Заполните схему развитие аскариды

1 Занятие 7 кп Тема: ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ / Nemathelminthes/. Класс собственно круглые черви / Nematoda/ Основные вопросы темы: 1. Общая характеристика типа Круглые черви. 2. Представители класса собственно Круглые черви: аскарида человеческая /Ascaris lumbricoides/, острица /Enterobius vermicularis/, власоглав /Trichocephalus trichiurus/, трихина /Trichinella spiralis/, анкилостома /Ankylostoma duodenale/, угрица кишечная /Strongyloides stercoralis/, ришта / Dracunculus medinensis/. 3. Особенности морфологии названных представителей класса, пути заражения, лабораторная диагностика, меры профилактики нематодозов. 4. Редкие инвазии у человека, трансмиссивные биогельминтозы: вухерерии, онхоцерки, лоа лоа. Работа 1. Аскарида человеческая /Ascaris lumbricoides/ а) Рассмотрите фиксированную аскариду и изучите ее внешнее строение. Найдите Поперечный срез аскариды передний и задний концы тела. На переднем конце находится ротовое отверстие, окруженное тремя губами, которые можно рассмотреть с помощью ручной лупы. Определите пол аскариды. У самца задний конец тела спирально загнут на брюшную сторону. Изучите и зарисуйте тотальный препарат поперечного среза аскариды и сделайте соответствующие обозначения. б) Рассмотрите под микроскопом яйца аскариды на готовых микропрепаратах. Оплодотворенное яйцо аскариды одето толстой многослойной оболочкой. Наружный слой ее представлен крупнобугристой белковой оболочкой. У оплодотворенных яиц белковая оболочка тонкая мелкобугристая. Зарисуйте яйцо аскариды. в) Изучите цикл развития аскариды и составьте схему с обозначением всех кровеносных сосудов и органов, по которым мигрирует личинка. почва основной хозяин ( ) кишечник Миграция личинки в организме человека

2 Локализация паразита в организме человека Механизм передачи Путь заражения Инвазионная стадия Факторы передачи Переносчики Диагностика Основные меры профилактики Работа 2. Власоглав (Trichocephalus trichiurus) а). Рассмотрите самца и самку власоглава на фиксированных микропрепаратах. Обратите внимание на длинный волосовидный передний конец тела власоглава. Отметьте отличия во внешнем строении самки и самца. Зарисуйте внешний вид б). Рассмотрите на готовых микропрепаратах яйца власоглава. Яйца власоглава имеют характерную бочковидную форму, на полюсах имеются пробкообразные бесцветные образования. Зарисуйте яйца власоглава. 1

3 Власоглав 1.передний конец тела 2.задний конец тела Яйцо власоглава Основной хозяин Локализация паразита в организме человека факторы передачи Инвазионная стадия переносчики диагностика Работа 3. Острица (Enterobius vermicularis) а) Рассмотрите: фиксированную острицу в пробирке. Изучите ее внешнее строение. Рассмотрите окрашенный тотальный микропрепарат острицы. Изучите особенности внутреннего строения. Обратите внимание на характерное для острицы утолщение пищевода, переходящее в шаровидное расширение - бульбус. Зарисуйте самку и самца, сделайте обозначения. б) Рассмотрите готовые микропрепараты яиц острицы. Обратите внимание на то, что яйца острицы бесцветные, имеют форму несимметричного овала /одна сторона яйца выпуклая/. Зарисуйте яйцо, укажите размер. Острица Яйцо острицы 2

4 В) Изучите жизненный цикл острицы и заполните таблицу локализация паразита в организме человека механизм передачи факторы передачи инвазионная стадия диагностика Работа 4.Трихина (Trichinella spiralis) а/. Рассмотрите готовые окрашенные микропрепараты инкапсулированных личинок трихин в мышцах, Обратите внимание на спирально закрученную форму личинок. Зарисуйте инкапсулированную личинку. б/. Повторите цикл развития трихины заполните таблицу и схему. Цикл развития Trichinella spiralis Личинка внедрятся в слизистую кишечника Марита (половозрелая особь) Самка отрождает новое поколение личинок Основной хозяин: Личинки перемещаются током крови и лимфы Инкапсулированная личинка Личинка в поперечнополосатых мышцах (диафрагма, межреберные, жевательные, дельтовидные, икроножные) Промежуточный хозяин: 3

5 Основной хозяин Промежуточный хозяин локализация паразита в организме человека источник инвазии инвазионная стадия диагностика Работа 5. Ришта / Dracunculus medinensis/ локализация паразита в организме человека Основной хозяин Промежуточный хозяин Инвазионная стадия факторы передачи Диагностика Работа 6. Проблемно-ситуационные задачи. 1. В больницу вторично поступил Дима К., 6 лет с диагнозом энтеробиоз. При первом поступлении было проведено медикаментозное лечение. Чем вы о6ъясните рецидив заболевании? Что нужно сделать чтобы не было реинвазии? 2. При каком нематодозе две формы заболевания /легочная и кишечная/ и как они связаны со стадиями в развитии гельминта? 4

6 3. С какими особенностями морфологии и жизнедеятельности возбудителя связана длительность лечения трихоцефалеза? 4. В хирургическое отделение областной больницы поступила беременная женщина, т.к. она обнаружила у себя отходящих аскарид. Какой из методов лечения аскаридоза Вы выберете для лечения? Объясните почему? Какая физиологическая особенность аскариды используется для изгнания их из организма? 5. Виктор А. жалуется на боли в мышцах /в основном в межреберных, икроножных/, одутловатость лица. При тщательном обследовании выявлен нематодоз. Какой и как подтвержден диагноз? 6. На Новый год семья получила из деревни посылку с салом и с прослойкой мяса. Через три недели все члены семья /отец, мать, сын/ попали в инфекционную больницу с жалобами на сильные боли в мышцах и одутловатость лица. Инфекционного заболевания не выявлено. Поставлен нематодоз. Какой и как? 7. В больницу поступил шахтер-землекоп с болями в области тонкого кишечника, слабость, похудание. При лабораторном исследовании выявлен нематодоз. Какой и как? 8. У мальчика приступообразные боля в животе с кратковременной потерей сознания. Мальчик бледен, худощав, жалуется на слабость и головокружение. При лабораторном обследовании выявлена анемия / малокровие/, в кале обнаружены яйца нематод. Ваше предположение? Какой диагноз? 9. У ребенка по ночам сильный зуд в области промежности, слабость, раздражительность, потеря аппетита, боли в животе. Ваш диагноз? Как подтвердить? 5

7 10. Коля Ф., 12 лет жалуется на головную боль по вечерам, потерю аппетита, тошноту, зуд в заднем проходе. Он стал нервным, рассеянным, успеваемость в школе снизилась. Мать обнаружила в кале большое количество мелких /0,5-1 см/ червей. Какой метод диагностики надо использовать? Ваш диагноз? Меры профилактики? Преподаватель: 6

Цель занятия: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии и циклы индивидуального развития печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с их паразитическим образом жизни.

В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.

Признаки

Представитель типа Плоские черви

Аскарида человеческая

Белая планария

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Аскарида человеческая

5. Органы передвижения

6. Органы прикрепления

9. Кожно-мускульный мешок

10. Пищеварительная система

11. Выделительная система

15. Систематическое положение

* Этот столбец заполняется на следующем занятии

Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.

Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.

В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.

При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.

Далее учащиеся рассматривают ресничного червя под микроскопом, сравнивают с рисунком в учебнике, называют видимые под микроскопом органы.

При переходе к паразитическим плоским червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню, основное внимание следует уделить отличительным чертам их строения в связи с паразитическим образом жизни: отсутствие органов передвижения – ресничек, органов чувств – глаз, большую плодовитость, плотный наружный покров тела, слабое развитие или отсутствие некоторых систем органов и наличие присосок. Учитель предлагает найти присоски на микропрепарате печеночного сосальщика и отметить особенности их расположения, с которым связаны их названия – брюшная и ротовая.

Характеризуя цикл развития паразитических червей, необходимо уделить внимание смене основных и промежуточных хозяев, предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике животных, которые являются хозяевами взрослых паразитов и их личинок, обратить внимание на места паразитирования, отразившиеся на названиях червей.

При закреплении изученного материала о приспособленности свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания можно предложить семиклассникам выписать из соответствующего параграфа новые для них термины, найти в тексте их объяснение и записать их в терминологический словарь в конце тетради. Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития печеночного сосальщика, снабжая ее соответствующими подписями.


Затем учитель предлагает при помощи зоологического лото расставить карточки с изображением фаз развития червя на соответствующие места в схеме цикла развития и подписать названия основного и промежуточного хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя полученную схему со схемой в учебнике. Такой прием поможет глубже закрепить понятие о сложном жизненном цикле паразитов со сменой хозяев: основного и промежуточного. Кроме того, пользуясь заданиями в конце соответствующего параграфа, можно предложить учащимся перечислить органы, входящие в состав той или иной системы органов белой планарии, и указать функции, которые они выполняют. Эти приемы способствуют закреплению анатомо-морфологических, физиологических и экологических понятий.

При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.

Печеночный сосальщик – паразит, потому что он:

1) питается за счет своих хозяев: основного – коровы и промежуточного – малого прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.

В конце диктанта учащиеся должны сделать следующий вывод: печеночный сосальщик как паразит характеризуется сложным жизненным циклом со сменой хозяев – основного и промежуточного.

Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.

В конце работы учащиеся должны сделать вывод о том, что тип Плоские черви объединяет свободноживущие и паразитические формы.

Одним из требований обязательного минимума содержания образования к знаниям, умениям и навыкам учащихся является их умение сравнивать представителей различных типов животных, что подразумевает нахождение черт их сходства животных между собой и отличия. При сравнении паразитических червей типов Плоские и Круглые, гимназисты выявляют характерные признаки червей обоих типов и черты приспособления их к паразитизму, закрепляя тем самым экологические понятия.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

В начале консультации следует рассказ старшеклассников о различных представителях паразитических червей с демонстрацией наглядного материала. После этого рассказчик отвечает на вопросы семиклассников и задает им вопросы.

Почему паразитические черви дышат всей поверхностью тела, а человеку для дыхания нужны специальные органы?

От каких животных произошли паразитические черви и как это можно доказать?

Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить?

Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер?

Можно ли считать паразитических червей вымирающей группой животных? Ответ обоснуйте.

Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек?

После рассказа старшеклассников и взаимного обмена вопросами ведущие предлагают семиклассникам определить изученных паразитических червей при помощи светового микроскопа.

В конце занятия старшеклассники делают обобщающий вывод и подводят итоги тематической консультации: паразитические черви – хорошо приспособленная к паразитизму группа животных, зная жизненный цикл и образ жизни которых, можно выработать рекомендации по борьбе с ними и профилактике заражения ими.

* Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988, с. 23-28.

Цель урока: раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятель­ности круглых червей, рассмотреть особенности человеческой аскариды в связи с паразитическим образом жизни.

1. Карточки-задания для индивидуальной работы учащихся.

Опишите цикл развития печеночного сосальщика. Заполните таблицу:

Где происходит развитие

В цикле развития печеночного сосальщика есть несколько личиночных стадий. Не­которые из них, например, мирацидии, имеют многочисленные реснички на по­верхности тела. У других личинок — церкариев развиваются хвостики на заднем конце тела. Какое значение имеют данные органы для личинок?

Опишите цикл развития бычьего цепня. Заполните таблицу:

Где происходит развитие

Например : 1. На какие отделы делится ленточный червь? 2. Какие органы имеются на голове бычьего цепня? 3. Какое значение они имеют? 4. Где оби­тают паразитические ленточные черви? 5. Кто является представителями лен­точных червей-паразитов? И т. д.

Важно научить учеников слышать друг друга, чтобы вопросы последу­ющие были логическим продолжением предыдущих, т.е. из ответов дол­жен сложиться связный последовательный рассказ. Здесь уместно . использовать прием логической цепочки. (На месте отвечающих учени­ков может быть учитель).

III. Изучение нового материала

1. Известный советский ученый академик А. Н. Северцов, исследуя эволю­цию животных, установил, что для многих их естественных групп характерно состояние эволюционного развития, характеризующееся рядом ведущих приз­наков, которые определяют жизненный успех этих групп. А. Н. Северцов обоз­начил это как проявление биологического прогресса. Он характеризуется следующими признаками: 1) численным увеличением особей данной группы;

2) прогрессирующим расселением, т. е. захватом новых сред обитания; 3) воз­растающим многообразием форм. Круглые черви характеризуются этими об­щими биологическими признаками — признаками биологического прогресса.

— В чем это заключается?

— Каковы причины этого? (Вопросы записываются на доске).

(По ходу рассказа учащиеся составляют краткий конспект в виде опорных сигналов или тезисов).

Нематоды овладели всеми известными науке местообитаниями. Ученые не знают таких сред обитания, в которых не было бы нематод. Дно морей и океанов от северного до южного полюса (причем об этом можно говорить с полной уверенностью) заселено огромным количеством видов и особей нема­тод. Свободноживущие черви известны решительно повсюду: они проникли в солоноватые водоемы, а затем и в пресные, они проникли в почвенные воды и стали компонентами почвенных сообществ. Нематоды овладели органами и

тканями не только всех животных и человека, но равным образом всех известных растений — от водорослей до высших растений включительно, а также грибов.

Из сказанного выше можно видеть, что все среды жизни, вероятно, почти все многоклеточные животные и все растения оказались средой обитания не­матод. Общее число видов нематод в настоящее время еще не выяснено нау­кой. В учебной литературе приводятся данные о 20 тыс. видов круглых червей, но оговаривается то, что специалисты предполагают существование около 500 тыс. форм. А известный американский специалист по нематодам

Н. А. Кобб полагал, что общее число видов нематод — свободных и паразитических — приближается к миллиону.

— Итак, на какой вопрос мы уже сможем ответить?

Одно из свидетельств многообразия тех сред жизни, которыми овладели нематоды, являются колебания длины их тела. Среди нематод имеются очень мелкие формы до 1 мм. Наряду с этими микроскопическими формами извест­ны настоящие гиганты, например самки лошадиной аскариды достигают 37 см в длину, а свайник — великан длиной в 1 м; паразит плацентонема ги­гантская, обитающая в организме кашалота, без преувеличения, напоминает удава, самки его до восьми с лишним метров в длину.

Изучение секретов необычайного успеха нематод — этих большей частью мелких животных — одна из важных проблем современной зоологии и всего народного хозяйства.

Попробуем и мы разобраться в причинах биологического прогресса этих животных. Как вы думаете, с чего необходимо начать поиски причин? Конеч­но, с организации червей и их биологии.

О Составить общую характеристику круглых червей, используя материал со стр. 55 и §18, стр. 56-57. Черты сходства с плоскими червями под­черкнуть синей пастой, особенные признаки круглых червей, впервые появившееся в эволюции животных — красной Используя материал учебника, можно составить следующую характерис­тику круглых червей:

jss Длинное, не разделенное на членики тело. jss В поперечном разрезе тело круглое.

& Двустороннесимметричные животные. jss Трехслойные животные. jgS Есть полость тела.

& Кишечник начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным, jg ? Один слой продольных мышечных волокон.

& При движении могут лишь изгибаться.

Все тело нематод покрыто гибкой, эластичной и прочной оболочкой — ку­тикулой, которая образуется за счет кожных клеток (эпителия). Кутикула имеет защитное значение. Кроме того, она поддерживает достаточно высокое давле­ние полостной жидкости. Именно этим обусловлена струнообразная вытянутая форма тела нематод. (Живая эпителиальная ткань называется гиподермой. Она

Головной конец тела нематод снабжен головной капсулой. На переднем конце ее расположено, строго посередине, ротовое отверстие, окруженное гу­бами. На головной капсуле расположены органы чувств: органы осязания, обоняния (химического чувства), а у некоторых свободноживущих и глаза.

— Что из прозвучавшей характеристики, по вашему мнению, способство­вало прогрессу нематод?

Рассмотрим особенности внутреннего строения и жизнедеятельности нематод.

Пищеварительная система представлена прямой трубкой, в которой выде­ляют рот, глотку, пищевод, среднюю и заднюю кишку. Некоторые круглые черви имеют рот, снабженный губами (часто тремя) для захвата пищи, или ко­лющий ротовой аппарат (у растительноядных нематод).

Среди свободноживущих есть черви-хищники, большинство питается раз­лагающимися органическими веществами. Растительноядные черви способ­ны выделять наружу особые вещества — ферменты, под действием которых пища (растительные ткани) переваривается в наружной среде, после чего пища переваренная попадает в кишечник. Через задний отдел, оканчиваю­щийся анальным отверстием, непереваренные остатки выводятся из организма червя.

Внутри валиков гиподермы находятся каналы выделительной системы. Подходя к переднему концу червя (см. рис. 77 стр. 56), каналы загибаются на брюшную сторону, сливаются в непарный канал, открывающийся на брюш­ной стороне выделительным отверстием. Отмечу, что продукты обмена ве­ществ проникают в полостную жидкость. Здесь они с помощью фагоцитарных клеток обезвреживаются, накапливаясь в них, или поступают в каналы и удаляются наружу.

Нервная система расположена в гиподерме. Она состоит из окологлоточ­ного кольца и нескольких отходящих от его нервных стволов с ответвлениями.

Круглые черви преимущественно раздельнополы (рис. 76, стр. 55). У них ясно выражены половые различия (диморфизм).

— Чем внешне отличаются друг от друга самки и самцы?

Кроме всего сказанного, в передней трети их тела заметен поясок, на брюшной стороне которого находится половое отверстие. У самцов развиты, семенники, семяпроводы и семяизвергательный канал. Женские половые ор­ганы состоят из яичников, яйцепроводов и матки. Оплодотворение у круглых червей внутреннее, происходит в теле самки. Оплодотворенные яйца выделяются наружу через половое отверстие самки.

Яйца нематод заключены в яйцевые оболочки, предохраняющие их от фи­зических и химических воздействий.

— Кровеносная и дыхательная системы у нематод отсутствуют. Как проис­ходит дыхание червей?

О Выявите прогрессивные черты развития круглых червей.

jss Деление пищеварительной системы на отделы.

& Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.

& Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.

— Какой вывод можно сделать на основании этого?

Большой интерес для человека представляют паразитические черви, оби­тающие в организмах человека и животных. Аскарида — один из самых обыч­ных паразитов человека. Заболевание, вызываемое аскаридами носит название аскаридоз. Интересен цикл развития этого червя, отличный от цик­лов развития плоских червей. Из каких этапов он состоит и какие условия не­обходимы для развития червя? Это предстоит узнать вам самостоятельно, используя материал учебника: §18, стр. 57, рис. 78.

О Назовите по схеме органы тела человека, через которые проходят пути перемещения яйца и личинки.

— В конце прошлого столетия один врач в опыте, поставленном на себе, выяснил, что из только что отложенных самкой аскариды яиц, прогло­ченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте?

— Присутствует ли в развитии аскариды еще этап, на котором необходимо присутствие кислорода (кислородный этап)?

— Как удерживаются аскариды в теле хозяина, ведь органов прикрепле­ния, как у плоских червей, у них нет?

При аскаридозе отмечаются головные боли, общая слабость, головокруже­ние, раздражительность, снижение работоспособности и памяти. Эти нару­шения в состоянии организма обусловлены выведением в кишечник человека токсичных веществ — продуктов жизнедеятельности аскарид. Кроме того, клубки этих паразитов могут стать причиной непроходимости кишечника.

Острица паразитирует чаще всего у детей в нижнем отделе тонкого кишечника. Самки бывают длиной около 10 мм (1 см), а самцы — 3—5 мм. Ос­трицы вызывают заболевание энтеробиоз, при котором наблюдаются неспо­койный сон, недосыпание, ухудшение самочувствия, понижение трудоспособности и даже нервные расстройства..Иногда острицы могут вызы­вать воспаление червеобразного отростка — аппендицит. После оплодотворе­ния самки продвигаются к заднему проходу человека, выползают наружу, вызывая при этом сильный зуд, и откладывают яйца в области анального от­верстия. Они малы и легко рассеваются, попадают на одежду, мебель, книги, в большом количестве скапливаются под ногтями.

— Какие меры следует соблюдать для профилактики аскаридоза и энтеро­биоза?

Удаление или изгнание паразита из тела хозяина называется — дегельмин­тизацией (от лат. de — приставка, означающая завершение действия, греч. гельминтос — червь, глист). Гельминты — глисты, черви-паразиты. Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельмин- тозов (заболеваний, вызванных гельминтами) сыграл академик Константин Иванович Скрябин.

варианта I), круглых червей (вариант II) и признаки, у червей отсутствующие (руки не подымаются).

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников (Я).

2. Тело круглое в поперечном сечении (К).

3. Двусторонняя симметрия тела ( П,К ).

4. Лучевая симметрия тела (—).

5. Тело состоит из эктодермы и энтодермы (—).

6. Тело состоит из трех слоев клеток (77, К).

7. Имеется кожно-мускульный мешок (77, К).

8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью (К).

9. Имеется паренхима (77).

10. Полости тела нет (77).

11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке (К).

12. Пищеварительная система слепозамкнутая (77).

13. Имеется анадьное отверстие (/0.

14. Нервная система лестничного типа (Я, К).

15. Гермафродиты (77).

16. Раздельнополые (К).

17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела (77, К).

§18, вопросы после параграфа, термины.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции