В чем сходство плоских и круглых червей

Плоские и круглые черви недаром заслужили славу опасных паразитов человека и животных. Поэтому знания об особенностях их строения и жизнедеятельности не повредят каждому из нас. В чем сходство плоских и круглых червей, каковы черты отличия, чем они могут быть опасны? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

В чем сходство плоских и круглых червей

Тело как плоских, так и круглых червей образовано настоящими тканями, которые формируют их органы и системы. Вспомним, что кишечнополостные животные не имели перечисленных структур. Медузы и полипы состоят из отдельных специализированных клеток. Общим признаком является и вытянутая форма тела червей обоих типов, и размеры их представителей, которые варьируются в значительных пределах.


Так, плоский червь, паразит крупного рогатого скота - бычий цепень, вырастает до 10 метров. А вот круглая острица едва превышает 10 мм. Однако их размеры никак не отражаются на масштабах вреда, который одинаково велик.

Сравнение плоских и круглых червей

Признаки для равнения Тип Плоские черви Тип Круглые черви
Среда обитания Водная и организменная Организменная
Полость тела Отсутствует Первичная
Слои тела Экто, энто- и мезодерма
Опорно-двигательная система Кожно-мускульный мешок
Пищеварительная система Замкнутая, состоит из ротового отверстия и слепо замкнутого кишечника Сквозного типа, образована ротовым и анальным отверстиями, а также кишечником
Кровеносная система Отсутствует
Дыхательная система Отсутствует: газообмен осуществляется через покровы тела
Выделительная система Тонкие канальцы, открывающиеся специализированными порами Состоит из длинных канальцев, которые открываются наружу одним отверстием
Нервная система Узлового типа
Половая система, тип оплодотворения и развития Преимущественно гермафродиты, внутреннее, непрямое Раздельнополые, внутреннее, непрямое

Среда обитания

Представители плоских червей, как и круглых, паразитируют во внутренних органах многих животных и человека. Причем первые прикрепляются к их стенкам с помощью специальных структур, расположенных на передней стороне тела. К примеру, печеночный сосальщик имеет ротовую и брюшную присоски, а свиной цепень - хоботок с крючьями. Круглые черви подобных органов прикрепления не имеют, поэтому им приходится постоянно двигаться навстречу пищевым массам. Так, аскариды, которые паразитируют в просвете тонкого кишечника человека, "путешествуют" по организму с током крови и кислорода.


Среди плоских червей есть и свободноживущие виды. Различные виды планарий освоили пресные, соленые водоемы, а также лесную подстилку. Они питаются, охотясь на более мелких животных: ракообразных, гидроидных, личинок насекомых и других червей.

Образ жизни

В чем сходство плоских и круглых червей? Прежде всего, в паразитическом образе жизни. Чтобы достигнуть половозрелого возраста, они должны пройти сложный жизненный цикл. Так, круглые черви - паразиты человека, которые называются трихинеллами, в процессе развития сменяют нескольких хозяев. Свиньи заражаются их личинками, поедая различные объедки и мясо других зараженных животных. Далее происходит их развитие и внедрение цист червей в мышечные волокна. Человек заражается трихинеллами, поедая плохо прожаренное мясо свиньи. В кишечнике личинка паразита покидает цисту, мигрирует и внедряется в мышечную ткань.

Плоский червь - паразит кошачий сосальщик - в своем жизненном цикле развивается в теле двух промежуточных хозяев: моллюска и рыбы. Только после этого он достигает половозрелой стадии в протоках печени человека и рыбоядных животных: котов, собак, волков.

Полость тела

Исходя из данных, которые содержит наша таблица, круглые черви обладают рядом более прогрессивных черт строения. Одним из них является появление полости тела. У плоских червей она полностью отсутствует. Их тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении и имеет форму листа или ленточки. Промежутков между органами у них нет, потому что они заполнены разновидностью соединительной ткани - паренхимой.


У круглых червей появляется первичная полость тела. Ее характерной чертой является отсутствие собственной выстилки. Между органами постоянно циркулирует полостная жидкость, выполняющая важнейшие функции. Она переносит кислород к тканям и органам, а к выделительным трубочкам - конечные продукты обмена веществ. Поскольку полостная жидкость находится под давлением, она участвует в поддержании постоянной формы тела круглых червей.

Особенности пищеварения

Существенные отличия имеют эти типы животных и в особенностях строения пищеварительной системы. Представители плоских червей, независимо от их образа жизни, имеют ротовое отверстие и кишечник, который слепо заканчивается. Это значит, что они не могут одновременно и поглощать пищу, и выделять ее непереваренные остатки. А ленточные черви и вовсе лишены кишечника, поскольку поглощают уже переваренные вещества из просвета тонкого кишечника животных.


Круглые черви - паразиты, которые имеют сквозной кишечник. Это обусловливает более интенсивное протекание обмена веществ. Благодаря такому строению выведение непереваренных остатков не мешает поступлению новых порций.

Строение систем органов

В целом системы органов плоских и круглых червей имеют много общего. Их покровы представлены кожно-мускульным мешком. Эта структура состоит из клеток покровного эпителия и нескольких слоев мышц, расположенных под ними. Такое строение делает возможным активное передвижение червей в пространстве. Газообмен и процесс выделения веществ также имеют одинаковый механизм.


Нервная система, состоящая из узлов и отростков, образует разнообразные органы чувств червей. В основном они располагаются на переднем конце тела. Это светочувствительные глаза, осязательные щетинки или сосочки, органы химического восприятия и равновесия. Несмотря на существенную разницу в типе половой системы, плоские и круглые черви имеют одинаковые стадии развития. Это яйцо, личинка и взрослый организм.

Значение плоских и круглых червей

Разбираясь, в чем сходство плоских и круглых червей, необходимо упомянуть и о биологической роли данных животных. Паразитируя в живых организмах, они отравляют их собственными продуктами обмена. К примеру, сосальщики вызывают воспаление печени, разрушение стенок желчных протоков. Ленточные черви, поглощая питательные вещества и витамины из организма хозяина, приводят к его истощению, слабости и даже потере сознания. Круглые паразиты разрушают и многие части растений, нанося существенный вред урожаю. Широко известны галловые, стеблевые и пшеничные нематоды.

Плоские и круглые черви представляют серьезную угрозу и для здоровья человека. Чтобы избежать заражения, необходимо употреблять в пищу хорошо мытые фрукты и овощи, термически обработанные мясо и рыбу, не пить сырую воду, придерживаться правил личной гигиены.


Итак, плоские и круглые черви имеют много сходных черт строения. К ним относятся: среда обитания, вытянутая форма, паразитический образ жизни, наличие трех слоев тела, отсутствие кровеносной системы. Однако круглые черви обладают рядом прогрессивных черт. Прежде всего, это наличие первичной полости и сквозного кишечника.

Тип Черви — это группа многоклеточных животных с вытянутым телом, в котором нет скелета. Черви обитают в почве, морях и пресных водоёмах. Многие из них являются паразитами животных, растений и человека. Среди червей встречаются такие мелкие, что их можно обнаружить только с помощью увеличительных приборов. Однако бывают и крупные черви достигающие нескольких метров в длину.

По форме тела червей разделяют на три типа: Плоские, Круглые и Кольчатые. Все черви — трёхслойные животные. Их ткани и органы развиваются из трёх зародышевых слоёв — эктодермы, энтодермы и мезодермы.

Тип Плоские черви объединяет около 12500 видов. По своей организации они выше кишечнополостных, но среди трёхслойных животных являются самыми примитивными. Эти животные могут медленно ползать. Самый характерный признак плоских червей — уплощённое (приплюснутое) тело, в форме длинной ленты.

На рисунке ниже показано строение Плоского червя на примере Планарии.


Тело уплощено в спинно-брюшном направлении, про­странство между органами заполнено особой тканью - паренхимой (полости тела нет)

Кожно-мускульный мешок (кожа, сросшаяся с мус­кульными волокнами)

Глазки в передней части тела, осязательные клетки разбросаны по всему телу

Пищеварительная система слепо замкнута; есть рот --> глотка --> разветвленный кишечник

Всей поверхностью тела

Система канальцев, открывающихся наружу по бокам тела

Размножение плоского червя

Гермафродиты; в семенниках созревают сперматозои­ды, в яичниках - яйцеклетки; самка откладывает яйца, из которых появляются молодые черви

Плоские черви классы

Класс Ресничные Черви

Свободноживу­щие водные жи­вотные, тело которых по­крыто реснич­ками.

Являются паразитами животных и человека, их тело покрыто плотной оболочкой, есть при­соски для прикрепле­ния к телу хозяина

Класс Ленточные черви

Являются также паразитами кишечника животных и человека; имеют длинное члени­стое тело (до 10 м), го­ловку с присосками для прикрепления. Питание происходит всей поверхно­стью тела.

Тип Круглые черви — большая группа животных с длинным, круглым в поперечном разрезе телом, которое заострено на переднем и заднем концах. Для круглых червей характерно наличие свободного пространства внутри тела — первичной полости. В ней расположены внутренние органы, окружённые полостной жидкостью. Омывая клетки организма, она участвует в газообмене и переносе веществ. Тело круглых червей покрыто прочной оболочкой — кутикулой. Данная группа насчитывает около 20 тысяч видов.

На рисунке ниже показано строение Круглого червя на примере Аскариды.



Вытянутое цилиндрическое тело, заостренное с обоих концов, круглое в поперечном сечении, есть полость тела

Брюшная нервная цепочка

Рот (3 жесткие губы) --> глотка --> кишечная трубка --> анальное отверстие

Всей поверхностью тела

Через поверхность тела

Большинство раздельнополы; самка откладывает яйца, из которых появляются молодые черви

Большинство - паразиты: аскарида, острица - паразигы животных; есть паразиты растений и свободноживущие черви (волосатик)

Тип Кольчатые черви — группа животных чьи представители имеют тело, разделённое на членики, напоминающие сложенные друг за другом кольца. Насчитывают около 9 тысяч видов кольчатых червей. Между кожно-мускульным мешком и внутренними органами у них имеется целом — вторичная полость тела, заполненная жидкостью.



Тело состоит из сегментов, есть полость тела

Кожа; мышцы - продольные и кольцевые

Надглоточный и подглоточный нервные узлы и брюш­ная нервная цепочка, от которой в каждом сегменте отходят нервы

Рот --> глотка --> пищевод --> зоб --> желудок --> кишка --> анальное отверстие

Всей поверхностью тела; у морских есть специальные выросты тела —жабры

В каждом сегменте - пара канальцев, открывающихся наружу выделительными порами

Размножение кольчатых червей

Гермафродит; самка откладывает в кокон яйца, из ко­торых появляются молодые черви

1. Класс Малошетинковые - обитают в основном в почве и пресных водоемах, имеют мелкие щетинки на каждом сегменте (представитель – дождевой червь)

2. Класс Многошетинковые - обитают в морях; имеют по бокам тела парные выросты со щетинками (представитель - нереида, пескожил)

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

Подробное решение параграф 8 по биологии для учащихся 7 класса, авторов В. В. Латюшин, В. А. Шапкин 2014

Где обитают круглые черви?

Круглые черви населяют все среды обитания.

Какие виды круглых червей опасны для человека?

Для человека опасны аскариды, трихинеллы, острицы.

Вопросы

1. Чем отличаются круглые черви от плоских?

Круглые черви отличаются от плоских округлой формой тела. Круглые черви имеют сквозную (есть ротовое и анальное отверстие), а не замкнутую пищеварительную систему. Круглые черви обычно раздельнополые, а плоские – гермафродиты.

2. В чем сходство круглых и плоских червей?

Круглые и плоские черви имеют двустороннюю симметрию тела, среди обоих типов много паразитов.

3. Какие круглые черви встречаются в той местности, где вы живете?

На территории России распространены паразиты человека (аскарида, острицы, трихинеллы), паразиты растений (свекловичная, картофельная, овсяная гетеродеры, стеблевые нематоды).

4. Какие меры профилактики помогут избежать заболеваний вызываемых паразитическими круглыми червями?

Режимная профилактика гельминтоза у человека:

• Мойте руки с мылом перед принятием пищи, а также после посещения туалета и общественных мест.

• Если ваше рабочее место за столом, тогда регулярно протирайте его дезинфицирующими средствами; это же касается аксессуаров ПК – мыши и клавиатуры.

• Ученые выяснили, что мобильные телефоны очень загрязняются, поэтому после их использования также желательно поддерживать гигиену рук.

• Обдавайте кипятком и промывайте проточной водой зелень, овощи и фрукты перед употреблением.

• Хорошо прожаривайте и проваривайте мясо.

• Избегайте приема сырой рыбы, необработанной икры и яиц.

• Не пейте сырую воду из трубопровода и открытых водоемов.

5. Почему для лечения заболевания человека и домашних животных, вызываемых паразитическими червями, врачам и ветеринарам необходимо хорошо изучить строение и образ жизни этих червей?

Паразитические черви имеют сложные циклы развития со сменой нескольких хозяев, высокую плодовитость, существую разные пути заражения ими, поэтому для лечения заболеваний необходимо детальное изучение паразитов.

6. Почему полихеты могут хорошо перемещаться не только в воде и на поверхности, но и в толще грунта и внутри трубок?

В движении плавающие и ползающие полихеты волнообразно изгибают свое тело. Голова и передний конец тела при этом остаются вытянутыми прямо вперед. Параподии участвуют в движении как весла или плавники. При ударе назад пучки щетинок высовываются, что значительно увеличивает их рабочую поверхность, а при возвращении вперед щетинки втягиваются. Спасаясь от преследования или догоняя свою добычу, полихеты развивают такую скорость, что могут соперничать с некоторыми рыбами. В грунте полихеты тоже движутся очень быстро. В этом случае они с силой перекачивают из заднего конца тела в передний свою полостную жидкость, а щетинками упираются в грунт. Гидравлический способ движения животных в грунте очень экономичен и вполне может быть перенесен в технику.

Паразитические черви. Правила гигиены

Гельминты в организме человека не размножаются, за исключением таких видов, как острица, цепень карликовый. Попадает гельминт в организм в виде яиц или личинок. Заражение чаще всего происходит либо через почву, либо при контакте кожи с почвой или водой, либо при приеме пищи. В организме гельминты обитают в различных органах и тканях: в кишечнике, печени, в мышцах, легких и в крови.

К плоским червям относятся такие представители, как сосальщики. Они имеют уплощенную листовидную или языкообразную форму, размер тела колеблется от 1 мм до 2-3 см. Органами прикрепления к хозяину являются присоски. Сосальщики питаются содержимым кишечника хозяина, кровью, слизью, эпителием. Органы пищеварения отсутствуют, равно как и органы чувств. Подавляющее большинство представителей являются гермафродитами. Первым промежуточным хозяином у сосальщиков являются различные моллюски, вторым хозяином служат рыбы, земноводные. Окончательным хозяином являются различные позвоночные.

Взрослые сосальщики паразитируют в самых разнообразных органах, таких, как кишечник, печень, легкие, мочевой пузырь, мешок.

С целью профилактики не рекомендуется употреблять воду из водоемов, сырую козью, баранью или овечью печень, сырую или провяленную рыбу.

К плоским червям относится и другой класс - это ленточные черви, которые в свою очередь подразделяются на отряды лентецов и цепней. Ленточные черви в половозрелом состоянии являются обитателями кишечника позвоночных. На переднем конце тела имеется головка, являющаяся органом прикрепления, позади нее зона роста; тело подразделяется на членики. Гермафродит. Кишечник редуцирован. В связи с этим питание осуществляется всей поверхностью тела паразита пищей, переваренной кишечником хозяина. Развитых органов чувств нет, но имеются чувствительные клетки, пронизывающие своими периферическими отростками поверхность тела паразита. Органы дыхания и кровеносная система отсутствуют. Человек заражается при употреблении в пищу недостаточно прожаренной или слабо просоленной рыбы (речной - ерш, окунь, налим; озерной - форель, хариус) с живыми личинками. Заражение часто происходит и через свежую, так называемую живую икру щуки. Некоторые любители выдавливают икру из брюшка прямо в рот, а вместе с ней могут поступать и личинки, вызывая заражение. При личной профилактике не рекомендуется употреблять в пищу непроваренную и непрожаренную свинину, пробовать сырой фарш, а также необходимо тщательно соблюдать правила личной гигиены. Цепень эхинококка небольшой, длина тела до 6 мм, головка вооружена крючьями, числом от 25 до 80. Развитие происходит со сменой хозяев, промежуточным из них является человек, крупный и мелкий рогатый скот, лошадь, свинья, окончательным - собака, волка, шакала. Яйца выходят с испражнениями собаки и прилипают к ее шерсти. Они могут быть занесены в рот человека и проглочены, если гладить зараженную собаку, а затем брать пищу немытыми руками. То же может произойти и при поцелуях собаки. В северных странах, где собаки являются ближайшим для человека домашним животным, эхинококкоз у людей встречается довольно часто.

Для профилактики необходимо строго соблюдать правила личной гигиены при содержании собак и уходе за ними; обязательно мыть руки после соприкосновения с собакой; не допускать собак к пище человека и к его посуде; ограничивать прямой контакт детей и собак. Существенное значение имеет санитарное просвещение населения.

К другой многочисленной группе паразитических червей - их около 100 представителей - относятся круглые черви - нематоды. Они характеризуются удлиненным, округлым на поперечном разрезе (откуда и название - "круглые черви";) телом. Размеры колеблются от менее 1 мм до 1 м и более. В отличие от плоских червей полость тела у нематод заполнена тканью. Несмотря на паразитический образ жизни у нематод сохранился пищеварительный аппарат; органы дыхания и кровообращения отсутствуют. Нематоды раздельнополые. Самки крупнее самцов; у самцов задний конец или загнут, или спирально свернут. Почти все нематоды развиваются прямым путем. Широко распространенным является такая глистная инвазия как аскаридоз. Возбудитель - аскарида человеческая. Самки паразита достигают в длину 25-45 см, самец - 15-25 см. Заражение человека происходит при проглатывании зрелых, инвазионных яиц с частицами почвы, при употреблении в пищу плохо вымытых овощей и ягод, зараженных фруктов, иногда при питье воды из открытых водоемов. Профилактика: овощи и фрукты перед употреблением в пищу следует тщательно промывать и ошпаривать кипятком, не рекомендуется пить некипяченую воду.

Острицы - мелкие гельминты, длина самки - 9-12 мм, самца - 3-4 мм. Паразитирует в дистальном отделе тонкой кишки, в слепой кишке, червеобразном отростке, чаще у детей. Возможно заражение через предметы обихода, игрушки, с пищевыми продуктами через загрязненные руки.

В целях профилактики энтеробиоза необходимо отучать детей грызть ногти, сосать и облизывать пальцы. Ногти следует коротко стричь и следить за их чистотой. Необходимо чаще подвергать помещения влажной уборке и проветриванию. Стульчаки, пол туалетов и ночные горшки обдают кипятком.

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Круглые черви. Особенности организации круглых червей. Свободно живущие и паразитические

1. изучить особенности организации круглых червей на примере Нематоды;

2.рассмотреть многообразие их видов;

3.научиться узнавать представителей типа Плоских червей и Типа Круглых червей на таблицах и рисунках

4.Выявить отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических червей

5. Продолжить формирование навыков логически мыслить , обобщать и делать выводы.

Постановка познавательной задачи (Рассказать о цели урока)

Проверка домашнего задания ( на слайдах задания разного уровня)



Задание№1 (1 уровень сложности)

Какие животные изображены на рисунках?

Назовите особенности строения этих животных

Задание №2 (2 уровень сложности)

Гидра и актиния по своему внешнему виду напоминают растения.

Какие признаки указывают на то, что это животные?

Какой тип питания у этих животных?

наличие этих клеток– одна из наиболее характерных особенностей кишечнополостных. О каких клетках идет речь? Какие функции они выполняют?

Слайд №5 ( Анализ рисунков)



Задание 1 (1 Уровень сложности)

1.Каковы общие признаки типа Плоские черви?

2.Какие системы органов изображены на рисунке 1 и 2?

Задание 2 (2 уровень)

1.Чем сходны планария и гидра?

2.О чем свидетельствует это сходство?

*В чем проявляется усложнение строения планарии по сравнению с гидрой?

Слайд №6 (Работа со схемой)



Задание 1(1 уровень сложности)

Расскажите о жизненном цикле свиного цепня.

Какие меры позволят предотвратить заражение людей и животных этим паразитом?

Задание 2(2 уровень сложности)

Какие особенности строения плоских червей связаны с паразитизмом?

*Какая симметрия у плоских червей? Определите вид симметрии тела у следующих животных:
Бабочка, губка, карась, змея, гидра, стрекоза, актиния, морская звезда, курица, медуза, кошка

Слайд №7 Работа в тетрадях

Заполните таблицу (Повторение )

Слайд №8 Изучение нового материала

Работа с текстом учебника ( Комментированное чтение)

Слайд №9 Признаки круглых червей

Анализ прочитанного (Составление схемы)

Слайд №10 ( Изучение особенностей строения паразитических червей)

внешнее и внутреннее строение аскариды



Слайд №11 Выступление учащегося

Жизненный цикл аскариды

Расскажите о путях заражения аскаридами
Предложите методы профилактики заражения

Слайд №12 Приспособления к паразитизму

Предложить учащимся самостоятельно сделать вывод о приспособлениях круглых червей к паразитизму на основе полученных знаний о плоских и круглых червях

Закрепление изученного материала

Слайд№13 Тестовые задания. Выполняют в тетради: пишут № вопроса и № ответа

Для более эффективного закрепления изученного предлагаю учащимся провести взаимопроверку тестовых заданий

Слайд№14 вопросы для обсуждения

учащимся дается 2-3 минуты для подготовки к ответу

1Какие особенности строения и жизнедеятельности

характерны для круглых червей?

2.Какие прогрессивные изменения произошли у круглых

червей по сравнению с плоскими в ходе эволюции?

3.Какое значение имеет высокая плодовитость

Итог урока (Творческая работа )

Слайд №17 Рефлексия

Предложить учащимся высказать свое мнение об уроке, выбрав один из вариантов ответа и дополнив его:

На этом уроке я узнал что ………

Мне было скучно, потому, что……..

Мне понравилось изучать биологию с помощью компьютера потому, что……….

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Общая характеристика типа Круглые черви; отличия представителей круглых червей от плоских червей; образ жизни круглых червей; многообразие круглых червей

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите все правильные ответы.

1. Плоские черви характеризуются

А. наличием трехслойного тела Б. уплощенной формой тела

В. сквозной пищеварительной системой

Г. существованием свободноживущих и паразитических форм

2. Представители класса ресничных червей обитают

А. в водной среде Б. в наземно-воздушной среде

В. в почвенной среде Г. в организменной среде

3. Разветвленная пищеварительная система плоских червей обеспечивает

А. успешный захват пищи Б. быстрое переваривание пищи

В. выделение непереваренных остатков через рот

Г. доставку питательных веществ клеткам тела

4. Для ленточных червей характерны особенности:

А. наличие пищеварительной системы Б. длинное, плоское, членистое тело

В. паразитический образ жизни Г. гермафродитизм

5. Сосальщики, как и другие плоские черви:

А. плодовиты Б. могут жить в бескислородной среде

В. имеют не сквозную пищеварительную систему Г. являются паразитами

6. Ленточные черви удерживаются в теле хозяина благодаря

А. изгибам тела Б. присоскам и крючьям на голове

В. большой плодовитости Г. отсутствию пищеварительной системы

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Тип Круглые черви

Где обитают круглые черви?

Какие виды круглых червей опасны для человека?

Общая характеристика. Все круглые черви имеют сходное строение: удлиненную форму тела, круглое поперечное сечение, двустороннюю симметрию. На переднем конце тела есть ротовое отверстие, ближе к заднему концу тела — анальное.

Тело состоит из двух слоев. Внутри тела находятся пищеварительная, выделительная и половая системы. Внутренняя
полость тела заполнена жидкостью, находящейся под давлением и обеспечивающей постоянство формы тела. Мускулатура располагается вдоль тела четырьмя тяжами и осуществляет движение червя. Дыхательная и кровеносная системы отсутствуют. Нервные клетки сосредоточены в виде тяжей в мышечных валиках, на переднем конце тела имеется нервное кольцо. Обычно круглые черви разнополы Образ жизни. Представителей круглых червей можно встретить во всех средах обитания. Свободно живущие встречаются на дне морей и океанов, в пресных водах и почве. Многие круглые черви освоили для жизни разлагающиеся органические остатки животных и растений. Среди круглых червей много паразитов, обитающих в организмах растений и животных, например аскариды В настоящее время известно более 20 тыс. видов круглых червей.



Знакомство с многообразием круглых червей

микроскоп, пипетка, предметное стекло, препаровальная игла, куль­тура свободноживущих нематод, влажные препараты аскарид, микро­препараты круглых червей — паразитов растений и животных.


Рассмотрите без увеличительных приборов культуру свободноживу­щих нематод, выращенную на белом хлебе.

Опишите этих червей: их число, размеры, окраску, характер движений.

На влажном препарате аскарид найдите самца и самку.

Отметьте, в чем их различие, в чем сходство с теми круглыми червя­ми, которых вы только что рассматривали.

Тип Круглые черви | Биология 7 класс #14 | Инфоурок

Тип Круглые черви (экспресс Зоология) подготовка к ОГЭ и ЕГЭ Биология

Паразитируя в организмах животных и людей, нематоды освоили почти все системы внутренних органов хозяина: кровеносные и лимфатические сосуды, головной и спинной мозг, подкожную клетчатку, внутреннюю среду глаз, мышцы, сухожилия, кишечник, легкие, сердце и др.

Ответить на вопросы

Чем отличаются круглые черви от плоских?

В чем сходство плоских и круглых червей?

Какие круглые черви встречаются в той местности, где вы живете? Рассмотрите предложенные вам микропрепараты паразитических ви­дов с помощью микроскопа.

Выявите сходство и различие сначала во внешнем строении и величи­не разных видов, а затем — во внутреннем строении их.

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М. Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции