Жизненный цикл однохозяйного паразита в виде схемы

В связи с тем, что паразитические организмы обитают на других животных-хозяевах, у них всегда в достаточном количестве имеются питательные вещества.

Однако такие особенности обитания затрудняют расселение паразитов, необходимое для сохранения вида. В связи с этим у паразитов выработалось очень большое число сложных приспособлений, обеспечивающих им возможность расселения через внешнюю среду.

В жизни паразита различают несколько различных периодов. В ней чередуются свободная и паразитическая, личиночная и взрослая, активная и покоящаяся стадии, длительность которых различна и зависит от свойств самих паразитов, длительности жизни хозяина, а также условий внешней среды.

Стадия яйца (у многоклеточных) или цисты (у простейших) представляет собой пассивное состояние паразита, в течение которого он находится обычно во внешней среде и не нуждается в питании.

Личиночная стадия (свойственна только многоклеточным) отличается большим разнообразием. У одних паразитов личинки — свободноживущие, живут от нескольких часов до нескольких дней, у других — в развитии наблюдается ряд последовательно сменяющих друг друга личиночных стадий. При этом на определенных этапах может происходить смена хозяина, появление дополнительного хозяина.

Половозрелая стадия формируется в рыбе или других животных, которые служат окончательным хозяином паразита. Длительность этой стадии различна — от нескольких дней до нескольких лет.

Затруднения, испытываемые паразитами при переходе от одного хозяина к другому, преодолеваются путем усиления функции размножения. Большой процент гибели яиц и личинок паразита во время распространения во внешней среде компенсируется увеличением числа яиц. Кроме того, у многих паразитов встречается особая фаза развития — партеногенетическое (бесполое) размножение. В результате в течение жизни у паразита происходит чередование поколений. У многих паразитов чередование поколений комбинируется со сменой двух или более хозяев, причем жизненный цикл партеногенетического поколения протекает в одном хозяине, а полового — в другом.

Главные типы жизненных циклов паразитов можно представить в виде следующей весьма упрощенной схемы:

А. Развитие без чередования поколений 1. Без смены хозяев
2. Со сменой одного или двух хозяев
Б. Развитие с чередованием поколений 3. Без смены хозяев
4. Со сменой хозяев

Число типов жизненных циклов увеличивается, если учесть, что в отдельных случаях в одном из поколений (обычно бесполом) может наблюдаться накопление паразитов в хозяине. В промежуточном хозяине может происходить созревание паразита или из одного яйца может образовываться множество зародышей и т. д.

Усложнение жизненных циклов путем смены хозяев увеличивает шансы паразита в борьбе за существование, доставляя максимальные возможности для его расселения. Сущность системы промежуточных хозяев состоит в том, что зародыш паразита, покинувший хозяина, в котором он образовался, прежде чем попасть в хозяина, в котором он достигнет половой зрелости, должен пассивно или активно попасть в другое животное. В этом втором животном зародыш претерпевает различные изменения, иногда очень сложные, после чего он оказывается способным к развитию в своем основном хозяине. В. А. Догель следующим образом охарактеризовал типы хозяев. Животное, в котором паразит достигает половой зрелости и размножается половым путем, называется окончательным хозяином. Организм, в котором паразит живет в личиночном состоянии и иногда размножается бесполым путем, называется промежуточным хозяином. Например, для кишечных гельминтов — ботриоцефалюса, гвоздичника — промежуточными хозяевами являются веслоногие рачки или малощетинковые черви (олигохеты), а окончательным хозяином — рыба.

Первые промежуточные хозяева представителей другого класса гельминтов — трематод (диплостомума, сангвиниколы) — моллюски.

Нередко паразит не ограничивается одним промежуточным хозяином. Тогда второй промежуточный хозяин становится дополнительным, например у триенофоруса, дифиллоботриума и других гельминтов. Обычно в дополнительном хозяине личинки находятся в цистах (цисты триенофоруса в печени окуня).

Существует еще одна категория хозяев. Животные, которые не являются обязательными в жизненном цикле паразита, но накапливают в себе инвазионных личинок и способствуют передаче их окончательному хозяину, называются резервуарными. Такие хозяева встречаются у ряда нематод, цестод и трематод, паразитирующих у хищных животных.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1.Систематика растений как наука. Таксономические
(систематические) единицы растительного мира.

2. История развития систематики растений как науки.

3. Понятие о виде растений. Филогенетические системы
растительного мира.

4. Строение первых сухопутных растений.

5. Опишите, как составляются видовые названия расте­ний согласно бинарному методу К. Линнея.

6. Вирусы — их строение и значение в природе и в жизнирастений.

7. Синезеленые водоросли. Общая характеристика (строение, питание, размножение). Распространение и хозяйствен­ное значение.

8. Характерные признаки низших растений и их класси­фикация. Лишайники (строение, питание, размножение). Приведите рисунки.

9. Укажите отличия низших растений от высших (среда обитания, строение тела, окраска, питание, размножение).

10.Какие зеленые водоросли.(одноклеточные, колониаль­ные и многоклеточные) живут в планктоне и в бентосе? Ука­жите их систематическое положение. Приведите рисунки.

11.Опишите одноклеточные, колониальные и многокле­точные водоросли из отдела зеленых водорослей. Дайте рисунки и пояснения к ним. Народнохозяйственное значение зеленых водорослей.

12.Сравните строение тела хламидомонады, спирогиры и хары. Приведите рисунки.

13.Сравните строение клеток и способы размножения
еинезеленых и зеленых водорослей (на примере осцилляторан и хлореллы).

14.Кратко охарактеризуйте бурые и красные водоросли
(среда обитания, строение тела, размножение), укажите их практическое значение.

15.Типы спор у низших и высших грибов. Формирование сумки и базидии. Приведите рисунки.

16.Способы заражения растений грибами-паразитами из класса фикомицетов. Опишите и зарисуйте внешний вид по­раженных органов.

17.Какие растения и органы поражают грибы-паразиты из класса сумчатых? Составьте таблицу и дайте пояснения.

18.Класс сумчатые грибы (общая характеристика и клас­сификация) . Опишите грибы-сапрофиты из этого класса.

19.Грибы-паразиты из класса базидиальных. Опишите жизненный цикл однохозяйного паразита. Изобразите жиз­ненный цикл в виде схемы.

20.Классификация низших споровых растений. Практиче­ское значение грибов;сапрофитов в природе и народном хо­зяйстве. Микориза. Охрана грибных богатств.

21.Особенности среды обитании водорослей и грибов и
их роль в круговороте веществ в природе. Классификация грибов.

22.Общая характеристика лишайников. В чем состоит
различие в питании зеленых водорослей, грибов и лишайни­ков? Роль лишайников в народном хозяйстве.

23.Значение различных отделов низших растений в при­роде и хозяйственной деятельности человека. Охрана низших растений.

24.Какие растения относятся к группе архегониальных, что для них характерно? Изобразите схематично жизненный цикл архегониального растения.

25.Происхождение и пути развития высших растений. Классификация высших растений.

26.Приспособления высших растений к жизни на суше (морфологические, анатомические, биологические особеннос­ти этой группы растений).

27.Что такое спорофит и гаметофит? Как они чередуются в жизненном цикле разных отделов высших растений? На­рисуйте схему жизненного цикла одного растения.

28.У каких архегониальных растений преобладает в жизненном цикле бесполое поколение (спорофит)? Изобра­зите схематично жизненный цикл одного из представителей.

29.Сравните половое размножение низших (на примере водорослей) и высших (на примере мохообразных) расте­ний. Зарисуйте архегоний и антеридий.

30.Сравните жизненный цикл мохообразных и папорот­никообразных растений, изобразите жизненный цикл в виде схемы.

31.Сравните жизненный цикл плауна булавовидного и селагинеллы. Нарисуйте колоски и заростки этих растений.

32.Перечислите современные разноспоровые архегониальные растения. Дайте рисунки микро- и макроспор, мужских и женских заростков.

33.Строение спорофита современных высших растений на примере голосеменных.

34.Где развиваются споры и зиготы у архегониальных рас­тений? Опишите на примере конкретных представителей.

35.Что развивается из споры и зиготы у высших растений? Зарисуйте и опишите спорангии плаунов и папоротников (равноспоровых и разноспоровых).

36.Строение и эволюция гаметофитов современных выс­ших споровых растений. Приведите рисунки однополых и обоеполых гаметофитов.

37.Жизненный Цикл сосны обыкновенной. Приведите ри­сунки семяпочки и пыльцевого зерна.

38.Развитие мужского и женского гаметофита сосны
обыкновенной. Дайте рисунки сформированных гаметофитов.

39.Строение, развитие шишек, оплодотворение и развитие
семян у голосеменных растений (на примере сосны).

40.Разноспоровость и ее эволюционное значение на при­мере архегоннальных растений.

41.Роль современных голосеменных растений (сем. Сос­новые, сем. Кипарисовые, сем. Эфедровые) в растительном покрове России, их использование и охрана.

42.Сравните голосеменные и покрытосеменные растения
по морфолого-анатомическим признакам и способу оплодот­ворения.

43.Укажите семейства голосеменных и покрытосеменных растений, распространенные в умеренных широтах и отметь­те их роль в сложении различных растительных сообществ(лес, луг, болото, водоем).

44. Отметьте особенности условий обитания архегониальных растений. Роль этих растений в растительном покрове России.

45.Эволюция гаметофита у высших растений (показать на примере растений различных отделов).

46.Для каких высших растений характерно преобладание в жизненном цикле гаметофита (полового поколения)? Опи­шите жизненный цикл конкретного представителя.

47.Какие условия необходимы для процесса оплодотворе­ния различных отделов высших растений? Опишите на при­мере конкретных представителей.

48.Характерные признаки покрытосеменных. Отличие Однодольных от Двудольных. Перечислите наиболее важные культурные растения Вашего района и укажите семейства, к которым они относятся.

49.Строение и эволюция цветка. Признаки низкой и вы­сокой организации цветка.

50.Строение и развитие гинецея. Типы завязей. Нарисуйте схемы.

51.Макроспорогенез у цветковых растений. Строение женского гаметофита.

52.Микроспорогенез у цветковых растений. Строение мужского гаметофита.

53. Какие покрытосеменные растения возделываются в Вашем хозяйстве и каково их практическое значение?

54. Характеристика сем. Лютиковые. Нарисуйте разные типы цветков и плодов. Формулы цветков. Укажите предста­вителей (15 видов) и их практическое значение.

55.Характеристика сем. Бобовые (Мотыльковые). Зари­суйте разные типы листьев, типичное строение цветка и пло­да. Формула цветка. Важнейшие дикорастущие и культурные растения из этого семейства (15 видов). Роль бобовых в по­вышении плодородия почв.

56.Охарактеризуйте сем. Капустные (Крестоцветные), укажите культурные, сорные, дикорастущие виды из этого се­мейства (20 видов). Нарисуйте разные типы плодов, типичное строение цветка с околоцветником и без него. Формула цвет­ка.

57.Характеристика сем. Розанные (Розоцветные). Укажи­те важнейшие плодовые, ягодные и дикорастущие растения из этого семейства. Нарисуйте разные типы цветков, напишитеих формулы.

58.Характеристика сем. Крыжовниковые. Укажите по-латыни и по-русски важнейшие плодовые и ягодные растения из различных семейств.

59.Характеристика сем. Виноградные. Нарисуйте схему побега и цветков. Напишите по-русски и по-латыни названия важнейших овощных растений и укажите семейства, к кото­рым они относятся (20 видов).

60. Характеристика сем. Пасленовых. Укажите практичес­кое значение культурных и дикорастущих растений из этогосемейства. Нарисуйте цветок и плод. Напишите формулуцветка.

61. Характеристика сем. Яснотковые (Губоцветные). На­рисуйте цветок, плод. Напишите формулу цветка. Укажите практическое значение представителей.

62.Характеристика сем. Льновые. Нарисуйте цветок и плод.Формула цветка. Напишите русские и латинские названия волокнистых растений, распределив их по семействам.

63.Характеристика сем. Маревые. Нарисуйте цветок, соп­лодие, корнеплод. Формула цветка. Дайте по-русски и по-ла­тыни список кормовых растений и укажите семейства, к кото­рым они относятся (20 видов).

64.Характеристика сем. Сельдерейные (Зонтичные). Фор­мула цветка. Нарисуйте цветок, плод, соцветие (схема). Ука­жите важнейшие культурные и дикорастущие растения.

65.Характеристика сем. Гречишные. Опишите важнейшие
дикорастущие и культурные растения этого семейства.

66.Характеристика сем. Гвоздичные. Нарисуйте цветок,
плод. Напишите формулу цветка. Укажите декоративные и
сорные растения.

67.Характеристика сем. Тыквенные. Нарисуйте женский и
мужской цветок. Напишите формулы цветков. Укажите овощные растения из этого семейства.

68.Охарактеризуйте сем. Астровые (Сложноцветные). На­рисуйте разные типы корзинок, основные типы цветков и плод. Укажите представителей и их практическое значение.

69. Типы цветков и корзинок у сем. Астровые (Сложно­цветные). Приведите примеры и рисунки. Напишите формулы.

70.Укажите (кратко) самые характерные признаки се­мейств: Бобовые (Мотыльковые), Капустные (Крестоцвет­ные), Зонтичные (Сельдерейные) и Астровые (Сложноцвет­ные).

71.Сем. Лилейные, охарактеризуйте наиболее распростра­ненные овощные, дикорастущие и декоративные растения 20 видов). Нарисуйте цветок, плод и подземные видоизмене­ния побегов.

72.Характеристика сем. Орхидные. Нарисуйте цветок, плод. Напишите формулу цветка. Назовите дикорастущие орхидеи вашего района. Охрана орхидей.

73.Характеристика сем. Осоковые. Нарисуйте цветок, плод. Напишите формулу цветка. Укажите важнейшие кормо­вые растения.

74.Характеристика сем. Мятликовые (Злаковые). Укажи­ те важнейших представителей и отметьте их практическое значение. Нарисуйте цветок и схему простого колоска злака.

75.Опишите способы размножения сорных растений из класса однодольных и двудольных. Сделайте рисунки.

76.Надземные и подземные метаморфозы побега и корня у культурных растений. Нарисуйте различные типы метамор­фоз.

77.Укажите насекомоопыляемые и ветроопыляемые. Опи­шите особенности их цветков. Дайте рисунки.

78.Соцветия, характерные для представителей класса Од­нодольных и Двудольных. Приведите схемы.

79. Опишите сочные плоды культурных растений из клас­са Двудольных. Укажите, из каких частей цветка возникает плод. Сделайте необходимые рисунки.

80. Сухие плоды сорных растений из разных семейств. Сделайте рисунки.

81.География растений как наука. Понятие о флоре и растительности. Ареал и его типы.

82.Дайте понятие о растительном сообществе. Приведите примеры растительных сообществ Вашего района и укажите, как они используются.

83.Вода как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Охрана воды как необходимо­ го фактора жизни.

84.Температура как экологический фактор. Типы расте­ний по отношению к этому фактору.

85.Свет как экологический фактор. Морфолого-анатомические различия светолюбивых и тенелюбивых растений.

86.Воздух как экологический фактор. Охрана воздуха от загрязнения.

87.Почва как экологический фактор. Растения как инди­каторы почвенных условий. Охрана почв от эрозии и загряз­нения.

88.Влияние человека и животных на растения. Приведите
положительные и отрицательные примеры. Основные принци­пы охраны растений.

89. Кратко охарактеризуйте растительность тундры и ле­сотундры. Отметьте черты приспособленности растений к ус­ловиям существования на Севере.

90.Кратко охарактеризуйте лесную зону, укажите основ­ные типы растительности. Охрана лесов.

91.Кратко опишите хвойные леса и укажите их практи­ческое значение.

92.Кратко опишите лиственные и смешанные леса и ука­жите их практическое значение.

93.Охарактеризуйте основные типы лугов и их практиче­ское значение. Охрана лугов.

94.Охарактеризуйте основные типы болот и укажите их практическое значение. Охрана болот.

95.Кратко охарактеризуйте степную зону. Опишите осо­бенности степных растений. Охрана степей в России.

96.Что такое фитоценоз (растительное сообщество)? Ос­новные признаки фитоценоза. Что такое биоценоз, биогеоце­ноз, биосфера?

97. Кратко охарактеризуйте полупустыни и пустыни. Опи­шите особенности пустынных растении.

98. Охарактеризуйте растительности гор. Поясное распре­деление растительности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции