Приказ 684 по туберкулезу


Уважаемые читатели! Информируем Вас о том, что Минздравом России утвержден новый Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза (Приказ Минздрава России от 13.03.2019 № 127н) (далее – Порядок № 127н).

В соответствии с указанным порядком диспансерному наблюдению подлежат (п. 3 Порядка № 127н):

  1. Больные туберкулезом – т.е. больные активной формой туберкулеза;
  2. Лица с подозрением на туберкулез – т.е. лица, у которых при оказании медицинской помощи или проведении медицинского осмотра, диспансеризации выявлены признаки возможного заболевания туберкулезом, при наличии которых требуется проведение дополнительного обследования указанных лиц и (или) установление диспансерного наблюдения;
  3. Лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником туберкулеза , - т.е. лица, которые по месту жительства, месту пребывания (нахождения), месту работы или учебы, месту отбывания наказания либо в месте содержания под стражей состоят или состояли в контакте с больным туберкулезом или с больным туберкулезом сельскохозяйственным животным.
  4. Лица, излеченные от туберкулеза.

Напомним, что в настоящее время Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 № 892 (далее – Порядок № 892).

В соответствии с Порядком № 892 диспансерное наблюдение устанавливается за следующими категориями лиц:

  • Больные активной формой туберкулеза (в течение первых 3 лет после излечения);
  • Больные с неуточненной формой активности туберкулезного процесса;
  • Дети и подростки, впервые инфицированные микобактериями туберкулеза, с гиперергическими и нарастающими реакциями на туберкулин;
  • Дети, у которых возникли осложнения на введение противотуберкулезной вакцины.

Кроме того, некоторые общие нормы о диспансерном наблюдении за больными туберкулезом предусмотрены в п. 16 и 17 Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утв. Приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 932н (далее – Порядок № 932н).

В связи с этим и был утвержден Порядок № 127н, который обновил правила диспансерного наблюдения туберкулезного профиля с учетом новых требований ФЗ № 77-ФЗ. Однако пока что неясно, когда именно вступит в силу и начнет применяться Порядок № 127н.

Указанное связано с тем, что Порядок № 127н вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Порядка № 892 ( п. 3 Приказа Минздрава России от 13.03.2019 № 127н ). Но, на сегодняшний день, такое постановление еще не утверждено и неизвестно, когда именно это произойдет.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что с момента вступления в силу Порядка № 127н п. 16 и 17 Порядка № 932н будут признаны утратившими силу .

Добровольное и недобровольное диспансерное наблюдение в отношении больных туберкулезом

В первую очередь следует отметить, что согласно Порядку № 127н диспансерное наблюдение в отношении больных туберкулезом так же, как и сейчас, будет устанавливаться независимо от их согласия /согласия их законных представителей * (указанное соответствует нормам ФЗ № 77-ФЗ) .

А в отношении остальных категорий лиц (т.е. лиц, находящихся/находившихся в контакте с источником туберкулеза, с подозрением на туберкулез и излеченных от туберкулеза) диспансерное наблюдение по Порядку № 127н будет возможно устанавливать исключительно при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (п. 4 Порядка № 127н).

* Обращаем внимание, что несмотря на то, что возможность устанавливать диспансерное наблюдение за больными туберкулезом без их согласия (далее – недобровольное ДН) уже давно задекларирована на законодательном уровне, на практике это сделать достаточно затруднительно.

Указанное связано, в первую очередь, с тем, что для того, чтобы за лицом могло быть установлено недобровольное ДН, необходимо, чтобы ему предварительно был диагностирован туберкулез в активной форме.

В действующем же российском законодательстве не предусмотрено оснований и порядка недобровольного медицинского обследования лица с подозрением на туберкулез для верификации или опровержения диагноза (за исключением отдельных случаев, например, когда на туберкулез обязательно обследуются заключенные или, когда речь идет об обследованиях лиц в очагах туберкулеза в случаях угрозы возникновения и распространения туберкулеза) .

В связи с указанным на практике возникает ситуация, когда лицо, у которого подозревается туберкулез (такое подозрение может, например, возникнуть у врача при осмотре пациента и обнаружении симптомов туберкулеза) , не может быть принудительно направлено на медицинское обследование для точной постановки диагноза и дальнейшего установления за ним диспансерного наблюдения. Такое медицинское обследование, как было отмечено, по общему правилу, может быть проведено только при наличии согласия указанного лица.

Это, в свою очередь, приводит к ситуации, когда лицо, возможно болеющее открытой формой туберкулеза, не ставится под диспансерное наблюдение и не получает необходимого лечения, что, соответственно, создает угрозу заражения других лиц.

В связи с этим, теоретически прокурор может обратиться с исковым заявлением (в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ) в целях принуждения лица с подозрением на туберкулез к прохождению медицинского обследования для достоверного диагностирования туберкулеза. Однако и здесь имеется ряд ограничений, однако мы предпочли не углубляться в них в рамках настоящей статьи.

Однако сложности заканчиваются не только проблемой установления диспансерного наблюдения за больным туберкулезом. Ряд проблем существует и при реализации такого диспансерного наблюдения, если оно все-таки было установлено.

Так, с одной стороны, законодательством предусмотрено, что диспансерное наблюдение за больными туберкулезом является обязательным и, что в отношении лиц, страдающих туберкулезом, допускается производить медицинские вмешательства без их согласия (п. 2 ч. 9 ст. 20 ФЗ № 323-ФЗ и п. 13 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715).

Более того, в КАС РФ предусмотрена возможность недобровольно госпитализировать в медицинскую противотуберкулезную организацию граждан , больных заразной формой туберкулеза и неоднократно нарушавших санитарно-противоэпидемический режим либо умышленно уклонявшихся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза (административное исковое заявление о такой госпитализации может быть подано руководителем медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением, либо прокурором в порядке, предусмотренном главой 31 Кодекса административного судопроизводства РФ).

С другой же стороны механизмы принуждения пациентов в рамках именно диспансерного наблюдения в настоящее время фактически отсутствуют (в соответствии с упомянутой выше главой 31 КАС РФ лицо может быть исключительно госпитализировано в стационар, но не принуждено к прохождению медицинского осмотра или иного медицинского вмешательства в рамках амбулаторного диспансерного наблюдения).

В связи с указанным неясно как на практике реализовывать мероприятия в рамках диспансерного наблюдения, если больной отказывается от этого. Например, неясно, каким образом врач может провести необходимые больному диспансерные приемы (осмотры/консультации) профилактические или лечебные мероприятия в рамках диспансерного наблюдения, если, например, пациент не является в медицинскую организацию в назначенное время или же отказывается открыть дверь своего жилища врачу, пришедшему к пациенту на дом. Таким образом, на сегодняшний день недобровольное ДН, устанавливаемое в отношении больных туберкулезом, не влечет для последних значительного ограничения прав на свободу и личную неприкосновенность.

При этом, конечно же следует учитывать, что само по себе наличие у лица туберкулеза в активной форме все-таки влечет для него определенные социальные сложности. Так, например, наличие у лица активной формы туберкулеза любой локализации является противопоказанием к допуску к работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (а перечень таких работ обширен). Указанное ограничение установлено в п. 48 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Где и кем будет осуществляться диспансерное наблюдение

В соответствии с п. 5 и 6 Порядка № 127н диспансерное наблюдение будут осуществлять врачи-фтизиатры/врачи-фтизиатры участковые медицинских противотуберкулезных организаций, оказывающих противотуберкулезную помощь в амбулаторных условиях (по месту жительства (месту пребывания), а также по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей). Примечание: в настоящее время Порядок № 892 предусматривает, что диспансерное наблюдение проводится в лечебно-профилактических специализированных противотуберкулезных учреждениях (отделениях, кабинетах) без уточнения условий оказания медицинской помощи. Более того, Порядком № 892 в п. 6 установлена возможность проводить диспансерное наблюдение за больными туберкулезом как на этапах амбулаторного, так и стационарного, а также санаторного лечения.

Перечень функций врачей-фтизиатров/врачей-фтизиатров участковых при проведении диспансерного наблюдения утвержден в п. 10 Порядка № 127н. К таковым, в частности, относятся:

  • Ведение учета пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением;
  • На основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи организация и осуществление проведения диспансерных приемов (осмотров, консультаций), профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, включая контролируемое лечение пациентов в амбулаторных условиях, в т.ч. на дому, и в условиях дневного стационара;
  • Организация обследования пациента с целью оценки эффективности проводимого курса химиотерапии на основе результатов микроскопии мокроты, посева мокроты и клинико-рентгенологических данных;
  • Направление пациента, находящегося под диспансерным наблюдением, к иным врачам-специалистам и медицинским работникам, в т.ч. медицинскому психологу, для проведения консультаций (при наличии медицинских показаний) и пр.

Законодательная неразбериха

В связи с указанным представляется, что правовую базу, регламентирующую вопросы оказания медицинской помощи врачами-фтизиатрами в рамках диспансерного наблюдения, необходимо привести к единому знаменателю.

Назначение и снятие с диспансерного наблюдения

Предложения по установлению диспансерного наблюдения будут формироваться врачами-фтизиатрами/врачами-фтизиатрами участковыми на основании обследования (которое проводится в соответствии Порядком № 932н) и оформляться в виде эпикриза в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма № 025/у) (п. 7 Порядка № 127н).

Далее на основании таких предложений врачебной комиссией медицинской противотуберкулезной организации будет приниматься решение об установлении диспансерного наблюдения (п. 8 Порядка № 127н).

Решение о прекращении диспансерного наблюдения так же должно будет приниматься врачебной комиссией при наличии какого-либо из следующих оснований (в случае наличия таких оснований врач-фтизиатр/врач-фтизиатр участковый готовит предложения по прекращению диспансерного наблюдения для рассмотрения врачебной комиссией и оформляет их в виде эпикриза в медицинской карте) (п. 14 и 15 Порядка № 127н):

  • Истечение сроков диспансерного наблюдения;
  • Смерть пациента;
  • Письменный отказ пациента от диспансерного наблюдения (за исключением больных туберкулезом) ;
  • Выезд за пределы территории субъекта РФ, в котором указанное лицо проживало и осуществлялось его диспансерное наблюдение, в связи с изменением места жительства (места пребывания) или на срок более 6 месяцев;
  • Осуждение к лишению свободы;
  • Освобождение из мест отбывания наказания в виде лишения свободы и мест содержания под стражей.

Указанные решения подлежат оформлению в медицинской документации записью об установлении диспансерного наблюдения или о его прекращении (п. 8 Порядка № 127н).

Как и в прежде, об установлении и прекращении диспансерного наблюдения пациент (его законный представитель) должен будет извещаться в письменной форме (рекомендуемые формы таких извещений приведены в Приложениях № 1 и № 2 Порядку № 127н. В настоящее же время извещение об установлении диспансерного наблюдения осуществляется по форме, утвержденной Приказом Минздрава России от 21.03.2003 № 109, а действующей формы извещения о прекращении диспансерного наблюдения нет) .

При этом, вводится срок извещения - 3 рабочих дня со дня принятия врачебной комиссией решения об установлении/прекращении диспансерного наблюдения (извещение должно передаваться лично пациенту (его законному представителю), либо направляться по адресу места жительства (места пребывания) пациента заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) . В случае отказа пациента (его законного представителя) от подписания извещения об установлении или прекращении диспансерного наблюдения в медицинской противотуберкулезной организации будет делаться соответствующая запись в медицинской документации пациента. Одновременно отказавшемуся в доступной форме необходимо будет разъяснить его права и обязанности в связи с установлением или прекращением диспансерного наблюдения (п. 9 Порядка № 127н).

Группы диспансерного наблюдения и категории наблюдаемых

К числу важных новелл Порядка № 127н относится также введение необходимости установления групп диспансерного наблюдения и категорий наблюдаемых в рамках таких групп диспансерного наблюдения.

Указанные действия подлежат осуществлению врачом-фтизиатром/врачом-фтизиатром участковым в соответствии с Приложением № 3 к Порядку № 127н.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 17 марта 2017 года N 517

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 17 марта 2017 года N 55

О совершенствовании мероприятий по профилактике туберкулеза в Челябинской области и утверждении планов профилактических осмотров на 2017 год


В Челябинской области сохраняется напряженная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу. В 2016 году зарегистрирован 2041 случай активного туберкулеза, показатель заболеваемости снизился на 8,6 % - с 63,8 случая на 100 тысяч населения в 2015 году до 58,3 случая на 100 тысяч населения в 2016 году. Среди заболевших 41 ребенок и 18 подростков (в 2015 г. - 49 детей, 17 подростков).

К концу 2016 года на диспансерном учете состоит 4492 больных с активной формой туберкулеза, показатель распространенности заболеваемости туберкулезом составил 135,3 случая на 100 тысяч населения.

В Челябинской области остается высоким удельный вес случаев заболевания туберкулезом в сочетании с ВИЧ-инфекцией как среди постоянно проживающего населения, так и среди лиц без определенного места жительства. В 2016 году вновь выявлено 511 больных туберкулезом в сочетании с ВИЧ-инфекцией (в 2015 г. - 532).

Среди иностранных граждан и лиц без гражданства в 2016 году было выявлено 19 больных туберкулезом (из 27822 обследованных), показатель 6,8 случаев на 10 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, прошедших медицинское освидетельствование, что на 37,0 % меньше, чем в 2015 году.

В прошедшем году зарегистрировано 5 случаев профессионального заболевания туберкулезом, в том числе: 1 случай в ГБУЗ "Областная туберкулезная больница N 3", 1 случай в ГБУЗ "Областная туберкулезная больница N 1", 2 случая в ГБУЗ "Челябинский областной клинический противотуберкулезный диспансер", 1 случай в ГБУЗ "Челябинская областная детская туберкулезная больница".

В 2016 году охват населения Челябинской области профилактическими осмотрами на туберкулез составил 70,7 % (при индикативном показателе - 69,3 %) против 71,4 % в 2015 году. Охват профилактическими осмотрами декретированных групп населения составил 95,7 % контингентов. Лица, не прошедшие флюорографическое обследование более 2 лет, осмотрены в 2016 году на 91,7 % против 95,1 % в 2015 году.

Охват флюорографическим обследованием населения на туберкулез (далее именуется - ФОГ-обследование) составил 64,8 %. Крайне низкий показатель охвата ФОГ-обследованием отмечен в Локомотивном (41,2 %), Челябинском (55,5 %), Южноуральском (58,5 %), Миасском (60,1 %), Златоустовском (60,3 %), Усть-Катавском (64,1 %) городских округах; Уйском (56,2 %), Нязепетровском (57,8 %), Еткульском (58,3 %), Чесменском (60,1 %), Чебаркульском (61,1 %), Троицком (62,0 %) муниципальных районах.

Недостаточный уровень охвата ФОГ-обследованием лиц, не обследованных более 2 лет, сохраняется в Пластовском (60,7 %), Троицком (61,0 %), Аргаяшском (62,4 %), Коркинском (62,5 %), Сосновском (65,0 %), Агаповском (68,1 %), Катав-Ивановском (69,9 %), Брединском (72,0 %), Варненском (72,2 %), Кусинском (75,7 %), Каслинском (79,3 %), Кизильском (85,9 %), Октябрьском (89,7 %), Ашинском (89,8 %) муниципальных районах, Карабашском (67,1 %), Троицком (87,6 %), Верхнеуфалейском (88,1 %) городских округах. Охват подростков ФОГ-обследованием составил 94,6 % за счет крайне неудовлетворительной организации данной работы в Карабашском (68,0 %), Златоустовском (81,7 %), Верхнеуфалейском (83,7 %), Троицком (85,8 %), Миасском (86,1 %), Усть-Катавском (87,5 %) городских округах, Чебаркульском (68,2 %), Еманжелинском (80,8 %), Каслинском (85,6 %) муниципальных районах.

Выполнение плана профилактических осмотров на туберкулез детского населения в 2016 году составило 91,8 % против 89,9 % в 2015 году. Неудовлетворительные показатели охвата профилактическими осмотрами на туберкулез отмечены в Златоустовском (88,5 %), Магнитогорском (87,3 %) городских округах, Агаповском (87,8 %), Брединском (84,5 %), Уйском (84,2 %), Верхнеуральском (76,2 %), Чебаркульском (75,3 %) муниципальных районах.

В 2016 году в Челябинской области привито против туберкулеза 53031 ребенок, в том числе 43740 новорожденных. Охват вакцинацией новорожденных в акушерских стационарах и отделениях составил 90,5 %. Крайне низкие показатели (менее 90 %) отмечены в Каслинском муниципальном районе, Челябинском, Миасском, Троицком, Верхнеуфалейском, Копейском, Кыштымском городских округах.

Ревакцинировано против туберкулеза в прошедшем году 7808 отрицательно реагирующих на пробу Манту детей в возрасте 6 - 7 лет, охват подлежащих ревакцинации против туберкулеза составил 91,1 %. Самые низкие показатели охвата ревакцинацией против туберкулеза зарегистрированы в Челябинском (85 %), Верхнеуфалейском (52 %), Ашинском (77 %), Катав-Ивановском (78 %), Нязепетровском (78 %), Брединском (89 %), Коркинском (74 %) муниципальных образованиях.

Диспансерным наблюдением в очагах туберкулезной инфекции в 2016 году охвачено 99,0 % контактных. От числа подлежащих, неудовлетворительное диспансерное наблюдение контактных осуществляется в Увельском (90,7 %), Октябрьском (92,7 %), Нязепетровском (96,3 %), Каслинском (96,5 %), Верхнеуральском (97,6 %) муниципальных районах, Карабашском (95,3 %), Южноуральском (95,5 %), Челябинском (98,7 %) городских округах.

Увеличился охват заключительной дезинфекцией в очагах, обработано 97,7 % против 95,5 % в 2015 году. Низкие показатели заключительной дезинфекции отмечены в Уйском - 55,2 % муниципальном районе, Усть-Катавском - 72,7 %, Копейском - 58,8 %, Кыштымском - 57,3 % городских округах. Обеспеченность очагов дезинфекционными средствами для текущей дезинфекции составила 98,5 %. Не были полностью обеспечены дезинфекционными средствами очаги туберкулеза в Миасском, Усть-Катавском и Южноуральском городских округах, Уйском муниципальном районе.

1. Утвердить прилагаемые:

План профилактических осмотров на туберкулез взрослого, подросткового и детского населения Челябинской области на 2017 год;

План флюорографического обследования на туберкулез декретированной группы населения Челябинской области на 2017 год;

План флюорографического обследования на туберкулез группы риска населения Челябинской области на 2017 год;

План профилактических осмотров на туберкулез нетранспортабельных больных Челябинской области на 2017 год.

2. Руководителям государственных медицинских организаций Челябинской области, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области выполняет функции и полномочия учредителя, обеспечить:

1) проведение профилактических осмотров населения на туберкулез согласно планам, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа;

2) проведение флюорографического обследования населения на туберкулез с кратностью, регламентированной требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", санитарных правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза";

3) обязательное обследование на ВИЧ-инфекцию больных активным туберкулезом и на туберкулез ВИЧ-инфицированных с кратностью 2 раза в год;

4) своевременное и в полном объеме проведение противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулеза, включая заключительные дезинфекционные мероприятия с подачей заявок в учреждения, осуществляющие дезинфекционную деятельность;

5) проведение мониторинга флюорографического обследования на туберкулез взрослого населения, в том числе из групп риска, детей в возрасте 15, 16, 17 лет с предоставлением еженедельной информации с нарастающим итогом (вторник) по данным флюорокартотеки, туберкулинодиагностики у детей в возрасте с 1 года до 15 лет ежемесячно до 28 числа за подписью руководителя медицинской организации муниципального образования Челябинской области в адрес ГБУЗ "Челябинский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (тел./факс 8(351)262-75-39, e-mail: optd@list.ru);

6) учет объемов профилактического обследования любого лучевого обследования органов грудной клетки, впервые проведенного в текущем году у всех, впервые обратившихся в рентгеновский, флюорографический кабинеты с профилактической целью;

7) учет прохождения флюорографических осмотров на туберкулез лицами декретированной группы с представлением в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Челябинской области и государственные противотуберкулезные медицинские организации Челябинской области ежеквартальных отчетов до 5 числа, следующего за отчетным периодом месяца, по форме в соответствии с приложением 1 к настоящему приказу;

10) учет и подачу экстренных извещений на каждого больного с подозрением на туберкулез в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области" (форма N 058-у) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" в течение 2 часов по телефону 8(351)734-22-27, а затем в течение 12 часов в письменной форме;

11) проведение обучения медицинских работников по вопросам вакцинопрофилактики туберкулеза и туберкулинодиагностики у детей и подростков.

В срок до 01.05.2017;


12) допуск к проведению туберкулинодиагностики и иммунизации против туберкулеза медицинских работников, прошедших специальную подготовку в текущем году;

13) своевременную вакцинацию новорожденных вакциной БЦЖ-М с охватом не менее 95 %;

14) указание акушерского анамнеза у непривитых против туберкулеза детей при выписке из отделений новорожденных в соответствии с методическими указаниями МУ 3.3.1.1095-02 "Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами Национального календаря прививок";

15) контроль за детьми, не привитыми против туберкулеза в родильных отделениях, с проведением туберкулинодиагностики 2 раза в год, до проведения прививок против туберкулеза;

16) 100 % охват туберкулинодиагностикой детей в декретированные возраста, с последующей ревакцинацией против туберкулеза вакциной БЦЖ не инфицированных, туберкулинотрицательных детей в возрасте 6 - 7 лет;

17) ежемесячный анализ выполнения плана профилактических прививок, своевременности вакцинации детей против туберкулеза в декретированные сроки и охвата детей туберкулинодиагностикой с представлением отчетов в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области":

- ежемесячно, в срок до 1-го числа, следующего за отчетным периодом, о проведенных профилактических прививках против туберкулеза по государственной статистической форме N 5 "Сведения о профилактических прививках";

- ежеквартально, в срок до 3 числа месяца, следующего за отчетным периодом, о своевременности охвата детей прививками против туберкулеза в декретированные сроки, с указанием причин непривитости и процента привитых, от отрицательно реагирующих на реакцию Манту в возрасте 6 - 7 лет;

- ежеквартально до 3 числа месяца, следующего за отчетным периодом, об охвате детей туберкулинодиагностикой;

- ежегодно о причинах неполного охвата туберкулинодиагностикой по форме в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу;

18) своевременное информирование ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области" (в течение 2 часов по телефону 8(351)734-22-27) о случаях поствакцинальных осложнений в соответствии с методическими указаниями МУ 3.3.1.1123-02 "Мониторинг поствакцинальных осложнений и их профилактика";

19) обязательное проведение гистологического исследования материала от детей с подозрением на поствакцинальное осложнение на введение вакцины против туберкулеза при поступлении в медицинские организации для хирургического лечения;

20) достоверный учет ФОГ-обследованием декретированной группы населения по форме N 052/у "Карта профилактических флюорографических обследований" с указанием места работы и профессии:

- работники дошкольных образовательных организаций, образовательных организаций для детей и подростков, средних профессиональных организаций;

- работники медицинских организаций;

- работники коммунальных организаций: организации бытового обслуживания (бани, душевые, парикмахерские, бассейны, общежития, гостиницы), аптечные организации, организации водоснабжения и водоотведения;

- работники пищевых организаций (организации общественного питания, производства пищевых продуктов, торговли пищевыми продуктами).

3. Руководителям органов управления здравоохранения и медицинских организаций муниципальных образований Челябинской области рекомендовать организовать и обеспечить работу в соответствии с пунктом 2 настоящего приказа.

4. Главным врачам ГБУЗ "Челябинский областной клинический противотуберкулезный диспансер" Лехляйдер М.В., ГБУЗ "Областной противотуберкулезный диспансер N 8" Куликовой А.С., ГБУЗ "Областная туберкулезная больница N 1" Казакову В.С., ГБУЗ "Областная туберкулезная больница N 2" Аладжаняну И.А., ГБУЗ "Областная туберкулезная больница N 3" Шалагину А.В., ГБУЗ "Областная туберкулезная больница N 13" Шишкину В.И. обеспечить:

1) учет и подачу экстренных извещений на каждого больного с подозрением на туберкулез в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области" (форма N 058-у) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" в течение 2 часов по телефону 8(351)734-22-27, а затем в течение 12 часов в письменной форме;

2) подачу карт экстренного извещения (форма N 058-у) на случаи выделения микобактерий туберкулеза в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области" в течение 12 часов в письменной форме;

3) подачу извещений о больном с впервые в жизни установленным диагнозом туберкулез (форма N 089ТУ-2003) в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области", после подтверждения диагноза туберкулез на Центральной врачебной комиссии ГБУЗ "Челябинский областной клинический противотуберкулезный диспансер", в трехдневный срок после установления диагноза;

4) своевременное информирование медицинской организации, направившей больного на обследование, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" в течение 3 рабочих дней о результатах обследования и окончательном диагнозе;

5) своевременное информирование ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области" (в течение 2 часов по телефону 8(351)734-22-27) о случаях поствакцинальных осложнений в соответствии с методическими указаниями МУ 3.3.1.1123-02 "Мониторинг поствакцинальных осложнений и их профилактика";

6) проведение в полном объеме противоэпидемических мероприятий в очагах при выявлении туберкулеза у иностранных граждан и лиц без гражданства;

7) своевременное представление пакета документов на больных туберкулезом в адрес Управления Роспотребнадзора по Челябинской области для подготовки решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;

8) представление ежемесячной информации о количестве направленных в организации, осуществляющие дезинфекционную деятельность, заявок на проведение заключительной дезинфекции в очаге и камерной обработки, а также их выполнение в Министерство здравоохранения Челябинской области и Управление Роспотребнадзора по Челябинской области к 1 числу месяца, следующего за отчетным;

9) направление в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области статистической информации о регистрации случаев сочетанной патологии ВИЧ-инфекции и туберкулеза (с кратностью 1 раз в квартал до 7 числа месяца, следующего за отчетным), данных о результатах обследования на ВИЧ-инфекцию больных туберкулезом в разрезе муниципальных образований Челябинской области (1 раз в год до 15 января, следующего за отчетным годом).

5. Главным врачам ГБУЗ "Областная клиническая больница N 3" Маханькову О.В., ГБУЗ "Областная дезинфекционная станция N 2" Зулькарнееву В.Г. обеспечить:

1) своевременное выполнение заявок от государственных и муниципальных медицинских организаций Челябинской области на проведение заключительной дезинфекции, в том числе камерной;

2) направление ежеквартальной информации о количестве поступивших заявок на проведение заключительной дезинфекции и камерной обработки в Министерство здравоохранения Челябинской области и Управление Роспотребнадзора по Челябинской области к 1 числу месяца, следующего за отчетным.

6. Главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области" Валеуллиной Н.Н. обеспечить:

1) своевременное проведение эпидемиологического расследования в очагах туберкулеза с ежемесячным представлением в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области карт эпидемиологического обследования очага;

2) представление в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области, при расследовании случаев профессионального заболевания туберкулезом, карт эпидемиологического обследования очага и проекты санитарно-гигиенических характеристик на бумажном и электронном носителях в течение 14 дней после завершения расследования;

3) представление ежеквартального анализа причин непривитости против туберкулеза новорожденных, а также туберкулинотрицательных детей в возрасте 6 и 7 лет, своевременного охвата детей туберкулинодиагностикой в разрезе муниципальных образований Челябинской области в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, в отдел эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Челябинской области;

4) представление данных (в годовой отчет) о причинах неполного охвата туберкулинодиагностикой по форме в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу.

7. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Челябинской области, начальнику отдела эпидемиологического надзора Косаревой Р.Р., начальнику отдела санитарной охраны территории Васильевой Л.Г., начальнику отдела надзора по гигиене питания Макарову Н.И., начальнику отдела надзора по гигиене детей и подростков Макаровой В.В., начальнику отдела надзора по коммунальной гигиене Романовой Г.В., начальнику отдела надзора по гигиене труда Сафиной Л.Ф. обеспечить:

1) действенный надзор за проведением профилактических осмотров на туберкулез декретированных групп населения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза";

2) ежеквартально, в срок до 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представление в отдел санитарной охраны территории (rospn-09@chel.surnet.ru) отчета о результатах надзора за проведением профилактических медицинских осмотров на туберкулез декретированных групп населения.

8. Директору ГБУЗ "Челябинский областной медицинский информационно-аналитический центр" Пластовцу А.И. разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства здравоохранения Челябинской области в сети Интернет.

9. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Челябинской области Сахарову В.В., заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Лучинину С.В.

Министр здравоохранения
Челябинской области
С.Л.КРЕМЛЕВ

Руководитель Управления
Роспотребнадзора
по Челябинской области
А.И.СЕМЕНОВ

План профилактических осмотров на туберкулез взрослого, подросткового и детского населения Челябинской области на 2017 год

Утвержден
приказом
Министерства здравоохранения
Челябинской области N 517,
Управления Роспотребнадзора
по Челябинской области N 55
от 17 марта 2017 года

Наименование муниципальных образований Челябинской области

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции