Животные паразиты в отличие от свободноживущих имеют

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.

  1. Образовательная: выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов классов Сосальщики и Ленточные черви, выявить отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских червей.
  2. Развивающая: развитие умений и навыков работы с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитательная: познакомить учащихся с основными группами червей-паразитов, способами заражения червями и мерами защиты от их заражения.

  1. Повторение пройденного материала. Тест.
  2. Изучение нового материала:
    • основные признаки плоских червей-паразитов;
    • печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика;
    • ленточные черви; черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня;
    • приспособления к паразитизму;
    • вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.
  3. Закрепление. Сравнение свободноживущих и паразитических плоских червей.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

1) Назовите номера названий органов и их частей, соответствующих определенной системе организма плоских червей.

Пищеварительная система: _______ 3, 5, 8 _______

Выделительная система: _______1, 4 _______

Нервная система: _______6, 9, 10 _______

Половая система: _______2, 7 _______

  1. Разветвленные канальцы.
  2. Семенники.
  3. Ротовое отверстие.
  4. Звездчатые клетки.
  5. Глотка.
  6. Нервные узлы.
  7. Яичники.
  8. Кишка.
  9. Нервные стволы.
  10. Мозговые ганглии.

2) Прочитайте приведенные ниже признаки, характерные:

А) Для кишечнополостных _______1, 3, 6, 7 _______

Б) Для плоских червей _______2, 4, 5, 1 _______

  1. Тело состоит из двух слоев клеток.
  2. Тело состоит из трех слоев клеток.
  3. Симметрия лучевая.
  4. Симметрия двусторонняя.
  5. Имеется кожно-мускульный мешок.
  6. Нет тканей и органов.
  7. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

Б) Тест (письменно).

Выберите верные утверждения:

  1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.
  2. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.
  3. Среди плоских червей есть паразитические формы.
  4. Плоские черви имеют органы чувств.
  5. У плоских червей появляется кровеносная система.
  6. Плоские черви раздельнополые.
  7. В пищеварительной системе у плоских червей имеется заднепроходное отверстие.
  8. Планарии – хищники.
  9. Плоские черви дышат всей поверхностью тела.
  10. Полость тела плоских червей заполнена паренхимой.

Правильные суждения: 2, 3, 4, 8, 9, 10.

- Кто такие паразиты? Заглянем в Интернет!

Паразиты (греч. Parasitos – нахлебник, тунеядец) – существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них.

Основная задача любого паразита – незаметно жить в организме человека. Паразитами являются болезнетворные микробы и вирусы, паразитические простейшие, паразитические черви, ракообразные, паразитические паукообразные и насекомые.

Паразиты питаются соками, тканями тела, или пищей в пищеварительном тракте человека.

Строение тела

Органы и системы органов Класс Ресничные Класс Сосальщики Класс Ленточные черви Среда обитания. Свободноживущие. Паразитируют в желчных протоках печени и желчном пузыре. Паразитируют в кишечнике человека и животных. Строение тела. Тело плоское, листовидное, 50–70 см. Представляет собой кожно-мускульный мешок, промежутки между органами заполнены паренхимой. Выделяются передний и задний концы. На переднем имеются щупальцевидные выросты. Тело плоское, листовидное, 3–5 см. Имеются присоски, крючья, шипы. Тело лентовидное, от 1 мм до 10–30 м, членистое. Имеется головка с присосками, шейка, членики. Нервная система. Представлена нервными узлами, мозговыми ганглиями, нервными стволами. Отсутствует. Отсутствует. Органы чувств. Кожные реснички, щупальцевидные выросты, светочувствительные глазки. Отсутствует. Отсутствует. Пищеварительная система. Ротовое отверстие – глотка-кишка. Остатки удаляются через ротовое отверстие. Есть кишка. Отсутствует. Выделительная система. Разветвленные канальцы, заканчивающиеся в паренхиме звездчатыми клетками. Хорошо развита. Хорошо развита. Дыхательная система. Дышат всей поверхностью тела. Отсутствует. Отсутствует. Кровеносная система. Отсутствует. Отсутствует. Отсутствует. Половая система. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Образуется огромное количество яиц.

2) Печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика.

(Рассказ ученика о цикле развития печеночного сосальщика.)

Сосальщики – исключительно паразитические плоские черви. Многие из них живут в кишечнике, печени, желчном пузыре позвоночных, прикрепляясь двумя присосками – ротовой и брюшной. У них тело листовидной формы. Они питаются либо содержимым кишечника хозяина, либо его тканями. У этих паразитов есть кишечник. В связи с паразитическим образом жизни, у сосальщиков отсутствуют нервная система и органы чувств. Также они не имеют дыхательную и кровеносную системы. У них хорошо развиты выделительная система, половая система. Они откладывают огромное количество яиц. У

сосальщиков сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений. Размеры взрослых червей – 0,3 мм–7,5 см. Сосальщиков более 5000 видов.

Схема развития сосальщика через смену хозяев и чередование поколений

Сосальщики выработали в жизненном цикле не только смену хозяев, но и чередование поколений. Из оплодотворенного яйца выходит свободноплавающая ресничная личинка. Затем в двух разных промежуточных хозяевах следуют два поколения, размножающиеся без оплодотворения партеногенетическое размножение. Затем свободноплавающая личинка проникает в тело окончательного хозяина – позвоночного животного. Там она снова развивается в гермафродитную особь.

3) Ленточные черви. Черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня.

(Рассказ ученика о цикле развития бычьего цепня.)

Класс Ленточные черви.

Ленточные черви – паразиты, живущие в половозрелом состоянии в кишечнике позвоночных. Внешне они напоминают ленту. Характерная черта ленточных червей – отсутствие рта и кишечника. Питаются они содержимым кишечника хозяина, поглощая его через покровы. Тело ленточных червей состоит из головки с органами прикрепления (присосками, крючьями, хоботками), шейки с зоной роста и стробилы, обычно состоящей из члеников (проглоттид). В каждом членике развиваются 1, реже 2, гермафродитных половых системы. У ленточных червей отсутствуют нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы органов, органы чувств. Размеры взрослых червей – от 3 мм до 25–30 м. Известно около 3000 видов ленточных червей.

Жизненный цикл бычьего цепня. Половозрелый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его промежуточный хозяин – крупный рогатый скот. Бычий цепень достигает длины 4–10 м. Головка, как у всех цепней, с четырьмя присосками. Стробила состоит более чем из 1000 члеников. Один членик содержит до 175 тысяч яиц.

4) Приспособления к паразитизму.

(Устная работа.) Информация в Интернете!

  1. Плоская форма тела для удобного расположения в теле хозяина.
  2. Наличие присосок, шипов, крючьев для укрепления.
  3. Развитие со сменой хозяев (промежуточный и основной).
  4. Отсутствие дыхательной системы.
  5. Отсутствие нервной системы и органов чувств.
  6. Хорошо развитая половая система, откладывают огромное количество яиц.
  7. Стойкие антиферментные свойства.

5) Вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.

Работа в Интернете (устная работа).

Наиболее яркие признаки паразитических инфекций.

Запоры. Глисты благодаря своей форме и размерам могут механически закрывать некоторые протоки, просвет кишок. Обильная глистовая инфекция может закрыть общие желчные и кишечные протоки, что приводит к редким и затрудненным испражнениям.

Понос. Ряд паразитов, особенно протозойные, производят гормоноподобные вещества, ведущие к потере натрия и хлоридов, что, в свою очередь, приводит к частым водянистым испражнениям. Таким образом, понос при паразитической инфекции является функцией паразита, а не попыткой организма избавиться от присутствующей в нем инфекции или неправильного питания.

Газы и вздутие. Ряд паразитов проживает в верхней тонкой кишке, где вызванное ими воспаление приводит к вздутию и газам. Проблема может усугубиться при потреблении трудно перевариваемых продуктов типа фасоли или сырых фруктов и овощей.

Гастрокишечный синдром. Паразиты могут раздражать и вызывать воспаление стенок кишечника, что ведет к целому ряду гастрокишечных симптомов и незначительному усвоению жизненно необходимых питательных и особенно жировых веществ. Такое малое усвоение ведет к твердому калу и избытку жира в кале.

Боли в суставах и мышцах. Известно, что паразиты способны перемещаться по организму человека с целью оседания в наиболее удобных для их жизни местах, например в суставной жидкости и мышцах. Когда это происходит, человек испытывает боли, которые часто считают следствием артрита. Боли и воспаления суставов и мышц являются также результатом травмирования тканей, причиненного некоторыми паразитами, либо иммунной реакцией организма на их присутствие.

Аллергия. Паразиты могут раздражать, а иногда даже и пробивать оболочку кишок, что повышает риск проникновения в них крупных не переваренных молекул. Это может активизировать иммунный отклик организма в виде производства повышенных доз эозинофилов – одного из типов защитных клеток организма. Эозинофилы могут способствовать воспалению тканей организма, что приводит к аллергической реакции.

Проблемная кожа. Кишечные паразиты могут вызывать крапивницу, сыпи, экзему и другие кожные реакции аллергического характера. Язвы кожи, опухоли и болячки, папилломы и дерматиты могут быть результатом присутствия простейших микроорганизмов.

Анемия. Некоторые виды кишечных глистов присасываются к слизистой оболочке кишок и высасывают питательные вещества у хозяина. Находясь в большом количестве, они могут вызвать достаточно большую потерю крови, что приводит к недостатку железа (анемии). Анемию вызывает трихомонада и другие микропаразиты, которые питаются клетками крови. Трихомонада может питаться сперматозоидами, что вызывает импотенцию.

Гранулемы. Это опухолеобразные массы, обволакивающие разрушенные яйца паразитов. Чаще всего они образуются на стенках прямой и толстой кишки, но могут образовываться так же и в легких, печени, брюшной полости и матке.

Нервозность. Отходы обмена веществ и токсические вещества паразитов могут раздражать центральную нервную систему.

Нарушение сна. Частые пробуждения среди ночи, особенно между 2 и 3 часами ночи, тоже могут являться результатом попытки организма избавиться от токсических веществ через печень. Нарушения сна могут быть спровоцированы также ночным выходом некоторых паразитов через задний проход, что приводит к неприятным ощущениям и зуду. Одна из причин геморроя – развитие паразитов (остриц) под слизистой оболочкой прямой кишки.

Скрежетание зубами. Бруксизм – ненормальное скрежетание зубами, сжатие зубов и трение ими часто сопровождают паразитические инфекции. Эти симптомы особенно заметны у спящих детей.

Хроническая усталость. Симптомы хронической усталости включают в себя слабость, жалобы на гриппоподобные симптомы, апатию, депрессию, потерю концентрации внимания и плохую память. Эти симптомы могут быть вызваны паразитами, которые создают анемию, интоксикацию, недостаток питательных веществ в организме.

Иммунные нарушения. Паразиты ослабляют иммунную систему, понижая выделение иммуноглобулина А.

- Как уберечь себя от заражения паразитическими червями?

Беседа с учащимися.

III. Закрепление изученного материала.

Выберите верный ответ

1. Взрослый печеночный сосальщик паразитирует в организме:

А) малого прудовика;

Б) крупного и мелкого рогатого скота;

Г) волков и собак.

2. Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) взрослые паразиты размножаются;

В) сохраняются яйца;

Г) развиваются личинки.

3. Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) развиваются личинки;

В) личинки питаются;

Г) живут только самки.

4. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика:

А) крупный рогатый скот;

Б) малый прудовик;

В) волк или собака;

5. Личинки бычьего цепня живут:

А) в пресных водоемах;

Б) в теле свиней и овец;

В) в кишечнике и мышцах крупного рогатого скота;

Г) в кишечнике собак и кошек.

6. Паразитические плоские черви откладывают яиц:

А) во много раз больше, чем свободноживущие;

Б) столько же, сколько свободноживущие;

В) намного меньше, чем свободноживущие.

Ответ: 1Б, 2Г, 3А, 4Б, 5В, 6А.

Из перечисленных признаков напишите, какие из них характерны для:

А) Молочно-белой планарии _______2, 4, _______

Б) Печеночного сосальщика _______1, 2, 3, 7 _______

В) Бычьего цепня _______1, 3, 5, 6 _______

  1. Ведут паразитический образ жизни.
  2. Листовидная форма тела.
  3. Имеют присоски, шипы, крючья.
  4. Свободноживущая форма.
  5. Тело лентовидное, поделено на членики.
  6. Паразитирует в кишечнике.
  7. Паразитирует в печени.

Учебник: с. 116–121, задания 67–71 в рабочей тетради.


Задание 1.

У животных-паразитов, по сравнению со свободноживущими, в процессе эволюции произошло

1) усложнение строения и жизнедеятельности

2) упрощение строения и жизнедеятельности

3) усложнение строения, но упрощение жизнедеятельности

4) упрощение строения, но усложнение жизнедеятельности

Задание 2.

Заражение человека бычьим цепнем может произойти при употреблении

1) в пищу немытых овощей

2) воды из стоячего водоема

3) мяса, зараженного его личинками

4) плохо вымытой посуды, которой пользовался больной

Задание 3.

У червей-паразитов со сменой хозяев половое размножение происходит в

1) организме основного хозяина

2) организме промежуточного хозяина

3) наземно-воздушной среде

4) почве и водной среде


Задание 4.

Какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика

4) малый прудовик

Задание 5.

Белая планария отличается от медузы аурелии

1) способностью к половому размножению

3) наличием нервных клеток

4) типом симметрии

Задание 6.

В процессе эволюции три слоя клеток впервые возникли у червей

Задание 7.

Какую функцию выполняют органы бычьего цепня, обозначенные на рисунке вопросительным знаком?

1) прикрепление червя к стенке кишечника хозяина

2) всасывание питательных веществ из кишечника хозяина

3) поглощение частиц пищи и их переваривание

4) выделение веществ, защищающих тело от переваривания

Весь материал - в документе.

У животных-паразитов, по сравнению со свободноживущими, в процессе эволюции произошло

1) усложнение строения и жизнедеятельности

2) упрощение строения и жизнедеятельности

3) усложнение строения, но упрощение жизнедеятельности

4) упрощение строения, но усложнение жизнедеятельности

Заражение человека бычьим цепнем может произойти при употреблении

1) в пищу немытых овощей

2) воды из стоячего водоема

3) мяса, зараженного его личинками

4) плохо вымытой посуды, которой пользовался больной

У червей-паразитов со сменой хозяев половое размножение происходит в

1) организме основного хозяина

2) организме промежуточного хозяина

3) наземно-воздушной среде

4) почве и водной среде

Какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика

4) малый прудовик

Белая планария отличается от медузы аурелии

1) способностью к половому размножению

3) наличием нервных клеток

4) типом симметрии

В процессе эволюции три слоя клеток впервые возникли у червей

Какую функцию выполняют органы бычьего цепня, обозначенные

на рисунке вопросительным знаком?

1) прикрепление червя к стенке кишечника хозяина

2) всасывание питательных веществ из кишечника хозяина

3) поглощение частиц пищи и их переваривание

4) выделение веществ, защищающих тело от переваривания


Основным хозяином паразита называют организм,

1) для которого характерно бесполое размножение

2) в котором происходит половое размножение паразита

3) которому паразит приносит наибольший вред

4) в котором поселяется личинка паразита

У свободноживущего плоского червя белой планарии, в отличие от печёночного сосальщика,

1) тело имеет двустороннюю симметрию

2) жизненный цикл происходит со сменой хозяев

3) имеется выделительная система

4) нервная система и органы чувств лучше развиты


Чей цикл развития представлен на рисунке?

1) печеночного сосальщика

2) бычьего цепня

3) гидроидного полипа

Задание 11 . Какое из перечисленных животных не имеет анального отверстия

3) белая планария

4) дождевой червь

Личинка широкого лентеца развивается в теле

3) малого прудовика

4) циклопа и рыбы

Финны эхинококка образуются

1) в головном мозге

4) во всех перечисленных органах

Взаимодействие человека и бычьего цепня называется

Стенка тела плоских червей представлена

2) наружным хитиновым скелетом

4) кожно-мускульным мешком

Свободноживущим видом является

2) широкий лентец

. Внутренние органы белой планарии помещаются

Разделы: Биология

В экзаменационной работе используются разные типы заданий со свободным ответом. Во второй части задания ЕГЭ 24 задание работа с текстовым заданием, необходимо найти ошибки в приведенном тексте. Указать номера предложений в которых сделаны ошибки, исправить эти ошибки.

Практика проведения ЕГЭ по биологии и анализ ответов испытуемых позволили выявить наиболее часто допускаемые, типичные ошибки. В ходе исследований были не только выявлены и классифицированы ошибки, но и установлены причины. По которым школьники их допускают.

  1. Невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению.
  2. Отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание.
  3. Неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ.
  4. В заданиях со свободным ответом использование второстепенного материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу.

1. 1. Круглых червей, в отличие от плоских червей, относят к двухслойным нечленистым животным; они имеют первичную полость тела, заполненную жидкостью. 2. Кольчатые черви, в отличие от круглых червей. Способны к активному движению. 3. В эволюции животных первичная полость сформировалась у круглых червей. 4. Двухсторонняя симметрия впервые появилась у кольчатых червей. 5. Плоские. круглые и кольчатые черви имеют кожно-мускульный мешок. (1. Круглых червей, как и плоских червей, относят к трехслойным животным. 2. Способность к активному передвижению – сходный признак кольчатых и круглых червей. 4. Двухстороняя симметрия впервые появилась у плоских червей)

2. 1. Растения включаются в круговорот веществ и энергии в биосфере, осуществляя дыхание и фотосинтез. 2. В процессе дыхания они выделяют кислород. 3. В темновой фазе фотосинтеза происходит запасание энергии в АТФ. 4. В процессе дыхания растения используют кислород, необходимый для реакций протекающих в пластидах. 5. При фотосинтезе растения усваивают углекислый газ. (2. В процессе дыхания растения выделяют углекислый газ. 3. В световой фазе фотосинтеза происходит запасание энергии в АТФ. 4. Кислород необходим для реакций, протекающих в митохондриях.)

3. 1. Генные мутации можно наблюдать, используя световой микроскоп. 2. Генные мутации связаны с перестройкой нуклеотидов. 3. К числу хромосомных мутаций относят полиплоидию. 4. Геномные мутации обусловлены изменением числа генов в хромосомах. 5. Мутации могут быть вредными, полезными и нейтральными. (1. Генные мутации нельзя увидеть в световой микроскоп, так как ген микроскопическая часть молекулы ДНК. 3. Полиплоидия является не хромосомной, а геномной мутацией. 4. Геномные мутации обусловлены изменением числа хромосом в генотипе.)

4. 1. У плоских червей впервые появляется первичная полость тела. 2. Плоские черви имеют двухстороннюю симметрию 3. У свободноживущих плоских червей нервная система узлового типа. 4. У плоских червей-паразитов нервная система узлового типа развита слабо, в отличие от свободноживущих. 5. Все плоские черви- трехслойные животные. (1. У плоских червей отсутствует первичная полость тела. 3. У свободноживущих плоских червей нервная система лестничного типа. 4. У паразитических плоских червей нервная система также лестничного типа (стволового)

5. 1. Головной и спинной мозг, нервы образованы нервной тканью, которая включает в себя нейроны и нейроглию. 2. Нейроны обеспечивают восприятие раздражения, передачу нервного сигнала. 3. Клеток нейроглии расположенных между нейронами, во много раз меньше, чем нейронов. 4. Клетки нейроглии образуют контакты для передачи нервного сигнала, выполняют опорную и питательную функции. 5. Скопление тел нейронов образует белое вещество, а скопления длинных отростков образует серое вещество нервной ткани. (3. Клеток нейроглии во много раз больше, чем нейронов. 4. Клетки нейроглии не участвуют в образовании контактов для передачи нервных импульсов. 5. Скопления тел нейронов образует серое вещество, а скопления длинных отростков нейронов с миелиновой оболочкой образует белое вещество.)

6. 1. В анафазах митоза и мейоза происходит расхождение хромосом. 2. В метафазе митоза хромосомы выстраиваются по экватору клетки. 3. В анафазе митоза к разным полюсам клетки расходятся двухроматидные хромосомы. 4. В метафазе мейоза 1 клетка имеет гаплоидный набор хромосом. 5. В телофазе мейоза 1 в ядре хромосомы однохроматидные. (3. В анафазе митоза к разным полюсам расходятся однохроматидные хромосомы. 4. В метафазе мейоза 1 клетка имеет диплоидный набор хромосом. 5. В телофазе мейоза 1 в ядре хромосомы двухроматидные)

7. 1. Луковица –это укороченный видоизмененный побег. 2. У луковицы отсутствует стебель. 3. В пазухах мясистых сочных листьев-чешуек расположен зародыш будущего растения. 4. Функция луковицы – сохранение будущего зародыша растения. 5. Луковица развивается у тюльпана, репчатого лука, нарцисса. (2. Стебель у луковицы имеется – это донце. 3. В пазухах мясистых листьев-чешуек расположены пазушные боковые почки, зародыш отсутствует. 4. Функции луковицы – запасание питательных веществ, вегетативное размножение.)

8. 1. Дробление у разных групп животных имеет свои особенности, однако завершается оно образованием близкой по строению – гаструлы. 2. Гаструла – это однослойный зародыш. 3. В гаструле формируются зародышевые листки. 4. Зародышевые листки дают начало системам органов. 5. Эктодерма дает начало эпидермису и его производным, из энтодермы формируется нервная трубка. (1. Дробление завершается формированием бластулы. 2. Гаструла двухслойный зародыш. 5. Нервная трубка формируется из эктодермы.)

9. 1. Агроценозы характеризуются как неустойчивые, искусственно созданные экосистемы. 2. В них большое разнообразие видов. 3. В агроценозе утрачена естественная устойчивость к изменяющимся условиям среды. 4. Агроценоцы длительно существуют без воздействия антропогенного фактора. 5. Агроценозы, как и естественные экосистемы, используют только солнечную энергию. (2. В агроценозах небольшое число видов. 4. Агроценозы существуют только благодаря деятельности человека. 5. Агроценозы наряду с солнечной энергией используют дополнительную энергию, которую вносит человек.)

10. 1. Дыхательный центр находится в промежуточном мозге человека. 2. Дыхательный центр включает центры вдоха и выдоха. 3. Растяжение легких тормозит процесс вдоха, а их спадение – процесс выдоха. 4. Главным гуморальным фактором, регулирующим дыхание, является высокое содержание кислорода в крови. 5. Частота дыхания увеличивается под действием парасимпатической нервной системы. (1. Дыхательный центр находится в продолговатом мозгу. 4. Гуморальным фактором, регулирующим дыхание, является высокое содержание углекислого газа в крови. 5. Частота дыхания увеличивается под действием симпатической нервной системы)

11. 1. Млекопитающие – высокоорганизованные позвоночные животные. 2. В процессе эволюции у них произошли существенные изменения, которые обеспечили животным интенсивный обмен веществ, постоянную температуру тела. 3. Энергия, необходимая для жизнедеятельности, образуется в пищеварительном канале. 4. Сердце четырехкамерное, артериальная и венозная кровь постоянно разделены. 5. Поведение сложное, обеспечивается нервной системой стволового типа. 6. У всех млекопитающих отсутствует клоака, пищеварительная система заканчивается анальным отверстием. (3. Энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности образуется при окислении органических веществ в клетках тела. 5. Нервная система трубчатого типа. 6. Клоака сохранилась у яйцекладущих млекопитающих – первозвери.)

12. 1. У всех организмов генетическая информация о структуре и свойствах белков закодирована в нуклеиновых кислотах. 2. Генетический код триплетен. 3. Каждый триплет кодирует несколько аминокислот. 4. Каждая аминокислота кодируется только одним триплетом. 5. Генетический код универсален, един для всего живого, кроме вирусов. (3. Каждый триплет кодирует только одну аминокислоту – код однозначен. 4. Аминокислота может кодироваться несколькими триплетами. 5. Генетический код универсален, един для всего живого и вирусов.)

13. 1. Генные мутации приводят к поломке хромосом. 2. Они приводят к изменению генотипа. 3. У животных мутации, возникающие в соматических клетках, передаются потомству при половом размножении. 4. Мутационный процесс у генетически близких родов и видов образуют особый сходный ряд мутаций. 5. Сходные ряды наследственной изменчивости у близкородственных видов Н. И. Вавилов назвал филогенетическими. (1. Генные мутации – это изменение генов ДНК. 3. Соматические мутации не передаются потомству при половом размножении. 5. Сходные ряды наследственной изменчивости у близкородственных видов Н. И. Вавилов назвал гомологическими.)

14. 1. В богатых перегноем почвах живёт один из представителей класса Кольчатых червей – дождевой червь. 2. Он относится к типу Малощетинковые черви. 3. Питается дождевой червь растительным опадом, заглатывая его вместе с почвой. 4. Кровеносная система у дождевых червей незамкнутая. 5. Роль сердец выполняют кольцевые кровеносные сосуды. 6. Газообмен происходит в подкожных капиллярах. 7. Дождевые черви гермафродиты. (4. Кровеносная система замкнутая. 5. Роль сердец играют несколько толстых кольцевых сосудов, которые имеют мышечные стенки. 6. Газообмен осуществляется в процессе диффузии всей поверхностью тела.)

15. 1. Дыхательная система человека состоит из воздухоносных (дыхательных) путей и лёгких. 2. Стенки дыхательных путей не спадаются, поэтому воздух свободно циркулирует. 3. Воздухоносные пути начинаются с полости носа и заканчиваются трахеей. 4. В лёгких находится большое количество лёгочных пузырьков (альвеол). 5. Через их растяжимые мышечные стенки осуществляется газообмен. 6. Дыхательный центр расположен в промежуточном мозге. 7. Углекислый газ, воздействуя на дыхательный центр, участвует в гуморальной регуляции дыхания. (3. Воздухоносные пути (дыхательные пути) заканчиваются бронхами. 5. Стенки лёгочных пузырьков образованы одним слоем эпителия, а не мышцами. 6. Центр дыхания находится в продолговатом мозге.)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции