Обеспечение лекарственными средствами больных туберкулезом

О перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой:

Постановление Правительства РФ от 01.09.2014 N 882 – Действующая первая редакция – Об утверждении правил бесплатного обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила бесплатного обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. N 645 "Об утверждении Правил обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом бесплатными медикаментами для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 47, ст. 4663). Председатель Правительства РФ Д. Медведев
Утверждены постановлением Правительства РФ от 01.09.2014 N 882
Правила бесплатного обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти
1. Настоящие Правила устанавливают порядок бесплатного обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти (далее соответственно - лекарственные препараты для медицинского применения, медицинская организация).
2. Организация бесплатного обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом лекарственными препаратами для медицинского применения возлагается на руководителя медицинской организации.
3. Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом в течение всего периода диспансерного наблюдения или с момента выявления этого заболевания бесплатно обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения в соответствии с назначением врача или врачебной комиссии медицинской организации.
4. При выдаче лекарственных препаратов для медицинского применения в медицинской документации медицинской организации делается запись с указанием фамилии, имени и отчества пациента, его диагноза, наименования назначенных ему лекарственных препаратов для медицинского применения, их дозировок, которая заверяется подписью медицинского работника, выдавшего лекарственные препараты для медицинского применения, и подписью пациента, получившего их. Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения осуществляется в предназначенном для этого структурном подразделении медицинской организации.
5. Контроль за своевременностью и полнотой бесплатного обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом лекарственными препаратами для медицинского применения осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся медицинские организации.

О порядке обеспечения туберкулезных стационаров противотуберкулезными препаратами, закупленными за счет средств бюджета СПб

Запрос
депутата ЗС Трохманенко Сергея Владимировича
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г. С.
от 5 апреля 2012 года № 202875-3

Уважаемый Георгий Сергеевич!

Обеспечение больных туберкулезом противотуберкулезными лекарственными препаратами в общероссийском масштабе осуществляется из двух источников финансирования: из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, для предупреждения и борьбы с социально опасными заболеваниями, в т.ч. и для решения проблемы обеспечения больных туберкулезом противотуберкулезными лекарственными препаратами бюджетом Санкт-Петербурга выделяется достаточное количество денежных средств.

Однако на настоящее время в Санкт-Петербурге существует серьезная проблема с практическим обеспечением больных мультирезистентными формами туберкулеза жизненно необходимыми им по состоянию здоровья препаратами, для решения которой пациенты вынуждены обращаться не только к главным специалистам, депутатам, правозащитным организациям, но и в правозащитные организации , а также в аппарат Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге.

На основании вышеизложенного прошу Вас принять срочные меры для восстановления прав граждан, больных туберкулезом, на получение ими своевременной медицинской помощи, а также прошу проинформировать:

1) в каком порядке осуществляется обеспечение Санкт-Петербургских туберкулезных стационаров противотуберкулезными лекарственными препаратами, приобретенными за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;

2) какими нормативными правовыми актами урегулирован этот порядок;

3) кто несет ответственность за подготовку конкурсной документации и своевременное проведение конкурса на закупку противотуберкулезных препаратов для стационаров туберкулезного профиля;

4) кто и в каком порядке формирует сводную заявку учреждений здравоохранения туберкулезного профиля на поставку противотуберкулезных лекарственных препаратов, приобретаемых за счет средств федерального бюджета;

5) каким образом осуществляется учет федеральных поставок противотуберкулезных лекарственных препаратов и их распределение по туберкулезным стационарам в Санкт-Петербурге;

6) кто понесет персональную ответственность за неотвратимое ухудшение эпидемической ситуации в городе, связанной с отсутствием в туберкулезных стационарах необходимых противотуберкулезных лекарственных средств?

Ответ
Губернатора Санкт-¬Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича
депутату ЗС Трохманенко С. В.
от 16 апреля 2012 года № 202875-3

Уважаемый Сергей Владимирович!

Рассмотрев Ваш запрос от 05.04.2012 № 202875-3, сообщаю следующее.

Расчет потребности в противотуберкулезных препаратах проводится на основании заявок руководителей противотуберкулезных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, главного специалиста-фтизиатра Комитета по здравоохранению. Обобщенная заявка формируется с учетом режимов проведения химиотерапевтического лечения, среднемесячного расхода туберкулостатических препаратов, наличия остатков препаратов. При расчете потребности учитываются все группы больных туберкулезом, в том числе с сочетанием туберкулез/ВИЧ-инфекция.

В соответствии с уставами учреждений ответственность за формирование конкурсной документации и своевременное проведение конкурсных процедур на закупку противотуберкулезных препаратов несут ; лавные врачи стационаров фтизиатрического профиля.

На 2012 год заявка на противотуберкулезные препараты, приобретаемые за счет средств федерального бюджета, была согласована и утверждена в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации 28.03.2012.

Учет федеральных поставок противотуберкулезных препаратов и их распределение в противотуберкулезные учреждения Санкт-Петербурга осуществляются в соответствии со следующими документами:

- приказ Комитета по здравоохранению от 30.05.2007 № 165-п "О рациональном использовании противотуберкулезных препаратов, полученных централизованно и оплаченных из федерального бюджета";

- распоряжение Комитета по здравоохранению от 23.04.2010 № 224-р "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1158";

- письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.02.2009 №10-8/180;

- распоряжение Комитета по здравоохранению от 04.10.2010 № 495-р "Об использовании имущества, поступающего в рамках реализации приоритетного направления национального проекта в сфере здравоохранения".

Одновременно сообщаю, что основные эпидемиологические показатели по туберкулезу в Санкт-Петербурге остаются ниже, чем в Российской Федерации:

территориальная заболеваемость (на 100 тыс. населения)

Инновационный проект расширяет доступ к новым тестам

20 марта 2014 г. | Женева - В 2012 году почти полмиллиона человек заболели туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ), однако менее чем у 25% таких людей удается диагностировать заболевание, главным образом из-за отсутствия доступа к качественным диагностическим службам.

Однако в преддверии Всемирного дня борьбы с туберкулезом, отмечаемого 24 марта, ВОЗ сообщила, что благодаря инновационному международному проекту 27 стран добились многообещающего прогресса в диагностировании МЛУ-ТБ.

Проект под названием EXPAND-TB (Расширение доступа к новым средствам диагностирования ТБ), финансируемый ЮНИТЭЙД, способствовал увеличению в три раза числа больных МЛУ-ТБ, которые были диагностированы в странах-участниках проекта.

Д-р Маргарет Чен
Генеральный директор ВОЗ

Однако ситуация начинает меняться. Новые технологии позволяют быстро диагностировать туберкулез и туберкулез с лекарственной устойчивостью всего лишь за два часа.

В 2009 году ЮНИТЭЙД предоставил 87 миллионов долларов США в поддержку проекта EXPAND-TB с участием нескольких партнеров. Этот проект призван обеспечить возможности для эффективного и устойчивого доступа к рекомендуемым новым технологиям диагностирования заболевания и их использования в 27 странах с низким и средним уровнем дохода. На эти страны в совокупности приходится 40% оцениваемого глобального бремени МЛУ-ТБ.

Этот проект принес впечатляющие результаты. Более 30% больных МЛУ-ТБ, выявленных в 2012 году во всем мире, являются гражданами стран-участников проекта EXPAND-TB. В Индии 90% больных МЛУ-ТБ были выявлены с помощью служб, которые участвовали в проекте EXPAND-TB. Использование этих тестов требует укрепления лабораторных служб. К концу 2013 года 92 лаборатории функционировали в полном объеме. В период с 2009 по 2013 год число больных МЛУ-ТБ, диагностированных в 27 странах, возросло в три раза, причем только в 2013 году были диагностированы 36 000 человек.

Этот проект позволил пролечить возросшее число пациентов противотуберкулезными препаратами второй линии гарантированного качества. Благодаря этому спросу проект помог снизить цены на индивидуальные препараты и схемы лечения МЛУ-ТБ на одну треть. Цены на диагностические материалы также снизились.

Проект EXPAND-TB дополняет инвестиции в лабораторную инфраструктуру и диагностические службы со стороны международных партнеров, в том числе Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, Всемирного банка и правительства Соединенных Штатов Америки.

В настоящее время министры здравоохранения прилагают усилия по обеспечению национального финансирования на среднесрочную перспективу и сотрудничают с партнерами с целью устранить дефицит финансирования качественных диагностических тестов и служб.

ВОЗ является направляющим и координирующим органом по вопросам здравоохранения в системе Организации Объединенных Наций. На нее возложено обеспечение лидерства в вопросах глобального здравоохранения, формирование повестки дня в области научных исследований в сфере здравоохранения, установление нормативов и стандартов, формулирование вариантов политики на основе фактических данных, оказание странам технической поддержки и мониторинг и оценка тенденций в области здравоохранения.

ЮНИТЭЙД является глобальной инициативой в области здравоохранения, созданной в 2006 г. правительствами Бразилии, Чили, Франции, Норвегии и Соединенного Королевства для обеспечения устойчивого финансирования борьбы против ВИЧ/СПИДа, малярии и туберкулеза. Примерно 70% средств ЮНИТЭЙД поступают от небольшого налога на авиабилеты. Через своих подрядчиков ЮНИТЭЙД финансирует закупку препаратов и средств диагностики гарантированного качества для пациентов бедных стран, используя свое влияние на рынке для расширения предложения, содействия разработке новой и более качественной продукции и сокращения сроков поставки и цен.

Фонд инновационных новых средств диагностики (FIND) является международной некоммерческой организацией, стимулирующей разработку и реализацию инновационных диагностических решений в отношении болезней, связанных с нищетой. В качестве основного подрядчика EXPAND-TB FIND тесно сотрудничает с национальными противотуберкулезными программами и многочисленными международными и местными партнерами с целью создания лабораторного потенциала, ускорения освоения и разработки ноу-хау, необходимых для правильного использования новых противотуберкулезных технологий. FIND содействует обеспечению всех основных элементов, необходимых для успешного развертывания диагностики, и преследует цель обеспечить максимальную отдачу для пациентов.


В условиях бюджетно-страховой медицины лекарственный формуляр является основой для расчета стоимости гарантированного государством пакета бесплатных медицинских услуг, планирования финансовых потоков, направляемых на эти цели, и оценки затратной эффективности медикаментозного лечения [2, 4, 6, 8].

Разработка и внедрение в здравоохранение принципов формулярной системы позволят упорядочить лекарственное обеспечение организаций здравоохранения и населения региона, предоставят возможность лечащим врачам использовать в лечебно-диагностическом процессе наиболее эффективные и безопасные ЛС, создать механизм формирования республиканской и муниципальной заявок на основе баланса между потребностью в ЛП и возможностью ее финансового обеспечения.

Весьма важными представляются и экономические аспекты создания формулярных списков (ФС) лекарственных средств. Раньше экономические вопросы в основном сводились к рассмотрению закупочной цены на ЛП.

Со временем экономический анализ затрат, связанных с проведением лекарственной терапии, значительно расширился. В условиях ограниченных финансовых ресурсов в здравоохранении большое значение имеет разработка методики расчета экономической эффективности, в которой должна найти отражение не только цена включенного в ФС лекарственного препарата, но и стоимость курса лечения с применением этого лекарственного препарата, т.е. фармакоэкономические расчеты [1, 3, 5].

Ассортимент лекарственных препаратов для лечения стационарных больных формируется назначениями лечащих врачей. Нами был проведен анализ частоты врачебных назначений по историям болезни больных туберкулезом легких на базе Республиканского противотуберкулезного диспансера за 2004–2012 гг.

Для того чтобы установить приоритеты отбора и закупок лекарственных средств в соответствии с их классификацией проводят VEN-анализ. Под VEN-анализом лекарственных средств понимают распределение изучаемой группы лекарственных препаратов по трем категориям жизненной важности: жизненно важные (V), необходимые (E) и второстепенные (N). Отнесение к той или иной группе осуществляется на основе определенных рекомендаций высококвалифицированных врачей-экспертов:

– жизненно важные (Vital) – V – лекарства, важные для спасения жизни; имеющие опасный для жизни синдром отмены; длительно применяемые для лечения и профилактики;

– необходимые (Essential) – E – лекарства, необходимые для лечения менее опасных, но достаточно серьезных состояний и для поддерживающей терапии;

– второстепенные (Non essential) – N – лекарства для лечения менее опасных состояний заболевания; лекарства сомнительной эффективности, а также препараты, терапевтическое действие которых невелико, а стоимость высока.

Для разработки формуляра противотуберкулезных лекарственных препаратов проводился стоимостный АВС-анализ и распределение лекарственных препаратов по группам клинической значимости (VEN-анализ), что позволяет выявить структуру закупаемых препаратов и дает объективную основу для принятия решений по исключению или внесению препаратов в формулярный список. АВС-анализ – это распределение лекарственных препаратов на группы в зависимости от уровня их годового потребления (класс А: 10–20 % препаратов, на которые расходуется 75–80 % лекарственного бюджета; класс В: 10–20 % препаратов – 15–20 % бюджета; класс С: 60–80 % препаратов, на которые в сумме расходуется не более 5–10 % лекарственного бюджета).

При отборе лекарственных препаратов для включения в формуляр используются критерии: адекватность структуре заболеваемости у населения в амбулаторно-поликлинической службе, доказанная эффективность и безопасность лекарственных препаратов, соотношение стоимости курса лечения и эффекта.

Анализ ассортимента показал, что затраты на препараты категории жизненно важные составили – 79,24 %; необходимые – 14,23 %; второстепенные – 6,53 %. Частоту назначения и показания для коррекции определяющего клинический статус состояния рассматривали в качестве главных критериев отнесения лекарственного препарата к той или иной категории жизненной важности.

Таким образом, внедрение ФС позволит упростить закупки ЛС, более рационально использовать финансовые средства, а также улучшить качество лечения за счет исключения небезопасных и неэффективных препаратов.

Особую актуальность приобретает необходимость адекватного, гарантированного и своевременного лечения больных социально значимыми заболеваниями в условиях недостаточного финансирования здравоохранения.

В процессе подготовки указанных рекомендаций нами принимались во внимание особенности ЛС, включенных в ФС. В результате этого в Методические рекомендации оказались включены: показания к использованию, предостережения к назначению, противопоказания, побочные действия, основные взаимодействия с другими ЛС, режим дозирования, информация для пациентов, основное коммерческое название препарата, зарегистрированные лекарственные формы, производитель (производители) препарата, стоимость.

Разработанный нами формулярный справочник содержит базовую информацию из объективных источников о лекарственных препаратах, применяемых во фтизиатрии для лечения туберкулеза органов дыхания в условиях стационара.

При отборе лекарственных препаратов для включения в формулярный список был взят за основу Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 376-р от 29.03.2007 года [7].

В справочник, помимо препаратов, представленных в Перечне, добавлены новые группы лекарственных препаратов и отдельные препараты, которые широко используются в настоящее время в практической фтизиатрии.

Формулярный справочник также содержит информацию о синонимах отечественных и зарубежных антибактериальных лекарственных препаратах, разрешенных к медицинскому применению Министерством Здравоохранения Российской Федерации по состоянию на 01.03.2007 г.

Принцип внедрения ФС предполагает, что все указанные информационные категории связываются чрезвычайно важной внеформулярной информацией, относящейся к области организации здравоохранения – практическим рекомендациям по лечению.

При этом системы практических рекомендаций не должны рассматриваться как жесткий стандарт, но признаны определять наиболее рациональное и доказательно обоснованное направление терапии там, где это возможно.

На основании полученных данных составлен перечень наиболее эффективных и безопасных ЛС, применяемых в комплексном лечении туберкулеза, который может быть рекомендован для включения в региональный формуляр. В формулярный справочник вошло 26 наименований ЛС, применяемых для лечения ТОД, из 3 фармакотерапевтических групп.

Внедрение лекарственных формуляров позволит сократить количество лекарственных препаратов, применяемых в стационаре, до 30 %. Замена оригинальных препаратов на препараты-аналоги экономически оправдана в связи с удешевлением препаратов в 2–3 раза. Знание четкого перечня лекарственных препаратов и потребность в них лекарственного учреждения позволит принимать участие в оптовой закупке лекарственных препаратов на тендерной основе.

В результате внедрения ФС затраты на лечение больного снизятся за счет внедрения рациональной фармакотерапии путем сравнительной оценки эффективности, стоимости препаратов, экономии финансовых средств при закупке препаратов. Освободившиеся средства вкладываются в ликвидацию скрытого дефицита ЛС, развитие диагностической базы, новых схем лечения больных, повышение квалификации врачей.

Рецензенты:

Парфейников С.А., д.фарм.н., профессор кафедры экономики, права и организации здравоохранения и фармации Пятигорский медико-фармацевтический институт, филиал, ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет, г. Пятигорск.

Работа Правительства: факты и цифры.

Ключевые показатели в здравоохранении

По данным Росстата, в России наблюдается рост продолжительности жизни, которая в 2016 году составила 71,9 года (рост на 0,5 года по сравнению с 2015 годом – 71,4). У женщин этот показатель составил 77,1 года (рост на 0,4 года, в 2015 году – 76,7 года), а у мужчин – 66,6 года (рост на 0,7 года, в 2015 году – 65,9 года).

За 12 месяцев 2016 года показатель смертности населения составил 12,9 на 1000 населения (12 месяцев 2015 года – 13,1).

За 12 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года отмечено снижение показателей смертности от наиболее распространённых причин от:

  • болезней системы кровообращения на 2,8% – 614,1 на 100 тыс. населения;
  • дорожно-транспортных происшествий на 10,7% – 10,8 на 100 тыс. населения;
  • туберкулёза на 16,7% – 7,5 на 100 тыс. населения;
  • болезней органов дыхания на 8,0% – 47,1 на 100 тыс. населения.
  • новообразований на 0,8% – 201,6 на 100 тыс. населения;
  • болезней органов пищеварения на 3,6% – 66,3 на 100 тыс. населения.

По данным ВОЗ, в 2016 году Россия вошла в десятку государств, которые за последние годы добились наибольшего прогресса в борьбе с неинфекционными заболеваниями: раком, диабетом, болезнями сердца и лёгких.

Охрана здоровья матери и ребёнка

Наблюдается значительное снижение младенческой смертности – на 43,3%, которая сократилась с 8,6 на 1000 родившихся живыми в 2012 году до 6 на 1000 родившихся живыми (за 12 месяцев 2016 года), а по данным за январь 2017 года – 5,1. При этом в большинстве регионов этот показатель в январе 2017 года составил 5 и ниже.

Снижение смертности среди детей в возрасте до 4 лет в период с 2012 по 2016 год – на 29,2%, с 10,6 на 1000 родившихся живыми в 2012 году до 7,5 в 2016 году.

На 30% снизилась смертность среди детей в возрасте до 17 лет, которая в 2016 году составила 69 случаев на 100 тыс. человек против 98,7 в 2012 году.

По предварительным данным Росстата, показатель материнской смертности за январь – декабрь 2016 года составил 8,3 на 100 тыс. родившихся живыми. Таким образом, по сравнению с 2011 годом, когда этот показатель составлял 16,2 случая на 100 тыс. родившихся живыми, произошло снижение почти в два раза. Всего же за указанный период 2016 года число случаев материнской смерти – 158, что является историческим минимумом для нашей страны.

Снижается число абортов. По предварительным данным, общее число абортов составило 688 тыс., снижение, по сравнению с 2015 годом, составило 7,9%, когда было сделано 747,7 тыс. абортов.

Продолжается строительство 32 новых перинатальных центров, которое позволит завершить формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи в сфере охраны материнства и младенчества и обеспечить дальнейшее улучшение показателей.

Ежегодно увеличиваются объёмы оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям – с 54,7 тыс. в 2011 году до 126,5 тыс. в 2016 году.

Высокотехнологичная медицинская помощь

Беспрецедентно увеличиваются объёмы высокотехнологичной медицинской помощи (далее ‑ ВМП). По оперативным данным, общий объём оказанной в 2016 году ВМП составил более 963 тыс. пациентов, что на 17% больше показателя 2015 года (823,3 тыс. пациентов).

По предварительным данным ФОМС, высокотехнологичная медицинская помощь, включённая в базовую программу обязательного медицинского страхования, в 2016 году оказана 451,8 тыс. пациентов в 932 медицинских организациях страны.

ВМП, не включённая в базовую программу обязательного медицинского страхования, в 2016 году оказана 511,3 тыс. пациентов в 138 федеральных государственных учреждениях и 374 региональных.

Формирование пациентоориентированной медицины

В 2016 году диспансеризацию взрослого населения прошло более 22 млн человек, что составляет 94% от плана.

Также, по данным субъектов Федерации, за 12 месяцев 2016 года более 25 млн детей в возрасте до 17 лет, включая сирот, прошли профилактические медицинские осмотры.

Здоровый образ жизни и профилактика

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, распространённость табакокурения среди взрослого населения благодаря введению антитабачного законодательства снизилась с 41% в 2010 году до 31% в 2016 году.

За несколько лет, по данным статистики, среднедушевое потребление овощей (и бахчевых) в России увеличилось на 10%, фруктов и ягод – на 38%. Потребление сахара в свою очередь уменьшилось почти на 10%.

Потребление алкоголя в России снизилось c 14,3 до 10,5 л на душу населения. Смертность от алкогольных отравлений снизилась на 36% – с 23,9 до 15,2 тыс. в год за период с 2008 года.

Медицинское образование и кадры

Разработаны стратегия развития медицинского образования, концепция непрерывного медицинского образования.

Увеличена квота целевого приёма: в 2016 году она составила 56,8%, что на 2% превышает показатель 2015 года. При этом по результатам зачисления в медицинские вузы по отдельным специальностям она достигала 80%. Существенно увеличена квота целевого приёма по программам интернатуры и ординатуры суммарно до 52,1%, что в динамике только за последний год составило 15,1%.

Растёт процент трудоустройства выпускников медицинских вузов. Если в 2011 году этот процент был 81, то в 2016 году он составил 87,7.

Разработана система помощи в принятии решения врача на основе электронного рубрификатора, содержащего клинические рекомендации по лечению и диагностике перечня основных заболеваний.

Новая программа позволит медработнику по ключевым словам оперативно выйти на все необходимые графологические данные, связанные с диагностикой и быстрым ответом, и разобрать клиническую ситуацию на конкретные шаги. Наряду с созданием новой системы подготовлен законопроект, который сделает применение этих руководств обязательным на всей территории России.

По данным Росстата, за 2016 год зарплата врачей увеличилась по сравнению с 2015 годом на 5,9% и составила 50 667 рублей; среднего медицинского (фармацевтического) персонала – на 4,4% и составила 28 174 рублей; младшего медицинского персонала – на 9,6% и составила 18 436 рублей.

Борьба с социально значимыми инфекционными заболеваниями

Минздравом России совместно с федеральными органами исполнительной власти разработана и утверждена Правительством Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (далее – Государственная стратегия).

Реализация Государственной стратегии позволит к 2020 году:

  • повысить информированность населения в возрасте 18–49 лет по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции до 93%;
  • увеличить охват населения медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию до 24%;
  • увеличить долю лиц, состоящих под диспансерным наблюдением, от общего числа лиц, заражённых вирусом иммунодефицита человека, до 90%;
  • увеличить долю лиц, заражённых вирусом иммунодефицита человека, получающих антиретровирусную терапию, от общего числа лиц, заражённых вирусом иммунодефицита человека, до 38,3%;
  • увеличить долю лиц, заражённых вирусом иммунодефицита человека, получающих антиретровирусную терапию, от общего числа лиц, заражённых вирусом иммунодефицита человека, состоящих под диспансерным наблюдением, до 56%;
  • снизить риск передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребёнку;
  • снизить дискриминацию лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в семье, в общественной жизни, в области занятости (выбор сферы деятельности (профессии) и трудоустройство) и здравоохранения;
  • усовершенствовать систему эпидемиологического контроля (надзора) за распространением ВИЧ-инфекции среди населения Российской Федерации.

В целях повышения доступности антиретровирусной терапии в рамках реализации Государственной стратегии в 2016 году началась реализация комплекса мер по снижению цен на антиретровирусные лекарственные препараты (далее – АРВП), а именно:

  • централизация государственных закупок АРВП;
  • широкое применение воспроизведённых лекарственных препаратов;
  • заключение соглашений по цене;
  • обеспечение бесперебойных поставок лекарственных препаратов;
  • разработка Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.

В течение 2016 года в России проведены масштабные акции в рамках объединённой информационно-просветительской кампании по информированию граждан о ВИЧ/СПИД с привлечением телевидения, радио, печатных СМИ, интернет-ресурсов, наружной рекламы, документальных фильмов, а также были проведены акции в общественных местах и флешмобы. Во время проведения этих мероприятий граждане могли пройти бесплатное медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию.

В 2016 году в рамках реализации мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным туберкулёзом продолжена работа, направленная на активное раннее выявление больных туберкулёзом и обеспечение их необходимым лечением, что способствовало улучшению эпидемиологической обстановки по туберкулёзу в России.

За последние 8 лет заболеваемость в России туберкулёзом сократилась более чем на 30%.

На протяжении последних 10 лет число новых случаев туберкулёза в мире снижалось в среднем на 5,2% в год. В России средние темпы снижения числа новых случаев туберкулёза за аналогичный период составили 5,8% в год.

В 2016 году заболеваемость туберкулёзом в целом по России составила 53,3 на 100 тыс. населения, что на 7,8% ниже значения заболеваемости туберкулёзом за 2016 год.

С 2012 по 2016 год отмечено значительное снижение смертности от туберкулёза – на 26,4%, с 12,5 до 9,2 на 100 тыс. населения. По оперативным данным Росстата, за январь – декабрь 2016 года снижение смертности от туберкулёза отмечается в 74 субъектах Федерации. За указанный период показатель смертности населения от туберкулёза снизился на 16,7% и составил 7,5 на 100 тыс. населения.

В субъектах Федерации проводились мероприятия:

  • по улучшению материально-технического оснащения лабораторий медицинских организаций фтизиатрического профиля;
  • по обеспечению противотуберкулёзными и антибактериальными препаратами для лечения больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя.

Оснащение лабораторий медицинских организаций фтизиатрического профиля современным диагностическим оборудованием позволило широко внедрить новейшие технологии ускоренного выявления лекарственной устойчивости возбудителя.

В 2016 году проведена масштабная работа по разработке и внедрению Федерального регистра лиц, больных туберкулёзом. Проведена пилотная апробация указанного регистра в 15 субъектах Федерации. В настоящее время во всех субъектах Федерации завершается внедрение Федерального регистра лиц, больных туберкулёзом.

В целях повышения знаний специалистов фтизиатрической службы, обмена опытом и перспективными научными достижениями, формирования консолидированной позиции по вопросам совершенствования медицинской помощи больным туберкулёзом, развития научных исследований во фтизиатрии и внедрения инноваций в практику в течение 2016 года был проведён ряд научно-практических конференций, круглых столов и выездных совещаний.

Ведётся активная работа в рамках международного сотрудничества по вопросам профилактики, диагностики и лечения туберкулёза. С 2013 года в сборниках ВОЗ регулярно публикуются лучшие практики российских регионов по борьбе с туберкулёзом.

В конце 2016 года совместным решением Правительства Российский Федерации и ВОЗ Москва была выбрана местом проведения Глобальной министерской конференции по туберкулёзу в контексте глобального здравоохранения и целей в области устойчивого развития. Конференция пройдёт 16–17 ноября 2017 года.

Оборот лекарств и медицинских изделий

Благодаря проводимому мониторингу ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) на фармацевтическом рынке (более 5,8 тыс. респондентов, предоставляющих данные по амбулаторному сегменту, и более 2,1 тыс. респондентов – по госпитальному сегменту) удаётся сдерживать рост цен на ЖНВЛП.

В 2016 году уровень розничных цен на ЖНВЛП амбулаторного сегмента повысился на 1,4%, в том числе в разрезе ценовых категорий: стоимостью до 50 рублей ‑ на 1,6%; стоимостью от 50 до 500 рублей ‑ на 1,3%; стоимостью свыше 500 рублей ‑ на 0,9%.

В то же время розничные цены на препараты, не включённые в перечень ЖНВЛП, повысились в 2016 году в среднем на 7,4%, в том числе в разрезе ценовых категорий: стоимостью до 50 рублей ‑ на 18,6%; стоимостью от 50 до 500 рублей ‑ на 8,6%; стоимостью свыше 500 рублей – на 4,3%.

Совершенствуются механизмы контроля в сфере обращения лекарственных средств в части проверки их соответствия установленным требованиям к качеству.

За 2016 год были выявлены и изъяты из обращения 533 серии 281 торгового наименования недоброкачественных лекарственных препаратов, 11 серий 10 торговых наименований фальсифицированных лекарственных препаратов, 29 серий 17 торговых наименований лекарственных средств, находившихся в гражданском обороте с нарушением действующего законодательства. Доля изъятых из обращения лекарственных средств, не отвечающих установленным требованиям по качеству, в 2016 году составила 0,81% (2015 год – 0,9%; 2014 год – 0,5%, 2013 год – 0,6%).

  • изъято из обращения и уничтожено 7 243 018 упаковок недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств;
  • изъято из обращения 1 149 410 единиц медицинских изделий, не соответствующих установленным требованиям.

В результате ужесточения ответственности в настоящее время отмечается снижение количества выявленных наименований незарегистрированных медицинских изделий – 320 наименований в 2016 году против 388 в 2015 году.

С 1 января 2016 года введены в действие общие фармакопейные статьи и фармакопейные статьи, включённые в Государственную фармакопею XIII издания. Государственная фармакопея XIII издания включила в себя 229 общих фармакопейных статей и 179 фармакопейных статей.

В целях подготовки к запуску общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза и реализации положений Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза совместно с Евразийской экономической комиссией и государствами – членами союза проведена масштабная работа по подготовке нормативных правовых актов второго уровня, по результатам которой 3 ноября 2016 года принято 21 решение Совета Евразийской экономической комиссии в сфере обращения лекарственных средств.

Развитие скорой медицинской помощи

В 2016 году обновлён парк санитарного автотранспорта с высокой степенью износа. В субъекты Федерации направлено 2154 автомобиля скорой медицинской помощи класса В, а также 113 реанимобилей на шасси российского производства, на закупку которых было выделено 5 млрд рублей.

Доля доезда бригад скорой медицинской помощи до ДТП менее чем за 20 минут стабильно высока. В 2015 году доля доездов составила 93,2%, а в 2016 году ‑ уже 94,0%. За 12 месяцев 2016 года показатель смертности при ДТП снизился с 12,1 до 10,8 на 100 тыс. населения.

В 2016 году увеличилась доля доезда бригад скорой медицинской помощи до пациента менее чем за 20 минут. В 2015 году доля доездов составила 87,0%, а в 2016 году уже 88,3%.

Работы по интеграции с федеральным сегментом подсистемы ИЭМК ЕГИСЗ выполнены в 81 субъекте Федерации, 39% (6811) медицинских организаций из 66 субъектов Российской Федерации передают сведения об оказанной медицинской помощи в подсистему. Количество медицинских организаций, подключённых к единой национальной системе электронных медицинских карт, составило 7076.

По итогам 2016 года субъектами Федерации достигнуты следующие результаты:

  • 70,5% автоматизированных рабочих мест медицинских работников подключены к медицинским информационным системам;
  • в 65 субъектах Российской Федерации медицинские организации используют медицинские информационные системы, соответствующие методическим рекомендациям Минздрава России.

В настоящее время Геопортал Минздрава России содержит информацию о более чем 158 тыс. населённых пунктов и порядка 74 тыс. медицинских организаций и их структурных подразделений, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Медицинская наука и инновации

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции