Неотложные меры борьбы с туберкулез

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

от 31 декабря 2004 г. N 268

О республиканской целевой программе "Неотложные
меры борьбы с туберкулезом в Республике
Башкортостан на 2005 - 2007 годы"

(с изменениями на 29 августа 2007 года)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 29 августа 2007 года №243
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В целях реализации Закона Республики Башкортостан "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза в Республике Башкортостан", в соответствии с федеральной целевой программой "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)" Правительство Республики Башкортостан

1. Одобрить прилагаемую республиканскую целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Башкортостан на 2005 - 2007 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

3. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан:

ежегодно при разработке проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год в установленном порядке подавать заявки в Министерство экономического развития Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан на включение Программы в финансирование за счет бюджетных средств; (в ред. Постановления Правительства РБ от 29 августа 2007 года №243)

согласовать с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации объемы субвенций из федерального бюджета на финансирование Программы.

4. Мероприятия и объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан.

5. Рекомендовать администрациям районов и городов предусматривать в проектах местных бюджетов средства на реализацию Программы.

6. Контроль за ходом реализации Программы и целевым использованием выделенных бюджетных средств возложить на отдел социального развития, здравоохранения, труда и занятости населения Аппарата Правительства Республики Башкортостан.

Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 31 декабря 2004 г. N 268

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

3. Основные цели и задачи Программы

4. Система программных мероприятий

5. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы

6. Механизм реализации Программы

7. Координация работ по реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения

8. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

Наименование Республиканская целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом
Программы в Республике Башкортостан на 2005 - 2007 годы"

Основание для Закон Республики Башкортостан "О противотуберкулезной помощи и защите населения
разработки от туберкулеза в Республике Башкортостан";
Программы Закон Российской Федерации "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации";
федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального
характера (2002 - 2006 годы)", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от
13 ноября 2001 года N 790

Государственный Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
заказчик Программы

Основные Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
разработчики государственное учреждение здравоохранения Республиканский противотуберкулезный диспансер
Программы

Основные цели и Основные цели:
задачи Программы стабилизация в республике эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом (снижение
заболеваемости, распространенности, смертности);
снижение негативного воздействия туберкулеза на социально-экономическое развитие республики
путем осуществления комплексных мер организационного и правового характера
Основные задачи:
развитие материально-технической базы противотуберкулезных учреждений;
своевременное выявление туберкулеза;
повышение эффективности лечения больных туберкулезом;
внедрение современных медицинских технологий профилактики и лечения туберкулеза;
подготовка квалифицированных специалистов противотуберкулезной службы;
организация закупок противотуберкулезных препаратов в достаточном объеме и ассортименте

Сроки реализации 2005 - 2007 годы
Программы

Исполнители Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
основных государственное учреждение здравоохранения Республиканский противотуберкулезный диспансер;
мероприятий Программы отделы и управления здравоохранения городов;
лечебно-профилактические учреждения республики

Объемы и источники Реализация Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Республики
финансирования Башкортостан в объеме 146,7 млн. рублей (ежегодно объемы финансирования
Программы Программы из бюджета Республики Башкортостан подлежат уточнению, из федерального бюджета -
согласованию)

Ожидаемые Стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, снижение уровня заболеваемости
результаты туберкулезом до 38 случаев на 100 тыс. человек, смертности - до 11 случаев на 100 тыс. человек;
реализации выявление при профилактических осмотрах не менее 65 - 70% впервые заболевших туберкулезом;
Программы излечение до 85% впервые выявленных больных туберкулезом

Система контроля Общий контроль за выполнением Программы осуществляет отдел социального развития,
за выполнением о здравоохранения, труда и занятости населения Аппарата Правительства Республики
Программы Башкортостан;
государственный заказчик Программы отчитывается о результатах ее реализации в установленном порядке

Республиканская целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Башкортостан на 2005 - 2007 годы" (далее - Программа) сформирована по принципу преемственности по отношению к федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 790.

Программа является продолжением республиканской целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Башкортостан на 2001 - 2004 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 декабря 2000 года N 351.

Программа направлена на стабилизацию эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, в Республике Башкортостан.

Программой предусмотрено укрепление материально-технической базы республиканских противотуберкулезных учреждений.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Благодаря реализации республиканской целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Башкортостан на 2001 - 2004 годы", осуществлению комплекса противотуберкулезных мероприятий, в республике удалось сохранить тенденцию к стабилизации эпидемиологической ситуации по туберкулезу, укрепить материально-техническую базу противотуберкулезной службы.

В период с 2001 по 2004 год продолжалось снижение основных эпидемиологических показателей по туберкулезу. Показатель заболеваемости за последние 3 года в системе здравоохранения республики снизился на 6,0% и составил в 2003 году 47,0 случаев на 100 тыс. человек (аналогичный показатель по Российской Федерации - 66,8).

Территориальный показатель заболеваемости, включая показатели по учреждениям Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан и стационарным учреждениям социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, снизился за указанный период на 10,4% и составил в 2003 году 59,2 случая на 100 тыс. человек (аналогичный показатель по Российской Федерации - 83,2).

Однако эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в Республике Башкортостан продолжает ухудшать высокая заболеваемость туберкулезом в пенитенциарных учреждениях Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан и в стационарных учреждениях социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (2287,6 случая на 100 тыс. осужденных и 204,8 случая на 100 тыс. опекаемых), хотя за последние 3 года отмечено снижение этих показателей на 24,1% и 23,2% соответственно.

Среди впервые заболевших туберкулезом продолжает снижаться показатель запущенных фиброзно-кавернозных форм: за последние 3 года он снизился на 35,7% и составил в 2003 году 1,8 случая на 100 тыс. населения. В то же время в 2003 году среди первичных больных удельный вес больных с фазой распада повысился на 6,1% и составил 36,5%, больных с бактериовыделением - на 16,3%, составив при этом 46,3%.

Заболеваемость туберкулезом возросла за последние 3 года в 19 районах и 8 городах республики. Высокий рост заболеваемости отмечен в городах: Бирске (на 17,0%), Давлеканово (на 24,5%); в районах: Балтачевском (на 84,7%), Бурзянском (на 98,1%), Ермекеевском (на 75,0%), Федоровском (на 64,4%) и др.

Наиболее высокие показатели заболеваемости зарегистрированы в городах: Уфе (60,3 случая на 100 тыс. населения), Бирске (55,7), Давлеканово (57,9), Салавате (57,6); в районах: Ермекеевском (68,6), Иглинском (65,2), Кушнаренковском (66,8), Салаватском (66,6), Федоровском (67,4).

В то же время в 21 районе и 9 городах республики отмечается снижение заболеваемости туберкулезом.
В 2003 году произошло снижение заболеваемости во всех возрастных группах. Показатель заболеваемости туберкулезом детей за последние 3 года снизился на 22,7% и составил 5,8 случая на 100 тыс. детского населения; показатель заболеваемости туберкулезом подростков снизился на 17,5% и составил 17,0 случаев на 100 тыс. подросткового населения.

Случаев смерти от туберкулеза среди детей и подростков за период с 2001 по 2003 год не зарегистрировано.
Показатель распространенности туберкулезом за последние 3 года снизился на 2,7% и составил в 2003 году 177,7 случая на 100 тыс. населения.

Наиболее высокий показатель распространенности на 100 тыс. населения отмечен в городах: Благовещенске (213,4), Ишимбае (219,6), Стерлитамаке (195,4), Уфе (204,3); в районах: Архангельском (207,9), Иглинском (248,1), Кармаскалинском (210,2), Салаватском (219,5).

Наиболее существенный показатель, характеризующий состояние эпидемиологической ситуации по туберкулезу, - показатель смертности - в 2003 году составил 11,5 случая на 100 тыс. населения, в 2002 году - 11,3, в 2001 году - 11,5.

Высокие показатели смертности зарегистрированы в городах: Уфе (14,9), Сибае (22,1), Стерлитамаке (19,0); в районах: Архангельском (16,0), Баймакском (15,7), Иглинском (20,2). В то же время в 10 районах и 7 городах отмечается снижение этого показателя, а в Аскинском, Буздякском, Бураевском, Дуванском, Стерлибашевском, Стерлитамакском и Татышлинском районах смертность от туберкулеза за 2003 год вообще не зарегистрирована.

В прошлом году выявлено 26 ВИЧ-инфицированных больных туберкулезом, всего на учете в Республиканском центре профилактики СПИД и инфекционных заболеваний, противотуберкулезных учреждениях, центральных районных и городских больницах в настоящее время состоят 93 ВИЧ-инфицированных, больных туберкулезом. Они находятся на строгом учете, два раза в год проходят флюорографическое обследование.

Существенное влияние на эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в республике оказало улучшение организации лечения больных туберкулезом благодаря централизованным поставкам противотуберкулезных препаратов в рамках федеральной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 - 2004 годы".

В республике организован мониторинг всех этапов лечения больных туберкулезом. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2003 года N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" продолжается работа по переходу на учет по новым группировкам диспансерных контингентов. Усилена работа по организации контролируемого лечения на всех этапах наблюдения за диспансерными контингентами.

Для достижения положительных результатов в организации противотуберкулезной работы в республике на период с 2005 по 2007 год необходимо полное, своевременное финансирование противотуберкулезных мероприятий.

3. Основные цели и задачи Программы

стабилизация в республике эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом (снижение заболеваемости с 47,0 до 38,0 случаев на 100 тыс. населения, смертности - с 11,5 до 11,0 случаев на 100 тыс. населения, распространенности туберкулеза со 177,7 до 145,0 случаев на 100 тыс. населения);

снижение негативного воздействия туберкулеза на социально-экономическое развитие республики путем осуществления комплексных мер организационного и правового характера.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

развитие материальной базы противотуберкулезных учреждений;

своевременное выявление туберкулеза;

повышение эффективности лечения больных туберкулезом;

внедрение современных медицинских технологий профилактики и лечения туберкулеза;

подготовка квалифицированных специалистов противотуберкулезной службы;

организация закупок противотуберкулезных препаратов в достаточном ассортименте и объеме.

За последние десять лет заболеваемость впервые выявленным активным туберкулезом среди населения Ямала остается на высоком уровне. В 2010 году среди населения зарегистрировано 331 случая туберкулеза. Среди лиц, находящихся в УФСИН по ЯНАО выявлено 59 случаев заболевания туберкулезом. Показатель по округу составил 71,35 на 100 тыс. населения, из них 28 случаев у детей до 14 лет (30,50 на 100 тыс. населения).

По итогам 7 месяцев 2011 года зарегистрировано 158 случаев впервые выявленного туберкулеза, показатель на 100 тысяч населения составил 28,9, в сравнении с аналогичным периодом 2010 году уровень заболеваемости снизился на 22,5%.

За истекший период 2011 года среди детей до 14 лет зарегистрировано 6 случаев впервые выявленного туберкулеза, что на 10 случаев меньше в сравнении с семью месяцами 2010 года. Показатель на 100 тысяч населения составил 5,6 (2010 год - 14,9)

Впервые зарегистрирован 21 случай заболевания туберкулезом у иностранных граждан пребывающих на территории округа. Из них 4 самостоятельно покинули территорию Р.Ф., на 4 направлены в Федеральную службу проекты решений о нежелательности пребывания на территории Р.Ф., по 13 осуществляется подготовка необходимого пакета документов для формирования проекта решения о нежелательности пребывания.

Проведена следующая организационно-методическая работа:

- на окружном и муниципальном уровне проведено 8 межведомственных комиссий по борьбе с туберкулезом.

- подготовлено 11 приказов и распоряжений по профилактике и лечению туберкулеза.

- проведено 2 конференции по проблемам туберкулеза в ЯНАО

- состоялось 1 совещание фтизиатров округа.

Осуществляется госпитализация и лечение больных заразными формами туберкулеза, уклоняющихся от лечения, так за 6 месяцев 2011 года направлено 66 материалов в суд о принудительной госпитализации, из них принято 43 решения о принудительной госпитализации, 3 отклонены судом, остальные 20 находятся на рассмотрении в судах округа.

План флюорографического осмотра населения округа за 6 месяцев 2011 года выполнен на 38,4% всего осмотрено 159915 человек из 415605 запланированных в 2011 году.

Определена потребность в цифровых флюорографах по округу. Внесены предложения правительству округа по выделению финансовых средств для закупки флюорографов.

В 2010 году методом туберкулинодиагностики обследовано 89,6% детей от числа подлежащих.

В округе дефицит коек для лечения взрослых больных туберкулезом составляет 11%. Коек для лечения больных лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза и больных ВИЧ+туберкулез - нет.

В округе 9 противотуберкулезных учреждений, в том числе 7 противотуберкулезных отделений в составе МУЗ.

В 2009-2010 годах Управлением проведена плановая проверка всех противотуберкулезных учреждений. По итогам проверок выдано 8 предписаний по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства и приняты следующие меры административного наказания:

- наложено штрафов 12, в том числе 5 на должностных лиц и 7 на юридических лиц на общую сумму 182500 рублей.

Проверены в 2009-2010 г.г. 1188 предприятий и учреждений по вопросу организации и проведения обследования работников в целях раннего выявления туберкулеза, по итогам проверок приняты следующие меры:

- выдано 35 предписаний

- наложено 24штрафа на общую сумму 139750 рублей

- отстранено от работы 552 человека не прошедших своевременно флюорографическое обследование.

Осуществляется своевременное проведение профилактических и противоэпидемических, дезинфекционных мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.

Проводится постоянная работа по гигиеническому воспитанию и обучению населения мерам профилактики туберкулеза.

- размещено в печатных изданиях муниципального и окружного значения 22 статьи по заболеваемости и мерам профилактики туберкулеза.

- специалисты Управления приняли участие в 12 телевизионных программах окружного и муниципального телевидения.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, 2006-2020 г.

Адрес: 629000, г. Салехард, ул. Титова, д. 10

На состоявшейся в минувшую пятницу коллегии прокуратуры Алтайского края обсуждалась проблема исполнения федерального и краевого закона о борьбе с распространением туберкулёза в Алтайском крае.

По информации Центра госсанэпиднадзора в Алтайском крае число лиц, стоящих на фтизиатрическом учете, составляет 9528, в том числе впервые выявленных в 2004 г. - 3727, из них 174 несовершеннолетних.

Анализ уровня заболеваемости за 2000-2004 г. свидетельствует о его росте на 45,6 % . Сохраняется высоким уровень смертности больных туберкулезом.

В 2004 г. умерло 1008 больных туберкулезом.

По словам начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края Александра Фомина, в крае действует межведомственная санитарно-противоэпидемическая комиссия, на которой в июле прошлого года рассмотрен вопрос об эпидемиологической ситуации по туберкулезу и мерах по стабилизации заболеваемости туберкулезом в крае, а в марте заслушан отчет о ее реализации.

О целевых программах

Органами местного самоуправления городов и районов края приняты целевые комплексные программы о неотложных мерах по борьбе с туберкулезом. Данные правовые акты прокурорами проверены, норм, противоречащих федеральному и краевому законодательству, не установлено. Вместе с тем, прокурорами г. Рубцовска, Бийского, Калманского районов отмечается отсутствие необходимого бюджетного финансирования на осуществление указанных мероприятий.

Так, в г. Рубцовске на финансирование двух программ в городском бюджете на 2004 и 2005 г. расходов не предусмотрено.

В бюджете Калманского района на 2004 г. запланированы расходы на реализацию целевой программы в сумме 51 тыс. руб. Согласно отчету об исполнении бюджета фактически на реализацию программы выделено 13 тыс. руб.

В связи с установленными нарушениями прокурорами внесены представления главам муниципальных образований.

Согласно информаций прокуроров, участвовавших в проверке, выделенные из краевого бюджета на реализацию краевой целевой программы денежные средства использованы на приобретение лекарственных препаратов, специальной техники.

Фактов нецелевого использования бюджетных средств не установлено, меры прокурорского реагирования не применялись.

О профилактических осмотрах

Согласно Федерального закона в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых установлены Правительством Российской Федерации. Население подлежит профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года. В крае ежегодному профилактическому обследованию подлежат все жители от 15 лет и старше.

Между тем, профилактическими флюорографическими осмотрами охвачено 990164 человека, или 45,5 % населения, что лишь на 3,6 % больше аналогичного показателя за 2004 г. При этом количество обследованных детей и подростков составляет 90-95 %. Основными причинами низкого уровня обследованных является отсутствие специального оборудования, отказ граждан от прохождения специализированного медицинского обследования.

В нарушение Порядка проведения профилактических медицинских осмотров населения, определяющем, что профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год лица, снятые с диспансерного учета в связи с выздоровлением, к примеру, в Городской поликлинике № 10 Железнодорожного района из 83 лиц, снятых с учета в краевом противотуберкулезном диспансере, в течение года с момента постановки на учет обследовано лишь 29.

В то же время отмечается неудовлетворительное материально-техническое состояние туберкулезных стационаров. До настоящего времени не решен вопрос увеличения количества туберкулезных коек. На 1 января обеспеченность койками составляла 0.4 на 100 тыс. населения. Передвижные флюорографические установки работают более 10-15 лет, подлежат списанию. 80% стационарных флюорографических установок эксплуатируется более 10 лет и требуют замены. Для охвата профилактическими флюорографическими осмотрами не менее 60 % населения необходимо приобретение не менее 3 передвижных установок и организация краевого флюорографического центра. Недостаточна сеть бактериологических лабораторий противотуберкулезных учреждений. Имеющиеся обеспечивают лишь 22 % от необходимого объема исследований. В текущем году на ввод новых лабораторий выделено 4 млн. 300 тыс. руб., принимаются иные меры, о достаточности которых можно будет судить по результатам.

Всего же на финансирование мероприятий по борьбе с туберкулезом в текущем году в крае выделено 14 089 тыс. руб., что меньше на 2 млн. руб., чем в 2004, и на 4 млн. руб. чем в 2002.

О направлении информаций в медицинские противотуберкулезные организации

Выявлены факты неисполнения требований закона об обязательном направлении сведений о выявленных больных туберкулезом в специализированные противотуберкулезные организации. Так, главными врачами Городской больницы № 6, Городской больницы № 3 в Алтайский краевой противотуберкулезный диспансер информация о выявленных в течение года больных туберкулезом не направляется.

В целях устранения названных нарушений прокурорами районов руководителям медицинских учреждений внесены представления.

О лицензировании

О лекарственном обеспечении

Фактов нарушения прав больных туберкулезом на бесплатное лекарственное обеспечение не установлено, лекарственные препараты имеются в фармацевтических учреждениях в достаточном количестве.

О предоставлении жилья

В соответствии с Федеральным законом больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, коммунальных квартирах, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предоставляются в течение года со дня принятия их на учет для улучшения жилищных условий. При этом учитывается их право на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как показала проверка, больные заразными формами туберкулеза принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в списки лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, однако ввиду отсутствия свободных жилых помещений, таковыми не обеспечиваются.

В жилищных отделах администраций г. Новоалтайска, Бийского района больные заразными формами туберкулеза не включены в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения.

В целях устранения указанных нарушений главам администраций внесены представления.

О борьбе с туберкулезом в уголовно-исполнительной системе края

С учетом большого количества заболеваний туберкулезом в крае на протяжении ряда лет и обострения ситуации с туберкулезом в 1996-1997 годы, когда только за один год умирало в колониях более 200 осужденных, в крае были разработаны и реализованы мероприятия, направленные на предупреждение распространения этого заболевания в подразделениях уголовно-исполнительной системы. Активизировалось и применение средств прокурорского надзора, когда ежегодно проводятся до 200 комплексных и целевых проверок в колониях и СИЗО с обязательным изучением в том числе и рассматриваемых вопросов. В 2004 году в колониях и СИЗО проведено 238 прокурорских проверок, по результатам которых привлечено к дисциплинарной ответственности 35 сотрудников подразделений и аппарата ГУИН края.

Ситуация в пенитенциарных учреждениях стала более контролироваться с оздоровлением финансового положения всей системы, начиная с 2000-2001 гг.

С 1 июля 2001 г. учреждения УИС края работают по программе выявления и лечения больных туберкулезом согласно рекомендациям Все­мирной организации здравоохранения и на основе соглашения между комитетом по здравоохранению администрации края и ГУИН края о взаимодействии в лечении впервые выявленных больных туберкулезом.

Выявление туберкулеза у заключенных (осужденных) осуществляется в ходе проведения обязательного флюорографического обследования при поступлении в следственные изоляторы и исправительные учреждения в 10-30-дневный срок, периодических медицинских осмотров, диспансерного наблюдения за лицами, имеющими заболевание, оказания стационарной медицинской помощи, осуществления санитарного контроля.

По материалам координационного совещания руководителей правоохранительных органов, проведенного в сентябре 2002 г., администрацией края принято решение по улучшению медико–санитарного обеспечения подследственных и осужденных и неотложным мерам по борьбе с туберкулезом, содержащихся в учреждениях уголовно–исполнительной системы. В то же время установлено неполное выполнение всех намеченных мероприятий: остается незавершенным строительство лечебного корпуса на 100 мест в противотуберкулезной больнице, не приобретены флюоро- и рентгенаппараты для ряда учреждений. Не выполняется и собственная программа действий ГУИН по борьбе с туберкулезом.

Так, в условиях постоянного перенаполнения находится больница для осужденных г. Барнаула (в среднем на 20%), что не позволяет проводить полный курс лечения поступающих из колоний туберкулезных больных и для долечивания они направляются в лечебное исправительное учреждение ЛИУ-8 г. Новоалтайска, которое также работает в условиях перенаполнения.

В условиях перенаполнения находятся следственный изолятор № 1 г. Барнаула, колония особого режима УБ-14/9 г. Рубцовска, близки к этому положению СИЗО-2 г. Бийска и колонии строгого режима, скученность в которых значительно ослабляет результаты проделанной работы. Перелимит в СИЗО-1 в феврале текущего года отмечается по 67 камерам из 140 эксплуатируемых. В отдельных помещениях число содержащихся превысило число спальных мест в 2 раза.

Постоянный приток из ИВС в СИЗО больных с активным туберкулезом ухудшает ситуацию в местах лишения свободы.

При этом если в СИЗО с первых дней предпринимаются меры к изолированности таких больных, то в изоляторах временного содержания они в основном находятся в основной массе заключенных, и это также влияет на заболеваемость осужденных после прибытия их в исправительную колонию для отбывания наказания. Таких лиц выявлено в 2004 году 331 человек. Смертность от туберкулеза составила в колониях 37 человек. По 35 фактам проведены проверки в порядке ст. 144 УПК РФ, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела. За 2 месяца текущего года от туберкулеза умерло 5 осужденных, доследственные проверки по данным фактам не проведены.

В целом за счет большого числа амнистированных, количество больных туберкулезом в местах лишения свободы сократилось в феврале 2005 года до 2274 человек (меньше на 35,5%, чем в аналогичный период прошлого года).

Судами края дела о принудительной госпитализации лиц, больных заразными формами туберкулеза, не рассматривались. Причиной тому является отсутствие специального отделения для принудительного лечения больных.

Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Удмуртской Республике в 1991-1992 гг. считалась относительно благополучной. Тогда показатель общей заболеваемости туберкулезом находился в пределах 39,0-39,3 на 100 тыс. населения (по РФ – 34-35,8). К 1996 году на территории республики заболеваемость туберкулезом выросла в 2,2 раза и составила 72,7 на 100 тыс. населения.


Елена Николаевна ВОЛКОВА

В 1980 году Елена Николаевна окончила Ижевское медицинское училище. Трудовая биография началась в Клинической кардиологической больнице медицинской сестрой.

С 1993 по 2001 годы Елена Николаевна являлась ведущим специалистом отдела охраны материнства и детства Министерства здравоохранения Удмуртской Республики.

В апреле 2001 года была назначена помощником заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики

Н.А. Хариной по вопросам здравоохранения, санаторно-курортной помощи и медицинского страхования.

С 11 марта 2008 года работает главным врачом ГУЗ РКТБ МЗ УР.

Отмечена Благодарностью Президента УР

Цель внедрения программы — совершенствование деятельности фтизиатрической службы.

Внедрение целевой программы за период 2001?2008 гг. позволило улучшить некоторые эпидемиологические показатели по туберкулезу. В частности, снизить на 21,1% общую заболеваемость населения активным туберкулезом, увеличить долю профилактических осмотров до 72,9%, обеспечить проведение туберкулиновых проб на уровне 98?99?% в городах и районах республики.

Тем не менее, в 2008 году итоговый показатель заболеваемости туберкулезом (81,6 на 100 тыс. населения) отражает напряженную эпидемическую обстановку в УР. В 8 районах и 2 городах республики этот показатель превышает эпидемический порог (100 случаев на 100 тыс. населения).

Снижение в 2008 году уровня заболеваемости туберкулезом по сравнению с 2007 годом у детей (с 13,9 до 6,5 на 100 тыс. детского населения) и подростков (с 26,3 до 19,8 на 100 тыс. подросткового населения) связано с недовыявлением активных форм туберкулеза в общей лечебной сети и является неблагоприятным признаком на фоне высокой заболеваемости туберкулезом взрослого населения республики.

Отмечается серьезный рост (с 17,5% до 20,2%) больных активной формой, имеющих множественную лекарственную устойчивость. При этом методом микроскопии в общей лечебной сети выявлено лишь 8,8% из 61,8% случаев данной категории больных. Таким образом, микробиологические исследования для активного поиска больных туберкулезом в лечебно-профилактических учреждениях применяются недостаточно и требуют активизации работы в этом направлении. Кроме этого, в 2008 году выявлено 37 случаев запущенного туберкулеза (в 2007 г. — 42), который в 67,6% представлен диссеминированным туберкулезом легких в фазе распада.

Внелегочный туберкулез в общей структуре заболеваемости активным туберкулезом составляет в 2008 году 2,7% (в 2007 г. — 2,9%), что требует при сложившейся эпидемиологической ситуации особого внимания специалистов общей лечебной сети (гинекологов, хирургов, травматологов, невропатологов и др.).

В республике число случаев заболеваемости туберкулезом у ВИЧ-инфицированных больных достигло 155 случаев (в 2006 г. — 66, в 2007 г. — 96).

Социальный статус больных туберкулезом в Удмуртской Республике характеризуется более высокой, чем в России, заболеваемостью среди социально благополучного населения. Так, в 2007 году в Удмуртской Республике заболеваемость работающего населения составляла 56,2%, а 2008 году 56,6% (в РФ в 2007 г. — 48%). Заболеваемость пенсионеров (лиц с относительно стабильным доходом) также выросла на 10%.

Заболеваемость туберкулезом работников ЛПУ выше среднереспубликанского уровня на 9,2% и составляет 89,9 на 100 тыс. работников ЛПУ. Остается высоким уровень заболеваемости среди работников сельского хозяйства. Так, заболеваемость туберкулезом среди животноводов составила 126,3 на 100 тыс. соответствующего населения.

В 2008 году в Удмуртской Республике диагноз туберкулеза посмертно был поставлен 19 больным. В целом показатель смертности составил 16,6 на 100 тыс. населения. Доля умерших от туберкулеза до года наблюдения выросла до 30,3% (при нормативе 5%). Имеется случай посмертного выявления туберкулеза у ребенка 4 лет.

Все это свидетельствует о недостатках диагностики туберкулеза и позднем выявлении больных в общей лечебной сети.

Уровень заболеваемости лиц из бытового контакта с больным туберкулезом остается значительно выше, чем в РФ, и составляет 1353,8 на 100 тыс. контактирующих (в РФ в 2007 г. — 1247,8). Но удалось несколько снизить заболеваемость детей и подростков из контактной группы в результате активизации диспансерной работы фтизиатрической службы. Однако данный показатель во много раз превышает общую заболеваемость туберкулезом детей и подростков.

В 2008 году проводилась определенная организационная работа по увеличению госпитализаций туберкулезных больных. К сожалению, в течение года госпитализировано лишь 85,3% вновь выявленных больных туберкулезом. Это объясняется дефицитом фтизиатрических коек в республике. Кроме того, в рамках действующего законодательства учреждения противотуберкулезной службы не могут удержать лиц, направленных на госпитализацию по решению суда и уклоняющихся от лечения.

Улучшить показатели эффективности лечения не позволяет проблема недостатка противотуберкулезных препаратов.

Обеспеченность республики цифровым рентгено-флюорографическим оборудованием позволила в 2008 году обследовать до 63,2?% населения.

Показатель не проходивших флюорографию 2 года и более находится на уровне 6,9%, что не отражает истинной картины, с учетом высоких показателей запущенных случаев и смертности больных туберкулезом до года наблюдения.

Материально-техническая база противотуберкулезной службы остается неудовлетворительной. Все противотуберкулезные диспансеры нуждаются в проведении капитального и текущего ремонтов. В Удмуртской Республике отсутствует санаторий для реабилитации взрослых больных легочным туберкулезом.

Все вышеизложенное определяет необходимость тщательного анализа, оценки и пересмотра существующих принципов и требований к организации противотуберкулезных мероприятий на территории Удмуртской Республики.

Этапами решения проблемы станут:

— Совершенствование профилактики туберкулеза: благодаря увеличению охвата населения республики профилактическими осмотрами на туберкулез, вакцинации и ревакцинации БЦЖ, совершенствованию методов профилактики заболеваемости туберкулезом у детей. Кроме этого, предлагается увеличить обеспечение системы обязательных санитарно-эпидемиологических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции, совершенствование методов социальной профилактики с применением инновационных технологий.

— Совершенствование диагностики за счет взаимодействия фтизиатрической службы с общей лечебной сетью и внутри сети самой фтизиатрической службы, также взаимодействие фтизиатрической службы республики с фтизиатрическими службами субъектов РФ, НИИ туберкулеза и другими ведомствами.

— Совершенствование организации помощи больным туберкулезом за счет лекарственного обеспечения больных в полном объеме и приближения питания к натуральным нормам.

— Принятие Постановления Правительства УР о мерах социальной поддержки больных туберкулезом.

— Кроме того, необходимо: укрепление кадрового потенциала фтизиатрической службы, научное обеспечение деятельности противотуберкулезной службы республики, улучшение материально-технической базы службы для обеспечения II этапа лечения больных туберкулезом.

В случае выполнения всех вышеперечисленных пунктов ожидается снижение заболеваемости туберкулезом населения до 73,0 на 100 тыс. населения в 2015 году.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции