Значение паразитических плоских червей в природе

Многие виды плоских червей являются паразитами, которые вызывают опасные для человека и животных заболевания, называются гельминтозами, а самих червей - гельминтами. Гельминты очень распространены на Земле. Более 270 видов гельминтов из типов Плоские и Круглые черви вызывают заболевания людей во всех частях света. Гельминты паразитируют во всех органах человека, поскольку пути заражения разнообразны: а) с пищей и водой (алиментарный путь) б) со слюной кровососущих переносчика; в) активное проникновение через покровы тела. В течение эволюции они приобрели приспособлений к паразитическому образу жизни, основными из которых являются: а) наличие органов прикрепления (присосок, крючков) б) толстые оболочки тела, непроницаемые для едких жидкостей; в) упрощение или отсутствие пищеварительной системы, нервной системы, органов чувств; г) анаэробное дыхание; д) гермафродитизм и повышенная плодовитость; е) сложный цикл развития с изменением среды обитания и хозяина; е) непрямое развитие и тому подобное. Гельминты имеют антигены в своих покровах и поэтому приводят в организме хозяина к формированию иммунного ответа. При гельминтозах иммунитет имеет специфические особенности. Основными мерами предупреждения заражения плоскими паразитическими червями есть ветеринарный контроль за мясом на бойнях, рынках; очистки воды, защита водоемов от загрязнения нечистотами; санитарный контроль за свалками в населенных пунктах; недопущения использования необеззараженных фекалий в качестве удобрений; систематические медицинские осмотры для выявления и лечения больных животных и людей; уничтожение промежуточных хозяев (например, моллюсков) соблюдение правил личной гигиены - мытье рук перед едой, борьба с мухами, преодоление, прокаливания, просолки мяса, рыбы, применение в пищу мытых овощей, фруктов.

Самые распространенные паразитические плоские черви и гельминтозы

Название вида и болезни

промежуточные хозяева

окончательные хозяева

Вред, который наносят паразиты

Сысун печеночный (фасциолёз)

КРС, свиньи, овцы, козы

Разрушение тканей печени, воспаления желчных протоков, расстройства кишечника

Сысун кошачий (описторхоз)

Моллюск Битиния и карповые рыбы

Человек, хищные млекопитающие, питающиеся рыбой

Цирроз печени, застой желчи, расстройства кишечника

Бычий цепень (гениаринхоз)

Отравление организма продуктами обмена, расстройства пищеварения, малокровие

Цепень свиной (тениоз)

Отравление организма продуктами обмена, расстройства пищеварения, малокровие

Лентец широкий (дифиллоботриоз)

Рачки- циклопы и рыба

Человек, рыбоядные звери

Кишечная непроходимость, отравления организма, малокровие, истощение

Хищные млекопитающие (собаки, волки, шакалы, лисы)

Отравление организма, нарушение работы органов

Среди свободноживущих плоских червей значительное количество видов являются хищниками, которые регулируют количество животных организмов в биоценозах. Встретив жертву, эти хищные черви выворачивают длинную мускулистую глотку изо рта, проникают в тело и вводят жидкость растворяет ткани. Таким образом, в плоских червей возможно и внешнее позаорганизмове пищеварения. Непереваренные остатки удаляются из организма. Но некоторые ресничные черви могут использовать отдельные клетки жертвы. Например, при поедании ги планарии их жалящие клетки НЕ разрушаются, а перемещаются в покровы червей и защищают их.

Плоские вол ьноживучи черви есть и пищей для других хищников. Но они имеют защитные механизмы, которые часто препятствуют этому. В их покровах имеется большое количество слизистых желез, среди которых - рабдитни клетки с палочками, которые могут преломлять свет. Кроме того, при раздражении они выстреливаются наружу и при взаимодействии с водой образуют неприятный слизь, которая защищает их от поедания.

Нет другой группы в животном царстве , которая должна была такое количество еще не описанных видов.

Урок 17 биологии 7 класс дата

Тема: Значение паразитических червей в природе и в жизни человека.

1) Организа
ционный момент

2) Актуализация знаний (фронтальный опрос)

3) Изучение нового материала

4) Закрепление изученного материала

5) Домашнее задание

Здравствуйте ребята! Садитесь! Проверить присутствие учеников

1. Дайте общую характеристику плоским червям

2. Расскажите о местообитании и внешнем строении белой планарии

3. Расскажите о внутреннем строении белой планарии (кожно-мускульный мешок, пищеварительная система, органы выделения)

4. Расскажите о внутреннем строении белой планарии (дыхание, нервная система и половая система)

. Паразитических плоских червей делят на два класса: Класс Сосальщики, или Трематоды и Класс Ленточные черви, или Цестоды

Класс Сосальщики (Вид Печеночный сосальщик) представлен видами, паразитирующими в печени, печеночных ходах, в кишечнике животных и человека. Сосальщики являются эндопаразитами (паразитирующие внутри организма). Сосальщики, вероятно, произошли от ресничных плоских червей, и поэтому у них много общих черт с планариями.

У печеночного сосальщика листовидное сильно сплющенное в спинно-брюшном направлении тело (длинной до 30 мм, а шириной до 8 – 13 мм), постепенно суживающееся к заднему концу. В половозрелой стадии печеночный сосальщик обитает в желчных протоках у овец, коз, КРС, буйволов, верблюдов, свиней, лошадей, зайцев и некоторых грызунов; встречается и у человека. В теле этих животных происходит половое размножение печеночного сосальщика.

Организмы, в теле которых происходит половое размножение паразитов, называются окончательными хозяевами , а организмы, в теле которых не происходит полового размножения, называются промежуточными хозяевами

В связи с паразитическим образом жизни у печеночного сосальщика появились две присоски: ротовая, расположенная на переднем конце тела и брюшная – на брюшной стороне тела. Они помогают сосальщикам удерживаться в желчных протоках. Ресничный эпителий у печеночного сосальщика отсутствует, а все тело покрыто многослойной плотной оболочкой – кутикулой, которая защищает паразита от воздействия желчи животного хозяина.

Развитие печеночного сосальщика происходит с чередованием поколений. Цисты сосальщиков прикрепляются к травянистым растениям. Скот, поедая растения заражается, затем вместе с фекалиями яйца печеночного сосальщика попадают в окружающую среду. Для дальнейшего развития яйца должны попасть в воду. В воде из яйца выходит покрытая ресничками личинка. Она плавает, а затем проникает в тело малого прудовика. В его теле личинка превращается в бесформенный, неподвижный и лишенный ресничек мешок, в котором формируется несколько поколений зародышей. Таким образом на стадии личинки происходит дальнейшее размножение. Малый прудовик служит для печеночного сосальщика промежуточным хозяином. Личинки выходят из тела прудовика и вновь попадают в воду. Они активно плавают, при помощи имеющегося у них хвостика, а потом оседают в прибрежной растительности водоема. Там они отбрасывают хвостик, выделяют вокруг себя оболочку и превращаются в цисту. В такой стадии они сохраняют жизнеспособность длительное время. Поедая прибрежную траву, домашние животные заглатываю паразитов. В кишечнике этих хозяев цисты растворяются, паразиты внедряются в кишечные стенки, попадают в кровеносное русло и током крови заносятся в сосуды печени, проникая и в желчные ходы. Домашние животные и другие позвоночные – окончательные хозяева паразита. Могут заразиться и люди, поедая дикий лук или беря в рот травинки.

Класс Ленточные черви (Свиной цепень и Бычий цепень) – это высокоспециализированные паразиты, обитающие в кишечнике животных и человека. Приспособления к паразитическому образу жизни у цепней более совершенны, чем у сосальщиков. Тело цепней сильно вытянуто и бывает длиной до 10 м. Оно лентовидное, состоящее из члеников и напоминающее цепь. На переднем конце тела имеется маленькая головка, на ней расположены 4 присоски и хоботок с двумя рядами крючьев (они служат для закрепления паразита в кишечнике животного – хозяина). За головкой расположена шейка. У ленточных червей, как и у сосальщиков, тело покрыто эпителием и кутикулой, имеется кожно-мускульный мешок, а полость тела представлена паренхимой. Дыхание у них анаэробное. Нервная система развита слабо, а органы чувств отсутствуют. Пищеварительная система полностью отсутствует, и пища всасывается через покровы всей поверхностью тела.

У свиного цепня в каждом членике развиваются женская и мужская половые системы, поэтому этот плоский червь – гермафродит. Оплодотворение происходит как перекрестно, если членики разных особей соприкасаются друг с другом, так и в одном членике – самооплодотворением. Обычно сначала в члениках развиваются органы мужской половой системы, а затем в них образуются органы женской половой системы. После оплодотворения МПС постепенно исчезает, а по мере образования яиц весь членик наполняется ими. Членики, которые находятся на заднем конце тела, заполнены зрелыми яйцами. Эти членики отрываются и выводятся из организма хозяина наружу с испражнениями. Один червь может продуцировать огромное число яиц – до сотен миллионов в год. При этом живут цепни несколько лет. Для бычьего цепня человек – окончательный хозяин, а промежуточным хозяином служит КРС. КРС может поглотить яйца цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические личинки с крючками. С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы. Здесь шестикрючная личинка растет и превращается в финну – пузырек величиной с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой. В недостаточно прожаренном или проваренном мясе личинки цепня сохраняются живыми. Если человек съест такое мясо, то он заражается им. Бычий цепень выделяет ядовитые вещества, от которых у человека появляются кишечные расстройства и развивается малокровие.

Методы защиты от заражения паразитическими червями.

Соблюдение правил личной гигиены. Мойте руки перед едой, после работы с землёй, ухода за животными, посещения туалета.

Важное значение имеет очистка питьевой воды. Не пейте сырую воду, особенно из открытых водоемов.

Правильное приготовление пищи. Не употребляйте в пищу плохо проваренные или прожаренные мясо и рыбу. Необходим строгий санитарный контроль на бойнях.

Максимально тщательно мойте и по возможности обдавайте кипятком зелень, овощи и фрукты, подаваемые к столу в сыром виде.

Я вам предлагаю по цепочке читать утверждения с доски и отвечать верно оно или нет :

1. Ведут паразитический образ жизни

2. Брюшная присоска печеночного сосальщика служит для питания

3. Печеночный сосальщик – раздельнополое животное

4. Пищеварительная система у печеночного сосальщика отсутствует

5. Окончательный хозяин у печеночного сосальщика – малый прудовик

6. Заражение человека печеночным сосальщиком происходит при недостаточной термической обработке мясных продуктов, особенно печени

7. Окончательный хозяин свиного цепня – свинья, реже собака, кошка, кролик

8. Ротовое отверстие бычьего цепня находится между четырьмя присосками

9. Образование новых члеников постоянно происходит на задней части тела бычьего цепня

10. Свиные цепни – раздельнополые животные

11. Из яйца цепня, попавшего в организм животного, выходит личинка – финна

12. Сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений

1. Плоские черви, паразитирующие во внутренних органах хозяина, называются (эндопаразитами)


2.
Организм, в котором происходит половое размножение паразита, называется (окончательным хозяином)


3.
Печеночный сосальщик обитает в ( желчных протоках печени)


4.
У паразитических плоских червей дыхание (анаэробное)

5. Окончательным хозяином печеночного сосальщика является (человек, овцы, козы, КРС)

6. Для закрепления в кишечнике хозяина у бычьего цепня есть (присоски и крючки)

7. Окончательным хозяином бычьего цепня является (человек)

8. Заражение человека происходит, когда он употребляет в пищу (непрожаренную, непроваренную, непросоленную говядину или свинину)

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: Ленточные черви являются высокоспециализированными паразитическими животными. В связи с паразитическим образом жизни у них редуцируется ряд органов по сравнению со свободноживущими плоскими червями увеличиваются размеры тела, сильно развивается половая система, возрастает плодовитость.

Параграф 16, зарисовать в тетради рис. 55 и 60

Приветствие учителя и готовность к уроку

- головной отдел и задний конец тела

На интерактивной доске поперечный разрез белой планарии, подписать части

- дышит покровами тела

- нервные узлы, стволы, нервы

Записывают в тетради: Класс Сосальщики, или Трематоды и Класс Ленточные черви, или Цестоды.

Записывают определение эндопаразиты

Записывают определение окончательный хозяин и промежуточный хозяин .

Урок на тему: "Значение червей в природе и жизни человека"

Урок биологии в 7 классе

Цель урока: сформировать знания о роли червей в природных экосистемах, в жизни человека; обобщить и систематизировать знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности червей.

Задачи: Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения и процессах жизнедеятельности червей, сформировать знания о роли червей в природных экосистемах о значении в жизни человека, знания о роли российской науки и учёных в изучении червей, в частности, паразитических; сформировать представления о правилах профилактики гельминтозов.

Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, систематизировать информацию, делать выводы, сравнивать; продолжить формирование и совершенствовать умение работать с учебником, дополнительной литературой; развивать навыки исследовательской работы, развивать логическое мышление и речь учащихся, умения выступать перед аудиторией.

Воспитательные: прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает;

развивать уважительное отношение к живым организмам, природе, привитие чувства гордости за российских учёных, изучение их вклада в развитие биологической науки, медицины.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия); Наглядные (таблицы, презентация, раздаточный материал, портреты учёных); Практические (работа с карточками, решение тестовых заданий, решение кроссворда, цифровой диктант).

Технологии: в основе - системно-деятельностный подход, с элементами проблемного обучения, применение технологии развития критического мышления, технологии учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Предметные: умения находить и извлекать необходимую информацию, знания базовых биологических терминов и понятий по изучаемой теме, умения применять полученные ранее знания для решения проблемных вопросов и ситуаций, отвечать на переформулированные вопросы; формирование научного типа мышления.

Метапредметные: осуществлять сравнение, обобщение, классификацию, умение строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; самостоятельно определять цель учебной деятельности; умения работать с учебником и дополнительной литературой; самостоятельно организовывать работу в группе, умение общаться; умение выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; владение основами самоконтроля и взаимоконтроля.

Личностные: воспитание гражданской идентичности: патриотизма и чувства гордости за российских учёных-биологов, их вклад в развитие биологической науки, медицины; формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению; формирование коммуникативной компетентности в общении:

готовности вести диалог с другими людьми, отстаивать своё мнение, приводя аргументы, выступать перед аудиторией; воспитание основ экологической культуры, бережного отношения к живым организмам, в частности, к червям, понимание их роли в экологических системах, знание и соблюдение гигиенических норм для профилактики гельминтозов, сохранения своего здоровья.

Междисциплинарные связи: экология, география, история, химия.

Оборудование: рабочие тетради, учебник биологии для 7 класса, рисунки и таблицы, раздаточный дидактический материал, портреты учёных.

Базовые понятия и термины: бионика, гирудин, гирудотерапия, вермикультура, гельминты, гельминтология, гумус (перегной).

Содержание учебного материала

I. Организационный момент

До начала урока учитель раздаёт карточки (каждому учащемуся двух цветов – красного и зелёного), полоски бумаги для цифрового диктанта (4 см ×8 см). Приветствие учащихся. Проверка присутствующих учащихся в классе.

Подготовка и проверка рабочего места, настрой на работу. Повторение домашнего задания.

II. Актуализация знаний и умений

Работа в группе: составление схем классификации червей из предложенных карточек с систематическими категориями и представителями; составление схем на доске с помощью магнитов. Затем проводят самопроверку под контролем учителя (на слайдах 1, 2, 3 - ответы).

Некоторые учащиеся, получившие карточки, работают индивидуально.

III. Целеполагание, формулировка темы урока

Учитель предлагает учащимся самим определить тему и цель урока: на подготовленных карточках в конвертах послания, якобы от имени червей (где указывается их роль в природе, жизни человека). После определения цели и темы урока, учитель и учащиеся записывают дату и тему урока на доске.

VI. Изучение нового материала

(этап включает также воспроизведение знаний на новом уровне - переформулированные вопросы)

Учитель формулирует проблемные вопросы, ситуационные задания; направляет деятельность учащихся, подводит учащихся, по итогу обсуждения проблемного вопроса, к формулировке выводов. Организует работу учащихся, которые получили опережающее задание – сообщения на определённую тему.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, применяя полученные ранее знания о процессах жизнедеятельности червей; рассуждают, формулируют выводы, составляют опорный конспект в рабочей тетради.

Некоторые учащиеся выступают с приготовленными заранее короткими сообщениями (опережающее задание).

Составляют опорный конспект. Рассуждают, отвечают на вопросы учителя, формулируют правила памятки по профилактике гельминтозов.

V. Закрепление полученных знаний и умений

Решение кроссворда (слайд 4 презентации); учитель зачитывает вопросы к кроссворду, в результате решения – предлагает определить фамилию учёного – русского биолога, внесшего значительный вклад в развитие биологии.

Отвечают на вопросы, решают кроссворд, применяя полученные на уроке знания.

VI. Контроль усвоения материала

Цифровой диктант. Учитель объясняет правила написания цифрового диктанта (из перечня пронумерованных утверждений нужно выбрать только определённые, относящиеся к тому или иному типу червей). Распределяет задания по вариантам. Зачитывает утверждения. Организует взаимопроверку и оценивание работ учащихся.

Выполняют задания (записывают на листах бумаги ответы: номера утверждений через запятую).

Осуществляют взаимопроверку и оценивание работ.

VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся, объявляет домашнее задание. Благодарит за подготовку сообщений, активную работу учащихся на уроке.

Записывают домашнее задание, выставляют оценки в дневники.

I. Организационный момент, приветствие учащихся (1 мин).

Здравствуйте, ребята! Проверьте своё рабочее место, настройтесь на работу. Начнём урок. Проверка присутствующих учащихся в классе.

II. Актуализация знаний и умений (7 мин).

Учитель: Ребята, давайте повторим с вами особенности строения и процессов жизнедеятельности червей.

1. Некоторые учащиеся получают карточки с заданиями (разноуровневая дифференциация). На работу 5-7 минут, выполняют индивидуально.

2. Работа в группе.

Учитель предлагает трём учащимся выйти к доске, из предложенных карточек необходимо составить схему, изображающую систематику типов червей. На карточках (или полосках бумаги) записаны систематические категории и отдельно их названия, а также представители. Учащимся предлагается 2-3 минуты для работы, результат в виде схемы прикрепляется на доску магнитами, стрелки рисуются мелом (при отсутствии магнитной доски, приклеивается на ватман с помощью клея, стрелки - маркером).

Карточки (разрезаются учителем на полоски до урока):

Ответ учащихся в виде схем:

1
2

3

Учитель: (в скобках указаны комментарии учащихся и учителя).

1. Тело Круглых червей состоит из множества сегментов (нет)

2. В теле окончательного хозяина происходит половое размножение паразитов (да)

3. Для червей характерна двусторонняя симметрия тела (да)

4. Круглые черви имеют замкнутую пищеварительную систему (нет) (сквозная)

5. Тип Плоские черви - исключительно паразитические организмы (нет)

(Класс Ресничные черви - свободноживущие)

6. Заражение свиным цепнем происходит при употреблении немытых фруктов (нет)

(а как? ответ: при употреблении заражённой свинины, плохо обработанной термически)

7. Заражение аскаридой происходит через грязные руки (да)

8. Острицы - паразиты кишечника человека (да)

9. Пиявки - это представители типа Плоских червей (нет) (ответ: Тип Кольчатые черви)

10. Человек может заразиться паразитическими червями через рукопожатие (да)

III. Целеполагание, формулировка темы урока (2-3 мин).

2. «Не оторвать, коль присосусь

и крови досыта напьюсь,

А как только толстой стану,

Сама от вас тогда отстану

Не бойтесь, кровь плохую пью,

IV. Изучение нового материала (этап включает также воспроизведение знаний на новом уровне - переформулированные вопросы) (20 мин).

Учащиеся записывают число и тему урока в рабочей тетради.

2. Воспроизведение знаний на новом уровне.

(переформулированные вопросы: проблемные вопросы, ситуационные задания, одновременно с этим учащиеся составляют опорный конспект в рабочей тетради)

2. Учитель: Был проведён такой опыт: в стеклянную банку с песком и почвой поместили дождевых червей. Их кормили листьями, ботвой растений, увлажняя песок. Через некоторое время подвели итоги: в слое песка появились тёмные комочки почвы. Какой вывод из этого опыта можно сделать? (СЛАЙД 5)

Учитель: Было подсчитано, что длина ходов дождевых червей на 1 кв.м. почвы превышает 1 км, а иногда достигает 8 км! Ребята, объясните, как эта деятельность червей влияет на особенности почвы. (СЛАЙД 6)

Проблемный вопрос: (СЛАЙД 7) Почему дождевые черви получили такое название? (Во время дождя выползают на поверхность почвы). Да, но почему это происходит? (Так как черви имеют кожное дыхание и начинают страдать от недостатка кислорода в переувлажненной почве)

3. Физкультминутка. Учащиеся под контролем учителя выполняют гимнастику для глаз. (СЛАЙД 9)

4. Учитель (проблемный вопрос): Ребята, наверняка вы слышали, что морские корабли и подводные лодки имеют внутренние герметические перегородки. Для чего? (учащиеся предполагают). Если борт пробит, то вода, заливает только один отсек. А остальные, сохраняют плавучесть повреждённого корабля. Скажите, а как данный факт связан с червями? С каким типом червей? (Учащиеся высказывают предположения) (СЛАЙД 10)

Учитель: Всё верно, человек использовал знания о строении кольчатых червей. На границе двух наук – биологии и техники, возникла научная дисциплина – бионика (записать в опорный конспект). У большинства кольчатых червей повреждение одного сегмента тела, не влечёт за собой гибель всего животного. Перегородки внутри тела защищают организм при ранениях.

5. Учитель: А сейчас в роли учителя выступит … (называет фамилию учащегося, опережающее задание)

Что же это было? Какое животное, к какому классу относится? (ответ: класс Пиявки, туркестанская пиявка)

6. Учитель: Ребята, у многих людей упоминание о червях вызывает неприятные эмоции. Почему? (учащиеся вспоминают о паразитических червях). Но, кто же может не бояться паразитических червей? (ответ учащихся: тот, кто знает источники заражения и всегда соблюдает гигиенические правила)

Учитель: Итак, мы с вами составим памятку по профилактике гельминтозов. Я буду называть представителей паразитических червей или определённую деятельность человека, а вы, вспоминая, пути проникновения в организм человека гельминтов, постарайтесь сформулировать правила нашей памятки. (СЛАЙД 12)

1.Тщательно мыть руки

Человек выпил воды из открытого источника, например, пруда

Урок биологии в 7-м классе по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова

Данная форма проведения урока стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию коммуникативных навыков, формированию положительного отношения к живой природе привлекает внимание к теме урока.

Оборудование: таблицы по теме, рисунки животных, Красная книга Нижегородской области.

1. Кутикула.
2. Параподии.
3. Нематоды
4. Метанефридии.
5. Гермафродиты.
6. Гельминты.
7. Регенерация.
8. Финна.
9. Половой диморфизм.
10. Гирудин.

(Учитель открывает написанные на доске термины, в которых отсутствуют некоторые буквы. Около терминов нарисовано необычное существо в форме облачка с добрым лицом.)
Посмотрите, кто нас посетил. Это Мелоежка. Он проголодался и съел буквы у наших слов. Он решил нас запутать. Ваша задача – догадаться, какие слова здесь написаны и объяснить, что они означают.
Определения терминов, которые должны дать учащиеся.

Кутикула – своеобразный наружный скелет, создающий опору для мускулатуры и выполняющий защитную функцию у круглых червей.

Параподии – подвижные боковые выросты тела у кольчатых червей, являющиеся прообразом конечностей; на них могут располагаться кожные вырос-ты – жабры.

Нематоды – круглые черви.

Метанефридии – выделительные органы кольчатых червей.

Гермафродиты – обоеполые организмы, в теле которых находятся половые железы самок и самцов.

Гельминты – все паразитические черви, независимо от их принадлежности к той или иной систематической группе.

Регенерация – способность организмов восстанавливать утраченные клетки, ткани и органы.

Финна – пузырек, в котором находится личинка бычьего цепня, состоящая из головки и шейки.

Половой диморфизм – четкие внешние различия между самками и самцами.

Гирудин – находящийся в слюне пиявки белок, препятствующий свертыванию крови.

Учитель. Молодцы. Сегодня мы с вами проведем пресс-конференцию, на которой познакомимся с многообразием червей и их значением. На нашей конференции присутствуют специалисты в различных областях. Им задают вопросы корреспонденты различных газет и журналов, тележурналисты представляющие разные телекомпании. Все журналисты должны быть очень внимательными, т.к. дома им придется писать отчет об услышанном на пресс-конференции. Поэтому по ходу выступления специалистов вы должны делать краткие записи в своих тетрадях. Итак, мы начинаем. Слово корреспондентам.

Вопрос океанологу. Назовите, пожалуйста, червей, обитающих в морях и океанах.

Ответ. В морях обитает много видов червей. Например, представители типа Круглые черви: киноринхи и приапулиды. Киноринхи – мелкие черви, длиной 1 мм. Они обитают между частицами грунта. Приапулиды – донные животные, до 20 см длиной. В прибрежной зоне морей обитают хищные черви немертины. Они настолько своебразны по своему строению, что выделены в отдельный тип. Некоторые из немертин могут достигать в длину 30 м. Но особенно много в морях представителей типа Кольчатые черви, в первую очередь многощетинковых червей – нереиды, пескожил, серпула. Обычно это донные животные, но встречаются и плавающие в толще воды. К кольчатым относятся и черви-эхиуриды – донные животные, ведущие в толще грунта малоподвижный образ жизни.

Вопрос гидробиологу. Назовите, пожалуйста, червей, обитающих в пресных водоемах.

Ответ. Из плоских червей в пресных водоемах обитают и: молочно-белая, многоглазка, черная. и чутко реагируют на загрязнения окружающей среды и являются хорошими биоиндикаторами. Из круглых червей в пресных водоемах живут коловратки – очень мелкие, от 0,04 до 2 мм, животные. Среди них есть плавающие, ползающие, прыгающие и сидячие формы. Из круглых червей в пресной воде живут волосатики, личинки которых паразитируют на беспозвоночных животных. Из кольчатых червей в пресной воде живут представители классов малощетинковых и пиявок. Малощетинковые черви трубочники – донные животные, образующие на дне водоемов скопления из сотен и тысяч особей. Ложноконская пиявка, рыбья пиявка, медицинская пиявка обитают во многих стоячих водоемах и даже в лужах.

Вопрос экологу. Какую роль играют представители разных типов червей в природных сообществах?

Ответ. Все черви являются звеном в цепях питания. Они питаются бактериями, одноклеточными водорослями, простейшими животными и сами служат пищей для ракообразных, мальков и взрослых рыб. В то же время паразитические виды замыкают цепи питания, живя в организме человека, рыб, насекомых, млекопитающих. Многие нематоды являются потребителями грибов. Нематоды-паразиты в природных сообществах играют важную роль в регуляции численности поражаемых ими видов и являются фактором естественного отбора. Грунтоеды трубочники играют существенную роль в биологической очистке водоемов. Все кольчатые и некоторые плоские черви активно участвуют в разложении органического вещества в биоценозах, содействуя тем самым круговороту веществ в природе.

Вопрос почвоведу. Какую роль играют в природе дождевые черви?

Дождевой червь

Ответ. Дождевые черви – сапрофаги, т.е. организмы, питающиеся растительными остатками. Пропуская через себя отмершие растительные ткани, черви их разрушают, переваривают, перемешивают с землей. Они поглощают не только перегной, но и бактерии, водоросли, грибы с их спорами, простейших и микроскопических круглых червей. Дождевые черви выступают санитарами почвы, регулируя равновесие между ее органическими и неорганическими компонентами. На 1 га земли встречается от 1 до 200 млн дождевых червей. За лето 100 червей прокладывают в почве 1 км ходов, делая ее рыхлой, водо- и воздухопроницаемой. Выделяемая червями слизь склеивает мельчайшие частицы почвы, препятствуя тем самым ее распылению и размыванию. Наличие дождевых червей в почве является важным показателем ее здоровья и плодородия.

Вопрос. Кто из ученых впервые обратил внимание на важное значение дождевых червей в природе?

Вопрос зоологу. Среди плоских червей известно большое количество паразитических червей. Расскажите об одном из них.

Ответ. К числу наиболее опасных паразитов среди плоских червей относится эхинококк. Его окончательным хозяином обычно бывают собаки, а также волки и лисицы, у которых в кишечнике живут взрослые эхинококки – ленточные цепни длиной 5–6 мм, состоящие всего из 3–4 члеников. Яйца этих паразитов оказываются в почве, на траве. Их поедают вместе с травой коровы, лошади, овцы. В их теле развиваются финны. Промежуточным хозяином может быть и человек. В сельской местности эхинококком могут быть заражены пастушьи собаки, и тогда вероятность попадания яиц эхинококка в кишечник скота, а также людей наиболее высока. Собаки же заражаются эхинококком при поедании внутренностей зараженного скота. Эхинококк обычно распространен в местностях с развитым животноводством. Финны эхинококка могут быть крупными – размером с голову ребенка. Для коров известны финны массой до 60 кг. Внутри финны образуются дочерние пузыри, а в них формируется множество головок. Это можно рассматривать как бесполое размножение паразита на ранних фазах развития. Таким образом, у эхинококка наблюдается как половое размножение на фазе взрослого паразита в кишечнике окончательного хозяина, так и бесполое – на фазе финны в теле промежуточного хозяина.

Вопрос врачу. Какой вред наносят паразитические черви человеку? Какие меры необходимо со-блюдать, чтобы не заразиться этими червями?

Ответ. Паразитических червей, которые бы наносили вред человеку, довольно много. Это кошачья двуустка, широкий лентец, бычий солитер, свиной солитер, эхинококк, аскарида, острица, власоглав, трихинелла спиральная и многие другие. Все паразитические черви вызывают у человека интоксикацию организма, малокровие. Необходимые меры профилактики – это употребление в пищу мяса и рыбы только термически обработанных, а овощей и фруктов – тщательно вымытых; соблюдение личной гигиены, поддержание санитарных норм в населенных пунктах; биологическая борьба с промежуточными хозяевами некоторых паразитических червей.

Вопрос врачу. Как используют пиявок в меди-цине?

Ответ. Медицинская пиявка своими мощными челюстями может прокусить кожу животных и человека, когда они оказываются в воде. Чаще пиявки нападают на лягушек. С древнейших времен и до наших дней пиявки используются в медицине для отсасывания крови при некоторых заболеваниях человека: при кровоизлияниях в мозг, закупорке вен, инфарктах миокарда, гипертонической бо-лезни.

Вопрос к представителю GREEN PEACE. Как загрязнение окружающей среды отражается на червях?

Ответ. Возьмем, например, дождевых червей, чья важная роль в биосфере не подлежит сомнению. Они стали жертвами тотальной химической войны – борьбы за высокие урожаи. Казалось бы – чем больше вносится в почву минеральных удобрений, тем больше будет хлеба, овощей и т.д. Однако аммиачные и некоторые другие вредные для почвы химические удобрения – сильнейшие яды для всего живого. Стоит заметить, что врачи-хирурги используют 0,25% раствор аммиака для дезинфекции рук перед операцией. Этот слабый раствор делает руки стерильными. Такой же стерильной стала почва. Положение усугубилось использованием пестицидов. В результате плодородные поля превращаются в зоны бедствия.

Вопрос. Перечислите представителей типов плоских, круглых и кольчатых червей, занесенных в Красную книгу нашей страны и Нижегородской области.

Ответ. Из кольчатых в Красную книгу занесены следующие виды дождевых червей: аллолобофора зеленоголовая, эйзения Гордеева, эйзения великолепная, дендробена глоточная и другие.*

Основные факторы, способствующие снижению их численности, – это химическая обработка полей и лесов, сведение лесов, распашка целинных земель.

В Красную книгу Нижегородской области занесен один вид плоских червей – это белая планария. Представителей типа Круглые черви в Красной книге нет.

Учитель. Итак, пресс-конференция закончена. Мы благодарим наших специалистов за их выступления. Сейчас мы проверим, насколько корреспонденты были внимательными. Сколько всего представителей различных типов червей вы записали по ходу выступлений специалистов? К какому типу относится каждый из этих видов? (Ответы учащихся.)

Домашнее задание для журналистов: написать отчет о пресс-конференции, в котором указать представителей различных типов червей и показать их роль в природе и в жизни человека.

Дольник В., Козлов М.Р. Зоология: Беспозвоночные: 7 кл. Учеб. для углублен. изучения биологии. – М.: ACT, Астрель; СПб.: Спецлит, 2002.

Красная книга Нижегородской области.

Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1982.

Яхонтов А.Л. Зоология для учителя. Беспозвоночные. – М.: Просвещение, 1982.

* Перечисленные виды включены в Красную книгу СССР (1984 г.). Некоторые из них на территории России не встречаются. – Прим. ред.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции