Тверской области также большое количество ВИЧ-инфицированных. Их иммунитет ослаблен, туберкулёз — инфекция, которая к ним легко пристаёт.

— Как долго сейчас лечат туберкулёз и насколько лечение затратно для пациентов?

— Лечение полностью бесплатное. Выявлять болезнь должна первичная лечебная сеть: терапевты и педиатры, участковые врачи, фельдшеры. При подозрении на туберкулёз они направляют пациентов в областной противотуберкулёзный диспансер. Мы проводим диагностику и уже ставим точный диагноз. Проверяем сразу и родственников, которые контактировали с инфицированным. Лечение длительное, от трёх до девяти месяцев, в зависимости от формы заболевания. Оно должно быть непрерывным, поэтому всё это время человек лежит в стационаре и в дальнейшем получает бесплатное лечение амбулаторно. На нужный срок предоставляется листок нетрудоспособности..

В больницу под конвоем

— Раньше туберкулёзные больницы напоминали режимные учреждения, а теперь любой больной может свободно гулять по городу, представляя опасность обществу. Будет ли решаться эта проблема?

Среди больных туберкулёзом большая часть — асоциальные лица, которые не имеют приверженности к лечению, зачастую неуправляемы, ведут себя неадекватно. Работать с таким контингентом очень тяжело. Нашему персоналу надо отдать должное: сотрудники фтизиатрической службы находят подход даже к самым сложным гражданам. С пациентами у нас работают психолог, нарколог, психиатр, но есть больные, которые всё равно нарушают лечебный режим.

Да, раньше туберкулёзные диспансеры были режимными учреждениями, уйти из которых было не так просто. Возможно, это было правильно. На федеральном уровне идут разговоры, чтобы вернуться к прежнему опыту и не подвергать общество риску. Но конкретных мер пока не принято.

— Тверская область считается неблагополучной по туберкулёзу. Что делается, чтобы исправить ситуацию?

— Ситуация в регионе действительно непростая, но медицинские работники области не сидят сложа руки: проводятся плановые профилактические осмотры, санитарно-просветительская работа. В этом плане многое зависит от местных муниципальных властей, руководителей и владельцев предприятий. Также в районы 12-14 раз в год выезжает передвижная флюороустановка для осмотра сельского населения.

За последние годы удалось полностью решить вопрос с лекарственным обеспечением. Ещё пять-семь лет назад у нас не хватало препаратов, людей нечем было лечить. Сегодня в регионе работают региональная и федеральная целевые программы. На закупку медикаментов и оборудования для диагностики из областного бюджета выделили 11 млн руб., из федерального — порядка 29 млн руб. В прошлом году для больниц Твери и области закупили 13 флюорографов. Преобразился и областной диспансер — у нас отремонтировали корпуса, палаты, лаборатории. Планируем строить ещё один стационар во Власьево на 140 коек.

— Лучший способ защититься от болезни — её профилактика. Как обезопасить себя и предупредить туберкулёз?

— Для микробактерий губительны дезинфицирующие средства, поэтому не забывайте мыть руки и соблюдать элементарные правила гигиены. Контролируйте, чтобы подъезды содержались в чистоте. Ведите здоровый образ жизни, избегайте стрессов, правильно питайтесь, принимайте витамины: чтобы противостоять инфекциям, ваш иммунитет должен быть сильным. Снизить риск заболевания туберкулёзом у ребёнка поможет вакцинация БЦЖ и проведение проб манту. Для взрослых и подростков самым эффективным методом считается флюорография. Делать её нужно раз в год, начиная с 15 лет. Главные условия успешного лечения туберкулёза — своевременное его выявление и раннее обращение к врачу. Относитесь внимательнее к себе и будьте здоровы!

Языком цифр

В прошлом году туберкулёзом в области заболели 758 человек, что на 7% меньше, чем в 2012-м.

За последние три года почти на 20% снизилась смертность от туберкулёза.

В Тверской области один из самых высоких показателей смертности от этой болезни по Центральному федеральному округу: 14,1 чел. на 100 тыс. населения.

ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ / ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЁЗОМ ЛЮДЯМ
(ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)1

Деларю В.В., Юдин С.А., Борзенко А.С. (Волгоград)

Деларю Владимир Владимирович

Юдин Сергей Александрович

Борзенко Александр Сергеевич

Аннотация. Анкетирование больных туберкулёзом, врачей-фтизиатров и терапевтов общесоматической сети показало, что во фтизиатрии, несмотря на восстребованность психологической/психотерапевтической помощи, она оказывается явно в недостаточном объёме.

Ключевые слова: психологическая и психотерапевтическая помощь при туберкулёзе, анкетирование больных туберкулёзом, врачей-фтизиатров и терапевтов общесоматической сети.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Материалы и методы исследования

В августе-октябре 2012 г. с помощью специально разработанных анкет было проведено анонимное анкетирование 584 больных туберкулёзом (сплошные гнездовые выборки), 92 врачей-фтизиатров (метод основного массива), 144 терапевтов общесоматической сети (сплошные гнездовые выборки). Среди пациентов в возрасте до 60 лет было 505 человек (86,5%), старше — 79 (13,5%); мужчин было 434 (74,3%), женщин —150 (25,7%); среднее и средне-специальное образование имели 502 человека (86,0%), незаконченное высшее и высшее — 82 (14,0%). 56 (60,9%) врачей-фтизиатров работали в стационарах, 36 (39,1%) — в диспансерах; со стажем работы менее 10-ти лет было 23 человека (25,0%); 10 и более лет — 69 (75,0%). Среди терапевтов общесоматической сети 38 человек (26,4%), имели стаж работы менее 10-ти лет; 106 (73,6%) — 10 и более лет.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно мнению 56,5% врачей-фтизиатров в ППП нуждаются практически все больные туберкулёзом; на взгляд 18,5% в ней нуждается около половины больных; 13,0% врачей считали, что ППП показана 20-30% пациентов и о потребности в данном виде помощи лишь отдельных больных высказались всего 8,7% фтизиатров (остальные 3,3% затруднились ответить). Таким образом, 75% специалистов считали, что половине или практически всем больным туберкулёзом показана ППП; чаще (p<0,05) такой позиции придерживались фтизиатры со стажем работы во фтизиатрии 10 лет и более, а также работающие в стационарах.

Оценки врачей-фтизиатров реального оказания ППП больным туберкулезом оказались достаточно пессимистическими: 70,6% ответили, что среди их пациентов ППП никто не получал или её получали единицы; еще 22,8% затруднились ответить на этот вопрос. Соответственно, единичными были другие варианты ответов — то, что ППП получали практически все больные туберкулёзом, думали 2,2% врача-фтизиатра; что она оказывалась примерно половине больных — 2,2% и что 20-30% больным — также 2,2% врача-фтизиатра.

Мнения врачей общесоматической сети, в целом, соответствовали оценкам врачей-фтизиатров количества нуждающихся в ППП и реально её получающих больных туберкулёзом, хотя и были отмечены следующие тенденции: терапевты считали, что, во-первых, она показана меньшему количеству больных, а, во-вторых, сами больные получают её чаще. Так, что практически все больные туберкулёзом нуждаются в ППП высказались 34,0% терапевтов районных поликлиник г. Волгограда; что около 50% — 30,%; 20-30% — 17,4% и что в ней нуждаются отдельные пациенты или вообще никто из них — 6,3% врачей (остальные 11,8% терапевтов затруднились ответить на данный вопрос). Что реально получают ППП практически все пациенты с туберкулёзом считали 9,0% терапевтов; что около половины — 3,5%; 20-30% — 2,1% и что только отдельные пациенты или вообще никто — 53,4% специалиста общесоматической сети (значительная часть врачей-терапевтов — 32,0% — затруднилась ответить на данный вопрос).

Проведённое исследование показало, что больные туберкулёзом люди недооценивают целесообразность оказания им ППП, что можно объяснить проявлением у пациентов (в первую очередь, мужчин) характерных для российского общества негативных установок относительно данного вида помощи. Врачи-фтизиатры и, особенно, терапевты общесоматической сети (которые также активно оказывают медицинскую помощь больным туберкулёзом) пассивно относятся к оказанию ППП своим пациентам. В результате, несмотря на несомненную восстребованность психологической/психотерапевтической помощи во фтизиатрии, она оказывается явно в недостаточном объёме.

1. Берлин-Чертов С.В. Туберкулёз и психика. – М., 1948.

2. Брюханова Н.С., Мордык А.В. Диагностика и коррекция пограничных психических расстройств у больных впервые выявленным инфильтративным туберкулёзом легких // Туберкулёз и болезни лёгких. – 2011. – Т. 8. – Вып. 4. – С. 71-72.

3. Виноградов М.В., Черкашина И.И., Перельман М.И. Психическое состояние больных с ограниченными формами туберкулёза лёгких // Проблемы туберкулёза. – 1991. – № 10. – С. 41-43.

4. Волчегорский И.А., Новоселов П.И., Астахова Т.В. Нарушения эмоциональной сферы у больных инфильтративным туберкулезом легких // Проблемы туберкулеза и болезней легких. – 2007. – № 11. – С. 3-6.

5. Гиляровский В.А. Психиатрия. – М. – Л.: Биомедгиз, 1935. – 750 с.

6. Гуревич М.О. Психиатрия: учебник для медицинских институтов. – М.: Медгиз, 1949. – 502 с.

7. Изменение психоэмоционального состояния больных туберкулёзом легких на фоне психологического и нейропсихологического сопровождения противотуберкулёзной терапии / В.В. Стрельцов, Н.Н. Сиресина, Н.Н. Золотова [и др.] // Туберкулёз и болезни лёгких. – 2009. – Т. 86, № 4. – С. 31-36.

8. Иммерман К.Л., Панкратова Л.Э. Особенности характера и динамики нервно-психических нарушений у больных с впервые выявленным туберкулезом легких в условиях интенсивной химиотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1988. – Т. 88. – Вып. 6. – С. 109-113.

9. Клиническая психотерапия в общей врачебной практике / под ред. Н.Г. Незнанова, Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2008.

10. Меерсон Д.Л. О нервно-психической сфере туберкулёзных // Одесский медицинский журнал. – 1929. – № 2-4. – С. 78-81.

11. Нечипоренко В.В., Королёв С.А. Пограничные психические расстройства в современном обществе: обзор литературы // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2008. – № 4. – С. 11-15.

12. Панкратова Л.Э. Расстройства психики при туберкулёзе // Российский медицинский журнал. – 2005. – № 5. – С. 17-20.

13. Петров С.П. О психике туберкулёзных // Современная психиатрия. – 1913. – № 9. – С. 673-694.

14. Пограничная психиатрия / под ред. Ю.А. Александровского. – М.: РЛС. – 2006. – 1280 с.

15. Поклитар Е.А. Туберкулез, личность, психиатрия // Вопросы ментальной медицины и экологии. – 2001. – Т. 7, № 3. – С. 10-12.

16. Психиатрия: учебник для студентов медицинских вузов / М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко [и др.]. – 4-е изд. – М.: МЕДпресс-информ. – 2008. – 576 с.

17. Психическая оценка больных с впервые выявленным туберкулёзом лёгких при различных организационных формах лечебного процесса / В.Г. Макиева, М.В. Калинина, И.В. Богадельникова [и др.] // Проблемы туберкулёза. – 1999. – № 4. – С. 7-9.

18. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2006. – 944 с.

19. Сергеев И.И. Пограничные нервно-психические расстройства при некоторых формах туберкулёза легких // Журнал невропатологии и психиатрии. – 1969. – Т. 69. – Вып. 3. – С. 414-419.

20. Сергеев И.И., Курбесова Н.В. Астенические состояния у больных инфильтративно-пневмоническим и фиброзно-кавернозным туберкулезом легких // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1970. – Т. 70. – Вып. 4. – С. 52-56.

21. Целибеев Б.А. Психические нарушения при соматических заболеваниях. – М.: Медицина, 1972. – 280 с.

22. Шульгина З.Л., Панкратова Л.Э. Характеристика состояния психики впервые выявленных больных туберкулезом легких в процессе антибактериального лечения // Проблемы туберкулеза. – 1988. – № 6. – С. 27-30.

Ссылка для цитирования

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО СТАЦИОНАРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

1 Чувашева Ю.В., 2 Куташов В.А.

Аннотация. Заболевание туберкулезом легких у детей необходимо рассматривать как психотравмирующую ситуацию, которая сопровождается появлением целого ряда психологических нарушений. Причины данных изменений у пациентов детского стационарного отделения многочисленны. Очевидна необходимость организации и осуществления психологического сопровождения процесса лечения детей и подростков, больных туберкулезом органов дыхания, в условиях стационара. Лишь интеграция медицинского, психологического и социального аспектов лечения способна обеспечить повышение качества противотуберкулёзной терапии.

Ключевые слова: туберкулёз, дети, подростки, госпитализация, стационарное лечение, психологические нарушения, психологическое сопровождение.

Несмотря на то, что уровень заболеваемости туберкулезом в Воронежской области за последние десять лет остается стабильно низким, по сравнению с общероссийскими показателями, на лечение в детское стационарное отделение Воронежского противотуберкулезного диспансера попадает немалое количество детей и подростков.

Анализ причин развития локальных форм туберкулеза у детей показывает решающее влияние социального фактора риска. В 2016 году из впервые выявленных детей и подростков подавляющее большинство (75%) – это дети из малоимущих, социально-неблагополучных семей, где у родителей имеются одна или более зависимостей, дети из опекунских семей или дети из семей с низким социальным статусом [4]. Многие дети запущены в педагогическом, социальном, бытовом направлениях.

Однако , вместе с тем следует заметить, что по мнению некоторых авторов туберкулез имеет и психосоматическую природу [1; 2]. Основными психологическими причинами этого заболевания являются постоянное напряжение и конфликты, страхи, разочарования, гиперопека или гипоопека со стороны значимых взрослых.

В детском возрасте дополнительными факторами, провоцирующими заболевание туберкулезом, могут стать постоянные школьные перегрузки, с которыми ребенок не в состоянии справиться, и в результате которых происходит снижение иммунитета и появление психосоматических реакций [6]. Можно предположить, что в качестве значимого фактора возникновения заболевания у детей может выступать деформация адаптационной системы, начинающаяся на психологическом уровне и приводящая к снижению соматических механизмов адаптации.

Для туберкулезной интоксикации характерны такие проявления как вялость, слабость, утомляемость, снижение интереса к жизни, повышенная истощаемость, нарастающее снижение работоспособности, как умственной, так и физической. Характерны и такие явления, как повышенная раздражительность и вспыльчивость, выраженная лабильность эмоций, вегетативные нарушения [5]. Больные туберкулезом дети и подростки бывают очень ранимы, впечатлительны. Наряду с астенией у туберкулезных больных довольно часто встречается эйфория – немотивированно хорошее настроение, не соответствующее тяжелому общему состоянию человека. Больные туберкулезом дети и подростки становятся чрезвычайно общительными, подвижными, строят мало осуществимые планы. Им свойственна переоценка своих возможностей, отсутствие критики к собственному болезненному состоянию. Такие состояния могут сменяться раздражительностью, вплоть до злобно-агрессивных вспышек, или безразличием, двигательное беспокойство сменяется быстрой утомляемостью и истощаемостью [5] . Выраженная интоксикация вызывает развитие апатии, безразличия. Такие дети почти все время лежат, не изъявляют никаких желаний, односложно отвечают на вопросы.

Степень выраженности нервно-психических изменений находится в прямой зависимости от клинической формы и степени выраженности синдрома интоксикации [6].

К проявлениям интоксикационного синдрома присоединяются негативные переживания, возникающие в ответ на госпитализацию ребенка в стационар. Ребенок попадает в незнакомую для него среду. У детей нет возможности заниматься своими любимыми и привычными делами, они редко видят друзей и родителей, лишены возможности вести нормальный образ жизни. Для подавляющего большинства детей госпитализация отказывает негативное влияние на их эмоциональное состояние. Дети становятся более замкнутыми, тревожными, напряженными, эмоциональный тонус снижен, они чаще подвержены стрессовым ситуациям. Попадая в стационар, ребенок охвачен чувствами страха, тревоги, злости, агрессии, разочарования, обиды и ребенок начинает вести себя соответствующим образом. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста характерна повышенная раздраженность, капризность, боязливости, непослушание. Дети часто плачут не только от болезненных медицинских процедур, но и вследствие реакции на негативные эмоции. Подростки же, в свою очередь, становятся замкнутыми, вспыльчивыми и агрессивными. Что в свою очередь приводит к конфликтным ситуациям, как между детьми, так и в отношениях подростков с взрослыми.

В последствие из-за длительной химиотерапии противотуберкулезными препаратами к вышеперечисленным негативным психологическим явлениям интоксикации и дезадаптации присоединяются побочные эффекты противотуберкулезных препаратов: нарушения психики в виде повышенной возбудимости и агрессивности, раздражительность, повышенная чувствительность, снижение работоспособности, неустойчивость настроения, сонливость, плаксивость, фобии, ухудшение памяти и интеллекта, эпизодические галлюцинации и головные боли [2].

Таким образом, заболевание туберкулезом органов дыхания необходимо рассматривать как психотравмирующую ситуацию, которая сопровождается появлением целого ряда негативных переживаний, изменением поведения и отношений ребенка с миром[7].

Для снижения негативного влияния на личность больного ребенка данных эмоциональных и поведенческих состояний организованно и осуществляется комплексное психологическое сопровождение детей и подростков, находящихся на длительном лечении в ВОКПТД.

Цели психологического сопровождения больного туберкулезом органов дыхания ребенка в условиях детского стационарного отделения направлены на решение следующих задач:

- помощь детям в выработке моделей конструктивного поведения на этапе адаптации к стационарным условиям;

- уменьшение страха, тревоги, неопределенности и других негативных эмоциональных реакций;

- повышение эмоциональной стабильности;

- коррекция неадекватных типов отношения к болезни;

- формирование оптимистичного отношения к процессу лечения;

- обучение пациентов приемам психологической самопомощи;

- формирование адекватного отношения к реакциям организма на

прием противотуберкулезных препаратов;

- создание оптимальных условий и возможностей для развития личностного и интеллектуального потенциала больного ребенка, профилактика нежелательных негативных тенденций развития его личности;

- коррекция нарушенной самооценки у ребенка;

- развитие организационно-коммуникативных навыков;

- расширение круга интересов, повышение социально опосредованных ценностных ориентаций;

- способствование более активному включению ребенка в общественную жизнь.

Данные задачи решаются профессиональной работой медицинского психолога по следующим направлениям:

Психологическая диагностика проводится со всеми вновь поступившими на лечение в стационар больными детьми. Первичная психодиагностика позволяет:

- выявить условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного;

- определить лиц, имеющих факторы риска психических расстройств;

- прогнозировать отношение больного к своему заболеванию и проводимому лечению.

Отслеживание динамики в развитии личности больного осуществляется через повторную психологическую диагностику.

Психологическая диагностика больных детей и подростков проводится как с помощью формализованным методов исследования (к которым о тносятся тесты, опросники, проективные, психофизиологические методики), так и с помощью мало формализованных методик (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности).

Психологическая диагностика необходима для отслеживания результативности проводимой психологической работы, оказания своевременной медико-психолого-социальной помощи больному ребенку.

В психологическом сопровождении больных детей и подростков используются следующие коррекционно-развивающие, психопрофилактические техники:

Широко используется в психологическом сопровождении индивидуальное консультирование пациентов. С некоторыми больными проводятся серии консультаций.

Эмоциональная поддержка детям и подросткам, находящимся на лечении в детском стационарном отделении, коррекция их представлений о себе и о болезни, укрепление мотивации к лечению, обучение навыкам конструктивного взаимодействия в стационаре осуществлялись также посредством групповых дискуссий совместно с психологом. Например, темы групповых дискуссий:

активного содействия успеху лечения, ответственного отношения к рекомендациям и назначениям врача.

Групповые дискуссии могут носить также спонтанно-импровизированный характер, с выбором темы по индивидуальным запросам детей и подростков. Например, взаимодействие и отношения больных с медицинским персоналом, профориентация, самопознание, взаимодействие со сверстниками, личностные особенности и особенности поведения, детско-родительские отношения и т.д. Групповые дискуссии сопровождаются обсуждением полученной информации, обменом мнениями, оценками и личным опытом.

Наибольшую трудность представляет собой работа с семьей больного ребенка, т.к. очень часто родители либо не видят проблемы, либо не хотят признавать ее наличие и что-то менять во взаимоотношениях с ребенком. Часто, начиная решать проблему поведенческих нарушений конкретного ребенка, приходится сталкиваться с трудноразрешимой проблемой нарушения психологического здоровья самих родителей, нарушения механизмов функционирования семьи, проблемой неполных семей, наличия конфликтов между родителями и т.п. Тем не менее, работа с ребенком зачастую невозможна без поддержки родителей.

Родителей, посещающих консультации психолога мало, часто родители даже при рекомендации врача и приглашения самого психолога не приходят на консультации, считая это лишним.

Просветительская деятельность в рамках психологического сопровождения детей и подростков в условиях стационарного отделения проводится не только с больными детьми, но и их родителями, медицинским персоналом, педагогическими работниками в форме бесед, подбора литературы и др. Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями психики человека.

Проводится работа по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии. Ведь огромное значение в успешности прохождения противотуберкулезной терапии имеет и психологический климат в медицинском учреждении.

Психологическое просвещение направлено на приобщение сотрудников к психологическим знаниям . н а формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи больному человеку, а также на построение лечебного процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей больных.

Основная трудность, с которой сталкивается медицинский психолог, реализуя данное направление своей работы, – это неготовность большей части медицинского персонала использовать психологические знания в своей профессиональной работе. Тогда как сами больные с большим интересом и желанием стремятся узнать больше информации о психологических закономерностях, индивидуально-типологических различиях, особенностях межличностного взаимодействия и т.д.

Работа психолога в условиях детского противотуберкулезного стационарного отделения направлена на выявление для каждого ребенка его индивидуальных психологических нужд, которые могут так или иначе повлиять на эффективность противотуберкулезного лечения.

Осуществляемое психологическое сопровождение позволяет свести до минимума или значительно смягчить силу и влияние негативных личностных, когнитивных, эмоциональных и поведенческих изменений в психике на развитие личности больного ребенка.

Вывод. В настоящее время для повышения качества противотуберкулёзного лечения детей и подростков в условиях стационарного отделения необходимо сочетание медикаментозной терапии с психокоррекционной работой, обеспечивающее интеграцию медицинского, психологического и социального аспектов лечения.

1. Антропов, Ю.Ф. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. 2-е изд. / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. - М.: Изд. Института психотерапии; Изд. НГМА, 2000. - 320 с.

2. Бройтигам , В. Психосоматическая медицина, пер. с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка / Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. - М.: Гэотар медицина, 1999. - 376 с .

3. Виноградов, М.В. Психическое состояние больных с ограниченными формами туберкулеза легких / Виноградов М.В., Черкашина И.И., Перельман М.И // Проблемы туберкулеза. - 1991. - № 10. - С. 41—43.

4. Дробот , Н.Н. Туберкулез у детей и подростков в современных условиях. / Дробот Н.Н., Батанина Б.Т. // Тезисы докладов IV ( Х IV) Съезда научно-медицинской ассоциации фтизиатров. - Йошкар-Ола, Изд-во Марийс . полигр.-изд. Комбината, 1999. - С. 138.

5. Овсянкина , Е. С. Актуальные проблемы противотуберкулёз­ной помощи детям и подросткам / Е.С. Овсянникова // Туб . у детей и подростков. — Сб. материалов науч .- практ . конф . 17-18 декабря 2009 г.

6. Сиренко, И.А. Влияние туберкулезной инфекции на психологический статус детей / И.А. Сиренко // Туберкулез и болезни легких. - 2010. - № 1. - С. 59–63.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CHILDREN AND ADOLESCENTS OF PATIENTS WITH TUBERCULOSIS OF RESPIRATORY BODIES IN CONDITIONS OF CHILDREN'S STATIONARY DEPARTMENT

1 Chuvasheva Y.V., 2 Kutashov V.A.

Annotation. Disease of tuberculosis of the lungs in children should be considered as a psychotraumatic situation, which is accompanied by the appearance of a number of psychological disorders. The reasons for these changes in the patients of the inpatient department are numerous. It is obvious that it is necessary to organize and carry out psychological support for the treatment of children and adolescents with tuberculosis of respiratory organs in a hospital. Only the integration of the medical, psychological and social aspects of treatment can ensure the quality of anti-tuberculosis therapy.

Key words: tuberculosis, children, adolescents, hospitalization, inpatient treatment, psychological disorders, psychological support.

1. Antropov , Yu. f. Psychosomatic disorders and pathological habitual actions in children and teenagers. 2-e Izd . / YF Antropov , Y. S. Shevchenko. - M.: Publishing House. Institute of psychotherapy; Ed. Ngma , 2000. - 320 p.

2. Brautigam , V. Psychosomatic medicine, translated from German. G. A. Obukhova , A. V. Proenca / Brautigam B., Christian P., Good M. M: GEOTAR medicine, 1999. - 376 p.

3. Vinogradov , M. V. Mental state of patients with restricted forms of pulmonary tuberculosis / Vinogradov M. V., Cherkashina I. I., Perelman M. // Problems of tuberculosis. - 1991. - No. 10. - Pp. 41-43.

4. Drobot , N. N. Tuberculosis in children and adolescents in modern conditions. / Drobot N. N., Batanina B. T. // proceedings of IV (XIV) the Congress of scientific and medical Association of TB specialists. - Yoshkar-Ola, publishing house of Marius. poligr .-ed . Plant, 1999. - S. 138.

5. Ovsyankina , E. S. Actual problems of TB care to children and adolescents / E. S. Ovsyannikova // Tubes. in children and adolescents. — Sat. materials science.-pract . Conf. 17-18 December 2009

6. Sirenko , I. A. Effect of tuberculosis infection on the psychological status of children / I. A. Sirenko // Tuberculosis and lung disease. - 2010. - No. 1. - Pp. 59-63.

7. FAA, E. A. Tuberculosis as a factor in "turmoil" / V E. A., FAA, G. A. // Proc. research papers on 120 й anniversary of the discovery by Robert Koch Mycobacterium tuberculosis. - SPb ., 2002. - P. 66-69.

Петунова С.А. (Чебоксары, Россия)





Петунова Светлана Александровна

Ключевые слова: приверженность лечению; больные туберкулезом легких; психологические факторы комплаентности.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Всемирная организация здравоохранения ставит перед собой цель покончить с эпидемией туберкулеза в мире к 2030 году [4]. В настоящее время туберкулез является одной из 10 причин смертности в мире. Для достижения данной цели необходимы планомерные действия со стороны медицинского сообщества, государственных и социальных служб в плане обеспечения своевременной диагностики, профилактики и лечения туберкулеза. С 2012 по 2016 год отмечено значительное снижение смертности от туберкулёза — на 26,4%, с 12,5 до 9,2 на 100 тыс. населения. Долгие годы считалось, что туберкулез — это заболевание социально неблагополучных слоев населения. Но, согласно отчетным данным, лица БОМЖ составляют незначительную долю среди всех заболевших туберкулезом в стране (к примеру, в 2014 г. — 2084 чел., или 2,4% от всех заболевших), что может быть связано как с их сравнительно небольшой численностью, так и с трудностями выявления заболевания среди данной категории населения. Больные, выявленные медицинской службой ФСИН, продолжают оказывать определенное влияние на показатель заболеваемости туберкулезом в стране в целом, хотя это влияние ежегодно уменьшается (9,3%, или 8079 больных, в 2014 г.). Одна треть людей в мире, страдающих ВИЧ, инфицирована туберкулезом [Там же]. Пациенты данных категорий могут использовать диагноз с целью получения инвалидности и других льгот, но в большинстве случаев не соблюдают предписаний врача, ставя под угрозу свою жизнь и здоровье окружающих, так как туберкулез заразен, а при срывах лечения может принимать устойчивую форму. В работе с такими пациентами требуется поддержка социальных и правоохранительных органов и служб.

Туберкулез в первую очередь поражает людей в самом трудоспособном возрасте (20—30 лет). Среди пациентов тубдиспансеров есть люди с высшим образованием, специалисты различных профессий, студенты и дети в возрасте до 14 лет. Столкнувшись с подобным диагнозом, многие испытывают шок, отрицают случившееся, а осознав, испытывают чувство стыда и обиды, многие скрывают свой диагноз от родственников, друзей и сослуживцев. Подобный комплекс деструктивных эмоций в совокупности с социальной изолированностью является не самым благоприятным фактором для формирования положительной установки на процесс лечения.

Лечение туберкулеза имеет свою специфику, так пациент вынужден находиться длительное время в условиях стационара, принимать по нескольку препаратов в день, которые к тому же имеют ряд побочных эффектов, на протяжении 6—8 месяцев без перерыва. Эффективность лечения туберкулеза во многом обусловлена способностью пациента строго соблюдать режим приема лекарственных препаратов, так как срывы в лечении могут привести к устойчивым формам заболевания. Согласно определению ВОЗ, приверженность к лечению — явление сложное и недостаточно изученное, и ни одно из его определений нельзя считать абсолютно точным. В частности, во время съезда ВОЗ было постановлено, что приверженность любому виду лечения определяет следующее поведение: обращение за медицинской помощью, выполнение предписаний, ответственный прием лекарств, проведение иммунизаций, строгое соблюдение назначений, изменение поведения, направленное на соблюдение личной гигиены, самоконтроль астмы или диабета, курение, контрацепция, исключение беспорядочных половых связей, здоровое питание и повышение уровня физической активности — все это примеры приверженности лечению. При этом подчёркивается, что роль врача не ограничивается озвучиванием предписаний, а роль пациента — пассивным их восприятием. Высокая приверженность к лечению проявляется открытым сотрудничеством врача и пациента, свободным обсуждением всех возможных аспектов лечения (не только медикаментозного), нюансов и затруднений, возникающих в его процессе. Очевидно, что для достижения такого уровня взаимодействия необходимы усилия самого пациента, лечащего врача и системы здравоохранения. Кроме того, само заболевание, в силу собственных клинических особенностей, может влиять на приверженность лечению. Таким образом, приверженность определяется целым рядом факторов, объединяемых в четыре группы: факторы, связанные с заболеванием, лечением, системой оказания медицинской помощи (включая отношение медицинского персонала к больному) и с самим пациентом [2; 16; 19].

В настоящее время наиболее эффективной является модель взаимоотношений между пациентом и врачом, в основе которой лежит принцип партнерства, что подразумевает совместное преодоление болезни и разделение ответственности [1; 8]. Доказано, что даже при использовании современных препаратов и эффективных методов лечения у пациентов могут возникать проблемы в ходе лечения. Одной из причин является низкая мотивация пациентов к лечению. Особенно остро эта проблема встает в ситуации хронических заболеваний, в частности туберкулеза легких, когда строгое соблюдение врачебных предписаний является залогом успеха терапии.

На пути лечения задача пациента — не только вовремя принимать лекарства, но и сформировать установки, способствующие адаптивному преодолению болезни. А задача врача заключается в своевременном отслеживании дезадаптивных стратегий в поведении пациента и их трансформации [5; 14; 20].

В настоящее время существует целый спектр психосоциальных практик, используемых в нашей стране с целью повышения приверженности лечению больных туберкулезом легких: материальные поощрения пациентов в виде выдачи продуктовых и гигиенических наборов, оплата проезда к месту лечения, организация горячего питания при проведении амбулаторной терапии, внедрение стационарзамещающих технологий, обучение пациентов, развитие психологической помощи, интеграция медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы и гражданского здравоохранения [5; 9]. Особый интерес представляет опыт Кемеровской области по повышению приверженности лечению больных туберкулезом, где применение комплекса различных методов позволило значительно снизить показатель преждевременного прекращения лечения впервые выявленных больных. Главной особенностью данного проекта является гибкий подход к организации лечебного процесса, командная работа персонала, разрушение барьеров в лечении, тесное взаимодействие с другими службами (наркологическая, социальная и т.д.), толерантное отношение к пациентам [11; 15; 17].

Цель данной работы — исследовать уровень социальной, эмоциональной и поведенческой комплаентности и преобладающих поведенческих реакций пациентов с туберкулезом легочной локализации. Разработать рекомендации по использованию методов и приемов стимуляции позитивных установок больного на лечение и обучению способам самомотивации, контроля негативных эмоций, связанных с болезнью и лечением в условиях стационара.

Материалы и методы исследования

Результаты оценки общего уровня комплаентности (ОК) показали, что средний показатель по выборке составляет 65,8 балла, что характерно для средне-выраженного уровня ОК. Это характеризует исследуемых как пациентов, пессимистично относящихся к лечению, не уверенных в положительном результате, они не стремятся точно соблюдать режим, так как постоянно сомневаются в его необходимости. Высокий уровень ОК присутствует лишь у 7,77% (7 чел.), низкий уровень ОК выражен у 3,33% (3 чел.) пациентов.

Анализ результатов оценки преобладающего типа отношения к болезни (ТОБ) указывает на то, что у большинства опрошенных пациентов преобладает эргопатический тип (35,55% — 32 чел.), который характеризуется стремлением продолжать работу, сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности в прежнем качестве. По мнению больных, их тревожит неопределенность дальнейшей профессиональной карьеры, так как наличие туберкулеза в диагнозе может стать причиной утраты трудоспособности или невозможности работы по своей специальности. Беспокойство за свою дальнейшую судьбу, наличие материальных проблем негативно сказываются на эмоциональном состоянии, заставляет их скрывать болезнь от сослуживцев, знакомых [9; 10].

Вторым по степени выраженности является анозогнозический тип отношения к болезни (17,77% — 16 чел.). Пациенты с данным ТОБ в ходе интервью указывают на отсутствие у них каких-либо клинических симптомов болезни, имея в анамнезе отрицательные результаты бактериального посева, сомневаются в точности диагноза, необходимости приема препаратов и стационарного лечения. Группу риска составляют безработные пациенты, так как по оценкам врачей, именно безработные больные чаще нарушают больничный режим и имеют перерывы в приеме лекарств. Отсутствие необходимости в листе нетрудоспособности, а также тяжелых клинических проявлений болезни (в особенности на начальных этапах) субъективно создает восприятие себя как здорового и, как следствие, приводит к срывам в лечении. Кроме того, именно данная категория больных имеет вредные привычки и, несмотря на диагноз, не желает от них отказываться. По данным исследования, 87,77% (79 чел.) пациентов курят, и на момент лечения никто из них не отказался от данной зависимости [10].

У больных с сенситивным типом отношения к болезни (12,22% — 11 чел.) на первый план в структуре болезни выступает эмоциональный уровень. Они отмечают колебания в настроении, опасаясь неблагожелательного отношения со стороны знакомых, скрывают диагноз, вынуждены перестраивать свои отношения с окружающими [9; 10].

Результаты исследования указывают на недостаточную приверженность пациентов лечению, обусловленную дезадаптивными установками по отношению к болезни, а именно снижением значимости или отрицанием диагноза, подавлением эмоциональных переживаний, наличием тревоги, пессимизма, погружением в образ больного и т. д. В связи с этим важна система комплексного воздействия на пациента, направленная на изменение отношения к болезни, формирование стойкой мотивации к лечению, принятие личной ответственности пациента, основанного на уверенности в излечимости заболевания [7; 12; 13]. Особое значение здесь приобретает работа медицинского психолога по психологическому сопровождению пациентов, находящихся на лечении в стационаре [3; 6].

В качестве основных мишеней психологической помощи можно выделить следующие показатели в работе с пациентами: признание диагноза и необходимости лечения, работа с тревогой и самоконтроль лечения. Далее перечислены примерные техники и приемы в работе с пациентами с туберкулезом легочной локализации, направленные на повышение самомотивации к лечению.

1. Пример построения клинической беседы с пациентом [2]. Условно беседу можно разделить на три блока: признание диагноза, тревога и вселение надежды. Ниже приведен примерный список вопросов для использования в беседе с пациентами.

У женщин частая причина страхов связана с детьми, возможностью их инфицирования. Длительное нахождение в стационаре увеличивает тревожные симптомы. Во многом состояние пациенток зависит от поддержки семьи. Здесь необходимо рассматривать возможность нахождения пациенток на условиях дневного стационара. Поскольку тревога может маскироваться за раздражительностью и демонстрацией агрессии по отношению к медицинскому персоналу, спокойная и авторитетная позиция врача помогает справиться с подавляемым чувством страха пациентов за свою жизнь.

Использование активной деятельности снижает уровень тревоги и позволяет отвлечься от тревожных мыслей. С этой целью можно использовать гимнастику, дыхательные упражнения, релаксацию, аутотренинг. В целом психологическая помощь в работе с тревогой должна быть направлена на создание для пациента системы самопомощи, способов самоуспокоения; при этом используется индивидуальный подход.

В качестве инструмента для самоконтроля лечения можно предложить ведение дневника самонаблюдения, где выделяются соответствующие параметры: настроение (с указанием причин как положительных, так и отрицательных эмоций), физическое самочувствие, прием лекарств, дополнительные процедуры и т.п.

Ответственное и деловое отношение к своему лечению является важным организационным ресурсом, так как контроль над ситуацией позволяет справиться с чувством тревоги. Необходимо ознакомить пациента с планом лечения, возможностью получения социальных льгот в случае соблюдения им всех врачебных предписаний, а также с дополнительными источниками квалифицированной информации о болезни.

1. Гартфельдер Д.В., Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю. Клинико-психологические характеристики личности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в связи с задачами профилактики // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2014. – Т. 14. – № 4. – С. 60–62.

3. Григорьева Н.В. Особенности психических состояний у пациентов, перенесших инсульт различной степени тяжести // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 234–240.

6. Николаев Е.Л., Петунова С.А. О подготовке медицинских психологов для учреждений здравоохранения // Актуальные проблемы формирования компетентностно ориентированной образовательной среды: материалы III Междунар. учеб.-метод. конф. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. – С. 287–289.

7. Петунова С.А. Социально-психологическая адаптация безработных. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. – 187 с.

8. Петунова С.А. О формировании коммуникативной компетентности врача в профессиональной деятельности // Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях: материалы VI Междунар. учебно-методической конференции. – Чебоксары, 2014. – С. 252–257.

10. Петунова С.А. Психосоциальные особенности отношения к заболеванию у больных туберкулезом легочной локализации // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2015b. – Т. 11. – № 4. – С. 60–78.

11. Петунова С.А. Отношение пациента к лечению как психологическая проблема // Современные проблемы здоровья и благополучия личности: коллективная монография / Д.В. Гартфельдер, Е.Ю. Лазарева, Ф.В. Орлов [и др.]; под ред. Е.Л. Николаева. – Чебоксары, 2017. – С. 29–42.

12. Петунова С.А., Ермакова И.В. Фазы развития специфических реакций больных туберкулезом легких // Теоретичесике и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической коференции 31 января 2015 г. Часть 3. – Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2015. – С. 91–93.

13. Петунова С.А., Николаев Е.Л. Вопросы организации психотерапевтического и информационно-образовательного воздействия на больных туберкулезом // Современные подходы к продвижению здоровья: материалы V Международной научно-практической конференции (Гомель, 15–16 мая 2014 года). Выпуск 5. – Гомель: ГомГМУ 2014. – С. 183–185.

14. Петунова С.А., Николаев Е.Л., Викторов О.Н. Роль личности больного туберкулезом в формировании приверженности лечению // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология: cборник научных трудов. – Ялта: РИО ГПА, 2017. – Вып. 56. – Ч. 3. – С. 315–321.

17. Современные проблемы здоровья и благополучия личности: коллективная монография / Д.В. Гартфельдер, Е.Ю. Лазарева, Ф.В. Орлов [и др.]; под ред. Е.Л. Николаева. – Чебоксары, 2017. – 160 с.

18. Antecedents of adherence to medical recommendations: Results from the medical outcomes study / C.D. Sherbourne, R.D. Hays, L. Ordway [et al.] // Journal of Behavioral Medicine. – 1992. – Vol. 15. – № 5. – P. 447–468.

19. Barber N. Should we consider non-compliance a medical error? // Qual Saf Health Care. – 2002. – Vol. 11. – № 1. – Р. 81–84.

20. Petunova S.A., Nikolaev E.L. Mental health risks in unemployed residents of Chuvashia // Psihijatrija Danas. – 2012. – Vol. 44. – № S. – P. 147.

Ссылка для цитирования

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции