Главный санитарный врач борьба с туберкулезом

Туберкулез – инфекционное заболевание, вызываемое туберкулезными бактериями и имеющее некоторые особенности. Первой и основной особенностью, отличающей туберкулез от иных инфекционных заболеваний, является его сравнительно широкое распространение, несмотря на то, что он никогда не протекает в форме острой эпидемии. Вторая особенность – это неравномерное распространение туберкулеза, как в отдельных регионах и странах, так и среди возрастных групп населения. В различные периоды жизни большинство людей являются носителями туберкулезных бактерий, но не все зараженные болеют туберкулезом.

Эта закономерность, в отличие от других инфекций, позволяет выделить два основных этапа туберкулезной инфекции – инфицированность и заболеваемость, которые находятся в прямой зависимости друг от друга.

Вероятность заболевания зависит от множества факторов: от общего состояния организма, продолжительности контакта с туберкулезным больным. Способствуют заболеванию неполноценное питание, несоблюдение гигиенических правил, алкоголизм, табакокурение, ослабление организма сопутствующими заболеваниями.

Исследованиями установлено, что микобактерия туберкулеза присутствует в организме большинства людей, однако это не означает, что у всех у них разовьется заболевание. На риск возникновения заболевания влияет состояние иммунной системы, то есть возможность организма бороться с инфекцией. Велик риск заболевания туберкулезом у ВИЧ-инфицированных, у которых защитные барьеры организма разрушены. Содержащиеся в местах лишения свободы ВИЧ-инфицированные лица, как правило, болеют также и туберкулезом.

Микобактерия туберкулеза обладает только ей присущими свойствами. Она находится в капсуле, состоящей из молекул и жирных кислот, и не подвергается разрушению с помощью ферментов, как другие виды микробов в организме человека. Капсула не подвергается разрушению даже с помощью антибиотиков. Кроме того, микобактерия туберкулеза размножается медленно, ее деление происходит один раз в сутки, что затрудняет ее диагностику и исследование.

Распространение микобактерии туберкулеза происходит, в основном, воздушно-капельным путем – при кашле, чихании, разговоре. В некоторых случаях возможно заражение и через предметы. Смесь слюны и мокроты, выделяемая больным активной формой туберкулеза, задерживается в воздухе в течение значительного времени и вдыхается здоровыми людьми, находящимися в помещении. Самый простой способ уменьшить риск заболевания – элементарное проветривание помещения.

В соответствии с главой 2 указанного закона полномочия в области предупреждения распространения туберкулеза предоставлены органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления.

Данным постановлением установлено, что профилактические медицинские осмотры населения проводятся не реже 1 раза в 2 года в соответствии с методами, утвержденными Минздравсоцразвития РФ.

Отдельные группы населения подлежат профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза 2 раза в год: лица, находящиеся в тесном бытовом или профессиональном контакте с источниками туберкулезной инфекции;

лица, снятые с диспансерного учета в лечебно-профилактических специализированных противотуберкулезных учреждениях в связи с выздоровлением – в течение первых трех лет с момента выявления заболевания;

лица, перенесшие туберкулез и имеющие остаточные изменения в легких, в течение первых трех лет с момента выявления заболевания;

лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений – в течение первых двух лет после освобождения;

лица, содержащиеся в учреждениях УИС.

- Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом;

- Порядок ведения государственного статистического наблюдения в целях предупреждения распространения туберкулеза.

В соответствии с ч.1 ст.8 указанного закона больные туберкулезом, нуждающиеся в оказании противотуберкулезной помощи, получают ее в медицинских противотуберкулезных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

Кроме этого, в соответствии с частью 1 ст.45 ГПК РФ данное заявление может быть подано в суд прокурором. Разъяснение по вопросу подачи заявления прокурором о принудительной госпитализации больного заразной формой туберкулеза дано в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2005 года.

Следует отметить, что статьей 15 закона закреплена социальная поддержка лиц, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи.

Предусмотрены также дополнительные ежегодные отпуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 №870. Перечень должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда, утвержден Приказом Минздрава РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, Минюста РФ, Минобразования РФ, Минсельхоза РФ и ФПС РФ от 30.05.2003 №225/194/363/126/2330/777/292.

Медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи и обслуживающие больных туберкулезом животных, подлежат обязательному страхованию.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 21 декабря 2007 г. № 93
"Об усилении мероприятий по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации"

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г.Г. Онищенко, проанализировав эпидемиологическую обстановку по туберкулезу и эффективность проводимых организационных и практических мероприятий по снижению заболеваемости этой инфекцией, установил, что в работе по предупреждению возникновения и распространения заболеваний имеют место серьезные недостатки.

За последние пять лет заболеваемость впервые выявленным активным туберкулезом стабилизировалась на высоком уровне: в 2006 году показатель в целом по стране составил 82,4 на 100 тыс. населения, в Сибирском федеральном округе - 131,6; Дальневосточном - 127,8; Калининградской, Смоленской, Волгоградской, Оренбургской, Курганской областях, Республике Калмыкия, Пермском крае - 100,3 - 137,5 на 100 тыс. населения.

Среди детского населения в 2006 году заболеваемость туберкулезом составила 16,1 на 100 тыс. детей. Особенно неблагополучное положение сложилось в Калининградской, Магаданской областях, республиках Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Камчатском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, где заболеваемость детей в значительной мере определяет высокий уровень заболеваемости населения в целом.

Высокой остается смертность от туберкулеза. В 2006 году она составила 19,5 на 100 тыс. населения, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах - 33,0 - 37,0. Около 80 % от общего числа летальных исходов от инфекционных заболеваний приходится на долю туберкулеза.

Такое положение в значительной мере является следствием несоблюдения во многих субъектах Российской Федерации законодательства в области предупреждения распространения туберкулеза.

Отмечается низкий охват населения профилактическими осмотрами. В 2006 году было обследовано лишь 61,5 % от подлежащего осмотрам взрослого населения, а в Приморском, Красноярском краях, Брянской, Калужской, Архангельской, Псковской, Тульской, Волгоградской, Ростовской, Нижегородской, Пензенской, Иркутской, Томской областях, республиках Карелия, Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике - от 23,4 до 49 %.

Значительная часть населения в стране не обследуется в течение двух и более лет. Неудовлетворительно осуществляются мероприятия по обследованию асоциальных слоев населения. По данным Федеральной службы исполнения наказаний ежегодно в учреждения пенитенциарной системы попадает 20 - 22 тысячи ранее не выявленных больных туберкулезом, которые не обращались к врачам и не состояли на диспансерном учете.

В недостаточном объеме осуществляется работа по раннему выявлению заболевания туберкулезом среди детей и подростков.

В 12 субъектах Российской Федерации в 2006 году методом туберкулинодиагностики обследовано менее 90 % детского населения. У многих детей не проводится последующее дополнительное обследование фтизиатрами, что снижает эффективность туберкулинодиагностики, как метода раннего выявления туберкулеза. В Белгородской, Калужской, Архангельской, Нижегородской, Ульяновской, Иркутской, Томской, Камчатской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Карелия, Приморском крае охват профилактическими осмотрами подростков не превышает 52 - 69 %.

Серьезные недостатки имеют место в диагностике туберкулеза. Нередко при обращении больных в связи с заболеванием этой инфекцией им выставляют другие диагнозы, выявляются случаи пропуска врачами подозрительных на заболевание туберкулезом флюорографических снимков.

В результате неудовлетворительной работы по раннему выявлению больных, ошибок в диагностике туберкулеза, в том числе у детей и подростков, возрастает количество тяжелых и распространенных форм туберкулеза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих.

В недостаточном объеме проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия в очагах туберкулезной инфекции.

В 2006 году в целом по Российской Федерации госпитализировано только 82,8 % больных активным туберкулезом, изолировано детей из очагов туберкулезной инфекции не более 76 %.

Дополнительную жилую площадь получили лишь 7,4 % больных заразными формами туберкулеза, условия проживания и состав семьи которых не позволяют организовать проживание туберкулезного больного в отдельной комнате.

Имеются недостатки в организации и проведении диспансерного наблюдения контактных в очагах туберкулезной инфекции. В 2006 году наблюдались не регулярно 17,2 % контактных, 5,2 % - вообще не наблюдалось.

Профилактическое лечение в очагах туберкулезной инфекции в 2006 году в среднем по стране не получали 5,5 % контактных детей, 8,4 % подростков, 15,1 % взрослых, а в Амурской, Брянской, Калининградской, Московской, Мурманской, Новгородской, Нижегородской, Пензенской областях и Республике Хакасия - 23 - 85 % лиц, проживающих в очагах туберкулезной инфекции.

Заключительная дезинфекция проведена только в 87 % очагов, с применением камерного метода - в 56 %.

Особенно низкие показатели проведения заключительной дезинфекции - не более 34 % - в республиках Алтай, Бурятия, Карелия, Удмуртской Республике, г. Санкт-Петербурге, Иркутской, Ленинградской, Костромской, Орловской, Омской, Томской и ряде других областей.

В результате указанных недостатков в проведении профилактических мероприятий значительная часть бытовых очагов туберкулеза остается чрезвычайно опасным источником этой инфекции для населения и, в первую очередь, для лиц, проживающих совместно с больными. Заболеваемость контактных в очагах туберкулезной инфекции в 10 раз превышает заболеваемость населения в целом и составила в 2006 году 783 на 100 тыс. контактных.

Положение усугубляется тем, что только в 9 % фтизиатрических стационаров противотуберкулезная помощь осуществляется в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

В настоящее время 60 % фтизиатрических учреждений нуждаются в капитальном ремонте, в 21 % - отсутствует подводка горячей и (или) холодной воды, 11 % - не канализованы. В половине противотуберкулезных стационаров не решена проблема очистки сточных вод.

Большинство противотуберкулезных стационаров не имеют необходимого набора помещений и площадей, что не позволяет организовать даже изоляцию больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза.

В 65 % учреждений занижена площадь на 1 койку, при этом дефицит туберкулезных коек отмечается во Владимирской, Воронежской, Курской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Ярославской, Калининградской, Мурманской областях, республиках Коми, Адыгея, Калмыкия, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках, в большинстве субъектов Российской Федерации Приволжского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов.

В 42 % стационаров отмечается недостаток и изношенность медицинского оборудования. Пятая часть всех фтизиатрических стационаров не обеспечена достаточным количеством белья и постельных принадлежностей.

В 37 % стационаров фтизиатрического профиля не выполняются требования СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений", в том числе по сбору и обеззараживанию мокроты туберкулезных больных.

Отмечаются перебои в поставках и недостаток лекарственных препаратов для лечения туберкулеза.

Во многих противотуберкулезных учреждениях не решены вопросы создания надлежащих условий труда медицинского персонала, нарушаются сроки прохождения медицинских осмотров сотрудниками. По этим причинам заболеваемость туберкулезом работников фтизиатрических учреждений в среднем по стране в 4,5 раза превышает заболеваемость населения, достигая 1300 - 2500 на 100 тыс. данной профессиональной группы.

В субъектах Российской Федерации не решены вопросы организации лечения туберкулеза у лиц, относящихся к социально-дезадаптированным слоям населения, освободившимся из учреждений пенитенциарной системы. Ежегодно после освобождения из мест лишения свободы половина больных туберкулезом не встают на диспансерный учет. Эти лица представляют собой постоянный источник туберкулезной инфекции, нередко ее лекарственно-устойчивых форм, лишая окружающих их людей права на безопасную среду обитания.

В целях усиления мероприятий по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации и в соответствии со ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14 ст. 1650; 2003, № 2, ст. 167; 2006, № 52, ст. 5498), Федеральным законом Российской Федерации от 18.06.2001 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, № 26, ст. 2581; 2004, № 35, ст. 3607) постановляю:

1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Рассмотреть вопрос о состоянии заболеваемости населения туберкулезом и эффективности проводимых мероприятий по борьбе с туберкулезом.

1.2. Внести необходимые коррективы в территориальные программы по борьбе с туберкулезом, предусмотрев в первую очередь выделение ассигнований на закупку диагностического оборудования и средств, лекарственных препаратов для лечения больных, улучшение материальной базы фтизиатрических учреждений, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.

1.3. Обеспечить в полном объеме финансирование территориальных программ по борьбе с туберкулезом и их реализацию.

1.4. Обеспечить действенную работу территориальных межведомственных комиссий по борьбе с туберкулезом.

1.5. Организовать совместную работу заинтересованных ведомств в проведении профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом среди социально-неблагополучных слоев населения.

1.6. Обязать руководителей учреждений всех форм собственности обеспечить 100 % своевременное профилактическое обследование сотрудников учреждений на туберкулез.

1.7. Повысить ответственность руководителей муниципальных образований по организации полного охвата флюорографическим обследованием населения.

2. Федеральному агентству по промышленности рекомендовать рассмотреть вопрос о формировании НИР "Разработка лекарственных средств для терапии мультирезистентного туберкулеза".

3. Руководителям высших и средних учебных учреждений медицинского профиля, руководителям учебных учреждений постдипломного образования рекомендовать принять меры по улучшению подготовки учащихся по вопросам профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.

4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

4.1. Проанализировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу и эффективность противотуберкулезных мероприятий, представить предложения в органы исполнительной власти и местного самоуправления по внесению корректив в территориальные программы по борьбе с туберкулезом.

4.2. Принять дополнительные меры по обеспечению в полном объеме обследования детей и подростков в целях раннего выявления туберкулеза.

4.3. Принять меры по улучшению противоэпидемической работы в очагах туберкулезной инфекции.

4.4. Организовать систематическое проведение санитарно-просветительной работы с населением, в том числе с привлечением средств массовой информации, в целях повышения информированности его об опасности и последствиях заражения туберкулезом, мерах личной и общественной профилактики этой инфекции.

5. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовать:

5.1. Обеспечить неукоснительное выполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 № 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в части проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях раннего выявления туберкулеза.

5.2. Потребовать от руководителей противотуберкулезных учреждений неукоснительного выполнения требований санитарного законодательства в части соблюдения санитарных норм и правил, противоэпидемического режима.

5.3. Осуществить мероприятия по улучшению подготовки медицинских работников общей лечебной сети по диагностике и профилактике туберкулеза.

5.4. Принять дополнительные меры по обеспечению диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий в отношении контактных лиц из очагов туберкулезной инфекции, а также лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом.

6. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

6.1.Повысить эффективность государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в части предупреждения распространения туберкулеза.

6.2. Принять меры по обеспечению взаимодействия и координации деятельности заинтересованных ведомств по выявлению и изоляции мигрантов - больных туберкулезом, проведению профилактических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции по месту их временного проживания, а также по выявлению и лечению больных туберкулезом, освободившихся из учреждений пенитенциарной системы.

6.3. О проделанной работе доложить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 01.12.2008.

Аналитическая справка правоприменения действующего законодательства Российской Федерации в части проведения работы по профилактике туберкулеза.

В связи с участившимися случаями отказов родителями несовершеннолетних детей предоставления в образовательные учреждения документов, подтверждающих отсутствие заболевания туберкулезом (подвергая риску здоровье окружающих детей), ГКУЗ МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ проведен анализ правоприменения и толкования действующего законодательства.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статьёй 39 названного закона установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1).

В силу статьи 29 поименованного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1). Осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей (пункт 5.8 (1) Положения).

Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в силу пункта 8 названного положения является Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.

Таким образом, Правила утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и устанавливают требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения (пункты 1.1 и 1.2).

Статьей 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ установлены обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Согласно пункту 3 статьи 39 данного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Оспариваемый заявителем пункт 1.3 Правил полностью соответствует приведенным положениям закона и фактически их воспроизводит.

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (преамбула).

Данным законом противотуберкулезная помощь определена как совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом и проводимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях в порядке, установленном этим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Профилактика туберкулеза - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление (статья 1).

Пункты 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ закрепляют обязательное условие при оказании противотуберкулезной помощи гражданам - наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 данного закона и другими федеральными законами (пункт 2).

Противотуберкулезная помощь несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из его родителей или иного законного представителя, лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, - при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 указанного федерального закона и другими федеральными законами (пункт 3).

Вместе с тем статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ предусматривает, что граждане обязаны заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Установленное вторым абзацем пункта 5.7 Правил требование о допуске детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания, направлено на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Оспариваемое положение пункта 5.7 Правил не противоречит приведенным нормам закона, так как не регулирует отношения, связанные с оказанием противотуберкулезной помощи несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет, а также не предусматривает медицинского вмешательства без информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на такое вмешательство, закрепленного в статье 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. При обращении гражданина к врачу-фтизиатру, последний рекомендует все возможные способы диагностики, в том числе исключающие введение туберкулина ребенку.

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают права и законные интересы граждан, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований об оспаривании пункта 1.3 и абзаца второго пункта 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 Верховным судом Российской Федерации было отказано.

2. Зачастую родители несовершеннолетних детей, после отказа администрациями образовательных учреждений в допуске ребенка в образовательное учреждение, обращаются в органы прокуратуры за защитой своих прав.

Проба Манту прививкой не является. Прививка ставится для того, чтобы создать иммунитет к возбудителям того или иного заболевания. Проба Манту делается не для выработки иммунитета к возбудителю туберкулеза (микобактерия туберкулеза, палочка Коха), а для того, чтобы оценить наличие этого иммунитета и его состояния у ребенка и является очень важной в ранней диагностике заболевания туберкулезом.

В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона №157-ФЗ национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.

Частью 2 ст. 9 Федерального закона №157-ФЗ установлено, что Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

-созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья (п.15 ч. 3 ст. 28);

- созданию безопасных условий обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28);

- организации прохождения обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации (п.6 ч.1 ст.41);

- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (п.10 ч. ст.41).

4. Следует отдельно отметить, что ссылки родителей на нарушение образовательными учреждениями их права на образование, установленного ст. 43 Конституцией Российской Федерации несостоятельны и неправомерны, в виду следующего.

Согласно ч.ч.1, 2 ст. 43 Конституции каждый имеет право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Частью 4 статьи 43 установлено, что основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Соответственно граждане могут реализовать своё право на образование и вне образовательных учреждений.

Следовательно, требования, установленные в п. 1.3 и п. 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 о запрете допуска детей в детскую организацию при отсутствии проведенной туберкулинодиагностики или заключения врача-фтизиатра ПРАВОМЕРНЫ и ПОДЛЕЖАТ ИСПОЛНЕНИЮ ВСЕМИ ФИЗИЧЕСКИМИ И ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ.


В Тульской области ситуация с туберкулезом не такая напряженная, как, например, в Коми и Дальнем Востоке, но она весьма неутешительна. Ежегодно врачи регистрируют примерно 1000 впервые заболевших. В 2008 году - 1290 человек, в 2009 году - 1390, в 2010 - 1077. В прошлом году туберкулезом заболело 36 детей и подростков, ровно столько и годом раньше.

В Тульской области ситуация с туберкулезом не такая напряженная, как, например, в Коми и Дальнем Востоке, но она весьма неутешительна. Ежегодно врачи регистрируют примерно 1000 впервые заболевших. В 2008 году - 1290 человек, в 2009 году - 1390, в 2010 - 1077. В прошлом году туберкулезом заболело 36 детей и подростков, ровно столько и годом раньше.

Существенное влияние на заболеваемость оказывает наличие на территории области исправительных колоний УФСИН РФ и большое число мигрантов. Так, среди осужденных в прошлом году было выявлено 130 впервые заболевших, а из прибывших в область иностранцев - 62 туберкулезных больных.

В Арсеньевском, Веневском, Заокском, Белевском, Киреевском и Щекинском районах заболеваемость в 1,5 раза выше, чем в среднем по области.

Наиболее эффективный способ выявления туберкулеза на самой ранней стадии - флюорографическое обследование. В прошлом году профилактический осмотр или проверку на реакцию Манту прошли 820 тысяч жителей области, благодаря чему у 350 человек удалось вовремя диагностировать болезнь. Вот почему санитарно-эпидемиологический надзор уделяет особое внимание вопросам организации и проведения профилактических осмотров населения. В прошлом году Управление Роспотребнадзора по Тульской области предъявило штрафные санкции к 57 руководителям, на чьих предприятиях несвоевременно проводились профосмотры работников.

Прививки от туберкулеза получают практически все новорожденные уже в роддоме, а в возрасте 7 и 14 лет - те, кому они показаны (дети с отрицательной реакцией Манту).

Но одной профилактикой туберкулез не победить. Не менее важно эффективное лечение. Два года назад на слушаниях в Общественной палате по проблеме туберкулеза главный государственный санитарный врач РФ Г. Г. Онищенко отметил, что материально-техническая база фтизиатрической службы в России находится в неудовлетворительном состоянии. По результатам проверок в 2007 году было выявлено, что только 9% фтизиатрических стационаров соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. "Большинство противотуберкулезных стационаров не имеют необходимого набора помещений и площадей, что не позволяет организовать даже изоляцию больных с лекарственно устойчивыми формами туберкулеза", - констатировал он.

Не остаются в стороне и МО, где главы администраций понимают важность поставленной задачи. В 5 районах Тульской области действовали муниципальные целевые программы по профилактике туберкулеза. В 3 районах мероприятия по борьбе с туберкулезом профинансированы за счет муниципальных программ развития здравоохранения. Кроме того, выделены средства на приобретение двух дезкамер, лекарственных препаратов, дезинфицирующих средств, рентгеновской пленки, туберкулина, шприцев и др.

В преддверии Всемирного дня борьбы с туберкулезом Управление Роспотребнадзора по Тульской области обращает внимание туляков, что эффективность профилактики зависит не только от оснащенности лечебных заведений и профессионализма врачей, но и от каждого конкретного человека, его отношения к собственному здоровью.

Чтобы противостоять болезни, надо своевременно делать прививки детям вакциной БЦЖ, не реже одного раза в два года проходить флюорографическое обследование, вовремя обращаться к врачу с острыми и хроническими формами заболеваний верхних дыхательных путей, надо правильно и полноценно питаться, закаливать и укреплять организм, не курить, не злоупотреблять спиртным.

В Арсеньевском, Веневском, Заокском, Белевском, Киреевском и Щекинском районах заболеваемость в 1,5 раза выше, чем в среднем по области.

Наиболее эффективный способ выявления туберкулеза на самой ранней стадии - флюорографическое обследование. В прошлом году профилактический осмотр или проверку на реакцию Манту прошли 820 тысяч жителей области, благодаря чему у 350 человек удалось вовремя диагностировать болезнь. Вот почему санитарно-эпидемиологический надзор уделяет особое внимание вопросам организации и проведения профилактических осмотров населения. В прошлом году Управление Роспотребнадзора по Тульской области предъявило штрафные санкции к 57 руководителям, на чьих предприятиях несвоевременно проводились профосмотры работников.

Прививки от туберкулеза получают практически все новорожденные уже в роддоме, а в возрасте 7 и 14 лет - те, кому они показаны (дети с отрицательной реакцией Манту).

Но одной профилактикой туберкулез не победить. Не менее важно эффективное лечение. Два года назад на слушаниях в Общественной палате по проблеме туберкулеза главный государственный санитарный врач РФ Г. Г. Онищенко отметил, что материально-техническая база фтизиатрической службы в России находится в неудовлетворительном состоянии. По результатам проверок в 2007 году было выявлено, что только 9% фтизиатрических стационаров соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. "Большинство противотуберкулезных стационаров не имеют необходимого набора помещений и площадей, что не позволяет организовать даже изоляцию больных с лекарственно устойчивыми формами туберкулеза", - констатировал он.

Не остаются в стороне и МО, где главы администраций понимают важность поставленной задачи. В 5 районах Тульской области действовали муниципальные целевые программы по профилактике туберкулеза. В 3 районах мероприятия по борьбе с туберкулезом профинансированы за счет муниципальных программ развития здравоохранения. Кроме того, выделены средства на приобретение двух дезкамер, лекарственных препаратов, дезинфицирующих средств, рентгеновской пленки, туберкулина, шприцев и др.

В преддверии Всемирного дня борьбы с туберкулезом Управление Роспотребнадзора по Тульской области обращает внимание туляков, что эффективность профилактики зависит не только от оснащенности лечебных заведений и профессионализма врачей, но и от каждого конкретного человека, его отношения к собственному здоровью.

Чтобы противостоять болезни, надо своевременно делать прививки детям вакциной БЦЖ, не реже одного раза в два года проходить флюорографическое обследование, вовремя обращаться к врачу с острыми и хроническими формами заболеваний верхних дыхательных путей, надо правильно и полноценно питаться, закаливать и укреплять организм, не курить, не злоупотреблять спиртным.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции